Сказание об убиении в орде князя михаила черниговского краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

СКАЗАНИЕ О УБИЕНИИ В ОРДЕ КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО И ЕГО БОЯРИНА ФЕОДОРА – памятник древнерусской литературы, одно из произведений, посвященных борьбе с монголо-татарами в XIII в. Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и бывшего Киевского князя Михаила Всеволодовича и его боярина Федора 20 октября 1246г. Князь, приехавший просить ярлык на Черниговское княжение, признал сюзеренитет ордынского хана, но отказался выполнить языческие религиозные обряды, за что и был убит.

Свидетелей его гибели было много:

его внуки – ростовские князья Борис и Глеб, часть свиты Владимиро-Суздальского князя Ярослава. Хотя многие русские князья были убиты в Орде, но лишь некоторые из них были причислены к лику святых. Это было обусловлено, с одной стороны, позицией русской митрополии, с 1260 г. получившей большие льготы от ханов, с другой – обстоятельствами жизни самих князей, как правило, интриговавших друг против друга перед ордынскими ханами.

Подвиг князя Михаила, пострадавшего за христианскую веру, стоит особняком. Это, очевидно, и обусловило неизменное внимание древних книжников к личности князя, а как следствие,- широкое

Известно несколько типов С.: Краткое, Распространенное и др.

Краткое С. читалось в составе Пролога. Древнейший список ростовского Пролога, содержащего С., датируется концом XIII в. Древнейшие списки Распространенного С. относятся к концу XIV в. Одна из редакций Распространенного С. надписана именем отца Андрея, другая – именем епископа Иоанна. Оба текста очень близки.

Возможно, у них был общий источник. Первоначальный текст этой редакции появился, очевидно, в связи с канонизацией Михаила, предпринятой по инициативе его дочери-ростовской княгини Марии (ум. 1271).

Его датировка сер. XIII в. подтверждается тем, что в описании подробностей гибели князя он совпадает с рассказом папского посла монаха Плано Карпини, посетившего Батыя зимой 1246/47 г.

В сер. XV в. Пахомий Логофет пишет свое Житие Михаила Черниговского на основе Распространенного С. Оно было включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария и, в свою очередь, послужило источником для многих более поздних переработок.

С. широко включалось в летописные своды XV в.

Ие в житийных памятниках конца XIII-XIV в // Истоки русской беллетристики-С 212-216

Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора. В 1246 г. в Орде, по повелению хана Батыя, были убиты черниговский князь Михаил Всеволодович (род. в 80–90-е гг. XII в.) и, сопровождавший князя в его поездке в Орду за получением ярлыка на Черниговское княжение, боярин Феодор. Гибель Михаила и Феодора в Орде была истолкована как мученическая смерть за христианскую веру, они были признаны святыми и канонизированы русской церковью. О гибели черниговского князя и его боярина сообщается под соответствующим годом в летописях. В списках Пролога имеется краткая запись о их мученической смерти. Этому событию посвящено также специальное С., представленное несколькими разновидностями, редакциями и вариантами. И в рукописной традиции, и в научной литературе С. обозначается также как Житие. С., все разновидности которого так или иначе взаимосвязаны, дошло в большом числе списков в составе прологов, сборников житийного и смешанного состава, в четьих сборниках, в летописях. Фабула С. сводится к следующему: Батый, покорив русскую землю, заставляет русских князей приходить в Орду за получением ярлыков на княжение. Там они должны совершать унизительный обряд: кланяться татарским идолам и проходить сквозь огонь (между двух разожженных костров). Михаил Черниговский отказывается выполнить этот обряд, заявляя, что Батыю как царю он готов кланяться, но поклониться идолам и проходить меж огней он как истинный христианин не может. За это Михаилу, после истязаний, отрезают голову. Подвигу своего господина последовал и его боярин Феодор. Несмотря на все разнообразие, фабула С. всегда одинакова, а разнообразие различных видов и редакций достигается за счет детализации событий, новых подробностей, риторических дополнений и отступлений. Наиболее исчерпывающее исследование С. принадлежит Н. И. Серебрянскому. Все рассказы о Михаиле Черниговском он классифицирует следующим образом: 1) проложные записи в несколько строк, фиксирующие дату события и его суть; 2) краткие проложные жития; 3) распространенные проложные сказания; 4) подробное (Пахомиевское) житие и его разновидности и переделки.

Краткие проложные жития, так же как и проложные записи, встречающиеся только в составе прологов, Н. И. Серебрянский делит на три редакции: 1) Ростовскую; 2) Общерусскую и 3) Особую. Самый ранний список Ростовской редакции – пергаменный пролог XIII–XIV в. Серебрянский датирует возникновение этой редакции С. временем до 70-х гг. XIII в., так как в 1271 г. умерла ростовская княгиня Марья, дочь Михаила Черниговского, которая вместе с сыновьями (Борисом и Глебом) установила церковное почитание Михаила и Феодора в Ростове и построила в их честь церковь. Характер соотношения текстов трех выделенных Серебрянским редакций краткого проложного жития таков, что, скорее, следует говорить не о их непосредственной связи, как считал Серебрянский, а о их независимом друг от друга происхождении. Общерусская редакция краткого проложного Жития Михаила Черниговского может расцениваться и как поздняя переделка-сокращение распространенного проложного С. Особая редакция краткого проложного жития, возможно, представляет собой переработку такого вида Распространенного С., который лег в основу редакции С. Пахомия Логофета. Таким образом, краткие проложные жития Михаила Черниговского объединяются не их зависимостью друг от друга, а их жанровым сходством – тем, что это проложные краткие жития. Они возникали в разное время независимо друг от друга. Одна – Ростовская редакция – очень рано, другие значительно позже. Помимо краткости их объединяет и то, что все они выдержаны в строго религиозном духе. Ростовскую редакцию краткого проложного жития Серебрянский считал первоначальным текстом С., к которому в конечном счете восходят все остальные виды произведения. Этот вывод нельзя считать бесспорным. Некоторые особенности текста этой редакции дают основание видеть в ней уже сокращение более пространного текста. Можно предположить, что тот вид С., который определяется Серебрянским как Распространенное проложное С., лег в основу Ростовской редакции краткого проложного жития и время возникновения Распространенного проложного С. относить ко второй половине XIII в. Этот вид С. встречается не только в прологах, но и в сборниках самого разного состава.

С., пользовавшееся в Древней Руси огромной популярностью и имевшее длительную литературную историю (XIII–XVI вв.), требует монографического исследования, основанного на исчерпывающем текстологическом изучении всех видов, редакций, вариантов этого произведения, посвященного борьбе русского народа с монголо-татарскими завоевателями.

Изд.: Софийская первая летопись. – ПСРЛ, СПб., 1851, т. 5, с. 182–186 (2-е изд.: Л., 1925, с. 230–235); Сказание о св. мученике Михаиле, князе черниговском, и Феодоре, болярине его. М., 1852; Воскресенская летопись. – ПСРЛ, 1856, т. 7, с. 152–156; ВМЧ, сентябрь, дни 14–24. СПб., 1868, стб. 1298–1305; Некрасов И. Пахомий Серб, писатель XV в. Одесса, 1871, с. 62–69; Никоновская летопись. – ПСРЛ, 1885, т. 10, с. 130–133 и 237–244 (фототипическое переиздание – М., 1965); Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, СПб., 1896, вып. 2, с. 10–11 и 172–175; Серебрянский. Княжеские жития, с. 108–141; Тексты, с. 49–86; Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора / Подг. текста, пер. и ком. Л. А. Дмитриева. – ПЛДР. XIII век. 1981, с. 228–235.

Л. А. Дмитриев

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Узнав, каким же образом выдавались эти самые ярлыки, мы сможем узнать, кто на самом деле их выдавал, и, следовательно, поймем, кого так усиленно прячут под маской монголо-татар.

Мы уже приводили выдержки из указаний ханов на эту тему, но давайте еще разок вспомним, в качестве иллюстрации к веротерпимости:

«На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т. д.

Свободными от всех податей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства…

Имеются другие высказывания историков о взаимоприятных отношениях монголов и христианской религии:

«В год 6746 (1238), по гневу божиему за умножение грехов наших, было нашествие поганых татар на землю христианскую. Тогда одни затворились в городах своих, другие убежали в дальние земли, а иные спрятались в пещерах и расселинах земных. Михаил же бежал в Венгрию. Те, кто затворился в городах, каялись в своих грехах и со слезами молились Богу, и были они погаными безжалостно перебиты; из тех, кто скрывался в горах, и в пещерах, и в расселинах, и в лесах, мало кто уцелел. И этих через некоторое время татары расселили по городам, переписали и начали с них дань брать.

И хан, и Батый — лица, явно равные между собой. Что за лицо, которое по своему значению имеет право упоминаться наравне с Батыем? В других странах, там понятно. Там рядом с правителем упоминается главное духовное лицо государства. То духовное лицо, которому дано право короновать (венчать на царство) самого правителя.

«И вот какой обычай был у хана и Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и бросали сначала в огонь, а уж потом к царю допускали и самих пришедших и дары.

Мы-то вот считаем, что дело историков не авторов обвинять и подозревать, а пытаться, читая эти строки, историческую картину восстанавливать, до истины докапываться.

К символам, которые используют волхвы при проведении обряда, автор относит куст, огонь, солнце и идолов.

Для начала отметим, что всерьез обсуждать принадлежность данных символов к татарам не стоит. Это весьма бесперспективно. С принадлежностью данных символов к монголам тоже не все благополучно. Именно в таком наборе данные символы у монголов не могли использоваться. Если исходить всю Монголию пешком и после длительных поисков где-то все же напороться на чахлый куст, то идолов в Монголии, реальных идолов, обнаружить не удастся. Обидно, но что поделаешь? При этом нельзя забывать, что такие рассуждения могут быть уместны, если намеренно забыть, что монголы, вообще-то, в основном были буддистами.

Зато все перечисленные символы имеют самое непосредственное отношение к славяно-арийским обрядам.

По зарослям кустов определяют местонахождение бывших славянских капищ. Капище — это всегда место исхода силы.

Солнцу также не кланяются. Славянин утром должен приветствовать солнце:

— Здравствуй, Трисветлый! Мы чада твои! Ура! — это чисто славянский обычай. У монголов приветствие солнца никогда не наблюдалось.

Поклон кумиру также не является поклоном в привычном для нас понимании. Подходя к кумиру, славянин должен предъявить доказательство, что он из рода этого кумира. Для доказательства пришедший снимает шапку и показывает кумиру верхнюю чакру. В простонародии она именуется макушкой или родничком. По энергетике, бьющей из родничка, кумир определяет, кто к нему пришел: свой или чужой.

Огонь — самый неотъемлемый символ славянских ритуалов. Без огня ни один ритуал не проводился. Огнем человек и очищался, и проверял свою чистоту.

Греховный человек в таком пламени непременно опалит себе волосы, усы и бороду. Чистому же человеку огонь никаких неприятностей причинить не может.

Во мне горит огонь Творца,

И он сильней огня творенья.

Огонь, горящий внутри очищенного человека, сильнее обычного огня, и поэтому обычный огонь боится касаться такого человека, чтобы не обжечься.

Воин, собираясь на битву, должен очиститься огнем перед лицом Ямы (Вия), чтобы в случае гибели предстать перед ним уже очищенным. К тому же Яма наделяет воина силой для защиты своего рода и близких. Без огненного очищения наделение силой не происходит.

Если считать, что их проводили монголы, то это носит вид обычного издевательства. Нечто среднее между зэковским беспределом и армейской дедовщиной. Хотя, если их проводили славяне, то тоже не понятно, кому понадобилось заниматься огненным очищением князей?

«И вот в то время, когда блаженный князь Михаил находился в Чернигове, Бог, видя, как многие обольщаются славою мира сего, послал на него благодать и дар святого духа, и вложил ему в сердце мысль ехать к царю и обличить лживость его, совращающую христиан. Воспылав благодатью божиею, блаженный князь Михаил решил ехать к Батыю. И, прибыв к отцу своему духовному, поведал он ему, так говоря:

— Хочу ехать к Батыю.

И отвечал ему духовный отец:

— Многие поехавшие исполнили волю поганого, соблазнились славою мира сего, — прошли через огонь, и поклонились кусту и идолам, и погубили души свои. Но ты, Михаил, если хочешь ехать, не поступай так: не иди через огонь, не поклоняйся ни кусту, ни идолам их, ни пищи, ни питья их не бери в уста свои. Твердо стой за веру христианскую, так как не подобает поклоняться христианам ничему сотворенному, а только Господу Богу Иисусу Христу.

Михаил же ответил ему:

— По молитве твоей, отче, как Бог соизволит, так и будет. Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую.

Так же и Феодор сказал. И промолвил отец духовный:

Как видим из сказанного духовным отцом Михаила, пройти через огонь, поклониться кусту и идолам достаточно для того, чтобы погубить душу. Значит, речь идет ни много ни мало об отказе от христианской веры. По-другому, в соответствии с представлениями о христианстве, душу не потеряешь. Если ты что-то натворил, но осознал и каешься — у тебя тогда не все потеряно (в том числе и душа). Здесь же речь идет о поступке, после которого возврата в христианскую веру нет.

Но отказ от христианства, это, очевидно, еще не все. Очевидно, этим поступком человек должен был символизировать вступление в новую религию (или хорошо забытую старую).

Питание освященной пищей известно опять лишь в ведических традициях. Другими словами, пища принимается после того, как она пожертвована богам.

Освященная или духовная пища производит на человека очищающее воздействие, точно такое же, как и святая вода.

Если духовный отец Михаила ведет речь о такой пище, тогда понятны его опасения. Если же речь идет о конине с бараниной, то вряд ли человек, отведавший вареной баранины, непременно должен потерять душу. Очевидно, речь идет о чем-то более существенном, чем баранина. Но у монголов ничего серьезнее конины с бараниной просто быть не могло.

Каждой строчкой автор регулярно как бы подсказывает нам, что речь на самом деле идет совсем не о монголах.

«Михаил же и Феодор пообещали ему так поступить и благословились у духовного отца своего. Тогда он дал им с собою причастие и, благословив их, отпустил, сказав:

— Бог да укрепит вас и да пошлет вам свою помощь — ведь за Него вы хотите пострадать.

После этого Михаил отправился в дом свой и взял из имения своего все необходимое в дорогу.

Проехав многие земли, прибыл Михаил к Батыю. Поведали Батыю:

— Великий князь русский Михаил приехал поклониться тебе.

Царь Батый велел позвать волхвов своих. И когда волхвы пришли к нему, то сказал им царь:

— Все, что нужно по нашему обычаю, сотворите с князем Михаилом, а потом приведите его ко мне.

Тогда они, придя к Михаилу, сказали ему:

— Батый зовет тебя.

Он же, взяв Феодора, пошел вместе с ним. И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам.

Волхвы также хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Михаил же и Феодор сказали им:

«Тогда волхвы, оставив Михаила и Феодора на том месте, куда привели их, пошли и сказали царю:

— Михаил повеления твоего, царь, не слушает: через огонь не идет и богам твоим не кланяется, говорит, что не подобает христианину проходить через огонь и поклоняться ничему сотворенному, солнцу и идолам, а следует поклоняться только создавшему все это — Отцу и Сыну и Святому Духу.

Царь сильно разъярился, и послал одного из вельмож своих, по имени Елдега, и сказал ему:

Ельдега, приехав к Михаилу, сказал ему:

Тогда ответил Михаил:

— Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться — не поклонюсь.

И сказал ему Елдега:

— Михаил знай — ты мертв!

Михаил же ответил ему:

Единственный вывод, который мы можем сделать из прочитанного: князь, прибывающий за ярлыком на княжение, обязан отречься от христианской веры и принять новую, которая включает в себя поклонение кусту, солнцу, огню и идолам. Если же князь отказывается принять новую веру, его ждет смертная казнь.

«…Борис и бояре начали еще настойчивее уговаривать и просить его, чтобы послушался их. Михаил же ответил им:

— Не внемлю я вам и душу свою не погублю.

После этого Михаил сорвал с себя княжеский плащ свой и швырнул его в ноги к ним, говоря:

— Возьмите славу света этого, к которой вы стремитесь!

Когда услыхал Елдега, что не уговорили Михаила, то поехал к царю и поведал ему речи Михаила.

На месте же том было много христиан и поганых и все слыхали, что ответил Михаил царю. После этого стали Михаил и Феодор отпевать себя и, свершив отпевание, приняли причастие, которое дал им с собою духовный отец их. И вот говорят окружающие:

— Михаил, вот уже убийцы едут от царя, чтобы убить вас, поклонитесь и живы останетесь!

Михаил же и Феодор, как одними устами ответили:

— Не поклонимся и вас, думающих только о славе света этого, не послушаем.

И начали они петь:

— Мученики твои, Господи, не отреклись от Тебя, и Тебя ради, Христос, страдают, — и остальную часть псалма пропели.

И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки, начали бить его кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто, бывший прежде христианином, а потом отвергшийся христианской веры и ставший поганым законопреступником, по имени Доман, отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул прочь.

После этого сказали Феодору:

— Если поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего.

И ответил Феодор:

— Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как князь мой!

А у нас теперь есть все основания утверждать, что автор первоначально описывал не монгольский, а совершенно другой лагерь.

Совершенно по-другому обычай добывания ярлыка выглядит в описаниях итальянского путешественника де Плано Карпини:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

СКАЗАНИЕ ПРО ГАБАЙ-КНЯЗЯ ОЛАНСКОГО

СКАЗАНИЕ ПРО ГАБАЙ-КНЯЗЯ ОЛАНСКОГО огда ещё в степях не было Комырей, да уже быди Оланцы недолго, приехали Греки и нагородили градо! на берегу нашего моря Русского. Сели в тех градах за стены и зовут на Торг всех Русов, а также Оланцев и Куманю. А Торжищем тем Греки ведают, и

СКАЗАНИЕ ПРО ХАЛАБУДУ-КНЯЗЯ

СКАЗАНИЕ ПРО ХАЛАБУДУ-КНЯЗЯ давние времена тоже были такие князья, что могли за золото продаться аж до третьего колена.Был когда-то у Антов Халабуда-княжич. Прозвали его так за то, что он ещё с детских лет уходил далеко в степь, строил себе халабуду из вербовых веток и

СКАЗАНИЕ ПРО РОД-КНЯЗЯ, РОДИЧ-ГРАД И РОДА-РОЖАНИЧА

СКАЗАНИЕ ПРО РОД-КНЯЗЯ, РОДИЧ-ГРАД И РОДА-РОЖАНИЧА огда много времён прошло, и Русы о прошлом понемногу забывать стали, то Певцы-Бояны напоминали им о древности, о Пересечне, о Родич-граде и Роде-Рожаниче славном.Так когда-то возвели Русы валы высокие для защиты от

СКАЗАНИЕ ПРО КОНДЫРЯ-ДЕДА И ВОЛЫНСКОГО КНЯЗЯ

СКАЗАНИЕ ПРО КОНДЫРЯ-ДЕДА И ВОЛЫНСКОГО КНЯЗЯ щё до того, как князь Кий на Днипро пришёл, ходили Щуры наши с Пращурами по Дикому Полю, гоняли скот на травы зелёные. И был у них Старейшиной Кондырь-Дед, такой старый, что борода его белая уже в прозелень пошла. И многие люди ещё

Две дочери Михаила Черниговского: Евфросиния Суздальская и княгиня Ростовская Марья

Две дочери Михаила Черниговского: Евфросиния Суздальская и княгиня Ростовская Марья У Михаила Всеволодовича Черниговского, провозглашенного православной церковью святым за мученическую смерть в Золотой Орде, было две дочери, оставивших в русской истории не менее

Приложение V А.С. Щавелев ИМЯ ЧЕРНИГОВСКОГО КНЯЗЯ, ПОГРЕБЕННОГО В ЧЕРНОЙ МОГИЛЕ

Приложение V А.С. Щавелев ИМЯ ЧЕРНИГОВСКОГО КНЯЗЯ, ПОГРЕБЕННОГО В ЧЕРНОЙ МОГИЛЕ Уникальное погребение раннего Средневековья Черная Могила совершено около города Чернигова и традиционно датируется 60-ми годами X века (как по датировкам вещей из комплекса, так и по младшей

Хазария и Русь VII и VIII веков. Князья Владимир Древний, Избор, Столпосвет. Походы воеводы Храбра и князя Бравлина I

Хазария и Русь VII и VIII веков. Князья Владимир Древний, Избор, Столпосвет. Походы воеводы Храбра и князя Бравлина I Теперь обратимся к истории VII века и узнаем о том, как жили славяне и русы в Русколани и их отношения с Хазарией.Как уже рассказывалось, тюркская орда пришла на

Список имущества князя боярина И.П. ШУЙСКОГО, конфискованного казной после его гибели

Поход князя Михаила Скопина-Шуйского

Поход князя Михаила Скопина-Шуйского В самом конце февраля 1609 года в Выборге стольник Семен Васильевич Головин и дьяк Сыдавный Васильев заключили долгожданные договоренности с представителями шведского короля Карла IX об оказании поддержки и найме военной силы[359].

Страхи князя Михаила 1240–1241 гг.

Страхи князя Михаила 1240–1241 гг. Михаил бежа по сыну своемь перед татары в Угры. Ипатьевская летопись В Галицкой летописи указано, что Даниил Романович уехал в Венгрию за помощью еще до осады Киева монголами: «В то время Даниил уехал в Угорскую землю к королю и еще не

ОПЫТ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ БОЯРИНА КНЯЗЯ КОЗЬМЫ-ДМИТРИЯ МИХАЙЛОВИЧА ПОЖАРСКОГО (Ю. Эскин)

ОПЫТ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ БОЯРИНА КНЯЗЯ КОЗЬМЫ-ДМИТРИЯ МИХАЙЛОВИЧА ПОЖАРСКОГО (Ю. Эскин) Приступая к рассказу о каком-либо историческом деятеле, в особенности допетровского периода, автор, как правило, сбивается на описание эпохи, исторических событий и пр., и происходит это

154. ОТПИСКА НОВГОРОДСКОГО МИТРОПОЛИТА НИКОНА И ВОЕВОДЫ КНЯЗЯ Ф. А. ХИЛКОВА О НАЧАЛЕ ВОССТАНИЯ В НОВГОРОДЕ (1650 г., марта 15)

155. ОТПИСКА ВОЕВОДЫ КНЯЗЯ И. Н. ХОВАНСКОГО О ВОССТАНИИ КРЕСТЬЯН В УЕЗДАХ (июль 1650 г.)

II. Письмо Князя, Константина Острожского, Воеводы Киевского, Маршалка земли Волынской старосты Володымирского, к Ипатию, Епископу Володымирскому и Берестенскому, и ответы Епископа

II. Письмо Князя, Константина Острожского, Воеводы Киевского, Маршалка земли Волынской старосты Володымирского, к Ипатию, Епископу Володымирскому и Берестенскому, и ответы Епископа Лист Княжати Его милости перший дати з Люблина Июня 21 дня року 1593.Велебный, милостивый

VI. Отписка Казанского воеводы князя Ивана Голицына

VI. Отписка Казанского воеводы князя Ивана Голицына Государю царю и великому князю Борису Федоровичю, всеа Русии, холопи твои Ивашко Голицын, да Васка Кузмин, да Олешка Шапилов, да Петрунка Микулин челом бьют. В нынешнем, государь, во 110-м году июня в 11 день в твоей государеве

Ссылки

  • Литература Древней Руси
  • Древнерусская агиография

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора" в других словарях:

Сказание о убиении. князя Михаила Черниговского. — Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора. В 1246 г. в Орде, по повелению хана Батыя, были убиты черниговский князь Михаил Всеволодович (род. в 80–90 е гг. XII в.) и, сопровождавший князя в его поездке в Орду за… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Дмитриев, Лев Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дмитриев. Лев Александрович Дмитриев Дата рождения: 18 августа 1921(1921 08 18) Место рождения: Сызрань Дата смерти: 21 февраля … Википедия

Михаил Всеволодович — Князь переяславский 1206 Предшествен … Википедия

Михаил Черниговский — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Долгорукий, Михаил — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Михаил II Всеволодович — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Михаил II Всеволодович Черниговский — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Михаил Всеволодович Святой — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Древнерусская литература XIII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения … Википедия

Читайте также: