Технологическая карта по финансовой грамотности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Изучая любой предмет, например, велосипед, ребенок пытается понять какой он, его функции и область применения. Так и с финансовой грамотностью. Чтобы было интересно изучать историю денег, нужно, для начала, узнать какие деньги есть сейчас, как с ними обращаться. Поэтому выбор темы для нашей группы был очевиден.

Тема работы: "Современные деньги России и других стран".

Цель: создать условия для формирования у учащихся о современных деньгах России и других стран, наличных и безналичных.

Задачи: уметь отличать монеты от купюр, монеты и купюры разного номинала; уметь считать деньги; различать валюты разных стран.

Средства обучения: рабочая тетрадь и учебник, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Заключение

Данное занятие планируется провести в октябре, так как финансовая грамотность отдельным курсом в нашем учебном заведении не преподается в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Учитель: Безина З.И.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Развивающая: развивать интерес к познавательной деятельности.

Воспитательная: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей.

Планируемые результаты:

− овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

− развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

− понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе;

− понимание и правильное использование экономических терминов;

Метапредметные:

− понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

− проявление познавательной и творческой инициативы;

− использование различных способов сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

− формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач;

− умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий.

Основные понятия. Деньги, купюры, монеты, банкноты, номинал.

Форма обучения: групповая.

Межпредметные связи: история, обществознание, экономика.

Оборудование: персональный компьютер; проектор; интерактивная доска; раздаточный материал, карточки вопросами по системам оценивания, листы формата А4, маркеры, магниты.

Домашнее задание: нарисовать деньги сказочного государства и рассказать о них.

Этапы занятия (по характеру деятельности учащихся)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные задачи этапов

Предполагаемые способы взаимодействия

Возможные задачи этапов

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

I-этап эмоционально установочный (Эмоциональное включение)

Организация межличностного взаимодействия

Настроить детей на позитивный тон занятия.

Дать возможность самостоятельно подготовиться к получению информации.

Заинтересовать учащихся содержимым книги.

Учитель входит в класс с открытой книгой, делая вид, что увлечённо читает.

Останавливается перед классом. Выдерживает паузу.

- Здравствуйте, мои дорогие ребята!

- Мне попалась в руки чудесная книга, не могу оторваться от её прочтения.

- Я прочитаю вам небольшой отрывок (читает отрывок 1)

Настрой на работу.

Проявление интереса к объекту внимания учителя (книга).

Успокаиваются, занимают свои места. Замолкают в ожидании слов учителя (рег.).

Отвечают на приветствие (комм.).

Слушают отрывок из книги (позн.).

Сделать акцент на основной теме диалога с целью самостоятельного определения учащимися

- Я не случайно выбрала для первого занятия эту книгу.

Как вы думаете, почему?

Как прочитанный мной отрывок может быть связан с названием нашего занятия?

Анализируют услышанный отрывок, определяют основную тему прослушанного диалога.

Выстраивают предположения. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Строят речевые высказывания (позн.)

В материале представлена технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности "Что такое страхование" для учащихся 2-3 классов. Цель занятия: сформировать первичное представление о страховании, его видах и значении.

Оценить 297 0

Технологическая карта внеурочного занятия

Радченко Юлия Михайловна

Целевая аудитория:

обучающиеся 2 класса

Форма проведения:

Тип занятия:

открытие новых знаний

Цель: сформировать первичное представление о страховании, его видах и значении.

дать представление о видах страхования и его значении;

развивать познавательный интерес к финансовой грамотности.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Планируемые результаты

осознавать, для чего нужно страхование;

уметь применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

умение вести диалог на основе взаимоуважения;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками с взрослыми в разных ситуациях.

Метапредметные:

Коммуникативные:

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

включаться в диалог с учителем и сверстниками при коллективном обсуждении проблем .

Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу;

проявление познавательной инициативы.

Познавательные:

устанавливать соответствие между изучаемым материалом и собственным опытом;

освоение способов решения проблем поискового характера.

Оборудование, материалы: раздаточный материал, компьютер, экран, проектор

Образовательные ресурсы:

Интернет-источники

Этапы занятия

Формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Этап самоопределения к деятельности.

Словесный: фронтальная беседа

Приветствует учеников, проверяет готовность класса. Эмоционально настраивает на занятие.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, побуждающим любознательность

Актуализация знаний

Словесный: фронтальная беседа

- А как можно себя обезопасить, подстраховаться?

-Защитить заранее, устранить опасность, подстраховаться, обеспечить безопасность. -Соблюдать правила безопасности, не попадать в неприятные ситуации

высказывание своей точки зрения и ее обоснование; принятие правильной точки зрения, готовность к изменению своей точки зрения.

Постановка учебной задачи

Наглядный: просмотр фрагмента мультфильма.

Словесный: фронтальная беседа

- О каком способе защитить себя вы узнали из мультфильма?

- Предположите, о чем будем говорить на занятии? (тема заносится на кластер)

- Что можем узнать о страховании?

Дети смотрят отрывок мультфильма

Определяют цели и задачи занятия :

-Узнаем, что такое страхование, какое бывает страхование, значение страхования

формулирование темы и цели занятия

Р: целеполагание, прогнозирование

Л:самоопределение к учебной деятельности

Открытие новых знаний

- Что такое страхование, как вы думаете?

-Страхование – это способ защиты от неблагоприятных событий в жизни человека путем уплаты небольшой суммы денег в настоящем, чтобы в случае, если произойдет неприятное событие, получить денежную выплату и компенсировать свои финансовые потери.

- Неприятное событие, на случай наступления которого можно застраховаться, называется страховым риском.

- Что может быть страховым риском?

- Что можно застраховать?

- Это имущественное страхование.

- Существует также личное страхование – страхование жизни и здоровья от несчастных случаев, заболеваний, травм.

- Кто из вас или членов вашей семьи застрахован?От каких рисков вы застрахованы?

- В Интернете можно найти очень необычные примеры страхования (Приложение1. Самые необычные случаи страхования)

- Как вы думаете, почему эти люди приобрели именно такие страховые полисы?

-Болезнь, пожар, наводнение, кража, несчастный случай и т.д.

-Можно застраховать дом или квартиру от пожара или стихийного бедствия; автомобиль от угона, от аварии.

-Люди страхуют то, что для них ценно, дорого.

высказывание своей точки зрения и ее обоснование;

П: осуществлять фиксацию информации

Первичное закрепление

работа в группах

- Какой вид страхования вы бы предложили этим сказочным героям? (Приложение 2)

-Что нужно для того, чтобы застраховаться?

- Для этого со страховой компанией заключают договор страхования, и приобретают документ, подтверждающий заключение договора страхования, страховой полис. (Работа с кластером)

- Страхование жизни для Красной Шапочки и лягушки-путешественницы.

Страхование дома для поросят, имущества для Буратино

Страхование транспортного средства для Емели и Бабы-Яги.

П: анализировать объекты с выделением признаков

К: договариваться, приходить к общему решению

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Обсудите в группе:

Копатыч застраховал свой дом и заплатил компании страховую премию 4000 рублей. Во время грозы дом Копатыча сгорел. Страховая компания выплатила ему 100000 рублей на восстановление дома.Откуда страховая компания берет деньги для выплат?

Страховой фонд – это средства, полученные страховой компанией от людей, заключающих договор страхования. Из этих денег возмещается ущерб при наступлении страхового случая. Если такие ситуации не происходят, то деньги остаются в фонде.

- Решите задачу: Лосяш, Карыч, Совунья, Пин и Копатыч застраховали свои дома. За страховой полис каждый из них заплатил по 4 тысячи рублей. В этом году не произошло ни одного несчастного случая. На какую сумму увеличился размер страхового фонда? (20 тысяч рублей).

-Чем больше людей пользуются услугами страхования, тем больше размер страхового фонда.

Учащиеся обсуждают ситуацию, высказывают свои предположения

Решают задачу: 4тыс.*5=20тыс.

Л: уметь полно и точно выражать свои мысли

Р:находить варианты решения учебной задачи

К: формулировать собственное мнение, договариваться , приходить к общему решению

Закрепление

- С какими понятиями мы сегодня познакомились?

Задание: Соедините стрелкой понятие и его определение. (Приложение 3)

- Какую роль играет страхование в жизни людей?

- От каких рисков можно застраховаться?

- Страхование, страховой риск, страховой полис, страховой фонд, страховая выплата

Выполняют задание, Самопроверка выполнения задания: 1б, 2б,3г,4в, 5г

-Возмещение ущерба при наступлении страхового случая. Защитить себя от незапланированных расходов в результате несчастного случая или болезни

-От болезней, травм, пожаров, природных явлений и т.д.

Р: Контроль ф форме сличения результата с эталоном учителя

П: осуществлять анализ объектов , поиск и выделение информации,

Л: умение полно и точно выражать свои мысли

- Какую цель мы ставили в начале занятия? Достигли мы цели?

- У каждого из вас на парте есть листок с предложениями.

- Нарисуйте смайлик рядом со строчкой, которая относится к вам. (Приложение4 )

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что пока не ясно.

Ещё придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться.

- Благодарю вас за работу.

-Узнать, что такое страхование, виды страхования. Мы достигли цели.

Оценивают свою деятельность на занятии

Л: Понимание причин успеха \ неуспеха в учебе

Р:выделение и осознание того, что уже усвоено/ не усвоено, осознание уровня освоение материала

Приложение 1

Самые необычные страховки в мире:

От захлопывания двери. Если вы вышли на улицу, а дверь за вами закрылась, можно получить компенсацию для утешения;

От застревания в лифте. Если это произойдет, компания компенсирует клиенту потерянное время.

От проигрыша в лотерее. Прекрасный вариант подзаработать (либо купить счастливый билет, либо получить страховку);

От похищения инопланетянами. Правда придется предоставить фото и видео доказательства, а также справки от инопланетных врачей.

От возрастания цены на бензин. Если цена возрастет более чем на 15%, можно получить хорошую сумму.

Страховка от воздушной ямы. Если самолет на котором летит клиент страховой компании угодит в такую "яму" глубиной до 3000 метров, можно рассчитывать на возмещение ущерба.

Николай Басков застраховал голосовые связки на $ 2 млн;

Полина Гагарина застраховала свой голос на 33 млн рублей

Французский дегустатор Илья Горт застраховал от несчастных случаев нос, потому что именно им он зарабатывал себе на жизнь. В свою очередь, юристы страховой компании запретили дегустатору быть ассистентом метателя ножей, ездить на мотоцикле и боксировать.

Дегустатор кофе компании Costa Coffee Генаро Пелличия застраховал свой язык на 14 млн долларов.

Ключевые слова

Тип занятия : комбинированный

Цель занятия :

Образовательная : учить рациональному использованию денег.

Развивающая : учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать самостоятельное мышление, речь учащихся.

Дидактическая задача: формирование осознанного отношения к деньгам.

Планируемые результаты:

Предметные: владение понятиями: деньги, рубль; владение знанием: рациональное использование денег.

Метапредметные:

Регулятивные: умение совместно с учителем определять цели своего обучения; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; составлять план действия по решению проблемы;

проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка.

Познавательные: умение извлекать информацию, определять понятия.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество; принимать другие позиции.

Личностные: развитие коммуникативных навыков через работу в группах, парах; уважительно и доброжелательно относиться к друг другу; сформировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов.

Основные понятия: деньги, рубль.

Формы обучения: фронтальная, групповая, парная.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир, литературное чтение.

Читайте также: