Сборник диктантов по русскому языку 4 класс школа россии фгос канакина

Обновлено: 08.07.2024

Пример из учебника

Диктанты. Представленные виды диктантов относятся к проверочным работам содержательной линии ), они разнообразны: предупредительный, комментированный, зрительный, выборочный, восстановленный, творческий, свободный. Диктанты всех видов проводятся с целью закрепления формируемых орфографических навыков и повторения изученного. Диктант. Текст записывается учениками без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Обоснование написания слов с изученными орфограммами проводится после записи. Однако перед записью повторяются правила, применение которых необходимо при написании встретившихся в тексте слов. Объяснительный диктант проводится тогда, когда ученики достаточно усвоили написание тех или иных орфограмм и могут самостоятельно обосновывать их написание в практике письма.
Распределительный диктант. Перед записью слова, словосочетания подвергаются классификации, а затем распределяются в два или три столбика. Образец записи даётся на доске. Например, в первый столбик записываются слова с разделительным мягким знаком (ь), во второй – с разделительным твёрдым знаком.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
3 КЛАСС 8
Текст. Предложение. Словосочетание –
Слово и его лексическое значение 13
Слово и слог. Звуки и буквы (повторение) 18
Состав слова 23
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корнях слов 28
Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в корнях слов 33
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком 38
Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах 43
Правописание предлогов и приставок 47
Разделительный твёрдый знак (ь) 51
Части речи 55
Имя существительное —
Имя прилагательное 62
Местоимение 68
Глагол 69
Повторение 76
4 КЛАСС 84
Текст, предложение, словосочетание (повторение) —
Предложение 92
Однородные члены предложения –
Слово и его лексическое значение 97
Части речи (повторение) 102
Наречие 106
Состав слова. Однокоренные слова 110
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (повторение) 115
Имя существительное 1 20
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных —
Имя прилагательное 1 28
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных —
Местоимение 1 36
Глагол 143
Правописание безударных личных окончаний глагола –
Повторение 1 54
Проверочные работы комплексного характера 173
Проверочная работа 7 –
Проверочная работа 2 174

Для комфортного и реалистичного чтения учебника в онлайн режиме, встроен простой и мощный 3D плагин. Вы можете скачать учебник в PDF формате по прямой ссылке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

4 класс, сентябрь

Птицы прощаются.

Наступил конец сентября. Для птиц это месяц прощания. Они улетают в тёплые края. Сильно поредела листва на берёзках. Ветер тихонько качает старый скворечник. Жильцы покидают свой дворец.

Вдруг пара скворцов вернулась. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры. Скворец сел на ветку, поглядел по сторонам и затянул грустную песенку.

Грамматические задания:

Подчеркнуть грамматическую основу в предложении:

I вариант: Наступил конец сентября.

II вариант: Подруга вылетела из жилища.

Разобрать по составу слова:

I вариант: дворец, старый, перелёт

II вариант: подруга, скворцов, берёзках

Показать все варианты переноса:

I вариант: улетают, подруга

II вариант: тихонько, поглядел

Грамматические задания:
1) найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём однородные члены;
2) разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания;
3) в третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.

Последний месяц осени.

Серые унылые краски не радовали глаз. Стоял последний месяц осени. Зима пришла неожиданно. В лесу, на лугу, в поле она оставила свои следы. Словно сказочные молочные реки, петляли и убегали белые тропинки. Цепочки следов по свежей пороше потянулись из лесных чащ поближе к людям. Серый дятел тоже обосновался в деревне. Ночью он прятался под навесом крыши. Лоси, косули и зайцы устремились к свежей вырубке. Они глодали кору с осин и ив.

Слова для справок: не радовали, неожиданно, обосновался, поближе.

1 .Запиши предложение. Разбери предложение по членам. Укажи части речи каждого слова в предложении. Выпиши словосочетания.

Ранним утром рыбаки отправились на лесное озеро.

Запах сладкого мёда наполнил тёплый воздух.

2 . Разбери по составу слова.

Осенняя, срезают, канавки

Летняя, выбегают, речушка

3 . Выпиши из диктанта по одному слову к данной схеме. Разбери по составу.

Корень, суффикс, окончание

Приставка, корень, суффикс, окончание

4 . Выполни звуко-буквенный анализ слова:

1 вариант – глаз

2 вариант - след

Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс, декабрь

Волчиха.

Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.

С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.

Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась .

Задание:

1.Сделать синтаксический разбор предложения № 5.

2. Указать склонение и падеж существительных в первом и восьмом предложении.

3. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая.

1.Сделать синтаксический разбор предложения № 9

2. Указать склонение и падеж существительных во втором и десятом предложении.

3. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная.

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.

Вариант1. Разобрать 2 предложения по частям речи.

Вариант 2. Разобрать 4 предложение по частям речи.

2. Сделать морфологический разбор 2 любых имен существительных.

3. Указать склонение и падеж существительных.

У весны много вестников. Горланят чёрные грачи. Звенит капель с крыши. Видны на дорогах лужицы. На проталине в лесу выглянул робкий подснежник. Ещё бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весенняя пора не отступает. Припекает тёплое яркое солнце. На деревьях набухают смолистые почки. Стволы белых берёз наливаются сладким соком. Миша и Коля смастерили и прикрепили к стволу старого дерева скворечник. С радостным лаем по двору носится собака Малька.

2. Грамматическое задание

1). Выпиши предложение с однородными сказуемыми, подчеркни их.

2). Подберите из теста по три слова с орфограммами, указанными в таблице, запиши (где возможно проверочные слова).

Д..рект..р з..вода, б..гаж в авт..м..биле, гор….ть г..роха, “ Здра..ствуй, мальч..к!”, “До св..дани. Москва”, п..р..писывать в т..традь, пр..красное пкт..шествие, фам..лия уч..ника, ..б..рона гор..да, ябл..ки в к..рзине, п..с….жиры пар..хода, ж..лтая м..шина, ин..й на б..рёзе, к..л..гра…. ..гурцов, б..лет в в..сьмой в..гон, б..седовать с дев..чкой, ..курсия по ..лектр..станции, р..ботать с ..тцом, два..цать ве..лок, х..зяйствен..ый пр..дс..дат..ль.

Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая. Живет иволга в березовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зеленой листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти ее гнездо. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснет она ярким опереньем. (61 слово.)

Задание: Выполнить морфологический разбор пяти глаголов

Итоговый диктант за 4 класс, май.

После весеннего пробуждения природы наступает пора лесных малышей. Старшевсех из них медвежата. Они родились в берлоге зимой. Медвежата любят лазать по деревьям, ходить с медведицей к речке. Вот заиграли на полянке весёлые и резвые зайчата. Около норки развалились и греются на солнце рыжие лисята. Под колючей веткой ели свернулись клубочками ежата. Время охоты для них ночь.В листве берёзки послышался писк. Это в гнезде проголодались и запросили пищи птенцы.Встретишь маленькх жителей леса не обижай их. Пусть знают, что в лес приходил друг.

Грамматические задания. 1.Из двух последних абзацев выпишите слова с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением, запишите их с проверочными словами.

2.Седьмое предложение разобрать по частям речи(дать характеристику, выписать словосочетания).

Вот и прочти Сборник диктантов Русский язык 1-4 класс Канакина здесь, внизу много интересного

В.П. Канакина. Сборник по диктантам русского языка онлайн. 1-4 класс

Много ли усвоил ученик по подготовке пройденного материала всего начального курса, какой его действительный функционал по данному предмету. Сборник диктантов помогает разбираться во всех имеющихся вопросах. Да не только. Ведь если скачать учебник онлайн, то тогда учителям и ученикам станут подвластны все темы русского языка начальной школы. Ведь все темы без исключения имеют самые актуальные вопросы, а также здесь собраны все теоретические задания, которые позволяют открывать весь потенциал каждого ученика. Пособие предназначено и для учителей, которое станет настоящей находкой каждого педагога.

Тут вы сможете найти учебник по русскому языку под авторством Канакина В.П.

Материал включает в себя контрольные работы по русскому за 4 класс по всем изучаемым темам.

ВложениеРазмер
kontrolnye_raboty_russkiy_yazyk_4_klass_shkola_rossii_v._p._kanakina.docx 26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно.

Собака, раскрыв пасть, медленно приближалась к птенцу. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он с жалким писком прыгнул к зубастой пасти, громко пищал и дрожал от страха. Воробей заслонял собою воробышка.

Воробей жертвовал собою! Он героически спасал свое детище! Собака остановилась и отступила.

Слова для справок: красться, неподвижно.

Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.

Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.

Подошел рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбешки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.

Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак – удочкой с крючком.

Слова для справок : маленькую, увидел, стайкой, подцепит, врозь.

1. Составьте и запишите предложение с однородными сказуемыми.

2. Составьте и запишите предложение с однородными подлежащими.

3. Составьте и запишите предложение с однородными второстепенными членами.

4. Составьте и запишите сложное предложение.

Контрольное списывание по русскому языку в 4-м классе по теме «Безударные окончания имен прилагательных единственного числа.

1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы:

Медведь – известн__ хищн__ зверь. Это могуч__ и ловк__, осторожн__ и опасн__ животное. Тело лесн__ богатыря покрыто длинн__ тёмн__ шерстью. Как тёпл__ шубой одето. Окраска медвежьей шерсти бур__ цвета. У медведя больш__ голова на коротк__ толст__ шее, маленькие глазки. Ухо маленьк__ , кругл__ формы. Нога у медведя коротк__ и толст__ . При ходьбе его часто называют косолап__ и неуклюж__ зверем. Лапы сильные, с гол__й ступнёй. Гладк__ подошва даёт возможность тих__ ходьбы. Даже тонк__ веткой не хрустнет. Коготь на лапе длинн__, остр__ и очень крепк__. Поздн__ осенью медведь впадает в долг__ зимн__ спячку. Просыпается зверь в тёпл__ весенн__ пору.

2. Просклоняй словосочетания: синий бант, узкая дорога.

Контрольное списывание по русскому языку в 4-м классе по теме «Безударные окончания имен существительных единственного числа.

1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы:

Поездка к дедушке

Летом к дедушк__ Илье Петровичу приехал внук Миша из Астрахан__. Мальчик ехал на поезд__ по железной дорог__, потом плыл по широкой реке Волг__ на лодк__. От пристан__ до деревн__ он ехал на лошад__.

Дача дедушк__ стоит на краю деревн__. Около дач__ растут яблони, груши и густые кусты сирен__. Небольшой домик дедушк__ утопает в яркой зелен__. Перед домом кустики клубник__ со сладкими и вкусными ягодками.

Миша с дедушк__й часто заходили в самую глубь леса. Яркий луч солнца редко проникал туда. На лесной полянк__ краснели ягодки земляник__. Вокруг слышалось пение разноголосых птиц. Белочка шустро прыгала с ветк__ на ветку. Дедушка рассказывал внуку об интересной жизн__ птиц и зверей. Миша с большим интерес__м слушал его.

2. Определи склонение и падеж существительных, допиши окончания.

в белой капельк __ ( скл., п.) отдыхали в лагер __ ( скл., п,);

по краям дорог __ ( скл., п.); бежал по дорог __( скл., п.);

жили в опасност __ ( скл., п.); жили в город __( скл., п.);

бегают по вырубк __( скл., п.); при высокой температур __( скл., п.);

при сухой погод __( скл., п.);

Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синих небесах видны легкие облака. На ветках голых деревьев блестят мелкие сосульки. Крепким настом покрыты глубокие долины. Можно без широких лыж идти по маленьким тропинкам. Чуткие уши охотника ловят весенние звуки. Над головой слышны трели пестрых дятлов. Над старыми елями робко летают маленькие птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далеких теплых стран летят на родину чёрные грачи и скворцы.

Спиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания:

Завалено сухим.. листьями , ловк… зверьки, в глубок…х озерах, зимн… забавы, весенн… днями, у маленьк…х детей, по осенн…м дорогам, про весел… ребят, у полосат. х тигров, за дальн… полями.

Хорошо теплыми днями бродить по лесу. На вершинах деревьев лежит снег. Прыгают по шишкам бойкие птички – клесты. В шишечках они ищут семена. На ветках рябины сидят снегири. Они питаются семенами и ягодами. Белки с пушистыми хвостами перелетают с елки на елку.

Мы с друзьями идем на лыжах по узким тропкам. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следу птиц.

Скоро закат. Вершины деревьев горят ярким румянцем, точно радуясь лучикам солнца. Между березками мы возвращаемся домой.

Слова для справок : теплыми, пушистыми, узким, ярким.

Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы:

Охота на олен…й, идти по склон..м холма, питается улитк..м.. и комар..м. дупла в деревь..х, смотреть на медвед..й, бегать по тропинк..м, дети в шубк..х, любоваться плод..м. рыбы в океан..х.

Весной выходишь в рощу, выбираешь себе место возле опушки, смотришь на ружье и начинаешь ждать. Постепенно темнеет. Скоро и верхушки деревьев потускнеют. Румяное небо синеет. Мы чувствуем лесной запах все сильнее. В лесу уже совсем темно. Деревья вы видите совсем черными. Все птицы спят. Только дятлы посвистывают. Ты слышишь голосок пеночки. Вдруг в тишине кто-то каркает, шипит, машет крыльями. Это вальдшнеп вылетает навстречу твоему выстрелу. Вот что значит стоять на тяге.

(по И. С. Тургеневу)

Слова для справок: кто-то, вальдшнеп, навстречу

1.Поставь глаголы в неопределенную форму, укажи спряжение:

Отрубишь - ………. (….спр.), накормим - ………, поднимешь - ………., ненавидит -………, платите - ………., нагреют - …….. .

2. Спиши, вставляя безударные окончания глаголов:

Гром грохоч…т. Листья опада…т. Хороший человек не обид…т и не обман..т. Солдат защища..т нас. Ты уч..шь правило. Мы реша..м задачи. Вы трат..те деньги. Лиса лез..т в нору.

Однажды я вспомнил… голубое и чистое небо. Такое небо был… только весной. Солнце светил… и грел… . Через стекло чувствует. ся весеннее тепло. На солнечной стороне раста..л снег. На крыше висел… длинная сосулька. С нее падал… капельки. Воробьи чирик…л… и выгляд…л… нарядными. На ветку березки взлетел… ворона. Она вытян…л… шею и хрипло крикн…л. . Молодая галка искал. место для гнезда. На дальней изгороди сороки поворачив…л… головы, вертел… и качал… хвостами, трещал. . Вот слышит. ся нежная песенка овсянки. Ее песенка позванив…л… как маленький колокольчик.

Так и хочет. ся наслаждат. ся весной. Ты одеваеш. ся и выбегаеш… на улицу.

Читайте также: