Семинары для руководителей школьных музеев

Обновлено: 04.07.2024

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ МУЗЕЯ

8 октября 2013 года

Школьный музей в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения МБОУ СОШ № 61 им. М.И. Неделина г. Липецка. Из опыта работы. Г.Н. Баурина, директор МБОУ СОШ № 61 г. Липецка.

Исследовательская краеведческая работа обучающихся на базе школьного музея. Всероссийские и региональные мероприятия по школьному краеведению. Н.В. Беззубцева, методист Г(О)БОУ ДОД ДООЦ (спорта и туризма).

Деятельностный подход в музейной педагогике. Из опыта работы музея МБОУ СОШ с. Вислая Поляна Тербунского района. Н.В. Глотова, учитель истории, руководитель школьного краеведческого музея.

И.И. Захаров (1814-1885) – миссионер, автор маньчжурско-русского словаря из села Вислая Поляна Землянского района Воронежской губернии. Артём Глотов, обучающийся 11 класса МБОУ СОШ с. Вислая Поляна Тербунского района, лауреат премии Президента РФ.

Подведение итогов. Закрытие семинара.

Г(О)БОУ ДОД ДООЦ (спорта и туризма) на 2013-2014 уч.г.

Сроки представления материалов

Региональный этап Всероссийского конкурса на лучшее знание государственной символики РФ

Областной конкурс на премию имени М.П. Трунова

Участие во Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению

Участие во Всероссийских краеведческих чтениях

Семинар руководителей школьных музеев

Акция, посвященная 70-летию Победы в ВОВ

Конкурс методических разработок, мероприятий и сценариев, посвященных 60-летию Липецкой области

Экскурсии в музей Липецкого авиацентра

до декабря 2013

Экскурсии в музей Поста № 1

до декабря 2013

до декабря 2013

Г(О)БОУ ДОД ДООЦ (спорта и туризма):

E-mail: doocsitdon @ lipetsk . ru ; E-mail: nvblip@

Похожие документы:

Программа развития Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

. прогностическое обоснование Программы. 2.1. Образовательно-воспитательная деятельность. 2.2. . нравственного потенциала искусства . оформление школьного интерьера . практических конференциях, конкурсах, фестивалях, мастер – классах, семинарах . посещение музеев. .

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Актуальность программы

. школьных библиотек, фото и видеостудий, оснащения школьных музеев . практической . семинаров . Программы Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий: повышением воспитательного потенциала образовательного .

Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

. как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению . культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных . работы; семинары, круглые столы; зачеты по практическим вопросам .

Программа развития государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №255

. . В рамках осуществления практической деятельности происходит взаимодействие образовательного учреждения с различными государственными . единое воспитательное пространство. Основными направлениями работы являются: работа школьного музея; коллективно- .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Семинар руководителей музеев.doc

Организация работы по повышению эффективности деятельности музеев общеобразовательных организаций

с использованием новых технологий

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть школьные музеи, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников.

В нашем образовательном учреждении школьному музею принадлежит важная роль в организации воспитательной работы.

У времени есть своя память – история.

Местом, где хранится память, является в нашей школе музей Боевой Славы, открытый и паспортизированный в 1978 году.

Наш музей Боевой Славы как институт социальной информации определяется основополагающими функциями: научно – документационной, сохранной, исследовательской и образовательно-воспитательной. Накапливая, сохраняя и распространяя информацию посредством музейных предметов, музей является овеществленной памятью народа, связующим звеном поколений, это ступень познания истории и традиций своей страны, своего поселка, своего народа.

Касторное! Это небольшой поселок на самом востоке Курской области, таких много на карте России. Но известная всем Воронежско- Касторенская наступательная операция 1943 года золотыми страницами вписала наш поселок в летопись Великой Отечественной войны.

… Навек запомним, под Касторной

Малый учинен был Сталинград.

Поэтому сохранить память о тех страшных событиях, документальные свидетельства о частях и соединениях, оборонявших и освобождавших поселок в 1942 -1943 годах, стало необходимостью для учащихся и учителей послевоенных лет.

Организация школьного музея началась с поисковой работы вокруг Боевого пионерского знамени – единственного в России.

Пионерское знамя, найденное при освобождении нашего посёлка в подвале одного из разрушенных домов, бойцы 1023 стрелкового полка 307 стрелковой дивизии обязались пронести рядом с боевым до самой победы.

Знамя прошагало с полком от Касторного до Кенигсберга. С ним солдаты освобождали земли Курской и Брянской областей, Белоруссии и Польши, а в апреле 1945 года оно взметнулось на самом высоком Кенигсбергском форту.

11 августа 1945 года знамя было возвращено делегацией полка касторенским пионерам. Вместе со знаменем воины полка вручили альбом, отражающий основные этапы боевого пути нашего пионерского знамени.

Вскоре после окончания войны полк был расформирован, основная часть его численного состава была демобилизована. Таким образом, с августа 1945 года всякая связь с полком прекратилась.

Большую роль сыграла помощь командира 1023 стрелкового ордена Кутузова полка 307 стрелковой дивизии Ивана Федотовича Мельникова, который в то время был членом Всесоюзного штаба Красных следопытов.

При его непосредственном участии было организовано несколько походов по пути боёв, встречи с ветеранами.

Особенно впечатляющим был поход наших школьников совместно с Курским дворцом пионеров по пути боевого пионерского знамени от Касторного до Кенигсберга в 1967 году. Как и в сороковые годы во главе отряда был Иван Федотович, а вместе с ним ветераны и ученики.

Во время походов был собран богатый материал и установлены новые неизвестные до того времени имена ветеранов полка. Результаты походов, как правило, оформлялись в альбомах, которые хранятся в школьном музее Боевой славы по сей день.

Члены Совета музея проводят активную плодотворную работу.

Мы с уважением относимся к школьным традициям и преумножаем их. 11 августа 2015 года исполнилось 70 лет со дня, когда делегация 1023 стрелкового полка вернула касторенским школьникам их пионерское знамя. В этот день члены совета музея, учащиеся провели День открытых дверей в школьном музее Боевой славы. Познакомиться с экспонатами, послушать рассказ экскурсоводов в течение дня приходили как целые коллективы, так и жители и гости посёлка.

Деятельность современного музея невозможна без использования современных технических средств. Их использование не только облегчает подготовку исследовательских работ, документов, мероприятий, сокращает временные затраты, но дает совершенно уникальные возможности организации музейной деятельности: копирование и распространение документов, создание электронных проектов, электронная переписка, создание баз данных, каталогов, фотоальбомов и даже виртуальных музеев.

В настоящее время на 80 процентов обновлены выставочные экспозиции музея.

Сейчас решается вопрос по оборудованию специального саркофага, соответствующего всем требованиям, для хранения нашей главной реликвии – боевого пионерского знамени.

Школьный музей должен не только хранить, изучать и вести учет экспонатов, но и демонстрировать их своим посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе. Как показывает опыт, сегодня у школьников появляется стремление к самостоятельному знакомству с музеем, поэтому всё больший интерес приобретают интерактивные формы работы.

На нашем школьном сайте можно найти подробную информацию о музее.

В электронном виде создана книга учёта музейных экспонатов.

В настоящее время в музее монтируется Консоль доступа к экспозициям электронного музея, где можно будет получить подробную информацию о выставленных экспонатах.

Мы применяем компьютерную технику для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

Уникальные исторические документы сканируются и сохраняются для просмотра в электронном виде и на баннерах.

Создание электронной экспозиции, интерактивного выставочного пространства, применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ создают новые возможности в работе с посетителями.

Еще одним очень важным направлением работы по организации краеведческой военно-патриотической деятельности является организация переписки с родственниками воинов погибших при освобождении Касторного. В настоящее время переписка ведётся с использованием электронной почты. Именно благодаря современным технологиям стало возможным для родственников найти информацию о разведчике 1023 стрелкового полка 307 дивизии Павлюченко Трофиме Михеевиче. Его внучка, жительница Казахстана, в июле этого года приезжала в Касторное. Всё что она знала, это то, что дедушка, выходя из окружения под Кёнигсбергом, вынес пионерское знамя, обмотав его вокруг тела. По этой информации в поисковике она нашла нашу школу, связалась с музеем и попросила помочь найти хоть какой-нибудь материал о нём. Мы предоставили имеющиеся в музее фотографии и сведения о солдате, которых у родственников не сохранилось.

Музей Боевой славы нашей школы всегда открыт для посетителей. Мы с радостью встречаем ветеранов и родственников защитников нашего посёлка. В музей обязательно приходят гости нашей школы и посёлка.

Познакомиться с экспозициями и подлинными историческими экспонатами могут все желающие.

Работа музея не сводится только к культурно-массовой деятельности, основанной на использовании материалов, собранных нашими предшественниками в далекие 60-80-е годы. Найти живых свидетелей с каждым годом все сложней. Поэтому одним из надежных источников информации являются базы данных министерства обороны, а также различных государственных и общественных организаций.

Богатый музейный материал ребята используют, участвуя во многих конкурсах.

Когда-то давно, весной 1968 года, посетив наш школьный музей, командир 1023 стрелкового ордена Кутузова полка Иван Федотович Мельников сделал первую запись в книге посетителей,где выразил благодарность за создание музея Боевой славы и пожелал дальше расширять музей и улучшать его работу. Этим насталениям мы следуем и сегодня.




Целью проекта является внедрение музейно-педагогических технологий в работу музеев образовательных учреждений. Для руководителей школьных музеев и педагогов проводится цикл семинаров и тренингов по обучению технологиям музейной педагогики и навыкам ее применения в работе с детьми.

В первом, теоретическом блоке, участники обменялись опытом применения современных педагогических технологий, ориентированных на нравственно-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики.

Создание условий, при которых обучающийся способен активно взаимодействовать с предметами материального и духовного мира прошлого и настоящего, соотносить их с современной жизнью

совершенствовать педагогическое и методическое мастерство на основе идей творчески работающих руководителей школьных музеев;

знакомить обучающихся с особенностями музейной работы;

формировать и развивать музейно-визуальную компетентность;

содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, района;

способствовать профессиональной ориентации обучающихся;

осваивать и внедрять новые образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Нравственно-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики

Будник Вероника Михайловна, руководитель РМО школьных музеев и музейных формирований Амурского района

Результативность реализации технологии музейной педагогики

Вариант музейных инсценировок

Равноправный диалог

Роль музея, его огромные возможности для приобщения

к миру музейных ценностей

Использование

возможностей музея

в исследовательской деятельности

Алешина О. А., методист МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска

Музей как центр

патриотического воспитания

Асанов А. С., педагог дополнительного образования МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска

Образовательное

пространство музея

Будник Вероника Михайловна

«Как я в настоящее работаю с детьми? Какой ключик подбираю к детским душам….

разнообразие тем (для выбора), особенно краеведческого характера;

умение работать с подборкой материала (черновая работа);

Необходима чёткость при построении и подаче материала. Когда ребята становятся старше, мы с ними изучаем следующие работы.

1). Памятка по написанию и оформлению краеведческих работ учащихся.

2). Методические рекомендации Ципкина Ю.Н. «Конкурсные работы учащихся по краеведению.

Разнообразная тематика исследовательских работ позволяет воспитанникам удовлетворить свои потребности, показать знания. Это связано и с литературным краеведением, музейным делом, историей нашего города. Когда ребята пишут исследовательские работы, они не остаются равнодушными к людям, о которых они рассказывают.

Присутствующие делились практическими подходами в привлечении детей к музейным архивам, музейной работе. Также рассматривалось множество вопросов, связанных непосредственно с организацией образовательного процесса в жизни музея. Ярославцева А. А. поделилась своими приемами эффективного и интересного проведения занятий в стенах музея, взаимодействия с родителями и т.д.

Запись на обучение руководителей школьных музеев стартует 7 сентября

Цель 16-часового курса – формирование профессиональных компетенций слушателей в области создания школьного музея. Преподаватели Академии Минпросвещения России поделятся практическими советами по организации музейно-педагогической деятельности в образовательной организации. Кроме того, педагоги познакомятся с основами музейной педагогики, нормативными документами, регламентирующими деятельность школьного музея. Также слушатели изучат принципы создания концепции развития музея образовательной организации и методы ее реализации, рассмотрят подходы к использованию школьного музея в соответствии с программой воспитания образовательной организации на примере изучения технологии проведения экскурсии, организации выставок. Кейс-задания помогут педагогам закрепить полученные знания и успешно применять их в своей профессиональной деятельности.

Читайте также: