Война и мир краткое содержание отзывы

Обновлено: 07.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

читать очень сложно. Много страниц, вторую книгу не дочитала.

"Война и мир"- роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805-1812 годах.
Как только я увидела здесь этот комплект книг, то сразу же бросилась заказывать его. Потому что сейчас очень редко где модно найти все 4 тома по относительно дешевой цене.
Я, наверно, отношусь к тому небольшому числу людей, которые действительно испытали удовлетворение от прочтения этого потрясающего романа! Так что мне, очень понравилось оформление книги, качество печати и бумаги! Очень очень рекомендую!! ))

Что есть история? Кто творит ее и каковы судьбы и воля людей, участвующих в исторических событиях того или иного времени? В романе "Война и мир" Толстой пытается найти ответы на эти вопросы, его размышления красной нитью проходят сквозь роман и завершают его своеобразным эссе. Именно это эссе и дает ответы на вопросы, почему так или иначе происходят события.
Роман "Война и мир" - это не просто роман или, как говорят, роман-эпопея, это роман, в котором исторические события, имевшие место быть в реальности, переплетаются с судьбами героев, выдуманных, тех, которые вполне реально могли жить в то время. Автор не просто рассказывает о том, что происходило, какие были боевые события, кто руководил войсками, он показывает судьбы обыкновенного народа. Для этого он берет за основу три ключевые семьи, за которыми мы собственно и следим. Это Болконские, Ростовы и Безуховы. И здесь нельзя не выделить главных героев, представителей этих семейств, Андрей Болконский, Наташа Ростова и Пьер Безухов.
И здесь не могу не упомянуть, что это моя вторая попытка прочитать это произведение, первая попытка, естественно, была в школе, но тогда многие моменты не были прочитаны, не были толком поняты и осмыслены. Вторая попытка оказалась успешней, как мининимум, роман был прочитан полностью от первой и до последней страницы, включая все сноски и описания войны. При первом прочтении моим любимым героем был Андрей Болконский, им я восхищалась, его жалела, событиям, происходившим с ним, сочувствовала. Наташу не совсем понимала, а Пьер и вовсе казался чудаком. Изменилось ли что-нибудь с первого и до нынешнего прочтения? Определенно да. У всех героев есть недостатки, все они проходят предназначенные им испытания, делают свой выбор и, в конце концов, меняются. При втором прочтении моим любимым героем стал Пьер, тот самый чудик. И тут мне трудно объяснить причины такого выбора, возможно все дело в том, что Пьер, поначалу наивный, руководимый князем Василием, а после его женой, в поисках себя, понимания мира и других людей, настолько вырос, насколько ни вырос ни один герой. А может, просто его мысли оказались созвучны и близки к моим.
Не менее интересно наблюдать за поведением людей на войне, узнавать, как она делается по-настоящему и что ей руководит.
Подводя итоги, могу сказать, что роман "Война и мир" довольно не простой для чтения, требующий медленного и вдумчивого чтения, поналачу трудно впускающий тебя, с огромными кусками текстов на французском и сносками с переводом, а после уже затягивающий и не отпускающий до последних страниц. Роман, который требует не одного прочтения, роман, который поможет взглянуть по-новому на понятие истории. Роман, каждое прочтение которого позволит отслеживать и свое развитие, свои меняющиеся взгляды и мнения.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

С этой книгой читают

Отзывы 109

Повзрослеют, потянутся сами к нему – вот тогда и будет польза.

Особенно, если заинтересуются жизнью Льва Толстого.

Повзрослеют, потянутся сами к нему – вот тогда и будет польза.

Особенно, если заинтересуются жизнью Льва Толстого.

Мне 15 лет и я прочитал первый том.

Если честно я и сам от себя не ожидал , что будет так интересно!

Очень понравилось описание каждого из персонажей. И вроде это описане не интересное , но Лев Николаевич ,очень грамотно умеет перейти плавно с описание в реальность.С самого начала ,как будто ты сам присутствуешь на это балу, становиться так интересно , что хочется читать и читать. Книга классная!

Мне 15 лет и я прочитал первый том.

Если честно я и сам от себя не ожидал , что будет так интересно!

Очень понравилось описание каждого из персонажей. И вроде это описане не интересное , но Лев Николаевич ,очень грамотно умеет перейти плавно с описание в реальность.С самого начала ,как будто ты сам присутствуешь на это балу, становиться так интересно , что хочется читать и читать. Книга классная!

"Война и мир" про колесо, которое крутится и перемалывает все на своем пути. Мне очень нравится начало бондарчуковской экранизации, когда из крошечного пятна во тьме появляется жизнь. Эта книга про то, как развивается живое существо и как развивается сообщество живых существ. Это книга про вечно ищущих, про безостановочные поиски человеком счастья. Про беспокойных людей. И, безусловно, главный герой книги – спокойный Кутузов.

Кутузов у Толстого – словно пророк. Он как-будто наделен каким-то тайным знанием, которое не могут постигнуть остальные герои книги. Все происходит вокруг Кутузова. Он есть начало и конец.


Петербург, лето 1805 г. На вечере у фрейлины Шерер присутствуют среди прочих гостей Пьер Безухов, незаконный сын богатого вельможи, и князь Андрей Болконский. Разговор заходит о Наполеоне, и оба друга пытаются защитить великого человека от осуждений хозяйки вечера и её гостей. Князь Андрей собирается на войну, потому что мечтает о славе, равной славе Наполеона, а Пьер не знает, чем ему заняться, участвует в кутежах петербургской молодёжи (здесь особое место занимает Федор Долохов, бедный, но чрезвычайно волевой и решительный офицер); за очередное озорство Пьер выслан из столицы, а Долохов разжалован в солдаты.

Далее автор переносит нас в Москву, в дом графа Ростова, доброго, хлебосольного помещика, устраивающего обед в честь именин жены и младшей дочери. Особый семейный уклад объединяет родителей Ростовых и детей — Николая (он собирается на войну с Наполеоном), Наташу, Петю и Соню (бедную родственницу Ростовых); чужой кажется только старшая дочь — Вера.

У Ростовых продолжается праздник, все веселятся, танцуют, а в это время в другом московском доме — у старого графа Безухова — хозяин при смерти. Начинается интрига вокруг завещания графа: князь Василий Курагин (петербургский придворный) и три княжны — все они дальние родственники графа и его наследники — пытаются выкрасть портфель с новым завещанием Безухова, по которому его главным наследником становится Пьер; Анна Михайловна Друбецкая — бедная дама из аристокра­ти­ческого старинного рода, самозабвенно преданная своему сыну Борису и везде ищущая покрови­тельства для него, — мешает выкрасть портфель, и огромное состояние достаётся Пьеру, теперь уже графу Безухову. Пьер становится своим человеком в петербургском свете; князь Курагин старается женить его на своей дочери — красавице Элен — и преуспевает в этом.

В Лысых Горах, имении Николая Андреевича Болконского, отца князя Андрея, жизнь идёт давно заведённым порядком; старый князь постоянно занят — то пишет записки, то даёт уроки дочери Марье, то работает в саду. Приезжает князь Андрей с беременной женой Лизой; он оставляет жену в доме отца, а сам отправляется на войну.

Осень 1805 г.; русская армия в Австрии принимает участие в походе союзных государств (Австрии и Пруссии) против Наполеона. Главноко­мандующий Кутузов делает все, чтобы избежать участия русских в сражении, — на смотре пехотного полка он обращает внимание австрийского генерала на плохое обмунди­рование (особенно на обувь) русских солдат; вплоть до Аустерлицкого сражения русская армия отступает, чтобы соединиться с союзниками и не принимать сражения с французами. Чтобы основные силы русских смогли отступить, Кутузов посылает четырёх­тысячный отряд под командованием Багратиона задержать французов; Кутузову удаётся заключить перемирие с Мюратом (французским маршалом), что позволяет выиграть время.

Во время смотра Ростов испытывает чувство любви и обожания к императору Александру; это чувство только усиливается во время Аустерлицкого сражения, когда Николай видит царя — бледного, плачущего от поражения, одного посреди пустого поля.

Том второй

Николай Ростов приезжает в отпуск домой; Денисов едет с ним. Ростов везде — и дома, и знакомыми, то есть всей Москвой — принят как герой; он сближается с Долоховым (и становится одним из его секундантов на дуэли с Безуховым). Долохов делает предложение Соне, но та, влюблённая в Николая, отказывает; на прощальной пирушке, устроенной Долоховым для своих друзей перед отъездом в армию, он обыгрывает Ростова (по-видимому, не вполне честно) на крупную сумму, как бы мстя ему за Сонин отказ.

В Лысых Горах в декабре 1805 г. побывал князь Василий с младшим сыном — Анатолем; цель Курагина состояла в том, чтобы женить своего беспутного сына на богатой наследнице — княжне Марье. Княжну необычайно взволновал приезд Анатоля; старый князь не хотел этого брака — он не любил Курагиных и не хотел расставаться с дочерью. Случайно княжна Марья замечает Анатоля, обнимающего её компаньонку-француженку, m-lle Бурьен; к радости своего отца, она отказывает Анатолю.

Пьера Безухова мучает вопрос о связи его жены с Долоховым: намёки знакомых и анонимное письмо постоянно возбуждают этот вопрос. На обеде в московском Английском клубе, устроенном в честь Багратиона, между Безуховым и Долоховым вспыхивает ссора; Пьер вызывает Долохова на дуэль, на которой он (не умеющий стрелять и никогда не державший прежде пистолета в руках) ранит своего противника. После тяжёлого объяснения с Элен Пьер уезжает из Москвы в Петербург, оставив ей доверенность на управление своими великорусскими имениями (что составляет большую часть его состояния).

Возвратившись из отпуска в полк, Николай Ростов почувствовал себя как дома. Все было ясно, заранее известно; правда, нужно было думать о том, чем кормить людей и лошадей, — от голода и болезней полк потерял почти половину людей. Денисов решается отбить транспорт с продовольствием, назначенный пехотному полку; вызванный в штаб, он встречает там Телянина (в должности обер-провиант­мейстера), избивает его и за это должен предстать перед судом. Восполь­зо­вавшись тем, что он был легко ранен, Денисов отправляется в госпиталь. Ростов навещает Денисова в госпитале — его поражает вид больных солдат, лежащих на соломе и на шинелях на полу, запах гниющего тела; в офицерских палатах он встречает Тушина, потерявшего руку, и Денисова, который после некоторых уговоров соглашается подать государю просьбу о помиловании.

Старый Болконский тоже живёт в Москве; он заметно постарел, стал раздражи­тельнее, отношения с дочерью испортились, что мучает и самого старика, и в особенности княжну Марью. Когда граф Ростов с Наташей приезжают к Болконским, те принимают Ростовых недобро­же­лательно: князь — с расчётом, а княжна Марья — сама страдая от неловкости. Наташу это больно ранит; чтобы её утешить, Марья Дмитриевна, в доме которой Ростовы остановились, взяла ей билет в оперу. В театре Ростовы встречают Бориса Друбецкого, теперь жениха Жюли Карагиной, Долохова, Элен Безухову и её брата Анатоля Курагина. Наташа знакомится с Анатолем. Элен приглашает Ростовых к себе, где Анатоль преследует Наташу, говорит ей о своей любви к ней. Он тайком посылает ей письма и собирается похитить её, чтобы тайно венчаться (Анатоль уже был женат, но этого почти никто не знал).

Том третий

В июне 1812 г. начинается война, Наполеон становится во главе армии. Император Александр, узнав, что неприятель перешёл границу, посылает к Наполеону генерал-адъютанта Балашева. Четыре дня Балашев проводит у французов, которые не признают за ним того важного значения, которое он имел при русском дворе, и наконец Наполеон принимает его в том самом дворце, из которого отправлял его русский император. Наполеон слушает только себя, не замечая, что часто впадает в противоречия.

Князь Андрей хочет найти Анатоля Курагина и вызвать его на дуэль; для этого он едет в Петербург, а потом в Турецкую армию, где служит при штабе Кутузова. Когда Болконский узнает о начале войны с Наполеоном, он просит перевода в Западную армию; Кутузов даёт ему поручение к Барклаю де Толли и отпускает его. По дороге князь Андрей заезжает в Лысые Горы, где внешне все по-прежнему, но старый князь очень раздражён на княжну Марью и заметно приближает к себе m-lle Bourienne. Между старым князем и Андреем происходит тяжёлый разговор, князь Андрей уезжает.

В толпе москвичей, встречающих царя, Петю чуть не задавили. Вместе с другими он стоял перед Кремлевским дворцом, когда государь вышел на балкон и начал бросать народу бисквиты — один бисквит достался Пете. Вернувшись домой, Петя решительно объявил, что непременно пойдёт на войну, и старый граф на следующий день поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда-нибудь побезопаснее. На третий день пребывания в Москве царь встретился с дворянством и купечеством. Все были в умилении. Дворянство жертвовало ополчение, а купцы — деньги.

Княжна Марья после похорон отца собирается выехать из Богучарова в Москву, но богучаровские крестьяне не хотят выпускать княжну. Случайно в Богучарове оказывается Ростов, легко усмиривший мужиков, и княжна может уехать. И она, и Николай думают о воле провидения, устроившей их встречу.

Ещё два персонажа даны крупным планом во время Бородинского сражения: Наполеон и Кутузов. Накануне сражения Наполеон получает из Парижа подарок от императрицы — портрет сына; он приказывает вынести портрет, чтобы показать его старой гвардии. Толстой утверждает, что распоряжения Наполеона перед Бородинским сражением были ничуть не хуже всех других его распоряжений, но от воли французского императора ничего не зависело. Под Бородином французская армия потерпела нравственное поражение — это и есть, по Толстому, важнейший результат сражения.

После Бородинского сражения русские войска отступают к Филям; главный вопрос, который обсуждают военачальники, это вопрос о защите Москвы. Кутузов, понимающий, что Москву защищать нет никакой возможности, отдаёт приказ об отступлении. В то же время Растопчин, не понимая смысла происходящего, приписывает себе руководящее значение в оставлении и пожаре Москвы — то есть в событии, которое не могло совершиться по воле одного человека и не могло не совершиться в тогдашних обстоятельствах. Он советует Пьеру уезжать из Москвы, напоминая ему его связь с масонами, отдаёт толпе на растерзание купеческого сына Верещагина и уезжает из Москвы. В Москву вступают французы. Наполеон стоит на Поклонной горе, ожидая депутации бояр и разыгрывая в своём воображении великодушные сцены; ему докладывают, что Москва пуста.

Том четвёртый

После освобождения Пьер находится в Орле — он болен, сказываются физические лишения, испытанные им, но душевно он чувствует никогда прежде не испытанную им свободу. Он узнает о смерти своей жены, о том, что князь Андрей ещё месяц после ранения был жив. Приехав в Москву, Пьер едет к княжне Марье, где встречает Наташу. После смерти князя Андрея Наташа замкнулась в своём горе; из этого состояния её выводит известие о гибели Пети. Она три недели не отходит от матери, и только она может облегчить горе графини. Когда княжна Марья уезжает в Москву, Наташа по настоянию отца едет с нею. Пьер обсуждает с княжной Марьей возможность счастья с Наташей; в Наташе тоже просыпается любовь к Пьеру.

Эпилог

В декабре 1820 г. Наташа с детьми гостит у брата. Ждут приезда Пьера из Петербурга. Приезжает Пьер, привозит всем подарки. В кабинете между Пьером, Денисовым (он тоже гостит у Ростовых) и Николаем происходит разговор, Пьер — член тайного общества; он говорит о дурном правительстве и необходимости перемен. Николай не соглашается с Пьером и говорит, что не может принять тайного общества. Во время разговора присутствует Николенька Болконский — сын князя Андрея. Ночью ему снится, что он вместе с дядей Пьером, в касках, как в книге Плутарха, идут впереди огромного войска. Николенька просыпается с мыслями об отце и о грядущей славе.

Пересказал Л. И. Соболев. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Толстой Лев

Роман "Война и мир" стал шедевром мировой литературы благодаря тому, что автор сумел описать чувства, мысли и переживания, понятные людям разных времён и народов.

Данный читательский дневник может служить примером анализа произведения с точки зрения отдельного читателя.

Время создания произведения - с 1863 по 1869 годы, дополнения внесены в 1873 г.

Эпоха, описанная в книге, - с 1805 по 1820 годы, главное событие - Отечественная война 1812 г.

Место сюжета: европейская часть России (Москва, Петербург, Воронеж, Ярославль и др.), Австрия (Шенграбен, Аустерлиц).

Несколько семей рассматриваются в романе как представители разных дворянских кругов.

Детально показана жизнь Ростовых, Болконских, Безуховых Курагиных.

Наташа Ростова — талантливая яркая девушка с огромной жаждой жизни, которую она умеет передавать всем, кто оказывается в поле ее влияния.
Андрей Болконский — князь, потомственный военный, умный и практичный человек. Умер после ранения в Бородинском сражении.
Пьер Безухов — незаконнорожденный сын графа Безухова, получивший в итоге все наследство. Благородный, не испорченный молодой человек. Участвовал в Бородинском бою и был в плену у французов.
Марья Болконская — младшая сестра Андрея. Долгие годы прожила с деспотичным отцом, позже вышла замуж за Николая Ростова. Набожная, скромная, умная девушка.
Борис Друбецкой — обедневший дворянин, вынужденный хвататься за любую возможность улучшить свое положение. Ценитель связей и богатства.
Платон Каратаев — русский солдат, живший во французском плену с Пьером Безуховым. Стал для него другом и духовным наставником.
Федор Долохов — бравый офицер с бунтарским характером. Не раз рисковал жизнью, репутацией и служебной дисциплиной.
Василий Денисов — офицер, друг и старший наставник Николая Ростова. В 1812 году стал партизаном и участвовал в спасении пленных русских.
Элен и Анатоль Курагины — брат и сестра, прославившиеся в свете своей красотой и испорченностью. Ценят превыше всего развлечения, богатство и титулы.

Роман охватывает 8 лет жизни России (с 1805 по 1813 годы), а в эпилоге показывает главных героев ещё через 7 лет после основного повествования.

Главное событие романа - Отечественная война с Наполеоном. Показаны политические события, которые привели к войне, а также её последствия.

Повествование перемещается между описанием военных сцен и эпизодов мирной жизни, наполненной бытом и простыми радостями. Мы видим людей, которые ведут привычный образ жизни. Они ездят на балы и в театры, сплетничают, обсуждают политику, влюбляются, женятся, изменяют, раскаиваются, разочаровываются, проматывают состояния.

Когда война корректирует жизненные процессы, люди становятся более искренними и настоящими. Все человеческие качества во время войны проявляются сильнее, но некоторые герои особенно поражают духовным ростом - Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова, княжна Марья.

А некоторые герои мельчают - такими мы видим Курагиных, Бориса Друбецкого, Веру и Берга.

Особенная роль отводится простому русскому народу, который повлиял на ход войны (образы Платона Каратаева, капитана Тушина, Тихона Щербатого).

Простые русские солдаты, партизаны и крестьяне бьются за родную землю как за главное богатство. Больше у них ничего и нет.

В романе подробно описаны подготовка к переломному моменту войны, само Бородинское сражение, оставление Москвы Наполеону, а позже бегство французской армии из России.

Автор в романе показывает ту силу, которая незримо объединяет русский народ в момент опасности. И прогрессивные члены дворянского сословия, и простой народ, и солдаты объединяются, когда в Россию приходит завоеватель.

Какие бы возвышенные цели ни ставил себе французский император, он принес в Россию разорение и гибель. Это было преступно по отношению к русскому народу, поэтому его встретили соответствующе - пожарами, брошенной столицей, партизанским движением и мужеством в сражениях.

Толстой с большой любовью описывает простых мужиков - крестьян и солдат, благодаря которым стала возможна победа с войском в 3 раза меньше вражеского. Их стойкость и мужество стали основой победы.

Главная мысль романа - любая война антигуманна, нет никаких высших целей, ради которых стоило бы проливать кровь стольких людей. Гениальность Наполеона сильно преувеличена, а его деятельность справедливо была признана преступной.

Образы героев удивительно актуальны, а все их мысли и переживания отзываются современным читателям. Это касается и размышлений и государственном строе, и об устройстве общества, и о личностном росте.

Устарели только исторические реалии, но не чувства и мысли героев.

Читая роман, проникаешься гордостью за своих соотечественников, живших более 200 лет назад. Многие из них могли бы стать примером нравственности и сейчас.

Всего в романе более 550 персонажей, и все они необходимы для раскрытия исторической картины того периода.

Толстой даже мелким и второстепенным героям уделил детальное внимание, поэтому возникает ощущение полной погруженности в жизнь людей. А главные герои благодаря этому не оторваны от мира, а живут внутри него. Этот прием позволяет автору создать реалистичные картины прошлого.

Очень важны в романе детско-родительские, семейные связи: это наиболее ярко отражено в образах семейств Ростовых, Болконских, в финале - Безуховых.

Женские образы очень контрастны и разнообразны. Это противопоставление даёт читателям верный нравственный ориентир: Наташа - Элен, Марья - Жюли, Ростова-мать и Друбецкая, Соня - Вера.

Мужские персонажи также находятся в оппозиции.

Андрей Болконский противопоставляется Анатолю Курагину, Пьер - Долхову, Николай Ростов - Борису Друбецкому и т.д.

Болконского и Безухова связывает тесная многолетняя дружба, несмотря на то, что Пьер всегда был более наивным и мечтательным, а Андрей - практичным и рациональным.

Герои Толстого сложны и многогранны, ни про кого нельзя однозначно сказать, что они "плохие" или "хорошие", но сразу понятно, чьи ценности разделяет писатель.

Кавардачок — простое солдатское кушанье, приготовленное в котелке из подручных продуктов: квашеной капусты, сухарей, сала и т.д.
Целовальник — продавец спиртного, работающий в кабаке, питейном заведении.
Берейтор — специалист, обучающий лошадей и наездников верховой езде, помощник в работе с лошадьми.
Метампсикоз — переселение души умершего человека в новорожденного.
Аффектация — чрезмерное эмоциональное возбуждение в речи и жестах.
Флешь — род военного укрепления длительного использования.

* Он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не делал.

* Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.

* Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум.

Читайте также: