Школы в ссср факты

Обновлено: 03.07.2024

Мы очень многого не знаем про советские школы. Попробуем расширить свой кругозор, отказавшись от части стереотипов?

Необычные факты про советские школы:

1. У некоторых школ были открытые физкультурные площадки на крыше .

2. У многих школ 1930-х гг. была предусмотрена обсерватория на крыше .

Школа № 120 (ранее — им. Коммунистического интернационала молодёжи) на улице Ткачей в Ленинграде (арх. Г. Симонов, 1929)

Школа № 120 (ранее — им. Коммунистического интернационала молодёжи) на улице Ткачей в Ленинграде (арх. Г. Симонов, 1929)

Причём, многие из них были разных проектов.

3. В конструктивистских школах впервые в СССР был введён принцип зонирования . Соотношение классов и других пространств было 35 к 65 не в пользу классов.

5. В некоторых школах был кинозал .

Например, в проекте архитектора Павла Федотовича Алёшина, реализованном в Киеве на Полевом переулке, 10 в 1933 г. построили кинозал на 200 человек. Не актовый зал, а именно кино!

7. Никаких уникальных школ, которые показывали в некоторых советских фильмах, не существовало в действительности . Так, школа Сыроежкина (якобы №23 в Москве) собиралась по кусочкам. ОБщие кадры - из школы №36 микрорайона Лаздинай (Вильнюс) - на фото.

Сцену в спортзале снимали в спортзале одесской школы №55.

А внутренний антураж и даже выпавшие из окна со штангой - в павильонах Одесской киностудии.

1. двухкомплектная на 880 учащихся с 22 классными комнатами (67 и 68 проекты);

2. однокомплектная на 400 учащихся с 10 классными комнатами (71 проект);

3. неполная на 280 учащихся с 7 классными комнатами.

9. Согласно требованиям, солнце должно было светить в окна слева , чтобы, когда пишешь правой рукой, тень от неё не падала на тетрадь. Хорошим считалось расположение классов окнами на юг, допустимым — на восток, возможным в исключительных ситуациях — на запад (занятия шли в основном в 1-й половине дня), ориентация классов на север не допускалась вообще. Предполагают, что левшей переучивали в правшей отчасти именно поэтому.

12. Строили даже школы с квартирами директора при них - как №112 Выборгского района Ленинграда. То был возврат к дореволюционному подходу - тогда многие директора жили при своих учреждениях. Иногда рядом со школой строили небольшие дома с квартирами для персонала.

13. отказ от конструктивизма и переход к сталинской архитектуре школ привнёс в их проекты символьные элементы .

Причём, не только людей, но и предметов. Их часто воспринимают за масонские, забывая, что образование было главной целью масонов.

Подведём итоги: многие наши стереотипы советских школ не выдерживают переоценки, мы многого не знаем о советских школах или старательно забыли об этом (либо нам помогли это сделать).

Бонус для дочитавших: проекты перспективных школ - вот в такой хочется учиться. Хотя, сейчас большинству не хочется учиться ни в какой.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

10 фактов о советском образовании, которые вас удивят

Приближается ЕГЭ, и традиционно начинается спор о достоинствах и недостатках этого все еще непривычного постсоветского нововведения. Как и всегда в таких случаях, обсуждение экзаменов перетекает в одну из самых горячих тем — о советском образовании. Одни считают, что оно было лучшим в мире, другие уверены в противоположном. Но известная большинству система советского образования сложилась только в брежневскую эпоху, тогда как более ранние периоды скрывают немало сюрпризов. Было ли образование бесплатным и всеобщим, как оценивали знания, были ли контрольные и домашние задания — обо всем этом в материале Евгения Антонюка, который приводит малоизвестные факты о советском образовании.

Отмена вступительных экзаменов

До 1917 года принятая в образовании экзаменационная система была более-менее близка к нынешней. За тем исключением, что учащиеся гимназий сдавали экзамены каждый год , а не в конце обучения. Трудность обучения в гимназии компенсировалась тем, что успешно окончившие учебу выпускники принимались в университеты без вступительных экзаменов.


Лекция в архитектурном училище | Картина "РОСИЗО"

Однако после прихода большевиков к власти система вступительных испытаний была отменена по идеологическим причинам. Новой власти требовалось закрепить свои позиции в высших учебных заведениях, где еще были сильны позиции "буржуев" и враждебных интеллигентов. Но рабочий от станка или крестьянин от сохи просто не обладал необходимыми для поступления в вуз знаниями и провалил бы экзамены. Чтобы убрать это препятствие, вступительные испытания были упразднены . Отныне для поступления в вузы достаточно было "рабочей путевки" — направления от парткома. Не нужно было иметь даже минимального образовательного уровня. Декрет о правилах приема в вузы, опубликованный в 1918 году, гласил:

Каждое лицо независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения, без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы. Воспрещается требовать от поступающих каких бы то ни было удостоверений.

Помимо вступительных экзаменов, отменялись также традиционные сессии и выпускные экзамены. Вступительные экзамены в вузы были возвращены в 1932 году . В том же году экзамены вернулись и в школу, причем до середины 50-х сохранялись ежегодные переводные экзамены, как в дореволюционных гимназиях.

Неграмотный с высшим образованием

С 1918 года в советских школах и вузах вместо классической урочной системы обучения был введен бригадно-лабораторный метод обучения . Все учащиеся делились на группы, каждая из которых получала свое задание. Затем один человек из группы выполнял это задание, а зачет (оценки были отменены) получали все ее участники, независимо от их вклада.

Разумеется, подобная система приводила к тому, что самый умный и образованный в группе отдувался за всех, а остальные отсиживались в стороне. Поскольку для учебы в университете больше не требовалось иметь определенного образовательного уровня и сдавать какие-либо экзамены, при желании высшее образование мог успешно получить даже малограмотный или вообще неграмотный человек , имевший правильное происхождение (из рабочих).

Конечно, совсем уж неграмотные выпускники вузов встречались достаточно редко, но тот факт, что в такой системе что-то не ладно, быстро поняли сами большевики. Уже в конце 1920 года при вузах начала внедряться система рабфаков, которые в ускоренном порядке давали будущим пролетарским студентам азы школьной программы.

В 1932 году бригадно-лабораторный метод обучения был признан "педагогическим извращением" и запрещен. В вузах традиционная система лекций и семинаров окончательно вернулась к 1936 году.

Без уроков и контрольных

Поскольку дореволюционная образовательная система почти по всем пунктам противоречила идеологии новой власти, она была полностью упразднена. На смену разнообразию учебных заведений для детей и подростков пришла единая трудовая школа .

Современную школу она напоминала весьма отдаленно. Уроки, контрольные работы и домашние задания отменялись . Дореволюционные учебники были изъяты, а новых не печатали вплоть до середины 20-х. Количество школ сократилось даже в сравнении с дореволюционным уровнем, поэтому помещений на всех не хватало. Из-за этого значительная доля обучения приходилась на экскурсии, прогулки, выезды на природу и т.п. мероприятия.


Студенты обедают в кампусе Московского университета, 1925 | Фото: James E. Abbe

Поскольку школа была трудовой, каждый ученик должен был уделять значительную долю учебного времени производственному труду. В некоторых регионах в качестве эксперимента для школьников даже вводились обязательные трудовые планы, как на предприятиях, однако эксперимент был свернут из-за явной несовместимости с учебой.

Крупская так характеризовала главные задачи советской школы:

Во-первых, центром изучения в школе должна быть трудовая деятельность населения в ее прошлом и настоящем. Во-вторых, в организации школьной жизни производственный труд должен играть доминирующую роль. Затем необходимо выбирать формы труда, имеющие коллективный характер.

Словом, школьники обучались лепке, рисованию, играли в игры на первой ступени и занимались производительным трудом. Все это именовалось комплексным методом обучения. Достаточно быстро несостоятельность этого метода стала ясна. Уже в середине 20-х он стал подвергаться критике за то, что дети практически не получают необходимого уровня грамотности и арифметических знаний, а в 1931 году был окончательно изгнан как "уродливое искажение учебного процесса" .


Студенты Московского университета, 1925 | Фото: James E. Abbe

Оценки под запретом

С середины XIX века и вплоть до революции в Российской империи действовали 2 шкалы оценки знаний. 5-балльная шкала во всех "гражданских" учебных заведениях и 12-балльная шкала во всех военных учебных заведениях.

В мае 1918 года специальным постановлением Наркомпроса было запрещено оценивать образовательный уровень учащихся отметками. Оценки не возвращались в советские учебные заведения почти полтора десятилетия. В 1932 году в вузах была восстановлена трехбалльная система оценок: неудовлетворительно, удовлетворительно, отлично. В 1935 году оценки вернулись и в школы. И только в 1944 году в школы и вузы вернулась хорошо знакомая пятибалльная система оценок от 1 до 5 , применяющаяся и по сей день.

1 сентября от Сталина


Студенты Московского университета, 1925 | Фото: James E. Abbe

До революции фиксированной даты начала учебного года не существовало. Лишь гимназии и университеты синхронно начинали учебный год 16 августа (29 августа по современному календарю). Все остальные учебные заведения начинали работать в сентябре. В земских и церковно-приходских школах в сельской местности учебный год мог начинаться в октябре-ноябре, после уборки урожая.

В раннем СССР учебные заведения также открывались вразнобой — с сентября по ноябрь. Только в 1935 году в рамках стандартизации образовательной системы было определено точное начало учебного года для всех заведений. Этой датой было выбрано 1 сентября.

Образование не для всех

Существует популярное заблуждение, согласно которому большевики первым делом после прихода к власти ввели всеобщее обязательное образование. Во многом это заблуждение сложилось под влиянием шумной кампании ликбеза и лозунгов о доступном образовании. Однако в действительности это произошло далеко не сразу.

Отделить детей от родителей

После революции многие большевики разделяли убеждение, что традиционная семья является буржуазным предрассудком , который по мере построения коммунизма отомрет. Негативное отношение к институту семьи было популярным в среде революционеров еще и потому, что семья считалась консервативной и патриархальной по умолчанию. На то, чтобы переубедить всех взрослых и заставить их разделять коммунистические идеи, у партии не хватило бы ресурсов. Но вот освободить детей от родительского влияния пытались.


Учеба в сельской школе, 1930-е | Фото: LIFE

Среди наиболее левого крыла большевиков была популярна идея т.н. общественного воспитания, в рамках которого родители полностью устранялись от воспитания подрастающего поколения, а эти функции брало на себя государство.

Сторонникам этой идеи удалось добиться создания т.н. школ-коммун . Это были весьма специфические заведения: что-то вроде детских домов, только при живых родителях. Поступившие на учебу в школы-коммуны дети жили в них на полном государственном обеспечении, не встречаясь с родителями.

Главной функцией подобных школ было не предоставление знаний, а выращивание людей новой коммунистической формации . Распорядок дня в этих школах был весьма специфическим: утром игровые занятия, после обеда — работа. Труд был обязателен для всех, при каждой школе имелись либо поля, либо фермы, либо мастерские, в которых работали ученики.

В коммунах существовало самоуправление, ученики имели достаточно большую долю самостоятельности и влияния на учебный и рабочий процесс. К середине 20-х в СССР существовало порядка 200 образцово-показательных школ-коммун. Однако в дальнейшем эксперимент стали сворачивать. Средств на широкую сеть подобных школ не было, к тому же остро стояла проблема беспризорности.

К началу 30-х сохранилось лишь несколько подобных школ. В большинстве своем они были перепрофилированы под работу с трудными подростками и беспризорниками (действие знаменитой "Республики ШКИД" происходит именно в такой школе-коммуне). К началу войны все школы-коммуны были преобразованы в обычные общеобразовательные учреждения в связи со сменой идеологии в сфере образования.

Сегодня мы будем говорить о такой опасной теме, как советская школа. Почему опасной? Потому что многих этот разговор может задеть. Часто можно услышать, как ее вспоминают с благодарностью, ставят в пример нынешним системам образования. Советская школа дала многим выдающимся ученым, людям искусства, бизнесменам базу, с которой они достигли впечатляющих вершин. И все-таки: достигли благодаря или вопреки? Здесь мнения расходятся. Если звучит критика, тема становится болезненной для тех, кто уверен, что та система образования была правильной, надежной и успешной.


Почему прусская система уже не работает

— Могли бы вы рассказать, как сформировалась система школьного образования, которую использовали в СССР? Какие у нее были достоинства и недостатки?

— Буквально через несколько лет мы будем отмечать 500-летие так называемой классно-урочной системы. Это система, при которой один преподаватель рассказывает детям, подобранным по возрасту, одно и то же на одном и том же языке, они все молчат, а правильность их ответа проверяется на соответствие учебнику: совпало — значит, правильно.

Пять веков эта система удобна только одному человеку — учителю. При этом функция учителя в том, что он передает утвержденные знания: у него есть программа, от которой он не может отходить, и вот эта информация должна оказаться в голове ученика.

А еще давайте немного вспомним об особенностях прусской системы образования — той самой, которую использовали в школе СССР и используют в России и Беларуси сегодня.

Гумбольдтовские реформы резко повысили качество прусского образования, для своего времени это был невероятный прогресс. Прусская система обучения оказалась крайне хороша для милитаризованных стран, поэтому нет ничего удивительного в том, что она получила распространение в трех самых милитаризованных странах мира: Германии, Японии и СССР. Для своего времени (я это подчеркиваю: для своего) это была самая перспективная система. Неслучайно ближе к концу XIX века, когда уже Пруссия разгромила Францию, часто высказывалась мысль, что эту войну выиграл прусский учитель, подготовивший идеальных солдат.

В итоге прусская система образования, очевидно, работает. Что тогда не так? Основная проблема заключается в том, что появились гораздо более эффективные способы передачи знаний.

— Что конкретно не так с этой системой?


— Скучная и сложная не значит некачественная. Хорошие универсальные стандарты могут быть полезны…

— Предлагаю продолжить на абстрактных примерах. Когда американцы перешли от поршневой авиации к реактивной, она начали в огромном количестве терять самолеты. Летчики постоянно разбивались, и было непонятно, в чем причина. Специалисты изучили вопрос и пришли к выводу, что проблема заключается в стандартизированной кабине пилота. Этот стандарт был разработан в конце 1920-х годов, а к 1960-м среднестатистический пилот стал выше, ему было неудобно управлять самолетом. К проблеме подошли системно: обмерили параметры нескольких тысяч пилотов, при этом хотели сделать идеальную кабину, удобную для всех.

Инженеру, который занимался разработкой стандарта, пришла в голову идея: давайте посмотрим, какому количеству пилотов подойдет кабина с усредненными параметрами. Оказалось, она не подошла никому. Ни одному человеку. Тогда впервые начали вводить сиденья и рулевое управление с регулировкой параметров. Из авиации эта система перешла в автомобили. Сейчас пора, чтобы эта нехитрая мысль перешла в школьную систему образования.

— Как это может выглядеть?

— Ровно не так, как это было в советской школе.

Первое. Школьная программа должна быть индивидуальной для каждого ученика. Дети в одном и том же возрасте по разным параметрам могут сильно отличаться друг от друга. В идеале ребенка надо обучать с максимально возможной скоростью: если у него очень хорошо с математикой, пусть изучает в школе программу института, а по другому предмету при этом идет в отстающих.


И еще несколько вещей, которые точно не нужны.

Нынешняя школа, являющаяся наследницей советской, замордована отчетностью. Учителя больше двух часов в день тратят на составление отчетов. Вся эта надстройка на фиг никому не нужна. Это система, которая помешана на контроле. Ее не волнует эффективность, зато есть иллюзия, что все вокруг под надзором. На самом деле все просто: или мы доверяем учителю и он делает свою работу так, как считает нужным, или мы с ним расстаемся.

Закончить учиться теперь нереально


— Между тем редко можно услышать мнение, что советская школа кому-то что-то недодала.

— Люди, воспитанные советской школой, заряжали энергией Кашпировского банки у телевизора и несли последние деньги в финансовые пирамиды — это тот уровень образования, который она давала.

Я говорю о подготовленности к реальной жизни. Это приговор системе образования. Все, чем гордится советская наука, — атомная бомба, первый спутник, полет Гагарина — все это было сделано на базе не советского образования. Например, Капица учился в Шотландии, работал у Эрнеста Резерфорда, был членом Лондонского королевского общества. Для него специально была создана лаборатория в Кембридже. Капицу обманом заманили в СССР и не выпустили обратно. Или академик Курчатов: он получил домашнее образование, окончил Симферопольскую мужскую казенную гимназию с золотой медалью. Когда он поступил на физико-математический факультет Таврического университета, его учили преподаватели царской школы…

— Возможно, где-то это образование было неидеальным, но зато всеобъемлющим и бесплатным.

— Вы, наверное, не в курсе, что вначале советское образование было не только, как вы говорите, неидеальным, но еще и раздельным (мальчики учатся отдельно, девочки — отдельно). Также с 1940 по 1956 год оно было платным, причем достаточно дорогим. Стоимость года обучения в старших классах составляла примерно от половины до целой средней месячной заработной платы трудящихся.


— Но даже в американских, европейских фильмах — как современных, так и времен холодной войны — представители СССР показаны высокообразованными людьми. Пусть иногда они выглядят нелепо, карикатурно, но в их образовании никто не сомневался. Добавим к этому, что именно выпускники советских школ становились лучшими шахматистами — а ведь это дисциплина, заниматься которой начинают именно в школе!

— Напомню, что знаменитыми советскими шахматистами были в основном евреи, и это очень важный нюанс. Евреи получали совершенно другое образование, они учились в еврейских религиозных школах. Лично я учился в иешиве — поверьте, к советскому образованию это не имеет никакого отношения.


А еще я хочу отметить, почему в Европе и Америке хвалили советскую систему образования. Когда американцы проиграли гонку в космосе, необходимо было совершить мощный скачок в системе образования. Для этого требовались ресурсы и значительно больший бюджет. Как найти средства? Правильно, хвалить СССР, подразумевая: не выделите необходимые деньги — не получите такое, как у них.

— А что с системой оценки знаний? Она в советской школе выглядела стройной и логичной.

От оценок в школе будущего можно отказаться вообще. Сейчас в российской школе пятибалльная система, но фактически она трехбалльная, потому что единицу никому не ставят, а двойка — показатель недоработки учителя. Фактически выбирают между тремя оставшимися оценками, и этого абсолютно недостаточно.

— Какая есть альтернатива?

— Представьте процесс обучения как компьютерную игру, в которой перейти на следующий уровень можно, только выполнив все миссии на предыдущем. А теперь посмотрим, как это может работать в образовании: нужную тему, область знаний можно либо знать, либо не знать, третьего не дано. Вы можете перейти на следующий уровень, только полностью освоив предыдущий. Никаких экзаменов, где всегда есть элемент случайности и везения/невезения, вы всегда понимаете, какой уровень знаний у ребенка.

— Еще одна претензия к современным системам образования: они не дают ученику конкретные и систематизированные знания — в отличие от советской школы.



— Да, многие вспоминают, что детей не жалели, уроков было очень много, школьники от этого страдали, но впоследствии с благодарностью вспоминали полученные знания. Может, стоит терпеть ради результата?

— Что ж, настало время тяжелой артиллерии. Вы же не будете отрицать, что советские люди были читающей нацией? И очевидно, что к этому причастна школа. Я сам помню, как сдавали макулатуру, искали книги.


И советская, и китайская школы работают с внешними стимулами. Плохо себя ведешь — получи палку, хорошо — вот тебе пряник.

Гораздо лучших результатов достигает система образования, которая работает с внутренними стимулами, когда желание что-то учить, творить, исследовать возникает у школьника естественно, без принуждения. Вместе с этим растет и достоинство человека, его умение смотреть на мир взвешенно, критически, осмысленно.

— Ну и, наконец, давайте поговорим про авторитет советского учителя. В СССР говорили, что это звучит гордо. И я часто слышал (в том числе от преподавателей), что это было действительно так.

— То, что советская власть декларировала на словах, мол, профессия учителя в стране поставлена на недосягаемую высоту, легко опровергалось на деле. Учитель получал копейки, был, по сути, нищим, бесправным и затравленным человеком. В Финляндии никто не рассказывает, что их учителя лучшие в мире, но при этом они там получают действительно достойную зарплату, а в каждом классе обязательно есть помощник учителя, который освобождает его от рутинной работы. Можно много говорить, главное — подтверждать слова действиями.

— Какие воспоминания о советской школе остались лично у вас?


Я счастлив за людей, которые с радостью вспоминают школьные годы. Но мне кажется, что очень часто мы путаем счастливые воспоминания о детстве с воспоминаниями о советской школе. Все-таки это разные вещи.

Тогда мы не знали, насколько все плохо с системой образования в Советском Союзе, хотя бы потому, что нам не с чем было сравнить. Сейчас я знаю, как могло быть, и становится безумно обидно. Половина знаний, полученных тогда, не соответствовали действительности или устарели и были забыты через несколько лет. Мы говорим, что в школе готовим ребенка к жизни, но это неправда. Школа — это и есть жизнь, достаточно значимый ее промежуток. И если ребенок не получает удовольствия от школы, он не получает удовольствия от жизни.

Если вам интересно, как сделать так, чтобы дети полюбили школу, регистрируйтесь на форум по ссылке unicef.by/unicef-talks.

*В интервью отражено личное мнение авторов, которое не является официальной позицией ЮНИСЕФ.

Говорят, что уровень советского образования был на голову выше любого другого. Но так ли это на самом деле и готов ли был советский человек к выходу в большой мир?


Фото © Getty Images

Миф № 1 — советское образование было сильным всегда

Невозможно говорить о советском образовании как о чём-то неизменном, однородном и созданном в одночасье. Качество образования в московской спецшколе сильно отличалось от базового уровня, что получали школьники в провинции, тем более в союзных республиках. Исторические события также сильно влияли. Всеобщая ликвидация безграмотности — одно из достижений 20–30-х годов, но развитие системы советского образования серьёзно затормозила Гражданская война, без которой фундаментальные знания могло получить ещё большее количество населения.

В 20-е годы в школах и институтах вообще господствовал бригадно-лабораторный метод обучения. Когда класс делился на группы и из каждой группы на вопросы учителя отвечал только один человек, а одинаковую оценку ставили всем. Само собой, подобная "уравниловка" негативно сказывалась на общем уровне. Серьёзный удар высшему образованию был нанесён и т.н. рабочими путёвками. Когда людей пролетарских профессий направляли в институт просто по факту их классовой принадлежности, независимо от их образовательного уровня. Студент с 1–2 классами образования, но имевший правильное происхождение, вряд ли мог полноценно освоить программу высшего образования, в результате учебные программы в 20-е годы приходилось максимально упрощать.

Во второй половине 30-х было введено обязательное семилетнее образование, открывались новые школы, но затем по грамотности населения ударила Великая Отечественная война. По словам педагогов высшей школы, пик качества советского образования был достигнут в 50-х и держался примерно 20 лет. Однако затем в его развитии случился застой, а к началу 80-х уровень качества среднего образования начал стремительно падать.

Миф № 2 — советское образование ценят во всём мире

Этот миф берёт начало от высказывания Джона Кеннеди по поводу запуска советского спутника в 1957 году: "Русские выиграли у нас гонку не при помощи ракет, а за школьной партой". Апологеты советского образования развили из этого мысль, что весь мир собирался перенять нашу систему образования, но это далеко не так. В СССР была мощная педагогическая школа, взявшая всё лучшее от двух выдающихся педагогов — Макаренко и Сухомлинского. Она действительно обладала базовым набором целей, которые можно было применять к каждому воспитаннику, за счёт чего достигался высокий средний балл, а в голове у большинства школьников на всю жизнь оставались факты о том, как устроен мир. Да и цели образования были благородными — воспитать всесторонне развитого человека, способного ориентироваться практически в любой теме после недолгого изучения.

Фото © Getty Images

Фото © Getty Images

Однако одновременно с этим советское образование было "заточено" под нужды командно-административной системы, было негибким и часто создавало разрыв между знаниями и практикой. Тому пример — растерянность среднего советского гражданина с высшим образованием в 90-х, когда воспитанные под социалистический строй люди не знали, куда податься. Советская система была хороша и даже уникальна по части точных наук — математика, физика, биология, химия. Работы множества советских учёных изучали в школах, однако заявлять о том, что эту же модель могли перенять несоциалистические страны, как минимум недальновидно.

У наших мам и пап учебный инвентарь ограничивался определенной формой, одинаковыми портфелями и даже питались они одним и тем же. Но, не смотря на это, ученики показывали высокие показатели по учебе. Впрочем, умственные способности не зависят от времени, в котором мы живем.

Школьная форма


Форма у детей была одинаковой. Девочки носили форменные платья с белыми воротничками и манжетами, которые периодически менялись по мере загрязнения. Платья были коричневого цвета. Еще был черный фартук. На праздники девочки надевали нарядные белые фартучки на это же платье. В колючем платье ходили круглый год, шилось оно из грубой овечьей шерсти. Для того, чтобы внести разнообразие в форму своим детям, бабушки и мамы старались шить воротнички из интересных тканей. Девочки прикалывали к одежде значки. Девочкам запрещалось ходить с распущенными волосами, поэтому они завязывали косички. У мальчиков были белые рубашки и костюмы синего цвета.

Тетради

Чернила



У всех советских детей на парте находились чернильницы – они макали в них перьевые ручки. Но даже если ребенок был очень аккуратным, ему все равно не удавалось избежать клякс, которые обязательно оказывалась в тетради или попадали на одежду. Чуть позже перьевые ручки поменяли на чернильные (на них были пипетки), которые все время протекали. Шариковые ручки вошли в обиход школьника только под конец 70-х годов, после того, как Министерство образования СССР это одобрило. И только теперь понимаешь, что перьевая ручка – это стильно и шикарно, а каллиграфия – целое искусство.

Промокашка



Советские дети не дожидались высыхания чернил – они использовали специальный листок, которым промакивали их. Кстати, такой листик находился в каждой тетради, и назывался он – промокашка. Это невероятный предмет, который, наверное, навсегда ушел из обихода, как и перьевые ручки. Листок был сиреневого, голубого или розового цвета, и никогда не оставался чистым – дети всегда на нем что-нибудь рисовали, да и не только занимались художественной деятельностью – из этих листиков получались прекрасные самолетики, шпаргалки, записки, а какие получались снежинки – просто восторг!

Питание в столовой

Ранцы



Старшеклассники носили портфели, а вот ученики младших классов расхаживали с ранцами из кожзаменителя. Ранцы застегивались кнопками-застежками, также была и молния. Проблем с ранцами не было, они были очень прочными, только иногда ломались застежки. Зимой дети после школы катались на школьных ранцах с ледяных горок – лежа на животе или сидя, их расписывали шариковыми ручками, ими даже дрались! В ранце было только одно отделение, в которое приходилось вмещать все: тетради, ручки и книги.

Карандаши из Чехословакии

Подставка для книг



Сейчас уже почти никто не пользуется подставкой, а во времена СССР она стояла почти на каждой парте. Безусловно, такая вещь очень удобная, и подходит не только для первоклашек, но и для детей более старших классов. Ведь ребенку без нее приходилось бы постоянно нагибаться, от чего нарушается осанка. Что может быть важнее здоровья ребенка? Подставка просто необходима, но она была такой тяжелой… особенно для ученика, который сидел впереди и мешал своим одноклассникам разговорами или еще чем-нибудь – он получал этой подставкой по голове прямо вместе с книгой!

Логарифмическая линейка и точилка



Ботаники СССР не могли обходиться без такой линейки, все математические расчеты осуществлялись с ее помощью, ведь калькуляторов в то время еще не было. Обычно линейки не превышали в длину 75 см, и она показывала точные вычисления. С ее помощью можно было умножать, делить, вычитать, прибавлять, извлекать корень, возводить в степень, вычислять логарифмы и другое! Нам она может показаться сложной, а вот советские ученики без нее не могли.
Точилок в то время было мало, к тому же они зачастую были с тупым лезвием, поэтому родители точили карандаши свои детям лезвием от бритвы.

Игрушка



В ранце у школьника можно было много чего найти: фантики от конфет, записки, и даже игрушку! Сейчас дети уже не интересуются и не носят с собой игрушки, так как на их замену пришли навороченные гаджеты. Но раньше школьники могли носить с собой какую-нибудь забавную игрушку, например, это могла быть смешная жабка, с которой бегали на переменах и играли, оставаясь в продленке.

Читайте также: