Перспективная начальная школа математика 1 класс содержание

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1072 0

Рабочая программа по математике

Общие цели курса: Предлагаемый начальный курс математики имеет цель ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Кроме этого, имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка, и прежде всего его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).

Общая характеристика: Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение изучения геометрического материала и изучения величин. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычис­лительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Место учебного предмета в учебном плане:

Количество часов в год - 132

Количество часов в неделю - 4.

Количество рабочих недель – 33

Личностные результаты .

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД . Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные УУД . Ученик научится или получит возможность научиться:

- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.);

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

- выполнять действия по заданному алгоритму;

- строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные УУД . Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач.

в 1-м классе является формирование следующих умений:

читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;

- общий и отличительный признаки отрезка и дуги

Уметь:

- различать основные цвета

- определять форму предмета

- распознавать такие фигуры, как круг, треуголь­ник и прямоугольник и правильно использовать соот­ветствующие термины

- ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа)

- использовать линейку для построения прямых линий, отрезков

- сравнивать предметы по форме, размеру

Знать:

- число и цифры 0-9, число 10

- ряд целых неотрицательных чисел

Уметь:

- писать цифры 0-9

- распознавать и записывать цифры 0-9

- читать и писать знаки , =

- строить ломаную, отрезок

- понимать теоретико-множественную суть сложения

- составлять суммы с равными слагаемыми

- различать сумму и ее значение

- вести счет до 10 и обратно

Личностные:

- учебно-познавательный интерес при определении признаков предметов (цвет, форма, размер) и установлении пространственных отношений

- санитарно-гигиенические правила посадки;

- проявления познавательной инициативы учащихся в оказании помощи героям учебника и соседу по парте

Регулятивные:

- уметь определять цель учебной деятельности совместно с учителем при изучении временных понятий, геометрических фигур, чисел и цифр 0-9

- составлять план учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с темами данного раздела

- контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий на сравнение предметов, геометр. фигур,

- оценивать полученные результаты решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем при изучении тем раздела

- ориентироваться в учебнике

- устанавливать последовательность действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации при сравнении фигур, предметов (цвет, форма, размер)

- ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, по направлению движения – впереди, сзади)

Познавательные:

1.Общеучебные:

- определять направление движения по горизонтали (налево-направо)

- мысленно моделировать результаты физического опыта при рассмотрении движения по горизонтали, вертикали;

- сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков ( , =);

- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры;

- воспроизводить и применять правило сложения и вычитания с нулем;

2.Логические:

- сравнивать предметы по признакам (форма, цвет, размер)

- анализировать изображения прямых, прямых, кривых линий, последовательность объектов по ходу движения;

- устанавливать закономерность при достраивании ряда;

Коммуникативные:

- строить речевые высказывания, используя математические термины

- уменить слушать и вступать в диалог, учитывая позицию собеседника

- понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Одинаковые и разные по форме.( Динамическая пауза)

Слева и справа, вверху и внизу. Над, под, левее, правее, между.

Плоские геометрические фигуры.

Прямые и кривые.

Направления. Налево и направо. Вверх и вниз.(Динамическая пауза)

Главная Учебники 1 класс Математика. 1 класс 1 часть. Чекин А.Л.

В первую часть включены вопросы, связанные с изучением чисел, их сложения в пределах первого десятка, базовых геометрических понятий, пространственных и временных отношений. Во вторую часть включены вопросы, связанные с изучением чисел второго десятка, сложения и вычитания чисел в пределах первых двух десятков, свойств геометрических фигур, величин и их измерения, сюжетных арифметических задач.

Это Маша и Миша. Маша старше Миши и уже учится в школе. Поэтому Миша часто обращается к ней с вопросами. То, о чём Маша узнаёт, она рассказывает Мише. Но не на все вопросы она может ответить. В некоторых случаях потребуется и твоя помощь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чекин, А. Л. Математика. 1 класс : учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. -М. : Академкнига/Учебник, 2011.

Юдина, Е. П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс : тетрадь для самостоятельной ра­боты № 1, 2 / О. А. Захарова, Е. П. Юдина ; под ред. Р. Г. Чураковой. - М. : Академкни­га/Учебник, 2011.

Чекин, А. Л. Математика. 1 класс : методическое пособие для учителя / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методиче­ских рекомендаций:

федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством обра­зования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеоб­разовательных учреждениях, на / учебный год: Приказ Министерства образования

и науки Российской Федерации № от . .20 «Об утверждении федеральных перечней

учебный план образовательного учреждения на /___ учебный год;

локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

В соответствии с новыми требованиями предлагаемый начальный курс математики имеет следующие цели.

Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматики; формирование элементов системного мышления, умения планировать (выстраивать последовательность действий при решении задач), систематиза­ция и структурирование знаний, формирование способности к моделированию, дифференциации существенных и несущественных условий.

Математическое развитие младшего школьника: использование математических представ­лений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном от­ношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логи­ческого мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, спо­собности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

• Освоение начальных математических знаний; формирование умения решать учебные
и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходст­ва, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов);
понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы
для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать
с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших
построений; проявлять математическую готовность к продолжению образования.

• Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использо­вать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, предлагаемое содержание начального курса по математике, в рамках учебни­ков 1-4 классов, имеет целью ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, кото­рая описывается (моделируется) с помощью этих понятий (окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п.), а также предложить ре­бенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

СТРУКТУРА КУРСА

Содержание учебного предмета

Числа и величины (28 ч)

Числа и цифры.

Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Числа и цифры от 1 до 9. Первый, второй, третий и т. д. Счет предметов. Число и цифра 0. Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки , Разрядные слагаемые. Числа от 11 до 20, их запись и названия.

Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше - позже, продолжи­тельность (длиннее - короче по времени). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу.

Арифметические действия (48 ч)

Сложение и вычитание.

Сложение и вычитание длин.

Текстовые задачи (12 ч)

Знакомство с формулировкой арифметической текстовой (сюжетной) задачи: условие и во­прос (требование). Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение

и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры (28 ч)

Признаки предметов. Расположение предметов.

Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или не­скольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Располо­жение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-либо, между одним и другим, спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Распо­ложение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшест­вующего (если они существуют).

Геометрические фигуры и их свойства.

Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Распознава­ние формы данных геометрических фигур в реальных предметах. Прямые и кривые линии. Точ­ка. Отрезок. Дуга. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четы­рехугольник. Симметричные фигуры.

Геометрические величины (10 ч)

Работа с данными (6 ч)

Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таб­лицы. Представление информации в таблице. Таблица сложения как инструмент выполнения действия сложения над однозначными числами*.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа и материал УМК рассчитаны на 132 часа в год (4 часа в неделю), что соответству­ет БУП в 1 классах (1-4).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответст­венности человека за благосостояние общества;

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, умения принимать решения с учётом позиций всех участников;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе таких общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, как:

принятие и уважение ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и обще­ства и стремление следовать им;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и по­ступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планиро­ванию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её само­
актуализации:

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовно­сти открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их ре­зультаты;

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные УУД

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебни­ка (Маше или Мише) или своему соседу по парте.

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться контролировать свою дея­тельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполне­ния задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т. д.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотруд­ничать) с соседом по парте, в группе.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

Подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных при­знаков.

Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указате­
лей и др.), рисунков, схем;

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.

Проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ).

Строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Использовать (строить) таблицы, проверять по таблице.

Выполнять действия по заданному алгоритму.

Строить логическую цепь рассуждений.

читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;

вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);

сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (,

записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -);

употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, сла­гаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);

пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;

воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;

применять переместительное свойство сложения;

применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;

применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;

выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;

применять правила сложения и вычитания с нулем;

понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;

выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;

выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;

распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (тре­угольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник, круг);

чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;

строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);

распознавать симметричные фигуры и изображения;

распознавать и формулировать простые задачи;

составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;

выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относя­щимися к соответствующим величинам (длиннее - короче, дальше - ближе, тяжелее - легче, раньше - позже, дороже - дешевле);

использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года. Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать количественный и порядковый смысл числа;

понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;

воспроизводить переместительное свойство сложения;

воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;

воспроизводить правила сложения и вычитания с нулем;

устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;

строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;

описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, по­следний, следующий, предшествующий);

понимать суточную и годовую цикличность;

представлять информацию в таблице.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.

Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).

Описание явлений и событий с использованием величин.

Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.

Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.

Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

Выполнение геометрических построений.

Выполнение арифметических вычислений.

Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.

Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.

Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.

Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.

• Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического
действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения
геометрической фигуры.

Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.

Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить ис­следования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.

Цель курса — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом требований координации устной и письменной речи.

В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов, кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные или письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, т. е. читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.

Цель курса — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Главная задача обучения в 1-м классе — формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения — остается актуальной и на протяжении второго года обучения.

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.

Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел.

Геометрическая линия выстраивается в 1-м классе (на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера) изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, внутренняя и внешняя области относительно границы, многоугольник, прямой угол, прямоугольник, симметричные фигуры.

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
  • формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и проводить обобщение; умений — работы с научно-популярной, справочной литературой;
  • проведение наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
В первом классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа — растения — животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) — труд человека — образцы поведения в природе.

Приоритетными задачами курса первого класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основные способы познания первого года обучения — наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств.

Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми).

Читайте также: