Авель санчес краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Главные герои произведения, Авель Санчес и Хоакин Монегро, были лучшими друзьями с раннего детства. Хоакин рос резким и неприятным человеком. Авель был полной противоположностью ему. Когда встал вопрос о выборе профессии, Хоакин решил стать врачом, а Авель посвящает себя живописи.

Оба влюбляются в кузину Хоакина, Елену. Девушка останавливает свой выбор на Авеле. Когда молодожёны уехали в свадебное путешествие, Хоакин погрузился с головой в науку. Так он отвлекался от плохих мыслей и неразделённой любви. Когда молодожёны приехали из путешествия, Авель сильно заболел, и только Хоакин смог его спасти. Парень испытывал противоречащие чувства. С одной стороны, он должен был лечить друга, а с другой, Авель был его соперником на любовном фронте. Вскоре, Авель поправился.

Хоакин решает отпустить свою любовь к Елене, и начинает искать спутницу жизни. Он женится не Антонии, которая полюбила его всем сердцем. Хоакин углубляется всё дальше в науку. В его мечтах, затмить славу художника Авеля, став известным лекарем. У Авеля с Еленой рождается сын, которого назвали Авелином. А у Хоакина родилась дочь.

Авель пишет картину "Каин и Авель", по образу двух братьев. Затем Авель пишет с образов своей жены и сына картину "Дева Мария с младенцем". Она имеет ещё больший успех. Хоакин не оставляет своего намерения, соединиться с Еленой. Он приходит к ней и рассказывает о небольшом романе Авеля с натурщицей. Елена выгоняет его.

Через несколько лет, сын Авеля идёт учеником к Хоакину. Он оказывается способным парнем, и холодно отзывается о своём отце. Между ними возникают тёплые отношения, и Хоакин подумывает выдать за Авелина свою дочь. Однако Хоакина выразила своё решение уйти в монастырь. Хоакин отговаривает девушку от такого поступка и выдаёт её замуж за Авелина. Елена часто посещает молодых в доме Хоакина и чувствует неприязнь снохи, которой известно, что Елена когда-то отвергла любовь отца.

Родившегося ребёнка, молодая пара называет Хоакином. Ребёнок начинает тянуться к Авелю. У Хоакина старшего просыпается былая зависть. И тогда он решается на разговор с Авелем. В ходе беседы, Хоакин убивает Авеля.

Через год Хоакин заболел неизвестной болезнью. Всё это время его не покидала мысль, что он совершил братоубийство, на подобии того, как Каин убил Авеля. Перед смертью, он позвал всех близких и покаялся в совершённых поступках. Он сообщил, что виноват в смерти Авеля, потому что тот умер у него на руках. Хоакин рассказал о том, что считает свою жизнь сплошным кошмаром. Он просит прощения у Антонии, которую считает жертвой своей любви. Все собравшиеся прощают Хоакина, и он уходит в другой мир.


Святой Иоаким — богатый благочестивый человек, дары которого отвергались храмом из-за его бездетности, которая трактовалась как немилость Господа. Он ушел в пустыню, постился там сорок дней, после чего ему явился ангел и пообещал, что у него родится ребенок. И через некоторое время у него действительно родилась дочь — Дева Мария.

Получается, что в образе Хоакина Монегро одновременно и изначально заложены два возможных пути человека, который, как кажется ему или окружающим, пребывает в немилости у Бога (или судьбы): путь Каина (который и выбирается Хоакином в конце концов, несмотря на внутреннюю борьбу или иллюзию таковой) — и путь святого Иоакима, путь религиозного благочестия, путь покаяния, отвергнутый Хоакином несмотря на неоднократные попытки идти именно по этому пути.

Символично и имя кузины и несостоявшейся невесты Хоакина, ставшей супругой Авеля — Елены. И дело здесь не только в необычайной красоте героини, заставляющей вспомнить о Елене Прекрасной. Во время разговора по поводу все той же картины Авеля Санчеса на библейский сюжет Хоакин спрашивает:

— А между прочим, Авель, твоя жена ничего тебе не подсказывает для этой картины? Не пробуждает в тебе никаких ассоциаций?

— Моя жена? Но ведь в этой трагедии женщина не участвовала, — отвечает Авель, недоумевая. И вот тут происходит важный диалог. Хоакин говорит:

— Она участвует в любой трагедии, Авель.

— Вот именно… Ева, которая вскормила их своим молоком. Зельем…

Имя четвертой участницы событий, жены Хоакина Антонии, не вызывает столь явных и ярких ассоциаций. Можно, конечно, провести параллель со святым Антонием как праведником, добровольно претерпевающим муки (а Антония и праведна, и пошла на брак с Хоакином не только движимая любовью к нему, но также зная, что добровольно идет на страдания и видя в этом свой христианский долг). Но эта параллель будет слишком зыбкой и непрочной, чтобы утверждать, что она на самом деле имеет место.

Библейский Авель был пастырем овец, то есть имел дело с живыми существами. Овец же он и приносил в жертву Богу. Каин был земледельцем, то есть имел дело с неодушевленной природой. В повести — все наоборот: Хоакин лечит людей (живых и имеющих души), Авель пишет картины (вполне материальными красками на материальном холсте). Но суть сохраняется: если для Хоакина люди — это только рабочий материал, который из живого в любой момент может стать мертвым, то для Авеля живопись — способ дотянуться до Бога, вдохнуть жизнь в мертвый холст.

Для Хоакина живое — потенциально мертвое, для Авеля же мертвое — потенциально живое. И это не издержки профессий, это абсолютно разный взгляд на мир. Это готовность принять в свою душу совершенно разные вещи.

Всем известно, что дары Авеля были приняты Господом, а дары Каина — нет. Не всем известно — почему. В Библии напрямую об этом не говорится.

Персонажи повести тоже неоднократно говорят об этом и предлагают разные версии. Авель Санчес предполагает, что Господь сразу увидел, что душа Каина черна, то есть увидел в Каине будущего братоубийцу, будущего завистника. Хоакин же возражает на это, что, в таком случае, Господь сам создал Каина завистником и опоил каким-то зельем (тем самым, которое — первородный грех и яблоко раздора одновременно).

По Августину Блаженному, Бог не создает человека добрым или злым, завистливым или независтливым. Бог создает человека свободным — а каким быть и каким путем идти, человек выбирает сам.

Хоакин не успел убить Авеля, в отличие от библейского сказания. Но не успел только физически — на самом деле он, знающий правду, понимал, что это ничего не меняет. Понимал он еще и то, что даже это свое черное, дьявольское стремление, которое он пронес через всю свою жизнь и с которым всю свою жизнь боролся, — даже это он не смог выполнить. Бог забрал Авеля из его рук. Почти брат, почти убил, почти раскаялся… Душа Авеля, пребывающая в постоянном становлении и обновлении, оказывается цельной и внутренне непротиворечивой, а душа Хоакина — монолитные зависть и ненависть — не способна ни на какое действие или чувство полноценно. Он не может ни заслужить доверие людей, ни вызвать любовь внука, ни даже убить своего врага. Ему не позволено — он выбрал не добро.

Этот предполагаемый издатель не издает рукопись в том виде, в каком она попала к нему, — он пишет к ней обширные комментарии, иллюстрируя их цитатами из рукописи.

Унамуно предлагает судить Хоакина Монегро — нам. Если мы того пожелаем, если сочтем себя вправе. Пожелаем ли? Сочтем ли?

Читайте также: