Школы медиации в россии

Обновлено: 08.07.2024

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

Цели:

  • создание условий успешной социализации детей,
  • снижение количества правонарушений через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства.

Задачи:

  1. Установление порядка организации и проведения восстановительных программ.
  2. Мониторинг реализации восстановительных процедур в школе.
  3. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.

Реализация восстановительных программ.

Школьная медиация

Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.

Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной службе примирения.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).

Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к социальному педагогу или педагогу-психологу школы.

После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.


На встрече выполняются следующие правила

Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

1. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

2. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

3. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Области применения медиации

  • Меж- и внутрикорпоративные споры;
  • Споры в банковской и страховой сфере;
  • Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
  • Конфликты на работе;
  • Семейные споры;
  • Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • Медиация в образовании;
  • Межкультурные конфликты, и многое другое.

Школьная медиация (или медиация в школе)

Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.

Школьная медиация

Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

Понятия медиации

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Кто такой медиатор?

Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.


Служба школьной медиации (примирения) в урегулировании конфликтных ситуаций.

Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор.

Экспериментальные программы медиации с использованием добровольцев-медиаторов начались в США в начале 1970-х в нескольких крупных городах. Они оказались настолько успешными, что сотни других программ были проведены по всей стране в следующие 2 десятилетия, и в настоящее время практика медиации широко распространена в Соединенных Штатах.

Этим законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. Определяется сфера применения — урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров.

Помимо этой сферы применения медиации, существует совсем другое направление деятельности, которое заключается в создании школьных служб примирения, членами которых становятся сами ученики школы. Они обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного самоуправления. Благодаря этому в школах, где функционируют такие службы, повышается степень ответственности и коммуникативной компетентности среди обучающихся.

ВЕБИНАР: Педагог-психолог общеобразовательного учреждения. Содержание работы от А до Я: системный подход

Скоро

Служба школьной медиации: из опыта практической работы

Автор

/module/item/name

Медиация: введение в понятие

Медиация в школах Санкт-Петербурга

Появилась в 2014 году, на десять лет позже, чем в других регионах России. Используя опыт коллег, специалисты Санкт-Петербурга в короткие сроки, менее чем за два года, организовали службы медиации в каждой школе, разработали и запустили программы обучения медиации, начали развивать медиацию ровесников.

В настоящее время школьная медиация в Санкт-Петербурге оформилась в самостоятельное направление воспитательной работы. Школьная медиация в Санкт-Петербурге развивается, опираясь на традиции петербургской психологической и конфликтологической школы, яркими представителями которой являются Станислав Михайлович Емельянов, Наталья Владимировна Гришина, Ольга Викторовна Аллахвердова, Александр Дмитриевич Карпенко, Елена Никитична Иванова.

Развитие школьной медиации основывается на принципах добровольности и равных возможностей. В работе служб задействуются все участники образовательного процесса: дети, родители, учителя.

Создание служб школьной медиации в образовательных учреждениях и процесс обучение будущих медиаторов (взрослых и детей) предполагает, не только передачу технологий и организационных схем деятельности. Чрезвычайно важную роль при этом играет трансляция ценностных представлений и концепций, которые образуют фундамент для формирования культуры коммуникации и безопасности образовательной среды.

Трудности развития школьных служб медиации

На этапе становления Службам школьной медиации не хватает подготовленных специалистов, уверенности и опыта, существует страх ошибиться.

Затем следует этап интеграция Службы в систему учебно-воспитательной работы школы, на котором возникают проблемы с разграничением областей деятельности воспитательной службы, психологической службы и СШМ, преодолением консерватизма педагогических коллективов в способах урегулированию школьных конфликтов, а также трудностей в распространении информация о конфликтах, которая часто просто не доходит до специалистов Служб школьной медиации.

На этапе поддержания эффективной деятельности Служб школьной медиации возникают трудности, связанные со сменой поколений специалистов, набором и обучением взрослых и ребят, передачей накопленного опыта.

В тоже время опрос подтвердил вклад Служб в развитие коммуникативной и конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса и, как следствие, в повышение безопасности школьной среды.

Служба школьной медиации Василеостровского района Санкт-Петербурга

Итогом первого года стало создание профессионального сообщества специалистов в области школьной медиации и его оформление в Районное методическое объединение Служб школьной медиации (РМО СШМ). Были разработаны программы обучения для педагогов, лекции для родителей, программы работы с детьми.

Результаты опроса представителей Служб школьной медиации из регионов стали очень важной основой для планирования нашей деятельности, мы учли опыт и трудности коллег и выбрали приоритетными направлениями своей деятельности:

  1. Популяризацию и массовое просвещение по вопросам школьной медиации всех участников образовательного процесса.
  2. Развитие форм и методов внедрение школьной медиации в школах района.

Итогом второго года работы стало внедрение образовательные программы для детей, создание в нескольких школах Клубов медиаторов-ровесников, организация и проведение районных соревнований школьных команд, исследования по теме, совместные проекты со Службами школьных медиаторов других районов.

Что обеспечивает устойчивость Служб школьной медиации?

Наш опыт показывает, что:

  1. Деятельность служб школьной медиации невозможна без поддержки администрации школы, поскольку службе нужно выделить место для проведения медиаций, собраний команд школьников-медиаторов, руководителю службы необходимо пройти обучение, а затем иметь в своем расписании время для работы в службе.
  2. Медиация привлекательна своей новизной, актуальностью и базовыми принципами (добровольность, конфиденциальность, равноправие участников, нейтральность медиатора вызывают доверие к службе).
  3. Устойчивость служб школьной медиации во многом, обеспечивается личной мотивацией и заинтересованностью педагогов и учащихся в результатах работы службы.

Программы развития медиации ровесников

Программы начали проводиться в школах района в 2015-16 учебном году. Для их проведения в школе должна быть сформирована команда заинтересованных школьников, освоивших основы медиативного подхода и готовых систематически, как правило, один раз в неделю, собираться для разбора конфликтов и проведения учебных медиаций.

Медиация между учениками, где медиатором является ровесник, может быть использована для урегулирования конфликтов, возникающих в случаях обзываний, распускания слухов, угроз, ссор, а также порчи или кражи личного имущества, потасовок и драк.

Но, основной целью внедрения школьной медиации является создание такой атмосферы и таких условий в школе, чтобы у ребят не возникало необходимости уходить из школы для выяснения отношений. Каждый учащийся должен иметь возможность обратиться за помощью в урегулировании конфликта в Службу медиации своей школы и выбрать медиатора, с которым ему было бы удобно решать свою проблему – взрослого или кого-нибудь из школьников.

Таким образом, в рамках деятельности Службы школьной медиации для ребят создаются условия, в которых они приобретают собственный опыт урегулирования конфликтов сначала на занятиях с классом, потом на школьных соревнованиях, потом в качестве члена СШМ – на районных Турнирах школьных команд медиаторов, затем на межрайонных соревнованиях. Также ребята могут пройти подготовку по программам медиаторов-ровесников и стать школьным медиатором.

Членство в Службе школьной медиации позволят выбрать интересующие направления работы и проявить себя в школьных исследованиях, в творческих работах по разработке логотипа службы, созданию видеоролика, буклета о деятельности службы и пр.

Участие ребят в программах Службы школьной медиации развивает навыки, важность которых в жизни сложно переоценить. Во-первых, это навыки общения: понимание границ, контекста общения, понимание разницы между межличностными и объектными типами отношений и осознанное поддерживание именно межличностных отношений. Во-вторых, личностные навыки: самоконтроль, способность действовать в ситуациях неопределенности (генерировать идеи, анализировать ситуации, принимать решения). В–третьих, навыки урегулирования конфликтов: использование оптимальных стратегий поведения в конфликте, способность видеть в конфликте возможности для решения проблем, лежащих в его основе.

Этим летом наши старшеклассники имели возможность работать в летних лагерях на территории нескольких школ района в качестве помощников вожатых. Среди них были и члены СШМ. Мы опросили ребят, как они урегулируют конфликты в детских группах. Результаты опроса выявили существенные различия в ответах старшеклассников – членов СШМ:

Читайте также: