Самоанализ завуча начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Каргатская средняя школа №2 им. Горького

педагогической деятельности заместителя

директора по воспитательной работе

Локтионовой Елены Викторовны

Российское образование стало рассматриваться сейчас как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем. Однако нельзя не признавать при этом также и возросшие запросы общества, родителей. Современное общество ожидает от школы создания условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечить социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни.

Поэтому считаю, что воспитание личности школьника является не менее важной приоритетной задачей в современном мире.

Новые условия деятельности побуждают весь педагогический коллектив на обновление содержания воспитания, поиск новых эффективных форм организации работы с учащимися.

Если воспитание сегодня выделяется как приоритетное направление, то и роль заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе является, по моему мнению, очень значимой.

Мой общий педагогический стаж работы – 13 лет. В должности заместителя директора по ВР – 5 лет. За всё время педагогической практики накоплен определённый опыт работы. Свою деятельность заместителя директора по воспитательной работе я осуществляю с учётом специфики образовательного учреждения, особенностей социума и социального заказа; моя деятельность направлена на осуществление качественной воспитательной работы в школе и создание необходимых условий. Как заместитель директора стараюсь совершенствовать свою деятельность: своевременно прохожу курсы повышения квалификации, занимаюсь самоподготовкой. В 2011-2012 учебном году была отмечена грамотой Управления Образования Каргатского района.

Цель : создание условий для развития, саморазвития, самореализации личности ученика — психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

Привлечение классных руководителей и классов к участию во внутришкольных и районных мероприятиях.

Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества.

Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

Реализация внеурочной деятельности ФГОС.

Наша школа имеет замечательное наследие. На протяжении всей её жизнедеятельности, школа добивалась хороших результатов, славилась спортивными достижениями, достижениями в учёбе и воспитании, компетентными педагогами.

В настоящее время школа отвечает всем современным требованиям: созданы все условия- кадровые и материальные для реализации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Учебно-воспитательный процесс сопровождается социально-психологической службой. В наличии имеются все необходимые специалисты. Третий год успешно реализуются новые стандарты в начальной школе. Сложилась система занятости детей во внеурочное время.

Воспитательная система имеет свои традиции, которые я стараюсь поддерживать и вносить что-то новое.

Особое внимание в рамках подпрограммы уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми-инвалидами, детьми, находящимися на индивидуальном обучении и детьми, обучающихся по спец. программам.

Основные задачи программы - это:

- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

-разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;

-разработка научно-методических рекомендаций по проблемам патриотического воспитания;

Таким образом, реализация данных программ охватывает все стороны воспитательного процесса в целом.

За время реализации данного проекта в школе сложилась определённая система работы по здоровьесбережению, есть результаты реализации данного проекта (Приложение1).

В школе сформирована структура, ответственная за осуществление воспитательной деятельности и дополнительного образования; функционирует методическое объединение классных руководителей. В МО классных руководителей входит 15 педагогов. Руководство МО осуществляется следующим образом: в начальной школе функционирует МО классных руководителей (1-4 классы) и МО классных руководителей средней и старшей школы (5-11 классы).

Непосредственными воспитателями и наставниками учащихся являются классные руководители. Я координирую их работу, стараясь способствовать созданию благоприятного морально-психологического климата в школе, отношений сотрудничества и доброжелательности в педагогическом и ученическом коллективах. В работе с классными руководителями считаю эффективным использование индивидуального подхода к педагогам в зависимости от опыта и стажа работы.

Основными воспитательными формами , которые рекомендую классным руководителям, считаю:

классные собрания учащихся – как демократическую форму коллективной жизни класса

внутриклассные мероприятия (День матери, 23 февраля др.)

Критерием эффективности воспитательной работы в школе служат показатели уровня воспитанности. С 2009-2010 учебного года

Добиться положительных результатов в воспитании возможно только в тесном взаимодействии с родителями. Основными формами взаимодействия с родителями традиционно являются родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся по плану классных руководителей: в начальной школе – не менее 1 раза в четверть, в средней и старшей школе – 1 раз в триместр.

В каждом классе действует родительский комитет, члены которого оказывают помощь классному руководителю в организационных вопросах, привлекаются к работе с асоциальными семьями (например, присутствуют на школьном Совете профилактики).

Сформирован Совет школы, который уполномочен решать вопросы воспитания и обучения учащихся.

Кроме родительских собраний в школе проводятся индивидуальные консультации для родителей не только с администрацией школы, но и с учителями-предметниками.

В связи с внедрением Федерального государственного стандарта начального общего образования большое внимание уделяю организации занятий по направлениям внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Третий год мы работаем по новым стандартам, за данный период времени есть определённые результаты - внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружков, спортивных секций с различными видами деятельности, экскурсий, конкурсов, соревнований, поисковых исследований, общественно-полезной практики, позволяющими в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы:

Активно ведётся работа по здоровьесбережению:

стабильное количество учащихся, посещающих спортивные секции; увеличилось количество учеников начальной школы, посещающих спортивные секции по общей физической подготовке;

стабильное и результативное участие в спортивных соревнованиях разного уровня;

увеличилось количество внутришкольных спортивных соревнований;

проведение общешкольных Дней здоровья;

согласно плану ВР школы проводятся тематические недели безопасности;

проводится ежедневная утренняя зарядка в 1-4 классах.

Ведётся мониторинг уровня воспитанности.

Достаточно хорошо развита система работы с родителями. Основные формы работы с родителями- родительские собрания, проведение мероприятий внутриклассных и школьных с участием родителей. В каждом классе действует родительский комитет, на уровне школы – Совет школы.

Успешно реализуется внеурочная деятельность в рамках ФГОС: разработано положение о ГПД, занятость учащихся во 2 половине дня осуществляется через кружковую работу и планы ВР классных руководителей. Каждый год составляется воспитательный план работы, в котором предусмотрена реализация всех направлений внеурочной деятельности учащихся. В 2013-2014 учебном году увеличилось количество объединений по всем направлениям внеурочной деятельности.

Усиление роли семьи в учебно-воспитательном процессе;

Совершенствование классного и школьного самоуправления;

Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования;

Целью своей управленческой деятельности считаю организацию учебно-воспитательного процесса, оказание методической помощи учителям, воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современных педагогов свойств и качеств личности.

В своей деятельности ставлю несколько задач:

1. Совершенствовать формы организации учебной деятельности.

2. Использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, эффективные методики обучения.

3. Раскрыть способности, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого педагога.

Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:

• работаем по утвержденному учебному плану, позволяющему заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования:

• составлены и утверждены планы научно-методической работы, педсоветов и МО;

• составлены индивидуальные планы работы учителей над темами самообразования;

• создана система ВШК как одно из условий эффективной работы.

• создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся;

• проведены мероприятия по улучшению материальной базы кабинетов.

Рабочие программы по предметам и по ВУД разработаны в соответствии с Положением о рабочей программе педагога.

Разработаны механизмы системы оценивания знаний учащихся.

В школе сформировался работоспособный, стабильный коллектив единомышленников. Педагоги нашей школы обладают творческим потенциалом, средний возраст – 38 лет. С высшим образованием – 9чел (70%), средне-проф. образованием – 4 чел (30%). Уровень квалификации постоянно растёт. Учителя школы активно повышают свой профессионализм через курсовую подготовку. Поэтому стратегическая цель методической работы выстраивается прежде всего из потребностей образовательного учреждения. В данный период для нашего учебного учреждения она следующая: содействие повышению эффективности и качества образования в условиях модернизации образования . Свою роль как руководителя методической службы я вижу в:

Изучении и внедрении в образовательный процесс перспективных школьных технологий.

Совершенствование методического уровня учителей в реализации стандартов НОО.

Мобилизация сил педагогического коллектива на повышение качества знаний учащихся.

В соответствии с целями и задачами методическая работа осуществлялась следующими организационными формами:

Тематические педагогические советы.

Школьное методическое объединение.

Работа по темам самообразования.

Открытые уроки и занятия по ВУД, их анализ.

Информационно-методическое обслуживание учителей.

Диагностика качества образования.

Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

Участие в конкурсах и конференциях.

Важным условием повышения качества образования в современной школе считаю уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Это может быть реализовано, если методическая работа обеспечивает целенаправленное, непрерывное, личностно- ориентированное повышение профессиональных компетенций учителя . Общая методическая тема нашла отражение в индивидуальных планах самообразования учителей. По итогам работы педагоги отчитываются на заседаниях педсоветов, МО, совещаний при заведующем.

Невозможно заставить человека работать по-новому, если у него нет желания.

Поэтому стараюсь проводить педсоветы, методсоветы интересно, используя разные формы, доступно объясняя, готовлю презентации.

Усилия участников МО направлены на активное воплощение принципа: профессионализм педагога – источник развития современного образования. Т.е. в начальной школе почти всё зависит от учителя и качество знаний, уровень культуры, внешний вид, почерк детей. Цель работы МО я вижу в совершенствовании профессиональных качеств личности каждого учителя, развитии их творческого потенциала и, в конечном счете, повышение эффективности и качества образовательного процесса.

Считаю, что развитие школы невозможно без личностного и профессионального развития его персонала. В рамках организации работы по совершенствованию педагогического труда можно отметить следующие формы - показатели: увеличение доли педагогов, использующих ЦОРы и прошедших курсовую подготовку – 100 % .

С целью отслеживания качества образовательного процесса провожу исследования (анкеты, срезы, собеседования). Мониторинг успеваемости, который составляю в конце каждой четверти, позволяет отслеживать степень обученности, качество знаний по классам. Источниками информации в нашей школе являются отчеты классных руководителей и учителей - предметников в конце четверти, года, отчет руководителя МО, информация, получаемая в результате внутришкольного контроля, система оперативной информации. Данные отчетов собираю, затем на основе сравнительного анализа делаю выводы о качестве обучения. Итоги подвожу на педсоветах, совещаниях при заведующем.

Целенаправленная работа педагогов по повышению качества подготовки учащихся дает положительные результаты. Мониторинг результативности учебной деятельности показывает стабильный уровень знаний и умений учащихся в течение последних 2 лет: успеваемость более 97 %, качество знаний в пределах 20% .

Составляю рейтинг олимпиадно - конкурсного движения разного уровня.

Одним из основных этапов педагогического мониторинга является анализ качества образования, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педагогического коллектива.

В этом году школа участвует в апробации по ВПР для учащихся 4 класса.

Результаты по тренировочной модели таковы:

По математике: Качество знаний – 43%, успеваемости – 87,5%

По русскому языку: качество знаний – 18,7% , успеваемость – 87,5%

Выводы: у детей плохо сформированы метапредметные УУД (не умеют решать логические задачи), по русскому языку – не умеют писать под диктовку, допустили много орфографических ошибок. Необходимо работать над развитием коммуникативных и регулятивные УУД (умение правильно сформулировать вопрос, составлять план текста и т.д.)

С неуспевающими и слабоуспевающими проводится индивидуальные занятия. Во 2 классе есть результаты, в сентябре прибыли 3 ученика, не умеющие читать. К концу 1 четверти они научились читать, хотя чтение слоговое, но читают 18 слов в минуту.

В школе уделяется много внимания системе дополнительного образования детей. Создана нормативно - правовая база, разработан учебный план по ВУД. В прошлом учебном году заключили договор с Центром Доп. Образования детей, к нам еженедельно приезжали и проводили кружки декоративно-прикладного искусства, вокальный и танцевальный кружки.

Оздоровительной работе уделяется большое внимание. Ведем мониторинг здоровья. Работает опытный, компетентностный учитель, с хорошей теоретической подготовкой. Проводит секцию по вольной борьбе.

В школе сложился творческий коллектив, состоящий из трудолюбивых, добрых, компетентных педагогов. Взаимоотношения с коллегами считаю деловыми и доверительными. Считаю себя в меру требовательным, достаточно терпеливым в общении с другими, умеющим выслушивать собеседника. В ситуации конфликта выбираю сотрудничество и компромисс.

Школа работает стабильно. Положительные результаты, пусть и небольшие, есть и в учебной деятельности, и в воспитательной деятельности, и в становлении и развитии творческого коллектива.

Но существуют и проблемы. Изменился социальный заказ на выпускника. Сложный контингент учащихся, педагогически запущенные дети, дети с ЗПР, сложно с ними работать, не усваивают материал.

Пути решения проблем школы вижу в:

1. овладении педагогами личностно - ориентированными технологиями, методом проектов и новыми инновационными технологиями через посещение курсов, через семинары, творческие отчеты, через участие в творческой деятельности по плану самообразования в соответствии с единой методической темой;

2. изучении педагогами современных воспитательных программ через посещение курсов, семинаров, через участие в творческой деятельности;

3. прохождении педагогами плановых курсов повышения квалификации.

4. в создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей, для этого продолжить работу по овладении здоровьесберегающими технологиями;

5. в развитии дополнительного образования через систему внеурочной деятельности, повышение качества и эффективности занятий;

6. применении новых форм работы с детьми и родителями, в совершенствовании психолого-педагогического просвещения родителей. Для этого изучение психологии на курсах, путем самопостижения, наблюдения, анализа;

7. в постоянном совершенствовании методической работы.

Несмотря на имеющиеся проблемы, наша небольшая школа конкурентноспособное учреждение во внешней среде. Учебно - материальная база и ресурсы школы позволяют давать учащимся качественное образование. Проблемы будем решать, в этом я вижу смысл своей работы.

Методическая работа – это постоянный педагогический поиск. Это теория и практика, творчество и нелёгкий труд. Это и проблемы, и идеи их решений. Это пульс жизни нашей школы .Свою же роль как руководителя методической службы я вижу в создании условий, при которых у учителя возникает радостное обретение внутреннего педагогического сознания. Оно дает о себе знать мыслями и идеями о работе, появляющимися как бы сами по себе, не только на уроке, но и во всех других обстоятельствах жизни.

Стаж в должности заместителя директора по УВР-5 лет. Это не много, но и нее мало для того чтобы создать работоспособный, стабильный коллектив единомышленников. Педагоги нашей школы обладают высоким творческим потенциалом и здоровыми амбициями. Средний возраст – 40 лет. Это сплав мастерства и энергии. Уровень квалификации постоянно растёт. (Приложение 1) Учителя школы активно повышают свой профессионализм через курсовую подготовку очную и заочную. (Приложение 2) Поэтому стратегическая цель методической работы выстраивается прежде всего из потребностей образовательного учреждения. В данный период для нашего учебного учреждения она следующая: содействие повышению качества образования в условиях модернизации образования. Свою роль как руководителя методической службы я вижу в:

  1. Развития вариативных форм дошкольного и предшкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования.
  2. Поэтапного внедрения стандартов первого поколения, реализации программ предпрофильного обучения, использования инновационных технологий преподавания и системы независимой оценки знаний учащихся через сдачу экзаменов по новой форме за курс основной школы.

В соответствии с целями и задачами методическая работа осуществлялась следующими организационными формами:

  1. Тематические педагогические советы.
  2. Школьные методические объединения.
  3. Работа по темам самообразования.
  4. Открытые уроки, их анализ.
  5. Предметные недели.
  6. Информационно-методическое обслуживание учителей.
  7. Диагностика педагогического профессионализма и качества образования.
  8. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
  9. Аттестация педагогических и руководящих работников.
  10. Участие в конкурсах и конференциях.

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью реализуются образовательные программы и учебный план школы, обновляется содержания образования через использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).

Основными направлениями методической службы школы является аналитическая деятельность. Ежегодно анализируются результаты методической работы, обновляется база данных о педагогических работниках, собирается и обрабатывается информация о результатах УВП, выявляются затруднения дидактического и методического характера. (Приложении 3 – диаграммы.)

Информационная деятельность представлена работой школьной медиатеки и библиотеки. Обеспечение библиотеки компьютером, телевизором, музыкальным центром, видеокамерой сделало библиотеку одним из важнейших подразделений методической службы школы. Систематическое информирование о новинках педагогической, психологической, методической литературы, формирование банка педагогической информации в процессе подготовки к семинарам, заседаниям методических объединений – это повседневная работа школьного библиотекаря Пшеновой Т.В. с которой мы тесно сотрудничаем.

Методический кабинет школы также содержит достаточный мультимедийный и дидактический материал, позволяющий педагогам повысить свою профессиональную компетентность.

За последние три года в помощь педагогам подобраны следующие рекомендации:

  1. Инновационные образовательные технологии.
  2. Организация исследовательской деятельности.
  3. Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса.
  4. Организация предпрофильной подготовки.
  5. Рекомендации учителю по преемственности между начальным и основным общим образованием.
  6. Особенности работы в сдвоенных классах малокомплектной школы.

100% педагогов владеют компьютером, 80% могут найти интересующую информацию в Интернете, 50% систематически пользуются информационными технологиями в урочной и внеклассной деятельности. Организационно-методическая деятельность, на мой взгляд, – самая основная составляющая работы завуча. Он тут и методист, и организатор, это и тот, кто создает благоприятную атмосферу. Но в организационной работе значительную часть времени у нас, завучей маленьких школ, занимает работа по составлению расписания, осуществлению замены уроков больных учителей, дежурство по этажам и в столовой в роли своеобразного надсмотрщика. А что же входит в организационно-методическую деятельность? Это деятельность педагогического менеджера. Для себя я определила следующие направления:

  • 2005 г. – Крузе Д.М.
  • 2006 г. – Бочанова Т.М.
  • 2008 г.– Габерман С.В.
  • 100% педагогов прошли обучение на различных курсах по информационным технологиям;
  • повышение квалификации осуществляется согласно графику;
  • отказов от повышения квалификации не бывает.

ЦИМО проводит совещания для руководителей образовательных учреждений, районные методические объединения, где педагоги получают информационную и методическую помощь. Школа завуча имеет практическую направленность. Все заседания проходят в интересных нетрадиционных формах, дают содержательный материал для организации управленческой и методической работы.

Как завуч свою задачу я вижу и в формировании у учителя интереса к педагогическим инновациям. Наблюдается положительная динамика в обновлении и приобретении знаний в области педагогических технологий, их апробации и получении стабильных результатов. (Приложение 8)

Успешность методической работы в ОУ зависит от ресурсов представленных в таблице. Исходя из их наличия или отсутствия в школе возникают проблемы которые касаются и методической службы. Большинство проблем разрешимы.

Поэтому, очерчивая проблемы методической работы, я вижу и пути их решения.

  1. Несвоевременное получение информации из-за сбоев в работе связи и Интернета.
  2. Отсутствие компьютера (ноутбука) для администрации.
  3. Не все педагоги в равной степени владеют ИКТ.
  1. Интенсифицировать использование электронных носителей в управлении школой.
  2. Перевести учет информации в электронную форму.
  3. Подготовить педагогические кадры, способные работать в инновационном режиме, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий.
  1. Разработать дополнения к Уставу школы в связи с введением в структуру школы новых компонентов: группы предшкольной подготовки.
  2. Совершенствование документальной базы деятельности методических структур.
  1. Перегруженность отдельных педагогов.
  2. Неумение и нежелание повышать свою компетентность в области анализа ситуации, проблематизации и других видов управленческой деятельности.
  1. Организация методической работы на основе конструктивного, научно-обоснованного анализа с последующей коррекцией и перепроектированием в зависимости от реализации заявленных целей и задач.
  2. Формирование методологической культуры педагогов как средства повышения качества образования.
  1. Неуверенность в будущем, страх потерять работу.
  2. Отторжение образования среди части родителей и детей как социальной ценности.
  1. Использование надтарифного фонда.
  2. Представление к поощрениям различного уровня лучших педагогов школы.
  3. Продолжить разъяснительную работу среди родителей по содержанию образования.
  1. Сопровождение педагогической деятельности научной консультационной помощью со стороны внутренних и внешних консультантов.
  2. Отслеживание роста педагогического мастерства путем проведения постоянного мониторинга педагогической деятельности.
  1. Изношенность основных средств и невозможность их обновления в основных школах из-за ограниченности ресурсов.
  2. Минимальные расходы на организацию методической службы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работаю в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 58 12 лет. Курирую образовательный процесс начальной школы и воспитательную работу школы.

Целью своей управленческой деятельности считаю организацию учебно-воспитательного процесса, оказание методической помощи учителям, воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современных педагогов свойств и качеств личности.

В своей деятельности ставлю несколько задач:

1. Совершенствовать формы организации учебной деятельности.

2. Использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, эффективные методики обучения.

3. Раскрыть способности, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого педагога.

Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:

• работаем по утвержденному учебному плану, позволяющему заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования:

• составлены и утверждены планы научно-методической работы, педсоветов и МО;

• составлены индивидуальные планы работы учителей над темами самообразования;

• создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся;

• проведены мероприятия по улучшению материальной базы кабинетов.

В основе воспитательной системы нашей школы лежит гуманное отношение к ребенку. Гуманистический характер воспитательной системы предполагает: реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии; создание воспитательной среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы нацеленной на всестороннее развитие личности каждого воспитанника; на подготовку его к жизни среди людей. Поэтому я считаю основными подходами в организации воспитательного процесса – системный, деятельный, личностно - ориентированный. Воспитательная работа ориентирована на личность ребенка, на создание в школе обстановки социальной защищенности, взаимодействия, взаимопонимания, творческого содружества. В основе гуманистической системы воспитания школы лежит идея личностно-ориентированного подхода.

Цель воспитательной системы нашей школы - полноценная, духовно и физически здоровая личность с устойчивым нравственным поведением, способная к оптимальной адаптации в современном обществе.

Исходя из цели школы, были определены следующие задачи воспитательной деятельности:

1. Сохранение школьных традиций, развитие ученического самоуправления.

2. Формирование у обучающихся потребности вести здоровый образ жизни.

3. Совершенствование методического мастерства классного руководителя, через работу ШМО, методическую литературу и участие в школьных и городских, республиканских конкурсах.

4. Формирование базы для сознательного управления учащимися своим развитием.

Как заместитель директора по воспитательной работе своими задачами считаю:

своевременное выявление проблем школы, исходя из анализа деятельности школы;

мобилизация педагогического коллектива на решение выявленных недостатков;

видение перспектив развития школы и организация работы по выполнению программы развития;

создание условий для творческой работы каждого члена педагогического коллектива.

Решение вышеперечисленных задач способствует развитию воспитательной системы школы. В основе ее - совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям:

развитие самоуправления. (Приложение 1)

Эффективность воспитательной системы зависит от того, насколько руководители владеют диагностикой управления, т. е. умеют выявлять проблемы. В своей работе мы начинаем с изучения состояния школы: с истории и традиций школы, состояния материально - технической базы, с анализа педагогического и ученического состава, их семей, состояния учебной и воспитательной работы, характеристики социума.

Организационную структуру управления школой можно представить следующим образом:



Эффективное воспитание, формирующее образованную, высоконравственную, социально зрелую личность немыслимо без знания индивидуальных особенностей воспитанника, оценки уровня его воспитанности. При выявлении уровня воспитанности детей мы используем методику Капустина Н.П.. На основе критериев и показателей воспитательной системы была определена модель выпускника на каждой ступени обучения. (Приложение 2)

Сравнивая результаты уровня воспитанности в марте 2016 с результатами прошлых лет можно сделать вывод, что высокий уровень воспитанности - повысился, а низкий уровень снизился. Уровень воспитанности проводится объективно, с привлечением актива класса, учителей предметников и родителей. Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, что способствует:

Повышению уровня общительности каждого в отдельности;

Развитию личностных качеств учащихся.

Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогают классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников. Воспитательная работа строилась по системе коллективно-творческих дел (КТД).

Классные руководители постоянно работают над повышением своего мастерства через самообразование, работу школьных и районных методических объединений. В школе планируется и ведется работа с педагогическими кадрами, обобщается педагогический опыт работы на уровне школы, города. (Приложение 3)

Критериями качества управления в нашей школе можно считать:

- действующую программу развития школы;

- деятельность детского ученического самоуправления;

- расширение общественного управления ОУ;

- бережное использование школьного оборудования и имущества;

Материально - техническая база школы эффективно и разумно используется в воспитательном процессе: оснащенный спортзал является центром спортивной и оздоровительной работы; улучшение оснащения компьютерного класса, подключение к сети Интернет позволяют рационально использовать интернет - ресурсы в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов, способствуют освоению и внедрению ИКТ в педагогическую деятельность.

Методическая работа в школе - это целостная, основанная на достижениях психолого - педагогической науки и конкретном анализе индивидуальной деятельности, система мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства классных руководителей, на обогащение и развитие творческого потенциала педколлектива школы в целом.

При организации методической работы использую следующие принципы:

- перспективное, проблемно - тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы;

- единая общешкольная тематика, исходящая из целей и задач развития школы на данном этапе;

-планирование промежуточных и конечных результатов в индивидуальной работе.

Для повышения качества воспитания и обучения создан кабинет компьютерной поддержки, где установлен мультимедиа-проектор и 10 компьютеров. В этом кабинете учителя проводят уроки и внеклассные мероприятия, используя информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Так в течение 2015-2016 учебного года проведено учебных занятий с использованием ИКТ - 200 уроков, в том числе воспитательные мероприятия, классные часы, викторины. Учителя и учащиеся пользуются Интернетом. В школе есть электронная почта, школьный сайт. В школе созданы условия для развития одаренных детей и детей, мотивированных на учебную деятельность.

Большое место в воспитательной системе занимает дополнительное образование. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества. В нашей школе воспитательная работа организованна по следующим направлениям:

1) эстетическое - в этом направлении проводятся занятия прикладного и технического творчества, экологические и краеведческие занятия.

2) физкультурно-оздоровительное: в школе работает 3 спортивных секции:

3. подвижные игры для начальной школы.

Результатом работы наших внеклассных занятий и секций являются призовые места в спортивных соревнованиях, различных выставках, проводимых на уровне школы, города и конечно призовые места в творческих конкурсах.

* становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;

* приобщение личности к общешкольным ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы;

* создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;

* развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразованной гражданской позиции школьников;

* создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

В нашей школе на протяжении 9 лет работает ученическое самоуправление. Под моим руководством осуществляет свою деятельность Совет старшеклассников, в который входят учащиеся 5-11 классов. Направления деятельности Совета старшеклассников определяются задачами работы комитетов, составляющих структуру самоуправления: организационный, учебный, трудовой, шефский, спортивный, культурно-массовый. (Приложение 4).

За каждым из них закреплен педагог-наставник с целью оказания ему педагогической поддержки на основе сугубо индивидуального подхода. На заседания профилактического совета приглашаются работники правоохранительных органов, члены Совета школы и родительского комитета. Проводится правовая неделя с участием специалистов ИДН Червоногвардейского района РО Макеевского ГУ МВД ДНР.

Для профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних детей, а также профилактики вредных привычек у подростков разработан план мероприятий по профилактике правонарушений и безнадзорности подростков.

уровень самооценки учащихся

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки детей.

Цель проведения: выявление уровня самооценки детей.

Обследовано: 46 человек (исследования проводились среди учащихся начального и среднего звена, возраст детей 6,5 – 14 лет).


Результат:

высокая – 35%; средняя – 50%; низкая.-15%

Вывод: самооценка, самовосприятие детей требует внимания психолога, педагогов работающих с данными детьми. Необходимо научить детей само и взаимооценке, привить желание и умение анализировать свои поступки, своё поведение.

Итоговая диагностика(03.03.2016)


Цель проведения: выявление положительного изменения уровня самооценки детей. Обследовано: 46 человек

высокий уровень-58%; средний- 37%; низкий.-5%

Вывод: целенаправленная работа классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, скоординированная заместителем директора по ВР, положительно сказалась на повышении уровня самооценки детей.

степень креативности детей.

Цель проведения: выявление

Обследовано: 52 человека

Результаты тестирования:

а) высокий уровень креативности – 19%

б) средний уровень креативности – 60%

в) низкий уровень креативности – 21%.

Итоговая диагностика (03.03.2016)

Цель проведения: выявление изменения степени креативности детей.



Результаты тестирования:

а) высокий уровень креативности – 39%

б) средний уровень креативности– 50%

в) низкий уровень креативности – 11%

Анализ полученных данных по двум тестам выявил повышение уровня креативности. По результатам 2-х тестов на выявление детской креативности выявлено: количество детей с высокой степенью креативности составляет 30% от общего числа учащихся школы.

Уже на протяжении нескольких лет ведется анализ уровня воспитанности учащихся школы. Использование оценки воспитанности стимулирует у учеников процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности. Сравнительный анализ последних лет показал:



- формирование активной педагогической позиции родителей,

- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями,

- активное участие родителей в воспитании детей.

Таким образом, школой реализуются функции родительского просвещения сведений о воспитательной концепции школы, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный момент, о ходе духовного развития ребенка и корректирует принципы семейного воспитания. Участие родителей в школьных мероприятиях проводится через традиционные праздники школы и классов, ярмарки-выставки художественно-прикладного творчества, конкурсы, туристические походы.

Школьным психологом проводится мониторинг среди учащихся и родителей с целью изучения их удовлетворенности работой школы и качеством проводимых мероприятий.

Статья

Данная статья представляет собой краткий охват всего того, что входит в компетенцию современного заместителя директора по УВР на начальной ступени обучения. Названы также цели, функции, основные направления (организация ВШК, руководство деятельностью школьных кафедр и методических объединений) в работе заместителя директора.

Учителем учителей – а только учитель учителей и

является настоящим руководителем, которому

верят и которого уважают ,- можно стать лишь

тогда, когда с каждым днем все больше

углубляешься в детали, в тонкости педагогического

процесса, когда перед тобой открываются все

новые и новые грани того, что можно назвать

искусством влияния на душу человека.

В.А.Сухомлинский.

Современная общеобразовательная школа – это учебно-образовательное учреждение, призванное осуществлять обучение, воспитание, развитие и саморазвитие учащихся на всех возрастных этапах пребывания в школе. Школа – это живой организм, это люди – взрослые и дети, которые обеспечивают ее жизнедеятельность.

В деятельности этого организма огромная роль отводится людям, которые управляют обучением и воспитанием учащихся. Одну из главных профессиональных ролей в иерархии управления учебно-воспитательным процессом современной школы играет заместитель директора по начальным классам. Это представитель школьной администрации, работающий в начальной школе, творческий и компетентный человек, организующий и направляющий работу учителей начальных классов. Деятельность заместителя директора школы по начальным классам многоаспектная, однако главной задачей завуча является создание коллектива учителей-единомышленников, способных к организации качественной работы со своими воспитанниками. Изучение их профессиональной компетентности, интересов, профессиональных умений, результатов организации учебно-воспитательного процесса в детских коллективах – это задачи профессиональной деятельности заместителя директора по начальным классам.

В своей деятельности заместитель директора по начальным классам выполняет различные функции: организаторскую, методическую и административную.

Организаторские функции завуча:

- анализ состояния учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

- выявление условий успеха и причин неудачи в организации деятельности начальной школы;

- прогнозирование деятельности всех участников процесса обучения и воспитания учащихся в начальной школе;

- разработка содержания, форм и методов предстоящей деятельности;

- оптимальный подбор профессиональных кадров;

- постановка задач и непосредственная помощь педагогам в осуществлении намеченных целей;

- анализ результатов работы и участия всех педагогов в ней.

Конечная цель организаторской функции заместителя директора – это обеспечение эффективности и качества деятельности всех участников педагогического процесса по развитию личности ребенка.

В процессе методической работы заместитель директора организует повышение педагогической квалификации учителей начальной школы, занимается организацией творческого роста педагогов, целенаправленно строит работу с молодыми педагогами, изучает педагогический опыт и мастерство своих коллег, обобщает достижения и наработки своих учителей, создает условия для максимального раскрытия их таланта и профессиональных умений.

Административная функция заместителя директора по начальным классам не является главенствующей в его повседневной деятельности. Ее основной задачей является подкрепление его методической и организаторской функции по созданию стройной учебно-воспитательной системы работы учителей начальных классов.

Важным проявлением административной функции является контроль качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Контроль предполагает анализ деятельности педагогов по созданию условий для развития личности школьника как субъекта учебной деятельности, становления классных коллективов, построения системы преемственности в деятельности начальной и старшей школы.

Особое место в практике работы заместителя директора по начальным классам занимает анализ и контроль календарно-тематического планирования и выполнения программ педагогами, результативности работы педагогов по выполнению запланированных мероприятий учебного и воспитательного плана, контроль за работой методического объединения учителей начальных классов

Аналитическая деятельность завуча начальной школы

Для того, чтобы работа завуча была успешной и приносила определенное удовлетворение от того, что силы затрачены не напрасно, необходимо уделить самое серьезное внимание организации собственной деятельности, планированию и прогнозированию своей работы. Для этого нужно максимально подготовить необходимые ему для работы материалы и спланировать свою деятельность. Такими материалами должны стать собственные планы на неделю, месяц, год, образцы памяток и справок и другие материалы, которые станут хорошим подспорьем завучу в работе.

Хорошим подспорьем в работе завуча является циклограмма его деятельности. Циклограмма – это документ в виде таблицы, который регламентирует деятельность заместителя директора в строго определенной последовательности и временных границах. Преимущество циклограммы по отношению к таблице состоит в том, что имеет более четкую регламентацию деталей выполнения тех или иных производственных функций. Циклограмма может быть доведена до сведения учителей начальных классов. Проводя совещания с учителями начальных классов, завуч может ознакомить педагогов с запланированными мероприятиями или вывешивать циклограмму на доске объявлений. В недельной циклограмме указываются направления деятельности заместителя директора в ходе предстоящей недели.

Помимо недельной циклограммы необходимо иметь перспективное планирование работы по направлениям деятельности на весь учебный год, которое позволит завучу системно подходить к организации собственной деятельности и избежать авралов в работе.

Отправными точками планирования работы заместителя директора должны стать следующие направления:

1) организационно-педагогическая деятельность в начальной школе;

3) работа с педагогическими кадрами по повышению квалификации и профессионального мастерства, аттестация;

4) организация и управление учебно-воспитательным процессом;

5) система внутришкольного контроля в начальной школе;

6) сотрудничество с семьей и общественностью;

7) просветительская деятельность и методическая работа;

8) укрепление материальной базы начальной школы;

9) финансово-хозяйственная деятельность.

Каждое направление деятельности предполагает выполнение определенных профессиональных действий, которые и составляют систему работы заместителя директора, а их выполнение – прогнозом результативности его деятельности.

Основные направления деятельности заместителя директора школы по начальным классам

Основные направления работы заместителя директора школы в начальной школе определены целями и задачами работы современной школы. Именно осознание администратором этих целей дает ему понимание своей роли в организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

Перед педагогами школы стоят две основных цели, реализация которых как раз и определяется умением руководства школы организовать процесс обучения и воспитания учащихся.

Первая цель состоит в том, чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную систему знаний, умений и навыков, развили свои физические качества и умение трудиться, удовлетворили свои познавательные потребности и интеллектуальный интерес, получили возможность в полной мере раскрыть свои умственные способности и склонности. Реализовать эту цель ребенок может только в том случае, если администрация школы, педагогический коллектив способны и имеют огромное желание создать условия для этого.

Вторая цель – это воспитание каждого ученика культурной, нравственной, творческой, активной и социально зрелой личностью. Эта цель осуществляется как в учебном процессе, так и в системе воспитательных мер, которые реализуются в большей степени после школьного урока.

Таким образом, для реализации целей, стоящих перед школой, необходимы умелые направляемые действия руководителей школы, отвечающих за свой участок работы. Реализация целей, стоящих перед школой, во многом зависит от тех направлений деятельности в работе заместителя директора, которые станут основой системы его работы.

Одним из важнейших направлений деятельности заместителя директора по начальной школе является хорошо организованное и продуманное сотрудничество с педагогическим коллективом школы. Оно предполагает сотрудничество с коллегами – учителями начальной школы, учителями-предметниками старшей школы, завучами, выполняющими различные административные функции. Хорошо отлаженное сотрудничество с педагогическим коллективом необходимо для того, чтобы видеть результаты деятельности педагогического коллектива учителей начальной школы не только на выходе детей из начальной школы, но и потом, в средней школе, и на выходе учащихся-выпускников. Сегодня много говорится о необходимости четко организованной преемственности между начальной и средней школой, однако зачастую все остается только словами. Преемственность – это и есть системное продуманное сотрудничество педагогов начальной, средней и старшей школы, основу которого составляет система работы заместителя директора по начальной школе.

Для того, чтобы сотрудничество было плодотворным, завуч должен использовать различные рычаги управленческой деятельности, которые позволят создать стройную систему работы с педагогическим коллективом. Реализация данного направления возможна через следующие виды деятельности завуча:

Не менее важным направлением в работе завуча является сотрудничество с учащимися. Не секрет, что зачастую завуч, обремененный огромным количество бумаг, циркуляров и планов, мало знает контингент учащихся в начальной школе. А когда ребята переходят на среднюю ступень обучения, встреча с завучем начальной школой бывает для них очень большой редкостью. Поэтому в своей работе я стараюсь уделять внимание вопросам изучения комфортности пребывания ученика в классе и в школе, взаимоотношениям учителя и ученика, вопросам адаптации первоклассников к школе, проблемам и потребностям своих подопечных.

Третьим направлением в работе завуча по начальным классам является сотрудничество с семьей учащихся. Именно знание среды ребенка, материальных и духовных условий его семьи позволят завучу и его коллегам не только помочь детям в трудной ситуации, но и предупредить проблемы в обучении и воспитании ребенка. И здесь в работе завуча реализуются те же рычаги деятельности. Это просвещение родителей, диагностика семьи и создание банка диагностических исследований, всеобъемлющая коррекционная деятельность.

Одной из важнейших функциональных обязанностей завуча начальной школы является создание стройной системы внутришкольного контроля.

Планирование ВШК определяется не спонтанно, а исходит из тех реальных недостатков, которые имеются в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, или из качественных показателей результатов профессиональной деятельности педагогов, результатов контрольных срезов классов, итоговых достижений учащихся начальной школы.

Для того, чтобы ВШК в начальной школе был действительно эффективным, он должен строиться на определенных принципах, главные из которых:

- определение приоритетных участков контроля;

По объектам контроля ВШК может быть: персональный (работа одного педагога); классно-обобщающий (на материале одного класса); комплексно-обобщающий (контроль в параллели).

Помимо выше перечисленных видов контроля проводятся проверки школьной документации: личных дел учащихся на начало и конец учебного года; соблюдения единого орфографического режима, работа педагогов с тетрадями учащихся; техники чтения учащихся начальной школы; дневников учащихся; выполнения планов воспитательной работы учителями – классными руководителями.

В рамках ВШК завуч и группа, осуществляющая ВШК, предлагают учителю выполнить с учащимися контрольные работы или устные задания по текстам администрации. На современном этапе в начальной школе используются как традиционные, так и тестовые контрольные работы. Основными административными контрольными работами являются:

1 контрольная работа – входная (проводится со 2 по 10 сентября);

2 контрольная работа – итоговая за 1 полугодие обучения (конец декабря);

3 контрольная работа – итоговая за учебный год (в мае).

В нынешнем учебном году с целью контроля за уровнем ЗУН и готовности школьников к продолжению обучения были проведены следующие контрольные срезы и работы:

- сентябрь – по итогам повторения за предыдущий учебный год по математике и русскому языку во 2-4 классах;

- конец октября – контрольные работы по математике и русскому языку за 1 четверть;

- декабрь – проверка овладением основных знаний за 1 полугодие;

- дважды была проведена проверка техники чтения во 2-4 классах.

Ниже приводится анализ всех проведенных контрольных работ.

Анализ и планирование работы методического объединения

Методические объединения учителей – наиболее распространенная и давно сложившаяся традиционная форма коллективной методической работы по повышению квалификации учителей.

Методические объединения занимаются разработкой и проведением мероприятий по повышению уровня учебно-воспитательного процесса и качества знаний учащихся, обсуждением и совершенствованием вопросов теории и практики обучения и воспитания, организацией обмена опытом работы и внедрением передового опыта в практику работы учителей, систематически ведут ознакомление с новинками научной и методической литературы, занимаются организацией и методикой классных занятий, планированием уроков по наиболее трудным темам новых программ, обсуждают их, организуют опережающие открытые уроки по этим темам наиболее опытными учителями и учебу на их практике молодых учителей , ведут совместную подготовку дидактического материала по новым темам и так далее.

Главным условием успешного решения учебно-воспитательных задач является четко продуманная система методической работы объединения, а это возможно только при четком, научно обоснованном планировании работы. План составляется с учетом конкретных условий: образования и опыта работы учителей, итогов успеваемости учащихся по предметам, с учетом задач преподавания данного предмета.

В Янаульском лицее долгие годы заведующим методическим объединением учителей начальных классов работает учитель высшей категории Хуснутдинова Г.Б. На первом заседании методического объединения (конец августа) проводится анализ работы за прошлый учебный год и принимается план работы на следующий.

Читайте также: