Семейный туризм в доу
Обновлено: 04.07.2024
Программное содержание:
1. Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.
2. Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.
3. Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.
4. Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.
5. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода.
6. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх.
Участники похода рассматривают схемы с изображением маршрута и выходят из детского сада и идут по указанному маршруту. Ходьба с рюкзаками за спиной друг за другом, преодоление различных препятствий, встречающихся на пути. Выход на поляну.
Воспитатель: Вот мы и пришли на поляну. Посмотрите как красиво в лесу!
Физинструктор: Мы пришли с вами на эту поляну, чтоб не только полюбоваться природой осенью, а чтоб еще и посоревноваться. Вы готовы?
Физинструктор: А перед соревнованиями или занятиями спортом, мы всегда делаем ….
Разминка: Дети и родители с инструктором выполняют упражнения, продвигаясь по кругу друг за другом: (Фото № 1)
- ходьба обычная;
- ходьба с заданием для рук и плечевого пояса; (руки в стороны – к плечам);
- ходьба с высоким подниманием колена;
- ходьба в приседе;
- подскоки;
- легкий бег;
- ходьба.
Физинструктор: Молодцы! Разминка прошла отлично. Теперь предлагаю всем участникам поделиться на 2 команды. И придумать за 1 минуту название для своей команды.
Инструктор: Готовы? Послушайте первое задание.
1. Игра-эстафета: "Что в походе пригодится?"
Дети стоят в двух колоннах за линией старта. В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет. (Фото № 2)
Дедушка Эхо: Эхо! Эхо! Вот потеха!
Я сейчас умру от смеха
Я в лесу живу
Целый день кричу
Отвечаю тут и там
Самым разным голосам
Только я хочу сказать
Что люблю и поиграть!
Воспитатель: Здравствуй, дедушка!
Дедушка Эхо: Здравствуйте, ребята!
Давно я вас жду! Хочу посмотреть на вас, какие вы выросли большие за лето…
Воспитатель: Да, дедушка, наши дети так подросли, что теперь в поход с родителями могут пойти. Они много знают и многое умеют.
Дедушка Эхо: Давайте проверим, знают ли Ваши дети правила поведения на природе?
Показывает детям и родителям картинки, с изображением знаков разрешающих и запрещающих то или иное действие в лесу, читает стихи.
Воспитатель: Да, дедушка, наши дети не только знают как вести себя в лесу. Они такие ловкие, быстрые! Хочешь посмотреть на них?
Дедушка Эхо: Конечно, хочу.
Инструктор: Команды на старт!
Дедушка Эхо: Ой, какие молодцы, отдохните немного, а я вам загадки загадаю.
5. Загадки о природе:
Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лишь солнца свет обогревал
И дождик поливал.
Он разостлался сам собой,
А называется … (травой).
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево)
Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна)
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)
Воспитатель: Ну что, дедушка Эхо, убедился, что наши ребята не только самые спортивные ребята в нашем городе, но они еще и загадки умеют отгадывать.
Дедушка Эхо: Это точно!
Инструктор: Давайте еще играть, шишки в обруч собирать!
Инструктор: Устали? Тогда еще в одну игру с вами поиграем. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети, разве мандарины растут в лесу?
Дедушка Эхо: Как это не растут?! Растут! Вон с той ёлки я их и собрал!
Дети: Нет! На ёлке только шишки растут! А мандарины растут на дереве в саду, в южных странах.
Дедушка Эхо: Да, ребята, вас не проведёшь! Молодцы! Все то вы знаете, всё то вы умеете! Я таких ребят ни где не встречал! Так жаль с вами расставаться. Мне так понравилось сегодня играть с вами! Так было весело! Но мне пора!
Воспитатель: И нам понравилось в лесу, правда, ребята. Ты дедушка не грусти. Мы скоро к тебе опять придём! Придём, ребята?
Дедушка Эхо: До свидания, ребята! Я вас буду ждать.
Дети: До свидания, дедушка Эхо!
Воспитатель: А теперь ребята, все подойдите ко мне и давайте помоем тщательно руки, пришло время подкрепиться!
Родители в это время накрывают самодельный стол, наливают детям чай из термосов. Делятся впечатлениями. После того как все поели, дети самостоятельно организовывают игры по желанию (забрасывание мяча в кольцо, прыжки на скакалке, футбол).
Воспитатель: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, соберите свои вещи и проверьте, не оставили ли вы после себя мусор.
Возвращение в детский сад тем же маршрутом.
В последующие дни родители делают фотогазету. (Фото № 4)
На заметку!
Работоспособность и здоровье туриста зависят от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, легко было в любой момент найти нужную вещь, с другой – чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны – твердые. Посуда, предметы личной гигиены, компас, шнур могут располагаться в задних и боковых карманах.
5. Какие направления, в деятельности дошкольного учреждения, на Ваш взгляд, являются приоритетными?
- Формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой ДОУ;
- подготовка детей к обучению в школе;
- охрана и укрепление здоровья;
- интеллектуальное развитие;
- морально-нравственное воспитание;
- физическое воспитание.
6. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?
- Удовлетворительное;
- хорошее;
- плохое.
7. Какими видами деятельности занимается Ваш ребёнок во время пребывания дома?
- Подвижные игры;
- рисование и лепка;
- пешие прогулки вместе с родителями;
- прослушивание рассказов и сказок;
- просмотр детских телевизионных передач (видео);
- занятия физическими упражнениями.
- другое (укажите)__________________________________________________________
8. Имеете ли Вы возможность уделять внимание укреплению здоровья Вашего ребёнка?
- Ежедневно;
- несколько раз в неделю;
- в выходные дни;
- во время отпуска;
- вообще не имеете такой возможности (укажите почему?)
9. Что Вам мешает уделять большее внимание укреплению здоровья Вашего ребёнка?
- Высокая профессиональная занятость;
- отсутствие специальных знаний и умений;
- считаете, что Ваш ребёнок и так здоров;
- не видите в этом смысла;
- другое (укажите)_________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на состояние здоровья
человека?
- Экологические загрязнения;
- наследственные заболевания;
- недостаточный уровень двигательной активности;
- неправильное питание;
- вредные привычки;
- низкий уровень материальной обеспеченности;
- отрицательные эмоции;
- другое________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
11. Что, на Ваш взгляд, способствует укреплению здоровья?
- Занятия физическими упражнениями;
- рациональное питание;
- рациональный режим труда и отдыха;
- ежедневные прогулки;
- положительные эмоции;
- закаливание;
- отказ от вредных привычек;
- соблюдение личной гигиены.
12. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья детей?
- Посещение врачей;
- приём лекарств;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- занятия физическими упражнениями;
- правильное питание;
- прогулки на свежем воздухе;
- закаливание;
- немедикаментозные средства оздоровления: (массаж, фитотерапия, ароматерапия и т.п.).
13. Какие формы и виды физической активности Вы используете и как регулярно? (нужное подчеркните).
- Утренняя зарядка:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Закаливающие процедуры:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Занятия в оздоровительных группах:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Пешие прогулки:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Самостоятельные занятия физическими упражнениями:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Лыжные прогулки:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Велосипедные прогулки:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Оздоровительный бег:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Плавание:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
-Спортивные игры:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Туризм:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Другие формы и виды:___________________________________________________
________________________________________________________________________
14. Что является источником информации о способах укрепления здоровья Вашего ребёнка:
- Ваш жизненный опыт;
- консультации специалистов в области медицины;
- советы сотрудников детского сада, родителей, друзей, знакомых и др.: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
15. Испытываете ли Вы потребность в информации о способах оздоровления ребёнка? (нужное подчеркните)
ДА НЕТ
16. Какие темы, связанные с укреплением здоровья, Вас интересуют?
- Профилактика простудных заболеваний;
- физическая подготовка детей к обучению в школе;
- организация рационального питания;
- двигательный режим;
- режим дня;
- профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей.
17. Какой фактор, на Ваш взгляд, является главным влияющим фактором на развитие интересов детей и приобщение к здоровому образу жизни?
- Личный пример членов семьи;
- учебно-воспитательный процесс в детском саду;
- личные наблюдения ребёнка.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Приложение:
Спонсоры конкурса:
Сфера деятельности – выпуск федеральных учебников для школ, учебно-методических комплектов по всем предметам школьной программы; пособий по дошкольной и предшкольной подготовке детей.
Оптовый магазин развивающих игрушек, сюжетно-ролевых игр и мебели для дошкольных учреждений
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Бякова Нина Александровна, воспитатель
Повышенное внимание к проблемам физического развития детей, сохранения и укрепления здоровья является как никогда актуальной – число здоровых детей дошкольного возраста в стране составляет не более 25% детской популяции, при этом исследования показывают, что помимо негативного влияния экологических и социально обусловленных факторов возрастает влияние на качество здоровья дошкольников уровня физического развития, который неуклонно снижается.
В дошкольном детстве закладываются основы здоровья и здорового образа жизни, физической и умственной работоспособности, потребности в физических нагрузках, поэтому задачи становления ценностей здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек), становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере обозначены в ФГОС ДОО как приоритетные в сфере физического развития дошкольников.
Понимая необходимость совершенствования системы физического воспитания, многие педагогические коллективы ДОУ приходят к осознанию роли активного применения средств и форм туризма в своей работе, как с дошкольниками, так и с их семьями. Подобное внимание к туризму, как средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, добиваться высокого уровня двигательной активности, но и развивать познавательные способности, активизировать физическое воспитание, позитивно влиять на личностное развитие.
В российской педагогике проблема физического развития с помощью средств туризма рассматривается в основном в работе со школьниками (П.И.Истомин, В.Г.Цыганков, И.Л.Беккер, С.А.Сергеева, и др.). Данные, касающиеся применения доступных форм туризма для физического развития и двигательной подготовленности дошкольников, малочисленны (М. А. Рунова, Г.В.Шалыгина, Н.И.Бочарова).
Исходя из легальных определений, почти вся деятельность ДОУ туристской направленности фактически является видом экскурсионной деятельности, как вид туристической деятельности могут рассматриваться: 1) многодневные походы и экскурсионные поездки (нетипичны для практики ДОУ),
2) оздоровительные лагеря/загородные дачи (практикуются в частных ДОУ),
3) оздоровительные смены (эпичны для ДОУ крупных городов),
4) отдых детей дошкольного возраста с родителями или родственниками.
В результате методически грамотно выстроенной работы ДОУ с использованием возможностей простейшего туризма дошкольникам прививается интерес к изучению родного края, готовность к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, готовность к природоохранной деятельности, овладеть новыми способами получения знаний о мире и о себе.
Дошкольный (простейший) туризм в системе дошкольного физического воспитания осуществляется в трех формах:
физкультурно-оздоровительная работа – утренние и вечерние прогулки не менее двух раз в неделю, топографические прогулки, подвижные поисковые игры на территории участка и за его пределами;
активный отдых в доступных для детей 3-7 лет видах туризма – дальние пешие/ лыжные/ велосипедные прогулки в днях (неделях) здоровья, туристские эстафеты, туристские полосы препятствий в физкультурных досугах и праздниках (21, с.19);
учебная работа по физическому воспитанию дошкольников и их родителей (познавательные занятия для детей, лекции и тренинги для родителей).
Дошкольный туризм с семьей организуется и форме досуговых мероприятий: туристические слеты, праздники, дни здоровья, эстафеты, конкурсы, смотры.
Представленный в статье, теоретический материал, может быть полезен методической службе ДОУ на начальном этапе активного внедрения дошкольного туризма в детском саду
Вид проекта : спортивно-оздоровительный,исследовательско – творческий.
Сроки реализации: 2016 – 2017 г. г.
Участники проекта : инструктор по физической культуре Давыдова Н. В., воспитатель группы Соколова В. М., дети подготовительной группы № 9, родители воспитанников.
Продолжительность проекта :долгосрочный.
Обоснование: В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребёнка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.
Ещё одной причиной частой заболеваемости дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания к профилактике здоровья ребёнка.
Были исследованы факторы, влияющие на психофизическое здоровье ребёнка, и одним из проблемных факторов является непонимание родителями важности социализации ребёнка в ДОУ и в обществе в целом. Игнорирование данной проблемы порождает в ребёнке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми – всё это сказывается на психическом и физическом здоровье ребёнка. Поэтому и был разработан проект «Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками и семьями воспитанников.
Актуальность проекта : Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам припереходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры. Родители проводят больше времени с ребенком на свежем воздухе, что,несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. На наш взгляд, одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.
Подходы к реализации проекта :
системно – деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого – туристических знаний и умений природопользования;
культурологический - организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;
Принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни по средствам ознакомления с элементами туризма.
1. Расширять знания детей и родителей о детском туризме.
2. Использовать элементарные знания о туризме для увеличения кругозора детей, туристском природопользовании, закрепить навыки и умения работы с планом ДОУ; научить работать с компасом; закрепить правила поведения в окружающей среде.
3. Познакомить детей с основами жизни в природных условиях, назначением определённых предметов, необходимых в походе;
4. Закрепить на практике знание основ безопасного поведения на природе; воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.
Сформированы знания о детском туризме.
Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, во время разведения костра.
Сформированы такие качества как: самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.
Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.
Знают представителей растений зоны своей местности, знают ядовитые и лекарственные растения, знают какую пользу и вред могут принести.
Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе.
Сформированы умения необходимые в туристическом походе : умение распределять туристические обязанности, умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки. Умение правильно подбирать одежду и для похода в соответствии с погодными условиями. Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.
Сформированы умения необходимые в туристическом походе : умение пользоваться компасом, умение рисовать маршрут своего пути, пользоваться топографическими знаками.
Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе, на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта.
Сотрудничество с родителями:
Анкетирование по теме.
Создание туристической тропы на территории площадки группы №9.
Сбор информации о безопасном поведении в лесу, совместная работа родителей и детей (изготовление поделок для макета, знаков по охране природы, кормушек).
Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.
Организация деятельности участников проекта :
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Деятельность распределяется следующим образом по этапам проекта :
I этап - Подготовительный:
II этап - Основной:
Форма организации Название мероприятия Задачи Дата проведения Участники Ответственные
воспитатель Давыдова Н. В. – инструктор
Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Февраль Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. – воспитатель.
Виговская И. П. -муз. руководитель
Изготовление макета «На
туристичес-
Март Воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.
III этап - Итоговый: Подведение итогов проекта. Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.
IV этап - Презентационный: Создание презентации проекта, показ презентации на итоговом педсовете.
Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - АРКТИ – 2003г.
Богданова Н. И. Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности. – Москва. - 2004г.
Завьялова Е. П. Туризм в детском саду. Туристята. – Тюмень. – 2006г.
Использование современных форм детского туризма как средства развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста Слайд 1 Тема моего выступления: Использование современных форм дет-ского туризма как средства развития волевых качеств детей старшего дошкольного.
Отчет о работе по взаимодействию с семьями воспитанников Для высокой результативности воспитательно- педагогического процесса в нашем детском саду большое значение имеет взаимодействие с семьями.
Педагогический проект по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения Педагогический проект «Организация взаимодействия педагогов ДОО и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях.
План работы с семьями воспитанников Формы работы Содержание работы Сроки проведения Ответственные Отметки о выполнении 1. Рекламный блок. Маркетинговые исследования. Создание.
Планирование взаимодействия с семьями воспитанников Счастливый ребенок может вырасти только в счастливой семье. Но сегодня из-за кризиса семьи отсутствует у родителей осознанное отношение.
Положения о взаимодействии с семьями воспитанников Утверждено: приказом МДОБУ д/с № 1 МО Кореновский район № ___от " __"___ 2016г. ___ Е. Ю. Аникиенко ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии.
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным.
Взаимодействие с семьями воспитанников Взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников. Для полноценного развития личности ребёнка необходимо взаимодействие воспитателя с семьями.
4. Кадры : Воспитатель – Демченко Г.В.
5. Адрес организации : —
8. Вид, тип проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.
12. Сроки проведения : 2012-2013 учебный год.
13. Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
14. Возраст детей : 6-7 лет.
15. Форма проведения : коллективный проект.
Обоснование.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.
Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Изучение социального статуса семей наших воспитанников показало рост неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка.
Актуальность.
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.
Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети
получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.
Подходы к реализации проекта:
– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;
– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Принципы:
– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;
– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей подготовительной к школе группы.
Форма воспитательно-образовательной деятельности
Основные формы, методы и средства работы с детьми
Таблица 1
Интегрированные виды детской деятельности
Формы и методы
Средства
Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая
Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая
Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытови использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт. ", и "Кто быстрее" и др., дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры).
Практические занятия в помещении и на местности.
Таблица 2
Интегрированные виды детской деятельности
или Интегрированные формы детской деятельности (из табл.1)
Предметно-развивающая среда
Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая
Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая
Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа"
Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы юные туристы")
Мини - музей "Макет "Наш детский сад"
Мини-музей "Макет туристической тропы"
Сотрудничество с родителями:
- проведение совместного похода в краеведческий музей
- совместная продуктивная деятельность;
- совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;
- сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
- совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
- Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).
Организация деятельности участников проекта:
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Таблица 3
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
I этап
Установочный
Формулирует проблему (цель).
При постановке цели определяется и продукт проекта.
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
II этап
Проектировочный
Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность.
III этап
Деятельностный
Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта.
IV этап
Презентационный
Подготовка продукта деятельности к презентации.
Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Составление плана – схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.
6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.
7. Разработка этапа общественной презентации проекта.
Содержание эколого - туристской подготовленности
1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.
Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом. Освоение космоса. Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.
2. Удивительный мир растений и животных.
Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,
насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист следопыт:
изучающий следы, животных синоптиков.
3. Как я устроен? Помогу себе сам.
Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения
Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,
Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинс-
кая помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.
Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.
Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных седобных грибах. Осторожно - ядовиты!
4. Собирайся, дружок, в поход.
Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.
Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.
Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.
Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.
6. С голубого ручейка начинается река.
Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки. - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!
Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.
7. Из похода возвратясь.
очистке территории от мусора.
Ожидаемые результаты и их оценка
п/п
Ожидаемые результаты
Оценка
(диагностический инструментарий)
Приложение 1
1
Сформированы знания о детском
- Знакомы с правилами соблюдения
безопасности в туристическом походе,
во время разведения костра.
- Сформированы такие качества, как
выносливость и ловкость.
- Сформированы знания о том, как появи-
лась жизнь на земле. Дети знают о том,
что земля это планета, она имеет атмос-
феру, гидросферу, материки и океаны.
- Знакомы с глобусом - макетом земли,
могут определять полушария, северный
и южный полюс, знают, что такое
- Сформированы знания о космосе, о том,
кто его осваивал.
- Знают, что туристические походы и
экскурсии закаливают организм человека,
он реже болеет, становится сильнее,
выносливее и более организованным.
- Знают конный вид туризма и воздушный.
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.
Диагностическое задание
« Человек с рюкзаком - исследователь и
Цель. Выявить уровень знаний о земле,
как о планете, о том, что такое глобус, о том, как происходило освоение космоса.
Выявить уровень знаний детей о том,
какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.
Выявить знания о разных видах туризма.
- Знают представителей растений лесной
зоны своей местности, о том какие
растения могут предсказывать погоду.
- Знают ядовитые растения, которые могут
принести вред здоровью.
- Знают лекарственные растения, которые
могут помочь туристам в пути,если
- Знают представителей животного
мира родного края и правила
безопасносного поведения при
встрече с животными, умение по
следам определять животных.
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей о
растительности родного края, о растениях-барометрах помогающих определять изменения в погоде.
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного края и животных, занесенных в Красную книгу, знают ли дети, как нужно себя вести при встрече с животными.
- Знают, как устроена система пищеваре-
ния, кровообращения, дыхания.
- Знают об органах восприятия и общения.
- Знают о профилактике заболеваний при
травматизме и отравлениях.
- Знают как можно оказать первую
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей
о человеческом организме, о том как правильно питаться, правильно дышать,
следить за осанкой, быть физически подготовленным человеком.
Сформированы умения необходимые в
- Умение распределять туристические
- Умение собирать рюкзак, класть в него,
только то, что понадобится в походе.
- Умение правильно подбирать лекар-
ственные препараты для аптечки.
- Умение подбирать правильно обувь,
одеваться в соответствии с погодными
- Умение завязывать простейшие морские
- Умение организовывать привал и соблю-
дать чистоту на привале.
- Умение правильно вести себя при
передвижении по городу, деревне, в лесу,
у реки, при подъёмах и спусках на
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей о том,
что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. Выявить знания детей о привале, что такое бивак.
Сформированы умения необходимые
туристам в туристическом походе.
- Умение читать карту своей местности.
- Умение ориентироваться по плану города,
на макете детского сада.
- Умение пользоваться компасом, с его
помощью определять географические
- Умение рисовать маршрут своего пути,
в виде ломанной линии, нанося на него
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний о карте,
умение ориентироваться по карте
- Умение оценивать состояние окружающей
среды и здоровья человека.
- Умение распознавать редкие и
исчезающие виды животных и растений.
- Умение определять для чего осушают
болота, возводят плотины, почему
растительный мир и животный вымирает.
- Умение называть правила поведения в
природе во время отдыха.
- Умение называть зоны отдыха и туризма
- Умение прогнозировать результаты
природоохранной деятельности человека.
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать связь между охраной природы
и охраной здоровья человека.
Выявить уровень умений детей прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.
3
Увеличение доли родителей активности
участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в
природе на туристической тропе и участие в
Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников.
4. Подборка пословиц и поговорок о туризме.
5. Методический материал (песни, речёвки, игры, кроссворд)
12. Детские игры (Как почувствовать себя Робинзонами и Пятницами).
13. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природны явлениях.
14. Подборка примет о погоде.
15. Правила поведения на воде, при встрече с животными.
16. Как не умереть в лесу от голода.
17. Стихи, рассказы о безопасном поведении в природе.
18. План работы по ознакомлению детей с правилами безопасности на туристической тропе посредством художественной литературы.
Таблица 5
Календарный план реализации проекта
Форма организации детей
Просмотр презентации на видео.
Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.
Выявить знания детей о туризме.
Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.
Сформировать представление о том, что красота
природы бесценна и её
Консультация для родителей.
Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к
водоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм,
учить детей правилам безопасного поведения в природе.
Поднять эмоциональный настрой и настроение детей.
Продолжать укреплять здоровье детей,
развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллектевизма,
умений и навыков.
Загадки о ягодах и грибах
«Не ешь незнакомые ягоды в лесу"
Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами.
Углубить представление о том, что планета
Земля - это огромный шар,
большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию
уникальности нашей планеты.
Воспитывать стремление беречь нашу землю.
Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с
Читайте также: