Профилактика зависимого поведения в школе

Обновлено: 05.07.2024

С таким стремительным распространением ПАВ-зависимостей приходит понимание того, что одними лекарственными способами и при помощи юридических ограничений, такие заболевания преодолеть мы не сможем. Самым эффективным методом борьбы является объединение усилий специалистов различных направлений и целенаправленная профилактическая работа.

На сегодняшний день дети и подростки являются самыми незащищенными членами общества, потому как именно они особенно подвержены стрессам. Неумение и нежелание преодолевать социально - стрессовую действительность подталкивает несовершеннолетних к выбору сигарет, алкоголя и наркотиков. Поэтому необходимо научить детей и подростков делать свой, самостоятельный выбор.

Вредные привычки разрушают не только физическое здоровье подростка, но и его личностную структуру, выражающееся в психическом нездоровье. Работоспособность человека, подверженного вредным привычкам, низкая, продолжительность жизни сокращается в разы. Кроме того, приверженность к наркотикам, никотину, алкоголю не может не повлиять и на здоровье следующего поколения, а в некоторых случаях продолжение рода у таких людей становится невозможным.

Наиболее актуальным вопросом в наше время стала профилактика вредных привычек у подростков, как у самой чувствительной и легковнушаемой части населения.

Выполнить такую профилактику порой бывает очень трудно, так как навязывать свое мнение неприемлемо, но помогать сделать выбор, тем не менее, необходимо.

Вредные привычки — злейший враг здоровья человека, которые приобретают ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредя здоровью.

Согласно неутешительной статистике в нашей стране среди подростков курит каждая четвертая девочка и каждый второй мальчик. Проблема курения среди подростков распространяется со скоростью эпидемии, не встречая преград со стороны государства и общества. Курение, по мнению подростков, это вредная привычка, которая не несет сильной угрозы.

В этом возрасте в силу своей незрелости тяжело оценить, чем опасно курение. Живущие сегодняшним днем, подростки с трудом представляют себе, что в качестве последствий курения через 10-15 лет возникают хронические заболевания и недуги.

Оградить ребенка от этой пагубной привычки абсолютно реально, для этого не нужно создавать тепличные условия и изолировать его от всего внешнего мира. Известно, что главным побудительным мотивом для любых действий ребенка является пример, который подают родители. Если отец или мать курит, убедить чадо в том, что это плохо, будет очень непросто. Намного легче родителям, которые пропагандируют здоровый образ жизни — в этом случае, возможно, не придется и объяснять ребенку, что курение в подростковом возрасте пагубно сказывается на здоровье и всей последующей жизни.

Как видим, процесс избавления от вредной привычки можно превратить в довольно приятную процедуру. Главное - желание сделать свою жизнь здоровой и улучшить качество жизни близких и окружающих людей!

Подростковый алкоголизм является настоящей чумой XXI века, разъедающей общество как физически, так и морально. Согласно статистике подростковый алкоголизм начинается в возрасте 14 лет и встречается, как у девушек, так и парней. Данная проблема особенно актуальна на сегодняшний день, так как число больных растет с каждым годом.

Причины подросткового алкоголизма могут быть различны. Чаще всего главную роль играет семья и окружение, в котором находится и растет ребенок.

Причины подросткового алкоголизма связанные с семьё й:

- Традиции, существующие в семье при которых любое застолье сопровождается алкогольными напитками. Но в сознании ребенка уже закладывается установка, что алкоголь – это атрибут веселья.

- Отсутствие должного воспитания и контроля со стороны родителей.

- Недооценка вреда от алкоголя родителями. Возникает из-за недостаточной информированности родителей о вреде алкоголя. Большинство родителей считают слабоалкогольные напитки безвредными для здоровья, которые со временем приводят к привыканию;

- В семье алкоголиков в большинстве случаев подростки становятся алкоголиками;

- Взаимоотношения и моральный климат в семье. Подтолкнуть к алкоголизму подростка могут : плохие отношения в семье, чрезмерная забота со стороны родителей, отсутствие дисциплины или насилие в

Причины подросткового алкоголизма связанные с обществом:

- Отношение к алкоголю в обществе. Образ жизни связанный с употреблением алкогольных напитков широко рекламируется и пропагандируется на телевидении и в других средствах массовой информации.

- Образ жизни, действующий в обществе.

Наркотики Одной из самых актуальных проблем нашего общества это проблема употребления наркотических веществ. Особенно острой она стала в наше время из-за того, что к употреблению наркотиков привлекается все больше молодых людей, и даже несовершеннолетних. Особую опасность представляет употребление наркотиков подростками в возрасте до 14 лет.

На сегодня наркомания распространена среди подростков в первую очередь, из-за того, что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен. Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом. Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что вредное пристрастие не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным. Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе и даже в школе. И делает он это исключительно из любопытства, и не понимает, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека. Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных проблем, например, отсутствия радости жизни.

Влияние наркотиков на организм подростка намного сильнее, чем на взрослого человека. У подростков, употребляющие наркотики снижается иммунитет, поэтому часто болеют простудными заболеваниями и воспалением верхних дыхательных путей. У подростков изменяется психика, изнашивается нервная система. От потребления наркотиков страдают все органы и системы.

Педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ - это совокупная системная модель организации процесса обучения и воспитания детей и подростков, которая позволяет снизить опасность употребления психоактивных веществ за счет повышения их социальной осведомленности.

В профилактической работе применяются множество форм и методов. Главная направленность работы заключается в проведении тематических часов; бесед, групповых занятий, а также и групповых дискуссий.

В ходе проведения занятий подростки учатся четко и ясно аргументировать свое мнение относительно курения, и активно использовать их во время обсуждения. Дети видят иную молодежь - молодежь, с которой можно брать положительный пример. В результате чего формируется мнение группы, направленное против табакокурения и других вредных привычек, связанных с употреблением психоактивных веществ.

Помимо общения со сверстниками у подростков имеется необходимость доверительного общения и со взрослыми. Как показывает практика, большие затруднения в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания, тепла и заботы. Это относится не только к детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, но и также к детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Большое количество таких детей и попадают в наш социально-реабилитационный центр.

В профилактической работе используются различные приемы и методы, которые помогают сделать занятия интересными и познавательными. Это:

- тематические лекции и беседы;

- сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации;

Такие формы работы помогают снизить психоэмоциональное напряжение, повысить самооценку подростка, приобрести уверенность в себе.

Результатом проводимой реабилитационной работы у несовершеннолетних формируется бережное отношение к своему здоровью, формируется негативная установка по отношению к употреблению психоактивных веществ, понимание последствий употребления ПАВ.

Профилактика интернет-зависимости

Профилактика интернет-зависимости С 25 по 26 января 2017 г. были разработаны бланки для наблюдающих, которые включали в себя категории: название команд (по горизонтали) и.

Материально — техническая база пространственной среды в старшей группе №1 Игровые зоны Материально техническая база Игровой центр Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (домики, гаражи, плоскостные – карты-схемы.

Профилактика вредных привычек и форм здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек и форм здорового образа жизни. Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных наших задач. Ведь.

Родителям о последствиях вредных привычек у детей Нарушение речи - достаточно распространенное явление среди дошкольников. Некоторые нарушения речи не проходят даже с возрастом без помощи.

Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель-воспитать.


В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе.

Ключевые слова: педагогическая профилактика, зависимое поведение, профилактика аддикции.

Педагогическая профилактика различных видов зависимого поведения детей и подростков является одним из основных направлений деятельности педагогов в школе. В учебной программе курса основ безопасности жизнедеятельности профилактике зависимостей школьников отводится особое место. Существует ряд подходов к реализации педагогической профилактики зависимостей школьников, которые можно использовать раздельно или в совокупности, что значительно повышает их эффективность, рассмотрим них.

Информационный подход [6], базирующийся на предоставлении информации о процессах, связанных с формированием зависимого поведения, и его негативных последствиях, является наиболее распространенным. Целью профилактической деятельности с этой позиции является осуждение соответствующего поведения. Процесс профилактики зависимости включает решение следующих задач: выявление деструктивных позиций, разрушение иррациональных убеждений, формирование конструктивной позиции и рациональных убеждений, формирование нового комплекса убеждений, тренировка нового поведения.

Данный поход может быть реализован через предоставление частичной информации об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение, и о социальных, правовых и медицинских последствиях такого взаимодействия, о фактах влияния зависимости на организм, статистических данных, результатов социологических опросов, а также через ознакомление с реальными историями деградации личности и проблемами, возникающими в этой связи.

Эффективность данного подхода объясняется когнитивной моделью зависимого поведения, согласно которой субъект самостоятельно принимает более или менее осознанное решение о взаимодействии с конкретным предметом. Если субъект делает выбор в пользу взаимодействия, то делает это в результате того, что не имеет достаточных знаний о его побочных последствиях и не осознает их.

В рамках школьного обучения данный метод профилактики является потенциально наиболее успешно реализуемым в связи с его спецификой, используемыми средствами и способами, явным уклоном в педагогический процесс.

Второй подход основан на учете роли социальной среды [7] и исходит из того, что поведение индивида - это результат его взаимодействия со средой. Дестабилизация равновесия между средой и человеком ведет к риску возникновения психосоциальных расстройств. Согласно данному подходу, можно понять и предвидеть результаты поведения человека через анализ процесса взаимодействия между личностью и средой. Риск расстройств может быть вызнан особенностями индивидуума, имеющего предрасположенность к тем или иным видам расстройств; особенностями среды, воздействующей на человека; специфическими комбинациями индивидуальных и средовых особенностей.

Подход, рассматривает факторы риска появления психосоциальных расстройств составляющих социальной среды. Поведение школьника формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда - источник обратной связи.

Согласно данному подходу, личность человека меняется под воздействием требований социальной среды, в результате чего человек учится определенным формам поведения [4]. В контексте данной теории профилактика осуществляется через социально ориентированные воздействия, направленные на предотвращение действия значимых факторов негативного социального давления.

Главным направлением профилактики в рамках данного подхода является выявление и включение в среду позитивных факторов, которые способствуют снижению чувствительности к стрессу и развитию адаптивного поведения.

Таким образом, профилактика зависимостей предполагает использование следующих методов: изменение сферы жизнедеятельности школьника, формирование устойчивости к социальному давлению; психологическая защита против воздействия СМИ; информирование о влиянии со стороны родителей и других взрослых.

Необходимо учитывать, что индивидуальные, семейные или средовые обстоятельства в ряде случаев позволяют защитить школьника от воздействия психосоциальных расстройств и помогают уменьшить влияние факторов риска.

Третий подход основан на формировании жизненных навыков - навыков личного поведения и межличностного общения, позволяющих учащимся контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивающих умение жить вместе с другими и вносить позитивные изменения в окружающую среду [5].

Профилактическая работа в рамках данного подхода подразумевает реализацию стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к открытому противостоянию среде.

Ведущими компонентами этой теории являются активные, основанные на опыте методы и групповая работа с учащимися: ролевые игры и тренинги, направленные на усиление позитивных форм социального поведения. Профилактику зависимого поведения в данном случае следует осуществлять через включение школьника в социальную деятельность. Такое обучение происходит при обсуждении разнообразных проблем из всех сфер жизнедеятельности, повышении устойчивости к социальным влияниям, формировании навыков общения, уверенности в себе при повышении индивидуальной и социальной компетентности.

Четвертый подход основан на аффективном обучении [1]. Согласно этому подходу профилактическая работа направлена на психокоррекцию предрасполагающих к формированию зависимости личностных дефицитов: ощущений, переживаний школьника, его навыков распознавать их и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимое поведение чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, с низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений. Исходя из этого, риск возникновения зависимости может быть снижен путем развития эмоциональной сферы.

В рамках этого подхода выделяется несколько задач: повышение самооценки учащегося, определение значимых личностных ценностей, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, развитие навыков обдуманного принятия решений, формирование способности справляться со стрессом. Таким образом, основное внимание уделяется развитию важных личностных качеств.

Следующий подход основан на альтернативной деятельности [2]. Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная вредным привычкам, способствует снижению распространения случаев развития зависимости. Данное направление предполагает развитие моральных, физических и личностных качеств школьников через значимую деятельность.

Через альтернативную деятельность школьники приобретают определенный тип целесообразной активности как альтернативы зависимому поведению. Сегодня в использующих ее программах выделяются следующие приемы поведенческой альтернативы: предложение специфической, позитивной активности, вызывающей сильные эмоции и предполагающей преодоление разных препятствий; комбинация специфических личностных потребностей со специфической, позитивной активностью; поощрение участия во всех видах такой специфической активности; создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Следующий подход основан на укреплении здоровья школьников [3]. Профилактическая деятельность в рамках данного подхода направлена на формирование здоровой личности ученика. Основная цель профилактики: укрепление здоровья и развитие здоровой личности, в том числе и путем изменения среды, в которой школьник живет.

Согласно данному подходу, превалирующими методами профилактики являются пропаганда здорового образа жизни и укрепления здоровья подростков путем воспитания альтернативных привычек, таких как занятия спортом, активный досуг, здоровый режим труда и отдыха, которые могут стать барьером формирования зависимого поведения.

Рассмотренные подходы используются при профилактике различных зависимостей, как в России, так и за рубежом. На сегодняшний день оптимальным является создание системы педагогической профилактики зависимого поведения школьников, включающей в себя все вышеописанные направления превенции. Необходимо учитывать, что рассмотренные подходы наиболее эффективны при предотвращении процесса формирования зависимостей у школьников на начальной стадии. Таким образом, профилактическая деятельность в образовательных учреждениях должна носить опережающий характер.

Основные термины (генерируются автоматически): зависимое поведение, подход, педагогическая профилактика, профилактическая деятельность, профилактическая работа, социальная среда, альтернативная деятельность, аффективное обучение, зависимое поведение школьников, позитивная активность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактическая работа с обучающимися с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение.

В разработке программ использовались методики:

Для анализа эмоциональных проявлений детей используются критерии аудиовизуальной психодиагностики:

эмоциональная экспрессия- мимика: губы. Взгляд, выражение лица, брови, лоб;

выразительная моторика тело – пантомимика: осанка, походка, жестикуляция, поза, наклон головы;

речевые реакции детей – эмоциональная окраска высказываний, интонационная выразительность, динамичность речи;

участие в деятельности: степень активности.

В доверительной беседе уточняется причина психоэмоционального напряжения:

взаимоотношения в семье;

межличностные (романтические) отношения в школе, соц. сетях;

крушение профессиональных надежд.

в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации,

в семьях опекунов;

в семьях с присутствием отчима.

Систематически проводится диагностика вероятной склонности к зависимому поведению 5-11 классов, анкетирование, тестирование, адресное или анонимно.

Первичныйскрининговый опросник, модифицированный и созданный на основе опросника В.П. Краснова(1999)Цель: оценка состояния психического здоровья школьников; эмоционального состояния и личностных особенностей несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения в рамках осуществления работы по профилактике склонности к саморазрушающему поведению.

Методика: Вербальная диагностика самооценки личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. 9 классы.

Определение уровня тревожности (модиф.Резапкиной)

Леус Э.В. СДП Цель выявление склонности к девиантному поведению.

Пропаганда здорового образа жизни среди родителей:

Внеучебная занятость учащихся 5-11 классов:

общеинтеллектуальное. Учащиеся участвуют в различных городских, областных соревнованиях, занимают призовые места.

реабилитация через досуговую деятельность – технология, предполагающая педагогическую поддержку подростков в преодолении проблем и дефицитов развития в процессе досуговой внеурочной деятельности;

Коррекционно-профилактическая работа с учащимися склонными к зависимому, девиантному (социальноопасному) поведению:

позитивное развитие через социальное проектирование– технология развития позитивных качеств личности подростков через инициативное участие в социально значимых проектах в позиции равноправных партнеров взрослых. Большое влияние на развитие здорового образа жизни имеет проектная деятельность обучающихся. Ребята выбирают проекты, связанные с исследованием развития интересов подростков, положительного влияния полезных привычек на развитие личности, способности быть конкурентным на рынке труда во взрослой жизни. Проектная деятельность оказывает положительное влияние на развитие интересов, повышение самооценки, профессионально выбора слабоуспевающих;

подростковый волонтерский отряд (агиттеатр) – технология, подразумевающая творческую деятельность несовершеннолетних по подготовке агитационных программ на актуальные для подростков темы, а также выступления театра перед несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом;

школа правового просвещения детей и юношества – технология, предполагающая повышение уровня правовой грамотности подростков через привлечение профессиональных юристов в очной или дистанционной форме (технология комплексного подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних);

Коррекционно-профилактическая работа с учащимися склонными к зависимому поведению проводится социально-психологической службой совместно с классными руководителями систематически адресно или анонимно на групповых и индивидуальных диагностических мероприятиях с обучающимися 5-11 классов (тестирование, анкетирование). Педагог-психолог знакомит классных руководителей с результатами диагностики, даёт рекомендации проведения тематических классных часов, привлечение к подготовке и проведению классных мероприятий конкретных учеников. Особое внимание психологической службой школы уделяется пропаганде здорового образа жизни. На этом основании большинство тем для классных часов разрабатываются в этом русле.

Педагогом-психологом проводятся индивидуальные и групповые консультации, тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, принятие решений в экстремальных ситуациях, выхода из конфликтной опасной ситуации.

Цель: развитие волонтерского движения в условиях образовательного учреждения; приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование социальных навыков общения и посреднической деятельности в разрешении конфликтов: компетентности учащихся в вопросе восстановительной медиации.

Просвещение и профилактика: стимулирование интереса к психологическим знаниям; профилактика школьной дезадаптации и девиантного поведения; пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

Развивающие задачи: формирование базовых общественных ценностей;осознание важности мотивационной сферы для достижения жизненных целей;развитие творческих и лидерских способностей.

Коррекционные задачи: Формирование важнейших социальных навыков и умений: сотрудничества, ответственности, уверенности в себе.

В целях профилактики и предупреждения совершения повторных правонарушений учащимися, состоящими на всех видах профилактического учета, перед школой стоят следующие цели:

Оказание психологической, педагогической и социальной помощи.

Создание оптимальных условий для успешного воспитания, развития и

Самореализации детей данной категории.

Выявление и коррекция социальных проблем.

Организация досуга учащихся.

Результативность

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами - Тема 5. Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся

Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами - Тема 5. Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами
Тема 2. Ранняя диагностика и выявление семей, находящихся в социально опасном положении
Тема 3. Профилактика подростковой наркомании
Тема 4. Оценка деятельности социального педагога
Тема 5. Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся
Тема 6. Психологическая помощь педагога в повышении профессиональной компетентности
Все страницы

Тема 5. Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся

  • Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость).
  • Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).
  • Гэмблинг – игровая зависимость(компьютерная зависимость, азартные игры).
  • Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм и др.).
  • Религиозное деструктивное поведение(религиозный фанатизм, вовлечение в секту).

Итак, зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения до тяжёлых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической психологической патологией. Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции.
Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.
Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в её устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля.
Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития зависимости. Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости.
Ещё одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

  • наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
  • усиление желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • получение объекта и достижение специфических переживаний;
  • расслабление;
  • фаза ремиссии (относительного покоя).

Читайте также: