Государство и народы африки и доколумбовой америки краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Предки современных индейцев пришли на Американский материк из Азии через Берингов пролив около 25-30 тыс. лет назад. Ближайшими родственниками американских индейцев на континенте Евразия являются палеоазиатские народы, в частности чукчи. Большая часть населявших Америку народов находилась на стадии первобытнообщинного строя. Первые государства возникли в Центральной и Южной Америке. Их центры располагались на территории современной Мексики и Перу. Здесь выращивали неизвестные европейцам растения - кукурузу, картофель, подсолнечник, томаты, какао, табак. Жители большей части материка не умели приручать животных. Лишь на севере были одомашнены собаки, а на юге - ламы. Из птиц разводили индюков и уток. Лошади в Америке не Водились.

В завоеванных арабами странах вместе с исламом широко распространялся арабский язык. На нем велись дела в суде, обучение в школе. Арабский язык стал языком науки и литературы, его даже называют "латынью Востока".
Начальный школы были частными. При больших мечетях в городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе. При дворе халифов, эмиров и знатных людей жили и работали ученые, поэты, знатоки Корана. В халифате развивались такие науки, как математика, астрономия, история, география. В Багдаде был основан "Дом мудрости" - хранилище рукописей, где переводились и переписывались книги. В других городах также возникли свои "дома мудрости". Арабы создали алгебру и стали пользоваться индийскими цифрами, которые позднее заимствовали у них европейцы. Эти цифры до сих пор называют арабскими.
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Наблюдения арабских астрономов позволили им вычислить окружность Земли, описать положение светил на небе. Ученый из Средней Азии Аль Бируни (973 - ок. 1050) высказал гениальную догадку, что центром Вселенной является Солнце, а Земля вращается вокруг него. Ученый и медик Ибн Сина (980-1037), живший в Средней Азии, прославился как "глава ученых" Востока.
Излюбленные на арабском Востоке сказания, легенды и истории были позднее собраны в известный всему миру сборник "Тысяча и одна ночь". Знаменитейший поэт Фирдоуси, писавший на таджикско-персидском языке фарси, более 30 лет работал над поэмой "Шах-наме" (".Книга царей"), в которой прославил подвиги великих героев.
В городах всего мусульманского мира сооружались мечети - места, где собирались для молитвы и суда, где хранились собранные для бедных деньги. В мечети имелся четырехугольный молитвенный зал и двор, окруженный галереей с колоннами. Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише - михрабу, обращенному в сторону Мекки, и повторяли все движения священнослужителя - муллы. Около каждой мечети возводилось несколько башен - минаретов, с которых верующие 5 раз в день созывались на молитву.
Арабы внесли большой вклад в становление европейской науки. Труды арабских математиков и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. У арабов они научились чертить карты, пользоваться компасом и глобусом. Мусульманское искусство повлияло на архитектуру Испании, Южной Италии, Средней Азии, Индии и многих стран Африки. Многие труды античных писателей и ученых стали известны в Европе благодаря арабским переводам.

В (указ о покупке к заводам деревень от 18 января 1721)

Индивид - биологический организм, носитель общих наследственных качеств биологического вида - человек. Любой человек - индивид, независимо от уровня его физического и психического здоровья. Индивидами мы рождаемся


Индивидуальнисть - неповторимое соотношение личных качеств и особенностей человека (характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов, совокупность чувств и т.д.), образуют ее своеобразие, отличие от других людей.

Индивидуальность - особая и непохожа на других человек в полноте его физических и духовных качеств.

К причинам роста средневековых городов относят: 1)успехи в сельском хозяйстве,улучшение орудий труда;2)начало крестовых походов;

Всем идущим туда отныне будет отпущение грехов Становитесь на стезю Святого гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа Она

1. В какой части Земного шара расположен Китай 2. Какие виды земледелия сущевствовали в Китае 3. Когда было создано единое феода

3. Какое событие произошло в ходе северной войны? 1) взятие русскими войсками Кенигсберга 2) взятие русскими войсками Шлиссельбу

В доколумбовой Америке было много племен и мало государств. В центральной части Мексики существовала империя ацтеков со столицей в Теночтитлане, а к юго-востоку от нее, на территории полуострова Юкатан и Гватемалы - города-государства майя, их были сотни. Ацтеки и майя не были связаны с цивилизацией инков, которая занимала западное побережье Южной Америки, от Эквадора до северного Чили. Её столицей был город Куско. Инки были завоеваны испанцами на 10 лет позже ацтеков. Обе цивилизации не знали лошадей. Помимо них, в Колумбии жили чибча-муиски, в Чили - арауканы. Гуарани в Парагвае и навахо на границе США и Мексики. В Африке самым южным государством была Мономотапа на территории Зимбабве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Волкова Екатерина Григорьевна, учитель истории, обществознания

Урок всеобщей истории в 6 классе

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века.

Цель урока: 1. Способствовать формированию у учащихся

представлений об особенностях хозяйственного и культурного развития,

общественных отношений цивилизаций инков, майя и ацтеков.

2.развивать навыки работы с текстом, умение ставить и разрешать

проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное,

сравнительная таблица, домашнее задание

Оформление доски: тема урока, новые слова (майя,ацтеки,инки)

Цель урока: 1. Способствовать формированию у учащихся

представлений об особенностях хозяйственного и культурного развития,

общественных отношений цивилизаций инков, майя и ацтеков.

2.развивать навыки работы с текстом, умение ставить и разрешать

проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное,

сравнительная таблица, домашнее задание

Оформление доски: тема урока, новые слова (майя,ацтеки,инки)

Цель урока: 1. Способствовать формированию у учащихся

представлений об особенностях хозяйственного и культурного развития,

общественных отношений цивилизаций инков, майя и ацтеков.

2.развивать навыки работы с текстом, умение ставить и разрешать

проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное,

сравнительная таблица, домашнее задание

Оформление доски: тема урока, новые слова (майя,ацтеки,инки)

Цель : Знакомство с народами и государствами доколумбовой Америки

Познакомить учащихся с основными занятиями народов Америки;

Проследить процесс организации государств коренных народов до открытия Америки европейцами.

Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;

Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;

Формировать умение прослеживать причинно-следственные связи, умение работать с картой.

Развивать эстетические взгляды учащихся, уважение к культурному наследию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения урока: словесный, иллюстративно-демонстрационный.

Е. В. Агибалова, Г. М. Донской История средних веков М.: Просвещение, 2019 § 33;

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины:

майя, ацтеки, инки

План и этапы урока:

I. Организационный момент;

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Центральную и Южную Америку. Мы познакомимся с первыми поселенцами, узнаем о цивилизациях индейских племен майя, ацтеков и инков.

II. Изучение нового материала

Рассказ учителя – сопровождается презентацией.

На американском континенте проживало большое количество различных племён и народов. После открытия Америки европейцами они получили общее название – индѐйцы .

Большая их часть жила родоплеменными порядками. Индейцам были не известны железо, плуг, колесо, огнестрельное оружие.

Большинство племён жило за счёт охоты, рыбной ловли и собирательства.

На юге Северной, в Центральной и Южной Америке было известно земледелие.

Население Америки

Индейцы выращивали кукурузу, картофель, подсолнечник, томаты, какао, табак.

В этих регионах проживали ма̀йя, ѝнки и ацтѐки . Они стояли на порядок выше в развитии, чем остальные индейцы. Им удалось создать собственные государства и культуру.

Ма̀йя жили на полуострове Юката̀н . Расцвет их городов-государств приходится на вторую половину первого тысячелетия новой эры.

В каждом городе правила собственная династия. Правителя считали богоподобным.

Он управлял при помощи чиновников. В каждом поселении был наместник правителя. Он собирал налоги, следил за выполнением повинностей, был судьёй, во время войны командовал местным войском.

Общество майя делилось на знать (чиновники, управляющие, военачальники).

Жречество (контролировали общественную жизнь майя, указывали время посева и сбора урожая, отправляли религиозные обряды).

Крестьян-общинников (в их пользовании находилась земля, они приносили основной доход казне).

Рабов (выполняли тяжёлые работы, были слугами).

У майя была собственная письменность, похожая на иероглифы.

Астрономы майя составили один из самых точных на тот момент календарей в мире.

Значимые постройки майя возводили из огромных тёсаных блоков.

Культовые строения (храмы, дворцы, гробницы правителей) имели вид ступенчатых пирамид.

В XIV веке в центральной Мексике образовалось государство Ацтѐков .

К началу XVI века им удалось подчинить почти всю центральную Америку и создать собственную империю.

Столицей государства ацтеков был город Теночтитла̀н . В нём проживало около 200 тысяч жителей.

Главой государства был наследственный правитель.

В его руках находились светская, военная власть. Он исполнял высшие религиозные функции.

Правитель ацтеков

Среднее положение занимали купцы (занимались не только торговлей, но и военной разведкой) и ремесленники.

Основой общества были свободные общинники . Они обрабатывали землю. Платили налоги и выполняли повинности.

На высоком уровне находилось образование. В обычных школах изучались земледелие, ремесло и военное дело. Детей знати и наиболее способных среди простых детей обучали государственному управлению, основам религии, истории.

Особенными были верования ацтеков. Верховным божеством они считали Солнце . Ацтеки были уверены, что если не поддерживать Солнце постоянными жертвоприношениями пленников, то наступит конец света.

Жертвоприношение

В XVI веке государство ацтеков было уничтожено европейцами. В тот момент оно находилось на пике своего могущества.

В XII веке на Западе Южной Америки возникло государство Ѝнков .

К XIV–XV векам инкам удалось создать огромную империю с центром в городе Ку̀ск о.

Государство инков было подчинено интересам войны, поэтому

их общество делилось на воинов и не-воинов.

Воины разделялись на отряды: десятки и сотни во главе с военачальниками. В армии существовала строгая дисциплина.

Не-воины (в основном земледельцы) были объединены в общины.

Община содержала семьи воинов, снабжала государство необходимыми продуктами.

Земледелие у инков

Обрабатываемая земля делилась на три части. Урожай с одной шёл Верховному Инке, с другой – жрецам. Третья часть оставалась общиннику.

Государство контролировало перемещение людей, потребление и производство продуктов, снабжение нуждающихся (вдов, сирот, стариков, пострадавших от природных бедствий).

Для контроля над огромной страной была построена сеть дорог . Налажена почтовая служба. Создан обширный аппарат чиновников.

Для передачи данных инки использовали узелковое письмо – кипу –

верёвочные сплетения различного цвета и узелки. При помощи кипу контролировались все стороны жизни империи Инков.

Народы доколумбовой Америки создали уникальное общество и культуру. Они резко отличались от таковых в Европы и Азии.

Долгое время считалось, что народы Африки были неразвиты. Что они не достигли успехов в культурном и общественном развитии.

Но постепенно было доказано обратное и такие идеи были опровергнуты.

Африканские народы различались по уровню развития в зависимости от региона проживания.

В Центральной Африке основой хозяйства были охота и собирательство. На Юге Сахары – кочевое скотоводство.

Другим народам было известно земледелие. В таких землях раньше появились и развились африканские государства.

Земледелие в Африке

В VIII веке новой эры в междуречье Нѝгера и Сенега̀ла появилось государство Га̀на . Через её земли проходили важные караванные пути к Средиземноморью и к Гвинейскому заливу.

Через Саха̀ру, на Север, везли рабов, медь, золото, слоновую кость. На Юг – соль, предметы роскоши. Гана разбогатела за счёт таможенных сборов с торговцев.

В XI веке, в ходе войны, Гана на время попала под управление султана Марокко. Со временем марокканцы были изгнаны, но торговле был нанесён большой урон.

За время усобиц на территории Ганы образовалось государство Малѝ .

К XIV веку оно достигло своего расцвета.

Правители Мали также разбогатели за счёт караванной торговли. Кроме того, в Мали добывали золото и соль.

В IV–V веках переживало расцвет единственное на то время христианское государство Африки – Аксу̀м . Оно находилось на севере Эфиопии.

Правители Аксума контролировали торговые пути в своём регионе. Выгодно торговали с Римской империей, а после – с Византией.

Но в VII веке арабы напали на Аксум и захватили часть земель государства. Потеря контроля над караванными путями и внутренние неурядицы привели к распаду страны.

В VIII–IX веках на восточном побережье Африки появились первые арабские торговые колонии. XII–XIV века стали временем их наивысшего подъёма.

Города Восточной Африки

В этих городах селились представители многих народов.

Купцы городов контролировали торговлю в Индийском океане.

Их упадок связан с приходом европейцев в XV веке.

Каждый народ Африки обладал своей самобытной культурой. Культурные традиции менялись в зависимости от региона континента.

На культуру Западной и Восточной Африки большое влияние оказал ислам.

Культура народов Африки

В регионах, где существовали традиционные верования, больше развивалась местная народная культура.

Культура Эфиопии ощутила сильное влияние христианства.

Подведём итоги.

За период Средних Веков на Американском континенте образовались государства Инков, Ацтеков и Майя.

В Африке – Гана, Мали, Аксум, города-государства Восточного побережья.

В странах Африки и Америки развились феодальные отношения.

Были созданы уникальные культуры американских и африканских цивилизаций.

III. Закрепление изученного материала;


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

1. О каких народах доколумбовой Америки подробно рассказано в параграфе? Почему именно о них? 2. Каких хозяйственных достижений жителей других континентов не знало древнее население Америки и чему оно могло научить другие народы? 3. О каких африканских государствах вы узнали? Какое из них достигло своего расцвета раньше остальных, какое позже? 4. Какие религии были распространены в средневековой Африке? С чем это было связано? 5. От чего могла зависеть неравномерность в развитии разных областей Африки? 6. Каковы были достижения африканцев в культуре?

Подумайте

Проверьте себя

1. Нам больше всего известны народы майя, ацтеков и инков, так как они были более развитыми народами, в отличие от остальных. 2. Индейцы не знали важных достижений, известных народам других континентов: колеса, железа и плуга, огнестрельного оружия. Оружия труда они все еще делали из дерева и камня. Но индейцы выращивали неизвестные для европейцев картофель, подсолнухи, томаты, табак, кукурузу. 3. Из текста мы узнали о таких государствах, как: Западный Судан, Гана, Марокко, Мали, Аксум, Мономотапа. Самым развитым государством было Мали, он захватил соседние государства, сотрудничало с арабскими странами, вело активную торговлю. 4. В средневековой Африке было распространено язычество и ислам, язычество, потому что большинство народов жили обособленно, и у них развивалась своя культура, а ислам, потому что его принесли в Африку арабы, которые вторгались в Северную Африку. 5. В основном различия были из–за того, что народы были обособленны друг от друга, и практически не обменивались друг с другом знаниями, а народы Северной Африки, постоянно подвергались нападениям арабов и европейцев, и это давало им возможность учиться чему-то у них. 6. Африканцы достигли больших результатов в архитектуре. Появились школы. Ученые создали письменность на основе местных языков. Немалые достижения имели африканцы в искусстве. Старинные деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают выразительностью.

Читайте также: