Самоанализ занятия по финансовой грамотности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.

- формировать разумное отношение к расходованию денег;

- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

- развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

- развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

- развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;

- воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.

Активизация словаря: монеты, купюры, банкноты, потребности, банкомат, банковская карта.

Обогащение словаря: семейный бюджет, доход, расход, сбережения.

словесный - рассказ воспитателя, вопросы к детям, беседа, художественное слово;

наглядный – демонстрация материала;

игровой – сюрпризный момент, выполнение игровых действий;

практический – самостоятельная деятельность детей.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.

Дети находятся в группе и по сигналу колокольчика становятся в круг

Станем рядышком, по кругу,

Нам здороваться ни лень:

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

В группу входит грустный Буратино

Это что за очень странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино) Дети хором отвечают

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.

Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался.

Воспитатель: Расскажи нам, и мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Буратино: Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был на занятии. Там услышал много новых слов – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, я не понял. Помогите мне разобраться, что обозначают эти новые слова.

Воспитатель: Ребята, поможем Буратино? Он задал нам интересную задачу. Но думаю, мы вместе сможем разобраться и помочь нашему другу.

Буратино, присаживайся вместе с ребятами и будь внимательным!

(Буратино садится вместе с детьми на стул)

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.

Воспитатель: Купюры или банкноты - это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)

Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.

Воспитатель: Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, как называются денежные купюры и чем отличаются купюры и монеты между собой.

Буратино: Да, купюра – бумажная и называется она - банкнота, а монета – металлическая.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей и Буратино)

Воспитатель: Ребята, однажды на фабрике, где печатают деньги, произошел сбой и несколько купюр из станка вышли разделенные на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить испорченные купюры. (Дети делятся на команды – мальчики и девочки, Буратино присоединяется и помогает ребятам)

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на дне кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем Буратино, что такое потребности? (ответы детей)

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на экран!

На экран выводятся слайды, дети вместе с Буратино определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье), и объяснить Буратино почему без них человек не может прожить (ответы детей).

Воспитатель: А ты Буратино без чего не можешь прожить? (ответ Буратино)

Теперь ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь? (ответ Буратино)

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?

Буратино: Конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт.

Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

-мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

-бабушка и дедушка получают пенсию;

-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи.

Буратино: Что такое доход?

Дети: Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Буратино: Что такое расход?

Дети: Расход- это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Буратино как правильно распределить семейный бюджет и поиграем в игру.

Перед вами схема потребностей и десять монет (у каждой команды схемы разные). Ваша задача распределить ваш бюджет слушая мои задания:

1.За одежду мы затратили 1 монету, а за электроэнергию нам понадобиться затратить на 1 монету больше, чем на одежду. Сколько монет мы затратим за электроэнергию?

2.За электроэнергию мы заплатили 2 монеты, а за продукты на одну монету больше, чем за электроэнергию. Сколько монет нам потребуется на продукты?

3.На покупку лекарств мы потратили на 2 монеты меньше, чем на продукты. Сколько монет мы потратим на покупку лекарств?

4. Чтобы оплатить счёт за квартплату нам нужно потратить столько же монет, столько мы потратили на оплату электроэнергии. Сколько монет нам понадобится, чтобы оплатить счёт за квартплату?

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько у Вас было монет?

Дети: У нас было 10 монет.

Воспитатель: А сколько монет мы с Вами потратили?

Дети: Мы потратили 9 монет.

Воспитатель: А, что мы будем делать с оставшейся монетой?

Дети: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Воспитатель: Ну, что Буратино, теперь ты понял, как можно правильно распределять семейный бюджет?

Буратино: Да, ребята, понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло.

Вопросы к детям:

«Вырастут ли деньги?

Где Буратино мог бы хранить деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно - хранение денег. (показ различных пластиковых карт на слайде) Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей)

Ребята, а сейчас давайте вместе с Буратино пройдём в наш сбербанк рассмотрим банкомат и расскажем ему, для чего он нам нужен? (рассуждения детей)

Сейчас мы с вами попробуем снять деньги в банкомате. Сначала я научу вас и Буратино как пользоваться нашим банкоматом, а затем вы попробуете.

Воспитатель: Буратино, ты давно живёшь в сказке, и не знал, что в нашем современном мире существуют: купюры, монеты, банки, банкоматы, банковские карты. Сегодня мы тебе обо всем рассказали. А теперь давай вместе с нашими детьми создадим свою именную банковскую карту.

Дети и Буратино проходят за столы и самостоятельно по образцу создают свою именную банковскую карту.

Буратино: Спасибо, вам, ребята. Я буду знать, что деньги не вырастут, если их закопать в землю. Я положу их на карту. А вместе с Папой Карло буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Буратино!

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Чему, мы научили Буратино?

Дети: Мы учили Буратино финансовой грамотности. (развёрнутые ответы детей)

Раздаётся стук в дверь, приходит почтальон и приносит посылку от Буратино.

Воспитатель: Ребята, Буратино в своей школе по финансовой грамотности научился играть в новые экономические игры и прислал нам, а так же он ещё раз благодарит вас за помощь.

Постановка цели определена при планировании квест-игры. Учитывались возрастные особенности и возможности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

1. Формировать первичные экономические понятия: финансы, экономия, зарплата, банк, потребности.

2. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

3. Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.

4. Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Для выполнения поставленных задач была произведена с детьми предварительная работа, которая раскрывала тематику содержательной части квест-игры.

2. Беседа о потребностях людей;

3. Рассматривание предметов и денежных знаков различных временных эпох;

5. Просмотр фоторепортажа о профессиях;

4. Проектор, мультимедийная презентация;

5. Шаблон юбки-трапеции;

Методы и приемы. Основной метод – игровой.

Наглядные методы (иллюстрации, презентированные изображения, интерактивные изображения, словесные методы (показ, инструкции, пояснения, вопросы, поощрения, практический метод, а также метод контроля и стимулирования.

Реализация федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и знаний по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое.

Для проведения квестированной игры выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через выполнение ряда заданий.

в форме квест-игры

Содержательный этап. Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Вариант игры представлен в получении подсказок, где указывалось место нахождения заданий. В каждом пункте дети сталкиваются с различными игровыми заданиями, выполнив которые переходили от одного места страны в другое, выполнив задание верно, дети получали части пазла, в результате которые сложили в одно единое целое, а также деньги.

Содержательная часть проходила через игровые ситуации в нескольких частях помещения центра познавательного развития и разнообразия смены деятельности детей.

Дети, выполняя игровые задания, проявили познавательную активность, использовали все имеющиеся знания и умения.

Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность.

Благодаря использованию здоровьесберегающей технологии (зрительная гимнастика) и включения в игру с мячом у ребят не проявлялось признаков утомляемости.

Дети выполнили все задания правильно на всех этапах путешествия.

Анализируя, проведенную игру, считаю, что все игровые ситуации были построены логично и имели взаимосвязь, что облегчало их выполнение. Логичность построения позволила провести игру, не выходя за рамки запланированного времени, отведенного на выполнение циклов заданий.

Детям было интересно и это порадовало меня, проявлялось стремление, творчество, быстрота и четкость в их поведении и ответах.

Взаимоотношения детей со мной на протяжении всего занятия были дружескими, эта позиция привлекала и дисциплинировала детей, но иногда расслабляла некоторых ребят.

Я считаю актуальным использование квестированных игр в проведение образовательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в 10 классе. В классе 17 учеников. 10 девочек, 7 мальчиков. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика.

Цель урока: формирование осознанного отношения у обучающихся к страхованию, познакомиться понятием страхования, научиться выбирать страховую компанию.

Задачи урока реализовала через следующие аспекты:

Образовательный: формирование представления о понятии страхования как деятельности и его предназначении; повысить интерес к страхованию.

Развивающий: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения анализировать делать самостоятельные обоснованные выводы; развивать коммуникативные способности учащихся; совершенствование навыки самостоятельной и групповой работы; развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией; расширение лексического запаса.

Воспитательный: формировать интерес к финансовой грамотности, формирование способности к экономическому развитию, реализация творческого потенциала и моральных норм; овладение формами и методами самовоспитания: самокритика; формировать ответственное отношение к страхованию.

Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

понимание личной ответственности за решения, принимаемые в сфере страхования

понимать преимущества использования страхования;

различать виды страхования;

Метапредметные:
• осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения

поставленных задач;

самостоятельное выражение своих мыслей

работать в команде.

Личностные результаты: (личностные УУД)

- понимание культурного многообразия мира, уважения к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса;

- понимание истории как одной из базовых наук.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать исторические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-ти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- осуществление индивидуальной образовательной траектории;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты; анализировать вопросы, формулировать ответы; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок;

- вступление в речевое общение; планирование способа взаимодействия.

Предметные: (знания, умения, представления)

Научатся: самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное.

Получат возможность научиться: давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

УУД личностные: Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности; Р2 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р3 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: П1 – определяют основную и второстепенную информацию; П2 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества.

7. Оборудование.

Использовала на уроке презентацию, видеофрагменты, раздаточный материал, он-лайн работа с интернетом, данные социологических опросов и исследований.

Оборудование: проектор; мультимедийная презентация к уроку, выход в интернет.

Тип урока: освоение новых знания. Осуществляла данные подходы:

Форма занятия: исследование в процессе деятельности.

Технология: проблемное обучение.

Методы и приемы: Активные методы обучения: кейс-метод, проблемный метод; синквейн, групповое обучение, кластер.

Текстоориентированный (выбор необходимой информации из текста)

Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)

Интегрированный (связь с информатикой, обществознанием, правом)

Личностно-ориентированный (привитие финансовой просвещённости)

Урок старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между учителем и детьми.

Структура урока включала в себя следующие этапы:

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе. При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод.

Мотивация и активизация опорных знаний: мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний (просмотр видео фрагмента: который помог смотивировать учащихся на тему урока).

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
Предполагает готовность к восприятию новых знаний, определение целей урока с выходом на самостоятельное изучение нового материала.

На начальном этапе изучения темы проводилась работа с понятиями, способствующая развитию абстрактного и логического мышления.

На заключительном этапе урока практико – аналитическое задание способствовал развитию личностных и коммуникативных УУД.

Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом и сопровождались ярким, информационно-насыщенным презентационным материалом.

При изучении нового материала использовалась технология коллективного способа обучения. Обучающиеся шли к усвоению новых знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях групповой работы.

В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности).

На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (обществознание, право), развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса:

наглядный метод обучения, частично-поисковый метод с опорой на наглядность, исследовательский метод с опорой на сравнение, словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу;

На уроке проводилась коррекционная работа: Доброжелательный настрой самого учителя и эмоциональная поддержка. Обратить внимание на аналогичные темы, изученные ранее.

Максимова Светлана Трофимовна.

Программные задачи:

-Закрепить порядковый счет

-Продолжать учить находить последующее число к заданному числу.

-Продолжать закреплять состав чисел в пределах 10.

-Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

-Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой.

-Учить высказывать и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

-Формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.

-Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

-Закрепить умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой.

-Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.

-Формировать гендерные принадлежности

Предварительная работа:

2. Заучивание стихотворения;

3. Беседа о дружбе, и дружеских отношений друг к другу;

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, стихотворение, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (карточки с числами, карточки с цифрами, макет ветки, птички, льдинки);

3. Практический (составление числового ряда в прямом и обратном направлении, составление и решение задач, состав числа в пределе 10);

и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Анализ образовательной деятельности.

Игровые задания проводились под музыкальное сопровождение - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности .Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, могли самостоятельно развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.

Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Использовала задания творческого характера (постройка замка из конструктора). На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.

Читайте также: