Опыты с солью для детей 5 6 лет в детском саду картотека

Обновлено: 06.07.2024

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в каждый стакан яйцо. Там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки.

Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.

В первую баночку опустили кусочек шерстяной нитки.

Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.

А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.

Через несколько дней я заметили:

1 баночка – нитка без изменений

2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом

3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми

Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.

Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.

Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.

Понадобится: старый кожаный ботинок, емкость, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Поместить в него кожаный ботинок.

3. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.

Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.

Можно использовать рассаду перца, воду и соль.

1. Приготовить соляной раствор

2. Перец поливать соляным раствором 1 неделю.

3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.

4. Через неделю растение погибло.

Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается с почве и губит все живое.

Чтобы окрасить соль нам понадобятся цветные мелки для рисования на асфальте. Насыпаем соль на тарелочку и начинаем растирать соль мелком любого цвета. Соль приобретает цвет того мелка, который мы используем.

Можно высыпать окрашенную соль по очереди в прозрачный сосуд и у нас получится разноцветная ваза.

Соль можно окрашивать пищевыми красителями и гуашью.

Вывод: Соль при взаимодействии с красителями меняет цвет.

Соль и вода – всего два простых ингредиента, с помощью которых можно сделать волшебство – вырастить кристаллы.

Для этого наливаем в баночку воду, добавляем соль и перемешиваем. Повторяем это до тех пор, пока соль перестанет растворяться в воде и оседать на дно. Помещаем в раствор нить, прикрепленную к палочке так, чтобы она не касалась стенок баночки и оставляем для наблюдения. Первые результаты будут через три дня. А через пять дней мы увидим, как на нити выросли кристаллы белого цвета.

А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы

Опыт №13 Лавовая лампа

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка, шипучая таблетка, стакан

Наливаем в емкость 2/3 объема воды. Добавляем пищевой краситель и 1 столовую ложку соли. Все хорошо перемешиваем. Берем столько же по объему растительного масла. Раствор из первой емкости переливаем в емкость большего объема, еще раз перемешиваем. Аккуратно под наклоном вливаем растительное масло, чтобы масло стекало по стене емкости. Добавляем шипучую таблетку. Можно две добавить для большего эффекта.

Получается эффект лавовой лампы.

Вывод: Отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителем и солью), а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло). При добавлении шипучей таблетки происходит насыщение воды капельками масла.

Опыт № 14 Растворяем солью кубик льда

Вывод: Соль растворяет лед, потому что ее кристаллы впитывают в себя влагу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Картотека опытов с солью

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

http://media-s3-us-east-1.ceros.com/creative-services/images/2015/05/13/2a893b669301d201ba1318490bab3f29/magnifyingglass.jpg
https://a.d-cd.net/8b6a521s-960.jpg

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

https://www.tvcook.ru/uploads/images/00/10/65/2013/03/09/4bfe87.jpg
https://zdravnastroy.ru/wp-content/uploads/2017/11/salt-91539_960_720.jpg

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется.

https://www.wikihow.com/images_en/thumb/d/db/Get-Rid-of-Ear-Wax-Step-3-Version-10.jpg/v4-728px-Get-Rid-of-Ear-Wax-Step-3-Version-10.jpg
https://a.d-cd.net/8b6a521s-960.jpg

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

https://mykorus.ru/wp-content/uploads/2018/12/00-30.jpg

Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там, где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.

https://c.pxhere.com/photos/ed/53/bird_breakfast_brown_dairy_egg_food_fresh_meal-1160022.jpg!d

Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.



Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.

Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.

http://900igr.net/up/datai/113199/0012-027-.jpg

Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.

В первую баночку опустили кусочек шерстяной нитки.

Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.

А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.

Через несколько дней я заметили:

1 баночка – нитка без изменений

2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом

3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми

Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

Понадобится: старый кожаный ботинок, емкость, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Поместить в него кожаный ботинок.

3. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.

Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.

Можно использовать рассаду перца, воду и соль.

1. Приготовить соляной раствор

2. Перец поливать соляным раствором 1 неделю.

3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.

4. Через неделю растение погибло.

Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается с почве и губит все живое.

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.

Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.

Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.

А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы

Опыт №13 Лавовая лампа

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека опытов с солью поможет сделать Ваши занятия с детьми более интересными.

Приложение 1

Картотека исследовательской деятельности: опыты с солью


В воду добавить соли и оставить на несколько дней, вода испарится, останутся кристаллики соли как снежок.

Цель: Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.

Материал: Соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.

-налить воду в стакан и опустить в него яйцо с помощью ложки;

Вывод: Яйцо тонет.

-налить воду в другой стакан и добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;

-опустить яйцо в этот стакан.

Вывод: Яйцо не тонет, а плавает. Почему?

В пресной воде яйцо тонет, т.к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т.к. солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.

Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.

Для эксперимента вам понадобится две баночки с водой. Одна баночка с холодной и другая баночка с тёплой водой. Соль можно взять крупную, можно взять мелкую. Ложка для соли и поднос (клеёнка).

Сначала добавить соль в холодную воду и посмотреть, как быстро или не очень она растворится или не растворится в воде. Затем тоже самое нужно проделать со стаканом тёплой воды.

Вывод: Соль очень хорошо растворяется в воде и не изменяет прозрачность воды. В тёплой воде соль растворяется гораздо быстрее, чем в холодной.

Для эксперимента вам понадобится стакан с небольшим количеством воды, шерстяная ниточка, соль.

Эксперимент ведётся несколько дней в группе. Добавить в воду большое количество соли, положить в стакан с водой и солью шерстяную ниточку, поставить готовый продукт на тёплую (горячую) батарею. В течение каждого дня (5 дней) наблюдать и следить за изменениями в стакане с водой. Вода в ёмкости на батарее испарится, на дне останутся крупные кристаллы соли; вода на окне испарится не вся, а на стенках появится белая полоска – соляной налёт. На 5 день появятся первые кристаллы на нитке.

Вывод: Солёная вода испаряется под воздействием тепла и на поверхности остаётся только соль. Это один из методов добывания морской соли.

Для данного эксперимента вам понадобится одно сырое яйцо, два стакана с пресной холодной водой, поднос для проведения эксперимента, соль можно крупную и мелкую, ложка для соли.

Положить сырое яйцо в пресную воду. Яйцо утонет, упадёт на дно стакана. Добавить в другой стакан соль и поместить в него яйцо, наше яйцо всплыло на поверхность воды. Затем добавить в стакан с солёной водой пресную воду и яйцо станет понемногу опускаться на дно. Чем больше разбавлять солёную воду пресной, меняя концентрацию солёной воды, тем ниже опустится яйцо.

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Взять стакан с водой, соль цветную, растительное масло, фонарь.

В стакан с пресной водой добавить растительное масло, масло не утонет, а останется на поверхности воды. Стакан с приготовленной смесью поставить на фонарь и включить свет для эффекта, постепенно в него стали добавлять цветную соль. Видно, как соль обволакивают шарики растительного масла, и они падают вниз на дно стакана, образуя форму капли или шарика.

Вывод: Соль впитывает в себя жиры, расщепляя их. Таким образом, можно избавиться от жирных пятен на одежде.

Понадобится поднос для работы с солью, картон, соль, разноцветные мелки для рисования на асфальте.

Надо просто водить мелками по соли в разных направлениях, пока соль не станет одного цвета с мелком.

Вывод: Любую соль, как крупную, так и мелкую можно покрасить в любой цвет без вредных красителей и без вреда для здоровья. Соль окрашивается в нежные цвета.

Этот опыт можно проводить каждый день в процессе приёма пищи в детском саду. Если съесть кусок солёной рыбы, через какое-то время сильно захочется пить. Это говорит о том, что соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма.

Врачи советуют: нельзя много есть солёного!

Вывод: Соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма, поэтому употреблять её нужно в умеренных порциях.

Цель экспериментальной деятельности – сравнение и изучение свойств пищевой поваренной соли и сахара.

Задачи:

  • Доказать опытным путем, что соль и сахар состоят из кристаллов
  • Доказать опытным путем, что кристаллы при трении хрустят
  • Доказать опытным путем, что соль и сахар растворимы в воде
  • Доказать опытным путем, что соленая вода помогает держаться предметам на поверхности, а сладкая вода нет.
  • Доказать опытном путем , что соль разрушительно влияет на кожаные изделия, а сахар нет.
  • Доказать опытным путем, что в соляном и сладком растворах можно вырастить кристалл
  • Доказать опытным путем , что соль и сахар растворяют лед
  • Доказать опытным путем, что соль и сахар можно окрасить акварельными красками
  • Стимулировать интерес детей к созданию творческих работ с использованием соли и сахара.


Оборудование: тарелочка с солью, тарелочка с сахаром, лупа.

Берем тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Берем тарелочку с сахаром. Что можно сказать о его внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим сахар в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (сахар состоит из белых кристаллов)


Вывод: соль и сахар состоит из маленьких кристаллов.

Оборудование: блюдце с сахаром, блюдце с солью, две ложки.


Дети насыпают в блюдечко соль и надавливают на неё сухой ложкой, после чего они слышат, как соль хрустит. Они сравнивают их с ходьбой по снегу в морозный день. Затем насыпают в блюдечко сахар и надавливают на неё сухой ложкой, после чего они слышат, как сахар хрустит.


Вывод: Соль и сахар состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль и сахар их кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар, ложка.


Для опыта мы взяли два прозрачных стакана с водой, в один насыпали соль, в другой сахар в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль и сахар растворяется.

Оборудование: три стакана с водой, три картошки, соль, сахар.



Для опыта берем 3 картошки и 3 стакана с водой. В одну кружку насыпаем 3 ложки соли и хорошо перемешиваем, а в другую три ложки сахара, третий стакан с водой. Положим в три стакана картошку, там где была солёная вода, картошка всплыла, а где сахар – утонула, в стакане с водой картошка тоже утонула. А когда смешали оба раствора с простой водой – картошка в стакане с соляным раствором оказалась примерно посередине, а в сахарном растворе при смешении с водой ни чего не изменилось.




Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.

Оборудование: два кожаных кусочка, две емкости, вода, соль, сахар.

1.Приготовить соляной и сахарный раствор.


2. Поместить в растворы кожаные кусочка на два часа.

3.Уже через 2 часа на кожаном кусочке лежавшем в соляном растворе образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка. А кожаный кусочек лежавший с сахарном растворе не изменился.



Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.




Оборудование: Соль, сахар, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.



Стакан на 2/3 наполняем водой, выливаем в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавляем пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпаем 1 чайную ложку соли. Тоже проделать с сахаром.


Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль и сахар тяжелее масла, поэтому, когда добавляем соль и сахар в стакан, масло вместе с солью и сахаром начинает опускаться на дно. Когда соль и сахар распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Оборудование: Кубики льда, соль, сахар.




Вывод: Соль и сахар растворяют лед, потому что кристаллы сахара и соли впитывают в себя влагу. Соль впитывает влагу быстрее, чем сахар. Зимой в гололед Солью посыпают дороги, потому что она разъедает лёд, делает его рыхлым, нескользким.

Оборудование: Соль, сахар, целлофановый пакет, гуашевые краски,пищевые красители.


В целлофановые пакеты насыпали соль и сахар, добавляем в них краситель (гуашь или пищевой краситель), завязываем пакет. Аккуратными движениями перемешиваем соль и сахар внутри пакета с красителем. Оставляем содержимое до полного высыхания.


Вывод: Соль и сахар можно окрашивать красителями.

1.Оборудование: Соль, сахара, акварельные краски, кисти, вода, раскраска.


2. Оборудование: Соль, сахар, цветной картон, клей ПВА.


3. Оборудование: Окрашенные соль и сахар, клей ПВА, аппликация.


4. Оборудование: Окрашенные соль и сахар, клей ПВА, белый картон.


1.Раскрашиваем раскраску акварельными красками, пока краска не высохла, посыпаем солью и сахаром. Через некоторое время убираем соль и сахар с рисунка. Получаем красивые разводы в местах, где была соль и сахар.


2.Берем цветной картон, рисуем клеем ПВА любое изображение. Пока клей не высох, посыплем его солью или сахаром. После высыхание стряхиваем остатки соли или сахара.


3. Берем заранее подготовленную аппликацию. Покрываем клеем ПВА рисунок, посыпаем сверху клея цветным сахаром или солью. После высыхание стряхиваем остатки соли или сахара.


4. Берем белый картон, рисуем клеем ПВА любое изображение. Пока клей не высох, посыплем его цветной солью или сахаром. После высыхание стряхиваем остатки соли или сахара.


Вывод: Соль и сахар можно использовать для создания творческих работ. Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли и сахара как материала.

Вывод:

В ходе опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что обычная соль и сахар могут стать настоящими волшебниками: изменять форму, цвет, издавать звук, растворяться, плавить лед.
В ходе работы дети на практике сравнили свойства соли и сахара, выяснили чем эти вещества сходны, чем они различаются. Работали в творческой мастерской: красили соль пищевыми красителями и рисовали в нетрадиционной техникой солью и сахаром.

Автор: Сердечная Е.А., МБДОУ д/с №8 г. Североморск

Читайте также: