Вербализм является одним из проявлений неготовности к школе нравственной физической

Обновлено: 05.07.2024

• общая психологическая готовность (степень интеллектуального развития, сенсорного восприятия и моторная активность);

• специальная психологическая готовность (владение нормами, предусмотренными ФГОС ДО);

• общая личностная готовность (уровень психического развития включающий в себя произвольность, способность к общению, положительное отношение к процессу обучения).

Поскольку психологическая готовность сложный комплекс, то несформированность какой-либо составляющей может привести к усложнению процесса адаптации, успеваемости ребенка в школе.

Формально психологическую готовность можно разделить на две формы: социально-психологическая готовность и учебная готовность.

Причины социально-психологической неготовности:

• возникновение чувства обиды на указание действовать согласно правилам;

Формы проявления социально-психологической неготовности:

• непосредственность на уроке;

• дети не усвоили правила ответа на уроке (чтобы спросить или ответить, нужно поднять руку);

• одновременные ответы нескольких детей (это ведет к тому, что дети не слушают друг друга);

• включение в работу только при непосредственном обращении;

Личные формы проявления социально-психологической неготовности:

Рассмотрим более подробно личные формы социально-психологической неготовности.

1. Тревожность возникает у ребенка тогда, когда им, его учебой не довольны, когда ожидания родителей, учителей высоки. В основе тревожности лежит чувство страха того, что он что-то неправильно сделал.

Нарастание тревожности, понижение самооценки приводит к снижению успешности ребенка. В дальнейшем неуверенность ребенка в себе приводит в некотором роде к атрофированному поведению, т. е. ребенка стремится четко следовать указаниям взрослого, действует только по шаблонам, боится проявлять инициативу.

Низкая успеваемость ребенка в школе приводит к концентрации общения именно на эту тему, что все более усиливает эмоциональный дискомфорт, тем самым создается замкнутый круг: личностные особенности воспроизводятся ребенком в деятельности, низкая успеваемость приводит к соответствующей реакции взрослого, эмоциональный дискомфорт ребенка увеличивается.

Преодолеть подобную ситуацию возможно путем изменения установок оценок взрослых, концентрацией внимания на даже самых незначительных достижениях, что приведет к снижению тревожности.

2. Демонстративность – это такое свойство личности, которое связано с завышенной потребностью человека во внимании к себе. Поведение ребенка характеризуется манерностью, а его преувеличенные реакции направлены на достижение самой важной цели – обратить внимание социума на себя и получить одобрение.

Причиной демонстративного поведения ребенка является нехватка любви, внимания взрослых. Однако, если ребенок получает достаточное количество внимания от взрослого, то возможно он просто избалован.

Негативистическая демонстративность проявляется не только в желании получить одобрение, но и выговоры, т. е. получение внимание любой ценой.

Таким детям рекомендуется различные виды деятельности, где они смогут получить достаточно внимания, а именно: концерты, спектакли, художественная и изобразительная деятельность.

Социально-психологическая готовность предусматривает развитие у детей необходимости в общении с социумом, развитие умение учитывать интересы, правила группы, развитие способности адаптироваться к новой системе обучения.

Отставание одного из компонентов психологической готовности приводит к изменению и других компонентов. Если ребенок обладает учебной готовностью, но наблюдаются несформированные компоненты психологической готовности, то это может привезти у снижению успеваемости и личностные трудности.

Учебная неготовность наблюдается в следующих проявлениях: вербализм, мотивация.

1. Вербализм. Дети обладает развитой речью, памятью, но имеют не достаточно развитые восприятие и мышление. Дети легко включается в беседу с учителем, но практическая деятельность им не интересна. Это приводит к тому, что дети не умеют действовать по образцу. Преодолеть эту проблему можно посредством практической деятельности, а именно: игра, конструирование, аппликация, рисование, лепка.

2. Мотивация подразумевает не только желание ребенка в приобретении и использовании школьной атрибутики, но и в желании узнавать новое, что возможно при сформированной системе мотивов.

Мотивационная незрелость ребенка может привести к низкой продуктивности. Мотивация также зависит от внутренней позиции ребенка, т. е. от направленности, стремлений ребенка.

Таким образом, несформированность какого-либо компонента готовности ребенка к школе приводит к психологическим затруднениям в обучении и сложностям в адаптации.

Список использованных источников

Подготовка детей к школе. Презентация к семинару

Подготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе

Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем педагогической психологии. Психологическая готовность формируется.

256. Принцип созревания личности, по Э. Эриксону, обозначающий постепенное развитие личности, переход от предыдущей стадии развития к последующей, называется:
• эпигенетический

257. Продолжение “кризиса идентичности” в зрелом возрасте связано с:
• выработкой новых моделей поведения
• выработкой новых способов реализации моделей поведения
• нахождением своего места в новых условиях

258. Проистекание аномального процесса старения и появление разрушительных изменений называется старостью
• патологической

259. Процент людей данного календарного возраста по отношению к остальному населению региона называют возрастом
• демографическим

260. Процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояния называют:
• рефлексией

261. Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на:
• втором-третьем годах жизни

262. Прошлое как совокупность факторов жизненного пути обеспечивает его:
• непрерывность

263. Проявлением интеллектуальной неготовности к школе является:
• вербализм

264. Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является:
• "уход от реальности"
• демонстративность
• тревожность

265. Психика ребенка отличается от психики взрослого
• качественными компонентами

266. Психическое развитие человека на научном уровне объясняют:
• законы и закономерности

267. Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием
• интеллекта

268. Психологическая готовность детей к школе включает готовность
• личностную и интеллектуальную

269. Психологически ответственное лицо — это человек, отвечающий:
• за свои поступки перед собой
• за содержание своей жизни
• перед другими людьми за свои поступки

270. Психологическим содержанием кризиса 3-х лет является:
• изменение системы отношений со взрослыми и выделение своего "я"

Психологическая готовность к школе — целостное образование. Отставание в развитии одного "компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажения в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Остановимся на трех вариантах развития 6—7-летних детей, описанных А.Л. Венгером.

Первоклассник

Компоненты психологической готовности

Для начала успешного обучения немаловажную роль играет психологическая готовность ребёнка к школе. Поэтому при коррекционной работе с детьми определяются варианты развития, которые наиболее благоприятно отразятся на психическом состоянии первоклассников. Компонентами психологической готовности являются интеллектуальные и личностные качества. Если одно из них недостаточно сформировано, то это становится помехой для обучения.

Учителя говорят о том, что личностные качества намного сложнее формировать, чем интеллектуальные. Психологическая готовность является целостной. Когда недостаточно сформирован один компонент, то он повлечёт за собой искажение или отставание других способностей в развитии. Однако комплексные отклонения встречаются намного реже, это такие случаи, где дети с некоторыми личностными особенностями неспособны освоить обучение.

Личностная неготовность определяется детской непосредственностью. Такие ученики отвечают на вопрос учителя одновременно, перебивая друг друга, торопятся и руку не поднимают. Они рассказывают учителю о своих чувствах и соображениях. Работают они хорошо только в том случае, если учитель обратился к ним непосредственно.

В остальных случаях урок им не интересен, поэтому они отвлекаются и являются нарушителями дисциплины. Из-за завышенной самооценки они часто обижаются на замечания учителя. Родителям дети жалуются на неинтересные уроки и плохую школу, или злую учительницу. Когда мотивационная сфера у ребёнка недостаточно сформирована, то продуктивность обучения невысока.

Интеллектуальная неготовность. Вербализм

Когда у ребёнка интеллектуальная неготовность преобладает, то он не может понять учебные задания и выполнить его успешно. Ребёнок получает низкие оценки. Развитие детей с преобладанием интеллектуальной неготовности идут в различных вариациях. Одним из таких вариантов является вербализм.

В основе вербализма лежит высокий уровень речевого развития. Ребёнок обладает хорошей памятью, но восприятие и мышление развиты недостаточно. Такие дети рано начинают говорить, овладевают грамматическими конструкциями намного быстрее, говорят сложными предложениями и имеют богатый словарный запас. Они больше уделяют времени на вербальную деятельность, чем занимаются практически.

Игры с детьми и сотрудничество с родителями их мало интересуют. Такое поведение приводит к неумению работать по заданному образцу, невозможности соотнести свою деятельность с заданными способами, следствием является неуспешное обучение. Коррекция состоит в возврате ученика на уровень дошкольного возраста, где играют, рисуют и конструируют. Данные виды деятельности очень хорошо развивают образное мышление.

А.Л. Венгером были описаны варианты развития детей в возрасте 6-7 лет. Одним из вариантов, способствующих развитию, не в лучшую сторону является тревожность. Она имеет ситуативный характер, но может приобрести и личностные особенности. Тревожность становится устойчивой при ежедневном недовольстве учебной работой первоклассника, как учителя, так и родителей.

Множество замечаний и упрёков приводят к усугублению ситуации. Ребёнок постоянно находится в напряжении и страхе, что работу выполнит неверно. Также завышенные требования родителей к способностям ученика способны вызвать состояние тревожности. Когда тревожность прочно закрепляется в поведении ребёнка, то его самооценка снижается, и учебные достижения падают.

Неуверенность в себе может привести к желанию следовать указаниям учителя бездумно, все действия как по образцу или шаблону. Первоклассник не может проявить инициативу, вследствие чего все знания закрепляются на уровне формальности.

При этом взрослые ещё больше усиливают дискомфорт ребёнка, постоянно указывая на его низкую продуктивность в учебной деятельности. Чтобы снизит тревожность ребёнка, следует сконцентрировать внимание не на его неудачах, а на успехах и достижениях. Такое отношение будет является стимулом для успешной учёбы, так как в этом возрасте дети стремятся чтобы их постоянно хвалили.

Читайте также: