Сэер кыз золфэт хэким краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Любимый фильм, который в детстве казался сказкой о неземной любви. Но по мере взросления в этой красивой легенде я увидел еe истинный смысл. О чем и хочу рассказать в этом посте.

"Кыз-Жибек" считается народной поэмой. Но в силе призыва, проработке сюжета видна рука поэта и опытного воина, разбиравшегося во всех казахских межродовых хитросплетениях. То есть индивидуальности, которая писала эту поэму как призыв к действию. Но по каким-то причинам, решившая остаться неизвестной. Жаль! Гений был!

По моему непрофессиональному мнению, написание поэмы по времени относится к середине 18 века. То есть периоду, когда обозначилось дробление казахов на все более мелкие роды, которые уже не обладали иммунитетом в виде взаимной поддержки против внешнего противника. Юг Казахстана начал постепенное подчинение среднеазитским ханствам. На территорию Западного и Северного Казахстана все чаще стали проникать российские военные и торговые экспедиции. С востока угрожал манчжурский богдыхан (император).


Сюжет разворачивается в 16 веке, вокруг противостояния племени Шекты , претендующего на верховное главенство и родоплеменного объединения Байулы . При этом за борьбой наблюдает древний казахский род Жагалбайлы , который хочет воспользоваться ослаблением обоих противников и захватить верховную власть над всеми казахскими племенами Младшего Жуза (все упомянуты роды и племена относятся к Младшему Жузу) .

Для осуществления замысла по разгрому и Шекты и Байулы был послан сын правителя жагабайлы Базарбая - Тулеген. Но увидев сколько погибло казахов в битве между Шекты и Байулы, он решил прекратить распри и отпустил свое войско.

Его друг акын Шеге говорит на поле брани - Вот лежит казах, который приезжал свататься в наш аул. Вот другой родственник. Здесь лежат одни мертвые казахи

Тулеген смог убедить вождя Шекты - Сарлыбая прекратить междоусобицу и отпустить военноначальника Байулы - Биршимбая.

Для этого он обратился к голосу разума, рассказав, что обнаружил джунгарскую разведку, наблюдавшую за междоусобной битвой. Внешний враг был близко и готов к нападению, а казахи занимались братоубийством.


На доводы Сарлыбая о том, что они должны отомстить за смерть шектинцев от байулинцев Толеген ответил, что продолжающаяся междоусобица будет уносить все больше жизней. А значит противостояние никогда не закончится.

И самое главное, он призвал объединиться всем казахским родам и создать общий для всех Закон, которому подчинялись бы все казахи.

Это было революционное решение для того времени. Казахские роды не имели общей правовой базы и каждый родовой авторитет или батыр став во главе рода творили все, что им заблагорассудится. Создание общего закона для всех казахов смогло бы объединить разрозненные степные племена и дать отпор многочисленным захватчикам.

Такая позиция типична для всех, кто жил за счет казахских междоусобиц и имел с этого навар. Им не нужно было объединение, так как в случае объединения всех казахов в один народ они бы потеряли свою власть и силу.

Слова Тулегена в ответ Бекежану - Разумный батыр поддержит объединение. А чтобы укротить неразумного хватит и 10 воинов


Но главной его опорой стала Кыз-Жибек - дочь Сарлыбая. Наверное не зря, что автор сделал главными героями молодых людей. Именно к ним взывал автор, надеясь что они поймут его посыл и направят свои усилия на объединение казахских родов. Старшее поколение в лице родовых старейшин и военачальников не могло и не хотело общенационального объединения. Им важнее были узкие родовые интересы.

Не случайно выбраны и их роды. Шекты - самый многочисленный род родоплеменного объединения Алимулы. Жагалбайлы - один из древнейших казахских родов, ответления которого под разными именами имеются и у каракалпаков (жагалтай), тувинцев (монгуш), киргизов (жагалмай). У башкиров был союз семи башкирских племен (ети-ру), который возглавлялся жагалбаями (у башкир бурзянами) и в который входили кипчаки (кыпсаки).

Сами жагалбайлинцы пришли с прототюрскими племенами в Южное Приаралье (Каракалпакстан) еще в 5 веке н.э из Ордоса (Западный Китай), считающегося прародиной тюрков. Здесь они были известны как бурджаны. Между прочим этноним совпадает с этнонимом рода Чингисхана - Борджигинами (то есть боре - волк и тайджи - принцесса).

Таким образом жагалбайлинцы были носителями древней тюркской славы. До принятия ислама и прихода к власти Торе они были степной аристократией.

Именно в возможности объединения самых многочисленных родов, олицетворяемых Шекты с древней тюркской аристократией в лице Жагалбайлы видел автор возможность для выживания казахов. Скорее всего он был последователем тенгрианства, которое в 18 веке еще было сильно среди тюрко-монгольских племен.

Также в качестве исторического экскурса следует отметить, что есть два варианта поэмы. Официальная советская, которая была положена в основу оперы и кинофильма и народная, где судьба героев совершенно другая.

Таким образом народная ближе к истине тем, что Бекежан не стал бы стрелять в спину своему противнику. Он был храбрым воином и если бы захотел устранить соперника, то сразился бы в честном бою. Скорее всего автор не видел в Бекежане отрицательного героя, а ввел его в качестве показателя той стихийной силы, которая довлела в менталитете казахов того периода и была направлена на приоритет личного перед общенациональным.

И в завершение хочу написать, что неплохо бы переснять "Кыз-Жибек", сделав его понятным и близким молодому поколению казахстанцев. Но сделать это надо так же красиво, как и в случае первого фильма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Галим җан Ибраһимов әсәрләрендә хатын-кыз язмышы.

Г.Ибраһимов - бөек шагыйрьләр Г.Тукай һәм Дәрдемәнд, олуг әдипләр Г.Исхакый һәм Ф.Әмирхан, мәшһүр драматурглар Г.Камал һәм М.Фәйзи белән бергә XX гасырның беренче чирегенә татар әдәбияты үсешенә зур өлеш керткән язучы. Ул безнең күз алдыбызга зур әдип булып килеп баса. Чөнки ул күп тармаклы әдип. Ул ялкынлы публицист һәм журналист, галим-филолог, тарихчы, күпләрне сокландырган педагог, олуг әдип.

Г.Ибраһимов үзенең иҗатында татар хатын-кыз образларын революциягә кадәр һәм революциядән соңгы чорда иҗат итә. Аларның тормышын гаять тулы һәм тирән итеп ачып бирә.

Әйе, революциягә кадәр хатын-кыз образын иҗат итүче беренчеләрдән Галимҗан Ибраһимов булды. Хатын-кыз образына күбрәк басым ясады. Аларның тормышта азатлыкка гына түгел, рухи байлыкка омтылышларын да сурәтләргә тырышты. Хатын-кызларның тормыш-көнкүрешләрен, аларның гореф- гадәтләрен, тормышны яратуларын ачып бирде. Гөлбану, Гайшә, Нәгыймә, Мәрьям кебек образлар тудырды.

Ә менә "Казакъ кызы" романын язганда, казакъ җирләрендә торды. Аларның тормыш-көнкүрешләрен, гореф-гадәтләрен, йолаларын, аларның холкын өйрәнде.

"Татар хатыны ниләр күрми" дәге Гөлбану, "Тирән тамырлар" дагы Гайшә, "Яшь йөрәк"ләрдәге Мәрьям образларыннан аермалы буларак, Карлыгач-сылуны көчле, ирекле дала кошы иттереп алды.

Г.ИбраҺимов үзенең иҗат дәверендә хатын-кыз образлар галереясен тудырды. Татар хатын-кызларының гореф-гадәтләре, традицияләре, гаилә мөнәсәбәтләре, аларның хезмәте авыл тормышы панорамасында сурәтләнә. Беренче булып бөтен авырлыкларга да каршы тора алучы мөселман хатын-кыз образын иҗат итте.

Иң әүвәл, шушы текстны һәм өзекне сайлап алуның сәбәбен ачыклап китәсем килә. Галимҗан Ибраһимов иҗатының бай булуын, татар телен генә түгел, казак телен дә яхшы белүен ассызыклап, “Казак кызы” романыннан тыш башка әсәрләр барлыгын искәртеп үтү зарури, алар арасында "Кызыл чәчәкләр", "Тирән тамырлар" романнары, “Алмачуар” һәм "Яңа кешеләр" повестьләре лаеклы урын тота һәм ул үзенең сәнгатьчә осталык белән язылуы һәм югары дәрәҗәдә эшләнелгән булуы белән үзенә тарта. Галимҗан Ибраһимовка яшь чагында Кустанай белән Төньяк Казахстанда укытучы булып эшләргә туры килде, шуңа күрә ул казак телен дә, гореф-гадәтләрен дә бик яхшы белә иде.

Исеменнән күренгәнчә, романның төп герое булып Карлыгач-сылу тора. Ул Сарсымбай кызы. Мул, иркен тормышта яши, әтисенең яраткан кызы булганга, әлегәчә теләкләренә җиңел ирешеп килгән. Автор аның портретын яратып, сокланып сурәтли. Карлыгач сахраның матуры булып пешеп өлгерде. Тавышы өчен аны былбыл диләр. Җырлаганда казакъның якыннары аның зифа буен төз камышка охшаталар. Билең нечкә, күзләрең тирән, керфекләрең уктай, үзең айдай дип мактыйлар иде. Ил эчендә дә коры исеме белән генә әйтмичә, Карлыгач-сылу дип атыйлар иде. Кыз яшь ярымлык вакытта ук, аны кара айгыр ыругының ай ярымлык Калтай исемле малаена ярәшәләр. Кызның әтисе моның өчен кылым ала: 100 баш терлек, 400 алтын, 2 сандык асыл зат. Сылулыгы өстенә кыюлыгы белән аерылып торган, инде буйга җиткән кыз, ярәшелгән егетен кабул итми. Чөнки аның күңеле башкада - Арысланбайда. Горур табигатьле, хөр күңелле кыз, әнә шул рәвешле гасырлар дәвамында сакланып килгән, дала гадәтләренә каршы чыга. Мәхәббәте өчен, шәхес иреге өчен, көрәшергә әзер булуын күрсәтә. Һәм моны эш-хәрәкәте белән дә раслый: башта сөйгәненә качып кияүгә чыга, аннан ире артыннан сөргенгә китә. Дөрес, Карлыгач кебекләр бик аз, күпчелек хатын-кызлар, Сарсымбайның яшь хатыны Тукал , кызның яшьлек дусты Чулпан һ.6 кебек үзязмышларына буйсынып яшиләр. Шулай да Карлыгач-сылуның кыю адымнары күплә рнең күзләрен ачачакка шик юк. Әнә шул рәвешле бу герой Карлыгачның сөйгәне, Табануга ыругының башлыгын тышкы кыяфәтен автор болай сурәтли: “Башына укалы бүрек кигән, чуар кием өстеннән кара алтынлы кәмәр буган, урта буйлы, текә киң карасу йөзле, сузылып чыккан кара мыеклы, ялтыр кара чәчле, тулы буйлы бер җегет ",- ди.

Аның тугры сүзле, горур, батыр икәнен дә әйтеп китә, ә ярәшелгән егетенең портретын автор Карлыгачның үзеннән бирдерә. Буе тәбәнәк, йөзе яман шадра, тәненнән я ман ис килеп тора,- ди.

Ләкин бит Карлыгач үзендә көч табып әтисенә, гомумән гореф-гадәтләренә каршы чыгып , үзенең мәхәббәте өчен, шәхес иреге өчен көрәшә.

Г.Ибраһимовның Карлыгач-сылу образында табигый гүзәллекне генә түгел, хатын- кызның рухи азатлыкка омтылышын да күрсәтә. Мөселман хатын-кызы табигатендә тирән яшерелгән рухи азатлыкка омтылыш хисләре чагылдыра. Карлыгач-сылу иркенлектә үсүе аркасында, элекке гадәт буенча әзерләнеп куелган язмыш белән генә килешә алмый. Аның олы мәхәббәте булуы сәбәпле, ул үзен кыюрак, көчлерәк хис итә. Әсәрдән күренгәнчә, Карлыгач-сылу ахыргача үзенең мәхәббәтенә тугрылыклы булып кала. Г.ИбраҺимов бу образда мөселман хатын-кызларының үзләренең хокукы өчен көрәш үрнәген күрсәтте.

Г.Ибраһимов саф мәхәббәт, хатын-кыз азатлыгы мәсьәләсенең аерым кешеләрнең баш күтәрүе белән генә хәл ителмәслеген, казакъ илендәге тәртипләрне нигездән үзгәртеп кору юлы белән генә чишәргә мөмкин икәнлеген раслый.Ул төрки язучылардан беренче буларак, гаиләдәге һәм иҗтимагый изүгә каршы күтәрелгән казакъ кызының гүзәл образын тудырды.Моның белән хатын-кыз азатлыгы өчен көрәшкә зур өлеш батырлыгына, тапкыр акылына сокланмый мөмкин түгел.Әйтерсең ул башка мөселман хатын-кызларын үзе кебек көрәшче табигатьле булырга өнди.

ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

Музыка
Татарские песни в формате mp3, wma

Зульфат Хаким - Сентябрь алмалары

Зульфат Хаким

Зульфат является автором и исполнителем. В песнях Зульфата - глубокая философия. Его произведениям присущ стиль рока. На сегодняшний день он является самым читаемым писателем и драматургом татарского народа. Говорят, что он закончил русскую школу.

"Что с тобой сегодня стало?"

Что с тобой сегодня стало, пташка милая моя?
Может здесь простора мало или просто ты устала петь от рано до темна?
Может голос твой чудесный мир не слышит, - почему?
Красота твоих напевов не понятна ни кому?

Скажи, куда несут тебя мечты?
Где те врата куда стремишься ты?
Прошу тебя,- не улетай, не покидай, не оставляй.
Ведь без тебя я в мире этом - сирота.

Что с тобой сегодня стало, радость грустная моя?
Мир другой, иные песни, на чужбине ждут тебя.

Ещё рано нам прощаться,
много песен впереди.
Пой, прошу тебя родная
мою душу не томи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!


Құда түсу или Сватовство считается одной из обязательных традиции, проводимых до предстоящей свадьбы. На құда түсу родители со стороны жениха и невесты официально знакомятся, а также решают самые важные вопросы свадьбы: место свадьбы, число, количество званых гостей и т.д.

Шашу

куйрык бауыр

сырга салу

Беташар

Беташар — это традиционный казахский обряд, который проводится до начала большой свадьбы со стороны жениха, или же после того, как жених приводит невесту домой сразу после узату. Обычно, невесту усаживают за белую ширму, а также с белой шалью, чтобы не было видно ее лица. Затем, когда все приглашенные гости собираются, ее торжественно в красивом платье выводят на обряд беташар. Весь процесс беташара проходит под домбру и специально написанную песню. Кюйши в стихах упоминает имена всех родственников парня, и молодая невеста должна при каждом упоминаний должна делать почетный салем. В это время, услышав свое имя дяди, тети, сестры и братья жениха ложат в корзину деньги.

После завершения обряда, свекровь подходила к невесте и снимала шаль. Шаль положено передавать присутствующим женщинам на торжестве. Они же поровну поделив шаль, обвязывали этой тканью посуду от хранения кумуса или же шубата. Также корзину от денег то же передавали, но только тому, кто собирается скоро жениться или выходить замуж.

приданое невесты

После проводов невесты в один из назначенных дней, или же на следующий день приезжают снохи (женгелер) невестки с приданым. К примеру, раньше матери с рождения собирали дочерям приданое: постельное белье, посуду, кухонные полотенца и т.д. В современном веке ничего не изменилось, однако включились более крупные материальные вещи: мебель для спальни, холодильник, телевизор, одним словом вся домашняя техника, а также одежда для невесты. Нужно отметить, что все зависит от финансов, но казахи выделяют огромное значение кыз узату. Во время разбора приданого в доме жениха присутствуют все его родственники, вплоть до соседей. В хорошей атмосфере они все оценивают, какое же приданое принесли за новоиспеченной невесткой.

Что одевает и надевает на кыз узату той невеста?

В один из важных дней в своей жизни, каждая девушка хочет выглядеть превосходно. Однако, так как кыз узату той — это трепетный праздник, большинство невесток выбирают традиционные платья. Как говорится на вкус и цвет.

сынсу

Саукеле

Саукеле — это головной убор, высокий и узкий. Этот атрибут национального казахского костюма, который должен быть на невесте. Похож он на шлем, но более в красивой форме. Высокий кончик саукеле носит смысл, что у невесты будет долгая и счастливая семейная жизнь. Украшают головной убор бисером, камнями или перьями.

Койлек

Платье под камзол называют койлек. Они обычно бывают белого цвета, но и тут все зависит от предпочтения каждого. По форме оно закрытое и с длинными рукавами. Также на нем вышивают казахские орнаменты (ою).

Камзол

Завершающий атрибут наряда называют камзол. Это средней длины накидка с рукавами и без, иногда может быть в виде жилетки. Надевают ее поверх платья. Камзол бывает из плотной ткани, украшают дорогими камнями, бисером, и казахскими орнаментами.

Читайте также: