Школа должна учить или воспитывать

Обновлено: 05.07.2024

То, что ситуация в российском образовании кризисная, признают все. Но в том, каким должно быть наше школьное образование, такого единомыслия нет. Школа должна давать знания – но должна ли она еще и воспитывать? И если да, то что воспитывать и как? А главное, ради чего? В 2000 году российское государство попыталось дать ответ. Был разработан и одобрен проект Национальной доктрины образования, где определялись “цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года”. Удалось ли за прошедшие пять лет чего-то добиться? Об этом мы побеседовали с президентом Всероссийского Фонда Образования, доктором педагогических наук, профессором Сергеем КОМКОВЫМ.

Сергей Константинович КОМКОВ родился в Московской области в 1952 году. В 1977 году окончил Московский государственный педагогический институт имени Ленина по специальности “учитель истории”. Профессор, доктор педагогических наук. Президент Всероссийского фонда образования.

Бедная наша доктрина


– Сергей Константинович, какова основная задача образования? Должны ли школы только учить, или еще и воспитывать?
– Сам термин “образование” означает создание человека. По образу и подобию Божиему. Дать в руки невоспитанного человека набор знаний – означает сотворить зло.

Когда в 80-е годы я работал директором школы, мы составляли планы уроков и вносили в них воспитательные задачи. Потом это прекратилось. Начиная с 93-94 годов, воспитательный элемент полностью удалили из школьных программ.

– Быть может, сейчас просто не на чем воспитывать?

– Почему же? Воспитывать людей следует на простых общечеловеческих ценностях, которые, кстати, исповедуют все традиционные религии нашей страны. Не воруйте, не лгите, не предавайте. Вот это и есть главный стержень, вокруг которого должно строиться воспитание.

Нельзя ставить во главу угла идеологическую доктрину. Мы не должны воспитывать роботов, мыслящих пропагандистскими лозунгами, как это порой делали раньше. Нам просто нужны нравственно устойчивые люди.

– В 2000 году в России была разработана и одобрена правительством Национальная доктрина образования. Как Вы оцениваете этот проект? Насколько он осуществим?

– Мне кажется, что в такой форме доктрина не может быть реализована. Я вижу в ней целый ряд положений, которые неприемлемы для России как для государства. Связаны они с реформированием системы образования.

Доктрину разрабатывали, копируя европейскую и американскую модели. В результате в тексте ничего не сказано о национальных особенностях нашей страны. Кстати, не предусмотрены там и аспекты нравственного воспитания, о которых мы уже говорили. Нет четкого подхода к преподаванию основных предметов исторической направленности.

Зато в доктрине полно всяческих пространных призывов.

Конечно, от одного того, что правительство одобрило этот проект, он вряд ли обретет силу. Скорее всего, доктрину постигнет участь образовательных стандартов. В марте 2004 года их утвердил министр Филиппов, но они так и не заработали. Почему? Да потому, что их отвергло образовательное сообщество.

Такие документы нельзя рассматривать келейно, насаждать указами сверху. Нужно выносить их на общественное обсуждение, выслушивать самих педагогов, учитывать их замечания. Увы, наши чиновники не хотят слушать профессионалов, а сами давно запутались. Они просто не знают, какие приоритеты ставить перед педагогами.

А результат – налицо. Государство, население которого ежегодно сокращается на миллион человек, игнорируя протесты общества и религиозных организаций, продолжает внедрять в школах систему полового воспитания. Потому что чиновники уверены: важнее борьбы со СПИДом проблем перед нашей страной не стоит.

Религия идет в школу

– По той же причине остаются неопределенными отношения школы и религии. Какими их видите Вы?

– Это достаточно тонкий вопрос, который вряд ли найдет решение в ближайшее время. В конце концов, Россия – многоконфессиональное государство, и 20% наших граждан – мусульмане, причем мусульмане этнические, а не пришлые, как в странах Америки и Западной Европы.

Кроме того, существуют новые религии. Уже сейчас мы видим, как некоторые “правозащитники” стремятся набрать очки в политической игре, заступаясь за права нетрадиционных конфессий, и вряд ли это способствует межрелигиозному диалогу.

– Значит, вводить курс “Основы православной культуры” Вы считаете преждевременным?

– Вовсе нет! Многие думают, что речь идет об изучении в школе Закона Божия, но это не так. Этот курс говорит о Православии как о религии, сыгравшей ключевую роль в истории нашей страны, в развитии русской культуры, искусства, архитектуры.

К слову сказать, многие мои коллеги-мусульмане и иудеи восприняли его с интересом, посчитав подобный предмет возможностью изучить чужую религию, понять ее корни и влияние на людей, не погружаясь в нее полностью.

Между прочим, в местах компактного проживания мусульман в государственных школах можно ввести аналогичный предмет “Основы исламской культуры”.

– А как Вы оцениваете сам учебник?

– Начнем с того, что учебников уже два: для младших классов и для средних. Сейчас готовится третья часть для 7-9 классов. Конечно, учебник, как и любой другой, нуждается в доработках. Как его рецензент, я уже высказал ряд своих пожеланий.

К примеру, надо отработать вопросы и задания в конце каждой главы. Вот в учебнике сказано: “прочтите и перескажите заповеди”. Представляете, что будет, если учитель подойдет к своей задаче чисто механически? Правильно! Приходит школьник домой к родителям-атеистам: “Папа, мама, нам в школе приказали зубрить заповеди”. Когда речь идет о столь важном предмете, как “Основы православной культуры”, надо более тонко подходить к разработке заданий.

Есть ряд исторических и искусствоведческих неточностей, которые поправили специалисты в данных областях. Но в целом курс очень даже удачный. Я думаю, его можно рекомендовать для изучения.

– В каких классах будут преподавать его?

– Я думаю, что “Основы православной культуры” нужно вводить во всех классах, так же, как мы изучаем историю. Вначале это история на игровом уровне, потом познавательная, а в старших классах – уже смысловая.

Так и здесь. Вначале это просто занимательный рассказ, в какой-то мере игра. Затем для школьников среднего звена становится интересна фактура и подробности, а старшеклассники уже начинают задумываться о философском и богословском смысле. Для этого курс и поделен на три части.

Только не в приказном порядке!

– Кто будет преподавать новый предмет?

– Можно сказать сразу – задача эта будет весьма непростой. Сегодня достаточно грамотных специалистов у нас в стране нет. От учителя понадобится мудрое сочетание различных направлений, и главное здесь – избежать перегибов. В свое время наши прекрасные православные батюшки пришли в классы и стали проповедовать Закон Божий, как это делается в воскресных школах – что моментально вызвало отторжение.

Я считаю, что преподавать новый курс должны специально подготовленные учителя истории и литературы, прошедшие курс повышения квалификации, находящиеся в постоянном контакте с православными священниками, среди которых очень много не просто грамотных, но прекрасно образованных и умных людей.

– А хватит ли таких священников-консультантов на всю Россию?

– Не хватит. И потому вводить “Основы православной культуры” в директивном порядке – нельзя. Так мы лишь наломаем дров и вызовем очередную волну протеста.

Введение курса должно идти поэтапно, по мере создания соответствующей базы. Начинать надо с факультатива. А учителя и священники должны вести разъяснительную работу с родителями, объясняя содержание курса, его цели и задачи.

– А каково место Церкви в этой просветительской работе?

– Я думаю, что священникам не следует идти в школы самим. Почему? Любая такая попытка моментально натолкнется на целую волну провокаций.

Задача Церкви – духовное окормление верующих, а не судебные разборки и тяжбы. Единственное, что сможет сделать Церковь – это, встречаясь и общаясь с прихожанами, разъяснить им свою позицию.

В то же время, у нас в стране достаточно светских людей, стоящих на прочной духовной основе. Я хорошо знаком с Православным Свято-Тихоновским университетом, дружу с протоиереем Владимиром Воробьевым, и мне кажется, что выпускники этого вуза, особенно его миссионерского факультета, смогут сыграть важную роль, в том числе, и в развитии российского образования. Заметьте, это не клерикальное учреждение! Оно готовит светских специалистов.

– Общеизвестно, что помимо традиционных конфессий, в школу пытаются проникать и секты. Но вроде бы в последнее время в Москве и Питере их попытки терпят неудачу.

– Я бы не стал преждевременно радоваться. Действительно, в Москве образовательное начальство было всерьез напугано рядом событий, в том числе историей с сектой “Аум Синрикё”. В 93-94 годах ее представители чувствовали себя в столице довольно вольготно, но потом активное наступление общественных организаций (в том числе и нашего Фонда), а затем и правоохранительных органов заставили Департамент образования города Москвы пересмотреть свое отношение к сектам.

Что касается России в целом, то ситуация здесь сильно зависит от региона. Кое-где сектантов просто не допустили в школы. В первую очередь это касается юга: Краснодарского и Ставропольского краев. Здесь к сектам всегда относились настороженно, чему способствовало мощное движение казаков, сильное влияние Православной Церкви и мусульманского духовенства.

Несколько хуже обстоят дела в Сибири и на Урале. Здесь до сих пор влияние сект велико.

На самом деле всё сильно зависит от региональной исполнительной власти. Там, где сильны теневые организации и лоббистские системы, а власть слаба, там и секты ощущают себя вольготно.

– И все-таки далеко не все удовлетворятся общим курсом Православия. Быть может, стоит подумать об открытии этнических школ?

– А подобные школы уже существуют. В Татарстане. Там проходят основы ислама и, кстати, об этом никто не кричит, утверждая, что это ущемляет чьи-то права.

К сожалению, с православными школами дела обстоят хуже. Проблема в том, что для открытия таких школ нужно “решение сверху”, а наши чиновники предпочитают не замечать проблем межконфессиональных отношений.

Институт национальных проблем воспитания вот уже год не получает денег и практически прекратил свое существование.

По-моему, это уже не ошибка, а настоящая трагедия. Свято место пусто не бывает. И если государство не хочет заниматься этой проблемой, это сделают другие силы.

Недавно в Москве разгорелся скандал вокруг грузинской этнической школы. Аналогичные ситуации были с татарскими и азербайджанскими школами. Я точно знаю – за этим стоят представители одной крупной партии, пожелавшей на националистической волне проскочить в городскую Думу. Ни русские, ни грузинские дети их не волнуют. Школа для них – всего лишь орудие в политической борьбе.

– И все-таки, сегодня, когда нет четкой доктрины, каковы основные задачи, стоящие перед образовательным сообществом?

- Знаете, в феврале на конгрессе американских губернаторов выступал самый богатый человек Америки и мира Билл Гейтс. Он сказал одну фразу, после которой весь зал встал и приветствовал его, аплодируя. Он сказал: “Невозможность получения бесплатного образования всеми гражданами США вне зависимости от их национальности и благосостояния стала бы трагедией для страны. Этому может быть только две причины: первое – они не хотят или не могут учиться, второе – мы не хотим их учить. Первое утверждение неверно, а второе аморально”.

По-моему, это применимо и к России. Мы должны сделать образование общедоступным, но в первую очередь мы должны сделать его нравственным. Ведь если этого не случится, через 10-15 лет государство погибнет – в нем просто не останется достойных людей.

Девять фактов об образовании

Первую попытку организовать на Руси школу предпринял в XI веке Ярослав Мудрый, повелев собрать 300 новгородских детей для обучения грамоте.

Первая школа для девочек появилась на Руси в 1086 году. Дочь киевского князя Всеволода Ярославовича, сестра Владимира Мономаха Анна открыла при Андреевском монастыре первое в Европе женское училище, где девочки изучали грамоту, счет, пение и ремесла.

В 1956 г. археологи нашли в Новгороде сразу 16 берестяных грамот XIII в. Большинство из них представляли собой ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По-детски неумело он изобразил себя на коне в виде всадника, поражающего копьем врага, и рядом написал свое имя.

Первая светская школа в России была создана в 1701 году по указу Петра I (“навигацкая школа”), а по указу 1714 года в разных губерниях появилась целая сеть “цифирных школ”.

Первую русскую гимназию создал при Московском университете М. В. Ломоносов.

“Общий устав народных училищ” (1786 год) предусматривал открытие в губернских и уездных городах школ, управление которыми осуществляла Комиссия народных училищ, преобразованная впоследствии Александром II в Министерство народного просвещения.

С 1808 года в духовных школах (приходских духовных училищах и семинариях) изучались светские дисциплины: иностранные языки, арифметика, алгебра, геометрия, высшая математика, география, российская и всеобщая история, теоретическая и опытная физика, этика, эстетика, история философских систем.

Государственные стандарты в образовании впервые были введены в России в 1826 году. Император Николай I распорядился “воспретить всякое произвольное преподавание учений по произвольным книгам и тетрадям”.

В 1851 году была открыта кафедра педагогики в Московском университете. Можно сказать, что именно тогда российская педагогика родилась как наука.

Телесные наказания в российских государственных школах были отменены в 1864 году. Для сравнения – в Великобритании Закон об образовании отменил их только в 1987 году (в связи с решением Европейского суда по делу “Кэмп Белл и Козанз против Великобритании” от 25.02.1982 года). А в частных школах их в сентябре 1999 года отменила Палата общин британского парламента (с подачи Минобразования страны) с преимуществом в три(!) голоса. В 23 штатах США телесные наказания применяются до сих пор.

Гост

ГОСТ

Учить или воспитывать?

Воспитание – это процесс формирования у подрастающего поколения нравственных качеств и общепризнанных норм поведения, а также передача опыта накопленного поколения.

Обучение – это организованный и целенаправленный процесс по усвоению учащимися необходимых знаний, умений и навыков.

В настоящее время ведутся споры по поводу того, должна современная школа учить или воспитывать? Или же она должна и учить, и воспитывать одновременно. Большинство исследователей и ученых из области педагогики считают, что процессы обучения и воспитания неразрывно связаны друг с другом, и поэтому они должны быть реализованы в школе в совокупности.

Одной из основных задач школьного учителя является формирование у детей определенной системы знаний, умений и навыков, необходимой для успешной жизнедеятельности в рамках современного социума. Однако учитель также должен и заботиться о формировании личности каждого своего ученика. При осуществлении подготовки к учебному занятию учитель должен формулировать и ставить не только образовательные, но и воспитательные, и развивающие цели.

На уроках учитель должен не только давать детям знания, но и воспитывать у них такие личностные качества как ответственность, коллективизм, целеустремленность, доброжелательность, вежливое и тактичное отношение к окружающим людям, стремлению помогать друг другу. Направленность воспитательного воздействия во многом зависит от учебного предмета.

Например, на уроках литературы, истории и обществознания, учитель должен заниматься патриотическим и нравственным воспитанием; на уроках музыки, изобразительного искусства – эстетическим воспитанием; на уроках технологии – трудовым воспитанием и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Непосредственно организует воспитательную работу в школе и отвечает за ее результативность завуч по воспитательной работе и классные руководители. Так, завуч занимается организацией разнообразных секций и кружков, которые проводятся во внеурочное время. Воспитательная работа классного руководителя заключается в проведении классных часов различной тематики, а также родительских собраний.

Общепринятый подход к воспитанию и обучению в школе

Общепринятый подход к воспитательно-образовательному процессу в школе, к сожалению, не позволяет достигать поставленных воспитательных целей. Особенно эта проблема актуальна среди начинающих учителей, которые зачастую считают, что вопросами воспитания должны заниматься исключительно родители (семья). Именно поэтому они используют в своей работе формальный подход к вопросам воспитания.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет то, какие методы и средства будет использовать учитель для достижения воспитательных и образовательных целей.

В первую очередь, учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Так, для детей младшего школьного возраста непререкаемым авторитетов является учитель, поэтому он должен быть для детей примером. В тоже время в глазах подростков авторитет учителя может быть меньше, они уже ориентируются на мнение сверстников. Поэтому в рамках воспитательного процесса, учитель не должен действовать напрямую, необходимо к каждому ребенку подобрать индивидуальный подход.

Так, при организации классного часа в средних и старших классах, учитель должен привлекать для работы и самих учеников. Например, рассказывая о вреде курения и алкоголя, учитель не только сам выступает перед детьми, но и привлекает для этого других учеников, которые заранее готовят доклады или презентации. Тем самым, воспитательное воздействие на подростков оказывается не только напрямую, но и опосредованно, через самих учеников.

Таким образом, школа должна осуществлять комплексный воспитательно-образовательный процесс, направленный на формирование всесторонне развитой личности.

Воспитание вне урока

В связи с тем, что процесс воспитания в школе не всегда выходит на первый план, в силу того, что основной целью является обучение детей, воспитательное воздействие на учащихся, оказывается через организацию разнообразных праздников, мероприятий и т.д.

Организация воспитательных мероприятий во внеурочное время предусматривает активное участие детей в них. С целью привлечения детей к участию, им даются поручения и задания. Дети могут читать стихи, готовить плакаты, украшать зал, исполнять песни, танцевать и т.д. Вовлечение детей в мероприятия способствует не только их воспитанию, но и расширению кругозора.

Большое значение в развитии личности детей имеет эстетическое воспитание, которое предусматривает формирование у детей чувства прекрасного. Эстетическое воспитание организуется не только в рамках уроков, но и во внеурочной деятельности. Например, посещение театров, выставок, музеев и т.д. Для детей из сельских школ организуются выездные экскурсии, связанные с поездками в областные центры и близлежащие города.

Для того, чтобы организуемые внеурочные мероприятия были действительны эффективны и достигалась воспитательная цель, предварительно следует проводить подготовительную работы. Например, при посещении картинной галереи, педагог проводит классный час, на котором знакомит детей с разными художниками и их творчеством. Кроме того, ознакомление может быть проведено и в рамках некоторых уроков.

Для того, чтобы поддержать у детей должный интерес к организуемому мероприятию, учитель должен дать им задания. Например, в картинной галереи найти все картины, на которых изображены собаки. После посещения галереи провести классный час, на котором дети расскажут об этих картинах, по заранее обговоренной схеме (название картины, художник, вид живописи и т.д.). Тем, кто интересуется живописью, можно дать задания, связанные с сюжетами картин, направлениями искусства.

Таким образом, деятельность современной школы должна сочетать в себе и воспитательную, и образовательную направленность. Только в этом случае можно будет сказать о том, что школа является именно тем институтом, который осуществляет комплексное и своевременное формирование личности каждого ребенка.

Должна ли школа заниматься воспитанием ребенка или это исключительно прерогатива семьи? Сегодня на этот счет существуют разные точки зрения. Одни родители полагают, что задача школы – учить, а воспитывать ребенка должны они сами, другие мамы и папы имеют противоположное мнение. Как это ни странно, но даже некоторые учителя тоже думают об этом неодинаково.

Учить и/или воспитывать?

Так что же должна делать школа – учить, воспитывать или и то, и другое? На этот вопрос может быть только один ответ: школа должна и учить, и воспитывать. Ведь процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Педагог должен не просто формировать у ребенка определенные знания, умения и навыки, но и процессе развития таковых заниматься формированием личности своего ученика. При подготовке к занятию учитель должен ставить перед собой не только образовательные и развивающие, но и воспитательные цели и задачи.

На своих занятиях педагог воспитывает в ребятах целеустремленность, ответственность, доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учит их помогать друг другу. Кроме того, конкретно на уроках литературы учитель занимается нравственным и патриотическим воспитанием, на уроках МХК – эстетическим, на занятиях по технологии – трудовым и т.д.

Непосредственно воспитательной работой (т. е. соответствующей внеурочной деятельностью) занимаются завуч по воспитательной работе и классные руководители. В частности, завуч организует работу кружков и секций, устраивает разнообразные общешкольные мероприятия, а классный руководитель проводит классные часы, родительские собрания.

Правильный подход

К сожалению, учителю не всегда удается достигнуть поставленных воспитательных целей. В большей степени это касается начинающих педагогов. Именно по причине подобных неудач преподаватели начинают ошибочно полагать, что воспитание должно быть только делом родителей, и используют чисто формальный подход к своей работе.

Важнейшее значение имеет то, каким именно образом мы стремимся достигнуть своей цели, какие конкретные шаги для этого предпринимаем.

Прежде всего необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. И если преподаватель упускает это из виду, то все его усилия могут приводить к обратному результату. Важно помнить о том, что если для младших школьников авторитетом является педагог, то для подростка таковым оказываются его сверстники. Так что если в первом случае объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо можно прямым текстом, то во втором – так делать не следует. Например, чем больше мы будем говорить ученикам средних и старших классов о вреде табака, тем меньше будет вероятность того, что те кто уже курит, бросят, а те, кто еще не начал, не захотят попробовать.

Предположим, у вас запланирован классный час о вреде курения. Цель такого занятия – расширение знаний школьников о пагубном влиянии никотина, формирование у них отрицательного отношения к табачным изделиям и воспитание ответственности за свое здоровье. Какие действия следует предпринять, чтобы достигнуть этих целей? Как показывает практика, лучше всего организовать и провести классный час с участием самих подростков.

Воспитание вне урока

Большое воспитательное значение имеют общешкольные мероприятия, посвященные различным праздникам. Так, например, вечер, посвященный Дню Победы, имеют своей целью воспитание у ребят патриотизма, уважения к старшему поколению. Необходимо, чтобы дети приняли самое активное участие в таком мероприятии: читали стихи, исполняли песни военных лет, рассказывали о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны. Если у кого-то из ребят есть прабабушки и прадедушки – участники войны, то их можно пригласить на такое мероприятие.

Важную роль в развитии личности школьника имеет эстетическое воспитание. Воспитывать в детях чувство прекрасного, заниматься формированием их вкуса можно не только на занятиях по МХК, но и посредством внеурочной деятельности.

В последние годы все большую популярность приобретают такие внешкольные мероприятия для детей и подростков, как походы на выставки и в музеи. Для ребят из сельской школы подобные мероприятия могут быть связаны с поездками в областные центры и близлежащие города. Дети, которые живут в городе, имеют возможность вместе с учителями посетить местные галереи и выставки.

Перед походом в музей с ребятами необходимо провести подготовительную работу. Можно рассказать детям о художнике(-ах) и его (-их) творчестве или напомнить им об этом, если они уже изучали соответствующий материал на занятиях.

Тем, кто интересуется живописью, можно дать задания, связанные с сюжетами картин, направлениями искусства.

Семья и школа

Важную роль в воспитании ребенка играет сотрудничество семьи и школы. Необходимо, чтобы классный руководитель был в курсе обстановки в семье каждого своего ученика. И педагог, со своей стороны, должен информировать родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в школе, о проблемах, возникающих у их детей.

Общение педагога с мамами, папами, бабушками и дедушками происходит прежде всего на родительских собраниях. При возникновении необходимости учитель может пригласить мать или отца ребенка для индивидуального разговора. Педагог может также контактировать с семьей ученика через интернет или по телефону.

Необходимо, чтобы при общении с родителями учитель проявлял такт, терпение, это особенно важно в случае разногласий с семьей относительно обучения и воспитания ребенка.

Большую помощь школе, конечно же, оказывают представители родительского комитета. Но даже тех родителей, которые в нем не состоят, следует приглашать на внеклассные мероприятия: концерты, спектакли, конкурсы, соревнования. Можно также устраивать мероприятия для детей и родителей, в которых будут состязаться семейные команды.

Сотрудничество семьи и школы положительно сказывается и на успеваемости, и на формировании личности ребенка.

Существует много методической литературы, посвященной воспитанию школьников. Это книги и журналы, которые можно приобрести как в электронном виде, так и в традиционной печатной форме. В них можно найти не только методические рекомендации, но и сценарии готовых занятий.

Кроме того, можно посетить лекции ведущих педагогов, посвященные воспитанию, записаться на соответствующие вебинары.

Такой материал особенно полезен для начинающих учителей. Хотя и преподавателям с многолетним стажем тоже будет небезынтересно познакомиться с опытом своих коллег.

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите обновлений! :)

Школа мало занимается воспитанием детей, сетуют родители. Подростки часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло, отвечают учителя. Им крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя, а в самом образовательном учреждении больше всего ценятся достижения учеников в учебе, рассказали на семинаре в НИУ ВШЭ Елена Аржаных и Елена Новикова

Дело в том, что школы переориентировались почти исключительно на образование, поясняют эксперты. Воспитательные же достижения в рейтингах учебных заведений не учитываются. Вместе с тем, и учитель так загружен преподаванием и отчетами, что у него нередко просто нет сил на общение с учениками. При этом в школах уменьшены и учебные часы на литературу и русский язык – предметы, которые дают детям лучшие уроки нравственности, отмечают исследователи.

Между тем, как показал прошлогодний опрос (число респондентов-школьников составило 400 человек, родителей – 250 человек, педагогов – 30 человек), родители ждут от школы серьезной воспитательной работы. Да и сами педагоги заинтересованы в успешности воспитания в школе. Аржаных и Новикова дали свой рецепт развития воспитательного потенциала школы.

Школа – второй по значимости воспитатель

Как бы то ни было, запрос со стороны родителей на воспитательную работу школы очевиден. Но школа, выполняя ее, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды, которая часто агрессивна к ребенку. В итоге эффект воспитательных усилий школы может не оправдывать ожиданий.

У подростков нет высоких идеалов

Родители также отмечают тревожные симптомы в поведении подростков. Так, прагматизм детей подчеркнули 39,8% респондентов, инфантилизм и нежелание взрослеть – 33,8%, неуважение к старшим – 27,9%, эгоизм – 27,1%. Об агрессии, равнодушии и хамстве детей говорили примерно по 20% родителей. Печально, но доброту и способность к сопереживанию увидели в школьниках лишь 14% родителей.

Доброта с прагматическими целями

Социальная среда, которую многие педагоги считают агрессивной, подталкивает ребенка к выбору в пользу приспособленчества. Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения, отметили 68% родителей.

При этом часть педагогов считает, что большинство детей прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но такое знание нередко остается сугубо теоретическим, отметили Аржаных и Новикова.

То есть на уровне деклараций подростки демонстрируют приверженность традиционным ценностям, а на деле, по мнению учителей, часто руководствуются прагматическими резонами. Добро и любовь порой представляются школьникам инструментами, с помощью которых можно получить награду в виде одобрения взрослых.

В детях нужно воспитывать человечность

Они также обращают внимание на те 15% родителей, которые затруднились с ответом. Такие семьи, по всей видимости, не могут четко определить свои приоритеты, сделать выбор между следованием духовным ценностям и прагматикой, позволяющей человеку легко преуспеть.

Наставничество учителя ограничивается обучением

Респонденты-учителя по-разному оценили воспитательную компоненту в школе. Часть педагогов считает, что воспитание в школе активно набирает вес, поскольку в силу проблем во взаимоотношениях детей учителю чаще приходится корректировать их поведение.

Впрочем, в большинстве случаев педагоги отмечают, что воспитание отошло на второй план, поскольку изменился сам подход к образовательному процессу. Школа сегодня – это учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Это определяет работу педагогов, которые прежде всего обучают и лишь во вторую очередь – воспитывают, пояснили исследователи.

Лучше всего воспитывают экскурсии

Воспитательная работа в учебном заведении включает общешкольные традиционные мероприятия (праздники, встречи с ветеранами и пр.), тематические классные часы и разбор конкретных жизненных ситуаций с коррекцией поведения учащихся. Как бы то ни было, и у родителей, и у учителей в рейтинге школьных воспитательных акций лидируют познавательные мероприятия – экскурсии. 78% родителей считают, что экскурсии максимально способствуют воспитанию.

В рейтинге мероприятий, наиболее запомнившихся родителям и их детям, также лидируют экскурсии и походы в театры и музеи (40,4%). Среди наименее запомнившихся родителям мероприятий – дни рождения, дни самоуправления, интеллектуальные соревнования и классные часы. Показательно, что около четверти родителей вообще не ответили на этот вопрос. Они либо не смогли вспомнить ничего примечательного, либо просто не интересуются этой стороной школьной жизни, считают авторы доклада.

Положительную оценку нравственному воспитанию в школе поставили 40% родителей. Средне оценили работу педагогов 15%. Плохую отметку поставили воспитанию в школе 8%. И, наконец, более трети родителей (36,8%) затруднились с оценкой. Такой неопределенный ответ, по мнению Аржаных и Новиковой, может быть связан с тем, что родители плохо знают, что делает школа в области воспитания детей. Вероятен и другой вариант: родители просто не готовы афишировать свое реальное отношение к работе педагогов в школе, где учится их ребенок.

Как совершенствовать воспитательную работу?

Для того, чтобы школа могла давать детям более основательное воспитание, по мнению учителей, необходимо прежде всего выделить педагогу больше времени на такую работу. Причем в идеале ее значимость должна быть сопоставима со значимостью обучения как такового. Другие названные педагогами меры – повышение статуса учителя в обществе и набор в школу кадров, основной работой которых было бы воспитание. Следовало бы также вернуть урезанные учебные часы по литературе, истории и русскому языку.

С инициативой вернуть воспитательную функцию в школу на законодательном уровне неоднократно выступала детский омбудсмен Анна Кузнецова .

Как мама семерых детей, она считает, что вступивший в силу закон, в том числе, позволит решить проблему буллинга. По ее словам, более половины детей в стране сталкивались с травлей, при этом только треть из них не рассказывает об этом.

- Закон подразумевает, что школьная жизнь должна быть наполнена не только стремлением сдать ЕГЭ на 100 баллов, но и, чтобы она стала более комфортной, принимающей и человечной. Ведь образование – это обучение и воспитание. Здесь нужно единство школы и семьи, чтобы мы достигли главного результата – счастья ребенка, чтобы он рос гармоничной личностью, - сказала она.

- Фактически закон возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее не только за семьей, но и за системой образования. Это не дополнительная бюрократическая нагрузка, это систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями, – отметил и министр просвещения России Сергей Кравцов .

Уполномоченный по правам ребенка в Хакасии Ирина Ауль поддержала поправки в федеральный закон. По её словам, инициатива детского омбудсмена Анны Кузнецовой , которую поддержал президент Владимир Путин , позволит наилучшим образом обеспечить право ребенка на всесторонне развитие.

— Воспитательная деятельность в образовательных организациях не ограничивается формированием у детей необходимых навыков социализации в обществе. Это действенный инструмент для развития потенциала ребенка, выявления имеющихся проблем и потребностей, профилактики деструктивного поведения. Это возможность слушать и слышать ребенка! – подчеркнула Ирина Ауль .

В Хакасии в последние годы воспитанию уделяется особое внимание, оно становится неотъемлемой частью образования, отмечает ведущий советник отдела по делам молодёжи, воспитания и дополнительного образования Анна Чаптыкова .

– В школах Хакасии методическими советами были разработаны и внедрены специальные программы. Они нацелены на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России , осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, – комментирует специалист, – Актуальность обусловлена необходимостью консолидации усилий руководителей, педагогических работников, семьи и общественных институтов, направленных на решение проблем воспитания.

Теперь воспитание – один из приоритетов в образовании.

Какие ценности мы будем взращивать у будущего поколения? Что сможет дать нашим детям школа? Какую среду мы сформируем вокруг ребенка с самого детства? Ответы на эти и другие вопросы – основополагающие для формирования будущего нашей страны.

Читайте также: