Шаламов детские картинки краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОБУ СОШ с.Нордовка

Учитель Хусаинова Галина Николаевна

Разработка урока русского языка в 11 классе

Цели урока: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по фрагменту рассказа

Задача: написание комментария к поставленной проблеме

1.Организационный момент.

2.Историческая справка. Страшная система тоталитаризма.

(заранее подготовленный ученик)

4.Работа с текстом.

1.Анализ смысла названия рассказа.

-Что обычно рисуют дети?

-определите стиль и тип речи

Вывод: ведущий тип речи – описание, оно поможет увидеть то, что важно автору.

5. Составление тезисного плана текста.

1.Найденная тетрадь с детскими рисунками оживила в памяти рассказчика мир его детства, полного сказки, волшебства.

2.В чужой ребяческой тетради рассказчик не нашёл ничего, что напоминало бы ему о собственном детстве. Рисунки поразили героя рассказа реалистичностью. Ребёнок нарисовал только то, что видел: заборы, колючую проволоку, солдат с автоматами.

3.Рисунки ребёнка заставили рассказчика понять: мир, в котором живёт маленький художник, покинут Богом

4.Герой рассказа потрясён: В детских рисунках нет фантазии, сказочного волшебства, их убила тоталитарная система.

6.Слово учителя

-какова основная проблема текста?

-обратимся к композиции фрагмента, ведь в ней отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли, постараемся увидеть подтекст.

Детский мир рассказчика

Мир автора рисунков

От прикосновения волшебных кисточек оживает богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой…

Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились охрой, и кисточка юного художника повторила этот жёлтый цвет везде…В тетрадке было очень много заборов (зачитать предложения). Люди тетрадки не были ни рабочими, ни крестьянами – это были солдаты, конвойные и часовые с винтовками

Шла северная охота: зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. Иван-царевич был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в высоких рукавицах, крагах, как их называют на Дальнем Севере. За плечами Ивана-царевича висел автомат. Голые треугольные деревья были натыканы в снег.

Композиционные приёмы повтора позволили автору подчеркнуть главное: в найденной тетрадке рисунки воспроизвели окружающий мир реалистично, с документальной точностью. Заборы с колючей проволокой ограничили не только свободу, но и сознание ребёнка, он лишён эмоции, фантазии.

- Цветовая гамма рисунков из найденной тетради какова? Какой цвет преобладает в этих рисунках? Сумеете ли вы объяснить, Почему так много жёлтого цвета?

(Раньше дома для умалишённых и больных психическими расстройствами красили в жёлтый цвет).

-Какой эпитет употребляет автор со словом тетрадь в 11 предложении? Почему?

(Немудрёные детские рисунки стали грозным обвинительным актом тоталитарной системы: ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего, синего неба. )

7.Слово учителя

Итак, в центре внимания Шаламова следующие аспекты сформулированной проблемы губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребёнка:

- детство ребёнка в обычном мире тем прекрасно, что полно веры в чудо, волшебство;
- тоталитаризм уничтожает в маленьком человеке личность.

1.На каком материале автор раскрывает проблему?

Данную проблему автор раскрывает, анализируя детские рисунки в тетради, случайно найденной его героем. В ней рассказчик не обнаружил ничего, что напомнило бы ему о собственном детстве.

2.На что он обращает наше внимание? На какие аспекты?

На то, что тоталитарный режим – это абсурдный мир, лишающий человека физической и духовной свободы, уничтожающий в каждом личность.

3.Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?

Композиционные приёмы повтора, противопоставления позволили автору подчеркнуть главное: рисунки воспроизвели окружающее с документальной точностью.

4.Почему именно эти аспекты его волнуют?

Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание ребёнка: он лишён эмоций, фантазии, сказки. Тоталитаризм уничтожил творческое начало.

Начало комментария.

Проблему автор раскрывает на примере…

Рассматривая проблему, автор с…рассказывает о том, что…

Комментируя данную проблему, хочется отметить…

Проблема актуальна именно сегодня, потому что…

Продолжение комментария.

Автор текста обращает внимание читателя на…

Две контрастные картины…и читатель понимает, что…

Избранный автором художественный приём усиливает эмоциональное воздействие рассказа… Художественные детали помогают автору подчеркнуть…

Автор почти е даёт портретных характеристик, их заменяет.

(и т.д. – на партах распечатаны клише)

Финальная часть комментария

Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:…

Автор считает, что…и т.д.

Творческая работа. Написать комментарий

9.Проверка работы (чтение работ). Рецензирование.

10.Подведение итогов урока.

Проверить работу соседа по парте, поставить оценку по предложенной шкале оценивания..

Кто главные герои рассказа " Детские картинки"В. Шаламова?

Какая главная мысль произведения Детские картинки"В. Шаламова?

Лев Николаевич Толстой - это не только великий писатель, но и философ. Родился Толстой Л.Н. в очень богатой аристократической семье. Должен был получить образование в Казанском университете, но не окончил его, так как отправился на войну с Дагестаном и Чечней. Именно тут появились его первые серьезные произведения: "Детство", "Юность", "Отрочество".

После войны, некоторое время путешествовал, в чем был сильно разочарован. Вернулся к себе на Родину, в Ясную поляну, где открыл школу для простых крестьянских детей, и занялся просвятительской деятельностью.

Самыми яркими произведениями Толстого Л.Н. являются - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", "Живой труп" и многие другие.

В 1910 году Лев Николаевич в тайне от своей семьи покидает Ясную Поляну, однако по дороге сильно заболевает, и выходит из поезда. В доме у начальника станции Астапово Лев Николаевич доживает свои последние дни.

Фильм снят по мотивам реальных событий, которые произошли на мюнхенской Олимпиаде 70-го года. Правда, создатели фильма добавили и художественный вымысел, а не только показали хронологию тез событий.

В сборной СССР по баскетболу - новый тренер, Владимир Гаранжин, который настолько уверен в своей команде, что обещает завоевать золотые медали на Олимпийских играх.

На самом деле победить американцев в баскетболе совсем не просто, ведь в нашей команде не было негров - прирожденных баскетболистов, да и популярен баскетбол в СССР далеко не так, как в США.

Тренеру пришлось приложить немалые усилия, чтобы достичь обещанного, жизнь каждого члена сборной стала для него такой же важной, как собственная, но в итоге сборная СССР выигрывает у американцев на последних секундах.

Не будем рыскать по интернету и запишем сами краткое содержание этой сказки, которое будет таким:

  • Живет одна семья: дед с бабкой и три их дочери. Две старшие - страшные завистницы и ленивицы, а младшенькая - рукодельница и скромница. Вздумалось как-то деду поехать на ярмарку. Спрашивает он у дочерей - каких гостинчиков им привезти. Старшие шелка и бархата для обновок попросили, а младшенькой и наливного яблочка на серебряном блюдечке достаточным было. На смех ее подняли сестрицы, да Машенька все оно на своем стоит.
  • Привез дед из города подарочки дочерям. Младшая сразу стала яблочко по блюдечку катать, а сестрицы только дивятся тому, какую красоту блюдечко показывает, вся Русь-матушка, как на ладошке, видна. Вздумали они отобрать у Машеньки ее подарочек, начали в лес заманивать.
  • Девушка не чуя беды пошла с ними по ягоды. Пришли девушки в лес, а ягод никак найти не могут. Тогда Маша снова свой подарочек достала и стало видно на блюдечке на какой полянке ягоды искать. Тут уж сестрицы и вовсе не смогли свою зависть и злость усмирить, взяли они палку и убили сестрицу. Под березкой схоронили, яблоко с блюдечком забрали и домой воротились.
  • Дед с бабкой расстроились. Отец велел принести яблоко, чтобы оно показало что с его младшей дочерью стало. Старшие дочки испугались, но перечить отцу не посмели. Да только не показало ничего блюдечко, помертвел подарочек.
  • Тем временем по лесу пастушок ходил, искал овечку от стада отбившуюся. Да заприметил тростиночку, что посреди лазоревых цветов выросла около березоньки. Сделал он себе из травушки дудочку и не успел к губам поднести, как дудочка Машиным голоском запела.
  • Испугался пастушок, в деревню прибежал и стал рассказывать сельчанам, что с ним случилось. Услыхал отец Машин о дудочке, сам решил на ней поиграть. Тут уж дудочка рассказала, как Машу сестрицы убили. Повинились старшие дочки, в ноги отцу упали. А дудочка тем временем снова запела и сказала, чтобы отец за живой водой к царю отправлялся.
  • Дед к царю пришел, о беде своей рассказал. Тот, понятно дело, разрешил из колодца живительной водицы набрать. Взбрызнули водицей Машеньку, та и ожила. Увидал царь какая красавица-дочь у старика и замуж ее за себя позвал. На радостях и по просьбе Маши старших сестриц простили и на волю отпустили. А сказка честным пиром на весь мир завершилась.

Теперь немного о главных героях и злодеях этой сказки:

  • главной героиней выступает младшая дочь Маша, сюда же можно отнести ее отца, который и подарки привез и в конце произведения спас свою дочь, оживив хрустальной водой из царского колодца;
  • злодеек две - это старшие сестрицы, наполненные гневом и завистью по отношению к своей младшей сестре.

Главная тема, чему учит сказка?

  • Не завидовать другому, ибо это чувство разрушает человека и способно довести его до ужасного поступка, что мы увидали на примере старших дочерей.
  • Не хвалиться, не показывать лишний раз свои богатства, дары посторонним, дабы не вызывать у них зависть. Не надо было Машеньке свое яблочко с блюдечком так открыто сестрам показывать, ведь никто не знает когда и почему у человека возникает чувство зависти по отношению к вам, т.е. не надо и самим провоцировать это качество у других.
  • И, конечно, основной лейтмотив сказки - это победа Добра над Злом (злодеяниями), когда по заслугам и вознаграждение приходит главному герою.

Пример отзыва для читательского дневника

  • В сказе про серебряное блюдечко и наливное яблочко мы узнаем о том, как зависть двух старших сестер приводит к гибели их младшенькой сестрицы. Им страсть, как захотелось отнять у нее наливное яблочко с блюдечком, и они лишили ее жизни. Благодаря пастушку и дудочке вся деревня узнала о гибели Маши. Отец сумел достать живой воды и оживить свою дочку. Маша стала царской невестой и простила своих неразумных сестер.

Рассказ "У классной доски".

Рассказ написал Лев Абрамович Кассиль.

Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - русский советский писатель, сценарист.

Автор, повествует об обычной учительнице Ксении Андреевне, которая больше 30 лет учила сельских ребят. Ксения Андреевна, отличалась следующими качествами: спокойствием, рассудительностью, и справедливостью. Школьные ребята любили свою учительницу, не смотря на ее строгость. Ребята знали, чтобы не сказала Ксения Андреевна, это было только для их блага, пользы.

Опишите главных героев рассказа.

Напишите главную мысль рассказа.

Напишите чему учит рассказ.


Рассказ "Тротуарный клуб" разделен автором на три части. В первой из них мы узнаем про лошадь, которая горела 18 раз, и которой снова предстоит стать объектом внимания малышни уже в 19-й. Во второй части произведения нам предлагается сцена взаимодействия студента, окно которого выходит на улицу, с детьми, играющими во дворе. И в третьей части показан вечер, когда участники тротуарного клуба расходятся по домам, чтобы следующий день с новыми силами опять начать с тушения лошади. Это если кратко передавать содержание данной сказки (?).

Главными героями становятся все участники событий, ибо они единомышленники этого клуба. Т.е. Черный рисует отдельно взятый двор, в котором установлены свои правила, обязанности, нормы, привычки. Там где заканчивается клуб - на углу, проходит граница, разделяющая владения этого общества от другого государства (квартала), поэтому члены нашего тротуарного сообщества предпочитают шалить на своей территории, не вторгаясь в чужое пространство.

  • Мальчик выволакивает старую симпатичную лошадь на улицу и свистком объявляет о начале тушения пожара.
  • Малышня на самокатах лихо подкатывает к лошади и воображаемыми мощными струями воды тушит ее в 19 раз.
  • Негр-денщик ласково смотрит на детей, которым в очередной раз удалось спасти животное.
  • В окне нижнего этажа дома начинают появляться забавные картинки. Дети знают, что это студент-медик, скучающий дома, решил с ними поиграть.
  • Они с интересом разглядывают представление, а затем самые маленькие подхватываются руками студента и переносятся через окно в его дом, откуда еще некоторое время звучат звуки мандолины, на которой "играют" малыши.
  • Перед заходом солнца во двор стекаются мамы кукол и мальчишки с машинками, родители загоняют детей по домам.
  • Студент обнаруживает на полу оторванную ручку куклы, она возвращается дочке консьержки, в ответ студент слышит сонное: "мерси".

Главная мысль? На мой взгляд, это произведение показывает наличие взаимоотношений между детьми, несмотря на их малый возраст. Даже 5-ти летний карапуз уже имеет свой список правил и норм поведения в социуме. Уже являясь членом квартального, уличного, дворового клуба он подчинен определенным требованиям и должен им соответствовать. Вопрос: ну и как спасти ребенка от "улицы"? Только нравственными разговорами и своим примером.

Позиция автора очевидна. Писатель подчеркивает следующее: тоталитарное государство губительно для самых незащищённых и самых безвинных его граждан — для детей. Шаламов хотел донести до читателя то, что при данной системе жизнь ребенка полностью зависит от власти, ведь именно она распорядилась так, что самые светлые годы жизни детей прошли не в доме с родными и близкими, а в сыром, темном, грязном бараке в атмосфере бесчеловечия.

По-моему, со словами Шаламова нельзя не согласиться. Политика деспотизма и несвободы крайне тяжело сказывается на подрастающем поколении, а именно на истории целой страны. Были сломаны и разрушены миллионы человеческих жизней. Но страшнее всего осознавать, что даже дети становились врагами государства и на их долю выпадали физические и нравственные страдания.

Таким образом, можно сделать вывод: тоталитарное государство уничтожает детство, превращая его в ад.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.

(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.

(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками – это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.

(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.

(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах – крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.

(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника.

Читайте также: