Профилактика антивитального поведения в школе

Обновлено: 02.07.2024

Выступление было проведено на городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике негативных проявлений среди обучающихся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования г. Москвы

ВложениеРазмер
konkurs_suitsid.docx 28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике негативных проявлений среди обучающихся по "Профилактика антивитальных настроений среди обучающихся, образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования г. Москвы.

Выступление Сафоновой Татьяны Владимировны

«ПРОФИЛАКТИКА АНТИВИТАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОПЫТ РАБОТЫ ЦПМСС "НОВО-ПЕРЕДЕЛКИНО""

Самоубийство – социальное явление, которое существует столько же, сколько существует на земле человек. Особенно пугающим оно является, когда ему подвержены дети и подростки, которые по своему возрасту и статусу должны находиться под защитой и опекой взрослых – родителей, педагогов, государства.

В последнее время значительно участились случаи суицидов не только у подростков, но и у детей младшего школьного возраста. Ситуация особенно обостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.

Помимо суицидального поведения, у современных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков : фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно - демонстративные суицидальные поступки. Такие д ействия подростков по сути направлены не на самоуничтожение, а прежде всего на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений. В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению суицидальной угрозы.

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.

Профилактическая работа Центра

Профилактическая работа в школах

Первичная профилактика - система социальных, гигиенических, воспитательных и медицинских мер, направленных на предотвращение суицидальной угрозы путем устранения причин и условий ее возникновения и развития, а также путем повышения устойчивости ребенка к воздействию неблагоприятных семейных и социальных факторов.

Профилактическая работа Центра

Обучающие семинары для педагогов

Профилактика экстремизма и ксенофобии

Программа «Восточные танцы

Профилактическая работа Центра

Диагностика на Консилиуме и ОПМПК

Компенсирующие дошкольные группы

Коррекция школьной неуспешности в Центре

Коррекционно-развивающая помощь детям- 547 детей в течение учебного года

Психолог индивидуальные занятия - 124 детей

Психологические группы 143 детей

Логопед индивидуальные занятия 147 детей

Логопедические группы 68 детей

Дефектолог индивидуальные занятия - 113 детей

Дефектологические группы - 89 детей

ОПМПК определение образовательного маршрута детей с ОВЗ 3000 детей

Социальная ситуация развития:
- компьютерная социализация, информационная революция
- агрессивная социальная среда
- кризис семьи, разрыв поколений
- неврологические проблемы, нарушения развития у детей
- ценностный вакуум в обществе

Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому основная

Цель программы — способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

  • просвещение родителей по вопросам причин суицидальной угрозы
  • создание условий для развития благоприятного психологического климата в семье
  • знакомство родителей с приемами эффективной коммуникации с детьми, способами разрешения конфликтных ситуаций
  • отработка способов позитивной дисциплины
  • обучение, способствующие повышению детской самооценки, привитию ребенку самостоятельности и ответственности;
  • содействие формированию у ребенка адаптивного поведения в социуме;
  • знакомство родителей со способами предотвращения зависимого поведения, агрессивных проявлений;
  • формирование положительных жизненных установок

1 семестр / 1 учебный год

40-80 академических часов

1 раз в неделю по 2 часа

Выявление детей группы суицидального риска

  • Запросы КДН и ЗП районов Солнцево, Ново-Переделкино
  • Психолого-педагогический консилиум - комплексное обследование
  • Экстренные запросы родителей
  • Индивидуальные диагностики и консультации
  • Выявление детей группы риска на ОПМПК
  • Запросы образовательных организаций Округа

Этапы реализации профилактической программы

Методы и технологии, используемые в групповой работе

  • дискуссия, мозговой штурм, обмен мнениями;
  • ролевая игра, элементы психодрамы;
  • анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в ходе решения проблем;
  • разрешение конфликтных ситуаций через выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации;
  • специальные упражнения на развитие навыков: слушания, выражения чувств, оказания поддержки, похвалы, обратной связи, управления поведением и др.;
  • арт-терапевтические методы
  • когнитивно-поведенческие методы

Первичный диагностический этап:

Диагностическое интервью со сбором анамнеза

Углубленная диагностика детей группы суицидального риска:

Текущая и итоговая диагностика:

Структура групповых занятий

  • Приветствие, разминка
  • Упражнение на определение эмоционального состояния группы
  • Введение в тему занятия
  • Информационный блок
  • Основные упражнения (выявление проблемы, отработка материала, формирование навыка)
  • Обратная связь от членов группы
  • Групповое прощание

Читайте также: