Символы россии беседа для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование : изображения флага и герба России; музыкальная запись гимна Российской Федерации; флаг России, флаг города Троицка; разноцветные полоски, клей, белая бумага, ручки., презентация.

План классного часа

II. Информационный блок.

1. Российский гимн.

III. Практическая работа.

IV. Подведение итогов.

Ход классного часа

- Мы с вами живем в огромной стране, которая называется. (Россия).

Сегодня мы поговорим о символах нашего государства. Для начала давайте разберемся, что же это такое – символ?.

Символ - это то, что служит условным знаком какого-то явления, идеи. Например, голубь - символ мира; змея, обвивающаяся вокруг чаши или посоха, - символ медицины.

Еще существуют государственные символы. Это отличительные знаки конкретного государства. У каждого государства свои символы.

Символика любого государства - это воплощение его истории и отражение настоящего, это зрительный и музыкальный образ страны.

II. Информационный блок

Гимн России (Слайд 2)

- Посмотрите на фото, скажите, что делают люди?( слушают гимн стоя)

Гимн России - торжественная песня о стране. Музыку написал А.В. Александров, а слова - поэт С.В. Михалков. Давайте послушаем гимн. Это принято делать стоя.

(Учащиеся встают. Звучит музыкальная запись первого куплета гимна.)

Герб России ( Слайд 3)

- Рассмотрите герб нашей Родины - России.

(Учитель демонстрирует ученикам крупное цветное изображение герба Российской Федерации.)

- Где можно увидеть изображение герба Российской Федерации? (На флагах, монетах, печатях, на государственных документах.)

Всадник, пронзающий копьем змея, - это святой Георгий Победоносец.

Итак, на российском гербе изображен христианский воин. Всадник, поражающий копьем змея, олицетворяет победу добра над злом.

- На слайде гербы России в разные времена. Чем похожи? чем отличается?

3.Российский флаг

- Каждое государство имеет свой флаг. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос.

(на доске ученики по очереди раскрашивают российский флаг, Слайд 4 )

- Почему же флаг России состоит именно из этих цветов?

Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность, синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Алый (красный) цвет символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, сердце.

-Наш трехцветный флаг существует уже 350 лет. Однако государственным символом он стал не сразу. Сначала флаг с полосами таких цветов использовался только на кораблях российского флота. Это было еще при императоре Петре I. Гораздо позже наш триколор стал официальным символом Российского государства по указу императора Александра III. Вскоре после революции 1917 г. официальный флаг нашей страны заменили на красный, и только с 1991 г. государственным символом России снова стал бело-сине-красный флаг.

- Знаете ли вы, когда поднимают флаг? Где вы могли видеть государственный флаг Российской Федерации?

Классный руководитель. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах во время торжественных праздников.

В начальной школе (1-4 классы) главное внимание уделяется первоначальному знакомству учащихся с государственными символами России.

Ознакомление детей с символами своего государства – гербом, флагом, гимном – традиционно является одним из элементов воспитания в духе здорового патриотизма. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории. Одновременно этот материал является необходимым дополнением к курсам истории и граждановедения, изучаемых в школе, поскольку современные государственные символы Российской Федерации имеют давнюю и богатую историю.

Такого плана классные часы дают возможность ученику:

- знать современные государственные символы Российской Федерации.

- получать представление о правилах отношения к ним.

- расширять знания об истории родной страны окружающем мире.

- знакомить с правилами использования государственными символами Российской Федерации.

Учителю исключительно важно:

- для формирования чувства патриотизма.

- при изучении последующих этапов Российской истории.

- для усвоения учащимися уникальности и самоценности истории нашего народа.

  • Воспитать у учащихся чувство патриотизма, уважительное отношение к государственным символам России, края:
  • Формировать гражданскую ответственность, правое самосознание.
  • Совершенствовать знания по истории Российской символики.
  • Развивать классный коллектив.
  • Углубить представления о родном крае, о родине, рассказывать об истории “государственных символов”: флага, герба.
  • Определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”.
  • Понять роль государственной символики в жизни страны, её значимость для граждан государства и каждого отдельного человека.

Оборудование: изображения Российского флага, герба; музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна.

На доске эпиграф:

“Родимая сторона – мать, чужая – мачеха”

1. Беседа с классом, в ходе которой разъясняется, какие существуют символы государства.

Дети, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия)

(На доске карта России.)

Кто президент страны? (Путин В.В.)

Назовите столицу страны. (Москва)

Кто является основателем Москвы? (Основателем Москвы является князь Юрий Владимирович Долгорукий).

А что для нас Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, отечество)

( Учитель дает объяснение этих слов )

Какие символы нашей Родины вы знаете? ( Если дети затрудняются с ответом, то можно помочь вопросами).

Какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников?

Какая музыка при этом исполняется?

У всех стран есть 3 обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь.

(Рассказывают подготовленные ученики)

Государственный гимн – это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства. Тебе уже знаком текст Государственного гимна России. Музыку гимна написал композитор А.В. Александров, а слова – поэт С.В. Михалков.

На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.

Каждый новый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз.

Как мы бываем счастливы и горды, когда российские спортсмены завоевывают золотые медали на международных соревнованиях и бело-сине-красный российский флаг радостно взмывает вверх под торжественные звуки российского гимна!

Текст Государственного гимна Российской Федерации

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Прослушиваем государственный гимн Российской Федерации). (Слайд 7).

Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени – стяг. В праздничные дни на наших улицах и домах развеваются российские флаги. Флаг состоит из полос трех цветов: белого, синего, красного, расположенных в этом порядке сверху вниз. Такой порядок расположения цветов ввел Петр Первый. Как можно объяснить символику цветов на российском флаге? Внизу расположен мир земной (красный цвет), выше – мир небесный (синий цвет), еще выше – мир божественный (белый цвет). (Слайд 8).

Поэтические строки (на фоне песни о России):

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих огней,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Огонь пылающих рябин.

Люблю всё то, что называют
Одним широким словом: Русь,
Но я пою и славлю ныне
Не твой ромашковый покой!
Я славлю Русь, как героиню,
Как землю гордости людской!

Милая Россия!
Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
Какой великой славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой,
Что ты пережила?

Ты всё перетерпела,
Познала всё сполна,
Поднять такую тяжесть
Могла лишь ты одна!

И, как мать, называют родную
Люди нового века весну,
Так назвали Отчизной одною
Небывалую в мире страну.

Мы живём в России, в Российской Федерации. Наша страна большая и очень красивая.

Каждый народ создаёт и уважает национально-государственную символику. Единство культур и истории каждой страны на общем языке её символов. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы

Символы государства выражают особенности исторического пути страны, её отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на символы государства во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, её народу. Россия имеет свои отличительные знаки - герб и флаг.

Беседа с учениками :

  1. Опишите современный герб России; из каких частей он состоит, что они символизируют?
  2. Когда появились на российском гербе изображения двуглавого орла, трёх императорских корон над ним, скипера и державы в лапах орла?

Герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало.

Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипер. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипер – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипер и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошломнашей Родины и символизирует единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображение всадника. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

  1. Какие ещё символы государства кроме герба, вам известны?
  2. Какие цвета сочетаются на полотнище флага России?
  3. Объясните значение цветов флага?

Государственный флаг является официальным государственным символом России. Прямоугольное полотнище флага состоит из трёх горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего и нижний красного, отношение ширины к длине – два к трём.

Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, государственной думы и другими государственными учреждениями.

Поднимают флаг за рубежом над российскими посольствами, торгпредставами на судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.

В настоящее время используется следующая трактовка значений цветов флага России:

  • Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
  • Синий цвет верности, постоянства;
  • Красный цвет – символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Цвета государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета красивы в картинах природы, наиболее часто белые, синие и красные ткани использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре, например, белый собор и красные стены, башни

Московского Кремля. Нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского двора в Царском селе под Санкт – Петербургом.

История флага Российского.

Днём рождения флага считается 20 января 1705 года. В этот день Пётр I подписал соответствующий указ. С петровского же времени известен точный порядок полос на флаге, оно совпало с древним пониманием мира: внизу – физический, плотский; выше - небесный; ещё выше – мир божественный. Позже, в XIX веке, полосам придавали значение содружества трём восточно – славянских народов – белорусов, украинцев и русских.

Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом, главным назначением стяга было собрать, “стянуть к себе” воинов для защиты своей земли, села или городка.

В те времена даже счёт войска вели по количеству стягов: т.е. часть войска называлось стягом. Потом стяги стали делать из ткани. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – знамения. Так появилось слово “Знамя”.

Официально бело – сине – красный флаг был утверждён как государственный флаг России только накануне коронации императора Николая в II 1896 году

Что является самым главным флагом?

Самым главным флагом является штандарт Президента Российской Федерации – бело – сине – красное полотнище, с изображённым на нём гербом Российской Федерации.

Штандарт развивается над резиденцией Президента в Кремле, на знамёнах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках, на официальных государственных приёмах.

Беседа с учащимися:

  1. Где можно увидеть изображение герба и флага России?
  2. Зачем нужен герб?
  3. Зачем нужен флаг?

Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трёхцветный флаг и Государственный герб. Герб мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов и т.д.

Герб
– это символический опознавательно-правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утверждённый согласно строго определённым правилам.

Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным определителем – знаком – человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению.

Государственный флаг Российской Федерации – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.

Поэтические строки (на фоне песни о Родине).

Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
И подымай безумья вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может, от одной твоей руки
Зависит всё, что будущим зовётся.

“Здравствуй, Двадцать первый!”
Нам в двадцать первом веке жить.
Прощай, наш век двадцатый!
Но также будем дорожить
Мы всем, что в жизни свято
Мы дорожим своей мечтой,
Своим путём, своей Землёй,
И самой трудной ношей,
И песнею хорошей.

Нам в двадцать первом веке жить,
И всё о чём мечтаем,
С тобою сможем совершить –
Мы это твёрдо знаем.
У нас с тобой всё впереди:
И песня новая в груди,
И молодость и сила,
И родина – Россия!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час во 2-ом классе

Тема: СИМВОЛЫ РОССИИ.

1. Обучающие:

1.2. Учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию своих чувств, мыслей.

2. Развивающие:

1.1. Развитие познавательного интереса к историческому наследию прошлого России, эмоционально - патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству.

1.2. Развивать у детей умение соотносить действия и события прошлого с современностью, делать умозаключения, выводы

1.3. Развивать память, коммуникативные навыки, творческое воображение.

3. Воспитывающие:

1.1. Воспитание познавательного интереса и уважения к символам России.

1.2. Воспитание эмоционально-чувственного отношения к музыке.

Формирование УУД

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Регулятивные УУД:

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;

- умение определять успешность своего задания.

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из иллюстраций;

- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них территорию России;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Методические приемы:

Беседа - обращение к личному опыту детей.

Слушание гимна (средство привития гордости за Отечество)

Изучение флага и герба - символов России.

Творческая работа с использованием практического опыта детей работы с трафаретом.

Символы государства

Прозвенел и смолк звонок,

Учитель: - Сегодня у нас очень важный урок . Перед вами школа открыла свои двери, предлагает открыть тайны знаний. Вооружить вас умениями учиться. А всё это стало возможным благодаря тому, что мы живем в замечательном государстве. Стране, в которой о детях заботятся.

Учитель: - Дети! Поднимите руки, кто знает имя и отчество своей мамы, и может его назвать. ( Ответы детей .)

Учитель: - Так же четко вы должны знать и название своей страны, родины. (Слайд 1)

Касаясь трёх великих океанов

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Учитель: - А что такое Родина? (Родина - это мой дом, город в котором я живу. . . ) (Слайд 2)

- Верно. Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский дом. Это - твоя страна.

Учитель: - А как называется наша страна? (Россия)

- Найдите ее на глобусе. Посмотрите, какая она большая. (Учебники у детей. Посмотрите на карту России).

Учитель: - Какие вы знаете символы нашей Родины?(Флаг, герб, гимн).

-У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это – герб, флаг и гимн.

II . Российский герб

Учитель: - Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Слайд 4)

Дети: - Щит.

Учитель: - В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла-скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

Учитель: - Где мы можем увидеть изображение герба?

Дети: - На пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы.

Святой Георгий Победоносец (Слайд 5)

Учитель: - Как называют всадника, изображенного на гербе?

- Что вы о нем знаете?

Учитель: - Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. Его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змия. Царь-отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего корьем змея, является гербом, т.е. отличительным знаком Москвы – столицы России.

Учитель: - Посмотрите на карту, покажите столицу России.

Таким образом, на Российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия – символ зла.

Двуглавый орел (Слайд 6 )

Учитель: - На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно?

Дети: - У орла две головы.

Учитель: - Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

Учитель: - Крылья орла подняты – почему?

Дети: - Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.

III . Государственный флаг (Слайд 7)

Учитель: - История флага России началась очень давно.

Вместо флага люди тогда использовали шест, т.е. ровную палку. К верхушке шеста привязывали пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Затем стяги стали делать из ткани и стали называться - знамена.

Знамена имели тогда разные цвета: зеленый, желтый, красный, сиреневый, оранжевый и др. Именно в 17 веке слава защитника Руси, который превратил Россию в крепкую, сильную страну, досталась Петру 1. Именно он, во времена походов российских морских кораблей ввел для них единый флаг, который стал флагом России.

Царь Петр I принял указ. ( Звучит запись фонфар) ( Слайд 8 )

Я, царь Всея Руси, ПЁТР I,

Приказываю считать флаг России,

Состоящих из горизонтальных полос:

Белого, лазоревого и алого цвета –

Официальным, национальным флагом

Российской федерации”.

Днем рождения бело-сине-красного флага считают 20 января 1705г.

Учитель: - Какую форму имеет флаг?

Дети: - Прямоугольную форму.

- Из скольких полос состоит флаг?

- Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг?

Учитель: - Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – Голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение. Поскольку указывали местонахождение военноначальников и отдельных отрядов.

Учитель: - Какие цвета вы видите на нашем флаге?

Дети: - Белый, синий, красный.

- Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.

- Что означает белый цвет?

Дети: - Мир, чистоту, доброту.

- Что означает синий цвет?

Дети: - Надежду, веру, верность.

- Что означает красный цвет?

Дети: - - Смелость, честность, храбрость.

- Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого , синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

Учитель: - Когда поднимают флаг?

Дети: - Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Учитель: - Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более трехсот лет!

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!

Я, ты, он, она,

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья.

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых,

В городах и сёлах.

Практическая работа. (Приложение 1)

Учитель: - Какая фигура лежит у вас на столе?

Учитель: - Сколько полос? Что она напоминает?

Учитель: - Сейчас раскрасьте фигуру, которая напоминает флаг.

IV . Государственный гимн. ( Сайд 9 )

Учитель: - О каком символе России мы еще не поговорили?

Учитель: - А вы знаете, что такое гимн? Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях. Каких?

- Мы знаем, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.

Учитель: - Зачем же это делают?

Дети: - Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен.

Учитель: - Гимн мы слышим в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба, однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет. ( Слайд 10)

ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНА. ( Слайд 11)

V . Рефлексия. ( Слайд 12)

Встанем утром рано,
Выглянем в окно.
Смотрит с неба солнце
Светит нам оно.
Всё, что ясным утром
Видно из окна –
Это наша Родина,
Родная сторона.

Учитель: - Что самое главное вы поняли сегодня? Все люди должны знать символы России, ведь мы её граждане. Мы должны с уважением относиться к символам родины, любить свою страну и все делать для ее процветания.

Вы - будущее нашей страны, от вас зависит будущее страны.

Мы любимой Родины молодые граждане, школьники и школьницы – дружная семья.

Учитель: - Спасибо за работу на уроке. Поделитесь новыми знаниями со своими друзьями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формировать культуру поведения во время исполнения государственного гимна, подъема государственного флага.

Ход классного часа:

-Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну – Россию.

Называлось наше государство по-разному в разные времена. Современное ее название – Российская Федерация. Как и другие государства мира, Россия имеет свои символы. Какие же это символы?

На доске (экране): флаг, герб, гимн.

- А какие символы вы знаете?

ГОЛУБЬ – символ мира.

ЯКОРЬ – символ надежды.

СОЛНЦЕ – символ добра.

СЕРДЦЕ – символ любви.

СОВА – символ мудрости и тд.

- Послушайте отрывок и догадайтесь, о каком символе идет речь.

- Да, ребята, действительно, сначала они появились у рыцарей, потом у отдельных людей, которые гордились прошлым своих предков, затем у городов и государств.

Герб – это главный символ России. Что же такое герб? С помощью ключевых слов дайте определение, что такое герб.

Передается из поколения в поколение.

Символ государственной власти.

ОТВЕТ: Герб – это символ государственной власти, эмблема, которая передается из поколения в поколение.

- Наше государство тоже имеет свой герб, но он не всегда был таким, как сейчас, его облик в разное время менялся.

ЗАДАНИЕ: Расположите гербы в хронологической последовательности.

Герб Российской империи.

Герб Российской Федерации.

- Обратите внимание на серп и молот. Это свидетельство того, что это основа жизни человека, а вокруг колосья золотой пшеницы.

Ребята, посмотрите, у нас получилась интересная картина. Гербы Российской империи и Российской Федерации одинаковы. Как вы думаете, почему?

- Да, это было сделано в знак уважения к историческому прошлому нашей страны. С этим гербом много раз отстаивали свободу и независимость русские воины. Давайте внимательно рассмотрим герб РФ. Какие символы вы здесь видите?

Ученик 1. Герб РФ представляет собой четырехугольник с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Ученик 2. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами,

Ученик 3. В правой лапе – скипетр (жезл – один из почетных знаков

носителя верховной власти).

Ученик 4. В левой лапе – держава (царское яблоко, золотой шар с крестом наверху).

Ученик 5. На груди орла в красном щите – едущий на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь, дракона.

- Итак, корона, скипетр, держава – это символы царской власти. Но у нас эти символы оставлены в знак традиции и уважения к нашему прошлому.

- Обратимся к гербу РФ. Ребята нам уже говорили, что в центре изображен всадник с копьем, который поражает черного дракона. Этот всадник – Георгий Победоносец – святой, который олицетворяет победу светлого, доброго начала над черными силами. Именно с его изображением русские воины сражались с татаро-монголами.

- Ребята, где мы можем в повседневной жизни видеть изображение герба?

- Государственный флаг, как и герб, - символ достоинства страны. Флагу российскому уже почти 300 лет. Он представляет собой полотнище из трех разноцветных лент.

ЗАДАНИЕ: Выберите цвета современного Российского флага.

На доске полоски бумаги:

- расположите в правильном порядке (дети наклеивают на большой лист бумаги).

- Важно не только знать цвета флага, но уметь правильно их расположить, так как у Франции, например, флаг тоже имеет такие же цвета.

Ученик 1. Красный цвет – символизировал храбрость, удаль, красоту, мужество, кровь, огонь.

Ученик 2. Синий цвет – цвет неба, означает величие, красоту, ясность, а также верность и честность.

Ученик 3. Белый цвет – это мир, чистые помыслы, чистота и святость, правда, откровенность и божественность.

Ученик 1. Словарь определяет гимн как хвалебную песнь, хвалу и прославление в стихах или музыке.

Ученик 2. Гимны бывают чрезвычайно разнообразные: государственные, военные, религиозные в честь исторического события или героя.

Ученик 3. Гимн – это особое музыкальное произведение с легко запоминающейся мелодией, размеренным, чаще маршевым ритмом, величавостью музыки.

_ Поскольку мы говорим, что это не просто песня, а торжественное музыкальное произведение, в котором прославляется государство и народ, в нем живущий, то и исполняется он по-особому. Как и когда его надо исполнять?

Ученик 1. В особо торжественных случаях – при вступлении в должность Президента и других государственных руководителей.

Ученик 2. При исполнении гимна все слушают его, обязательно стоя.

Ученик 3. Серьезно, торжественно, вдумываясь в каждое слово.

- Кто является автором стихов современного гимна? (прослушивание гимна).

- Какие строки в тексте гимна вы считаете самыми важными для себя?

- Что воспевает поэт?

- Поэт воспевает вовсе не громкую славу, а тихую и светлую красоту родного края, ее просторы, славные подвиги народа и показывает бесконечную любовь к своему народу.

Итак, сегодня мы говорили с вами о символах нашего государства. Все они означают его независимость, подчеркивают особенности самые значимые традиции нашего государства. Каждый из символов имеет свое толкование, поскольку многие символы имеют глубокие исторические корни.

Читайте также: