Школьная медиация в германии

Обновлено: 30.06.2024

Что такое медиация?

Медиация – это переговоры с участием третьего, нейтрального лица, которое заинтересовано только в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно. Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

В основном к ней прибегают, когда:

  • стороны в будущем планируют иметь деловые или личные взаимоотношения;
  • стороны не заинтересованы в публичности рассмотрения их спора и хотят сохранить его конфиденциальность;
  • стороны не хотят передавать рассмотрение спора в суд ввиду затяжных сроков рассмотрения дела, значительных расходов, связанных с его рассмотрением и непредсказуемостью результата.

Зарубежная практика показывает, что медиация эффективна только когда обе стороны хотят и стремятся урегулировать конфликт. Решение прекратить спор на определенных условиях здесь принимают сами стороны. Медиатор таким полномочием не наделен. Его главная задача – обеспечить взаимопонимание между сторонами, привести их к консенсусу.

Где и как регулируется?

Акты, регламентирующие медиацию, приняты в США, Австрии, Германии, в ряде стран СНГ.

Комиссией ООН по международному торговому праву разработан Типовой закон о медиации. Несмотря на то, что он предназначен для регулирования международных коммерческих споров, страны могут расширить сферу его применения до рассмотрения внутренних, в т.ч. некоторых некоммерческих споров.

В Евросоюзе действует ряд директив, регулирующих деятельность медиаторов. Например, Европейский кодекс поведения медиаторов (European Code of Conduct for Mediators). Он разработан инициативной группой практикующих медиаторов – представителей более 30 европейских организаций, имеющих дело с альтернативными способами разрешения споров, при поддержке Еврокомиссии. Документ принят на конференции в Брюсселе 2.06.2004 г. Подробнее с отдельными положениями документа можно ознакомиться здесь .

За рубежом можно выделить два основных подхода к медиации:

  • судья предлагает сторонам обратиться к услугам медиатора (например, Австралия, Новая Зеландия, Канада и в различных штатах США);
  • обязательная медиация, когда рассмотрение спора в суде до проведения процедуры медиации невозможно (например, Аргентина).

Остановимся более подробно на опыте отдельных государств.

США

Вся система права направлена на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда. Судебное разбирательство может быть прервано для обращения сторон к медиатору. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в этой стране не проходит ни один серьезный переговорный процесс.


В стране действует Национальный институт разрешения диспутов, частные и государственные службы медиации. Большое влияние имеет Американская арбитражная ассоциация. Медиаторские центры делятся на 2 типа:

  • центры, которые действуют при американских судах и занимаются досудебной практикой рассмотрения дел;
  • центры, которые принимают участие в разрешении значимых общественных конфликтов (социальных, гражданских, экологических и т.д.), где невозможно однозначно и быстро, за одну-две встречи, достичь соглашения, удовлетворяющего обе конфликтующие стороны.

США принят Единообразный Акт о медиации 2001 г. (Uniform Mediation Act). Он объединил более 2500 ранее существовавших законов, регулировавших посредническую деятельность в различных штатах. Документ направлен на то, чтобы стороны имели возможность решить большинство споров добровольно до суда.

Германия

Здесь медиация гармонично встроена в систему правосудия. Например, посредники работают прямо при судах, значительно снижая количество потенциальных судебных тяжб. В большинстве немецких школ права введен постоянный курс медиации. Создана и действует Международная ассоциация интегрированной медиации, которая объединяет медиаторов более чем из 10 стран мира.

Австрия

Индия

Соглашения, достигнутые в ходе медиации, имеют одинаковую силу с третейскими (арбитражными) решениями, независимо от того, была ли данная процедура возбуждена в рамках уже имеющегося судебного производства или нет.

Китай

Порядка 30% споров решается во внесудебном порядке. В этой стране если стороны достигли соглашения в рамках медиации и утвердили его в порядке, предусмотренном для рассмотрения третейскими судами (арбитражем), такое соглашение приобретает силу третейского решения (арбитража) и подлежит исполнению в соответствующем порядке.

Российская Федерация

Закон закрепляет возможность для участников спора обратиться к процедуре медиации как в досудебном порядке, так и тогда, когда спор уже передан на рассмотрение суду. Стороны спора могут выбирать удобное для себя место и время обсуждения спора, свободно высказывать позицию, анализировать аргументы, вести поиски решения, которое удовлетворяет всех участников спора. По закону допускается применять процедуру медиации по спорам:

  • возникающим из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности,
  • возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

Однако медиация не применяется если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы не участвующих в процедуре третьих лиц или публичные интересы.

По общему правилу продолжительность процедур медиации в России не превышает 60 дней.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе:

Наряду с этим, закон содержит и ограничения для медиаторов. Кроме того сказано, что медиаторы и организации, обеспечивающие проведение процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами вред, причиненный им вследствие осуществления указанной деятельности.

Республика Казахстан

Также в законе достаточно подробно описаны требования, предъявляемые к медиа­торам, их права и обязанности, а также права и обязанности сторон. В Казахстане осуществлять деятельность медиатора непрофессио­нальным медиатором может быть лицо, достигшие 40 лет и состоящее в реестре непрофессиональных медиаторов. Требования к профессиональным медиаторам аналогичны российским.

Законом подробно урегулирована процедура проведения медиации, форма и содержание договора о медиации, а также предусмотрены особенности проведения медиации в сфере граж­данских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также при рассмотрении уголовных дел.

Подведем итоги


Анализ зарубежного законодательства показывает, что базовыми принципами медиации являются добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, а также нейтральность (беспристрастность) медиатора.

Процедуре медиации, основывающейся на вышеуказанных принципах, в отличие от судебного разбирательства присущи, следующие особенности:

1) медиация – негосударственный институт, госорганы не проводят медиацию;

2) медиация, как правило, не применяется в отношении уголовных преступлений, а также в тех случаях, когда одна из сторон является недееспособной;

3) участие обеих сторон в процессе медиации является добровольным, а медиатор – свободно избранным сторонами;

4) медиаторы, осуществляющие деятельность на профессиональной основе, имеют высшее юридическое образование и должны пройти обучение по специальной программе медиаторов;

5) обе стороны хотят и стремятся урегулировать конфликт;

6) каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса медиации;

7) роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции, а в некоторых случаях – помочь найти наиболее приемлемые для всех участников условия, на которых будет урегулирован спор;

8) решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами по их обоюдному согласию, поскольку медиатор не выносит решений, обязательных для сторон спора. Решение сторон не подлежит утверждению и пересмотру судом или иным органом;

9) обе стороны добровольно берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместно решение;

10) решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

Впервые идея о медиации в Германии была озвучена в 1977 году. При этом инициатива введения медиации в гражданский процесс появилась в юридической социологии . Идея практически сразу привлекла широкое внимание со стороны юридической общественности. Особый импульс росту интереса к медиации дало выступление президента Конституционного суда ФРГ на конгрессе судей в 1979 году. Результатом стала обширная научная дискуссия об альтернативных способах разрешения споров .

В июле 2012 года институт медиации получил дальнейшее развитие. Парламент Германии имплементировал Директиву Европарламента и Совета "Об отдельных аспектах медиации по гражданским и коммерческим делам" (далее - Директива). Результатами стали: Федеральный закон "О развитии медиации и других методах внесудебного разрешения споров" (далее - Закон 2012 г.), поправки в ГПК и Закон "О процедуре по семейным делам" . Закон 2012 г. кодифицировал законодательство о медиации и смежных процедурах альтернативного разрешения гражданских дел. Главными идеями указанных Законов были: дать возможность суду удостовериться в исполнимости соглашения, достигнутого в процессе медиации; обеспечить конфиденциальность процедуры; приостановить течение исковой давности на время действия соглашения.
--------------------------------
Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters // OJ. L136. 24.05.2008. P. 3 - 8.
Gesetz zur der Mediation und anderer Verfahren der auBergerichtlichen Konfliktbeilegung // BGBI. I. 2012. 1577.
Gesetz das Verfahren in Familiensachen und in den Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit // BGBI. I. P. 2586, 2587.

Литература

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

  • основы медиации;
  • методы ведения переговоров;
  • конфликтная компетентность;
  • правовые аспекты медиации и роль права в медиации; и
  • практические упражнения и надзорные практики.

Предпринимателям, желающим зарегистрировать бизнес в Германии, полезно знать, что в настоящее время в стране не существует системы кредитных баллов для повышения квалификации медиаторов.

Сертификация медиаторов

Напротив, специальная квалификация сертифицированных медиаторов существует в соответствии с разделами 5 и 6 MediationG. Урегулирование коммерческих споров в Германии требует, чтобы сертифицированные медиаторы соответствовали требованиям к непрерывному профессиональному развитию, в том числе обязательное обучение, минимальное количество процедур медиации, проводимых в качестве медиатора или со-медиатора, которые должны контролироваться после первоначального обучения.

Министерство юстиции издало постановление, согласно которому называть себя сертифицированным медиатором можно только в том случае, если программа обучения, состоящая из не менее 120 часов и определенного содержания, завершена. Кроме того, сертифицированный медиатор должен провести не менее пяти процедур по разрешению коммерческих претензий в Германии с помощью медиации в течение двух лет после обучения с последующим надзором.

Нет никаких правил или ограничений в отношении определенного уровня образования (например, университетского диплома).

Потенциальные обязательства и ответственность медиатора в Германии

MediationG предоставляет некоторые обязательные правила для медиатора, которые требуется соблюдать при урегулировании деловых конфликтов в Германии. В случае их нарушения он может нести ответственность за ущерб в соответствии с правилами Гражданского кодекса Германии (BGB). Не существует специальных гражданских или уголовных положений, санкций или дисциплинарных мер для медиаторов в случаях неправомерных действий. Ответственность находится в центре внимания немецких судов.

Большинство немецких страховых компаний предлагают медиаторам страхование профессиональной ответственности, хотя это не является обязательным. Таким образом, для немецких медиаторов не требуется минимального уровня страховки.

Обратите внимание: если вы решили начать медиацию в Германии, согласно пункту 5 статьи 2 Соглашения о медиации стороны могут прекратить процедуру в случае неправомерного поведения или ненадлежащей работы медиатора. В таких случаях стороны также могут отказать ему в оплате в соответствии с общими правилами BGB и нормами договорного права.

Соглашения о медиации

Никаких формальных требований в отношении соглашений между медиатором и сторонами или между самими сторонами не существует. Медиатор и стороны могут свободно согласовывать содержание, форму соглашения о медиации. Если вы хотите начать коммерческую медиацию в Германии, соглашения обычно заключаются в письменной форме и включают положения, относящиеся к правам и обязанностям медиатора и сторон (трехсторонний договор).

Общие положения трехсторонних договоров включают:

  • преамбула с кратким описанием спора;
  • назначение медиатора и его обязанность проводить медиацию лично;
  • описание основных характеристик процедуры медиации: право принятия решений остается за сторонами, медиатор не выступает в качестве лица, принимающего решения, мировое соглашение как цель процедуры медиации;
  • гарантия нейтральности и беспристрастности медиатора;
  • соглашение о конфиденциальности;
  • подтверждение добровольности участия сторон в урегулировании спора в Германии с помощью услуг медиатора;
  • право медиатора и сторон немедленно прекратить процедуру с учетом пункта 5 статьи 2 Закона;
  • право медиатора проводить закрытое собрание;
  • положения, касающиеся времени, места и структуры медиации;
  • если урегулирование спора в Германии посредством арбитража или судебного разбирательства уже начато: соглашение о приостановлении такого разбирательства на время медиации;
  • соглашение о продлении юридических или договорных сроков/сроков давности, если это разрешено законом;
  • ответственность сторон за расходы и издержки, связанные с процедурой медиации.

Выбор медиатора

Чтобы начать процесс медиации в Германии, стороны должны выбрать медиатора. Если стороны соглашаются начать администрируемую медиацию в Германии, соответствующая посредническая организация (например, DIS, EUCON) может назначить медиаторов в соответствии со своими правилами и положениями.

Конфликт интересов

Медиатор должен провести проверку и проинформировать стороны о возможном конфликте следующим образом:

  • медиатор должен раскрыть все обстоятельства, которые могут повлиять на его нейтралитет и беспристрастность;
  • если лицо уже консультировало сторону, оно не может выступать в качестве медиатора по тому же вопросу; и
  • медиатор должен информировать стороны, если один из его коллег консультировал сторону по тому же вопросу.

В случае нарушения таких обязанностей медиатор может нести ответственность за ущерб в соответствии с правилами BGB.

Сборы

При разрешении деловых конфликтов в Германии, оплата услуг медиатора является предметом переговоров. Обычно стороны разделяют вознаграждение медиаторов и договариваются о солидарной ответственности.

Уже в третий раз берлинский предприниматель посылал своему партнёру из Москвы напоминание о неуплате счёта. Но и в этот раз партнёр не проплачивал. Обычно берлинский менеджер очень терпелив и знает, что счета не всегда оплачиваются сразу. Но после ожидания в течении 3-х месяцев и его терпению пришёл конец. Он решил подключить адвоката. Адвокат порекомендовал подождать с судебными разбирательствами и в целях экономии времени, денег и нервов попробовать сохранить партнёрские отношения и обратиться к медиатору. Партнёры вместе выбрали медиатора и в рамках медиации совместно нашли выход из сложившейся ситуации. Неоплаченная сумма была выплачена частями и партнёрские отношения были сохранены. Процесс медиации дал сторонам возможность в присутствии независимого медиатора выяснить и открыто обсудить их ситуации и цели, а не как в рамках судебного процесса настаивать на своих правах из договора.

Почти всегда все участники медиации по окончанию очень довольны,
даже если процесс не привёл к письменному соглашению.

Посторонним часто сложно понять, почему медиация действует таким образом. В чём заключаются её конкретные плюсы?

Ответ собственно совсем прост.

Медиация сокращает расходы на конфликты.

Конфликтные издержки возникают как из-за взаимного непонимания при установлении деловых связей, присутствия межкультурных различий, недостаточного понимания между деловыми партнерами при заключении договора, так и на основании последующих судебных процессов, утраченного рабочего времени, которое расходуют участники конфликта во время выяснений.

В нашей практике присутствовали самые разные виды конфликтов.

Существуют конфликты где проблематичная ситуация не выносится в открытый спор, стороны сдерживают эмоции, тем не менее отношения обостряются, продуктивность и эффективность сотрудничества уменьшается, в этих случаях идёт речь о „холодных конфликтах“. Нельзя исключить, что в будущем этот спор приведёт к эскалации ситуации. То, что может вести к угрозе деловым связям.

В этом случае нужно как можно раньше инициировать процесс медиации, чтобы вместе с Вашими деловыми партнерами и сотрудниками обсудить происходящую ситуацию и её возможные последствия. А также разработать общие схемы урегулирования и разрешения конфликта.

Особенно большой смысл имеет уже в рамках деловых переговоров и заключения договора воспользоваться услугами медиатора. В частности, если речь идет о международных деловых связях. В этом случае медиатор должен работать с обоими языками, иметь межкультурную компетенцию и юридические знания.

Также в нашей практике регулярно встречаются группы, конфликт в которых проявляется в форме моббинга, тогда речь идет об открытом конфликте. При открыто выносимом конфликте, который ещё обозначается как „горячий конфликт“, могут возникнуть высокие финансовые издержки, которых можно избежать путём применения медиации.

При этом в рамках медиации речь идет, в частности, о соглашениях, как в будущем
должен урегулироваться конфликт, а также разрабатываются стратегии по обращению с новыми партнёрами по бизнесу и будущими сотрудниками.
В заключительном соглашении фиксируются центральные результаты договорённостей.

Все стороны сходятся в том, что при более раннем вмешательстве в ситуацию путём медиации, можно было бы избежать наступления эскалации конфликта. Более того, процесс медиации создаёт предпосылки для положительного нового начал в будущем.

Медиация в Германии

Что такое медиация и на что она способна?

В представленных случаях конфликты возникали, так как у конфликтующих существовали разные уровни информации, знаний, различные интересы, желания, чувства и цели, которые или совсем не обсуждались или обсуждались в ошибочной форме.
Многие наши клиенты в начале были настроены скептически. Часто отсутствовало доверие, в то что может существовать общее решение, так называемая “Win-Win“ ситуация.
Все же, медиация создает общие, сохранящие лицо сторон и корректные решения “Win-Win“ при этом исключая общественность.

Медиация - это форма внесудебной обработки конфликтов. Её целью является находить в конфликтной ситуации приемлемое для всех сторон решение. При этом этот метод применим в различных областях: в концерне или семейном предприятии, между деловыми партнерами, акционерами, заказчиками или коллегами. Посредством структурируемого процесса беседы Медиация создает необходимое пространство, в котором стороны сближаются, вступают в открытый диалог и разрабатывают творческие решения, которые поддерживают все стороны конфликта. Успех процесса медиации привёл к тому, что Европейское сообщество приняло в 2008 году директиву о включении закона о медиации в национальное право. В России закон о Медиации существует с 2010 года. В Германии закон о поддержке Медиации был опубликован в листе федерального закона 25.07.2012 года.

Читайте также: