Зайцев авдотья смерть краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 186
  • КНИГИ 669 815
  • СЕРИИ 25 796
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 057

Георгий Адамович (1892-1972)

Литературные беседы кн.2 ("Звено": 1926-1928)

Кроме того: о лилиях и арфах писалось в России, в 19 и 20 годах, в холоде и дыму, в общем полуумирании. Условно-прекрасное казалось тогда просто прекрасным. Обостреннее было чувство уродства и прелести мира, резче разделение их.

В новых стихах Иванова несомненна большая стилистическая простота и расширение тем. Остался ограниченным выбор образов. Осталась прежняя природная безошибочность звуков, т. е. звуковая оправданность каждой строчки, наличие в каждой строчке стиха, свойство исключительно присущее Георгию Иванову. Осталась, наконец, меланхолия.

Сюжет повести – жизнь и смерть деревенской бабы Авдотьи.

Внешность и энергия Авдотьи вызывают разные отношения. Автор сознательно представляет свою героиню через оценку других действующих лиц, мнение же самого писателя мы узнаем только в конце повести, в образе молящейся за Авдотью Лизы.

Комиссар Лев Головин видит в ней неизбежную обузу, которая будет выколачивать из правления все необходимое для жизни: “Вот и накрыла бабенка. Теперича она на нас поедет. То ей подводу дай, то дровец наруби…”

Варвара Андреевна считает, что Авдотья “просто попрошайка”.

Присутствие в повести образа Лизы очень символично – её точка зрения близка к авторской. Лиза ощущает несовершенство, жестокость происходящего в России, уповая на Бога в своих молитвах за людей. Пространство России покрывается любовью, звучащей в молитве девушки за всех несчастных мира.

В поветсвовании выявляется подсмысл – смерть, леденящая душу, есть не зло и не добро, она – неизбежность. Умирает Авдотья, но остается Лиза, и они в представлении автора как два лика судьбы России – смерть и побеждающая её любовь.

И, наконец, символ креста олицетворяется в образе Лизы молящейся за Авдотью.

Авдотья воплощает в себе языческие и христианские черты, отражает пути и трагедии ломки народного сознания. Женщина – мать, грешная и праведная, перевоплощается в Женщину – смерть в тот момент, когда страна переживает этап массового народного бедствия, но апокалиптический лик Авдотьи писатель покрывает светом христианской любви и всепрощения.

Очевидно, что особое значение для писателя имеет женское начало, Женственность.

Во временном переходе в самом начале повествования определяется связь жизни Анны и истории, разворачивающейся рядом. И такая связь предусмотрена автором, герои обречены на неё.

Со сменой этих глав меняется и точка зрения героев, они воспринимают мир более глубоко, происходит “перелом” в их сознании.

Матвей Мартыныч в ходе повествования проявляет себя в нескольких образах. Автор ведет читателя по пути душевного изменения Матвея Гайлиса (творец, беспомощный человек).

Изначально (глава “Гости”) латыш Матвей Гайлис осознает себя уникальным, сильным человеком. Он имеет свое хозяйство, ведет его хорошо, “С любовью” выращивает свиней”, “с любовью” их и режет. В заданности своей “роли”, в зацикленности на собственном “правильном” устроенном быте, Матвей Мартыныч не замечает мира вокруг, но совершается событие, которое меняет спокойное течение его жизни. Матвей получает известия о том, что к нему приедут “власти” забирать излишки хозяйства, отнимут и его свиней. Естественный ход времени приходит в конфликт с временем жизни малого мира хутора Матвея Гайлиса. Для преодоления конфликта мир, существующий как бы вне времени, должен быть вписан в структуру большого мира, жить по его законам.

Снег не только закрывает надоевшую грязь, но и начавшаяся зима открывает возможность для перемещения героев. Все одновременно трогаются со своих мест, совершают перемещения за пределы своих прежних Миров.

Анна, получив письмо от своего жениха, Аркадия Ивановича, уходит из дома к нему, в Машистово; Лена Немешаева, для того, чтобы привести письмо Анне, отправляется из Серебряного в Мартемьяновку.

Герои благодаря этим перемещениям подчиняются другому началу – природной стихии, и в этой стихии чувствуется что-то неминуемое и страшное. Через метель пробивается в дом Аркадия Ивановича докторша, жуткое чувство надвигающегося холода испытывает Анна, наблюдавшая за этой метелью из окна усадьбы в Машистово (традиционный для русской классической литературы – мотив испытания путников, перенесших стихию метели в дороге).

Герои перестают ощущать время, но природное время предполагает мифологическую структуру, которая основана на однотипности и повторяемости, поэтому главным приемом становятся воспоминания (Аркадий Иванович вспоминает друзей ушедших, прошлую бесшабашную жизнь; Анна же, полная отчаяния, говорит о своем тяжелом детстве, о попытке не жить больше, когда она, маленькой девочкой, стояла морозной зимой перед открытой форточкой с единственным желанием – умереть).

Сумерки, Анна с докторшей сидят в столовой, не зажигая света. В соседней комнате за прикрытой дверью лежит тело умершего Аркадия Ивановича.

Анна выходит в сад – надмирность, тайна, но и реальность жизни – встреча с Трушкой – разбойником нового, советского времени. С этого момента тайна иного мира уже не отпускает Анну, которая всю свою энергию направляет в одном порыве – стремлении к смерти. Проследим, как этот мотив разрабатывается в сюжете.

Следовательно, дорога расширяет пространство повести, и в то же время показывает предстающий путь в значении конца, завершения чего-то…

«Анна сказала вслух:

Мелкое эхо в лощинке подало:

И в тот же самый момент появляется палач Трушка со своими дружками у дома латыша. Анна, ищущая смерти, убивает разбойника и погибает сама. С этого момента жизнь героини завершена. Но сюжет повести не окончен.

Итак, этот женский образ Анны, показан как самодавлеющая индивидуальность. Он как бы составлен из детских воспоминаний о матери, и в тоже время в нем прослеживаются черты многих героинь зайцевской прозы.

Посвящение в женщину – так можно назвать основную тему творчества Б. Зайцева. Посвящение это предпринимается с одной главной мыслью – постичь суть человеческого счастья. А постижению этому нет конца…

Б. Зайцев обогатил русскую литературу своим искусством слова. Прочтение названных произведений доставило наслаждение прежде всего потому, что перед нами мастер акварельной, поэтической, мудрой прозы, которой восхищались и самые взыскательные из современников писателя.

Изучение собранного материала позволяет сделать следующие выводы:

Два начала – художественное и духовное определяет развитие писателя. Начинал Б. Зайцев с импрессионизма, но постепенно приходил к осознанию необходимости решения отдельных религиозных и нравственных вопросов. Они и становятся содержанием его произведений.

Мировоззрение писателя формировалось под влиянием философских учений В. Соловьева. С трудами В. Соловьева связано понимание Б. Зайцевым Вечной Женственности, как всеобщего духовного начала, любви как смысла жизни.

Любовь у писателя связана с предощущением чего-то вечного, неземного, трагического и в то же время необходимого и прекрасного.

Любить – значит жить, жить – значит любить. По такому пути идут зайцевские героини. Отсюда и идеал, возникающий в творчестве писателя – жизнь без любви невозможна.

Образ женщины стал одним из центральных в его произведениях. Создавая идеал женщины, он создавал идеал прекрасного на земле. Любая женщина у писателя несет в себе Божественную сущность, свет Вечной Женственности, Вечной Красоты.

Для Б. Зайцева было необычайно важно соединить земное и небесное в женщине, как это соединено в природе.

Б. Зайцев избегает прямых оценок и описаний, уходя в подтекст. Автор указывает не только на то, что в центре находится рассказ о жизни женщины, он также определяет и основное идейное содержание своих произведений.

Образ и судьба простой женщины во многом совпадает в представлении Б. Зайцева с образом России.

Очевидно, что особое значение для Б. Зайцева имеет женское начало, Женственность.

К сожалению произведения Бориса Зайцева не изучают в школе. Однако хотелось бы познакомить ребят с величайшим представителем наследия русской культуры, заложить в их души огромный клад нравственных и духовных ценностей. Говоря о педагогической стороне дела, нельзя забыть, что 15 – 16 лет – сложнейшая пора взросления и становления личности, опыта проникновения в отношения мужчины и женщины. От того, на каких примерах ребята узнают эту сторону жизни, зависит очень многое в их воспитании.

Безусловно, я не могу претендовать на полное решение всех затронутых в работе вопросов, но надеюсь, что своим исследованием делаю шаг к пониманию творческого наследия величайшего классика русской литературы.

I. 1. Толковый словарь Владимира Даля. – М., 1980. – т. 1.

3. . Адамович Г. Одиночество и свобода (Судьбы. Оценки. Воспоминания. Литературно-критические статьи). - СПб., 1993.

4. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М., 1999.

5. Бердяев Н. Самопознание. М., 1991.

6. Горнфельд А . Лирика космоса//Книги и люди. Литературные беседы. - СПб.,1908.

7. Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. - М., 1996.

8. Кедров К. Поэтический космос. - М., 1989.

9. Колтоновская Е. Новая жизнь. Критические статьи. Поэт для немногих. - СПб., 1910.

10. Кривушина Е. Имя собственное в художественном произведении. – М., 1989. – с. 53.

11. Крутикова Л. Реалистическая проза 1910- х годов (рассказ и повесть) //Судьбы русского реализма начала ХХ века. - Л., 1972.

12. Кустодиев Б. Письма, статьи, заметки, интервью. - М., 1967.

14. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М., 1997. -Т.1-2.

15. Молодсенов В. Послесловие к книге: Литераутрный распад. Критический сборник. - СПб., 1909. - Кн.2.

16. . Струве Г. Русская литература в изгнании. - Париж - Москва: 1996.

17. Тихонов. В словаре русских личных имен. - М., 1995.

18. Усенко Л. Импрессионизм в русской прозе начала ХХ века. - Ростов: 1888.

19. Франк С. Сущность и ведущие мотивы рус. философии//Философские науки. - 1990. - N 5.

20. Айхенвальд Г. К 90-летию Б.К.Зайцева//Русская мысль (Париж). - 1971 , - 11 февраля.

21. Воропаева Е. Зайцев Б.К.//Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - М., 1992.

22. Воропаева Е. Жизнь и творчество Бориса Зайцева//Зайцев Б. Сочинения в 3 т . - М., 1993. - Т.1.

23. Драгунова Ю. Цветовая символика в творчестве Б.Зайцева//Жанрово-стилевые проблемы русской литературы ХХ в. - Тварь:1994.

24. Иезуитова Л . В мире Б.Зайцева//Зайцев Б.Земная печаль. - Л., 1990.

25. Михайлов О. Б.К.Зайцев//Литература в школе. - 1990. - N6.

26. Михайлов О. Зайцев//Литература русского зарубежья. 1920-1940. М., 1999. - Вып.2.

27. Прокопов Т. Все, написанное мною, лишь Россией и дышит. //Зайцев Б. Осенний свет. - М., 1990.

28. Сомова С. Поэтика сюжета прозы Б.Зайцева (рассказы и повести 1901-1929). АКД. - Самара: 1998.

30. Трубецкой Ю. Из творчества Б.К.Зайцева//Возрождение. - 1952. N21.

31. Шиляева А. Борис Зайцев и его беллетризованные биографии. - N.Y.: 1971.

32. Долинин А. Б. Зайцев и А. Ремизов.// Бюллетени литературы и жизни, 1 – 7. – М., апрель 1912.

33. Зайцев Б. Собрание сочинений. - М., 1999 - 2000.

34. Зайцев Б. Сочинения в 3 т. - М., 1993.

Зайцев Б. Осенний свет. - М., 1990.

Зайцев Б. О себе.// Сочинения в 3 т. – М., 1993. – Т. 1.

IV. 37. Барсов Е. Причитания северного края. - М., 1997. - Т.1.

1 Бердяев Н. Самопознание. - М., 1991. - с. 164.

2 Адамович Г. К 90-летию Б.К. Зайцева. // Русская мысль (Париж), 1971 – 11 февраля. – с. 1 .

3 Михайлов О. // Литература в школе. Б.К. Зайцев. – 1990. №6. – с. 49.

5 Усенко Л. Импрессинизм в русской прозе начала XX века. – Ростов, 1988. – с. 14.

6 Там же. – с. 226.

7 Там же. – с. 228.

8 Зайцев Б. Собрание сочинений: В 5 т. – т. 1 . – М., 1999. – с. 53.

9 Горнфельд А. Лирика космоса. // Книги и люди. Литературные беседы. – СПб., 1908. – с. 22.

1 0 Кедров К. Поэтический космос. – М., 1989. – с. 120.

1 1 Усенко Л. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. – Ростов, 1998. – с. 203.

1 2 Кустодиев Б. Письма, статьи, заметки, интервью. – М., 1967. – с. 203.

1 3 Зайцев Б. Собрание сочинений: В 5 т. – т. 1. – М., 1999. – с. 42.

1 4 Там же. – с. 109.

1 5 Прокопов Т. Предисловие к книге: Зайцев Б.К. Осенний свет. – М., 1990. – с.22.

1 6 Молодянов В. Послесловие к книге: Ильин И.А. О тьме и просветлении. – М., 1991. – с. 246.

1 7 Зайцев Б. О себе. // Литературная газета. – 1989, 3 мая. – с. 5.

1 8 Зайцев Б. Дни. Москва – Париж. - 1995. – с. 94.

1 9 Франк С. Сущность и ведущие мотивы русской философии. // Философские науки. - 1990. №5. – с. 89.

2 0 Зайцев Б. Дни. Москва – Париж. – 1995. – с. 214-215.

2 1 Зайцев Б. Собрание сочинений: В 5 т. – т. 1. – М., 1999. – с. 101.

2 2 Там же. – с. 92.

2 3 Зайцев Б. Собрание сочинений: В 5 т. – Т. 2. – М., 1999. – с. 202.

2 4 Там же. – с. 208.

2 5 Там же. – с. 275.

2 6 Литературный распад. Критический сборник. Книга 2. – СПб., 1909. – с. 142-143.

2 7 Колтоновская Е. Новая жизнь. Критические статьи. Поэт для немногих. – СПб., 1910. – с.77-79.

2 8 Зайцев Б. Собрание сочинений: В 5 т. – т. 1. – М., 1999. – с. 116.

2 9 Кривушина Е. Имя собственное в художественном произведении. – М., 1989. – с. 53.

3 0 Там же. – с. 54.

3 1 Л. Иезуитова. В мире Б. Зайцева. / Зайцев Б. К. Земная печаль. – Л., 1990.

3 2 Зайцев Б. Собрание сочинений: В 5 т. – т. 1. – М., 1999. – с. 97.

3 3 Зайцев Б. Собрание сочинений: В 3 т. – т. 1. – М., 1993. – с. 62.

3 4 Зайцев Б. Собрание сочинений. – т. 1 . – М., 1999-2000. – с. 99.

3 5 Даль В. Толковый словарь. – т.1. - М., 1880.

3 6 Зайцев Б. Собрание сочинений. – т. 1 . – М., 1999-2000. – с. 96.

3 7 Там же. – с. 117.

3 8 Тихонов В. Словарь русских личных имен. – М., 1995.

3 9 Крутикова Л. Реалистическая проза 1910-х годов(рассказ и повесть). // Судьбы русского реализма начала XX века. – Л., 1972. – с. 195.

4 1 Зайцев Б. Собрание сочинений. – т. 1. – М., 1999-2000.- с. 110.

4 2 Там же. – с. 114-115.

4 3 Там же. – с. 113.

4 4 Там же. – с. 91.

4 5 Там же. – с. 93.

4 6 Там же. – с. 115.

4 7 Там же. – с. 94-95.

4 8 Там же. – с. 97.

4 9 Там же. – с. 98.

5 0 Там же. – с. 105.

5 1 Там же. – с. 106.

5 2 Там же. – с. 108.

5 4 Там же. – с. 93.

5 5 Там же. – с. 116.

5 6 Там же. – с. 117.

5 7 Айхенвальд Ю. Силуэт русских писателей. Новейшая литература. – Брянск, 1923. – с. 218.

5 8 Шиляева А. Борис Зайцев и его беллетризованные биографии. – N.Y., 1971. – с.24.

5 9 Там же. – с.34.

6 1 Адамович Г. Одиночество и свобода (Судьбы, Оценки, Воспоминания, литературно-критические статьи). – СПб., 1993. – с. 63.

6 2 Ступин Ф. Борис Зайцев. Анна. // Современные записки. – Париж: 1930. - № 31.

6 3 Цит. по: Крыжицкий С. Разговор с Б.К. Зайцевым. // Новый журнал. Нью – Йорк, 1983. Кн. 150. – с. 194.

6 4 Адамович Г. Одиночество и свобода. – СПб., 1993. – с. 67.

6 5 Трубецкой Ю. Из творчества Б.К. Зайцева. // Возрождение. – 1953, №21. – с. 13.

6 6 Зайцев Б. Собрание сочинений. Т. 2. – М., 1999-2000. – с. 425.

6 7 Там же. С. 426.

6 8 Там же. – с. 432.

6 9 Там же. – с. 429.

7 0 Там же. – с. 430.

7 1 Долинин А. Зайцев и А. Ремизов. // Бюллетени литературы и жизни. 1-7. – М., апрель 1912. – с. 179.

7 2 Зайцев Б. Собрание сочинений. Т. 2. – М., 1999-2000. – с. 434.

7 3 Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. М., 1997. – т. 1. – с. 179.

7 4 Зайцев Б. Собрание сочинений. Т. 2. – М., 1999-2000. – с. 430.

7 5 Зайцев Б. Собрание сочинений. Т. 3. – М., 1999-2000. – с. 355.

7 6 Там же. – с. 351.

7 7 Там же. – с. 354.

7 8 Там же. – с. 349.

7 9 Там же. – с. 361.

8 0 Там же. – с. 361.

8 1 Там же. – с. 365.

8 2 Там же. – с. 365.

8 3 Там же. – с. 359.

8 4 Там же. – с. 349.

8 5 Там же. – с. 388.

8 6 Там же. – с. 361.

8 7 Там же. – с. 366.

8 8 Там же. – с. 354.

8 9 Там же. – с. 354.

9 0 Там же. – с. 358.

9 1 Там же. – с. 362.

9 2 Там же. – с. 362.

9 3 Там же. – с. 406.

9 4 Там же. – с. 401.

9 5 Там же. – с. 405.

9 6 Там же. – с. 374.

9 7 Там же. – с. 403.

9 8 Там же. – с. 362.

9 9 Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1999. – с. 32.

Похожие документы:

Александра Исаевича Солженицына. Вуказатель вошли публикации автора и критическая литература

В. П. Муромский, д р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д р филол. наук; Н. К. Леликова, д р ист. наук;С. Д.

Программа вступительных испытаний для поступления в магистратуру по литературе составители

Целью программы является проверка знаний будущих магистров в области литературы и оценка степени готовности кандидатов к обучению в магистратуре, знаний в области фундаментальных филологических дисциплин и навы­ков научно-исследовательской

Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (1)

Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (2)

Русская литература ХХ века

В пособии даны программа, справочный материал и рекомендации по изучению литературного процесса и творчества отдельных писателей, а также библиография.

Читайте также: