Сенсорные книжки своими руками для детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Эти книги обладают уникальной способностью дарить ребенку не только яркие эмоциональные переживания, но и прекрасные тактильные ощущения. Вступая в активное взаимодействие с персонажами тактильной книгой, ребёнок учится ощущать этот мир наиболее полно, всеми данными ему природой органами чувств.

Использование тактильной книги позволит изменить способы передачи детям информации для запоминания, повысит эффективность уровня речевого развития (связности, последовательности, развернутости речевого высказывания) детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. Тактильные книги вызывают искренний интерес детей, а значит, нет нужды заставлять ребенка заниматься. Он делает это сам, а различные приятные тактильные ощущения являются достаточно сильным стимулом к занятиям. Сначала ребёнок стремится не прочесть или услышать, а ПОТРОГАТЬ!

Сегодня для создания такой "трогательной" книги нам понадобиться:

1. Шерсть для валяния (ее мы будем использовать, как набивной материал)

2. Фетр декоративный (для изготовления персонажей сказки)

3. Ткань для лоскутного шитья

4. Декоративные элементы "Ягоды" (вишенки на дереве)

5. Ткань плюш (для изготовления кошки)

6. Ткань искусственная замша (для изготовления собаки)

7. Текстильная лента "липучка"

8. Материалы для украшения и создания пейзажа - деревянные палочки, пуговки, ленты и т.д.

6567969_1_1_ (700x524, 167Kb)


Шаги по изготовлению тактильной книги

1. Начнем с изготовления персонажей нашей сказки.

Для этого, переносим на лист фетра детали и вырезаем. Вырезанные детали прошиваем удобным для Вас способом. Для придания нашим персонажам объема можно использовать шерсть для валяния или любой другой набивной материал. Из фетра мы будем изготавливать деда, бабку, внучку, репку и мышку. У деда и бабки для лучшего тактильного опыта бороду и соответственно волосы также можно сделать из шерсти.
Кошку мы делаем из плюша, в нашем случае она будет рыжая) А собаку изготавливаем из искусственной замши.

На изображении поэтапное изготовление персонажа "дед", остальные персонажи сказки можно сделать по аналогии.

6567969_3 (493x700, 188Kb)
6567969_4 (498x700, 84Kb)

6567969_ded1 (411x695, 382Kb)

6567969_Ded2_1_ (442x573, 336Kb)

2. Следующим этапом нашей работы будет создание самого разворота сказки.

Сначала мы перенесем выкройку размером 18*18 см на ткань - нам понадобиться 2 детали голубого цвета (внутренняя часть книги = небо), 2 детали фиолетового цвета (внешняя часть книги = обложка); так же нам необходимо будет вырезать из ткани зеленого цвета = землю - 2 шт.
После чего сшиваем между собой все вырезанные детали, как изображено на рисунке ниже. Между внутренней и внешней частью книги желательно вставить картонный квадрат (также вырезанный заранее по тем же размерам 18*18 см), и набить страничку с обеих сторон шерстью - книга станет мягкой и приятной на ощупь. Посередине противоположных сторон получившихся частей книги вшиваем ленту - это наши будущие завязки.

6567969_Oblojka1 (519x585, 397Kb)

6567969_Oblojka2 (516x581, 396Kb)

После того, как обе наши части книги готовы, мы можем приступить к наполнению пейзажа сказки. также из фетра вырезаем и приклеиваем деревья и кусты.
Забор можно изготовить из деревянных палочек для кофе (можно использовать палочки от мороженного или любой другой материал из древесины).
Вишенки на дереве были сделаны с помощью декоративных элементов, а цветы из пуговиц.

Когда обе половины книги сделаны, посередине необходимо приклеить одну часть ленты-липучки. Вторая часть приклеивается на обратной стороне персонажей. Так в случае обыгрывая сказки взрослым совместно с ребенком персонажи будут появляться по мере развития сюжета и крепко держаться при помощи ленты-липучки на своем месте.

Сшиваем две половинки книги между собой и ВОТ! МЫ - БОЛЬШИЕ МОЛОДЦЫ! Так как наша чудесная книга готова!

6567969_Oblojka3 (511x576, 411Kb)

6567969_Oblojka4 (512x573, 449Kb)

Теперь смело можно не только рассказывать ребенку сказку "Репка", но и дать ему возможность потрогать и познакомиться с каждым персонажем самостоятельно.

6567969_Perednyaya_chast (700x524, 129Kb)

Работа с речью ребенка на основе взаимодействия с тактильной книгой:

1 этап работы: артикуляционная гимнастика.

Взрослый рассказывает сказку ребенку вслух, давая познакомиться с каждым персонажем. Ребенок в этот момент трогает персонажей книги, прикрепляет их и отлепляет – производит с ними различные действия. Это снимает напряжение ребенка, связанное со сложностью задачи пересказа сказки самостоятельно; вхождение в воображаемую ситуацию пробуждает желание рассказать в дальнейшем об увиденном.

3 этап работы: отработка произношения отдельных слов.

Взрослый подробнее останавливается на произношении тех слов, которые в процессе взаимодействия с ребенком, показались ребенку трудными, или являются новыми для ребенка, или тактильные образы этих слов вызвали у ребенка особый интерес.

4 этап работы: совместный рассказ сказки взрослого и ребенка.

Взрослый повторно рассказывает сказку, делая пропуски в текста, предлагая ребенку самостоятельно вставить слова. Например, посадил дед…. выросла ….. большая, пребольшая. Позвал дед….. и т.д.

5 этап работы: воспроизведение сказки ребенком.

Надеемся наш мастер-класс оказался для Вас приятным и самое главное - ПОЛЕЗНЫМ!!

Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад № 2, с. Пычас, Удмуртия
Место работы, должность: МБДОУ Пычасский детский сад № 2, воспитатель
Назначение:Данное пособие поможет в работе педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста со слабым зрением , а также для общего развития детей.
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица).
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Цель: развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире;
- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;
- обогатить словарь детей новыми словами (перловка, гречка, фасоль и т.п.);
- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, обследование поверхностей с различной текстурой);
-воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Описание:
Это методическое пособие в большей части может использоваться для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Книжка-малышка изготавливалась с учетом возрастных особенностей детей.
Пособие представляет собой мягкую и приятную на ощупь книжку, состоящую из 6 страниц и изготовленную из пористой резины размером 15*20 см. Обложка книжки скреплена 2 бантиками из атласной ленты белого цвета. На обложке изображена ладошка, объёмный цветок и название книги.






4 страница. Горшочек с рисовой кашей Тактильное обследование поверхности стола (гофрированный картон), горшочка с крупой. Заучивание стихотворения.




5 страница. Горшочек с пшённой кашей.Обследование поверхности стола (поролон), горшочка с крупой. Заучивание стихотворения.





А одна из главных наших задач в работе с детьми – это создавать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы.

В работе с такими детьми я активно использую не только игры и игрушки фабричного производства. Мы с коллегами создаем сенсорные стенды, коврики и книги.

Одно из моих творений – Тактильная книга . Это разноцветная книга с рисунками , которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги использовались различные виды рукоделия, бросовый материал и т. д.

Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками, любой ребенок знакомится со красотой окружающего мира, природными явлениями, животным миром, культурными достопримечательностями и пр. нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью моей книги ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях.

К сожалению, изготовление тактильных книг – процесс долгий и трудоемкий. К созданию моей книги я приобщила и родителей своих воспитанников. Спасибо им большое за помощь в изготовлении тактильной книги, которую я назвала "Книга умелых ручек"

Развивающая книжка — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранят в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно.

Это веселое, интересное и комфортное обучение! Творческие, а главное полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности дошколят. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация и умение применять полученные знания. Пособие рекомендовано детям от 3 до 5 лет.

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Память детей дошкольного возраста непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Мышление детей с самого начала и на всём протяжении развития формируется на основе богатого чувственно-наглядного и действенного опыта. Поэтому оно имеет наглядно-образный характер. На уровне конкретного мышления дети объединяют предметы в целостные группы. Выделение существенных признаков предметов на основе отмеченного ребёнком сходства между ними является высшей ступенью наглядного мышления.

В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

Уникальность книг - в их эксклюзивности, не похожести одной на другую, каждая создаётся в единственном экземпляре.

Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.

Ребенок может искать предметы, спрятанные в углублениях или кармашках книги, и, найдя какой-либо предмет, испытывать радость.

Данное пособие позволяет развивать у детей сенсорные способности, являющиеся основой успешного овладения любой деятельностью.

Установлено, что большинство человеческих способностей имеют ярко выраженную сенсорную основу. Познание ребенком окружающей действительности, прежде всего, основывается на ощущениях и восприятиях. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.

Основная цель тактильных книг - формирование целостной картины мира и познавательного интереса к нему у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

- расширять представления детей об окружающем мире;

- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;

- обогатить словарь детей новыми словами;

- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму;

- воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

Это методическое пособие в большей части может использоваться для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Книжка-малышка изготавливалась с учетом возрастных особенностей детей.

Пособие представляет собой мягкую и приятную на ощупь книжку, состоящую из 7 страниц и изготовленную из ткани и фетра, размером 22 на 16 см. На обложке изображен круг с плоскостными изображениями овощей и фруктов.

Данное пособие воспитатель может использовать для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по закреплению пройденного материала, а также предоставлять детям эти книжки для индивидуальных игр.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Пособие позволяет решать задачи в совместной деятельностивзрослого и детей и самостоятельной деятельности детей как в рамках непосредственной образовательной деятельности(НОД), так и при проведении режимных моментов, в частности при организации игровой деятельности дошкольников.

1. Оригинальность идеи - создание игрушки в форме мягкой книжки.

2. Вариативность предложенных игр и упражнений позволяют решать комплексно обучающие, развивающие и воспитательные задачи: развивать разговорную речь, логическое и модельно-конструктивное мышление, сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность, творческое воображение, воспитывать умение играть в парах.

3. Широкий спектр использования пособия, его полифункциональность: помимо представленных методических рекомендаций педагоги могут применять данное пособие при организации образовательного процесса по другим образовательным областям.

4. Эстетическая привлекательность пособия, необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным.

5. Предложенный материал подобран в соответствии с программными задачами.

6. Данное пособие может быть предложено родителям для занятий с ребенком дома.

К каждой странице тактильной книги подобраны дидактические игры, художественное слово (стихи и загадки) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Дидактические игры, загадки и короткие стихипро овощи, и фрукты представлены в виде картотеки.

Картотека дидактических игр:

Задачи:обогащать представления и опыт детей в соответствии с содержанием дидактической игры

- развивать интерес к игровой деятельности с взрослыми и сверстниками

Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.

Правила. Искать предмет соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту.

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие.

Задача: уточнить представление детей об основных цветах, учить образовывать прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету.

Дидактическая задача. Найти овощ по цвету.

Игровое действие. Взять в руки овощ и назвать его цвет.

Правила. Назвать цвет овощей, предложенных воспитателем или выбрать самостоятельно овощ и назвать его цвет.

На картинку книжки посмотри,

Какой по цвету овощ, ты скажи.

(Красный помидор, зеленый огурец и т.д.)

Задача: уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.

Дидактическая задача. Узнать овощ или фрукт и сказать, на какую фигуру он похож.

Игровое действие. Поиск предмета нужной формы.

Правила.Взять овощ или фрукт назвать его форму, при затруднении приложить к геометрической форме.

Ход игры. На картинки посмотри,

Какой по форме овощ (фрукт), ты скажи.

(Круглый помидор, овальный огурец, треугольная морковь и т.д.)

Задача: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

Дидактическая задача. Узнать какой лишний предмет.

Игровое действие. Поиск лишнего предмета.

Правила. Назвать овощ или фрукт лишний в предложенном ряду.

Ход игры. На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Помидор, огурец, яблоко, морковь.

Помидор, перец, редиска, огурец.

Огурец, помидор, кабачок, баклажан.

Задача: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Дидактическая задача. Ласково произносить названия овощей и фруктов.

Игровое действие. Воспитатель произносит название овоща, дети называют его ласково.

Правила. Произнести название овощей и фруктов с ласковой интонацией.

Ход игры. Ты дружочек не зевай,

Да словечко приласкай.

(Помидор – помидорчик, огурец – огурчик и т.д.)

Задача: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Дидактическая задача. Правильно сказать, где один предмет, а где много.

Игровое действие. Поиск, где много предметов, а где один.

Правила.Искать, где много предметов, а где один

Ход игры. Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

(Помидор – помидоры – много помидор и т.д.)

Дидактическая задача. Сказать правильно.

Правила.Согласовывать существительные с числительными

Ход игры. Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

(Один помидор – два помидора – пять помидор и т.д.)

Задача: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Дидактическая задача. Сказать правильно.

Игровое действие. Овощ или фрукт положить в кувшин и назвать, из чего сделан сок.

Правила. Правильное употребление относительных прилагательных

Ход игры. Вот предмет, а из чего,

Люди сделали его.

(Сок из моркови – морковный сок и т.д.)

Задача: учить подбирать прилагательные к существительным.

Дидактическая задача. Подбирать прилагательные к существительным.

Игровое действие. Описание овощей, какой овощ?

Правила. Дети по очереди называют признак предмета.

Ход игры. Дети все на свете знают,

Что каким у нас бывает.

Помидор какой? – красный, круглый, большой, сочный, сладкий. И т.д.

Задача: учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Дидактическая задача. Рассказать об овоще, какой по форме, цвету и на вкус.

Игровое действие. Описание овощей

Правила. Смотреть на опорные картинки.

Ход игры. На овощ посмотри,

По схеме расскажи.

По порядку говори,

Ничего не пропусти.

(цвет, форма, размер, вкус)

Например: Это помидор. Он красного цвета. Круглой формы. Большого размера. На вкус сочный и сладкий.

Задача: развивать у детей мышление, учить классифицировать овощи и фрукты.

Дидактическая задача. Найти фрукты и овощи.

Игровое действие. Поиск овощей и фруктов.

Правила. Найти фрукты и положить их в кувшин, а овощи в кастрюлю.

Ход игры: лисичка пришла домой и решила сварить суп. Лисичка знала, что суп варят из овощей, но что это за овощи лисичка не знала. Помогите лисичке выбрать только овощи (положить в кастрюлю только овощи, по аналогии фрукты)

Задача: развивать у детей логическое, аналитическое мышление, сообразительность.

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон.

Как на грядке под листок

Вкусный овощ маленький.

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет.

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина.

Он зеленый и большой

Я полью его водой

Как огромный карапуз

Я — сладкий, рос на юге

как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый,

я нравлюсь детворе.

Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает.

Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа ..

Раскололся тесный домик

на две половинки.

И посыпались в ладошки

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая!

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой.

Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки.

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка.

Картотека стихов про овощи и фрукты

Задачи: создать условия для развития речи, образного мышления, воспитывать желание слушать и повторять услышанные стихи про овощи и фрукты.

У морковки красный носик,

Сочный, вкусный, сладкий плод.

А зелёный пышный хвостик

Блеск на кожице атласной.

Стоп! На грядке – светофор!

Это светит ярко-красный

Сочный спелый помидор

Тыква наша растолстела,

К сентябрю позолотела

Стала цвета медяка.

У капусты платьев шилось

Штук, наверное, пятьдесят,

Их одела, нарядилась,

Как красив её наряд!

Вот зелёный огурец,

И пупырчатою кожей,

На лягушку чуть похожий.

Друг от дружки близко-близко

Им бы всем купить расчёски

К модным хвостикам-причёскам!

Ох, сидит в земле и крепко

Наша сказочная репка!

Помоги, не стой, не смейся,

Овощ тянем всем семейством!

Папе я не понарошку

Помогал копать картошку:

Пол ведра – мой ценный вклад,

Не картошка – просто клад!

Кто лежит такой пузатый

И в рубашке полосатой?

Это вам не пустячок,

Это чудо - кабачок!

Мы редиску поливали,

Когда вырастет, все ждали.

Со сметанкой, очень вкусно,

С добавлением капусты!

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!

Каждая тактильная книжка - это ручная работа, результатом которой является восторг и радость. Мы стремимся делать книги максимально интересными и развивающими, что бы каждый ребёнок мог погрузиться в увлекательное путешествие по задуманному сюжету. Научиться новому и на каплю больше узнать этот Мир.

Изучение и восприятие разных величин, помогает освоить основные цвета, геометрические фигуры, цифры и счет, буквы алфавита, формируют базовые математические представления, развивают логическое мышление, речь, внимание и усидчивость.

Яркая, красивая тактильная книжка, сделанная с душой, будет радовать каждого ребёнка. Ребёнок будет играть с ней, и делать новые открытия снова и снова.

Играть и учиться с книжкой интересно. Ребёнок не просто смотрит и листает книжку, но и перемещает предметы, пуговки, петельки, шнуровки, липучки, молнии, кнопки, крючки, перетяжки и…развивается!

Книга служит людям много веков. За всю историю своего существования она не раз меняла внешний вид. Современная книга обрела новый облик. Не умаляя её достоинств, однако, следует отметить, что именно общение с книгой, страницы которой буквально оживают в руках, способствует развитию воображения и фантазии ребёнка, подвигает на поиски нового и интересного в окружающем мире.

Особые книги-нашим детям!

1. Виноградов Н. Ф., Куликова Т. А. “Дети, взрослые и мир вокруг” М., Просвещение 1993.

Читайте также: