Адаптация в средней школе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе

• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

• непривычное расписание (новый режим);

• много новых кабинетов, которые неизвестно как рас положены (или даже новое здание средней школы);

• новые дети в классе (или я сам в новом классе);

• новый классный руководитель;

• в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;

• проблемы со старшеклассниками (например, в буфе те или в туалетной комнате).

Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение — предметное.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одно классниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в роди тельских анкетах наиболее часто указываются:

• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;

• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

• новые, непривычные требования к оформлению работ;

• необходимость самостоятельно находить дополни тельную литературу и работать с ней.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у мно гих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Напри мер, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окру жающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Дети очень спо собные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, ан глийским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адек ватных отношений с педагогами. Принятие классных и школь ных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классно го руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто не достаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом слу чае для них также очень важна поддержка классного руко водителя. Компетентность классного руководителя в вопро сах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать кон такт и общаться с детьми — одно из главных условий успеш ной адаптации детей.

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обуче ния как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей специфи кой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб разием возраста.

Возрастные психологические особенности пятиклассников

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологи чески этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования млад шего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противо стоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверитель но-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе проис ходит моделирование социальных взаимоотношений, усваи ваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нрав ственные ценности. Познание. Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собст венные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Та ким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способ ности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способ ности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоцио нального благополучия подростка. В противоположном слу чае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития раз личных функциональных систем и т.п.), можно понять и край нюю эмоциональную нестабильность подростков.

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками

в начале учебного года

Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10—11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая пика к 13—14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или отве том у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно вли яет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.

Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать тре бования учителей-предметников.

Меры, облегчающие знакомство

детей друг с другом и учителей с детьми:

1. Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визит ку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.

2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно органи зовать какую-нибудь совместную деятельность.

4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы фор мировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех уче ников.

Меры, способствующие организации работы в классе:

2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родител ей с программой и требованиями по предмету.

3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей

1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

3. Категорически запрещается задерживать детей после звон ка на перемену.

4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

• не перебивать ни учителя, ни ученика;

• поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;

• опоздания не допускаются;

б) организация учебного процесса:

• наличие необходимых учебных пособий;

• соблюдение правил оформления тетрадей (наличие
полей, запись даты и т.д.) ;

в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:

• проявлять уважение друг к другу;

• звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выстав ления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-пред метник.

6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и от чествах их родителей.

7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой спло ченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

Татьяна Верухина


Содержание:

Адаптационный период


Этапы адаптации

Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.

Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.

Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.

Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Длительность: около двух-трёх недель.

Длится последний этап от пяти-шести недель до года.

Особенности адаптации первоклассников


Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.

Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)

Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену


Любого школьника, переходящего из начальной в среднюю школу, ждёт ещё один период – адаптация к новым условиям уже привычной школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребёнок больше не младший школьник, он становится подростком. В это время начинает активно формироваться личностное новообразование – обретение чувства взрослости и обретение себя, как личности. Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребёнок начинает отгораживаться от близких, которые до этого времени играли важнейшую роль в его жизни. Проявляется это в том, что подросток противостоит любым вмешательствам в его жизнь и зачастую идёт наперекор чувствам и желаниям взрослых.

Теперь подросток готов выстраивать новые отношения со сверстниками. Именно через дружеские отношения у ребёнка формируются модели социальных взаимоотношений, моральные ценности и т.д.

В этот период претерпевает изменения и самооценка ребёнка. Раньше она была напрямую связана с учебной деятельностью, с уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Теперь главным критерием самооценки становится уровень общения со сверстниками. Ведущей деятельностью становится общение.

На данном фоне снижается учебная мотивация, успеваемость падает, случаются конфликты с учителями.

Родителям стоит помнить о том, что умственная активность подростков в этот период довольно высокая. Но её развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые испытывает ребёнок во время обучения.

То есть, когда ребёнок переходит из начальной ступени школьного обучения в среднее звено, он подвергается не только внешним изменениям, но и глубинным, внутренним.

Виды адаптации


Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:

Социально-психологическая адаптация

Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Познавательные способности

Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.


Креативное мышление

Самоорганизация

С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.

Физиологическая адаптация

На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители


Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:

Проблема утреннего пробуждения


Опасные домашние задания

Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.

Условия для успешной адаптации


К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:

  • наличие полной семьи;
  • высокий уровень образования родителей;
  • адекватные методы воспитания;
  • уважение прав ребёнка;
  • готовность ребёнка к школе;
  • положительное отношение в семье к статусу школьник.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворённость от процесса обучения

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.


3. Степень самостоятельности

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

Общие рекомендации для родителей


Советы психолога

Похвала

Каждая мама, помогая делать уроки своему ребёнку, замечает его ошибки. А ведь так хочется, что бы ребёнок писал и выполнял все задания правильно! В этот момент мамин внутренний критик, исключительно из любви к ребёнку, начинает придираться, указывая на ошибки…

Родителю важно подмечать то, что у ребёнка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности – у ученика появится желание и стремление сделать лучше!

График работоспособности при подготовке домашнего задания

Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребёнком и ответить на несколько вопросов:

Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.

Не требуйте слишком много!


Ставка на уверенность

Помогая ребёнку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чём он силён.

Всегда должна быть возможность успокоиться

Многие родители не знают, как правильно успокаивать ребёнка в случае его огорчения, разочарований и слёз. Очень важно в такие моменты разделить чувства ребёнка и позволить ему их выразить.

Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:

Медицинские рекомендации

sleeping_child

  1. Стабильный режим дня. Важно подводить ребёнка к этому режиму не сразу, а постепенно.
  2. Полноценный сон.
  3. Удобное рабочее место. Важно правильно выбрать мебель (соответствующую росту ребёнка), источник освещения должен быть слева от ребёнка.
  4. Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
  5. Отдых после уроков (желательно со сменой деятельности).
  6. Рационально здоровое питание.
  7. Позитивное отношение к окружающим людям.
  8. Стремление к успеху.
  9. Исключить просмотр ТВ и компьютерных игр перед сном.

Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.

Переход из младшей школы в среднюю – это большой стресс для ребенка. На этом этапе взрослым важно не потерять контроль над ребенком, и сегодня мы постараемся выделить ключевые моменты, на которые родителям стоит обратить пристальное внимание в первую очередь.

Адаптация ребенка к средней школе

Переход в пятый класс средней школы – праздник и для ребенка, и для его родителей. Начальная школа позади, и вчерашний первоклассник начинает чувствовать себя совсем взрослый и готовым сделать первые шаги к абсолютной самостоятельности. Одновременно с этим родители, которые считают, что их ребенок уже вырос из детского возраста, ослабляют свой контроль над школьником и не уделяют должного внимания его успехам и неудачам в школе. А ведь в этот период школьнику необходимо гораздо больше внимания, чем раньше.

Нужно понимать, что переход из младшей школы в среднюю – это большой стресс для ребенка. Если в младших классах у школьника, помимо родителей, был еще один взрослый человек с непререкаемым авторитетом в виде учителя младших классов, то в средней школе влияние учителей-предметников значительно ослабевает. На первый план выходит стремление ребенка стать лидером среди друзей и одноклассников.

Кроме того, ученик начинает пересматривать свое отношение к предметам школьного курса. Появляются "любимые" и "нелюбимые" учителя и предметы, домашние задания становятся все объемнее и сложнее, а подготовка к урокам отнимает все больше и больше времени и сил. Соответственно остается меньше времени для отдыха и "ничегонеделания", что, в свою очередь, заставляет менять распорядок дня и приоритеты.

На этом этапе взрослым важно не потерять контроль над ребенком, и сегодня мы постараемся выделить ключевые моменты, на которые родителям стоит обратить пристальное внимание в первую очередь.

Особое внимание – подготовке к занятиям в школе


Насколько бы самостоятельным не был ребенок, в силу возраста он не всегда может серьезно отнестись к подготовке домашнего задания или сложить в рюкзак весь набор необходимых учебников. Стоит обязательно проверить, все ли задания выполнены в полном объеме, не вызывает ли трудностей изучение отдельных предметов школьной программы.

Если у ребенка что-то не получается, родителям необходимо обязательно помочь школьнику разобраться со всеми непонятными ему вопросами. Однако не нужно впадать в крайности и заставлять учить все подряд, чтобы получать только высокие оценки: дети быстро переутомляются, и если их принуждать к учебе силой или посредством общения на повышенных тонах, то они быстро теряют интерес к учебе и начинают ненавидеть школу. Постарайтесь заинтересовать школьника непонятным для него предметом и на примере докажите, что эти знания понадобятся ему в будущем.

Похвала и поощрение – надежные помощники успешной учебы

В этом возрасте так же важно поощрять успехи детей, напоминать ребенку о том, как родители им гордятся, радуются его успехам и вместе переживают над неудачами. Ни в коем случае нельзя ругаться и говорить школьнику о том, что он глупый/бездарный/неудачник, а вот соседка/друг/одноклассники намного умнее и талантливее его.

Если не получается выполнить домашнее задание или повысить отметку по "проблемному" предмету, очень важно сделать все, чтобы ребенок поверил в свои силы. Эта вера позволит ему обрести стимул к преодолению всех трудностей и планомерному изучению всей школьной программы.

Лучшим вариантом мотивации может стать личный пример родителей. Например, родители могут заключить с ребенком пари: мама или папа обязуются научиться тому, чего они не умеют (кататься на велосипеде, лепить пельмени или программировать), а школьник обещает "подтянуть" до оговоренного уровня оценки по "проблемному" предмету. То есть, ребенок должен на конкретном примере увидеть, что при желании любой человек может всего добиться (неспортивная мама – лихо ездить на велосипеде, а "криворукий" папа – виртуозно лепить идеальные пельмени). Помимо этого, в случае с пари свою роль сыграет соревновательный момент и стремление ребенка "утереть нос" взрослым.

Скажи мне, кто твой друг.


Необходимо обязательно поинтересоваться, с кем из одноклассников ребенок дружит, а с кем отношения не ладятся.

Случается, что тихий и застенчивый ученик, не способный дать отпор или наладить коммуникацию с одноклассниками, еще больше "замыкается" в себе. Он чувствует неуверенность в себе и своих силах, а в особо запущенных случаях приобретает комплексы, которые в будущем окажут негативное влияние на его характер и жизнь в целом.

Общительный и любознательный школьник, не испытывающий проблем в общении со сверстниками, может подружиться с одноклассником, который отличается ассоциальным поведением. Такая дружба, без должного контроля со стороны взрослых, может привести к тому, что ваш ребенок попадет в плохую компанию и, как следствие, "покатится по наклонной".

Задача родителей, помочь школьнику разобраться, как нужно правильно себя вести в тех или иных ситуациях, что хорошо, а что плохо, к чему нужно стремиться, а от чего лучше отказаться.

Долой гиперопеку

В пятом классе ребенок начинает чувствовать себя взрослым: он учится в одном здании со старшеклассниками, больше не нужно ходить в столовую строем под присмотром учителя, на переменах можно выходить на улицу и т.д.

Это очень важный этап взросления, в ходе которого очень плохую службу может сослужить излишняя гиперопека со стороны родителей. Почти у каждого в классе был одноклассник или одноклассница, мама или бабушка которого по любому поводу мчалась в школу и разбиралась с обидчиками горячо любимого дитяти.

И если в младшей школе стремление родителей оградить своего ребенка от любых проблем более или менее допустима (да и то не всегда), то в подростковом возрасте такая модель поведения взрослых абсолютно неприемлема.

Важно понимать, что ребенок должен уметь взаимодействовать с коллективом. И небольшие конфликты между одноклассниками – такой же способ взаимодействия, как и совместные игры, общение, групповые мероприятия. На примерах решения конфликтных ситуаций дети учатся самостоятельности и готовятся к вступлению во взрослую жизнь.

Мудрый родитель всегда готов прийти на помощь, предварительно дав ребенку возможность решить спорную ситуацию самостоятельно и реализовать себя как личность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация пятиклассников. Родительское собрание, рекомендации педагога-психолога.


Пятый класс Адаптация представляет собой процесс привыкания к новым условиям. Протекает в течении 3-6 месяцев.

Пятый класс

собой процесс привыкания к новым условиям. Протекает в течении 3-6 месяцев.

Трудности возникают по причинам разные учителя; непривычное расписание; много новых кабинетов; новый классный руководитель; программа усложняется, появляются новые предметы; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы и организации ; начинается подростковый возраст.

Трудности возникают по причинам

  • разные учителя;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новый классный руководитель;
  • программа усложняется, появляются новые предметы;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей;

Особенности возраста

Анализ адаптации 5 б Анкетирование (какие предметы не нравятся и почему) Диагностика учебной мотивации и эмоционального состояния. Замеры скорости чтения и письма Посещение уроков (наблюдение)

Анализ адаптации 5 б

Высокий уровень – 68%

Скорость чтения Класс Количество слов в минуту 1 класс 1 полугодие 2 класс 25 – 35 2 полугодие 40 – 50 50 – 60 3 класс 70 – 80 80 – 90 4 класс 100 – 110 110 – 120 Более 120 слов

Количество слов в минуту

1 полугодие

2 полугодие

Более 120 слов

Скорость письма Класс Количество знаков в минуту 1 класс 1 полугодие 2 класс - 2 полугодие 7 – 15 16 – 25 3 класс 26 – 35 36 – 45 4 класс 46 – 55 56 – 65 66 – 80

Скорость письма

Количество знаков в минуту

1 полугодие

2 полугодие

Класс Нарушение темпа чтения, чтение по слогам 5 А Замена слов Допустили 8 чел - (36%); Не допустили 14 чел - ( 54 %) 5Б Неправильная постановка ударений Допустили 8 чел - (32%); Не допустили 17 чел - ( 68 %) Допустили 9 чел - ( 41 %); Не допустили 13 чел - ( 59 %) 5В Допустили 16 чел - ( 73 %); Не допустили 6 чел - (27%) Допустили 10 чел - ( 40 %); Не допустили 15 чел - ( 60 %) Допустили 1 чел - (5%); Не допустили 20чел - ( 95 %) Допустили 19 чел - ( 76 %); Не допустили 6 чел - (24%) Допустили 6 чел - (29%); Не допустили 15 чел - ( 71 %) Допустили 17 чел - ( 81 %); Не допустили 4 чел - (19%)

Нарушение темпа чтения, чтение по слогам

Допустили 8 чел - (36%);

Не допустили 14 чел - ( 54 %)

Неправильная постановка ударений

Допустили 8 чел - (32%);

Не допустили 17 чел - ( 68 %)

Допустили 9 чел - ( 41 %);

Не допустили 13 чел - ( 59 %)

Допустили 16 чел - ( 73 %);

Не допустили 6 чел - (27%)

Допустили 10 чел - ( 40 %);

Не допустили 15 чел - ( 60 %)

Допустили 1 чел - (5%);

Не допустили 20чел - ( 95 %)

Допустили 19 чел - ( 76 %);

Не допустили 6 чел - (24%)

Допустили 6 чел - (29%);

Не допустили 15 чел - ( 71 %)

Допустили 17 чел - ( 81 %);

Не допустили 4 чел - (19%)

Класс Понимание смысла текста 5 А Поняли 19 чел - ( 86 %); Не поняли 3 чел - (14%) 5Б Нарушения в пересказе Отсутствие выразительности Поняли 4 чел – (16%); Не поняли 21 чел - ( 84 %) Допустили 6 чел - (27%); Не допустили 16 чел - ( 73 %) 5В Допустили 4 чел - (18%); Не допустили 18 чел - ( 82 %) Допустили 11 чел - (44%); Поняли 21 чел - ( 100 %); Не поняли чел - (%) Не допустили 11 чел - (56%) Допустили 10чел - ( 40 %); Не допустили 15 чел - ( 60 %) Допустили 4 чел - (18%); Не допустили 19 чел - ( 82 %) Допустили 3 чел - (14%); Не допустили 19 чел - ( 86 %)

Понимание смысла

Поняли 19 чел - ( 86 %);

Не поняли 3 чел - (14%)

Отсутствие выразительности

Поняли 4 чел – (16%);

Не поняли 21 чел - ( 84 %)

Допустили 6 чел - (27%);

Не допустили 16 чел - ( 73 %)

Допустили 4 чел - (18%);

Не допустили 18 чел - ( 82 %)

Допустили 11 чел - (44%);

Поняли 21 чел - ( 100 %);

Не допустили 11 чел - (56%)

Допустили 10чел - ( 40 %);

Не допустили 15 чел - ( 60 %)

Допустили 4 чел - (18%);

Не допустили 19 чел - ( 82 %)

Допустили 3 чел - (14%);

Не допустили 19 чел - ( 86 %)

Обобщив результаты можно выделить трудности 5 б: 1. Недостаточный уровень самостоятельности и самоорганизованности, что приводит к лени, несобранности, невнимательности; 2. Заниженные показатели чтения и письма.

Обобщив результаты можно выделить трудности 5 б:

1. Недостаточный уровень самостоятельности и самоорганизованности, что приводит к лени, несобранности, невнимательности;

2. Заниженные показатели чтения и письма.

Как преодолеть трудности? Создание и соблюдение режима дня и недели (занятий, отдыха, сна, прогулок): сделать расписание выполнения домашних заданий. Д/з – закрепление знаний ! В 23:00 – узнавать д.з. недопустимо; ! Выполнение д.з. по нормативам занимает 2 часа; ! Прием пищи, отдых, прогулки, сон должны быть по времени

Как преодолеть трудности?

Создание и соблюдение режима дня и недели (занятий, отдыха, сна, прогулок):

  • сделать расписание выполнения домашних заданий. Д/з – закрепление знаний

! В 23:00 – узнавать д.з. недопустимо;

! Выполнение д.з. по нормативам занимает 2 часа;

! Прием пищи, отдых, прогулки, сон должны быть по времени

Примерный режим дня Пробуждение 7:00 Уборка постели, умывание 7:00-7:20 Завтрак 7:20-7:40 Дорога в школу 7:40-7:55 Дорога из школы домой (прогулка) 13:30-14:00 Обед 14:00-14:30 Послеобеденный отдых 14:30-15:00 Прогулка 15:00-17:00 Приготовление уроков 17:00-19:00 Ужин 19:00-19:30 Свободное время (творчество, чтение, игры, телевизор, общение в семье) 19:30-21:30 Приготовление ко сну (гигиена, подготовка одежды…) - 21:30-22:00 Сон 22:00 - 7:00

Примерный режим дня

Как преодолеть трудности?

! Д.з. ребенок должен выполнять сам;

! Организация самообслуживания (портфель, одежда, и т.д.)

! Разграничивать родительский контроль и самостоятельность ребенка

Читайте также: