Посещать занятия в школе по подготовке к освобождению должны осужденные

Обновлено: 02.07.2024

Согласно статистическим данным, ежегодно из исправительных учреждений Липецкой области освобождается в среднем до 2,5 тысяч человек. У многих из них существуют серьезные проблемы с социальной адаптацией и реабилитацией – они не имеют возможности самостоятельно решить вопросы, связанные с трудоустройством, получением необходимых документов, регистрацией по месту жительства и т.д., в том числе и из-за отсутствия необходимой информации.

Одной из форм подготовки осужденного к жизни на свободе, а также одним из видов мероприятий, по обеспечению социальной защиты осужденных в период отбывания наказания и создания условий для их успешной ресоциализации после освобождения является, созданная в каждом учреждении Школа по подготовке осужденных к освобождению. Ее цель – дать осужденным комплекс жизненно важных знаний, умений и навыков, необходимых после освобождения при продолжении обучения, поступлении на работу и построении благоприятных взаимоотношений с близкими людьми и т.д. За 9 месяцев текущего года обучение в Школах прошло более 2,5 тысяч осужденных.

В соответствии с достигнутой договоренностью с администрацией Липецкой области обучение в Школе проводят не только сотрудники учреждений, но и представители структурных подразделений администрации.

13 октября текущего года Усманскую воспитательную колонию для проведения занятий посетили сотрудники УВД по Липецкой области, Управлений социальной защиты населения, труда и занятости населения, административных органов Липецкой области, а также представители областной комиссии по делам несовершеннолетних.

Осужденные получили ответы на интересующие их вопросы – о наличии вакантных рабочих мест на рынке труда, о порядке получении социальных пособий, регистрации по избранному месту жительства и др.

Психологом областного Центра диагностики и консультирования проведен тренинг, направленный на обучение осужденных коммуникативным навыкам общения.

В ходе посещения проведен обход учреждения, знакомство с условиями отбывания наказания.

В рамках межведомственного взаимодействия в решении вопросов социальной адаптации и ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы, в исправительных учреждениях, расположенных на территории города, при участии специалистов по социальной работе отделения срочного социального обслуживания, проводятся совместные занятия в школах подготовки осужденных к освобождению. С этой целью специалистами по социальной работы нашего центра осуществлены выезды в ИК-47 и КП-59 для ознакомления осужденных с работой нашего Центра в целом и отделения срочного социального обслуживания – в частности. Проведение совместных занятий преследует цель дать осужденным комплекс знаний, умений и навыков, необходимых после освобождения при поступлении на работу, поиске жилья и т. д. Специалисты по социальной работе могут разъяснить осужденным вопросы, связанные с пропиской, трудовым и бытовым устройством, дать практические рекомендации по преодолению трудностей, довольно часто встречающихся в адаптационный период жизни на свободе.

.

Специалистами отделения срочного социального обслуживания было рассказано о работе КЦСОНа в целом, видам услуг оказываемые отделениями центра. Особое внимание было уделено работе специалистов срочного отделения, которые непосредственно работают с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, проводят патронажи по месту предполагаемого проживания освобождающихся граждан, обследование условий проживания, опрос, первичную социальную диагностику, консультирование по социальным вопросам, при необходимости - оказывают материальную помощь в натуральном виде: продуктовый или промышленный набор; одежда и обувь б/у по сезону, также и новая – при наличии; бывшие осужденные могут получить помощь психолога и юриста; помощь в поиске работы; помощь в подготовке документов для обращения в различные организации и инстанции в защиту интересов гражданина.

Конечно, в отведённое время невозможно уделить внимание каждому, у кого есть вопросы, поэтому были предоставлены памятки и визитки с адресом и номерами телефонов сотрудников Центра. Осужденные, не сумевшие сформулировать свои вопросы к специалистам лично, получили возможность письменно обратиться за консультацией и получить на них ответ в установленные законом сроки.

В результате совместной работы специалистов по соц. работе исправительных учреждений и специалистов нашего центра достигнута цель - повышения информированности лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы о возможностях государственных учреждений социального обслуживания и других государственных структур в вопросе их дальнейшей социализации и адаптации.

Вопросам социальной адаптации осужденных в последние годы уделяли внимание многие отечественные исследователи [12, 13, 14, 15, 16, 17, 18].

В целях решения вопросов ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях (далее – ИУ) всех типов организуется постоянно действующая школа подготовки осужденных к освобождению.

Функции, исполняемые Школой в современной пенитенциарной практике, по нашему мнению, таковы:

  1. информирующая – передача осужденным информации, сведений из различных областей науки и человеческой деятельности, необходимых для самостоятельной жизни;
  2. воспитательная – выработка качеств и свойств личности, позволяющих ей бесконфликтно общаться и жить среди людей, в обществе – например, правосознание, нормы этики, этикет, гигиена, ролевое поведение и позиция;
  3. образовательная – формирование у осужденных умений и навыков, необходимых для исполнения различных социальных ролей, участия в различных сферах жизни и общества, например, трудоустройство, приготовление пищи, оплата услуг, лечение в больнице, проезд в общественном транспорте;
  4. адаптирующая – приобретение навыков самоконтроля и управления своей жизнью, в том числе с учетом изменившихся за время отбывания наказания общественных условий (например, обучение принятию решений).

Деятельность ИУ по организации Школы регламентируется на сегодняшний день УИК РФ и частично приказами, регулирующими деятельность сотрудников группы социальной защиты осужденных и психологической лаборатории, никаких иных распорядительных документов в этом направлении не существует.

Обозначим далее действия руководства и сотрудников ИУ, необходимые и целесообразные с нашей точки зрения для результативного функционирования Школы.

Традиционно Школа создается на основании приказа начальника ИУ.

Планирование и реализацию программы занятий Школы осуществляет старший специалист по социальной работе (старший инспектор – в воспитательной колонии) группы социальной защиты осужденных [3].

Занятия в Школе имеют очень разнообразную тематику: от изучения прав и обязанностей освобождающихся, правил поведения в общественных местах до тренинга коммуникативных умений, умений поиска выхода из конфликтных ситуаций, преодоления зависимостей, изучения состояния рынка труда, собственных профессиональных предпочтений и др.

Именно широта тематики Школы объясняет необходимость участия в непосредственном проведении занятий следующих специалистов: психологов, специалистов по социальной работе, сотрудников отдела по воспитательной работе с осужденными, оперативного и режимного отделов, медицинской службы, бухгалтерии, специального учета, учителей школы, (руководителей кружков), библиотекаря, работников клуба, мастеров учебно-производственных мастерских и начальника ИУ. Участие начальника особенно важно, так как в ИУ он является центральным субъектом подготовки осужденных к освобождению.

К проведению занятий также важно привлекать сотрудников государственных и общественных учреждений и организаций: федеральной миграционной службы, службы занятости, органов местного самоуправления, пенсионного фонда, учреждений системы дополнительного образования, молодежных организаций (объединений) различной направленности (в зависимости от возможностей региона).

К сожалению, следует отметить недостаточно активное участие в реализации программы Школы сотрудников различных служб ИУ, на которых отдельно и специально не возложена функция подготовки осужденных к освобождению. Данная проблема не единственная в организации Школы в ИУ. Анализ опыта работы ИУ различных регионов позволяет говорить о наличии и иных проблем. Обозначим их далее и попытаемся предложить возможные действия по их предотвращению.

1. Сложность включения Школы в общий распорядок ИУ. Программа Школы должна реализовываться в свободное от работы и учебы осужденных время. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю – для несовершеннолетних (возможно и чаще, если того требует программа) и не реже 1 раза в месяц – в учреждениях для взрослых осужденных. Продолжительность занятий составляет от 1,5 до 2 часов (но не менее 40 минут).

При этом в существующем в ИУ на сегодняшний момент примерном распорядке дня, составляемом на основе приложения №4 к Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний [2] и исправительных колоний [3], на воспитательную работу отводится 1,5 и 1 час соответственно. Очевидно, что это очень ограниченное время, которое невозможно потратить только на проведение занятий в Школе.

В то же время в пенитенциарной практике найден способ решения подобной проблемы. Так, например, в центре принудительного лечения для молодежи Арксхоф (Швейцария) каждый осужденный обязан посещать индивидуальные занятия (4 раза в неделю), а также еженедельную 1,5 часовую групповую терапию. То есть, как минимум 2,5 часа ежедневно отведены на терапию и коррекционную работу [24].

Для осужденных с нарушениями развития психики, поведения, для не справляющихся с проблемами обязательно посещение специализированных терапевтических групп [5, 6, 7, 8, 9, 10].

Изменение распорядка дня и выделение дополнительного времени на индивидуальную работу в российских ИУ отчасти затрудняется, так как осужденные должны посещать общеобразовательную школу и работать (обучаться) на производстве, что затратно по времени [11, 19, 20, 21, 22, 23].

Возможный вариант экономии времени есть в опыте швейцарского учреждения AH Basel, где занятость осужденных в общеобразовательной школе и на производстве чередуются понедельно. И таким образом освобождается время для коррекционных и социально-педагогических занятий.

2. Необходимость формирования большого количества групп Школы на основе различных параметров – категория осужденных, ведущая проблема, срок освобождения и другие.

Принцип сепарации, реализуемый сегодня в ИУ, обуславливает формирование на базе ИУ нескольких групп Школы, в каждой из которых занятия могут проводиться приблизительно по одному плану.

Но отнесенность осужденных к особым категориям (инвалиды, пенсионеры, имеющие социально-значимые заболевания и др.) заставляет дополнительно выделить специализированные группы подготовки к освобождению. Возможен вариант, что в Школе к такой особой категории будет относиться по 1-2 осужденных и работа с ними, естественно, будет производиться исключительно в индивидуальном режиме, однако существуют проблемы, которые таким образом решить невозможно (инвалидность, неизлечимое заболевание).

Как уже говорилось выше, подготовка осужденных к освобождению начинается не позднее, чем за 6 месяцев до освобождения. Механизм формирования каждой группы таков: на начало года формируется группа осужденных, освобождающихся в июле, и ежемесячно в эту группу включаются новые люди.

При этом для включившихся в программу позднее логика занятий нарушается – в завершение обучения они посещают занятия, определенные программой первыми. А осужденные таким образом, оказываются в неравных условиях подготовки к освобождению.

Следует отметить, что в такой группе вынужденно присутствуют осужденные с разнообразными проблемами – в отечественной пенитенциарной практике, к сожалению, нет традиции и возможности создавать отдельные группы.

И все-таки наиболее эффективным, по нашему мнению, было бы формирование отдельных групп как по сроку отбывания наказания (группы создаются ежемесячно), так и по преобладающей проблеме (это могут быть отдельные группы употреблявших психоактивные вещества, имеющих отрицательную направленность, имеющих отклонения в поведении).

3. Отсутствие материального обеспечения, соответствующего задачам подготовки к освобождению конкретной категории осужденного. Занятия Школы должны проводиться в помещениях, позволяющих максимально эффективно вырабатывать (развивать) тот или иной социальный навык, корректировать поведение, работать с различной информацией. Необходимы мультимедийное оборудование, выход в Интернет (для сотрудников), специализированная мебель, достаточное количество расходных материалов.

Формирование таких специализированных аудиторий в ИУ должно быть нормативно закреплено, то есть необходимо разработать Положение о кабинете Школы подготовки осужденных к освобождению (в котором будут обозначены цели, задачи, необходимое оборудование, методическое обеспечение, механизм функционирования кабинета.

4. Отсутствие методического инструментария для проведения занятий в Школе, а также недостаток опыта и достаточных знаний сотрудников по самостоятельной его подготовке.

Вероятно, целесообразно разработать примерную типовую программу (подробный, развернутый тематический план) Школы подготовки осужденных к освобождению. Подобная программа, на наш взгляд, может состоять из 2 частей: инвариантной (занятия, позволяющие решить общие, характерные для всех освобождающихся осужденных проблемы) и вариативной (занятия, тематика которых учитывает особенности отдельной категории осужденных и ресурсы учреждения, региона, задействованных специалистов).

Школу необходимо насыщать и обновлять актуальными темами и проблемами, которые полезно было бы рассмотреть с осужденными, находящимися на заключительном этапе отбывания наказания. Причем желательно, чтобы формы проведения занятий были разнообразными: массовыми, групповыми и индивидуальными.

В проведении занятий специалисты могут проявить определенное творчество либо прибегнуть к использованию специализированных методических материалов.

У ряда ИУ в этой области имеется интересный опыт. Централизованный сбор методических разработок занятий Школы подготовки осужденных к освобождению позволил бы в дальнейшем распространить их в среде заинтересованных специалистов.

Важно отметить, что для повышения результативности работы Школы сотрудников, занятых в ее проведении, необходимо специально обучать, тем более, что многие из них не имеют педагогического образования и опыта проведения занятий подобного рода.

Обучение возможно организовать с приглашением специалистов в этой области, как на базе территориальных органов, так и централизованно – на базе вузов ФСИН России.

5. Ограниченное информационное обеспечение и использование ресурсов региона в реализации занятий Школы. В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы и перепрофилированием ряда ИУ многие осужденные отбывают наказание за сотни километров от места их жительства, что создает значительные трудности в подготовке их к освобождению и планированию их постпенитенциарного сопровождения. Данную проблему можно преодолеть, только имея высокие информационные возможности для связи с конкретными регионами и получения необходимых сведений.

В заключение заметим, что эффективная организация Школы может рассматриваться как значимый фактор предотвращения рецидивной преступности, тем важней качественно решить названные управленческие проблемы.

  1. Артамонова Н.М.
  2. Багреева Е.Г.
  3. Балабанова Н.В.
  4. Гостев В.В.
  5. Датий А.В.
  6. Дегтярев А.Л.
  7. Коридзе М.Т.
  8. Кузнецова А.С.
  9. Ларина Г.В.
  10. Хохлов И.В.
  1. Артамонова Н.М.
  2. Багреева Е.Г.
  3. Балабанова Н.В.
  4. Гостев В.В.
  5. Датий А.В.
  6. Карпухин А.А.
  7. Коридзе М.Т.
  8. Ларина Г.В.
  9. Мартынова М.В.
  10. Селиванов Б.С.
  11. Федосеев А.А.
  12. Шаталов Ю.Н.
  1. Багреева Е.Г.
  2. Балабанова Н.В.
  3. Гостев В.В.
  4. Датий А.В.
  5. Калинина М.Н.
  6. Коридзе М.Т.
  7. Мартынова М.В.
  8. Тютюев В.В.
  9. Федосеев А.А.
  10. Шаталов Ю.Н.

Список литературы

Цитировать

Читайте также: