Школы мусульманского права таблица

Обновлено: 02.07.2024

Мазхаб или правовая школа,это школа основанная на определенных аспектах наук и законов ислама а также идеологических мыслей.

Некоторые из этих школ относятся к идеологическим, как Ашаъариты, Матуридиты, Мутазилиты, Джахмиты и тд.

Другие из них относятся к правовым как, Ханафиты, Маликиты, и другие.

Третьи относятся к школам основ мусульманского права, и здесь в основном существует две школы, Ханафиты и Джумхуры (Шафииты,Маликиты,Ханбалиты). К исламским школам также относятся школы видов чтения священного Корана тафсира и тд.

И может быть самыми распространенными и практически активными в мусульманском обществе, из всех этих школ являются, школы фикха, или же правовые школы в исламе. Поскольку они оказывают непосредственное влияние на частную и общественную стороны жизни мусульманского общества.

Возникновение правовых школ в исламе.

Правовые школы в исламе начали появляться во втором веке по хиджре.

И возможно наиболее важные факторы и причины, способствовавшие возникновению этих доктрин, ограничиваются 2 основными факторами:

Политический фактор и интеллектуальный. Десятки школ исламской юриспруденции появились во втором и третьем веках хиджры, и каждая школа принесла свою разработанную на основе различных мнений правовую практику. По некоторым утверждениям, количество таких школ достигало до 50, из которых большинство в дальнейшем перестало существовать.

Как, к примеру мазхабы Лайса ибн Саада или Абдурахамана аль-Авза’ий.

Из всего множества этих мазхабов осталось лишь 4 суннитских, а также остальные не суннитские мазхабы, как Джахфариты, Зайдиты, Имамиты, и другие, из правовых школ распространенных в различных частях исламского мира.

Следует подчеркнуть, что отличия между этими мазхабами возникли не в самих основах религии, а в понимании некоторых религиозных текстов, и их практическом применении во второстепенных шариатских вопросах. Все эти мазхабы сходятся на святости текстов священного Корана и Сунны.

Основные мазхабы у суннитов.

Возникновение мазхаба: возникновение этого мазхаба относят к имаму Абу Ханифе Нуман ибн Сабит (80-150 гг. по хиджре). Он являлся из числа табиинов, (поколение после сподвижников). Среди 4 х основных суннитских правовых школ, школа имама Абу Ханифы возникла раньше всех, поэтому его считают основоположником науки фикх.

Его методология: Имам Абу Ханифа при написании своего мазхаба опирался на Священный Коран, Пророческую Сунну, консенсус ученых ислама (Иджма), действие по анологии (Кияс), апробацию ( Истихсан) и обычай (Урф). Мазхаб имама Абу Ханифы считается на сегодняшний день самым распространенным суннитским мазхабом в мире.

Его шейхи и ученики: Абу Ханифа получал знания у своего шейха Хамада ибн Сулеймана в Ираке, а самыми известными из его учеников стали имам Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль Хасан аш-Шайбани.

Возникновение мазхаба: возникновение Маликитского мазхаба относят к имаму Малику ибн Анасу аль Асбахию (93-179 гг. по хиджре).

Его мазхаб в основном распространен на африканском континенте, в таких странах как Алжир, Марокко, Ливия, Тунис, Мавритания, Эритрея, Верхний Египет. На аравийском полуострове мазхаб получил распространение в Бахрейне, ОАЭ, Кувейте, и в некторых частях Саудии.

Его методология: Имам Малик в качестве основ своего мазхаба, основывался на Коране и Сунне, на практике жителей Медины, которую он считал приемлемым в качестве источника законодательства в отличии, от других имамов мазхабов, на фетвах сподвижников, на Киясе (действие по аналогии), Масалих аль мурсала, апробации (аль Истихсан),и на Зараи’ (Прикрытие путей ведущих к совершению греха и неповиновению Аллаhу).

Его Учителя и ученики: Самым известным его учителем был Нафи Мауля ибн Умар, а самыми известными его учениками являются аш-Шафи’и и Ибн Рушд.

Возникновение мазхаба: возникновение этого мазхаба относится к Мухаммаду ибн Идрису аш-Шафи’и (150-204 гг. по хиджре).

Особенностью данного мазхаба является то что его основатель обучался у ученика Абу Ханифы Хасана аш-Шайбани и затем у Имама Малика таким образом он объединил между двумя этими школами.

По числу последователей мазхаб Имама аш-Шафии считается вторым после мазхаба имама Абу Ханифы.

Его учителя и ученики: Наиболее известные учителя Мухаммада аш-Шафии:

Мухаммад ибн Али ибн Шафии — дядя имама аш-Шафии,

Суфьян ибн Уяйна — учитель из Мекки,

Малик ибн Анас — учитель из Медины

Мухаммад аш-Шайбани — учитель из Багдада.

Наиболее известные ученики Мухаммада аш-Шафии:

Абу Якуб аль-Бувайти (ум. в 845),

Абу Ибрахим Исмаил ибн Яхья аль-Музани (ум. в 879),

Абу Мухаммад ар-Раби ибн Сулейман аль-Муради (ум. в 883),

Хармала ибн Яхья (ум. в 879),

Мухаммад ибн Абдуллах аль-Хакам (ум. в 881),

Ахмад ибн Ханбаль,

Возникновение мазхаба: Возникновение данного мазхаба относят к Ахмаду ибн Мухаммаду ибн Ханбалю (164-241 гг. х.). Школа имама Ахмада считается отличающейся от остальных перечисленных школ, по той причине, что Имам Ахмад в первую очередь был Мухаддисом (Хадисоведом).

Каждый раз когда у него спрашивали решения в определенном вопросе его ученики записывали это и таким образом собрав воедино все эти вопросы они создали мазхаб. Поэтому среди ученых возникли разные мнения относительно того кем считать имама Ахмада факихом или Мухаддисом?

Его методология: Имама Ахмад во многом последовал методу, на который опирался его учитель аш-Шафии, с точки зрения следования Коране, Сунне, Ижме, Киясу, фетвам сподвижников в качестве законодательной базы для мазхаба.

Его учителя и ученики: Самым известным его учителем является аш-Шафии.

А к самым известным его ученикам относятся Имам ибн Таймия и имам ибн Кайим аль Джавзия, которых считают обновителями этого мазхаба.

Возникновение мазхаба: Этот мазхаб основан на принятии в качестве законодательной базы исламского права, текстов из Корана и Сунны в буквалистском понимании. В этом мазхабе нет таких основных принципов опоры как Кияс, Истихсан, Зараи’ и тд. Если по тому или иному вопросу нет прямого ответа в Коране или Сунне, то за основу берут дозволенность.

Первым его основателем был Давуд ибн Али аль Асбаханий. Его основоположник получил большое влияние от своего учителя аш-Шафии, который придавал особое значение Корану и Сунне в качестве источника доводов.

Его учителя и ученики: Самым известным его учителем был имам аш-Шафии, Самым выдающимся его учеником считается имам ибн Хазм, который затем распространил и развил этот мазхаб. Захиритский мазхаб исчез приблизительно в 600 г-х. хиджры.

Возникновение мазхаба: Этот мазхаб относят к Абдуллаhу ибн Ибаду ат-Тамимий. (умерший в 80 г. х.).

Основа этого мазхаба относится к Хавариджам которые жили во времена Али (да будет доволен им Аллаh).

Правовые основы этого мазхаба такие же как и у остальных суннитских мазхабов как Коран и Сунна, Иджма, Кияс и др.

Они не согласны с тем, что их называют хавариджами, и определяют себя как люди призыва, истины, и мусульманской общины. И по сегодняшний день их мазхаб распространен в Султанате Оман, в некоторых частях Восточной Африки, Алжира, Ливии и Туниса.

На этом рассмотрение основных, суннитских мазхабов мы закончим, и далее мы рассмотрим основные шиитские мазхабы.

Правовые школы шиитов

Зайдитский мазхаб.

Джафаритский или Имамитский мазхаб.

Относится к имаму Абу Абдуллаhу Джа’фару ас-Садыку ибн Мухаммаду аль Бакир ибн Зайнульабидину (80 -148 гг. х.).

Мазхаб – это богословско-правовая школа в Исламе. В настоящее время получили распространение четыре мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.

С самого начала распространения Ислама мусульмане проявляли глубочайший интерес к общественным дискуссиям для выяснения того, как следует поступать в отношении неизвестных и сложных вопросов (гражданских, уголовных, финансовых, политических и др.), постоянно возникавших на новых территориях, с учётом соответствия этих действий принципам Ислама. Это привело к созданию целой системы религиозных законов, основанных на Коране и Сунне и комплекса юридических норм, извлекаемых из законов Шариата.

– согласованное мнение видных алимов (иджма'), в том числе сахабов Пророка (мир ему и благословение);

– суждение по аналогии с Кораном и Сунной (кияс);

– отказ от решения по аналогии или его корректировка в случае, если оно нецелесообразно (истисхан, введён в обиход Абу Ханифой);

– вынесение решения на основе его полезности для общества (истислах, разработан и применён имамом Маликом).

Вспомогательным источником в ханафитской школе является местное право ('урф, или адаты). Элемент общего согласия, являющийся обязательным условием Шариата, придал этой системе гибкость и восприимчивость, позволив ей работать и развиваться на протяжении столетий, вплоть до сегодняшнего дня, на огромной территории.

Религиозно-законодательная система, по своему предназначению, охватывала все стороны жизни мусульманина. Первоначально изучение религиозных законов получило распространение в Медине, когда она являлась столицей Халифата и все незнакомые проблемы, с которыми сталкивались мусульмане на новых территориях, решались здесь. Постепенно ведущее место в этой области перешло к городам Ирака: Куфе, Басре, затем Багдаду, который стал крупнейшим центром просвещения в различных направлениях науки и религии. Именно здесь исламское правоведение превратилось в самостоятельную систематическую и серьёзную дисциплину.

Мазхаб имама Абу Ханифы

Этот мазхаб основан имамом Абу Ханифой (ум. 767) и его учениками – Абу Юсуфом (ум. 798) и Мухаммедом аш-Шайбани (ум. ок. 804). Ханафитский мазхаб изначально следовал путём логических и рациональных рассуждений (асхаб ар-ра'й), опорными пунктами в IX-X вв. которого становятся Хорасан и Средняя Азия. Его придерживались ханы Золотой Орды и Великие Моголы. В Османском султанате этот мазхаб был провозглашён государственным. На сегодняшний день последователи ханафитского мазхаба составляют примерно половину мусульманского населения Земли. Он распространён в Турции, Афганистане, Пакистане, Индии, Китае, Сирии, на Балканах, частично в Индонезии. Большинство мусульман России и стран СНГ (в Средней Азии и Казахстане, в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Крыму, на Северном Кавказе – за исключением чеченцев, ингушей и дагестанцев; частично в Азербайджане) также придерживаются мазхаба имам Абу Ханифы.

Мазхаб имама Малика

Мазхаб имама аш-Шафии

Мазхаб имама Ахмада

Этот мазхаб основан имамом Ахмадом ибн Ханбалом (ум. 855). Ханбалиты, как и все их предшественники, признавали в качестве основного источника права Коран. Вторым по значимости источником считалась Сунна Пророка (мир ему и благословение). Имам Ахмад следовал принципу марфу‘, т.е. признавались лишь сведения, восходившие к самому Пророку (мир ему и благословение). Имам Ахмад, как и все имамы, учитывал единодушное мнение (иджма‘) сахаба и отводил ему третье место в системе источников мусульманского права. Некогда распространённый в Ираке, Хорасане, Сирии и Хиджазе, сейчас ханбалитский мазхаб действует только в Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

мазхабы в Исламе

Мазхаб – это слово арабского происхождения, обозначающее в исламе школу шариатского права. Некоторые ученые придерживаются мнения, что в исламе существует шесть мазхабов, но наибольшее распространение среди мусульман суннитов имеют 4 мазхаба в исламе, то есть ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты. Мусульмане-шииты имеют в распространении джафаритский и исмаилитский мазхаб, существующий несколько столетий. Еще один мазхаб суннитов захиритский в современном исламском мире почти полностью утрачен.

Фундамент мазхаба

В основе исламского законодательства лежит Священная Книга Коран, мазхабы в исламе все равно имеют определенные разногласия по вопросам второстепенного толка, и в основе всех этих разногласий лежат хадисы Пророка Аллаха ﷺ, которые являются в Исламе и исламском праве вторым источником по степени его важности после Корана.

По своей сути мазхабы в Исламе представляют собой мнение одного ученого или группы исламских ученых-богословов, до некоторых из которых хадисы просто могли не дойти. И на основе этого представители других мазхабов выносят решение, которое отличается от данного мнения. В ряде таких случаев хадисы эти могут рассматриваться как недостоверные. Но основа знаний ислама остается незыблемой, и относительно основополагающих понятий в Исламе разногласий у представителей разных мазхабов нет.

Ханафитский мазхаб

Одним из суннитских мазхабов является ханафитский. Сформировался он на основе учения Абу Ханифы, который разработал методологические основы правоведения мусульман, то есть ханафитский фикх. Основывал он свой метод вынесения решений в области мусульманского права на таких источниках, как Коран, Сунна, из которой он тщательным образом отбирал хадисы, Кияс и Истихсан. Также в основе его методологии лежит Иджма и Урф.

Кияс представляет собой суждение на основе тех примеров, которые уже имеют место в Откровении, сопоставляя нерешенный вопрос с уже существующим и приведенным в Откровении решением. Истихсан представляет собой метод, который противоречит Киясу, но в конкретной ситуации является наиболее целесообразным. При использовании Иджмы автор методологии опирался на принятии решения на основе единого мнения, которого придерживаются богословы. Адат или урф представляют собой способ, когда вынесение решения опирается на обычаи или мнения, получившие традиционное широкое распространение.

Все свое наследие Абу Ханифа передал своим ученикам в устной форме, и ученики его зафиксировали положения мазхаба ученого и систематизировали. В этой работе наиболее важную роль сыграли такие его сподвижники или ученики, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани и Абу Юсуф.

Для ханафитского мазхаба характерен такой метод принятия правовых решений, как четкая иерархия вердиктов, вынесенных авторитетами школы, самим Абу Ханифой и его двумя учениками аш-Шейбани и Абу Юсуфом, а также некоторых других. Если в каком-то конкретном решении в противоречие вступает применение кияса и истихсана, то приоритет в этом вопросе будет отдаваться истихсану. Если предписания различаются, то при выборе приоритет будет отдан тому, который более убедителен, или тому, которого придерживается большинство. И только в исключительных случаях могут использоваться в качестве аргумента хадисы слабые или сомнительные.

В силу трудов учеников Абу Ханифы ханафитский мазхаб в исламе является всеобъемлющей школой права у мусульман, и эта школа способна решить подавляющее большинство проблем, рассматриваемых фикхом. Аббасиды поощряли ханафитскую школу, будучи заинтересованными в правовой основе своего государства. Харун ар-Рашид поставил ученика Абу Ханифы Абу Юсуфа кадием или верховным судьей Багдада, а при назначении судей в провинциях Абу Юсуф отдавал предпочтение именно представителям ханафитского мазхаба, чем способствовал его распространению.

Государственный статус ханафитский мазхаб имел в Монгольской и Османской империи, и современные мусульмане в своем большинстве являются приверженцами именно этой школы исламского права, особенно ханафитский фикх распространен среди тюркоязычных народов: турков, карачаевцев и балкарцев, ногайцев и кумыков, татар и башкир, узбеков, казахов, киргизов и туркменов.

Маликитский мазхаб

Основателем маликитского мазхаба в исламе является имам Малик ибн Анас, который опирался при принятии правовых решений на Коран, в котором отдавал предпочтение недвусмысленным и очевидным аятам или нассам, на Сунну, коей считал изречения, поступки, одобрения и качества Пророка Мухаммада ﷺ, а также те фетвы или правовые предписания, которые выносили сподвижники Посланника Всевышнего ﷺ, и деяния мединцев.

Имам Малик в своем учении опирался на хадисы, которые относятся к категории мутавир, то есть те, которые имеют высшую степень достоверности, и на хадисы машхур, которые являются общеизвестными. Но хадисы ахад, которые имеют единичных передатчиков, тоже могут служить основой, если не вступают в противоречие с хадисами мутавир и машхур и нассами Корана.

Дело имама Малика ибн Анаса продолжали его ученики, которые и дали старт началу формирования маликитского мазхаба, который позже получил распространение во многих мусульманских странах. Этот мазхаб не обрел популярности в Медине и Хиджазе, но был очень популярен в западных мусульманских странах, в мусульманской части Испании и в странах Северной Африки.

карта распространения мазхабов

Карта распределения мазхабов в мусульманских странах

Муфтии в маликитском мазхабе выдают фетвы (религиозно-правовые заключения в Исламе), основываясь на наиболее популярное мнение у маликитских улемов, поскольку на правовые проблемы имеются различные предписания. Если же муфтий затрудняется сделать выбор в пользу определенного решения, то есть несколько мнений относительно того, как ему следует поступать: шейх Алиш, известный богослов маликитского мазхаба считал, что в этом случае они должны придерживаться самого категоричного варианта, а ряд других ученых маликитов считают, что выбор должен склоняться в сторону легкости, поскольку Пророк Всевышнего Мухаммад ﷺ всегда выступал за легкость в религии.

Для школы маликитского мазхаба в исламе характерна иерархия предпочтений, по которой более предпочтительны мнения и правовые решения самого имама Малика ибн Анаса, чем мнения ибн Касима, но его мнению отдается большее предпочтение, чем мнению остальных классиков школы маликитского мазхаба.

Шафиитский мазхаб

Основателем школы шафиитского мазхаба в исламе был имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии, чьи убеждения имели в своем основании явные и ясные смыслы Корана и Сунны, а рациональные методы он использовал ограниченно.

Источники, на которых основывались методы имама аш-Шафии, были следующими. Это Священная Книга Коран и Сунна, которые он рассматривал как единое Откровение, когда выносил правовые решения. По его методу, не могут использоваться иносказательно нассы Откровения, то есть положения ясные и недвусмысленные, а все остальные источники следует привести в соответствие с нассами Сунны и Корана и им не противоречить. Большое значение основателем шафиитского мазхаба придавалось тому, как толковали аяты Корана сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ. Священная Книга Коран отменять нассы Сунны не может, но если возникает противоречие между аятами Корана и хадисом, то преимущество будет отдано Корану, а хадис будет считаться в таком случае слабым. Для вынесения решений правового характера он использовал ахад хадисы, то есть хадисы, имеющие единичного передатчика.

Имам Аш-Шафии основывался также на высказываниях сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, даже если они единичные, но другие сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ их не опровергли.

Опирался он также на кияс, который был проведен подготовленным правоведом муджтахидом методом иджтихада. Истислах и истихсан отвергаются.

Ханбалитский мазхаб

Основателем четвертого ханбалитского мазхаба является имам Ахмад ибн Ханбаль, который отдавал основное предпочтение при вынесении правовых решений именно материалу хадисов, который считал токованием Корана или тафсиром. Отбирая хадисы, он решающую роль отводил цепочке передатчиков или инсаду, которая восходит непосредственно к самому Пророку Мухаммаду ﷺ. Если же два хадиса друг другу противоречат, то он сверял их с сахих, прочими достоверными хадисами.

В источники, на которых основывался ханбалитский мазхаб, включались нассы, то есть Коран и Сунна, которые рассматривались как единое Откровение при вынесении правовых решений, фетвы сподвижников Посланника Аллаха ﷺ и их мнение, иджма, то есть единое мнение, которого придерживались различные поколения правоведов, истисхаб, когда действие любой фетвы считалось временным до момента, когда будут предъявлены новые доказательства.

Распространения в исламе ханбалитский мазхаб не получил. Его видные представители - Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи, ибн Кайим аль-Джаузия и ибн Таймия. В современном исламском мире ханбалитский мазхаб доминирует в Саудовской Аравии.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА.
СУННИТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ . СЛЕДОВАНИЕ ПО
ПУТИ , ПРИЛОЖЕННОМУ ПРОРОКОМ
МУХАММЕДОМ ,МУСУЛЬМАНЕ НАЗЫВАЮТ
СУННОЙ . МУСУЛЬМАН ,КОТОРЫЕ В КАЖДОМ
ДЕЛЕ БЕРУТ ЗА ОСНОВУ СУННЫ ПРОРОКА ,
НАЗЫВАЮТ СУННИТАМИ. 90% МУСУЛЬМАН
ВСЕГО МИРА ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ СУННИТСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ . СЛЕДУЯ УЧЕНИЮ ШАРИАТА ,
СУННИТЫ ДЕЛЯТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ПРАВОВЫЕ
ШКОЛЫ - ХАНАФИТСКАЯ , ШАФИИТСКАЯ ,
МАЛИКИТСКАЯ И ХАНБАЛИТСКАЯ.

ШИИТЫ.
Шииты - отличительной чертой
шиитов является то, что они не
принимают других халифов,
кроме Ал ибн Абу
Талиб.Встречаются также шииты
,считающие Абу Талип пророком.

ШАРИАТ
свобода законов , указаный , решений ,основных на
Коране и сунне которые обязоны выполнять и сохранять
мусульмане всего мира

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ В ИСЛАМЕ
После распространения ислама по всему
миру, чтобы сохранить основы веры,
социальные законы Арабского халифата
должны были основываться на принципах
шариата. Благодаря хадисам Пророка и
установкам сподвижников шариат был
претворен в жизнь и записана бумаги.
Исламский шариат стал независимой,
самостоятельной наукой благодаря
компоновке хадисов, разбор общественных,
политических, социальных, торговых
взаимоотношений, опираясь на Коран и сунны.

ИСЛАМСКИЙ ШАРИАТ, ОСНОВАННЫЙ НА
КАНОНАХ КОРАНА И СУННЫ СОСТОИТ ИЗ
ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ:
1)Акида - вопросы веры , здесь разясънены
основы веры , ее установки и ценности;
2)Вопросы служения , религиозные отправления (
амал ) ,здесь определены основные обязательства
и запреты.
3)Вопросы нравственного поведения.
4)Правовые нормы:государственные вопросы ,
политика , экономия,семья,торговля и другие
вопросы взаимоотношения мусульман.

это богословско-правовая
школа в исламе. Во
время формирования
шариата появилось
четыре правовые школы
(мазхабы) в сунитском
исламе: ханафиты,
маликиты, шафииты и
ханболиты.
МАЗХАБ

ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ СУФИЗМА.
Большинство исследователей формирование
суфизма в исламе относят к середине 8 –
начало 9 веках. В это время среди суфиев
были знатоки и собиратели хадисов чтеца и
ранние комментаторы Корана,
ремесленники, торговцы, а также христиане
принявшие ислам

Читайте также: