Посещать занятия в школе по подготовке к освобождению должны осужденные
Обновлено: 02.07.2024
Согласно статистическим данным, ежегодно из исправительных учреждений Липецкой области освобождается в среднем до 2,5 тысяч человек. У многих из них существуют серьезные проблемы с социальной адаптацией и реабилитацией – они не имеют возможности самостоятельно решить вопросы, связанные с трудоустройством, получением необходимых документов, регистрацией по месту жительства и т.д., в том числе и из-за отсутствия необходимой информации.
Одной из форм подготовки осужденного к жизни на свободе, а также одним из видов мероприятий, по обеспечению социальной защиты осужденных в период отбывания наказания и создания условий для их успешной ресоциализации после освобождения является, созданная в каждом учреждении Школа по подготовке осужденных к освобождению. Ее цель – дать осужденным комплекс жизненно важных знаний, умений и навыков, необходимых после освобождения при продолжении обучения, поступлении на работу и построении благоприятных взаимоотношений с близкими людьми и т.д. За 9 месяцев текущего года обучение в Школах прошло более 2,5 тысяч осужденных.
В соответствии с достигнутой договоренностью с администрацией Липецкой области обучение в Школе проводят не только сотрудники учреждений, но и представители структурных подразделений администрации.
13 октября текущего года Усманскую воспитательную колонию для проведения занятий посетили сотрудники УВД по Липецкой области, Управлений социальной защиты населения, труда и занятости населения, административных органов Липецкой области, а также представители областной комиссии по делам несовершеннолетних.
Осужденные получили ответы на интересующие их вопросы – о наличии вакантных рабочих мест на рынке труда, о порядке получении социальных пособий, регистрации по избранному месту жительства и др.
Психологом областного Центра диагностики и консультирования проведен тренинг, направленный на обучение осужденных коммуникативным навыкам общения.
В ходе посещения проведен обход учреждения, знакомство с условиями отбывания наказания.
В рамках межведомственного взаимодействия в решении вопросов социальной адаптации и ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы, в исправительных учреждениях, расположенных на территории города, при участии специалистов по социальной работе отделения срочного социального обслуживания, проводятся совместные занятия в школах подготовки осужденных к освобождению. С этой целью специалистами по социальной работы нашего центра осуществлены выезды в ИК-47 и КП-59 для ознакомления осужденных с работой нашего Центра в целом и отделения срочного социального обслуживания – в частности. Проведение совместных занятий преследует цель дать осужденным комплекс знаний, умений и навыков, необходимых после освобождения при поступлении на работу, поиске жилья и т. д. Специалисты по социальной работе могут разъяснить осужденным вопросы, связанные с пропиской, трудовым и бытовым устройством, дать практические рекомендации по преодолению трудностей, довольно часто встречающихся в адаптационный период жизни на свободе.
.
Специалистами отделения срочного социального обслуживания было рассказано о работе КЦСОНа в целом, видам услуг оказываемые отделениями центра. Особое внимание было уделено работе специалистов срочного отделения, которые непосредственно работают с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, проводят патронажи по месту предполагаемого проживания освобождающихся граждан, обследование условий проживания, опрос, первичную социальную диагностику, консультирование по социальным вопросам, при необходимости - оказывают материальную помощь в натуральном виде: продуктовый или промышленный набор; одежда и обувь б/у по сезону, также и новая – при наличии; бывшие осужденные могут получить помощь психолога и юриста; помощь в поиске работы; помощь в подготовке документов для обращения в различные организации и инстанции в защиту интересов гражданина.
Конечно, в отведённое время невозможно уделить внимание каждому, у кого есть вопросы, поэтому были предоставлены памятки и визитки с адресом и номерами телефонов сотрудников Центра. Осужденные, не сумевшие сформулировать свои вопросы к специалистам лично, получили возможность письменно обратиться за консультацией и получить на них ответ в установленные законом сроки.
В результате совместной работы специалистов по соц. работе исправительных учреждений и специалистов нашего центра достигнута цель - повышения информированности лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы о возможностях государственных учреждений социального обслуживания и других государственных структур в вопросе их дальнейшей социализации и адаптации.
Вопросам социальной адаптации осужденных в последние годы уделяли внимание многие отечественные исследователи [12, 13, 14, 15, 16, 17, 18].
В целях решения вопросов ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях (далее – ИУ) всех типов организуется постоянно действующая школа подготовки осужденных к освобождению.
Функции, исполняемые Школой в современной пенитенциарной практике, по нашему мнению, таковы:
- информирующая – передача осужденным информации, сведений из различных областей науки и человеческой деятельности, необходимых для самостоятельной жизни;
- воспитательная – выработка качеств и свойств личности, позволяющих ей бесконфликтно общаться и жить среди людей, в обществе – например, правосознание, нормы этики, этикет, гигиена, ролевое поведение и позиция;
- образовательная – формирование у осужденных умений и навыков, необходимых для исполнения различных социальных ролей, участия в различных сферах жизни и общества, например, трудоустройство, приготовление пищи, оплата услуг, лечение в больнице, проезд в общественном транспорте;
- адаптирующая – приобретение навыков самоконтроля и управления своей жизнью, в том числе с учетом изменившихся за время отбывания наказания общественных условий (например, обучение принятию решений).
Деятельность ИУ по организации Школы регламентируется на сегодняшний день УИК РФ и частично приказами, регулирующими деятельность сотрудников группы социальной защиты осужденных и психологической лаборатории, никаких иных распорядительных документов в этом направлении не существует.
Обозначим далее действия руководства и сотрудников ИУ, необходимые и целесообразные с нашей точки зрения для результативного функционирования Школы.
Традиционно Школа создается на основании приказа начальника ИУ.
Планирование и реализацию программы занятий Школы осуществляет старший специалист по социальной работе (старший инспектор – в воспитательной колонии) группы социальной защиты осужденных [3].
Занятия в Школе имеют очень разнообразную тематику: от изучения прав и обязанностей освобождающихся, правил поведения в общественных местах до тренинга коммуникативных умений, умений поиска выхода из конфликтных ситуаций, преодоления зависимостей, изучения состояния рынка труда, собственных профессиональных предпочтений и др.
Именно широта тематики Школы объясняет необходимость участия в непосредственном проведении занятий следующих специалистов: психологов, специалистов по социальной работе, сотрудников отдела по воспитательной работе с осужденными, оперативного и режимного отделов, медицинской службы, бухгалтерии, специального учета, учителей школы, (руководителей кружков), библиотекаря, работников клуба, мастеров учебно-производственных мастерских и начальника ИУ. Участие начальника особенно важно, так как в ИУ он является центральным субъектом подготовки осужденных к освобождению.
К проведению занятий также важно привлекать сотрудников государственных и общественных учреждений и организаций: федеральной миграционной службы, службы занятости, органов местного самоуправления, пенсионного фонда, учреждений системы дополнительного образования, молодежных организаций (объединений) различной направленности (в зависимости от возможностей региона).
К сожалению, следует отметить недостаточно активное участие в реализации программы Школы сотрудников различных служб ИУ, на которых отдельно и специально не возложена функция подготовки осужденных к освобождению. Данная проблема не единственная в организации Школы в ИУ. Анализ опыта работы ИУ различных регионов позволяет говорить о наличии и иных проблем. Обозначим их далее и попытаемся предложить возможные действия по их предотвращению.
1. Сложность включения Школы в общий распорядок ИУ. Программа Школы должна реализовываться в свободное от работы и учебы осужденных время. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю – для несовершеннолетних (возможно и чаще, если того требует программа) и не реже 1 раза в месяц – в учреждениях для взрослых осужденных. Продолжительность занятий составляет от 1,5 до 2 часов (но не менее 40 минут).
При этом в существующем в ИУ на сегодняшний момент примерном распорядке дня, составляемом на основе приложения №4 к Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний [2] и исправительных колоний [3], на воспитательную работу отводится 1,5 и 1 час соответственно. Очевидно, что это очень ограниченное время, которое невозможно потратить только на проведение занятий в Школе.
В то же время в пенитенциарной практике найден способ решения подобной проблемы. Так, например, в центре принудительного лечения для молодежи Арксхоф (Швейцария) каждый осужденный обязан посещать индивидуальные занятия (4 раза в неделю), а также еженедельную 1,5 часовую групповую терапию. То есть, как минимум 2,5 часа ежедневно отведены на терапию и коррекционную работу [24].
Для осужденных с нарушениями развития психики, поведения, для не справляющихся с проблемами обязательно посещение специализированных терапевтических групп [5, 6, 7, 8, 9, 10].
Изменение распорядка дня и выделение дополнительного времени на индивидуальную работу в российских ИУ отчасти затрудняется, так как осужденные должны посещать общеобразовательную школу и работать (обучаться) на производстве, что затратно по времени [11, 19, 20, 21, 22, 23].
Возможный вариант экономии времени есть в опыте швейцарского учреждения AH Basel, где занятость осужденных в общеобразовательной школе и на производстве чередуются понедельно. И таким образом освобождается время для коррекционных и социально-педагогических занятий.
2. Необходимость формирования большого количества групп Школы на основе различных параметров – категория осужденных, ведущая проблема, срок освобождения и другие.
Принцип сепарации, реализуемый сегодня в ИУ, обуславливает формирование на базе ИУ нескольких групп Школы, в каждой из которых занятия могут проводиться приблизительно по одному плану.
Но отнесенность осужденных к особым категориям (инвалиды, пенсионеры, имеющие социально-значимые заболевания и др.) заставляет дополнительно выделить специализированные группы подготовки к освобождению. Возможен вариант, что в Школе к такой особой категории будет относиться по 1-2 осужденных и работа с ними, естественно, будет производиться исключительно в индивидуальном режиме, однако существуют проблемы, которые таким образом решить невозможно (инвалидность, неизлечимое заболевание).
Как уже говорилось выше, подготовка осужденных к освобождению начинается не позднее, чем за 6 месяцев до освобождения. Механизм формирования каждой группы таков: на начало года формируется группа осужденных, освобождающихся в июле, и ежемесячно в эту группу включаются новые люди.
При этом для включившихся в программу позднее логика занятий нарушается – в завершение обучения они посещают занятия, определенные программой первыми. А осужденные таким образом, оказываются в неравных условиях подготовки к освобождению.
Следует отметить, что в такой группе вынужденно присутствуют осужденные с разнообразными проблемами – в отечественной пенитенциарной практике, к сожалению, нет традиции и возможности создавать отдельные группы.
И все-таки наиболее эффективным, по нашему мнению, было бы формирование отдельных групп как по сроку отбывания наказания (группы создаются ежемесячно), так и по преобладающей проблеме (это могут быть отдельные группы употреблявших психоактивные вещества, имеющих отрицательную направленность, имеющих отклонения в поведении).
3. Отсутствие материального обеспечения, соответствующего задачам подготовки к освобождению конкретной категории осужденного. Занятия Школы должны проводиться в помещениях, позволяющих максимально эффективно вырабатывать (развивать) тот или иной социальный навык, корректировать поведение, работать с различной информацией. Необходимы мультимедийное оборудование, выход в Интернет (для сотрудников), специализированная мебель, достаточное количество расходных материалов.
Формирование таких специализированных аудиторий в ИУ должно быть нормативно закреплено, то есть необходимо разработать Положение о кабинете Школы подготовки осужденных к освобождению (в котором будут обозначены цели, задачи, необходимое оборудование, методическое обеспечение, механизм функционирования кабинета.
4. Отсутствие методического инструментария для проведения занятий в Школе, а также недостаток опыта и достаточных знаний сотрудников по самостоятельной его подготовке.
Вероятно, целесообразно разработать примерную типовую программу (подробный, развернутый тематический план) Школы подготовки осужденных к освобождению. Подобная программа, на наш взгляд, может состоять из 2 частей: инвариантной (занятия, позволяющие решить общие, характерные для всех освобождающихся осужденных проблемы) и вариативной (занятия, тематика которых учитывает особенности отдельной категории осужденных и ресурсы учреждения, региона, задействованных специалистов).
Школу необходимо насыщать и обновлять актуальными темами и проблемами, которые полезно было бы рассмотреть с осужденными, находящимися на заключительном этапе отбывания наказания. Причем желательно, чтобы формы проведения занятий были разнообразными: массовыми, групповыми и индивидуальными.
В проведении занятий специалисты могут проявить определенное творчество либо прибегнуть к использованию специализированных методических материалов.
У ряда ИУ в этой области имеется интересный опыт. Централизованный сбор методических разработок занятий Школы подготовки осужденных к освобождению позволил бы в дальнейшем распространить их в среде заинтересованных специалистов.
Важно отметить, что для повышения результативности работы Школы сотрудников, занятых в ее проведении, необходимо специально обучать, тем более, что многие из них не имеют педагогического образования и опыта проведения занятий подобного рода.
Обучение возможно организовать с приглашением специалистов в этой области, как на базе территориальных органов, так и централизованно – на базе вузов ФСИН России.
5. Ограниченное информационное обеспечение и использование ресурсов региона в реализации занятий Школы. В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы и перепрофилированием ряда ИУ многие осужденные отбывают наказание за сотни километров от места их жительства, что создает значительные трудности в подготовке их к освобождению и планированию их постпенитенциарного сопровождения. Данную проблему можно преодолеть, только имея высокие информационные возможности для связи с конкретными регионами и получения необходимых сведений.
В заключение заметим, что эффективная организация Школы может рассматриваться как значимый фактор предотвращения рецидивной преступности, тем важней качественно решить названные управленческие проблемы.
- Артамонова Н.М.
- Багреева Е.Г.
- Балабанова Н.В.
- Гостев В.В.
- Датий А.В.
- Дегтярев А.Л.
- Коридзе М.Т.
- Кузнецова А.С.
- Ларина Г.В.
- Хохлов И.В.
- Артамонова Н.М.
- Багреева Е.Г.
- Балабанова Н.В.
- Гостев В.В.
- Датий А.В.
- Карпухин А.А.
- Коридзе М.Т.
- Ларина Г.В.
- Мартынова М.В.
- Селиванов Б.С.
- Федосеев А.А.
- Шаталов Ю.Н.
- Багреева Е.Г.
- Балабанова Н.В.
- Гостев В.В.
- Датий А.В.
- Калинина М.Н.
- Коридзе М.Т.
- Мартынова М.В.
- Тютюев В.В.
- Федосеев А.А.
- Шаталов Ю.Н.
Список литературы
Цитировать
Читайте также: