Ребенок не воспринимает информацию в школе

Обновлено: 07.07.2024

1. Если вы не можете почитать ребёнку на ночь сказку, то вместо мультика поставьте ему хорошую аудиозапись, где чёткий голос диктора прочитает ему любимую сказку. А ребёнку постарше можно предложить послушать программную литературу.

2. Слушать песни и музыку. Звуки природы.

Главное это делать систематически и результат вас порадует. Нам это помогло.

Если было полезно ставьте лайки, делитесь с друзьями материалом, подписывайтесь на канал. Я буду последовательно (используя тридцатилетний опыт работы логопедом в начальной школе и бабушкой внука дисграфика) писать о том, как научить ребёнка начальной школы грамотно писать диктанты.

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Дислексия у детей

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, - говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. - Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей".

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия. Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов. Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву "Я" или цифру 3 задом наперед, - они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.

- Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, - считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Дислексия - явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов. "Все зависит от того, где провести черту, - говорит д-р Чиркина. - Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий. С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения".

Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. "У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, - рассказывает д-р Лопатина. - Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить".

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания. "Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения", - считает к. п. н. А.Л.Сиротюк, автор книги "Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения". Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.

Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование - тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово "крот" без звука "к".

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. "Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, - считает д-р Климонтович. - В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции". Однако, по мнению Г. В.Чиркиной, "говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно".

По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе - в 46, а в 5-7-м классе - лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как своевременно распознать дислексию? "Критерий очень простой, - объясняет Е.Ю.Климонтович. - Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия".

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

- Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, - рассказывает Г. В.Чиркина. - Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

Практикующий дефектолог. Знает, как дети воспринимают информацию и почему им бывает сложно.

Восприятие — процесс формирования образа предмета или явления. Это одна из высших психических функций наравне с памятью, мышлением, речью, вниманием и воображением.

Особенности восприятия:

  • целостность — формирование полноценного образа;
  • структурность — понимание общей системы. Например, когда мы слушаем музыку, мы не улавливаем отдельные ноты, а слышим полноценную мелодию;
  • константность — свойства относительно постоянные;
  • предметность — соотнесение знаний во внешнем мире;
  • осмысление — понимание, что за объект перед нами;
  • апперцепция — элементы становятся ясными и отчётливыми.

Восприятие можно поделить на два больших вида:

  • Преднамеренное, то есть с поставленной целью. Например, перед ребёнком лежит книга и её нужно понять с помощью органов чувств — увидеть, потрогать, понюхать.
  • Непреднамеренное, то есть фоновое, восприятие. Например, книга лежит на столе, вокруг неё разбросаны карандаши, в углу — стопка тетрадей и рядом лежит телефон.

Тип восприятия влияет на эффективность обучения. Поэтому ниже разберёмся с каждым.

Типы восприятия информации у детей

Теорию о каналах восприятия придумал школьный инспектор из Новой Зеландии Нил Флеминг. Именно он установил, что человек познаёт мир с помощью пяти чувств, которые становятся способами восприятия информации:

  • визуальным,
  • звуковым,
  • тактильным,
  • вкусовым,
  • обонятельным.

В целом можно выделить три типа восприятия: аудиал, визуал и кинестетик. Не так давно стали выделять четвёртый — дискрет, то есть восприятие через логическое мышление. Это не значит, что ребёнок на 100% принадлежит к одной из категорий. Это значит, что есть доминирующий тип, а есть менее выраженные. Встречаются случаи, когда два пункта примерно равны, а два — сильно меньше.

Аудиал

Канал восприятия: уши.

В развитии аудиалов важную роль играет общение. Чаще всего такие дети любят заниматься в малых группах, чтобы каждому досталось внимание учителя. Часто аудиалов называют надоедливыми, потому что они в деталях рассказывают, как прошёл день, чем занимались, что узнали, а решая задачу, вслух проговаривают условия и размышления.

Правила обучения детей-аудиалов:

  • для игр и учёбы подойдёт тихое пространство, где можно сосредоточиться;
  • не стоит настаивать на чтении, если ребёнок с радостью слушает истории из уст родителей;
  • аудиосказки и музыка — лучшие друзья;
  • родителям нужно эмоционально окрашивать речь, выделять слова интонационно;
  • необходимо учить проговаривать действия не только вслух, но и про себя.

Визуал

Канал восприятия: глаза.

Лучше запоминают схемы, графики, таблицы, рисунки, выделенные фрагменты текста. Словесную инструкцию воспринимают с трудом, часто переспрашивают. Воспоминания предстают в виде картинок, ребёнок часто в голове проигрывает ситуации, то есть думает образами.

Правила обучения детей-визуалов:

Кинестетик

Канал восприятия: кожа, нос, мышцы.

Правила обучения детей-кинестетиков:

  • в обучении стоит использовать всё, что можно потрогать: объёмные материалы, фигуры, камни, муляжи продуктов;
  • для изучения информации подойдут красочные энциклопедии и словари;
  • чтобы запомнить слово, ребёнку нужно его написать несколько раз;
  • стоит посещать интерактивные площадки, зоопарки, музеи, выставки.

Дискрет (дигитал)

Канал восприятия: логическое осмысление.

Это дети, которые осмысливают мир через логику, цифры и знаки. Если визуалу достаточно увидеть, аудиалу — услышать, а кинестетику — попробовать, то дискрету нужно проанализировать. Его речь без оттенков, интонаций и эмоций. Например, глядя на хлеб, дискрет не увидит что-то вкусное, а разберёт состав, пользу, вредное влияние, взвесит, насколько необходим этот продукт в рационе, какие бывают виды. Он также получает информацию извне, но не воспринимает её до логического осмысления. Дискретность близка к предыдущему пункту, отличие в том, что дискрет сначала решит, как правильно, а потом будет делать.

Правила обучения детей-дискретов:

  • делать упор на цифры, схемы и знаки;
  • знакомить с эмоциями и их оттенками;
  • подойдёт всё, что можно не только потрогать, но и разобрать, например пульт от телевизора;
  • учить разговорам на разные темы.

Почему детям сложно воспринимать информацию

На то могут быть постоянные и переменные причины.

Постоянные:

Переменные:

  • невнимательность;
  • отвлекаемость;
  • рассеянность;
  • перегруз информацией;
  • плохой сон и питание;
  • отсутствие интереса;
  • импульсивность;
  • медлительность;
  • неусидчивость;
  • беглое чтение, то есть ребёнок читает быстро, но не запоминает события в книге.

Для уточнения причин родители могут обратиться к дефектологу — специалисту по высшим психическим функциям. Он поможет определить, в чём дело и, главное, что с этим делать. В любом случае важно работать над восприятием. Если причина постоянная, можно нивелировать негативные последствия, работать над развитием. Если причина временная, стоит искать пути её устранения. Например, если проблема в недосыпе, стоит дать ребёнку выспаться, а если в отсутствии интереса, то тут придётся искать более интересные способы подачи информации.

Актуальные исследования о восприятии в обучении

Иллюстрация: Alena Kuznetsova / Dribbble

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Fast ForWord помогает в развитии речи если ОНР, дислексия, нарушение речи, алалия , аутизм, СДВ - дефицит внимания, фонематический слух, НСВ , РАС, ЗРР, ЗПРР , ФФНР. Отзывы!

Около 12% детей страдают от НСВ, нарушения, которое подавляет способность мозга различать и обрабатывать звуки. Узнайте больше о нарушении слухового восприятия (НСВ) * .

нарушение обработки слуховой информации.jpg

Вам не кажется, что Ваши слова, вопросы и просьбы летят мимо Вашего ребенка? Как будто он живет в невидимом звуконепроницаемом шаре? Если Ваш ребенок часто смотрит на Вас пустым взглядом и переспрашивает: “А? Что?”, то Вы знаете, о чем мы говорим.

А возможно, Вы замечали это сами — что мир звучит “искаженно”, как будто Вы слушаете все через телефон и сигнал постоянно пропадает, обрывая слова?

Это главные признаки нарушения слуховой обработки (слухового восприятия), расстройства обучения, которое влияет на способность мозга обрабатывать и различать звуки. Людям с НСВ трудно получать, обрабатывать и использовать информацию, полученную на слух. Они могут слышать, но испытывают трудности с пониманием того, что они услышали. Несмотря на то, что НСВ не так хорошо известно, как другие расстройства обучения, считается, что около 7% детей имеют различные проблемы со слуховой обработкой.

НСВ — это диагноз, который инкапсулирует три области расстройств. Луис Кэм Хейманн (Lois Kam Heymann) описывает это так:

Вторая проблема возникает во время лингво-фонематического анализа звуковых сигналов. Мозг испытывает сложности со смешиванием звуков букв, чтобы понять слово и сохранить его смысл. К примеру, звук “К-О-Т” не будет означать для него животное.

Третья проблема возникает во время смысловой обработки речи. Так мы ассоциируем звук слова “кот” с образом пушистого комочка, лежащего на полу в гостиной”.

Когда один из этих процессов обработки у человека с НСВ прерывается, образуется брешь между тем, что было сказано и что было понято.

Симптомы НСВ

Говоря простым языком, НСВ — это нарушение способности мозга различать и обрабатывать звуковую информацию. У человека с НСВ может не быть проблем со слухом. Как правило, мозг человека с НСВ воспринимает звуки неправильно, влияя на его способность различать похожие звуки (“да” и “га”, например).

Вот как может проявляться НСВ:

Часто переспрашивает “а?” и “что?”

Пропускает сказанное мимо ушей

Низкая способность концентрации внимания

Сложности слушать в шумных местах

Путает звуки или слова

Отвлеченное и невнимательное поведение

Трудности в обучении чтению

Некоторым детям с нарушением слухового восприятия сложно абстрагироваться от фонового шума, поэтому они отвлекаются на окружающие их звуки. Эхо в коридоре или шум кондиционера легко отвлекает их от разговора или урока. Это все равно, что слушать радио с помехами.

Ребёнок с этим расстройством так старается понять сказанное, что забывает часть разговора или не запоминает нюансы и контекста беседы. Это может стать причиной проблем в школе, дома и просто в повседневной жизни ребёнка, где требуются способности слушать, запоминать и отвечать.

Типы НСВ

Доктор Джек Кац (Jack Katz, M.D.) пионер области изучения нарушения слуховой обработки, говорит, что НСВ охватывает три отдельных расстройства, которые могут проявляться как вместе, так и самостоятельно.

1. Проблемы с дифференциацией звуков . Когда дети учатся говорить, они воспроизводят услышанные звуки. Человек с НСВ может говорить невнятно, используя близкие по звучанию звуки вместо правильных (“пегал” вместо “бегал”), хотя их сверстники уже перестали так делать. Обычно, люди, которые плохо различают звуки, говорят невнятно, часто говорят быстро, как бы зажевывая окончания слов. Это может повлиять и на чтение с письмом.

2. Проблемы со слуховой памятью. Из-за этого расстройства ребенку трудно запоминать числа и факты, что также влияет на его навыки чтения и речи. Обычно, дети с проблемами со слуховой памятью долго не могут запомнить свой адрес и телефонный номер, им также сложно запоминать базовые математические концепции. То же касается произнесенных вслух указаний.

3. Проблемы с обработкой речи . Эта часть НСВ самая проблематичная. Она влияет на способность ребенка понимать, что от него требуется, а также на его навыки общения. Ребенку с этим нарушением сложно сдавать устные тесты, он путается, читая и рассказывая истории с длинным сюжетом и большим количеством персонажей. Он часто воздерживается от разговоров, поскольку ему требуется много времени, чтобы понять сказанное и сформулировать ответ.

что такое нарушение слухового воспрятия.jpg

Нарушено слуховое восприятие?

Узнайте, как быстро и навсегда помочь своему ребенку с НСВ !

НСВ и СДВГ

Некоторые исследования показывают, что у 50% людей с СДВГ также может быть НСВ. Другие исследования утверждают, что в 60% случаев нарушение слухового восприятия идет в паре с каким-либо другим расстройством — как правило с СДВГ, нарушением сенсорной интеграции, нарушением визуальной обработки и нарушением исполнительных функций . Другими словами, симптомы НСВ и СДВГ часто пересекаются. Как проблема с различением и обработкой звуков может повлиять на способность ребенка фокусироваться, так и симптомы СДВГ могут повлиять на НСВ . Некоторые эксперты даже верят, что НСВ это некое проявление СДВГ, хотя большинство все же считает их отдельными расстройствами.

В общей сложности, люди с СДВГ проявляют невнимательность и неспособность сфокусироваться, и/или гиперактивность и импульсивность вне зависимости от окружения. Дети с НСВ, однако, теряют фокус и отвлекаются преимущественно в шумных местах, и, как правило, не испытывают таких проблем в тихих. Многие дети с НСВ крайне чувствительны к звукам. На самом деле, некоторые могут чувствовать боль, когда слышат некоторые звуки — например, блендер, звук мотора или полицейских сирен.

Эти симптомы НСВ похожи на симптомы СДВГ (по данным Национального института глухоты и других расстройств коммуникации, США):

С трудом удерживает внимание и запоминает информацию, полученную на слух

С трудом выполняет комплексные инструкции

Плохие навыки слушания

Требуется больше времени на обработку информации

Проблемы с чтением , пониманием текста , правописанием и словарным запасом.

Детям с нарушением слуховой обработки могут поставить неправильный диагноз СДВГ, и наоборот. Если НСВ встречается у взрослого, его могут воспринимать как пассивно-агрессивного, оппозиционного человека, который скрывает эмоции или любит спорить, вместо того, чтобы воспринимать его как человека с дефицитом внимания или нарушением слухового восприятия.

Причины возникновения НСВ

Диагностика НСВ

Запомните, что “не все проблемы с речью происходят из-за НСВ, и не всегда НСВ приводит к проблемам с речью и обучением” — говорит Беллис.

Единственный способ продиагностировать расстройство — пройти тесты у специалистов. “Симптомы, которые обычно проявляются у детей 3-4 лет — это чувствительность к звукам и трудности в различении звуков, что можно понять из их речи” — объясняет Венди Тепфер (Wendy Tepfer), логопед из Нью Йорка.

​Из-за НСВ Дэвид не мог говорить до 20-ти лет!

Упорный труд любящей матери, готовой бороться за сына до конца, и новые неврологические технологии — способны совершить настоящее чудо!

Теперь не надо ждать двадцать лет, чтобы сказать первое слово!

Читайте также: