Штомпка социология краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Прежде всего отметим конструктивную позицию автора по отношению к классическому наследию и современным концепциям социальных изменений. Творчески перерабатывая различные теории, П. Штомпка выделяет два направления, существующие в социологической науке.

Штомпка задается вопросом о деонтическом статусе прогресса: признавать ли его (прогресс) как необходимый или как возможный?

Требует уточнения и онтологическая основа прогресса: что есть движущая сила, рождающая прогресс?

Современные концепции, отмечает автор, в частности теория морфогенетического структурирования, создают основу для принципиально новой интерпретации прогресса, где он понимается уже не как конечное достижение, а как потенциальная способность общества к саморазвитию, не как абсолютный внешний стандарт, а как динамическое, способное к изменению в процессе эволюции, относительное качество конкретного процесса. Такое толкование идеи развития лишено фатализма, так как прогресс здесь мыслится лишь как историческая возможность, а не как автоматически реализуемый процесс.

Представляют интерес суждения Штомпки по поводу прогнозов будущего человечества, которое определяется, по мнению исследователя, желаниями и возможностями людей реализовать свою способность к созиданию. Различные природные, структурные и исторические условия, а также многие другие факторы, способные воспрепятствовать развитию этих способностей как главного источника прогресса, могут привести и к стагнации общества, и даже к регрессу.

Анализируя концепцию социологического эволюционизма, Штомпка отмечает, что изначально идея эволюции была привнесена в социологическую науку из биологии. Общество уподобляется организму, состоящему из различных элементов, объединенных в более сложные образования, внутри которых наличествует детерминирующая сеть взаимосвязей; организм и общество обладают структурой.

Поскольку и для организма, и для общества характерен рост, это понятие имеет решающее значение в понимании изменений. Являясь основой социологической идеи эволюции, концепция роста дает возможность раскрыть внутренние потенциальные возможности, присущие объекту изучения изначально, направленный, необратимый характер развития.

Рассматривая концепции классиков эволюционизма, Штомпка выделяет ряд теоретических положений, общих для представителей данного направления. Среди них автором выделяются: единая форма, логика человеческой истории, объединяющая множество случайных событий; объект изменения — все человечество в целом; целое описывается в органицис- тских терминах; изменения в обществе имеют направленный характер, понимаются как строго линейные. Различия внутри объектов объясняются неодинаковой скоростью исторического движения в различных частях мира. Данные изменения в основном признаются как прогрессивное движение общества ( исключение — концепция Ф. Тённиса).

В отдельной главе автор рассматривает исторический материализм. Следует подчеркнуть, что анализ Штомпки теории Маркса свободен от вульгарной политической конъюнктуры и имеет целью показать масштабность и оригинальность идей Маркса.

Основные положения исторического материализма имеют генетическое единство с теорией эволюции. Историческое развитие, по Марксу, имеет прогрессивный характер и сопровождается постоянным улучшением общества, история есть естественный, проходящий определенные стадии процесс, сопряженный с постоянным возрастанием сложностей и дифференциаций. Штомпка отмечает, что отличительной особенностью исторического материализма по сравнению с эволюционной теорией является его связь с диалектикой Гегеля. Маркс воспринял идею диалектики, заменив идеалистическое содержание теории Гегеля материалистическим пониманием истории. Для Маркса история является не самораскрытием и самореализацией духа, а лишь последовательностью изменений общества.

Рассмотрев идейное наследие современных теоретиков, Штомпка излагает и свой взгляд на сущность социальных изменений в представленной им теории социальных становлений. Ее основой являются деятельность и историческая социология. Не анализируя подробно эту теорию, отметим, что она оригинальна и, несомненно, обогащает новыми выводами и положениями социологическую мысль. Оригинальность ее проявляется прежде всего в синтетическом подходе к изучению социальной действительности. Автор рассматривает такие детерминанты общественной жизни, как идейно-побудительные факторы, роль личности в истории, мотивации деятельности индивидов и т.д.

В работе П. Штомпки много интересных, заслуживающих внимания страниц, но сказанного достаточно для того, чтобы сделать общий вывод: данная монография осветила по- новому многие проблемы не только социологии, но и социальной философии, и тем самым внесла определенный вклад в обществознание.

Читайте также: