Самая первая школа в туве

Обновлено: 05.07.2024

Идею установить в Кызыле в Год Учителя памятник первым учителям-подвижникам, приехавшим в Туву из Советской России в начале прошлого века, высказал на встрече с директорами школ глава республики Шолбан Кара-оол. Министерство образования объявило творческий конкурс, победителем которого была признана работа скульптора Александра Ойдупа.

По ее словам, идею установить в Кызыле в Год Учителя памятник первым учителям-подвижникам, приехавшим в Туву из Советской России в начале прошлого века, высказал на встрече с директорами школ глава республики Шолбан Кара-оол. Министерство образования объявило творческий конкурс, победителем которого была признана работа скульптора Александра Ойдупа.

Скульптурная группа учительницы и двух учеников вылита из бронзы в Улан-Удэ. Открытый во вторник памятник стал центром новой площади в западной части тувинской столицы между гостиничным комплексом "Буян-Бадыргы" и строящимся православным храмом.

"Памятник дает нам возможность не только "материализовать", но и увековечить нашу искреннюю признательность, наше глубочайшее уважение этим истинным подвижникам просвещения. Их роль в становлении нашей республики выходит далеко за рамки развития школьного образования. Они не только учительствовали в самом высоком смысле этого слова, но и занимались социальным и просветительским служением", - отметил во вермя торжественного митинга глава республики.

В 1928 году в Тувинскую Народную Республику прибыла большая группа учителей. В военные годы Кызылскую школу номер 1 возглавлял Василий Васильевич Криштафович. Эти учителя открыли тувинской молодежи дорогу к дальнейшему обучению в Советской России. Русские педагоги создавали первые школы и вели активную просветительскую работу. Школы были центром культурной жизни в тувинских селах. Учителя обучали не только грамотности, но и правилам этикета, а также новым для тувинцев навыкам ведения домашнего хозяйства, огородничеству, цветоводству, появлялись увлечения книгами, музыкой, театром.

Идею памятника высоко оценивает и местная научная интеллигенция.

"Это очень благородная идея. Она очень важна для молодых жителей республики и будущих поколений Тувы. Помнить, уважать и ценить труд тех, кто участвовал в созидании, становлении республики. Я очень хорошо помню своих педагогов. Они дневали и ночевали в школе, все время были с нами. И мы отвечали им старанием, любовью и уважением в благодарность за их труд" - процитировала Оюн слова доктора наук, шамановеда Монгуша Кенин-Лопсана.

Первая тувинская национальная школа открылась в 1927 году. Ей был присвоен №2, стали обучать грамоте 10-15 детей бедняков, проявлявших интерес и способности к учению. Учителей тувинского языка не было, поэтому тувинской грамоте их учил лама Дуптен-Хелин. Русскому языку детей обучал алтаец Савашкин.

В 1940-1941 годах начальная школа преобразована в семилетнюю. В 1940 году построено трехэтажное здание. На первом и втором этажах проводились занятия, на третьем этаже был интернат. В апреле 1944 года по Указу Совета Министров ТНР школе присвоен статус средней общеобразовательной школы. Первым директором Учебного комбината и школы был Алексей Хурен-оолович Алдын-Херел.

Выпускником школы №2 является первый Президент Республики Тыва Шериг-оол Дизижикович Ооржак, министры различных ведомств В.Канзай, А.Т.Конгар, С.Ы.Ооржак, В.С.Ховалыг, А.П. Дамба-Хуурак. Среди них также общественные и государственные деятели, писатели, артисты.

Уже в 2018 году школе присвоили имя первого Народного учителя СССР Арыя Араптановны Алдын-оол, которая внесла неоценимый вклад в развитие образования, воспитания подрастающего поколения и проработала в школе много лет, обучая детишек грамоте.
Продолжая поставленный вектор в развитии национальной школы, в 2020 году в школе создан Центр по подготовке одарённых детей в области тувинской филологии.

Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, формирование и развитие, общественное образование, начальное образование, педагогика, образование.

Mongush Ija Ilyinichna

Senior lecturer ТuvGU

HISTORY OF THE FORMATION OF TUVAN PRIMARY SCHOOL

Abstract

Tuvan primary school has its problems, prospects, formation and development. In this article we try to consider some stages of development of primary education in Tuva, monastey school, summer school, boarding primary school and likpunkts.

Key words: Tuva people’s Republic, formation and development, public education, primary education, pedagogical, formation.

В 1920-е гг. государственное образование в Тувинской народной республике (далее ТНР) серьезно уступало монастырскому. Не было даже полной начальной школы, обучение ограничивалось лишь двумя классами. Школы охватывали небольшое число детей, преподавание велось ламами на монгольском языке, где в основном учились мальчики, а девочек было немного.

В течение пяти лет, начиная с 1924 по 1929г., в стране было лишь четыре школы, а число учащихся в них не превышало 160 человек.

В конце 1931 года были изданы учебники на родном языке для 1 – 4 классов начальной школы. С этого времени национальная школа стала работать на родном языке, что явилось фактором огромного политического и исторического значения для дальнейшего развития национальной культуры.

В связи с этим требовалось создать новый тип школы, соответствующий своеобразию жизни и быта тувинского населения. Таким новым типом явились начальные школы – интернаты, где дети могли не только учиться, но и жить в течение всего учебного года.

По инициативе передовых членов ТНРП на берегу реки Чадана открылась Чоон – Хемчикская начальная интернатная школа. В ней обучалось 90 учащихся. Школа помещалась в избе, где в одной комнате жили учителя, а в другой учащиеся. Помещение было тесным, не было даже оборудования, т.е. парт, скамеек, классных досок, карандашей, ручек и учебников.

Учебный год начинался поздно, занятия продолжались обычно 3-4 месяца, т.е. с января месяца по апрель. В то время, когда население переезжало на летние пастбища, школу сразу свертывали, и свою деятельность она возобновляла только через 7 месяцев.

В это время состав учащихся в начальных школах в возрастном отношении был довольно пестрым: от 9-10 до 18 лет. Преобладающим контингентом являлись переростки. В 1928 – 1929 гг. процент последних был крайне незначителен, но он постепенно возрастал. Учили в школе грамоте и счету. Ученика первого класса в современных школах в первый день поступления в школу учат, как правильно держать ручку, карандаш, то детей, а в то время учили, как пользоваться новыми вещами.

Школа периода 1924 – 1930 г.г. имела некоторый общественно – политический характер, а также приобщала детей к культуре, к новым социальным порядкам.

Школы этого периода не давали детям высокой грамотности. Это связано было с отсутствием программ, учебников, учебного оборудования. Однако во всех кожуунах были созданы курсы ликвидаторов неграмотности и кружки по обучению грамоте (ликпункты). Обучение грамоте происходило в юртах, в чумах, в различных избушках и не редко под открытым небом. Возникло массовое движение по ликвидации безграмотности.

Таблица 1 – Школы первой ступени

2015.02.03-12.16.52

В системе народного образования ТНР существовало три типа школ: школы – интернаты, летние школы и школы приходящего ученичества. Создание школ – интернатов вызвано было тогда кочевым образом жизни тувинских аратов. Дети аратов-кочевников могли жить в таких школах в течение всего учебного года. Учащиеся сумонных школ содержались в интернатах за счет родителей и только небольшая их часть, из наиболее нуждающихся, – за счет государства.

Хошунные школы – интернаты были четырехклассными. Хошунной школой заканчивалась общеобразовательная система. Выпускники хошунных школ поступали в специальные средние учебные заведения или шли на работу.

Таким образом, в первое десятилетие существования школ в ТНР детям давалось начальное образование. Только в 1940 – 1941 учебном году были открыты первые школы – семилетки в г. Кызыле, Шагонаре, Чадане, Кызыл-Мажалыке.

Кроме школ – интернатов, в 1932 – 1933 гг. на золотых приисках и в госхозах было открыта школа приходящего ученичества.

В 1934 – 1939 годах существовали кочевые летние школы. Летние школы помещались в юртах или палатках на летних стойбищах кочующих аратов и функционировали только летом. Это были двухгодичные школы ликвидации неграмотности и малограмотности среди подростков 12 – 17 лет, не обучавшихся в школах – интернатах.

За 10 лет, т.е. с 1931 – 1941 гг., в развитие национальной школы произошли заметные сдвиги, число школ увеличилось с 7 до 70, а число учащихся с 450 до 4087 человек, т.е. охват детей школой возрос с 7,3 % до 55%.

В первые годы существования тувинской школы учителями были лица, окончившую начальную школу, педагогические курсы в Горно-Алтайске. Подготовка педагогических кадров велась в Кызылском советском педагогическом техникуме при полпредстве СССР в Туве, а с 1939 года – на педагогическом отделении Кызылского учебного комбината. Общеобразовательной базой комбината была четырехлетняя начальная школа. В 1944 г. учебный комбинат был реорганизован в Кызылскую среднюю школу № 2.

Однако кочевой образ жизни населения, недостаток средств, отсутствие подготовленных кадров учителей и учебных пособий, помещений для занятий создавали серьезные трудности в организации обучения трудящихся.

Наряду с ликвидацией безграмотности населения неразрывно связана другая важная задача – создание школьной системы образования.

С первых же дней после создания тувинской письменности народно – революционная партия и правительство ТНР начали создавать народные школы, создавать совершенно новую систему народного образования.

Активными участниками культурной революции были такие работники народного образования как М. Д. Биче-оол, И. Ч. Эргил-оол, С. Т. Танов, С. С. Бак-Кок, Х. Н. Таржаа, Х. Х. Алдын-Херел, О. А. Толгар-оол, О. С. Апый, К. Тува-Хуу, О. С. Хойлакай, А. М. Белек-Баир и многие другие, которые отдавали много сил созданию учебников, программ, а также обучению и воспитанию нового поколения.

Содержание учебной деятельности в современной начальной школе Республики Тыва строится на основе государственного образовательного стандарта. Поскольку начальное образование является важной составной частью основного общего образования, учебный план начальной школы разрабатывается исходя из тех же принципов, что и учебный план основной школы.

Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе, которые рассматриваются как самостоятельные учебно-воспитательные учреждения.

Рассмотрим некоторые основные проблемы, реали­зация которых определяет перспективное развитие начальной школы.

Важнейшим принципом современно­го этапа его развития стал принцип непре­рывности образования.

Ситуация подготовки к школе мо­жет быть охарактеризована следующим об­разом:

Педагогам начальной школы нужно обратить особое внимание на следующие моменты:

  • преемственность между дошкольным и начальными звеньями образования;
  • правильная организация адаптационного периода в 1-м классе и при переходе детей в 5-й класс;
  • четкое соблюдение нормативных актов ограничивающих недельную учебную нагрузку младшего школьника.

Особое внимание уделяется в процессе обучения формированию универсальных умений и навыков, т.е. тех психических и личностных новообразований школьника, которые не связаны напрямую с конкретны учебным предметом.

Принцип построения личностно-ориентированного начального образования. Цели вариативной начальной школы могут быть сформулированы следу­ющим образом:

  • возможность реального выбора образо­вательным учреждением (родителем, уче­ником) программы обучения;
  • интеграция государственных (стандар­тизированных) требований к уровню образо­вания и индивидуальных планов развития учащихся;
  • направленность педагогического про­цесса на сохранение и поддержку индивиду­альности ребенка;
  • создание условий для успешного обу­чения детей с разным темпом обучаемости;
  • личностно-ориентированный характер контроля и оценки обучающегося.

Реализация дифференци­рованного подхода происхо­дит в основном за счет созда­ния новых типов школ уже на ступени начальной школы (прогимназии, школы с уг­лубленным изучением пред­метов и пр.), а также за счет включения в средства обуче­ния заданий разной степени сложности.

В улучшении качества образования огромную роль играет личность учителя. Важнейшим объективным фактором, влияющим на всю систему образования, об­щепринято считать уровень учительской компетентности.

Современное образование требует от учителя расширения диапазона профессиональных ролей: кроме функции координатора, орга­низатора, помощника, консультанта, он дол­жен овладеть командной, совместной, ансам­блевой, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.

Модернизация начальной школы как первого и очень важного социального инсти­тута системы общего образования выступа­ет ключевым звеном процессов реформиро­вания, поскольку именно она задает вектор творческого саморазвития личности на весь дальнейший жизненный путь. Современная система начального образования Тувы не стоит на месте. Она первой испытывает по­ложительные сдвиги и первой определяет пути дальнейшего развития средней школы. Потенциала, базирующегося на отечествен­ных гуманистических традициях, у специа­листов начального образования достаточно. Основным стимулом развития были и оста­ются дети — их потребности, интересы, отно­шения. Именно поэтому состояние детской души — основной показатель успешности си­стемы начального образования.

МУРАВЬЁВА

Школа – это духовная колыбель народа, а жизнь школы – это путь её становления и развития. Каждая школа – это маленькое государство со своей историей. Кызылская третья – не исключение.

Если бы не было реформы в образовании, она отметила бы в 2017 году свое 70-летие. Корни современной школы № 3 уходят в далекое послевоенное время, в 1947 год. Именно тогда в Кызыле на улице Кочетова открылась женская школа № 3. Реформы школьного образования, политехнизация и профилирование привели к тому, что в 1975 году её закрыли, а в этом здании был открыт межшкольный комбинат, где старшеклассники из всех школ города стали изучать основы профессий.

В первую администрацию входили А. Ф. Казакова, завуч, учитель русского языка и литературы, Л. С. Ондар, завуч начальных классов, учитель тувинского языка и литературы, А. К. Могуш, завуч, учитель иностранного языка, Л. А. Антонова, организатор внеклассной работы, учитель математики.

Вместе с В. И. Виденкиным пришли и Г. П. Конуркина (из школы № 7), П. А. Помазанова, С. В. Пригарина, Н. Н. Сенникова, учителя русского языка, Н. И. Чемкова, учитель биологии, С. В. Кондрашова (из школы № 11) – учитель химии, Л. П. Добычина (из школы № 4), Л. П. Батурина, учителя истории, Л. А. Пономарева (из школы № 7), Л. П. Ткаченко, А. В. Безъязыков, Г. Г. Радченко, учителя математики, В. П. Ткаченко, П. С. Высочинская, учителя технологии, Г. Г. Коржавина, учитель музыки, О. М. Монгуш, Ч. К. Байыр, учителя родного языка, З. Ш. Надыл, З. П. Старикова, М. Д. Самбу, В. Т. Потылицына, В. О. Домур-оол, учителя начальных классов. Первым библиотекарем была Лидия Николаевна Шилкина. Тогда педагогический коллектив состоял всего из 49 учителей. Их усилиями школа была подготовлена к приему детей, и 1 сентября 1980 года она открыла двери для огромного количества учеников из других школ, а для первоклашек она стала самой первой. Она была самой большой в республике, первой смешанной школой, где стали учиться вместе русские и тувинские дети и преподавали тувинский язык.

Учителя и ученики вместе создавали новую школу, её устав, придумывали традиции, создавали коллектив: всё старались делать сообща, ведь каждый человек в школе – это её частица, её визитная карточка, каждый имеет право голоса.

С первых дней на базе школы открывались кружки, секции, создавались творческие группы. Дети были заинтересованы в развитии своих способностей и талантов. Надо отметить, что тогда в четвертом микрорайоне не было специальных дополнительных учреждений, где учащиеся могли бы проявить себя, и школа стала неким центром, объединяющим детей разного возраста. Только футбольное поле и спортивные площадки чего стоили! А ещё и школьный бассейн!

Роль учителя в школе огромна: ведь это именно он должен заинтересовать детей, грамотно и увлекательно преподнести им новую информацию, сделать так, чтобы школа, учеба не была обузой. И это было по плечу учителям нашей школы, именно они смогли поднять школу, заявить о себе, показать и доказать, что благодаря труду и взаимопониманию можно добиться высоких результатов.

Не все учителя были опытные и знающие, но было желание работать и учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временим.

Сказать, что все шло гладко, без ошибок и проблем – это сказать неправду. Конечно, были и взлеты, и падения, и удачи, и неудачи… И за все огромную ответственность нес и несёт директор. За почти 40 лет их было три: В. И. Виденкин (1980 – 2001), Т. В. Цыренова (2001 – 2007), Л. А. Муравьева (с 2008 года). И каждый из них жил жизнью школы, детей, прилагал огромные усилия, создавая имидж учебного заведения, продолжая традиции, воспитывая талантливых учеников.

Есть в коллективе победители конкурса лучших учителей России, конкурса лучших педагогических работников на премию мэра города Кызыла, обладатели гранта Председателя Правительства Республики Тува.

Учащиеся отмечаются в рамках конкурса талантливой молодежи на уровне региона или родного города.

Школьники участвуют и завоевывают призовые места в различных олимпиадах, научно-практических конференциях, спортивных, творческих конкурсах и фестивалях. Есть чем гордиться!

Школа № 3 имеет свою историю, в которой каждый человек, учитель и ученик, член общей команды – уже история, которая пишется почти 40 лет.

Много замечательных людей вышло из стен нашей школы, они состоялись как личности и профессионалы своего дела. Мы рады за каждую их, пусть даже маленькую, победу. И за всеми их достижениями стоят замечательные преподаватели, те первые, кто поднимал школу-новостройку. С тех пор педагогический коллектив значительно изменился. Гордятся тут ветеранами. Это Е. А. Пономарёвой, Г. П. Коловской, Т. М. Потылицыной. А кто не знает нашу замечательную спортивную Нину Максимовну Кузьмину?! Среди ветеранов школы хотелось бы отметить О. С. Сандак, Л. Т. Карти, З. К. Баир, А. О.-Б. Куулар, Ч. С. Монгуш, З. О. Ооржак, М. А. Черепанову, М. О. Куулар, Е. Х. Базуеву, Ю. А. Бисярину, Н. Н. Барыбину, Т. Л. Ежакину, А. Х. Чадамба, Р. М. Саая, О. А. Опай-оол.

В 2014 году за высокие достижения учащихся и педагогов в качестве поощрения решением городского Хурала школе было присвоено имя Героя Советского Союза Т. Б. Кечил-оола. Хочется верить, что нынешние учителя и ученики нашей школы и сегодня будут достойными преемниками и продолжателями добрых традиций. До юбилея осталось совсем немного. В истории нашей школы есть славное прошлое, настоящее и будущее, где каждому есть место и возможности для добрых дел и поступков.

Хочется верить, что впереди нас ждут новые открытия, новые начинания и новые победы!

Благодаря совместной работе учителей и учащихся в рейтинге общеобразовательных организаций школа – среди лучших. Вот только некоторые достижения:

1993 – 2003 гг. – школа-гимназия;

1996 год – присвоена высшая категория;

2009 год – лауреат конкурса имени Л.И. Рувинского;

2013 год – лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая школа России;

2014 год – лауреат конкурса имени Л. И. Рувинского;

Читайте также: