Салават вахитов разорванное сердце адель краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Новые поступления в ноябре 2021

Первая школа: история в лицах и воспоминаниях : кн. посвящается юбилею сред. шк. №1 г. Нефтекамска Республики Башкортостан / [ред.-сост. М. Ф. Ершов, Д. Р. Коптелова, А. Т. Фарофонова, С. Ф. Хашимова].- Нефтекамск : Б. и., 2019.- 320 c.- Текст : непосредственный.

Данная книга построена на воспоминаниях учителей, сотрудников, учеников и неравнодушных людей, имеющих отношение к средней школе №1 г. Нефтекамска.

Издание обогащено многочисленными фотографиями, публикациями из печати, документами из личных архивов авторов статей, материалами, предоставленными городским краеведческим музеем.

Книга поступила в Центральную городскую и Юношескую библиотеки.

Китап, нигеҙҙә, яҙыусының һайланма хикәйәләренән тора. Уларҙа замандашыбыҙҙың эске донъяһы, кешеләр араһындағы ҡатмарлы мөнәсәбәттәр тасуирлана дөйөм эшкә, милләткә, халыҡҡа, туған телгә, ижадҡа ҡараш мәсьәләләре, шулай уҡ йәшәйешебеҙҙең сәйәси, ижтимағи, социаль проблемалары күтәрелә.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Башҡортостандың халыҡ шағиры, республиканың атҡаҙанған мәҙәниәт хеҙмәткәр, Салауат Юлаев исемендәге дәүләт премияһы лауреаты Ҡәҙим Аралбайҙың был китабына илле биш йыл буйына (1965-2020) яҙған публицистикаһының бер өлөшө һәм бер нисә хикәйәһе тупланды.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Автор әҫәрҙәрендә геройҙарының яҙмышы, йәшәйеше, тормошо аша уҡыусыларға фәһем алырлыҡ хәл-ваҡиғаларҙы бәйән итә.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Башҡортостандың халыҡ яҙыусыһы Зәйнәб Биишеваның "Емеш" әҫәрендә төп героиняның балалыҡ осоронан сығып тормошҡа яңыса бағыуы, мәктәптә һәм Ырымбур педучилищеһында белем алыуы, унда яңы дуҫтар табыуы, Байрас менән беренсе мөхәббәт тарихы ла һүрәтләнә.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Во II том избранных произведений народного писателя Башкортостана Флорида Булякова включены пьесы и кинороман.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Книга о вкладе русских исследователей и писателей в изучение традиций и быта башкир в истории Башкортостана.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Готика, романтика и сентиментальность причудливым образом переплетаются в исключительно реалистическом современном мире: молодой лингвист – приверженец китайской любовной философии – отстаивает честь российского изобретателя Чижевского; семилетний мальчишка встречается с умершей старшей сестрой; Эвридика выводит Орфея из кладбищенской тени; Антон Павлович Чехов ищет вечную любовь в сэконд-хендовском Питере; в собственный день рождения писатель Борхес переживает смертельную трагедию; отчаявшийся пенсионер проводит референдум в отдельно взятой квартире и отделяется от государства; судьба народной певицы находится во власти древнего бирюзового перстня…

Издание адресуется всем, кто любит жизнь и не перестаёт удивляться красоте человеческих взаимоотношений.

Книга поступила в Центральную городскую библиотеку.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Отважный конкордиец Стрекоза долго и безуспешно ищет свою возлюбленную Оми, с которой разлучен по воле рока. Случается так, что они встречаются на поле боя во главе двух враждующих армий, и кто-то из них должен погибнуть.

Писатель, герой книги Салавата Вахитова, рассказывает сюжет нового фантастического романа бывшей супруге. Почему люди, которым предназначено быть вместе, расходятся во времени и пространстве? Почему, когда подступает одиночество, прошлое, настоящее и будущее перестают различаться?

Эта книга о тех, кто однажды потерял абсолютно все, но сумел выжить. Несмотря на то что весь мир был против.

Книга поступила в Центральную городскую библиотеку.

Помнишь качели из детства? Когда ноги так далеко от земли, и мир вокруг раскачивается. Туда-сюда. Ты летишь, качели звенят от радости. Если отпустить одну руку, то можно попробовать дотянуться до сияющей бусинки. Но как быть, если уже не до качелей? Если привычный мир трещит по швам, и земля уходит из-под ног совсем по другим причинам? И все это слишком рано, слишком внезапно…

"Качели" - это сборник рассказов о взрослении. Герои книги - дети, оставившие качели, и взрослые, так и не сумевшие вырасти.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Йәш шағир беренсе китабында үҙ уҡыусыларына төрлө тематикалы шиғырҙарын тәҡдим итә.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Шиғри йомаҡтарҙа башҡорт халҡының ғөрөф-ғәҙәттәре, йолалары, милли аш-һыуы, һауыт-һабаһы, йәнлек-ҡоштар, үҫемлектәр донъяһы сағылыш таба. Шулай уҡ Сура батыр хикәйәте, Сталинград исемле поэманан өҙөк тә бирелгән.

Книга поступила в Центральную городскую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Озорные и веселые стихи детского поэта и врача Радика Гареева не только нравятся детям и их родителям, но и помогают в развитии речи ребенка, способствуют выработке творческого отношения к окружающему миру, а также развитию воображения.

Чтение этих стихов во время остеопатического сеанса помогает автору лечить своих маленьких пациентов.

Книга поступила в Центральную городскую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Авторҙың "Гәлсәр күңел" исемле шиғырҙар йыйынтығында йәшәйешкә, заманға булған ҡарашы, йәштәр күҙлегенән сығып, донъялағы мәңгелек ҡиммәттәр, кеше мөнәсәбәттәре, тәғәйенләнеш тураһындағы фәлсәфәүи уйланыуҙары сағыла. Һөйөү лирикаһы, кешенең эске торошо, тыуған ил, ер, тәбиғәт тураһындағы тәрән йөкмәткеле шиғырҙары уҡыусылар күңеленә хуш килер.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Һары алтындай бәпембә сәскәһе һәм уның шуҡ, шаян бәләкәстәре тураһындағы башҡорт халыҡ әкиәте кескәйҙәрҙең күңеленә хуш килер.

Книга поступила в Центральную городскую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Был йыйынтыҡ тыуған еренә, иленә, халҡына юғары мөнәсәбәтле ике авторҙың ижад емештәрен берләштерә. Асия Яппарованың шиғриәте халыҡсанлығы, фәлсәфи булыуы менән айырылып тора. Светлана Васикованың ижадында ҡатлаулы метафоралар ҙа шаҡ ҡатырғыс һүрәтләүҙәр ҙә юҡ. Киң күңеллелек хас уға, ихтирамға лайыҡ кешеләрҙе яратыу һиҙелә.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Новая книга уфимских историков В. А. Иванова и В. А. Злыгостева посвящена проблеме существования Башкортостана (Башкирского юрта) в составе Золотой Орды (Улуса Джучи). Более двухсот лет (1236-1437) Башкирия, несмотря на удаленность от центра государства, являлась важной частью кочевой империи. Используя комплексный подход анализа письменных источников, включающих в себя не только официальные летописи, но и родословные (шежере) и исторические предания башкир, а также материалы, полученные в результате археологических исследований, авторы в популярной форме освещают события, имевшие место на Южном Урале и в прилегающих областях в период XIII-XV веков. Помимо насыщенной, полной драматических сюжетов военно-политической истории Башкортостана в работе раскрываются вопросы этногенеза, распространения ислама и патриархального устройства башкирского общества.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей родного края.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Автор "Ҡиммәтле кейәү" исемле сатирик һәм юмористик хикәйәләр, скетч, монологтар йыйынтығында йәмғиәттәге йәмһеҙ күренештәрҙе, кешеләрҙәге етешһеҙлектәрҙе фашлай. Фәһемле, фәлсәфәле, көлкөлө әҫәрҙәрендә бәндәләрҙең мәғәнәһеҙ, тәрбиәһеҙ ҡәлебенә таянып тәнҡитләй.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Авторҙың "Ҡағанат вариҫтары" романында боронғо башҡорттарҙың эшен дауам иткән замана вариҫтарының тормошо, көнкүреше, азатлыҡ, бойондороҡһоҙлоҡ өсөн алыштары һүрәтләнә. С.Ильясов ваҡиғаларҙы һүрәтләгәндә ер-һыуҙы, тау-урманды, халыҡтарҙы, шул замандағы атамаларҙы документаль исемдәре менән биреп уҡыусыла ҙур ҡыҙыҡһыныу уята. Автор романда хәҙерге башҡорт телендә ҡулланыуҙан ситләшкән бик күп боронғо һүҙҙәр, атамалар, синонимдар, антонимдар ҡулланып үҙебеҙҙең телдең киңлеген, тәрәнлеген күрһәтә.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Тамара Искәндәриә ижады - хәҙерге башҡорт шиғриәтенең аҫыл өлгөләренең береһе. Замандың фәлсәфәүи һынланышы ла, халыҡыбыҙ тарихын айбарлы йөрәк менән байҡау ҙа, тормошҡа, Ер-һыуыбыҙға, һөйгән йәренә тәрән мөхәббәт тә һуғара уны. Уҡыусыға был китап илһамлы мәлдәр бүләк итер.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Уйҙар, хыялдар һәр ваҡыт та серлелек, изгелек, яҡтылыҡҡа тартыла, ә яҡтылыҡ иһә күккә, йыһанға барып тоташа… Нәркәс Ҡәйепҡолованың шиғырҙары яҡты, серле, сихри булыуы менән күңелдәрҙе арбай. Уның мең төҫлө хистәр донъяһы уҡыусылар йөрәгенә нур өҫтәр тип ышанабыҙ.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Күренекле ғалим, тел белгесе, яҙыусы Жәлил Кейекбаевтың тыуыуына 110 йыл тулыу уңайынан "Айыу менән бал ҡорттары" әкиәте башҡорт һәм рус телдәрендә тәҡдим ителә.

Сказка "Медведь и пчелы" на башкирском и русском языках издается к 110-летию со дня рождения известного ученого, лингвиста, писателя Джалиля Киекбаева.

Книга поступила в Центральную городскую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Авторҙың был китабына һуңғы йылдарҙа яҙылған повесть һәм хикәйәләре индерелде. “Кешелеккә тоғролоҡ”, “Инстинкт. ” кеүек әҫәрҙәре матбуғатта баҫылғанда уҡ уҡыусылар араһында оло шаңдау уятты. Яҙыусының хикәйә һәм повестары композицион йыйнаҡлығы, сюжет тығыҙлығы, күтәрелгән проблемаларҙың масштаблығы һәм тәрәнлеге менән башҡорт әҙәбиәте тарихында яңы бит аса. Әҫәрҙәр уҡыуға еңел һәм ябай кеүек тойолһа ла, бик етди, ҡатмарлы фәлсәфәүи мәсьәләләрҙе күтәрә.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

"Ҡайҙа, ниндәй таш тоҡомдары ята, улар нисә миллион йыл элек барлыҡҡа килгән, ҡасан, ниндәй үҙгәрештәр кисергән?" - тигән һорауҙарға яуапты ғалим-геолог Басир Мәһәҙиевтең был китабын уҡып сыҡҡас табырһығыҙ.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Книга поступила в Центральную городскую и Юношескую библиотеки.

Шәхес һәм йәмғиәт араһындағы ҡаршылыҡлы мөнәсәбәттәр проблемаһына мөрәжәғәт итеү – авторҙың ижадында төп йүнәлештәрҙең береһе. Әҫәр геройҙары ҡатмарлы ситуацияла һыналалар, донъяны яҡшы яҡҡа үҙгәртеү теләге менән яналар, үҙҙәренең ихтыяр көсөнә, таланттарына таянып тормошта юлдарын табалар. Геройҙарҙың тәрән психологик кисерештәре, хис-тойғолары, йәшәү мәғәнәһе тураһында уйланыуҙары бөгөнгө заман кешеһенә яҡшы таныш һәм яҡын. Ябай, халыҡсан, ҡайбер урындарында сатирик тел менән яҙылған әҫәрҙәр уҡыусы күңеленә хуш килер.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Книга автобиографических воспоминаний Д. Мурзина посвящена истории развертывания партизанского движения в Восточной Европе в годы Великой Отечественной войны. Долгие годы умышленно замалчиваемый легендарный Черный генерал, командир знаменитой бригады имени Яна Жижки наконец получил возможность представить на суд российских читателей свое произведение. В книге повествуется об истории партизанской бригады, деятельности советских разведчиков в 1944-1945 гг., в целом о подпольной борьбе на территориях, захваченных фашистской Германией.

Книга рассчитана на широкий круг читателей. В центре документальной повести, помимо борьбы с фашизмом, дружба народов, долг перед Отечеством, верность и любовь к Родине.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Башҡортостандың халыҡ яҙыусыһы, Башҡортостан Республикаһының Салауат Юлаев исемендәге Дәүләт премияһы лауреаты Ноғман Мусиндың "Алдар батыр" романында күренекле тарихи шәхесебеҙ, йәмәғәт эшмәкәре, 1704-1711 йылдарҙағы ихтилалдар етәксеһе, башҡорт батыры Алдар Иҫәкәев образы һүрәтләнә.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Был йыйынтыҡҡа ауыр, ҡатмарлы осорҙа йәшәгән замандашыбыҙҙың кисерештәре, шәхес булып үҫеүе, тыуған еренә, туған теленә, милләт яҙмышына булғанса улдарса мөнәсәбәте сағыла. Лирик геройҙың төп һыҙаты - үҙен, башҡортлоғон эҙләү һәм табыу.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Авторҙың был йыйынтығында "Аждаһа эҙенән" исемле мауыҡтырғыс, мажаралы повесы һәм тәбиғәттең, әйләнә-тирәләге бар тереклектең һәр һулышын тойоп, уның мөғжизәле йәшәйешен сағылдырған һунарсы яҙмалары шәлкеме менән танышырһығыҙ.

Книга поступила в Центральную городскую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Йыйынтыҡтағы "Көмөшкүл" һәм "Салауаттың йәшен һораһағыҙ" повестарында ҡырҡыу экологик проблемалар күтәрелә.

Книга поступила в Центральную городскую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Фәнис Сирбаевтың тәүге китабына донъя, ваҡыт серҙәре тураһында фәлсәфәүи уйланыуҙары, халҡым, телем, илем яҙмышы тип бөркөтләнеп саңҡыуҙары, тыуған ауыл, малай саҡтарҙы һағыныуҙары менән һуғарылған, йәшлек, мөхәббәт темаһы, хәҙистәргә таянып яҙылған әҫәрҙәре тупланды.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Башкирская народная сказка на трех языках учит детей отличать плохое от хорошего, в ней говорится о том, что зло ведет к ссорам и расставанию, а добро всегда объединяет и сплачивает.

Книга поступила в Центральную городскую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Перед нами автобиография, облаченная в художественную форму. Атмосфера советского детства и юности 50-70-х годов XX столетия, знакомая многим, но каждый раз неповторимая. На фоне колоритных улочек башкирской столицы, дышащих ароматом яблонь и сирени, расцветает новая творческая жизнь.

В лице главной героини, ее сверстников показаны взросление, взаимоотношения с окружающим миром, трудные попытки осуществить свои мечты. Дети, выросшие, как чертополох, с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе, идут во взрослую жизнь, не всегда умея справится со своими комплексами.

Автор сплетает яркую цепочку воспоминаний о школьных и студенческих годах, заложивших для нее фундамент дальнейшей судьбы.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Башҡортостандың атҡаҙанған мәҙәниәт хеҙмәткәре, күренекле шағир Радик Хәкимйәндең был йыйынтығына һуңғы йылдарҙа яҙылған өр-яңы шиғырҙары, йырҙары һәм дә төрлө йылдарҙа донъя күргән шиғриәт һөйөүселәр тарафынан яратып ҡабул ителгән әҫәрҙәре тупланды. Уның шиғриәте тормошсан, төплө фекерле, ихлас хистәргә бай, илһамлы шиғриәт ул. Рухлы, тәрән фәлсәфәгә, нескә лиризмға эйә булған әҫәрҙәрендә шағир тыуған илгә, Ватанға, Башҡортостанға, тыуған яғына, уның кешеләренә, гүзәл тәбиғәтенә, хеҙмәткә һәм дуҫлыҡҡа дан йырлай. Шағирҙың тормош асылын, ғүмер ағыштарын, кеше яҙмыштарын оҫта һүрәтләгән шиғырҙары, ҡайнар хисле мөхәббәт йырҙары уҡыусыларҙа ҙур ҡыҙыҡһыныу уятыр тип ышанабыҙ.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Күренекле яҙыусы, журналист, Башҡортостандың атҡаҙанған мәҙәниәт хеҙмәткәре Рәсих Ханнановтың был китабына, төрлө йылдарҙа яҙылып, бер ҡайҙа ла әле донъя күреп өлгөрмәгән шиғырҙары, робағиҙары тупланды.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Имя Мухаметсалима Уметбаева хорошо известно в Башкортостане и за его пределами. Это выдающийся просветитель, ученый, государственный и общественный деятель. Жизнеописание М. Уметбаева - поучительная история великого человека, сделавшего так много для своего народа. С его именем связаны одни из первых научных работ по истории, языкознанию, литературоведению, этнографии, фольклору, мусульманскому законоведению.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Башҡортостандың халыҡ шағиры Рауил Шаммастың "Һайланма әҫәрҙәр"енең 3-сө томына яңы һәм төрлө йылдарҙа ижад ителгән шиғырҙары, поэмалары, әкиәт-поэмалары ингән. Улар әҙәбиәт аҡһаҡалының тәрән фәлсәфәһе, нескә лирикаһы, үҙенсәлекле образдары, көслө характерҙар бәрелеше, тормошсан геройҙары менән танышыр нәфис һүҙ һөйләүселәр.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Автор йыйынтығында кескәйҙәрҙе аҡыллы, сабыр, тәртипле, уңған, ярҙамсыл, игелекле булынға, атай-әсәйҙе, ололарҙы хөрмәт итергә, дуҫ-иштәрҙе ҡәҙерләргә өндәй. Был серле лә, мөғжизәле лә китапта уҡыусылар күңелдәре эҙләгән бик күп һорауҙарға яуап табыр.

Книга поступила в Центральную городскую, Центральную детскую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

Трилогия Г. Якуповой "Женщины" - это выход на арену большого, зрелого мастерства художника. Повествование от первого лица требует сложного композиционного решения, яркости языковой палитры, с чем автор блистательно справился.

"Женщины" Г. Якуповой - высокохудожественное произведение с большим тематическим диапазоном, где в реалиях современности слышался отзвуки древности, где судьбы отдельных людей преломляются в судьбе страны, а то и всей планеты.

Книга поступила в Центральную городскую, Юношескую библиотеки, в Амзинскую и Ташкиновскую СМБ.

На поставленный вопрос можно ответить утвердительно, если правильно наметить цель исследования. Думаю совершенно очевидно, что только сравнение произведений разных исторических эпох могут выявить разницу в творческих методах писателей, определить тенденции развития литературы как со стороны формальной, так и содержательной. По большому счёту, история литературы выросла из сравнительного анализа. В начале XX века такие исследования приняли практическую направленность, и вторая половина XX века ознаменовалась бурным потоком руководств для писателей, драматургов и сценаристов. А что, если сосредоточить усилия на практической стороне вопроса и предложить новый способ сопоставительного анализа сюжетных произведений?

В скором времени идея была реализована в таблице периодических элементов сюжетных произведений, которая по сути представляет собой план анализа прозаической книги.

Объясню, как ею пользоваться на примере конкретного исследования.

Структура главного героя

2. Положительные качества, которые способствуют цели, – S (от skill – умения, навыки). Для Лизы это доброта, нравственная чистота и преданность, для Юлии – острый ум, искренность, правдивость.

3. Ахиллесова пята – тот недостаток, уязвимое место, которое может погубить героиню или, по крайней мере, не позволит достичь намеченной цели, – N (от negative side – негативная сторона). Для Юлии – это упрямство и агрессивность, а у Лизы недостатков, на первый взгляд, нет – практически ангел, по крайней мере, Карамзин на них не указывает.

Вот тут-то исследователю и поможет наша периодическая система, по которой формула главного героя выражается как ISN. Если один из элементов явно не выражен, не находится на поверхности, это не значит, что его нет. Он просто не заметен. Формула главного героя указывает направление поиска. Задумаемся, а какие качества Лизы привели к её гибели? И становится понятно, что слабость Лизы – следствие её положительных сторон, доброты, нравственной чистоты и преданности. Это доверчивость и детская наивность. Родители не догадались сделать ей прививку от предательства, и какие-либо защитные антитела отсутствовали.

Сравнивая главных героев анализируемых произведений, мы приходим к открытию: в повести Карамзина отрицательные качества героини выражены скрытно (имплицитно), а в повести Вахитова проявляются явно (эксплицитно) – через действия и поступки Юлии. Например, когда она на уроке русского языка хамит учительнице Лие Васильевне или когда готовит месть вожатой Людмиле Петровне.

После рассмотрения формулы конфликта давайте зададимся вопросом, какова структура антагониста. После небольших размышлений можно прийти к выводу, что, по сути, точно такая же, как у протагониста, то есть ISN. Чем же тогда они отличаются друг от друга? Только тем, что у протагониста ярче выражен положительный элемент – S, а у антагониста – отрицательный N. То есть у антагониста обязательно представлены положительные стороны. И чем они сильнее, тем глубже конфликт.

Противник не может уступать основному герою в силе характера, более того – порой по способностям он превосходит главного героя, как профессор Мориарти превосходит Шерлока Холмса. Именно поэтому Эраст предстаёт воспитанным благородным юношей. А Людмила Петровна – психологически сильный человек, достойно переживающий личную трагедию. Цели же протагониста и антагониста входят в противоречие. Цель Лизы – счастье с Эрастом и благополучие всех близких, цель Эраста – лишь собственное счастье. Нужно отметить, что поступки Лизы последовательны, и самоубийство героини логично вытекает из её цели: она оставляет Эраста, не мешая его благополучию, и даже перед смертью думает о матери, передавая для неё деньги. Цель Людмилы Петровны – добиться послушания в отряде одной лишь строгостью – входит в противоречие с целью Юлии, которая желает, чтобы взрослые наконец-то заметили её положительные качества.

Кроме протагониста и антагониста, в повестях есть ещё и второстепенные герои, которые в зависимости от их предназначения в книге можно объединить в группы положительных или отрицательных персонажей. Структура их проще. Их анализ не входит в рамки настоящей статьи, отметим только, что намерения персонажей группы протагониста Mch(+) не противоречат намерениям главного героя, а намерения персонажей группы антагониста Mch(–) включены в конфликт.

В любом художественном произведении важно, чьими глазами читатель следит за ходом сюжета, поэтому важно определить ракурс повествования, то есть ту точку зрения, с которой происходящие события подаются писателем, а затем осмысливаются и оцениваются читателем. В качестве таких точек могут выступать автор – Au (от author), рассказчик – Nr (от narrator) и герой (не обязательно главный) – H (от hero). Эти элементы не могут обходиться друг без друга, то есть составляют одно соединение – AuNrH, но могут группироваться по-разному: иногда автор и рассказчик объединяются и выступают как единое целое – (AuNr)H, бывает, что объединяются герой и рассказчик – Au(NrH). И только совпадение автора и героя в художественном произведении невозможно. Ни при каких условиях. Рассмотрим, как это сде-лано в анализируемых повестях.

Структура художественного текста

Элементами структуры художественного текста являются экспозиция – Ex (от exposition), завязка – Is (от initial stage), развитие действия – Act (от action), барьер – B (от barrier), сюжетный поворот – Pt (от plot twist), кульминация Cul (от culmination), развязка Fs (от final stage).

Кульминация художественных произведений, несмотря на то, что фактически завершает основное действие, тяготеет к третьему акту, так как тесно связана с развязкой, является её причиной. Более того, кульминация может быть и финальной сценой, завершающей произведение.

Элементы интерпретации текста

Но идеальный читатель только потому и идеальный, что на самом деле его не существует, и в точности понять и принять авторские намерения конкретный читатель не может. Причин для этого множество. Одна из них в том, что мы не можем отсканировать работу писательского мозга в момент творчества, а если б и могли, то это было бы довольно скучное занятие. Если когда-либо сознание писателя сольётся с компьютерной памятью, думаю, литература умрёт. Хотя бы потому, что исключится не менее важный элемент структуры интерпретации (объяснения) текста – намерения читателя (Ird – intention of the reader). И эта вторая, может быть, важнейшая причина. Она определяется общим законом искусства, который можно сформулировать так: читатель художественной книги – всегда соавтор, то есть, читая книгу, он фактически занимается творчеством, он вовлечён в процесс создания смысла. Это то, что отличает настоящее искусство от развлекательных поделок. Их можно легко друг от друга отличить именно по элементу Ird. Если читателю отводится лишь пассивная, созерцательная роль и за него всё давно уже решено, всё ему разжёвано, можно не сомневаться – это чтиво для убивания времени. Другая сторона этого процесса заключается в том, что автор, вовлекая читателя в сотворчество, создаёт своего читателя, то есть настоящее искусство творит нового идеального читателя, а не удовлетворяет чьи-то стандартные потребительские вкусы. Карамзину, как мы знаем, такая задача оказалась под силу.

Третья причина, почему читательские интерпретации (объяснения) отли-чаются от авторских, заключается в том, что автор и читатель обладают разным жизненным опытом и разной степенью образованности, разным уровнем культурного багажа, формировавшимся в разных социальных, географических, исторических и прочих условиях.

От читателя нельзя требовать абсолютно точного восприятия писательских намерений ещё и потому, что текст обладает собственными намерениями – (Itx – intention of the text), которые имеют лингвистическую природу. Текст – это открытая структура, которая предполагает множественность интерпретаций, зависящие прежде всего от лексических и синтаксических сторон языка. Автор, вкладывая в текст определённый смысл, может и не заметить, что лексика и синтаксис предполагают не одно, а несколько толкований. Писатели эту особенность давно заметили и давно используют её как постмодернистский приём. Причём считается, что так достигается глубина смысла. По крайней мере, это один из путей придания тексту объёмности. Именно по изложенным соображениям Умберто Эко, к примеру, считал моральным долгом не оспаривать любые интерпретации соб-ственных романов.

К элементам авторских намерений следует отнести идею (Id – idea) и тему (T – theme), где идея – основная мысль, которую автор желает выразить, а тема – те обстоятельства, из которых эта мысль вытекает.

Элементы намерений текста – художественные образы (Img – image), фабула (St – story) и сюжет (Pl plot), где образы – ряд картин и переживаний, в которых разворачивается тема, фабула – последовательность событий в их временной последовательности, сюжет – способ изложения фабулы с учётом причинно-следственных связей происходящих в книге событий.

Разорванное сердце Адель

Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, то я начну с того, как однажды Лизка, моя школьная подруга, попросила ответить на вопросы одной, на первый взгляд вполне обычной, анкеты в ее личном дневнике. Вы же представляете девчачьи тетрадки с любимыми песнями, фотками певцов, актеров и записями подружек по серьезным и не очень серьезным поводам? У меня таких дневников-блокнотов скопилась целая куча, но я ими года два как переболела и не вижу в них больше никакого смысла, а Лизка — она смешная, до сих пор заплетает косички, тугие такие и толстые, с бантиками, обзавидуешься, — и продолжает играть в прежние детские игры. Вот что я тогда написала:

К примеру, моя мама до сих пор — что за странная привычка? — называет меня ребенком. Меня это бесит. Какой я ребенок, если давно выше нее ростом? Или вот приготовит суп, а я ем, ем и доесть не могу, потому что она наливает его до краев в глубокую тарелку, но я же не корова и поэтому не доедаю.

— Спасибо, мамочка, — говорю, — было необыкновенно вкусно!

— Тебе не понравилось, ребенок, — огорчается она.

Взрослые всегда поступают нелогично и глупо. Мама говорит, что ей никогда не нравилась папина борода. А зачем тогда было выходить за него замуж, если не нравилась? Или вот когда папа уходил от мамы, он твердил, что любит ее. Но разве расстаются, когда любят? Я потом долго прятала его пропахшую потом рубашку под подушкой, ночью тайком, уткнувшись в нее, вдыхала родной запах и думала, что нет ничего слаще отцовского пота. Мама, конечно, обнаружила рубашку и сначала выстирала ее, а потом выбросила. Вот так, никакой логики… Сначала выстирает, а потом выбросит.

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки



Повести



Рассказы

Читайте также: