Памятка директору школы по профилактике конфликтов

Обновлено: 04.07.2024

1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные права и интересы без конфликтов.

2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

· оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

· ухудшают качество мышления;

· снижают объективн6ость оценки окружающих;

· по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.

4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

6. Оценивая результаты учёбы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективн6ость работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

9. Постоянно учитесь без каких либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать всё же гораздо легче, чем взрослых людей.

10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая психологически комфортную среду в классе.

11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты.

12. Расширяйте пространственные границы мировосприятия. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её на конфликты не очень-то умно.

13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной страны, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её на конфликты не очень то умно.

14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.

15. Расширяйтесь содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы в классе. Благополучие ребёнка в школе во многом зависит от чуткости и наблюдательности его учителей.

по профилактике конфликтов


1. Помните, конфликты в учительском или ученическом коллективе — обычное явление. Относиться к ним нужно соответственно, т. е. спокойно. Однако, конфликты оказывают негативное влияние на здоровье конфликтующих, качество их работы, взаимоотношения, ухудшают социально-психологический климат в школьном коллективе. Поэтому, чем меньше в школе конфликтов, тем лучше.

2. Предупредить конфликты гораздо легче, чем завершить. Стратегия профилактики конфликтов заключается в умении разрешать естественные противоречия, постоянно возникающие в процессе взаимодействия учителей и школьников, неконфликтными способами: путем сотрудничества, компромисса, уступок.

3. Внутренне согласиться с утверждением: когда два человека конфликтуют, то неправ тот из них, кто умнее. Если человек считает себя опытным и умным, он должен уметь защитить свои интересы и интересы дела, не доводя ситуацию до конфликта, не наживая врага в лице своего оппонента. Поэтому в конфликте ученика с учителем, как правило, неправ учитель. В конфликте учитель — директор обычно неправ директор.

4. Во всех предконфликтных и конфликтных ситуациях директор должен видеть и отстаивать прежде всего интересы дела. Чем меньше в конфликте затронута личностная сфера оппонентов, тем легче его завершить. Конфликты между учителями лучше разрешать на начальной стадии их развития. Чем длительнее конфликт, тем в большей степени он носит не деловой — чаще конструктивный, — а личностный — чаще деструктивный характер.

5. Принимая решение, всегда следует помнить, чьи интересы оно затрагивает, и прогнозировать будущую реакцию. По возможности обсуждать принимаемое решение с исполнителями и теми, кого оно затронет. Если директор заблаговременно информирует учителей о задачах, которые они будут выполнять, — тем меньше у него конфликтов с ними.

6. Директору необходимо уметь минимизировать свои негативные эмоции, возникающие при взаимодействии с окружающими. Важно также максимально уменьшить влияние негативных эмоций на решения и действия конфликтующих учителей или школьников. Чем более рациональный, а не эмоциональный характер носит конфликт, тем он конструктивнее, тем легче его регулировать.

7. Учитывайте, что способности учеников и учителей к различным видам деятельности различны. Старайтесь не требовать от подчиненных отличного выполнения того, к чему они неспособны. Задача директора — сформировать каждой учительнице такой круг обязанностей, к выполнению которых она готова. При такой стратегии и школа будет работать лучше, и конфликтов станет меньше.

8. Оценивая работу и личность учителей, старайтесь замечать в первую очередь хорошее, а только затем — недостатки. Оценивайте подчиненных прежде всего по тому, что они сделали, а не только по тому, что они не сделали, а могли бы сделать.

9. Будьте терпимы к инакомыслию учителей и учеников. Помните, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди-то разные! Эти отличия естественны и нормальны. Они не должны становиться причиной конфликтов. Терпимость к инакомыслию и критике укрепит ваш авторитет и уменьшит число конфликтов.

10. При учениках никаких замечаний и выговоров учителям не делать, нотаций не читать. Учителей можно критиковать только в кабинете директора или учительской. И то лучше без свидетелей.

11. Отношения с учителем или учеником можно испортить за несколько минут. На восстановление же их могут понадобиться годы. Хороший социально-психологический климат в классах и педагогическом коллективе общеобразовательной школы представляют самостоятельную ценность. Состояние социально-психологического климата в школе, прежде всего в учительском коллективе, — важный критерий качества работы директора.

14. После прочтения этой книги постарайтесь создать в школе систему оценки взаимоотношений и профилактики конфликтов на основе модульного социотеста. Она эффективна, проста, требует малых затрат времени. Эта система поможет не только выявить все конфликты в школьных коллективах, но и заметно повысить качество воспитательного процесса, сделает руководство школой более результативным и интересным. От внедрения системы выиграют все: ученики, учителя, но больше всех — директор

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

по профилактике конфликтов

1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить . Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.

2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

3 . Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции . В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

• ухудшают качество мышления;

• снижают объективность оценки окружающих;

• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь . Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.

10 . По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограниченно профессионально пригоден.

12. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия. Живите не только в доме, на приусадебном участке, в школе, но и в Солнечной системе. Изучите учебник по астрономии. И жизнь станет гораздо интереснее, и конфликтов будет намного меньше.

13. Расширяйте временные границы мировосприятия . Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не

14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.

15. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните : чем больше знаешь, тем крепче спишь.

1. Помните, что конф ликты го раздо легче предупредить, чем завершить .

Чем острее и длитель нее конфликт, тем тру днее его закончить. Учитесь

2. Никогда не превращай те учеников в ин струмент борьбы с

администрацией ш колы, другими учителями, родителями школь ников. Таким

способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников

3 . Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмо ции . В процессе

общения такие эм оции выполняют отрицательные фу нкции:

• оказывают раз рушающее влия ние на здор овье того, кто злится ;

• по закону эмоционального заражения вызывают ответну ю не приязнь у

4. Никогда н е выясняйте отношения с администраци ей школы, кол легами

учеников. Перевосп итание и вос питание школьн ика — процесс длительный,

требую щий от учителя терпения, у ма, такта и ост орожности.

6. Оценивая рез ультаты учебы и поведение ш кольника, всегда снач ала

обращайте внима ние на то, что ему удалось сделать и чего достичь .

Только после этого уместно и менее ко нфликтно сказать о недостатках

ученика. Опора на положительн ое в об учении и воспит ании у чащихся, во -

первых, позволяет повысить эф фективность работы учителя, во - вторых,

способствует пр офилактике конфл иктов между педагогом и школьниками.

7. Никогда на своих уроках не давайте негат ивны х оценок деятельности и

личности други х учителей, админист рации школы, родителей.

8. Помни те, что хорошие взаимоотношения с окружающими

представляю т собой не только самостоятельн ую, но и большую

общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это

верно. Однако, если учитель - профессионал конфликтен, такой недостаток

вполне сопостав им с достоинством, связанным с хорошим з нанием предмета.

9. Постоя нно учитесь без каких - либо условий любить или, по крайней

ме ре, ув ажать всех , начиная с себ я. Детей в школе любить или уважать все

же гораздо легче, чем вз рослых людей. Ведь дети у спели принести на много

меньше ущерба окружающим и о бществу по сравнению с о взрослыми.

10 . По сво ему социаль но - психолог ическому статусу вы всегда выше любого

ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим у чи тельски м

авторитетом. Лучш е старайтесь подд ерживать авторитет, повышая

качество преподавания и создавая высоконравст венную атмосферу в

11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмор а. Смех

Читайте также: