Средства массовой информации радио телевидение пресса интернет 1 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Ребята! Отгадайте загадки:

Вот так дом – одно окно, Каждый день в окне – кино!

Через поле и лесок

Подаёт он голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь, а слышно там.

Как вы думаете, зачем нужны телефоны и телевизор?

Почта, телеграф, телефон –

это средства связи.

Как люди узнают о событиях,

произошедших в стране?

Радио, телевидение, пресса –

средства массовой информации

Найдите старинные и современные предметы. Сравните их по внешнему виду.

Интернет можно отнести и к средствам

связи , и к средствам массовой

У многих из вас сейчас молочные зубы меняются на постоянные. Может быть, не стоит ухаживать за молочными зубами, раз они все равно выпадут? Так рассуждать нельзя. Если молочный зуб заболел, то он заражает находящийся под ним, ещё не вышедший наружу, постоянный зубик. Получается: не ухаживая за молочными зубами, мы портим ещё не появившиеся зубы, с которыми нам жить все

Учитель Телефон Телевизор Телевизор Телефон Почта Телеграф Телефон

Рисунок на 8 слайде сканирован с учебника по окружающему миру для 1 класса 2 часть , с.59

Цели: дать представление о средствах связи и средствах массовой информации; познакомить с назначением радиоприемника, телевизора, газет и журналов, Интернета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать средства связи и средства массовой информации; объяснять назначение радиоприемника, телефона, телевизора, газет и журналов.

Оборудование: картинки с изображением старинных и современных средств связи и средств массовой информации.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Почему нужно чистить зубы?

— Почему нужно мыть руки?

— Как правильно чистить зубы?

— Кто сегодня правильно чистил зубы?

— В каких случаях нужно мыть руки?

(Можно использовать КИМы (тест 47, с. 73).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки Муравьишки.

Вот так дом — одно окно,

Каждый день в окне — кино! (Телевизор.)

Здесь говорят, а в Москве слышно. (Телефон.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О телевизоре и телефоне.)

— Прочитайте тему урока на с. 58 учебника. (Зачем нам телефон и телевизор?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

— Вспомните, как письмо попадает от отправителя к адресату. (Ответы детей.)

— Что можно делать с помощью компьютера? (Ответы детей.)

— Подумайте, как люди поддерживают связь друг с другом. (Пишут друг другу письма, открытки, телеграммы, разговаривают по телефону.)

Почта, телеграф, телефон — это средства связи.

— Как люди узнают о событиях, произошедших в стране и мире? (Из газет, по телевидению, по радио, из Интернета.) Радио, телевидение, пресса — это средства массовой информации.

— Рассмотрите фотографии телефонов на с. 58 учебника.

— Какие бывают телефоны? Чем они похожи, чем отличаются? (Ответы детей.)

— А какой телефон у вас дома?

— Почему телефон — это средство связи? (С помощью телефона можно поддерживать связь.)

— Рассмотрите нижний ряд фотографий. Для чего служат эти предметы? (Для передачи информации.)

— А помните ли вы номера специальных служб безопасности? Какой номер телефона следует набрать, если случится пожар? (01.)

— А если кому-то нужна помощь? (03.)

— А если нужно срочно вызвать милицию? (02.)

(Можно разыграть ситуацию вызова экстренной помощи по телефону.)

V. Физкультминутка

Руки на пояс поставьте вначале,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — все в полном порядке!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите фотографии на с. 59. Найдите старинные и современные предметы. Сравните их по внешнему виду. Как вы думаете, изменилось ли качество звука, изображения?

— Муравьишка хочет взять у вас интервью. Что такое интервью? (Ответы детей.)

(Муравьишка задает вопросы про Интернет, данные в учебнике (с. 59). Учащиеся высказывают свои предположения, затем читают вывод.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 39).

— Прочитайте список. Выполните задание.

— Какие слова вы подчеркнули синим карандашом? (Почта, телеграф, телефон, Интернет.)

— Какое общее название есть у этих слов? (Средства связи.)

— Какие слова вы подчеркнули красным карандашом? (Радио, телевидение, газета, журнал, Интернет.)

— Какое общее название есть у этих слов? (Средства массовой информации.)

— Какое слово вы подчеркнули двумя чертами? Почему? (Интернет — это и средство связи, и средство массовой информации.)

VII. Рефлексия

— Отгадайте загадки и определите, к чему относятся отгадки: к средствам массовой информации или к средствам связи.

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор — средство массовой информации.)

Что на свете видала,

Про все рассказала. (Газета — средство массовой информации.)

Все на ней ездит:

И радость и горе. (Почта — средство связи.)

Если нужно вызвать маму,

По пути связаться с другом —

Эта вещь к твоим услугам. (Телефон — средство связи.)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Перечислите средства связи. (Почта, телеграф, телефон.)

— Перечислите средства массовой информации. (Радио, телевидение, пресса.)

— Как вы ответите на вопрос урока: зачем нам телефон и телевизор?

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 39—40).

2. Придумать загадку про Интернет.

Дополнительный материал

Телевизор

Телевизор нужно располагать так, чтобы во время работы он нормально охлаждался (не ставить у батареи, не задвигать его в нишу стенки и не закрывать отверстия на задней панели декоративной салфеткой); подход к розетке должен быть максимально доступным и безопасным для быстрого отключения горящего прибора. Вокруг телевизора не должно быть легковоспламеняющихся материалов (шторы, книги, газеты, пластиковые салфеточки и т. д.), а также не следует ставить на него цветочную вазу с водой.

Телеграф

Первое практически пригодное устройство для электрической телеграфной связи разработал в России П.Л. Шиллинг в 1832 г. Один из первых электрических телеграфных аппаратов изобрел американец Сэмюэл Морзе в 1837 г. Для своего телеграфа Морзе придумал специальную азбуку. Буквы в этой азбуке заменяются точками и тире. Например: буква А — это точка и тире, буква Б — тире и три точки, буква В — точка, два тире и т. д. По имени изобретателя она была названа азбукой Морзе. Аппарат Морзе давно уже заменили современные буквопечатающие аппараты — телетайпы, а азбука Морзе все еще нужна людям. Сигнал бедствия на море до сих пор передают азбукой Морзе. Три точки, три тире, три точки — SOS — этот сигнал знают все люди на Земле.

Телефон

Чтобы передавать речь и другие звуки на любые расстояния, американский профессор, преподаватель Бостонского университета Александр Белл в 1876 г. изобрел специальное устройство — телефон. На одном конце линии связи — в микрофоне — звуковые волны превращаются в колебания электрического тока. По паре медных проводов эти колебания, почти не ослабевая, проходят на далекое расстояние. На другом конце линии — в телефоне — колебания электрического тока вновь превращаются в звуковые.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: дать учащимся представление о средствах связи и средствах массовой информации; учить правильно пользоваться средствами связи и средствами массовой информации .

Задачи урока:

1. Изучить и закрепить основные понятия: телефон, телеграф, интернет, телевидение, радиовещание;
2. Развитие логического мышления, расширение кругозора;
3. Воспитание информационной культуры учеников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать полученные знания и умения о средствах информации и связи для решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении разных заданий, осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.


Тип урока: Урок открытия нового знания

Методы и формы обучения: Частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.

Образовательные ресурсы:

1. Учебник "Окружающий мир" 1 класс А.А. Плешаков;
2. Рабочая тетрадь "Окружающий мир" 1 класс А.А. Плешаков, ;
3. Газеты;
4. м /проектор, компьютер;

Организационная структура урока:

Ну-ка ты, проверь, дружок!
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5"!

2. Самоопределение к деятельности. (На экране рисунки: письмо, телеграмма, телефон сотовый и стационарный.)
(слайд 2)

- Ребята, помогите мне рассказать стихотворение. Я забыла некоторые строчки:

«Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

Ребята, давайте распечатаем письмо и прочтём его?!

3. Работа по теме урока.

-Давайте постараемся найти ответ на вопрос: что такое средства связи и средства массовой информации. И напишем почтальону ответ.

- Внимание на доску: Мария Петровна живёт в Москве. Она написала письмо своему брату Ивану Петровичу, который живёт в Краснодаре. Через 2 дня Иван Петрович получил письмо от сестры. Каким видом связи воспользовалась Мария Петровна? (Почтой).

- Иван Петрович в срочном порядке решил пригласить сестру в гости и отправил ей телеграмму. В тот же день Мария Петровна получила телеграмму с приглашением. Каким видом связи воспользовался Иван Петрович? (Телеграфом).

- Телеграмма может быть ещё и поздравительной. Например: с днём рождения, с праздником и т. д.

Раздаётся телефонный звонок.

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять. Или шесть:
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?

- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

-Рассмотрите иллюстрацию: каким средством связи воспользовались эти герои сказки Слон и Крокодил? (Телефоном)

-Где находятся герои во время разговора по телефону? (Дома). Каким телефоном они воспользовались? (Телефон они использовали домашний или ещё его называют стационарный.)

- Но в наши дни мы часто используем сотовый телефон. Сотовый телефон сегодня есть почти у всех людей и у многих учеников нашего класса.

- Но если вы оказались на улице без сотового телефона или у вашего мобильного устройства села батарея, вы всегда можете воспользоваться таксофоном, его ещё называют телефон-автомат. Кто знает как пользоваться таксофоном? (Вложить монету в специальный приёмник, набрать номер.)

- Молодцы! На первую часть вопроса почтальона мы ответили.

4. Физминутка
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
Самого себя обнять – это пять.
А теперь за парты сесть – это шесть.
Ножкой топнуть надо всем – это семь.
А когда мы скажем восемь –
Значит тишины попросим.

Слайд 3 (На экране рисунки: телевизор, радио, газеты, журналы)

- Наш урок продолжается и нам предстоит ответить на вторую часть вопроса почтальона: что такое средства массовой информации.

- Какие газеты выпускаются в нашем городе? (показ местных газет)

- О каких средствах информации мы еще не сказали? (Интернет.)
В 1969 году в США начала функционировать первая в мире
компьютерная сеть.
Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сеть Интернет дает пользователю неограниченные возможности как для общения с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.

- Как по-другому называют Интернет? (Всемирная паутина.)

- В каждом доме сегодня есть интернет. Многие устройства могут поддерживать интернет: сотовые телефоны, айфоны, айпады и др. Как вы считаете, для чего нужен интернет? ( Общаться друг с другом и узнавать новую информацию).

- Верно! Поэтому интернет можно отнести и к средствам связи, и к средствам информации.

5. Работа с учебником с. 59

- Найдите старинные и современные предметы. Сравните их по внешнему виду. Изменилось ли качество звука, изображения?

6. Закрепление по теме урока.

Проверка по ключу (Слайд 5)

- А сейчас отгадайте загадки.
(слайд 6)
По волне, волне, волне
Плывет музыка ко мне. (Радио.)

(слайд 7)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
(Слайд 8)
Что за чудо, что за ящик?
Сам певец, и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор.)

7. Подведение итогов урока.

Урок к концу подходит
Давайте вспоминать
Что нового сегодня
Нам удалось узнать.

О каких средствах мы узнали на уроке?

(Средства информации, средства связи)

Что в ответе на письмо мы напишем почтальону? Обратитесь к учебнику (с. 59 вывод) (Слайд 9)

8. Рефлексия.
- Ребята, поделитесь своими впечатлениями об уроке.
- Кому сегодня на уроке было интересно, похлопайте в ладоши.

Домашнее задание.
Выполнить задание 2 (с. 39) в рабочей тетради.
(Слайд 10)
- Вы все молодцы, спасибо за урок. А так же спасибо нашим гостям.

Телевизор – приёмник, предназначенный для приёма телевизионных передач.

Радио – устройство для приёма звуковых вещательных передач.

Пресса – массовая периодическая печать (газеты, журналы).

Телефон – устройство, которое передает устную речь при помощи проводов или микроволн.

Интернет – всемирная сеть электронной связи.

Почта – учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016. – С. 39–40.

2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2016. – С. 58–59.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

По телефону можно поговорить с родственниками из другого города, договориться с друзьями о том, чтобы сходить погулять, или узнать домашнее задание. В случае опасности, позвонить в службу спасения, где бы вы ни находились. На телефоне можно выйти в интернет и получить много интересной информации.

Одним из замечательных изобретений 20 века является телевидение. Большую роль средства массовой информации играют в жизни каждого человека. Даже малыши любят смотреть мультфильмы и развивающие передачи.

Миллионы людей смотрят телевизор каждый день, слушают радио, читают газеты и журналы. Все находят что-нибудь интересное через телевизор, радио, газеты и журналы.

Как люди поддерживают связь друг с другом?

Наши бабушки и дедушки не все имели дома стационарный телефон. В городах это средство связи появилось намного раньше, а до сёл и деревень во многих регионах не дошло и до сих пор. До появления телефона люди писали друг другу письма, телеграммы, ездили в гости. Но с помощью телефона быстрее и удобнее связаться со знакомыми, друзьями, родственниками в любой точке мира. Телефон был востребован повсеместно и значился самым совершенным средством связи. Возможность передачи звука на расстояния стала настоящей сенсацией.

Считается, что создателем телефона является Александр Грехем Белл, а год изобретения телефона – 1876. Телефон Белла работал на расстояние не более 200 метров. Но звуки были не совсем разборчивыми. Через год учёный настолько усовершенствовал устройство, что оно использовалось в неизменном виде следующие сто лет.

А совсем недавно мы стали пользоваться сотовыми телефонами. Ещё 20 лет назад это можно было считать чудом, теперь же этим чудом могут пользоваться все.

Итак, почта, телеграф, телефон – это средства связи.

Создателем радио считается русский физик Александр Попов, который 7 мая 1895 года показал сеанс радиосвязи. Эта дата является днём рождения радио и отмечается ежегодно. А знаете ли вы, что Эйфелева башня имеет непосредственное отношение к радио? Она была построена к Всемирной выставке, которую планировалось провести в 1889 году. По истечении 20 лет ее собирались разобрать. Но главный символ Парижа спасло именно радио! Башня идеально подходила для установки антенн радиосвязи.

В последние десятилетия в нашу жизнь прочно вошёл интернет. Интернет – это мировая компьютерная сеть, которая связывает все компьютеры мира. Разработали его в Америке в 1969 году. Его задачей является передача информации на большие расстояния.

Компьютер и интернет широко применяются в жизни человека. С их помощью проектируются самолеты, космические ракеты, здания, лечат людей, обучают детей, которые не могут посещать школу, обеспечивают многих людей работой. Интернет относится и к средствам массовой информации, и к средствам связи.

Примеры и разбор решения заданий

1. Определите, на каких изображениях показаны предметы, которые относятся к средствам массовой информации, на каких – к средствам связи. Перенесите картинки в соответствующие столбцы.

Читайте также: