Перелетные дети ася кравченко краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Очень плохое художественное оформление!, абсолютно не в тему "фотошопные" вставки (не самого высокого качества), ощущение, что читаешь какой-то "путеводитель для чайников", крайне тянет заклеить картинки -(
В целом, по моему восприятию книга не очень удалась (если сравнивать со Сказками старого дома и Новой вселенной): вроде бы, и что-то необычное пронизывает всю историю, и сюжетная линия с бабушкой понравилась, но вот смотришь в книгу и видишь перед собой не маленький фантазёрный мир, а вовсе даже нечто банально-альбомно-буклетное с постоянно отвлекающимся гидом.
Рекомендовать книгу кому-то из юных читателей (как было с уже упомянутыми Сказками и Вселенной) совершенно не хочется - отдала на раздачу в своем доме. Увы.

очень добрая книга о ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ. В эпоху, когда дети и внуки живут не вместе с бабушками, невероятно трогательная история о любви между поколениями. О спасении о любви, которая заставляет трепетать сердце, возрождает из пепла и скорби. Спасибо Асе Кравченко!

Хорошая какая книга.
И добрая, и умная, и мудрая, и ироничная, и цепляет за живое, до кома в горле, НО. безнадежная она какая-то.
Дочь (ей 10 лет) сказала - грустная книга.
А я вспомнила почему-то лабиринты Макса Фрая - та же причудливая легкая смесь снов и городских подробностей, троллейбусы без проводов и тоска по несбывшемуся в стране ТАМ.

А вопрос о существовании в стране ЗДЕСЬ повисает в воздухе, и ответа не получает. Поэтому и грустно, наверное, но ведь по-другому и не бывает в хороших книгах.

Богатейшая пища для размышлений - для родителей прежде всего.

Вот, запомнилось - почитайте, каково сказано!
Вот отсюда:

"
.
- К нам пришли дети! Наконец-то. Настоящие дети!
- Наше будущее, - вставил кто-то с усами.
- Опять мы чье-то будущее! - всплеснула руками Веро. - Только отвлечешься, как кто-нибудь непременно тебя присваивает."

Трудно в нашем мире быть ребенком, наверное. Особенно - если летающим. Все так и норовят ярлык навесить - мол, ты "человек неразумный", ибо глупости всякие думаешь и (вот уж вовсе глупость!) вслух о них говоришь. А уж летающий ты или нет - вопрос второй.

Вот и вырастают у нас перелетные дети. От нас, от родителей, от взрослых рациональностей, улетающие в теплые края своих фантазий. А мы и не замечаем этого.

".
- Звонили из школы. Сообщили, что ты пришел к третьему уроку, а потом ушел совсем.
- Я ушел, потому что мне сказали, чтобы я без родителей не возвращался. А ты в прошлый раз сказала, что в школу больше не пойдешь.
- То есть виновата я?
- Нет.
- Людмила Викторовна почему-то спросила, не приходила ли к нам в гости корова.
- И что ты ответила?
- "Конечно, приходила". Что я могла еще ответить?

У меня самая лучшая мама. Она всегда отвечает правильно."

А ведь они и правда параллельная ветвь эволюции, наши любимые летающие дети! Дай нам Бог мудрости, чтобы хотя бы изредка отвечать им правильно.

Рукопись из самого-самого первого сезона Книгуру наконец-то добралась до издательства и превратилась в книжку. Сказка Аси Кравченко "Перелётные дети" - о двух необычных подростках, которые прилетели в Москву в поисках юношеской любви своей бабушки.

Сказка эта небольшая и очень поэтичная, с элементами абсурда и с множеством аллюзий на известные произведения, начиная от Питера Пена и заканчивая сказками М.Москвиной. Самое же главное в книге вот что: она о Москве, о том, каким необычным, красивым, сумасшедшим, нереальным может быть этот город.

В книге почти на каждой странице есть иллюстрации (вообще это одна из моих любимых тенденций последнего времени - книги для подростков выпускаются с иллюстрациями!), это не рисунки, а коллажи - фотографии Москвы с силуэтами персонажей.


А внутри там вот так:


– Это абсолютно реалистичная книжка. И самое сложное в ней как раз то, что это реализм.

– А вы решили, что он погибает?

- Да, я решила, что Фонарщик погиб.

– Нужно ли разговаривать на эти темы с детьми и подростками? А если нужно, то как? Жеке кажется, что его дедушка не умер, а, как и собирался, уплыл в далекое море. Когда хозяева находят Чижика на даче, сами по себе загораются фонари. Вы считаете, что на самом деле смерти не существует?

– Конечно, смерти нет. То есть она, конечно, есть, и никуда от этого не деться, но это часть жизни. Хотя в нашей культуре о смерти говорить не принято.

На самом деле смерти как таковой не существует. Сколько людей должно было встретиться, полюбить друг друга, чтобы получилась я? Их сейчас нет, но в то же время они и есть ‒ они все есть во мне. И я, и они будут продолжаться в моих детях.

Но я сама не могу пока представить себе, что меня когда-нибудь не будет. Даже не столько представить, сколько смириться с этим.

– Жека методично подсчитывает признаки конца света. Он одинок и, наверное, несчастен. Что ждет его дальше? Почему он так зациклен на себе и совсем не обращает внимание на других? Полезен ли такой опыт одиночества для подростка?

– Мне кажется, опыт одиночества очень полезен. Жека в начале книжки и Жека в конце – два разных человека. В конце книги он принимает всю свою жизнь. Смерть деда расставляет для него все по своим местам, и Жека понимает, что́ для него по настоящему ценно.

И с Жекой происходит то же самое. После смерти деда он на многие вещи начинает смотреть по-другому.

Мне кажется, с животными жить как-то уютней. Я когда росла, у меня была собака. Думаю, ребенку легче переносить неприятности, если у него есть животное. Пришел домой, рассказал о своих невзгодах, и как-то сразу стало легче.

– Опыт свободы, безусловно, получить нужно, но при этом убегать из дома совершенно не обязательно. У меня в детстве был такой эпизод, когда я на всех обиделась и ушла из дома, но идти мне было некуда. Я гуляла по улицам, смотрела, как загораются окна, а потом вернулась домой. А дома никто даже и не заметил, что я уходила. И это тоже было очень обидно. Но это ощущение ‒ что я ушла из дома, не подумав, что будет дальше, я помню до сих пор. И мои герои испытывают то же самое. Наверное, для того, чтобы увидеть, что хорошего в этом доме может быть, нужно из него уйти, посмотреть на свой дом со стороны.

– В отличие от Кабачка, я про себя уже много чего понимаю. Мне, конечно, очень хочется, чтобы мои книжки была важны не только моим детям, но и еще кому-то.

Недавно у нас был разговор с Лешей Олейниковым. Мы говорили о том, что когда книжки пишутся о какой-то конкретной проблеме, и вокруг нее выстраивается сюжет, то книжка, как правило, не получается. Мне кажется, в каждой книге должен быть какой-то личный опыт, и тогда она, может, будет интересной.

Я с детства хотела ездить на лошади. И когда выросла, вышла замуж, то моя мечта сбылась. Я всех своих молодых людей проверяла на ипподроме, таскала их на бега. И мой будущий муж эту проверку прошел, и потом я повела его на конюшню и тоже посадила на лошадь. Он даже начал прыгать, брать барьеры.

Мой прадед играл на бегах. Под конец жизни он оказался в Боткинской больнице с диагнозом туберкулез. Он не верил, что болен, говорил, что его анализы перепутали, выменивал хлеб, который ему выдавали в больнице, на деньги и уходил на бега. В итоге его выгнали из больницы домой. А моя бабушка умирала от рака в тот момент, когда над Москвой должна была пролетать какая-то комета. Бабушка всполошила всю больницу, достала ключи от чердака, и пациенты, и врачи полезли на крышу смотреть на комету, ведь это бывает раз в двести лет! Наверное, азарт, интерес к жизни достался мне от бабушки и от прадеда.

– Театра в моем детстве было очень много. Я устраивала представления, заставляла всех родственников и знакомых смотреть. Сначала выстраивались декорации. Я доставала лампы, устанавливала свет. Моя сестрица очень любила продавать билетики на эти спектакли. Но когда приходили зрители, оказывалось, что действие не очень-то идет, потому что оно было совсем не продумано. Папа с тоской спрашивал, скоро ли конец, а мама говорила, что надо немного подождать, наверное, сейчас будет что-нибудь еще…

А мой муж лепил из пластилина солдатиков. У него были вылеплены целые армии, с одной и с другой воюющей стороны. Эти пластилиновые солдатики до сих пор иногда вылезают у нас дома. Вместо оружия у них были булавки. Иногда натыкаешься на что-то острое – вынимаешь кусочек пластилина с булавкой и вспоминаешь его игрушечную армию.

Беседу вела Ксения Барышева
Фото Галины Соловьевой


ОГИ

Купить книгу в:

deti_cover_print_new

ТОТ САМЫЙ ДВОР

Мы вошли во двор, и я сразу понял: пришли.

Всё было именно так, как должно было быть. И дом, и двор, и три берёзы, и дворник, и ковры, и рыжий кот…

— Вам кого? — вдруг раздалось сверху. С балкона на нас глядела пышная дама с высокой причёской.

— Мы ищем… Здесь жила… Может, вы знаете: Мария Николаевна Зябликова.

— Ещё бы не знаю. Конечно, знаю. Мы с ней сто лет знакомы. Её ещё нет. А что? Дело к вечеру, наверное, скоро вернётся. Подождёте?

Мишель и Веро переглянулись.

Мы потоптались во дворе.

Я украдкой разглядывал знаменитого кота. Тот и правда был огромен, рыж и нахален. Казалось, он смотрел прямо на меня и улыбался в усы. Я не выдержал его взгляда и заискивающе позвал:

— Р‑р‑р‑р‑ррррррррррр, — заурчал кот, будто трактор включили.

Плюх! — сверху вылили ведро воды. Я едва успел отпрыгнуть.

— На тебя попало? — осведомился кот.

— А нечего было договариваться с собаками.

— Собаки не оставили нам выбора…

— Не оправдывайся. Мне всё равно. Можешь передать собакам привет от меня при встрече.

— Эй, ребята, что вы там стоите, идите чай пить, — крикнула дама с высокой причёской.

Мы переглянулись и бросились к подъезду.

Дама ждала нас в дверях.

Мы ещё раз поздоровались и представились.

— А я — Роза Васильевна. Проходите. Чай будете? У меня как раз чайник поспел. Варенье земляничное. Сами летом собирали. У нас в деревне много земляники.

И, не переставая щебетать, Роза Васильевна устремилась вглубь квартиры. Мы последовали за ней и оказались на балконе.

Там уже стоял накрытый к чаю столик.

— Земляники в этом году много. Да что это я всё говорю и говорю. Хотите чаю?

Роза Васильевна откашлялась и запела:

Шли семь путников весёлых,

Хохотали, песни пели,

Через горы, через поле.

Шли семь путников дорогой.

Повстречали раз зануду.

С той поры шагали молча, —

подхватили Веро и Мишель. —

Потому что, в самом деле,

Ничего смешного нету.

— Вы знаете эту песню? — удивилась Роза Васильевна.

— Как мило… Хорошая песня. Грустная. Не думала, что она проживёт так долго. Мы распевали её на всех школьных праздниках. Но однажды нас спросили: почему путников семь?

— Меня тоже всегда занимал этот вопрос! — воодушевился Мишель.

— Как почему? Вы тоже не знаете?! Потому что семь дней недели, семь нот, семь пальцев.

— Пальцев не семь, — сказал я.

— Вот и нам так сказали, — обиделась почему-то Роза Васильевна. — И мы больше не пели песню, — добавила она, помолчав.

— Знаете, пальцев может быть и семь. Почему бы и нет, — попыталась загладить неловкость Веро.

Но Роза Васильевна не приняла этой попытки примирения.

— Вам чаю с лимоном? — спросила она сухо. — Варенье будете? В городе проездом? Вам обязательно надо посмотреть Кремль. Андрей, обязательно покажи Вере и Мише Кремль. Обещаете?

— А вы не могли бы рассказать ещё про Машу Зябликову?

— Ах да! Что же это я! — Роза Васильевна вновь заулыбалась. — …Маша. А потом мы с ней поссорились. Не спрашивайте меня, почему. Не помню. Лучше выпейте ещё чаю. Я, кстати, очень по ней соскучилась. И готова помириться. А вы, вы откуда её знаете?

— Внуки?! — изумилась Роза Васильевна. — Как внуки? Все трое?

— Нет, только мы двое.

— Я не знала даже, что у неё есть дети. — Роза Васильевна долго качала головой. — Неужели она так давно уехала. Не может быть. Как будто вчера. Ах, ну да, конечно, мои дети тоже уже взрослые. Так значит, она давно уехала? — Роза Васильевна никак не могла привыкнуть к этой мысли. — Так значит, она не придёт, — вдруг поняла она. — Вот так и жизнь пройдёт, а она не придёт, — опечалилась Роза Васильевна. — Боже мой, боже мой! Ну надо же. Ну надо же… — Она долго качала головой. — Так как она поживает? Как поживает ваша бабушка?

— Как умирает?! — глаза Розы Васильевны округлились ещё больше.

— От любви, — сказала Веро.

— Она умирает от любви? Опять её фокусы?! Да что она, маленькая, что ли? От любви к кому?

— К какому-то Пете.

— Пете? Не может быть! От любви к Пете?!

— Знаю ли я Петю?! — Роза Васильевна всплеснула руками и закричала: — Петька! О боже, Петька, иди сюда срочно. Быстрее! Умоляю тебя.

В коридоре послышалось какое-то шарканье, и на балконе появился щуплый дядька с огромными грустными глазами.

— Что, Роза? — спросил он.

— Телефон! — командовала меж тем Роза Васильевна.

— Срочно звони. Машка Зябликова надумала умирать.

— Маша? — мне показалось, что его голос задрожал.

— Умирать от любви. Срочно! Срочно звони ей!

— Маша Зябликова? — Петька прижал телефон к груди и замотал головой. — Маша?

— Звони! Срочно звони!

Петя взял трубку и долго смотрел на телефон.

— Что ты медлишь?! Это вопрос жизни и смерти.

— Но я даже не знаю телефона!

— Ну и что! Это не причина! Звони, тебе говорят!

— Роза Васильевна! — зашептала Веро. — Зачем вы включили громкую связь?! Неудобно!

— Как это зачем? А вдруг они будут говорить что-нибудь не то, — зашептала в ответ Роза Васильевна.

Петя улыбался и молчал.

— Говори, Петька, говори! — шипела Роза Васильевна и пихала его ногой.

Петя собрался с силами.

Петя опять замолчал. А потом спросил:

— Как ты себя чувствуешь?

— Ты по-прежнему витаешь в облаках?

Раздался хрипловатый смех.

— А ты по-прежнему мастеришь летающий радиоприёмник, чтобы я могла в облаках танцевать?

— Жизнь прошла, Петя.

— Прошла, — эхом отозвался Петя.

— Давай вместе умрём?

— Ну вот, здрасьте! — зашипела Роза Васильевна. — Они собираются вместе умирать. Петя, не соглашайся.

Но Петя не слушал.

— Я ещё не хочу умирать, Маша.

— А я уже не хочу.

— Я очень хочу тебя увидеть.

— Тут твои внуки. Девочка похожа на тебя.

— Они долетели так далеко. Надо же. Покажи им Москву. Раз уж они туда залетели. Обязательно покажи им Кремль. Хорошо?

— Хорошо, — прошелестел Петя.

— И включи, пожалуйста, нашего кота.

— Слушай, — грустно улыбнулся Петя. — Кис-кис-кис.

— Сверху вылили ведро воды?

И опять раздался бабушкин смех.

— Маша, Маша, обещай мне… — и Петя умолк.

— Что не умрёшь, пока мы не увидимся.

Петя медленно повесил трубку.

— Спасибо, — прошептал Мишель.

— Никогда к нам не приезжайте. Пожалуйста, — проговорила

Петя улыбался и молчал.

А Роза Васильевна утирала слёзы.

Подписаться

После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

Читайте также: