Ознакомьтесь с содержанием школьного астрономического календаря заполните пропуски гелиоцентрическая
Обновлено: 09.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Работа с планом Солнечной системы
для студентов очной формы обучения ППКРС по профессии
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Тема: Работа с планом Солнечной системы
Цель: изображение в масштабе плана Солнечной системы с отображением реального положения планет на дату проведения работы.
Краткие теоретические материалы по теме занятия
Каждая планета Солнечной системы описывает эллиптическую орбиту относительно Солнца, которое находится в фокусе эллипса (см рис.) Плоскость земной орбиты совпадает с плоскостью эклиптики. Таким образом. эклиптическая широта всегда равна нулю и направление на точку весеннего равноденствия лежит в орбитальной плоскости.
Однако другие планеты движутся не в плоскости эклиптики: плоскости их орбит наклонены к плоскости эклиптики на небольшие углы. Это показано на рис. Солнце S расположено в центре рисунка. Вообразите, что вы наблюдаете движение планеты вокруг Солнца с большого расстояния. Орбита планеты — маленький заштрихованный эллипс N 1 АР; А — перигелий, а Р отмечает мгновенное положение планеты. Часть орбиты, лежащая над плоскостью эклиптики, показана сплошной линией, под ней — пунктиром. Плоскость орбиты планеты проектируется на сферу очень большого радиуса с центром в Солнце и пересекает эту сферу по большому кругу N 1 'А'Р' N 2 ', А' — проекция А, Р'— проекция Р и т. д. На рисунке показана также плоскость эклиптики N 1 ' N 2 ' содержащая направление на точку весеннего равноденствия .
Направление движения планеты по орбите показано стрелкой. Точка N 1 , где планета пересекает плоскость эклиптики, поднимаясь над ней, называется восходящим узлом. Точка N 2 . где планета уходит под плоскость эклиптики, нисходящим узлом. Углы в плоскости орбиты отсчитываются от восходящего узла, а долготы -— от направления на точку , не лежащего в плоскости орбиты. Таким образом. перигелий расположен на угловом расстоянии от узла (этот угол именуется аргументом. перигелия), а мгновенное положение планеты определяется углом + .
Соответствующие долготы будут равны + и + + , где — долгота восходящего узла. Заметьте, что эти долготы представляют собой суммы двух углов отсчитываемых в разных плоскостях.
Задания для практического занятия
Задание 1 :Нарисовать в тетради орбиты четырёх ближайших к Солнцу планет: Меркурия, Венеры, Земли и Марса.
Масштаб следует выбрать, при котором 1 см соответствует 30 млн км (1 : 3 000 000 000 000), чтобы наибольшая из орбит — орбита Марса — уместилась на листе тетради,
На отдельном листе в центре расположите Солнце как точечный источник света. Приняв орбиты планет за окружности, обозначьте их пунктиром (центры окружностей будут совпадать и находиться в точке, которая обозначает положение Солнца). С помощью циркуля проведите окружности соответствующего радиуса разног цвета и подпишите каждую.
Гелиоцентрическая долгота — центральный угол между направлением __________________________________________________________________________
У какой планеты — Меркурия, Венеры, Земли или Марса — эксцентриситет орбиты наибольший? Результаты занесите в таблицу, расположив планеты по степени убывания эксцентриситета слева направо:
Выяснить на какие (примерно) даты приходятся прохождения планет через перигелий; через афелий и занести в таблицу: Дата прохождения
Личностные : контролировать собственную познавательную деятельность.
Предметные : определять возможность наблюдения планет на заданную дату; располагать планеты на орбитах в принятом масштабе.
Методические акценты урока. В начале урока необходимо завершить выполнение заданий упражнения 11 учебника, а также предложить решение следующих задач для введения в тему урока.
1. Определите, во сколько раз линейный радиус Земли меньше радиуса Солнца, если угловой радиус С о лнца 16 .
2. Ниже приведен текст о наблюдении планет Солнечной системы, содержащий ошибки. Найдите и исправьте их. Внесенные исправления поясните.
3) в моменты нижнего соединения иногда можно наблюдать нижние планеты, когда они оказываются точно между Землей и Солнцем. В эти моменты прохождение планет можно наблюдать на фоне солнечного диска; 4) в моменты противостояния для воз- можности наблюдения Марс должен находиться на одной прямой с Солнцем и Землей в противоположном направлении по отношению к Солнцу. Благодаря этому планета восходит одновременно с заходом Солнца и в течение всей ночи находится над гори- зонтом.
После выполнения задачи 2 необходимо организо вать беседу, позволяющую охарактеризовать некото рые особенности нашей планетной системы в первом приближении, так как более подробно данные вопросы будут обсуждаться в следующем разделе.
Практическая работа
Цель: изображение в масштабе плана Солнечной системы с отображением реального положения планет на дату проведения работы.
1) Ознакомьтесь с содержанием задания 12 учебника.
2) Выполните п. 1 задания 12. Для этого используйте приложение IV учебника и предварительно заполните таблицу (на месте пропусков в первой строке таблицы укажите параметр, который вам необходим для построения).
ижние планеты вращаются быстро, поэтому промежутки времени указаны чаще, а для верхних планет - реже. Ну а остальные так медленно движутся и их так трудно увидеть в телескоп, что эти данные только для узких специалистов - в школьном календаре просто для примера приведены. На основании 2 закона Кеплера.
Чтобы отыскать на небе светило, надо указать в какой стороне горизонта и как высоко оно находится.
Для этого используется горизонтальная система координат: азимут и высота. Наблюдатель на Земле должен определить вертикальное и горизонтальное направления.
Вертикальное направление определяется с помощью отвеса (на чертеже - линия ZZ’)
Высота сердце светила отсчитывается по окружности, проходящей через зенит и светило, и выражается длиной дуги этой окружности.от горизонта.
Азимут (A) - положение светила относительно сторон горизонта, отсчитывается от точки юга в направлении движения часовой стрелки.
Наблюдая за небесными светилами, мы видим их движение, которое отличается от истинного. Как совместить видимые с Земли и истинные пути передвижения планет, чтобы получить полное и одновременное представление об их обоих? Для школьников, изучающих астрономию, это непростая задача.
Астрономический календарь
Для иллюстрации положения и движения планет создано множество школьных пособий - таблицы для определения гелиоцентрической долготы планет, карты, списки, рисунки, модели. Но среди всех современных методических пособий выгодно выделяется ШАК - школьный астрономический календарь, объдиняющий несколько функций. Это неоценимый помощник не только для школьников, но и для тех взрослых, которые увлекаются астрономией.В нем собраны все важные астрономические события года, указано лучшее время для наблюдения за планетами, представлены справочные данные.
Школьный астрономический календарь содержит несколько разделов:
- календарь для наблюдателей - описание звездного неба, перечень предстоящих событий с указанием дат: прохождения планет, затмений, активности метеорных потоков, фазы и либрации Луны, и другие;
- справочный раздел - информация о явлениях и космических объектах с фотографиями, таблицы и карты, подробные описания с пояснениями;
- даты - история древнейшей науки, юбилеи известных астрономов, значимые события;
- приложение - словарь астрономических терминов, греческий алфавит, инструкция, которая поможет изготовить и использовать планисферы - подвижную карту звездного неба, таблицы.
Таблицы гелиоцентрических долгот
Для школьников, изучающих астрономию, очень важно познакомиться с расположением планет и их относительными передвижениями. Во всех учебниках по астрономии и в специальных таблицах имеются изображения солнечной системы. У педагога всегда имеется возможность отмечать расположение планет на орбитах в определенные дни и изменять его в соответствии с данными, указанными в Астрономическом календаре. Для большей доступности и простоты использования таблицы гелиоцентрических долгот публикуются в "Школьном астрономическом календаре", они помогают ответить на множество интересующих юных астрономов вопросов и решить поставленные перед ними задачи.
Читайте также: