Семейный туризм в доу

Обновлено: 04.07.2024

Программное содержание:
1. Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.
2. Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.
3. Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.
4. Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.
5. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода.
6. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх.

Участники похода рассматривают схемы с изображением маршрута и выходят из детского сада и идут по указанному маршруту. Ходьба с рюкзаками за спиной друг за другом, преодоление различных препятствий, встречающихся на пути. Выход на поляну.

Воспитатель: Вот мы и пришли на поляну. Посмотрите как красиво в лесу!

Физинструктор: Мы пришли с вами на эту поляну, чтоб не только полюбоваться природой осенью, а чтоб еще и посоревноваться. Вы готовы?

Физинструктор: А перед соревнованиями или занятиями спортом, мы всегда делаем ….

Разминка: Дети и родители с инструктором выполняют упражнения, продвигаясь по кругу друг за другом: (Фото № 1)
- ходьба обычная;
- ходьба с заданием для рук и плечевого пояса; (руки в стороны – к плечам);
- ходьба с высоким подниманием колена;
- ходьба в приседе;
- подскоки;
- легкий бег;
- ходьба.

Физинструктор: Молодцы! Разминка прошла отлично. Теперь предлагаю всем участникам поделиться на 2 команды. И придумать за 1 минуту название для своей команды.

Инструктор: Готовы? Послушайте первое задание.

1. Игра-эстафета: "Что в походе пригодится?"
Дети стоят в двух колоннах за линией старта. В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет. (Фото № 2)

Дедушка Эхо: Эхо! Эхо! Вот потеха!
Я сейчас умру от смеха
Я в лесу живу
Целый день кричу
Отвечаю тут и там
Самым разным голосам
Только я хочу сказать
Что люблю и поиграть!

Воспитатель: Здравствуй, дедушка!

Дедушка Эхо: Здравствуйте, ребята!
Давно я вас жду! Хочу посмотреть на вас, какие вы выросли большие за лето…

Воспитатель: Да, дедушка, наши дети так подросли, что теперь в поход с родителями могут пойти. Они много знают и многое умеют.

Дедушка Эхо: Давайте проверим, знают ли Ваши дети правила поведения на природе?

Показывает детям и родителям картинки, с изображением знаков разрешающих и запрещающих то или иное действие в лесу, читает стихи.

Воспитатель: Да, дедушка, наши дети не только знают как вести себя в лесу. Они такие ловкие, быстрые! Хочешь посмотреть на них?

Дедушка Эхо: Конечно, хочу.

Инструктор: Команды на старт!

Дедушка Эхо: Ой, какие молодцы, отдохните немного, а я вам загадки загадаю.

5. Загадки о природе:

Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)

Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лишь солнца свет обогревал
И дождик поливал.
Он разостлался сам собой,
А называется … (травой).

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево)

Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна)

Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)

Воспитатель: Ну что, дедушка Эхо, убедился, что наши ребята не только самые спортивные ребята в нашем городе, но они еще и загадки умеют отгадывать.

Дедушка Эхо: Это точно!

Инструктор: Давайте еще играть, шишки в обруч собирать!

Инструктор: Устали? Тогда еще в одну игру с вами поиграем. Хотите?
Дети: Да!

Воспитатель: Дети, разве мандарины растут в лесу?

Дедушка Эхо: Как это не растут?! Растут! Вон с той ёлки я их и собрал!

Дети: Нет! На ёлке только шишки растут! А мандарины растут на дереве в саду, в южных странах.

Дедушка Эхо: Да, ребята, вас не проведёшь! Молодцы! Все то вы знаете, всё то вы умеете! Я таких ребят ни где не встречал! Так жаль с вами расставаться. Мне так понравилось сегодня играть с вами! Так было весело! Но мне пора!

Воспитатель: И нам понравилось в лесу, правда, ребята. Ты дедушка не грусти. Мы скоро к тебе опять придём! Придём, ребята?

Дедушка Эхо: До свидания, ребята! Я вас буду ждать.
Дети: До свидания, дедушка Эхо!

Воспитатель: А теперь ребята, все подойдите ко мне и давайте помоем тщательно руки, пришло время подкрепиться!

Родители в это время накрывают самодельный стол, наливают детям чай из термосов. Делятся впечатлениями. После того как все поели, дети самостоятельно организовывают игры по желанию (забрасывание мяча в кольцо, прыжки на скакалке, футбол).

Воспитатель: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, соберите свои вещи и проверьте, не оставили ли вы после себя мусор.

Возвращение в детский сад тем же маршрутом.

В последующие дни родители делают фотогазету. (Фото № 4)

На заметку!
Работоспособность и здоровье туриста зависят от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, легко было в любой момент найти нужную вещь, с другой – чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны – твердые. Посуда, предметы личной гигиены, компас, шнур могут располагаться в задних и боковых карманах.

5. Какие направления, в деятельности дошкольного учреждения, на Ваш взгляд, являются приоритетными?
- Формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой ДОУ;
- подготовка детей к обучению в школе;
- охрана и укрепление здоровья;
- интеллектуальное развитие;
- морально-нравственное воспитание;
- физическое воспитание.

6. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?
- Удовлетворительное;
- хорошее;
- плохое.

7. Какими видами деятельности занимается Ваш ребёнок во время пребывания дома?
- Подвижные игры;
- рисование и лепка;
- пешие прогулки вместе с родителями;
- прослушивание рассказов и сказок;
- просмотр детских телевизионных передач (видео);
- занятия физическими упражнениями.
- другое (укажите)__________________________________________________________

8. Имеете ли Вы возможность уделять внимание укреплению здоровья Вашего ребёнка?
- Ежедневно;
- несколько раз в неделю;
- в выходные дни;
- во время отпуска;
- вообще не имеете такой возможности (укажите почему?)

9. Что Вам мешает уделять большее внимание укреплению здоровья Вашего ребёнка?
- Высокая профессиональная занятость;
- отсутствие специальных знаний и умений;
- считаете, что Ваш ребёнок и так здоров;
- не видите в этом смысла;
- другое (укажите)_________________________________________________________
__________________________________________________________________________

10. Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на состояние здоровья
человека?
- Экологические загрязнения;
- наследственные заболевания;
- недостаточный уровень двигательной активности;
- неправильное питание;
- вредные привычки;
- низкий уровень материальной обеспеченности;
- отрицательные эмоции;
- другое________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

11. Что, на Ваш взгляд, способствует укреплению здоровья?
- Занятия физическими упражнениями;
- рациональное питание;
- рациональный режим труда и отдыха;
- ежедневные прогулки;
- положительные эмоции;
- закаливание;
- отказ от вредных привычек;
- соблюдение личной гигиены.

12. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья детей?
- Посещение врачей;
- приём лекарств;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- занятия физическими упражнениями;
- правильное питание;
- прогулки на свежем воздухе;
- закаливание;
- немедикаментозные средства оздоровления: (массаж, фитотерапия, ароматерапия и т.п.).

13. Какие формы и виды физической активности Вы используете и как регулярно? (нужное подчеркните).

- Утренняя зарядка:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

- Закаливающие процедуры:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

- Занятия в оздоровительных группах:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

- Пешие прогулки:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

- Самостоятельные занятия физическими упражнениями:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

- Лыжные прогулки:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

- Велосипедные прогулки:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

- Оздоровительный бег:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

- Плавание:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

-Спортивные игры:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

- Туризм:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ

- Другие формы и виды:___________________________________________________
________________________________________________________________________

14. Что является источником информации о способах укрепления здоровья Вашего ребёнка:
- Ваш жизненный опыт;
- консультации специалистов в области медицины;
- советы сотрудников детского сада, родителей, друзей, знакомых и др.: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

15. Испытываете ли Вы потребность в информации о способах оздоровления ребёнка? (нужное подчеркните)
ДА НЕТ

16. Какие темы, связанные с укреплением здоровья, Вас интересуют?
- Профилактика простудных заболеваний;
- физическая подготовка детей к обучению в школе;
- организация рационального питания;
- двигательный режим;
- режим дня;
- профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей.

17. Какой фактор, на Ваш взгляд, является главным влияющим фактором на развитие интересов детей и приобщение к здоровому образу жизни?
- Личный пример членов семьи;
- учебно-воспитательный процесс в детском саду;
- личные наблюдения ребёнка.

Благодарим Вас за сотрудничество!

Приложение:

Спонсоры конкурса:


Сфера деятельности – выпуск федеральных учебников для школ, учебно-методических комплектов по всем предметам школьной программы; пособий по дошкольной и предшкольной подготовке детей.

Оптовый магазин развивающих игрушек, сюжетно-ролевых игр и мебели для дошкольных учреждений

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Бякова Нина Александровна, воспитатель

Повышенное внимание к проблемам физического развития детей, сохранения и укрепления здоровья является как никогда актуальной – число здоровых детей дошкольного возраста в стране составляет не более 25% детской популяции, при этом исследования показывают, что помимо негативного влияния экологических и социально обусловленных факторов возрастает влияние на качество здоровья дошкольников уровня физического развития, который неуклонно снижается.

В дошкольном детстве закладываются основы здоровья и здорового образа жизни, физической и умственной работоспособности, потребности в физических нагрузках, поэтому задачи становления ценностей здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек), становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере обозначены в ФГОС ДОО как приоритетные в сфере физического развития дошкольников.

Понимая необходимость совершенствования системы физического воспитания, многие педагогические коллективы ДОУ приходят к осознанию роли активного применения средств и форм туризма в своей работе, как с дошкольниками, так и с их семьями. Подобное внимание к туризму, как средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, добиваться высокого уровня двигательной активности, но и развивать познавательные способности, активизировать физическое воспитание, позитивно влиять на личностное развитие.

В российской педагогике проблема физического развития с помощью средств туризма рассматривается в основном в работе со школьниками (П.И.Истомин, В.Г.Цыганков, И.Л.Беккер, С.А.Сергеева, и др.). Данные, касающиеся применения доступных форм туризма для физического развития и двигательной подготовленности дошкольников, малочисленны (М. А. Рунова, Г.В.Шалыгина, Н.И.Бочарова).

Исходя из легальных определений, почти вся деятельность ДОУ туристской направленности фактически является видом экскурсионной деятельности, как вид туристической деятельности могут рассматриваться: 1) многодневные походы и экскурсионные поездки (нетипичны для практики ДОУ),

2) оздоровительные лагеря/загородные дачи (практикуются в частных ДОУ),

3) оздоровительные смены (эпичны для ДОУ крупных городов),

4) отдых детей дошкольного возраста с родителями или родственниками.

В результате методически грамотно выстроенной работы ДОУ с использованием возможностей простейшего туризма дошкольникам прививается интерес к изучению родного края, готовность к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, готовность к природоохранной деятельности, овладеть новыми способами получения знаний о мире и о себе.

Дошкольный (простейший) туризм в системе дошкольного физического воспитания осуществляется в трех формах:

физкультурно-оздоровительная работа – утренние и вечерние прогулки не менее двух раз в неделю, топографические прогулки, подвижные поисковые игры на территории участка и за его пределами;

активный отдых в доступных для детей 3-7 лет видах туризма – дальние пешие/ лыжные/ велосипедные прогулки в днях (неделях) здоровья, туристские эстафеты, туристские полосы препятствий в физкультурных досугах и праздниках (21, с.19);

учебная работа по физическому воспитанию дошкольников и их родителей (познавательные занятия для детей, лекции и тренинги для родителей).

Дошкольный туризм с семьей организуется и форме досуговых мероприятий: туристические слеты, праздники, дни здоровья, эстафеты, конкурсы, смотры.

Представленный в статье, теоретический материал, может быть полезен методической службе ДОУ на начальном этапе активного внедрения дошкольного туризма в детском саду

Вид проекта : спортивно-оздоровительный,исследовательско – творческий.

Сроки реализации: 2016 – 2017 г. г.

Участники проекта : инструктор по физической культуре Давыдова Н. В., воспитатель группы Соколова В. М., дети подготовительной группы № 9, родители воспитанников.

Продолжительность проекта :долгосрочный.

Обоснование: В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребёнка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.

Ещё одной причиной частой заболеваемости дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания к профилактике здоровья ребёнка.

Были исследованы факторы, влияющие на психофизическое здоровье ребёнка, и одним из проблемных факторов является непонимание родителями важности социализации ребёнка в ДОУ и в обществе в целом. Игнорирование данной проблемы порождает в ребёнке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми – всё это сказывается на психическом и физическом здоровье ребёнка. Поэтому и был разработан проект «Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками и семьями воспитанников.

Актуальность проекта : Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам припереходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры. Родители проводят больше времени с ребенком на свежем воздухе, что,несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. На наш взгляд, одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

Подходы к реализации проекта :

системно – деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого – туристических знаний и умений природопользования;

культурологический - организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

Принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни по средствам ознакомления с элементами туризма.

1. Расширять знания детей и родителей о детском туризме.

2. Использовать элементарные знания о туризме для увеличения кругозора детей, туристском природопользовании, закрепить навыки и умения работы с планом ДОУ; научить работать с компасом; закрепить правила поведения в окружающей среде.

3. Познакомить детей с основами жизни в природных условиях, назначением определённых предметов, необходимых в походе;

4. Закрепить на практике знание основ безопасного поведения на природе; воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.

Сформированы знания о детском туризме.

Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, во время разведения костра.

Сформированы такие качества как: самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.

Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.

Знают представителей растений зоны своей местности, знают ядовитые и лекарственные растения, знают какую пользу и вред могут принести.

Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе.

Сформированы умения необходимые в туристическом походе : умение распределять туристические обязанности, умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки. Умение правильно подбирать одежду и для похода в соответствии с погодными условиями. Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.

Сформированы умения необходимые в туристическом походе : умение пользоваться компасом, умение рисовать маршрут своего пути, пользоваться топографическими знаками.

Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе, на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта.

Сотрудничество с родителями:

Анкетирование по теме.

Создание туристической тропы на территории площадки группы №9.

Сбор информации о безопасном поведении в лесу, совместная работа родителей и детей (изготовление поделок для макета, знаков по охране природы, кормушек).

Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.

Организация деятельности участников проекта :

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Деятельность распределяется следующим образом по этапам проекта :

I этап - Подготовительный:

II этап - Основной:

Форма организации Название мероприятия Задачи Дата проведения Участники Ответственные

воспитатель Давыдова Н. В. – инструктор

Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Февраль Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. – воспитатель.

Виговская И. П. -муз. руководитель

Изготовление макета «На

туристичес-

Март Воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.

III этап - Итоговый: Подведение итогов проекта. Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.

IV этап - Презентационный: Создание презентации проекта, показ презентации на итоговом педсовете.

Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - АРКТИ – 2003г.

Богданова Н. И. Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности. – Москва. - 2004г.

Завьялова Е. П. Туризм в детском саду. Туристята. – Тюмень. – 2006г.

Использование современных форм детского туризма как средства развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста Слайд 1 Тема моего выступления: Использование современных форм дет-ского туризма как средства развития волевых качеств детей старшего дошкольного.

Отчет о работе по взаимодействию с семьями воспитанников Для высокой результативности воспитательно- педагогического процесса в нашем детском саду большое значение имеет взаимодействие с семьями.

Педагогический проект по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения

Педагогический проект по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения Педагогический проект «Организация взаимодействия педагогов ДОО и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях.

План работы с семьями воспитанников Формы работы Содержание работы Сроки проведения Ответственные Отметки о выполнении 1. Рекламный блок. Маркетинговые исследования. Создание.

Планирование взаимодействия с семьями воспитанников Счастливый ребенок может вырасти только в счастливой семье. Но сегодня из-за кризиса семьи отсутствует у родителей осознанное отношение.

Положения о взаимодействии с семьями воспитанников Утверждено: приказом МДОБУ д/с № 1 МО Кореновский район № ___от " __"___ 2016г. ___ Е. Ю. Аникиенко ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным.

Взаимодействие с семьями воспитанников Взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников. Для полноценного развития личности ребёнка необходимо взаимодействие воспитателя с семьями.

4. Кадры : Воспитатель – Демченко Г.В.

5. Адрес организации : —

8. Вид, тип проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.

12. Сроки проведения : 2012-2013 учебный год.

13. Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.

14. Возраст детей : 6-7 лет.

15. Форма проведения : коллективный проект.

Обоснование.

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.

Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Изучение социального статуса семей наших воспитанников показало рост неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка.

Актуальность.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети

получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.

Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей подготовительной к школе группы.

Форма воспитательно-образовательной деятельности

Основные формы, методы и средства работы с детьми

Таблица 1

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытови использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт. ", и "Кто быстрее" и др., дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры).

Практические занятия в помещении и на местности.

Таблица 2

Интегрированные виды детской деятельности

или Интегрированные формы детской деятельности (из табл.1)

Предметно-развивающая среда

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа"

Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы юные туристы")

Мини - музей "Макет "Наш детский сад"

Мини-музей "Макет туристической тропы"

Сотрудничество с родителями:

  • проведение совместного похода в краеведческий музей
  • совместная продуктивная деятельность;
  • совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;
  • сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
  • совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
  • Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).

Организация деятельности участников проекта:

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Таблица 3

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Установочный

Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

II этап

Проектировочный

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность.

III этап

Деятельностный

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

IV этап

Презентационный

Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Составление плана – схемы проекта.

4. Сбор, накопление материала.

5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.

6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.

7. Разработка этапа общественной презентации проекта.

Содержание эколого - туристской подготовленности

1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.

Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом. Освоение космоса. Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.

2. Удивительный мир растений и животных.

Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,

насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист следопыт:

изучающий следы, животных синоптиков.

3. Как я устроен? Помогу себе сам.

Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения

Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,

Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинс-

кая помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.

Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.

Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных седобных грибах. Осторожно - ядовиты!

4. Собирайся, дружок, в поход.

Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.

Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.

Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.

Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.

6. С голубого ручейка начинается река.

Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки. - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!

Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.

7. Из похода возвратясь.

очистке территории от мусора.

Ожидаемые результаты и их оценка

п/п

Ожидаемые результаты

Оценка

(диагностический инструментарий)

Приложение 1

1

Сформированы знания о детском

- Знакомы с правилами соблюдения

безопасности в туристическом походе,

во время разведения костра.

- Сформированы такие качества, как

выносливость и ловкость.

- Сформированы знания о том, как появи-

лась жизнь на земле. Дети знают о том,

что земля это планета, она имеет атмос-

феру, гидросферу, материки и океаны.

- Знакомы с глобусом - макетом земли,

могут определять полушария, северный

и южный полюс, знают, что такое

- Сформированы знания о космосе, о том,

кто его осваивал.

- Знают, что туристические походы и

экскурсии закаливают организм человека,

он реже болеет, становится сильнее,

выносливее и более организованным.

- Знают конный вид туризма и воздушный.

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.

Диагностическое задание

« Человек с рюкзаком - исследователь и

Цель. Выявить уровень знаний о земле,

как о планете, о том, что такое глобус, о том, как происходило освоение космоса.

Выявить уровень знаний детей о том,

какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.

Выявить знания о разных видах туризма.

- Знают представителей растений лесной

зоны своей местности, о том какие

растения могут предсказывать погоду.

- Знают ядовитые растения, которые могут

принести вред здоровью.

- Знают лекарственные растения, которые

могут помочь туристам в пути,если

- Знают представителей животного

мира родного края и правила

безопасносного поведения при

встрече с животными, умение по

следам определять животных.

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний детей о

растительности родного края, о растениях-барометрах помогающих определять изменения в погоде.

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного края и животных, занесенных в Красную книгу, знают ли дети, как нужно себя вести при встрече с животными.

- Знают, как устроена система пищеваре-

ния, кровообращения, дыхания.

- Знают об органах восприятия и общения.

- Знают о профилактике заболеваний при

травматизме и отравлениях.

- Знают как можно оказать первую

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний детей

о человеческом организме, о том как правильно питаться, правильно дышать,

следить за осанкой, быть физически подготовленным человеком.

Сформированы умения необходимые в

- Умение распределять туристические

- Умение собирать рюкзак, класть в него,

только то, что понадобится в походе.

- Умение правильно подбирать лекар-

ственные препараты для аптечки.

- Умение подбирать правильно обувь,

одеваться в соответствии с погодными

- Умение завязывать простейшие морские

- Умение организовывать привал и соблю-

дать чистоту на привале.

- Умение правильно вести себя при

передвижении по городу, деревне, в лесу,

у реки, при подъёмах и спусках на

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний детей о том,

что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. Выявить знания детей о привале, что такое бивак.

Сформированы умения необходимые

туристам в туристическом походе.

- Умение читать карту своей местности.

- Умение ориентироваться по плану города,

на макете детского сада.

- Умение пользоваться компасом, с его

помощью определять географические

- Умение рисовать маршрут своего пути,

в виде ломанной линии, нанося на него

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний о карте,

умение ориентироваться по карте

- Умение оценивать состояние окружающей

среды и здоровья человека.

- Умение распознавать редкие и

исчезающие виды животных и растений.

- Умение определять для чего осушают

болота, возводят плотины, почему

растительный мир и животный вымирает.

- Умение называть правила поведения в

природе во время отдыха.

- Умение называть зоны отдыха и туризма

- Умение прогнозировать результаты

природоохранной деятельности человека.

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать связь между охраной природы

и охраной здоровья человека.

Выявить уровень умений детей прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.

3

Увеличение доли родителей активности

участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в

природе на туристической тропе и участие в

Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников.

4. Подборка пословиц и поговорок о туризме.

5. Методический материал (песни, речёвки, игры, кроссворд)

12. Детские игры (Как почувствовать себя Робинзонами и Пятницами).

13. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природны явлениях.

14. Подборка примет о погоде.

15. Правила поведения на воде, при встрече с животными.

16. Как не умереть в лесу от голода.

17. Стихи, рассказы о безопасном поведении в природе.

18. План работы по ознакомлению детей с правилами безопасности на туристической тропе посредством художественной литературы.

Таблица 5

Календарный план реализации проекта

Форма организации детей

Просмотр презентации на видео.

Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

Сформировать представление о том, что красота

природы бесценна и её

Консультация для родителей.

Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к

водоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм,

учить детей правилам безопасного поведения в природе.

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей.

Продолжать укреплять здоровье детей,

развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллектевизма,

умений и навыков.

Загадки о ягодах и грибах

«Не ешь незнакомые ягоды в лесу"

Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами.

Углубить представление о том, что планета

Земля - это огромный шар,

большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию

уникальности нашей планеты.

Воспитывать стремление беречь нашу землю.

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с

Читайте также: