Школьный тренер рефлексия в практике
Обновлено: 02.07.2024
В условиях нестабильного социально-экономического состояния в России появилась острая необходимость и потребность в улучшении профессиональной подготовки специалиста. Обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные сравнивать, анализировать, исследовать, умеющие находить выход из нетипичных ситуаций. В полной мере это относится и к подготовке педагогических кадров.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. и Государственному стандарту среднего профессионального образования будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения студентов в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.
Педагогическая практика является одним из важнейших этапов профессиональной подготовки будущего учителя, способствует формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства.
Педагогическая практика студентов колледжа – необходимая часть образовательной программы, среднего педагогического образования обеспечивающая практикоориентированный характер профессиональной подготовки.
Роль практики в профессиональной подготовке трудно переоценить. Она дает возможность интенсифицировать учебный процесс за счет использования опыта практической работы обучающихся; повышает уровень профессиональной мотивации студентов, основанной на появляющемся опыте педагогической работы и возможности оперативного использования получаемых знаний, повышает степень ответственности. Она отличается от производственных практик студентов других учебных заведений в связи со
специфичностью, сложностью, преимущественной интеллектуальностью педагогического труда.
Основными условиями повышения эффективности педагогической практики являются: личностно-ориентированный комплексный подход к ее содержанию и организации, интегративная связь с теоретическим обучением, систематичность, непрерывность, творчество и преемственность в ее проведении.
Основными компонентами профессиональной готовности к педагогическому труду являются умения: моделировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с природой ребёнка, особенностями школьного периода развития личности, национальными и культурными традициями; выстраивать отношения с каждым учеником в соответствии с его потребностями, способностями и наклонностями; создавать условия для развития школьника как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности.
Основной целью педагогической практики является поэтапное развитие и закрепление информационных, управленческих, коммуникативных, прикладных умений и навыков, а также умений и навыков морально-волевой саморегуляции и педагогической техники.
Что касается уровня подготовки класса, на мой взгляд, достигает отметки среднего или чуть выше среднего.
Трудностей при подготовке и проведении уроков по каждому предмету не возникало.
Единственными неудобствами был низкий уровень материально-технической базы школы. Но эту проблему мне удалось решить: приносить свой ноутбук, при проведении уроков используя ТСО.
Такие уроки проводились достаточно часто, это была моя личная инициатива. Практика показала, что дети на таких уроках лучше, продуктивнее работают, проблем с дисциплиной не возникает, уровень усвоения материала достаточно высокий, дети проявляют заинтересованность.
В процессе практики мы отрабатывали и учились:
В области проективно-конструктивных функций:
определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;
определять гипотезу эффективного педагогического действия;
планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических аспектах с учётом современных требований;
использовать в учебно-воспитательном процессе различные технические средства обучения: компьютерную, видео, аудио технику и разнообразные наглядные пособия;
подбирать, адаптировать и разрабатывать дидактические материалы и наглядные пособия;
проектировать и организовывать воспитательную работу в учебное и внеучебное время;
проводить рефлексию, самооценку и корректировку собственной деятельности.
В области организаторских функций:
управлять учебной деятельностью школьников и формировать у них общеучебные умения и навыки;
рационально распределять время на уроке, а при необходимости корректировать, выполнять, намеченный план;
проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;
осуществлять внеклассную работу в классном коллективе.
В области коммуникативных функций:
использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами;
строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании детей.
В области исследовательских функций:
изучать личность каждого школьника и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;
осуществлять наблюдение за учебно-воспитательным процессом и методическую рефлексию;
проводить эксперимент/исследование в ходе подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР).
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего педагога, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность педагога.
При работе по воспитательной деятельности, с родителями – проблем не было.
Для активизации познавательной деятельности учащихся чаще всего я старалась использовать разнообразные методы (эвристическая беседа, рассказ и т.д), приёмы (словесные, наглядные, ТСО и т.д)
Поскольку возникали трудности при подготовке документации к сдаче в кабинет педагогической практики, мне бы хотелось, чтобы либо увеличили сроки практики, либо уменьшили объём работы, или выделили пару дней для более глубокой подготовки документов.
Отчет школьного тренера "Рефлексия в практике" отражает мою работу, как тренера, с фокус - группой педагогов в школе.
Учитель: Уатаева Е.М.
Учитель не должен научить на всю жизнь – учитель должен научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, развивать необходимые в дальнейшем ключевые способности; уровень сформированной которых, конечно же, зависит и от профессионализма учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Поэтому, получив сертификат тренера, по приезду в свою школу я разработала план работы в количестве 100 часов, отобрала фокус – группу в количестве 7 педагогов, не прошедших трехмесячные курсы, принялась за работу. Запланировала проводить по 3 заседания в месяц и в каникулярное время через день проводить коуч – заседания и работала по плану. Начинала с обзора, рассмотрения идей 7 модулей , применяя ИКТ. Все обучающиеся обучались с сентября по апрельв течение 2 лет. Работая в группах учителя, увидели, как можно активизировать работу, как правильно можно ее использовать в процессе работы с детьми. Думаю, что в дальнейшем мои коллеги будут использовать такую форму работы на своих уроках. Я думаю, что коучинги нужны в школе. Их нужно обязательно проводить. Это та аудитория, где учителя могут поделиться опытом, где учителя видят, насколько они готовы к использованию новых форм и приемов работы на уроках. Я считаю, что мои коучинги удались. Это было видно из рефлексии моих коллег. Никто из членов группы не остался в стороне без дела, каждый был заинтересован в достижении поставленных целей.
В моей работе были и трудности. Я, как коуч, поняла, что нужно тщательно подходить к подготовке этапов проведения занятий, знаю, что не все учителя готовы к переменам. Взрослые коллеги убеждены, что традиционная система образования была куда лучше. Моя цель, как коуча, помочь им разрешить проблемы в их педагогической практике, переубедить коллег в необходимости перемен.
При проведении курсов использовать учебно-методический комплекс Программы, который включает:
Программу обучения школьных тренеров;
Программу для педагогических кадров;
Руководство для тренера;
Руководство школьного тренера;
Руководство для учителя;
Раздаточные материалы для школьного тренера;
Раздаточные материалы для учителя.
Администрация в главе директора школы Баймуратовой Н.З. предоставила следующие рекомендации:
• Предоставить школьному тренеру методический день для проведения внутришкольного курса;
• Составить расписание занятий с учётом методических (или субботних) дней и каникулярного времени;
• Сформировать группу обучающихся из педагогов школы, не проходивших ранее обучение по уровневым программам (количество участников в группе должно составлять не более 25 человек);
• Издать приказ о зачислении слушателей на курсы, приказ о завершении обучения слушателей на курсах;
• Осуществлять постоянный контроль за проведением обучения педагогов школы;
В будущем я хочу вовлечь моих коллег в данный процесс, внедрить в практику новые педагогические приемы и методы работы.
Я считаю, что моя работа как коуча удалась. Думаю ,что в нашем коллективе теперь коучинг-сессии станут постоянными и помогут изменить процесс обучения в лучшую сторону.
Как коуч, я только начинаю. Но мне очень нравится эта работа. Я знаю, что мой опыт кому то поможет, я знаю что от этого есть польза. Я знаю, что я смогу и у меня все получится. Я изменилась, как учитель. Изменились мои взгляды на процесс обучения, по-другому я должна относиться к своим коллегам. Все, чему я научилась на курсах, я должна буду передать своим коллегам. Программа второго уровня помогла мне понять, что я теперь другая. Я стала терпимее к себе, к своим ученикам, к коллегам. Если человек к чему-то стремится, если он постоянно работает над собой, у него обязательно все получится.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Я поняла, что моя задача помочь моим коллегам в решении проблемы. Моя задача как школьного тренера, правильно построить свои занятия, чтобы коллеги могли чувствовать себя уютно, чтобы я всегда могла прийти на помощь. Перед проведением первого занятия я немного боялась, а получится ли ? И вот что из этого вышло, Меня слушали мои коллеги, им было интересно, они понимали меня, я понимала их.
В нашей школе проходили (два педагога третий(базовый) курсы и я – школьный тренер. Большая часть моих коллег не знакомы с целями и задачами разноуровневых курсов повышения квалификации педагогических работников, с идеями семи модулей.
Я, как тренер , должна была оказать помощь учителям в получении теоретических и практических навыков, в получении новых знаний. Каждая группа активно включалась в работу, каждый стремился внести свой вклад в общее дело.
В начале каждого занятия я с коллегами проводила эмоциональную разгрузку, что в дальнейшем способствовало плодотворной работе и позитивному настрою моих коллег. Каждый коучинг начинался с деления на группы, с назначения спикеров. К каждому коучингу я использовала презентацию, где мои коллеги могли увидеть основную идею занятия по определенной теме.По тому материалу, что они увидели, коллеги сами определяли тему занятия. На занятиях мои коллеги с увлечением выполняли работы в группе, где сразу выделялись свои лидеры.
Работая в группах учителя, увидели, как можно активизировать работу, как правильно можно ее использовать в процессе работы с детьми. Думаю, что в дальнейшем мои коллеги будут использовать такую форму работы на своих уроках. Я думаю, что коучинги нужны в школе. Их нужно обязательно проводить. Это та аудитория, где учителя могут поделиться опытом, где учителя видят, насколько они готовы к использованию новых форм и приемов работы на уроках. Я считаю, что мои занятия удались. Это было видно из рефлексии моих коллег. Никто из членов группы не остался в стороне без дела, каждый был заинтересован в достижении поставленных целей.
В моей работе были и трудности. Я как тренер поняла, что нужно тщательно подходить к подготовке этапов проведения занятий, знаю, что не все учителя готовы к переменам. Взрослые коллеги убеждены, что традиционная система образования была куда лучше. Моя цель, помочь им разрешить проблемы в их педагогической практике, переубедить коллег в необходимости перемен.
В будущем буду вовлекать моих коллег в данный процесс, внедрять в практику новые педагогические приемы и методы работы.
Я знаю, что мой опыт кому то поможет, я знаю что от этого есть польза.. Я изменилась, как учитель. Изменились мои взгляды на процесс обучения, по-другому я должна относиться к своим коллегам. Все, чему я научилась на курсах, я должна буду передать своим коллегам.
сотрудничать , принимать реше ние, критически относ иться к знаниям.
Учитель должен всегда самосовершенств оваться на про тяжени и своей
карьеры, менятьс я, для того, чтоб ы дать правильное н аправление д етям.
Отсутств ие изменений означа ет остано вку в росте.
Мы понимаем необходимость быть пример ом для дру гих. Мир меняется
быстро и традицион ные методы обучения н е помогут н ам формировать
Один из эффекти вных форм обу чения это интерактивн ое обучение.
Совершенствовать свои знания нам помогают курсы повышени я
квалификации. Прохожден ие курсов по Программе третьего (базового)
пересмотрела свою педагогическую деятельность, я у бедилась в
необходимости меняться, научилась критически мыслить . Для себя выделила
конструктивистск ий подход в обучении, где учащимся предоставляетс я
во зможность самим фо рмировать новые зн ания, где ученики могут по лучать
знания не только о т учителя, но и о т своих сверстников. Для мен я не менее
важным и полезным стал курс Образователь ной программы
профессиональ ного развития педагогических кадров в общеобраз ова тельных
педагогическог о мастерства города Ко кшетау . Сущность ведущих ц елей
настоящей Програм мы заключается, прежде всего, в воспитании у молодежи
уважения к культуре своей страны на основе духовны х, культурных и
моральных ценност ей, которые важны и сп ецифичны для каждой страны, и
что не менее принципиаль но: в обучении молодых людей критическому
мышлению, позволяющему им и спользовать свои знания в жизненных
ситуаций, что придаст им уверенность и обе спечит успешность в
По окончании д анного курса мы п олучили сертификат, который дает нам
Во - первых, для нас была создана образовательная среда, где мы комфортно
себя чувствовали, понимали друг дру га, взаимодейс твовали, помогали друг
другу , взаимообучали. Еще раз у бедилась в эффективност и
коллаборативн ого обучения. В любых ситуациях, где люди объединяются в
группы, такое обучение способству ет созданию атмосферы сотру днич ества
друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план
умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и
принимают ответственность за действия группы. О сновополагающи м
принципом коллабо ративного обучения является консенс ус, формиру емый
Во - вторых, повторила теоретический материал Программы уровневы х
курсов и еще раз для себя выделила основные идеи семи модулей . Пр и
групповой работе мы применяли стратегии, к оторые помогут нам как на
уроках, так и п ри проведен ии тренинга с нашими к оллегами.
В - третьих, микропреп одавание в группе бы ло очень интере сным и
значимым, так как уяснила для себя, как я буду обучать своих коллег. Меня
обрадовало то, что ес ть гот овый у чебный план, н а ко торый я буду
ориентировать ся. Каждый моду ль имеет свои цели и ожидаемые результаты,
поэтому при прове дении тренинга я буду использовать методы и формы,
задания, ко торые приведут к ц елям. А также о пыт коллег помог мне понять,
что необходимо учитывать п ри проведении тренинга. А имен но, позитивн ый
настрой, критери й успеха, реакция на потребно сти слушателей,
своевременная обратная связь, рефлексия, парная и индивиду альная формы
работы, поста новка вопросов, а также ресу рсы и практичес кая работа.
учились р ефлексировать . Хотя мы и раньше делали это, но теперь обратили
внимание на т ри сферы, это когнитив ное, социальн ое и аффективное. При
проведении тренинга мы н е долж ны забывать об этих трех сферах,
использовать различные формы рефлексии, как р етроспект ивная,
У нас получилось рефлексивное слу шание, потому что каждую тем у, вопрос
мы пропу скали через себя, о бращались назад и старались у лучшить свое
Обращаясь назад, могу с уверенн остью сказать, что я научилась н овому, а
именно составлять пл анирование трен инга, пров одить тренинг, задавать се бе
вопросы, рефлекси ровать в трех с ферах, давать обрат ную связь. Очень важн ы
последовательные методы трени нга, а именно активизац ия вниман ия,
информация, практика, обратная связь. Воспользу юсь «Пятью принципами
Радует то, что предусмотрена посткурсовая помощь, мы можем при
затруднении о братиться к тренеру, в Центр педагогического мастерства или
Я, ___________ФИО_____________, проходила тип, вид практики в образовательное учреждение в классе с по год.
Целями данной практики являлись: приобретение опыта и практических умений и навыков деятельности учителя начальных классов и иностранного языка, необходимых для завершения формированию большинства общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности.
Задачами практики выступали: знакомство с базой практики, с администрацией; изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; анализ документации (планов работы школы, ученических организаций); ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов, с режимом работы школы, работой методического кабинета и библиотек; наблюдение и анализ уроков в прикрепленном классе; наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеклассных мероприятиях; подготовка дидактического и наглядного материала к урокам. Разработка планов-конспектов будущих уроков, проведение пробных уроков; участие в текущей воспитательной работе, организация перемен, дежурства по классу, школе и других видов воспитательной деятельности обучающихся; составление психолого-педагогической характеристики на ученика и на класс в целом.
Меня распределили в ______ класс, где классной руководительницей является ____________. Она тепло приняла меня и на протяжении всей практики показывала, как нужно обращаться с детьми, давала полезные советы по проведению уроков, внеклассных мероприятий, и я, в свою очередь, училась правильно организовывать их. Я прислушивалась, наблюдала за занятиями, поведением детей и их активностью.
В период практики участвовала в текущей воспитательной работе, организации перемен, дежурств по классу, сопровождению детейстоловую, также вместе с классным руководителем организовали поход в музей. Мной было проведено наблюдение за одним из обучающихся и классом в целом для дальнейшего составления психолого-педагогической характеристики.
Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса и ученика. Необходимо отметить, что классный руководитель _____________ осуществила систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих учеников, а также проинформировала об интересах и участии в кружках, секциях и о состоянии здоровья обучающихся. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.
При проведении уроков, внеклассной работы по предмету и внеклассной воспитательной работы я использовала информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся, что помогло мне провести их на позитивной ноте и в подборе упражнений.
В период практики мною были проведены:______________________.
Каждый урок и каждая внеклассная работа были тщательно мною продуманы и организованы, где я подготавливала много различных и познавательных заданий, что помогло мне удержать в классе заинтересованность и стремление узнать что-то новое.
Мероприятия и уроки, которые я проводили, были проведены в доступной, интересной форме. Также обучающиеся были хорошо организованы, на каждом занятии был наглядный материал, видеоролики и т.д. Об эффективности применения наглядных пособий на уроке говорят результаты знаний учеников, которыми я в большинстве случаев была довольна. Качество проведенных уроков и мероприятий я считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним обучающиеся класса. Обучающиеся проявляли активность, дисциплинированность, заинтересованность в работе. Они оказались работоспособными, умеющими работать в группах, внимательными и трудолюбивыми. Показали себя как сложившийся коллектив. Особых проблем с дисциплиной на мероприятиях также не было, поскольку я старалась подбирать интересный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы. Сложным, для меня, оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут, т.к. все дети были активны.
В процессе прохождения практики совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с обучающимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.
Очень важным, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение классного руководителя класса.
Проведение мероприятий было увлекательным и самым интересным моментом во время практики, так как дети активно участвовали и были заинтересованы в предлагаемых мною заданиях.
Особые замечания по организации производственной педагогической практики отсутствуют. Отмечу, что данная практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна.
-75%
Читайте также: