Принятие мер по профилактике девиантного и делинквентного поведения обучающихся в школе

Обновлено: 05.07.2024

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Агафонова Валентина Николаевна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Новый Оскол

Введение

Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм

девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом.

Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. Рост числа различных видов девиантного поведения, в основе которых лежит процесс социальной дезадаптации детей и подростков, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления.

Исследования в области правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями роста противоправного поведения детей и подростков и ростом семейного неблагополучия. Так, по данным НИИ семьи, в семьях несовершеннолетних правонарушителей в 80% случаев отмечалась полная безучастность родителей к судьбам своих детей, в 70% семей один из родителей (чаще отец) злоупотреблял алкоголем , до 40% подростков росли в конфликтных семьях, в 15 % семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей.

В связи со всем вышесказанным изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и форм и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность.


1. Девиантное поведение подростков. Общие характеристики

Девиантное поведение [лат. deviatio — отклонение] — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хищения, хулиганство и др. преступления), и в скрытой, латентной форме (например, бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное поведение можно также разделить на индивидуальное и групповое, а также на первичное и вторичное.

Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением.

Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними подростками социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений был самым высоким за последние 30 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс. человек. Не может не настораживать общество также и то, что под влиянием, прежде всего социально-экономических причин и снижения морально- этического уровня значительной части населения за последние годы наблюдается распространение такого социального порока, как проституция во всех ее видах: женская, мужская, гомосексуальная, костюмированная (под противоположный пол). Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее и большее количество людей, особенно несовершеннолетних. В Российской Федерации на каждые 100 тыс. подростков в возрасте 15-17 лет 40 человек состоят на учете, это или наркоманы, или токсикоманы .

В зависимости от способа взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения:

1) делинквентное;
2) аддиктивное;
3) патохарактерологическое;
4) психопатологическое;

5) на базе гиперспособностей

Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический – проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека.

Среди всех этих видов девиантного поведения первый – делинквентное поведение , в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного внимания.

Поэтому на практике чаще используется более узкий смысл понятия девиантного поведения. Дело в том, что в реальной общественной жизни практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех норм. Поэтому многие девиации допускаются: с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих целостность социальной системы. Если же какой-либо вид девиантного поведения грозит ее функционированию (например, преступность), к нему применяют социальные и правовые санкции.


2. Причины появления детей с девиантным поведением.

3. Школьная и социальная дезадаптации. Проблемы управления профилактической работой.

Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:

Стадии дезадаптации

Формы девиантного поведения

Неподчинение детей, критика действий взрослых, отрицательное отношение к учёбе. Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений

Нарушение правил поведения в школе, срывы уроков. Прогулы, отказ от выполнения заданий. Курение. Грубость, сквернословие

Хулиганство. Раннее начало половой жизни. Драки, нанесение телесных повреждений. Употребление алкоголя, пьянство. Унижение других. Проба наркотиков, токсикомания. Побеги из дома

Следование воровским законам. Воровство. Вымогательство, рэкет, шантаж. Употребление наркотиков

Проблемы управления профилактической работой деструктивных проявлений в подростковой среде обусловлены не только субъективными, но и объективными причинами.

К объективным причинам можно отнести: .

  1. Ориентацию школ на выполнение отчётности по показателям обучения, а не на личностное развитие и социализацию детей, их активное включение в жизнь общества.
  2. Отсутствие программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых школами по профилактике девиантного поведения детей.
  3. Недостаток полномочий и ресурсов (административных, материальных) у школ для осуществления полного цикла профилактической деятельности для получения устойчивых положительных результатов.
  4. Отсутствие у государственных и общественных структур реальных рычагов влияния на родителей, которые не хотят выполнять свои основные функции по нормальному содержанию и воспитанию своих детей.
  5. Не разработанность механизмов реализации законов обеспечивающих приоритет детства и защиту прав детей, их слабое ресурсное и нормативно-правовое обеспечение на региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска.

Разобщённость действий, отсутствие общей стратегии и координирующего центра в деятельности органов и ведомств, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не даёт серьёзного результата в их работе.

Социально-педагогичекой поддержкой и реабилитацией детей занимаются следующие социальные учреждения нашего города.

  • Центры медико-социально-педагогической поддержки.
  • Отделы опеки и попечительства.
  • Центры поддержки семьи.
  • Центры поддержки детей в кризисных ситуациях.
  1. дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  2. дети из неблагополучных семей;
  3. дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
  4. дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
  5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации

В первую группу входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном развитии и соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом. К этой же группе также относятся дети-инвалиды и дети, имеющие различные хронические заболевания. Чаще всего с этими детьми в школе работают психологи, логопеды, медицинские работники.

Вторую, самую многочисленную группу составляют дети из так называемых неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один из родителей) пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией; устраивают на квартире притоны; надолго оставляют детей одних дома без еды; жестоко обращаются с ними.

В третью группу входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как правило это дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении родительских прав; когда родители в бегах, находятся в заключении или психиатрической лечебнице). Дети попадают в эту группу вследствие смерти родителей или лишения, (ограничения) их родительских прав.

Четвёртую группу составляют в основном дети из бедных, многодетных, приёмных, опекунских семей, где факторами риска являются причины экономического, демографического и педагогического характера, а также сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания.

Пятая группа: Подростки этой группы характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины. В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека

5. Профилактика девиантного поведения подростков

Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений.
Согласно Федеральному закону “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120-ФЗ от
24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

Основные направления системы профилактики в школе:

  1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
  2. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
  3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
  4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);
  5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности;

Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы

Для выявления и изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей в ОУ проводятся специальные анкетирования. Например, составляется социальный паспорт школы.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не только контингент таких учащихся, но и их психологические особенности. В этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного психолога.

Характеристика учащихся школы, входящих в группу риска, обычно показывает, что у них существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. Поэтому на следующем этапе возникает необходимость разработки программы по их решению.

В задачи программы должны входить:

  • своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей;
  • своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации;
  • своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;
  • организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;
  • внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.

Итак, мы рассмотрели основные проблемы, стоящие перед школой в работе с детьми девиантного поведения и некоторые пути их решения. Однако надо помнить, что каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно, весь педагогический коллектив.

6. Практические рекомендации:

  • с целью преодоления неуспеваемости учителям предметникам и классным руководителям в соответствии с положением по ведению школьной документации своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник
  • классным руководителям необходимо своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий детей
  • заместителям директора по УВР осуществлять контроль работы учителей предметников со слабоуспевающими уч-ся: наличие журнала и тетрадей для индивидуальной работы
  • школьной службе сопровождения наладить работу с родителями неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку
  • социальному педагогу и психологу необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся с целью выявления социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения
  • привлекать к работе с данной категорией учащихся и их родителями специалистов центра медико-психолого-педагогической поддержки
  • педагогический коллектив школы должен осуществлять дифференцированный подход в работе с учащимисяся определённой группы риска
  • заместителю директора по ВР необходимо планировать участие учащихся ОУ в районных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, включать в воспитательный план работу школьного лектория с привлечением специалистов центра поддержки семьи и детства

Литература

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

О Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Решение Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 07.07.1998 г. №1/1. //Семья в России, 1998

Менделевич В.Д. Структура девиантных форм поведения в условиях масштабных социально-психологических перемен /Система социальной работы в условиях переходного периода: принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. – Казань, 1998.

Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы школы по профилактике девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних.

?Создание условий для выявления причин отклоняющегося поведения у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися девиантного и делинквентного поведения

?Разработать и применить систему профилактики девиантного и деликвентного поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения;

?Помочь осознать свои собственные возможности

?Научить принимать собственные решения о своем будущее поведении.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Делинквентное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, при­чем нередко представляет собой поступки, наказуемые законом.

?Гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия

?Неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей

?Отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вот они вечные истины эти:

Поздно заметили. мимо прошли.

Просто им во время

не помогли!

Предпосылки асоциального поведения

Предпосылки асоциального поведения

Девиантное поведение формируется в следующей последовательности (схема по Д. В. Волкову) Недостатки ранней социализации Асоциальное поведение Ошибки воспитания Антисоциальное поведение Преступное поведение

Девиантное поведение формируется

в следующей последовательности

(схема по Д. В. Волкову)

Недостатки ранней социализации

Асоциальное поведение

Ошибки воспитания

Антисоциальное поведение

Преступное поведение

Незнание закона не освобождает от ответственности.

Незнание закона не освобождает от ответственности.

Первобытное общество

Средневековье

Средневековье

Родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике. Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния на человека — преступника. Чезаре Ломброзо,

Родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике.

Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния на человека — преступника.

Тема урока. Человек славен добрыми делами.

- сформировать представление учащихся о том, что добро из зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.

- развитие представлений учащихся о добре и добрых делах;

- формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение;

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда

Добро творить трудней

Жизнь дана на добрые дела.

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

Нравственные категории и их виды Добро и зло Добродетель и порок Стыд и совесть Милосердие Разъясняем сущность нравственных категорий

Нравственные категории и их виды

Добродетель и порок

Разъясняем сущность нравственных категорий


"Правила и нормы поведения в обществе"

Формирование представлений о социальных нормах;

Воспитание правовой культуры, гражданственности

Соотнесите название социальных норм и их определение:

1.Правовые нормы

А. Традиционно установившийся порядок поведения людей.

Б. Правила поведения, заключающиеся в символических действиях, установленных обычаем.

3. Религиозные нормы

В. Внешние формы поведения человека.

Г. Нормы, основанные на представлениях общества на добре и зле.

5. Моральные нормы

Д. Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения.

Е. Нормы, которые устанавливаются церковью и регулируют поведение верующих людей.

Ж. Обязательные для всех правила поведения, закрепленные в законах и охраняемые силой государства.


Конституция Российской Федерации Основной закон страны Цель: рассмотреть особенности основного закона государства, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Основной закон страны

Цель: рассмотреть особенности основного закона государства,

механизмы реализации и защиты прав и свобод

человека и гражданина.

Право и правопорядок.

- познакомить уч-ся с понятиями: закон, право, правопорядок;

- предоставить информацию о людях и службах защищающих права человека;

- воспитывать уважение к закону;

ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА: установить правовой порядок и законность на территории страны.

ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА: установить правовой порядок и законность на территории страны.

Правоохранительные органы Цель урока: - Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями ; -учить пользоваться правовой терминологией, а также различать, в какую структуру должен обратиться гражданин для защиты своих прав; -способствовать правовому воспитанию личности учащихся .

- Познакомить учащихся с правоохранительными

органами, их функциями ;

-учить пользоваться правовой терминологией,

а также различать, в какую структуру должен обратиться

гражданин для защиты своих прав;

-способствовать правовому воспитанию

Цель: рассмотреть роль права в жизни граждан; познакомить учащихся с личными правами ребенка, помочь детям понять связь между правами и обязанностями.

Все люди рождаются свободными

все имеют одинаковые достоинства и права, все наделены разумом и должны относиться

друг к другу как братья и сестры.


Подумайте над ситуациями и выберите свой вариант оценки различных поступков. Постарайтесь раньше времени не заглядывать в ответы. Иначе Вы никогда не узнаете о себе правду. Итак:

1. Шофёр на государственной автомашине всю ночь перевозил мебель в новую квартиру. Как можно оценить его действия?

поступил неправильно — 1;

все так делают — 3;

поступил правильно — 5

2. 14-летняя Р. в городском автобусе похитила у пассажира кошелёк с суммой денег, которых хватило бы на покупку 3-х буханок хлеба. Следователь выяснил, что это была её пятая кража. Но возбуждать уголовное дело против Р. не стал. Он посчитал совершённое ею деяние не опасным для общества. Как Вы оцениваете решение следователя?

решение неправильное — 1;

нельзя судить за 3 буханки — 3;

решение правильное — 5

а) Вы считаете, что:

— работники полиции поступили неправильно — 1;

— надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы Н. не пил — 3;

— работники полиции поступили правильно — 5

б) правильно ли повели себя учителя?

человеку нужно помогать в трудную минуту — 3;

4. В туалете одной из школ города 9-классник подошёл к 7-класснику и посоветовал завтра принести ему пачку сигарет. А тот, недолго думая, позвонил в полицию.

а) Вы считаете, что:

— девятиклассник обязан отвечать за вымогательство — 1;

— зря связался из-за пачки сигарет — 3;

— ничего особенного он не совершил — 5

б) Вы считаете действия 7-классника:

нужно было уладить всё без милиции — 3;

Мой выбор – не курить.

Мой выбор – нет наркотикам.

Мой выбор – не употреблять алкоголь.



Межличностные отношения. Цель урока: выявить факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений; причины возникновения конфликта.

выявить факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;

причины возникновения конфликта.

Темы уроков: Социальные нормы и отклоняющееся поведение Правовые отношения. Юридическая ответственность. Право и правопорядок. Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Виды преступления и наказания Цель: Сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле; дать учащимся представление о девиантном и делинквентном поведение; познакомить учащихся с видами правонарушений, с основными признаками преступления, определять, является ли деяние преступлением; разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей; показать неотвратимость ответственности за их совершение; познакомить со статьями Уголовного кодекса РФ.

Темы уроков:

Социальные нормы и отклоняющееся поведение Правовые отношения.

Право и правопорядок.

Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Виды преступления и наказания

Сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле;

дать учащимся представление о девиантном и делинквентном поведение; познакомить учащихся с видами правонарушений, с основными признаками преступления, определять, является ли деяние преступлением; разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей; показать неотвратимость ответственности за их совершение;

познакомить со статьями Уголовного кодекса РФ.

Р абота по профилактике отклонений в поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе: - успешности учебной деятельности (учения) - эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями) - психологической защищенности, которая в свою очередь связана с гарантированной социально защищенностью, включающей в себя: знание учащимися своих прав и обязанностей и их неукоснительное соблюдение субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

Р абота по профилактике

отклонений в поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

- успешности учебной деятельности (учения)

- эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями)

- психологической защищенности, которая в свою очередь связана с гарантированной социально защищенностью,

включающей в себя:

  • знание учащимися своих прав и обязанностей и их неукоснительное соблюдение субъектами учебно-воспитательного процесса;
  • психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
  • соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

Проанализируйте отрывки стихотворений,

мультфильмов с точки зрения

Административного и Уголовного кодексов.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

«ст. 12.3 Управление транспортным средством

водителем не имеющим водительское

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

«Ст. 228.1 Незаконное производство психотропных

«Ст. 125 Заведомое оставление

лица, находящегося в опасном

для жизни или здоровья

«Ст. 172.2 Использование

«А теперь, покатай меня, большая черепаха!

кошкин дом! Погорел со

«Ст. 219 Нарушение правил

«Ст. 168 Уничтожение или повреждение

Прочитайте стихотворения и сравни поведение двух людей: НИЩИЙ НИЩИЙ Знавал я нищего: как тень, У врат обители святой С утра, бывало, целый день Стоял просящий подаянья Старик под окнами бродил Бедняк иссохший, чуть живой И подаяние просил; От глада, жажды и страданья. Но все, что в день насобирал, Бывало, к ночи раздавал Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как и сам. И кто-то камень положил В его протянутую руку Я.П. Полонский М. Ю. Лермонтов МИЛОСЕРДИЕ – БЕСКОРЫСТИЕ – ДОБРОТА – СЛУЖЕНИЕ – РАДОСТЬ – БЛАГОЧЕСТИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Прочитайте стихотворения и сравни поведение двух людей:

Знавал я нищего: как тень,

У врат обители святой

С утра, бывало, целый день

Стоял просящий подаянья

Старик под окнами бродил

Бедняк иссохший, чуть живой

И подаяние просил;

От глада, жажды и страданья.

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

МИЛОСЕРДИЕ – БЕСКОРЫСТИЕ – ДОБРОТА – СЛУЖЕНИЕ – РАДОСТЬ – БЛАГОЧЕСТИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ




-75%


Под девиантным (лат. deviatio — уклонение) поведением понимаются:

  • поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
  • социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др.

Среди них важнейшее значение имеют:

биологические факторы— это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);

психологические факторы — это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;

социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игнорирование взрослыми половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

Признаки девиантного поведения

Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума.

Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную стигматизацию.

Однако, для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения.

Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует — в зависимости от его формы — деструктивно или аутодеструктивно.

Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением. А вот однократная попытка суицида не считается девиацией. Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным.

Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики говорится не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако, иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (например, бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм).

Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот.

Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Девиантное поведение подростков


В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18 лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую, некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому, оно должно обязательно оцениваться педагогом, психологом и врачом.

Профилактика и терапия девиантного поведения в подростковой среде

Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.


Различают несколько видов профилактики девиантности.

Первичная — устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.

Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.

Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.

План профилактических мероприятий

  • Работа психолога и специалиста по социальной работе в больницах и поликлиниках.
  • Психологическая профилактика в школах.
  • Работа специалистов с неблагополучными семьями.
  • Организация общественных групп молодёжи (волонтерские движения).
  • Профилактика СМИ.
  • Работа специалистов с беспризорными детьми на улице.
  • Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.

Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего, она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.

Терапия и коррекция запущенных форм девиантного поведения (например, клептомания, игровая зависимость, алкоголизм) осуществляется амбулаторно и стационарно врачами-психиатрами, а также психотерапевтами. В школах, а также других учебных заведениях посильную помощь могут оказывать психологи.

Читайте также: