Школьный тренер рефлексия в практике

Обновлено: 02.07.2024

В условиях нестабильного социально-экономического состояния в России появилась острая необходимость и потребность в улучшении профессиональной подготовки специалиста. Обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные сравнивать, анализировать, исследовать, умеющие находить выход из нетипичных ситуаций. В полной мере это относится и к подготовке педагогических кадров.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. и Государственному стандарту среднего профессионального образования будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения студентов в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

Педагогическая практика является одним из важнейших этапов профессиональной подготовки будущего учителя, способствует формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства.

Педагогическая практика студентов колледжа – необходимая часть образовательной программы, среднего педагогического образования обеспечивающая практикоориентированный характер профессиональной подготовки.

Роль практики в профессиональной подготовке трудно переоценить. Она дает возможность интенсифицировать учебный процесс за счет использования опыта практической работы обучающихся; повышает уровень профессиональной мотивации студентов, основанной на появляющемся опыте педагогической работы и возможности оперативного использования получаемых знаний, повышает степень ответственности. Она отличается от производственных практик студентов других учебных заведений в связи со
специфичностью, сложностью, преимущественной интеллектуальностью педагогического труда.

Основными условиями повышения эффективности педагогической практики являются: личностно-ориентированный комплексный подход к ее содержанию и организации, интегративная связь с теоретическим обучением, систематичность, непрерывность, творчество и преемственность в ее проведении.

Основными компонентами профессиональной готовности к педагогическому труду являются умения: моделировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с природой ребёнка, особенностями школьного периода развития личности, национальными и культурными традициями; выстраивать отношения с каждым учеником в соответствии с его потребностями, способностями и наклонностями; создавать условия для развития школьника как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности.

Основной целью педагогической практики является поэтапное развитие и закрепление информационных, управленческих, коммуникативных, прикладных умений и навыков, а также умений и навыков морально-волевой саморегуляции и педагогической техники.

Что касается уровня подготовки класса, на мой взгляд, достигает отметки среднего или чуть выше среднего.

Трудностей при подготовке и проведении уроков по каждому предмету не возникало.

Единственными неудобствами был низкий уровень материально-технической базы школы. Но эту проблему мне удалось решить: приносить свой ноутбук, при проведении уроков используя ТСО.

Такие уроки проводились достаточно часто, это была моя личная инициатива. Практика показала, что дети на таких уроках лучше, продуктивнее работают, проблем с дисциплиной не возникает, уровень усвоения материала достаточно высокий, дети проявляют заинтересованность.

В процессе практики мы отрабатывали и учились:

В области проективно-конструктивных функций:

определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;

определять гипотезу эффективного педагогического действия;

планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических аспектах с учётом современных требований;

использовать в учебно-воспитательном процессе различные технические средства обучения: компьютерную, видео, аудио технику и разнообразные наглядные пособия;

подбирать, адаптировать и разрабатывать дидактические материалы и наглядные пособия;

проектировать и организовывать воспитательную работу в учебное и внеучебное время;

проводить рефлексию, самооценку и корректировку собственной деятельности.

В области организаторских функций:

управлять учебной деятельностью школьников и формировать у них общеучебные умения и навыки;

рационально распределять время на уроке, а при необходимости корректировать, выполнять, намеченный план;

проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;

осуществлять внеклассную работу в классном коллективе.

В области коммуникативных функций:

использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами;

строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании детей.

В области исследовательских функций:

изучать личность каждого школьника и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;

осуществлять наблюдение за учебно-воспитательным процессом и методическую рефлексию;

проводить эксперимент/исследование в ходе подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР).

Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего педагога, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность педагога.

При работе по воспитательной деятельности, с родителями – проблем не было.

Для активизации познавательной деятельности учащихся чаще всего я старалась использовать разнообразные методы (эвристическая беседа, рассказ и т.д), приёмы (словесные, наглядные, ТСО и т.д)

Поскольку возникали трудности при подготовке документации к сдаче в кабинет педагогической практики, мне бы хотелось, чтобы либо увеличили сроки практики, либо уменьшили объём работы, или выделили пару дней для более глубокой подготовки документов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет школьного тренера "Рефлексия в практике" отражает мою работу, как тренера, с фокус - группой педагогов в школе.

Учитель: Уатаева Е.М.

Учитель не должен научить на всю жизнь – учитель должен научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, развивать необходимые в дальнейшем ключевые способности; уровень сформированной которых, конечно же, зависит и от профессионализма учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Поэтому, получив сертификат тренера, по приезду в свою школу я разработала план работы в количестве 100 часов, отобрала фокус – группу в количестве 7 педагогов, не прошедших трехмесячные курсы, принялась за работу. Запланировала проводить по 3 заседания в месяц и в каникулярное время через день проводить коуч – заседания и работала по плану. Начинала с обзора, рассмотрения идей 7 модулей , применяя ИКТ. Все обучающиеся обучались с сентября по апрельв течение 2 лет. Работая в группах учителя, увидели, как можно активизировать работу, как правильно можно ее использовать в процессе работы с детьми. Думаю, что в дальнейшем мои коллеги будут использовать такую форму работы на своих уроках. Я думаю, что коучинги нужны в школе. Их нужно обязательно проводить. Это та аудитория, где учителя могут поделиться опытом, где учителя видят, насколько они готовы к использованию новых форм и приемов работы на уроках. Я считаю, что мои коучинги удались. Это было видно из рефлексии моих коллег. Никто из членов группы не остался в стороне без дела, каждый был заинтересован в достижении поставленных целей.

В моей работе были и трудности. Я, как коуч, поняла, что нужно тщательно подходить к подготовке этапов проведения занятий, знаю, что не все учителя готовы к переменам. Взрослые коллеги убеждены, что традиционная система образования была куда лучше. Моя цель, как коуча, помочь им разрешить проблемы в их педагогической практике, переубедить коллег в необходимости перемен.

При проведении курсов использовать учебно-методический комплекс Программы, который включает:

Программу обучения школьных тренеров;

Программу для педагогических кадров;

Руководство для тренера;

Руководство школьного тренера;

Руководство для учителя;

Раздаточные материалы для школьного тренера;

Раздаточные материалы для учителя.

Администрация в главе директора школы Баймуратовой Н.З. предоставила следующие рекомендации:

• Предоставить школьному тренеру методический день для проведения внутришкольного курса;

• Составить расписание занятий с учётом методических (или субботних) дней и каникулярного времени;

• Сформировать группу обучающихся из педагогов школы, не проходивших ранее обучение по уровневым программам (количество участников в группе должно составлять не более 25 человек);

• Издать приказ о зачислении слушателей на курсы, приказ о завершении обучения слушателей на курсах;

• Осуществлять постоянный контроль за проведением обучения педагогов школы;

В будущем я хочу вовлечь моих коллег в данный процесс, внедрить в практику новые педагогические приемы и методы работы.

Я считаю, что моя работа как коуча удалась. Думаю ,что в нашем коллективе теперь коучинг-сессии станут постоянными и помогут изменить процесс обучения в лучшую сторону.

Как коуч, я только начинаю. Но мне очень нравится эта работа. Я знаю, что мой опыт кому то поможет, я знаю что от этого есть польза. Я знаю, что я смогу и у меня все получится. Я изменилась, как учитель. Изменились мои взгляды на процесс обучения, по-другому я должна относиться к своим коллегам. Все, чему я научилась на курсах, я должна буду передать своим коллегам. Программа второго уровня помогла мне понять, что я теперь другая. Я стала терпимее к себе, к своим ученикам, к коллегам. Если человек к чему-то стремится, если он постоянно работает над собой, у него обязательно все получится.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Я поняла, что моя задача помочь моим коллегам в решении проблемы. Моя задача как школьного тренера, правильно построить свои занятия, чтобы коллеги могли чувствовать себя уютно, чтобы я всегда могла прийти на помощь. Перед проведением первого занятия я немного боялась, а получится ли ? И вот что из этого вышло, Меня слушали мои коллеги, им было интересно, они понимали меня, я понимала их.

В нашей школе проходили (два педагога третий(базовый) курсы и я – школьный тренер. Большая часть моих коллег не знакомы с целями и задачами разноуровневых курсов повышения квалификации педагогических работников, с идеями семи модулей.

Я, как тренер , должна была оказать помощь учителям в получении теоретических и практических навыков, в получении новых знаний. Каждая группа активно включалась в работу, каждый стремился внести свой вклад в общее дело.

В начале каждого занятия я с коллегами проводила эмоциональную разгрузку, что в дальнейшем способствовало плодотворной работе и позитивному настрою моих коллег. Каждый коучинг начинался с деления на группы, с назначения спикеров. К каждому коучингу я использовала презентацию, где мои коллеги могли увидеть основную идею занятия по определенной теме.По тому материалу, что они увидели, коллеги сами определяли тему занятия. На занятиях мои коллеги с увлечением выполняли работы в группе, где сразу выделялись свои лидеры.

Работая в группах учителя, увидели, как можно активизировать работу, как правильно можно ее использовать в процессе работы с детьми. Думаю, что в дальнейшем мои коллеги будут использовать такую форму работы на своих уроках. Я думаю, что коучинги нужны в школе. Их нужно обязательно проводить. Это та аудитория, где учителя могут поделиться опытом, где учителя видят, насколько они готовы к использованию новых форм и приемов работы на уроках. Я считаю, что мои занятия удались. Это было видно из рефлексии моих коллег. Никто из членов группы не остался в стороне без дела, каждый был заинтересован в достижении поставленных целей.

В моей работе были и трудности. Я как тренер поняла, что нужно тщательно подходить к подготовке этапов проведения занятий, знаю, что не все учителя готовы к переменам. Взрослые коллеги убеждены, что традиционная система образования была куда лучше. Моя цель, помочь им разрешить проблемы в их педагогической практике, переубедить коллег в необходимости перемен.

В будущем буду вовлекать моих коллег в данный процесс, внедрять в практику новые педагогические приемы и методы работы.

Я знаю, что мой опыт кому то поможет, я знаю что от этого есть польза.. Я изменилась, как учитель. Изменились мои взгляды на процесс обучения, по-другому я должна относиться к своим коллегам. Все, чему я научилась на курсах, я должна буду передать своим коллегам.

сотрудничать , принимать реше ние, критически относ иться к знаниям.

Учитель должен всегда самосовершенств оваться на про тяжени и своей

карьеры, менятьс я, для того, чтоб ы дать правильное н аправление д етям.

Отсутств ие изменений означа ет остано вку в росте.

Мы понимаем необходимость быть пример ом для дру гих. Мир меняется

быстро и традицион ные методы обучения н е помогут н ам формировать

Один из эффекти вных форм обу чения это интерактивн ое обучение.

Совершенствовать свои знания нам помогают курсы повышени я

квалификации. Прохожден ие курсов по Программе третьего (базового)

пересмотрела свою педагогическую деятельность, я у бедилась в

необходимости меняться, научилась критически мыслить . Для себя выделила

конструктивистск ий подход в обучении, где учащимся предоставляетс я

во зможность самим фо рмировать новые зн ания, где ученики могут по лучать

знания не только о т учителя, но и о т своих сверстников. Для мен я не менее

важным и полезным стал курс Образователь ной программы

профессиональ ного развития педагогических кадров в общеобраз ова тельных

педагогическог о мастерства города Ко кшетау . Сущность ведущих ц елей

настоящей Програм мы заключается, прежде всего, в воспитании у молодежи

уважения к культуре своей страны на основе духовны х, культурных и

моральных ценност ей, которые важны и сп ецифичны для каждой страны, и

что не менее принципиаль но: в обучении молодых людей критическому

мышлению, позволяющему им и спользовать свои знания в жизненных

ситуаций, что придаст им уверенность и обе спечит успешность в

По окончании д анного курса мы п олучили сертификат, который дает нам

Во - первых, для нас была создана образовательная среда, где мы комфортно

себя чувствовали, понимали друг дру га, взаимодейс твовали, помогали друг

другу , взаимообучали. Еще раз у бедилась в эффективност и

коллаборативн ого обучения. В любых ситуациях, где люди объединяются в

группы, такое обучение способству ет созданию атмосферы сотру днич ества

друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план

умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и

принимают ответственность за действия группы. О сновополагающи м

принципом коллабо ративного обучения является консенс ус, формиру емый

Во - вторых, повторила теоретический материал Программы уровневы х

курсов и еще раз для себя выделила основные идеи семи модулей . Пр и

групповой работе мы применяли стратегии, к оторые помогут нам как на

уроках, так и п ри проведен ии тренинга с нашими к оллегами.

В - третьих, микропреп одавание в группе бы ло очень интере сным и

значимым, так как уяснила для себя, как я буду обучать своих коллег. Меня

обрадовало то, что ес ть гот овый у чебный план, н а ко торый я буду

ориентировать ся. Каждый моду ль имеет свои цели и ожидаемые результаты,

поэтому при прове дении тренинга я буду использовать методы и формы,

задания, ко торые приведут к ц елям. А также о пыт коллег помог мне понять,

что необходимо учитывать п ри проведении тренинга. А имен но, позитивн ый

настрой, критери й успеха, реакция на потребно сти слушателей,

своевременная обратная связь, рефлексия, парная и индивиду альная формы

работы, поста новка вопросов, а также ресу рсы и практичес кая работа.

учились р ефлексировать . Хотя мы и раньше делали это, но теперь обратили

внимание на т ри сферы, это когнитив ное, социальн ое и аффективное. При

проведении тренинга мы н е долж ны забывать об этих трех сферах,

использовать различные формы рефлексии, как р етроспект ивная,

У нас получилось рефлексивное слу шание, потому что каждую тем у, вопрос

мы пропу скали через себя, о бращались назад и старались у лучшить свое

Обращаясь назад, могу с уверенн остью сказать, что я научилась н овому, а

именно составлять пл анирование трен инга, пров одить тренинг, задавать се бе

вопросы, рефлекси ровать в трех с ферах, давать обрат ную связь. Очень важн ы

последовательные методы трени нга, а именно активизац ия вниман ия,

информация, практика, обратная связь. Воспользу юсь «Пятью принципами

Радует то, что предусмотрена посткурсовая помощь, мы можем при

затруднении о братиться к тренеру, в Центр педагогического мастерства или


Я, ___________ФИО_____________, проходила тип, вид практики в образовательное учреждение в классе с по год.

Целями данной практики являлись: приобретение опыта и практических умений и навыков деятельности учителя начальных классов и иностранного языка, необходимых для завершения формированию большинства общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности.

Задачами практики выступали: знакомство с базой практики, с администрацией; изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; анализ документации (планов работы школы, ученических организаций); ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов, с режимом работы школы, работой методического кабинета и библиотек; наблюдение и анализ уроков в прикрепленном классе; наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеклассных мероприятиях; подготовка дидактического и наглядного материала к урокам. Разработка планов-конспектов будущих уроков, проведение пробных уроков; участие в текущей воспитательной работе, организация перемен, дежурства по классу, школе и других видов воспитательной деятельности обучающихся; составление психолого-педагогической характеристики на ученика и на класс в целом.

Меня распределили в ______ класс, где классной руководительницей является ____________. Она тепло приняла меня и на протяжении всей практики показывала, как нужно обращаться с детьми, давала полезные советы по проведению уроков, внеклассных мероприятий, и я, в свою очередь, училась правильно организовывать их. Я прислушивалась, наблюдала за занятиями, поведением детей и их активностью.

В период практики участвовала в текущей воспитательной работе, организации перемен, дежурств по классу, сопровождению детейстоловую, также вместе с классным руководителем организовали поход в музей. Мной было проведено наблюдение за одним из обучающихся и классом в целом для дальнейшего составления психолого-педагогической характеристики.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса и ученика. Необходимо отметить, что классный руководитель _____________ осуществила систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих учеников, а также проинформировала об интересах и участии в кружках, секциях и о состоянии здоровья обучающихся. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

При проведении уроков, внеклассной работы по предмету и внеклассной воспитательной работы я использовала информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся, что помогло мне провести их на позитивной ноте и в подборе упражнений.

В период практики мною были проведены:______________________.

Каждый урок и каждая внеклассная работа были тщательно мною продуманы и организованы, где я подготавливала много различных и познавательных заданий, что помогло мне удержать в классе заинтересованность и стремление узнать что-то новое.

Мероприятия и уроки, которые я проводили, были проведены в доступной, интересной форме. Также обучающиеся были хорошо организованы, на каждом занятии был наглядный материал, видеоролики и т.д. Об эффективности применения наглядных пособий на уроке говорят результаты знаний учеников, которыми я в большинстве случаев была довольна. Качество проведенных уроков и мероприятий я считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним обучающиеся класса. Обучающиеся проявляли активность, дисциплинированность, заинтересованность в работе. Они оказались работоспособными, умеющими работать в группах, внимательными и трудолюбивыми. Показали себя как сложившийся коллектив. Особых проблем с дисциплиной на мероприятиях также не было, поскольку я старалась подбирать интересный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы. Сложным, для меня, оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут, т.к. все дети были активны.

В процессе прохождения практики совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с обучающимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение классного руководителя класса.

Проведение мероприятий было увлекательным и самым интересным моментом во время практики, так как дети активно участвовали и были заинтересованы в предлагаемых мною заданиях.

Особые замечания по организации производственной педагогической практики отсутствуют. Отмечу, что данная практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна.


-75%

Читайте также: