Школа первичная или вторичная

Обновлено: 05.07.2024

Чем, по мнению авторов¸ различается протекание процесса социализации у детей и взрослых (используя текст, приведите одно различие)? Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

Гост

ГОСТ

Социальная группа

Социальная группа — это совокупность индивидов, имеющими какой-либо общий значимый социальный признак, на котором базируется их участие в некой деятельности, регулируемой неформальными или же формальными социальными институтами.

Стоит отметить, что Т. Гоббс первым определил группу как некое число людей, объединенных каким-то общим делом.

Под социальной группой понимают устойчивую совокупность людей, которые связаны определенной системой отношений. В социологии общество рассматривается не как монолитная система, а как совокупность множества социальных групп. Эти группы взаимодействуют между собой и зависят друг от друга.

Каждый индивид принадлежит к нескольким таким группам, среди которых есть семья, студенческая группа, школьный класс, нация и другие. Формированию той или иной группы способствуют сходные цели, интересы, характеры людей. Создание какой-либо группы происходит тогда, когда люди начинают понимать, что при объединении они смогут достичь желаемого результата намного быстрее, чем в одиночку. Социальные действия каждого человека во многом зависят от деятельности тех групп, в которые он входит. К тому же, на социальную активность человека влияет еще взаимодействие внутри групп и между ними. Только в социальной группе человек сможет стать личностью и самовыражаться.

Социальные группы — это важнейший элемент социальной структуры общества. Они являются формой социального взаимодействия и направлены на удовлетворение потребностей каждого человека.

Социальные группы характеризуются:

  • взаимодействием, которое обеспечивает стабильность существования группы;
  • высокой степенью сплоченности;
  • однородностью состава, которое предполагает наличие тех признаков, которые присущи всем членам группы;
  • возможность вхождения в другие, более широкие социальные общности.

Готовые работы на аналогичную тему

Каждый человек в процессе своей жизни входит в самые разные социальные группы, которые различаются по размерам, способу взаимодействия и другим признакам. Именно из-за этого возникает необходимость в классификации социальных групп по определенным критериям.

Классификация социальных групп

Все социальные группы делят на:

  • номинальные и реальные;
  • большие и малые;
  • формальные и неформальные;
  • первичные и вторичные.

Если с большими и малыми, формальными и неформальными группами все просто, то с остальными, к сожалению, нет.

Номинальная группа — это выделенная по какому-либо признаку совокупность людей, которые никак не связаны между собой. Участниками такой группы можно назвать избирателей, покупателей помидоров одного сорта, людей с высшим образованием.

Номинальные группы формируются для решения научных и практических задач. Большие номинальные группы, которые выделяются по социально значимым признакам (возраст, пол), называют социальными категориями. Они нужны для решения серьезных социально-экономических проблем.

Реальная группа — это совокупность людей, взаимодействующая с другими группами.

В реальной группе люди связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. К реальным группам относят семью, нацию, класс. Члены реальной группы часто чувствуют свою принадлежность к ней и осознают отличие от других групп.

Первичной группой называют кооперацию людей, которые взаимодействуют друг с другом лицом к лицу. Это маленький круг людей, которые имеют устойчивые тесные отношения, отличающиеся симпатией и пониманием.

Вторичные группы характеризуются отсутствием межличностных отношений. Все члены вторичной группы связаны между собой только для достижения общей цели. Стоит отметить, что внутри вторичных групп могут образоваться первичные. Например, два студента, хорошо общающиеся между собой — это первичная группа, а остальной студенческий коллектив — вторичная группа.

Школьный класс как социальная группа

Школьный класс — это малая социальная группа. Дети, которые обучаются в классе являются членами этой группы. Для полноценного существования и развития классного коллектива огромное значение имеет межличностное взаимодействие. Когда школьники взаимодействуют между собой, они обмениваются социальным опытом, передают какие-то важные знания, умения и навыки. Стоит отметить, что именно в процессе межличностного взаимодействия у школьника закладывается успешность или не успешность процесса становления личностью.

Школьный класс является группой учеников, которые объединены социально значимой, единой для всех целью. Класс отличается сплоченностью учеников, их ответственностью, равенством в правах и обязанностях.

Любой школьный класс представляет собой реальную социальную группу. Малые группы в классе характеризуются разной степенью социальной зрелости. Другими словами, школьники контактируют друг с другом только ради общения, времяпровождения с людьми, которые имеют похожие интересы. Такие группы называют диффузными. Когда ребята во дворе играют в футбол, они также являются диффузной группой. Вообще, любой новый формирующийся класс является диффузной группой. С первого класса в школе начинается процесс превращения группы в коллектив. Когда это случается, школьники уже осознают свою принадлежность к данной социальной группе и вместе идут к общей цели.

Можно сделать вывод, что школьный класс отличается единством членов, их общим занятием и целью, а это значит, что он является социальной группой. Но и внутри класса тоже могут образовываться другие социальные группы, которые состоят из нескольких человек, имеющих общие интересы и симпатию друг к другу.

Социализация — это сложный многосторонний процесс обучения, благодаря которому человек, как биологическое существо, становится членом определенного общества и представителем определенной культуры. Это процесс становления тем, кем нас хочет видеть наша социальная среда.

Социализация – процесс непрерывный. На протяжении всей жизни человек усваивает различные модели поведения, связанные с ситуациями в сообществах, и готовится к выполнению социальных ролей, взятых на себя на различных ее этапах. В этом процессе можно выделить два основных типа социализации:

  • первичная социализация – это этап, на котором человек в основном посредством имитации (подражания) и игры приобретает базовые навыки, позволяющие ему адаптироваться в обществе;
  • вторичная социализация – это этап, на котором человек готовится к новым ролям во взрослой жизни, и по достижении совершеннолетия изменяет и обогащает свою личность, принимая на себя эти роли.

Переход между первичной и вторичной социализацией носит динамичный характер: одни виды деятельности исчезают, другие появляются, поскольку социализация многогранна и многомерна. В начале жизни индивид подвергается первичной социализации. Со временем характер процесса, окружение и институты меняются, а также меняется то, что ассимилируется индивидом. Первичная социализация плавно переходит во вторичную.

Первичная социализация

Социализация начинается уже в момент рождения человека. Семья обеспечивает ребенку удовлетворение биологических потребностей и чувство безопасности. Когда малыш начинает говорить, его когнитивная активность увеличивается. Он последовательно приобретает навыки обращения с предметами, позволяющими удовлетворять потребности, например, самостоятельно есть или одеваться. Приобретение этих навыков растягивается во времени. В то же время ребенок усваивает правила, оправдывающие такой, а не иной способ выполнения этих действий.

Однако главная задача первичной социализации – усвоение правил и норм, определяющих способы вступления в отношения с социальной средой. Другими словами, ребенок изучает базовый набор социальных ролей: сын или дочь, брат или сестра, внук или внучка.

Процесс первичной социализации обусловлен многими социальными факторами:

  • внутренняя структура и уклад семьи;
  • социально-экономический статус семьи;
  • культурные традиции в семье.

Первичная социализация плавно переходит к следующему этапу, который является вторичной социализацией, когда ребенок обнаруживает существование общих социальных правил.

Вторичная социализация

Вторичная социализация — процесс, который начинается у детей старшего возраста, прошедших первичную социализацию, и продолжается на протяжении всей взрослой жизни. Ребенок, который приобрел определенные навыки в семье, переходит на новый этап, в новую специфическую среду, например, в школу, колледж, ВУЗ и позже на работу.

В этот период социализации человек изучает преобладающие правила и модели поведения своего сообщества, соответствующие данной культуре, обретает способность справляться с проблемами, учится осознанному выбору. Это время профессионализации и выбора своей роли в определенном сегменте общественной жизни.

Социализация относится к контакту человека с окружающей средой. В зависимости от стадии, на которой это происходит, говорят о первичная или вторичная социализация.

Первичная социализация - это тот период жизни человека, в котором он впервые вступает в контакт со своим окружением. На этом этапе люди создают и строят себя на основе того, что они узнали во внешнем контакте первых лет жизни..


Наоборот, вторичная социализация относится к той стадии жизни существа, на которой он учится действовать в обществе. Обладая базовыми знаниями, приобретенными в первичной социализации, на этом этапе человек учится тому, как себя вести и какие действия следует предпринять в ответ.

Основным институтом, в котором осуществляется первичная социализация, является семья. В нем изучаются основные понятия сосуществования или такие ценности, как любовь, доверие, уважение и честность..

Тип отношений, который развивается в те ранние годы, обычно определяет развитие социальных характеристик личности. Другим институтом, который консолидирован во всем мире и оказывает определяющее влияние на первичную социализацию, является школа.

Другим агентом, который может повлиять на первичную социализацию, является формирование группы дружеских отношений, с которыми можно применить доверие, которое в отношении дома не допускается. Средства массовой информации также играют большую роль. Ребенка или подростка можно привлечь и убедить в том, что они излучают.

Вторичная социализация обычно находится в период перехода от подросткового возраста к взрослой жизни. Ценности, приобретенные дома, претерпевают трансформацию, потому что индивидуум должен относиться к различным областям, таким как учеба или работа, с автономной точки зрения и без защиты семьи..

Этапы социализации: первичная и вторичная


Первичная социализация

агенты

В качестве субъектов, порождающих первые контакты с индивидом, мы можем определить в качестве агентов первичной социализации в основном три учреждения или группы.

семья

Первым из них является семья с упором на нуклеарную семью. Семья удовлетворяет пищевые и финансовые потребности детей, не зная об этом.

Кроме того, состав семейной группы определяет развитие личности в будущем, поскольку дети часто неосознанно подражают действиям своих родителей.

школа

В дополнение к семье, другим великим агентом является школа, в которую помещается младенец с раннего возраста. Хотя существует возможность иметь братьев и сестер в семейной группе, в школе известен другой, и ассимилируется существование большего количества людей, с которыми есть сходства и различия..

Нельзя игнорировать знания, по сути приобретенные в отношениях учителя и ученика, которые начинают определять институциональную иерархию..

средства массовой информации

Наконец, влияние средств массовой информации на первичное развитие личности нельзя игнорировать..

Дети постоянно получают доступ к телевизионному или радиоконтенту, предназначенному для их аудитории, но это еще более демократизируется благодаря массовому использованию интеллектуальных мобильных телефонов, которые позволяют детям выбирать контент, которым они хотят развлекаться..

теории

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд в своей теории личности разделил состояние ума на три составляющих: личность, эго и суперэго.

Первое, что составляет себя в бытии, - это идентичность, за которой следует суперэго, которое развивается в детстве и подростковом возрасте и начинает формировать сознание бытия..

Между подростковым возрастом и взрослой жизнью развивается эго, больше связанное со вторичной социализацией, которая позволяет человеку принимать рациональные и зрелые решения (Journal Psyche, s.f).

Другим важным психологом в этой области был Жан Пиаже, который теоретизировал о когнитивном развитии и разделил его на четыре части, что будет всем человеческим ростом, начиная от знания и изучения чувств до развития логического мышления. абстрактный и символический (Фишер, 1980).

Вторичная социализация

Это происходит в заключительной стадии роста, то есть в сумерках юности и в начале взрослой жизни. При вторичной социализации то, что изучено в доме, обрабатывается, но выполняется вне дома..

Полученные знания - это то, что индивид видит о том, как действовать и вести себя в различных средах, с которыми оно должно быть связано с течением времени. Школа, особенно средняя школа и во многих случаях университет - это области, где вторичная социализация полностью развита.

приложение

Постоянно проводится несколько исследований с применением различных подходов, связанных с первичной или вторичной социализацией. Большинство из них стремятся увидеть или продемонстрировать влияние первых лет жизни и роста на последующее развитие взрослой жизни..

Исследование, проведенное Callary, Trudel and Werthner (2011), анализирует жизнь пяти канадских женщин и влияние первичной и вторичной социализации на выбор их профессиональной жизни..

Существуют и другие приложения, связанные с изучением языка, например, разработанные Мангубаем в 1977 году. Эти классификации социализации могут быть применены к группе населения или всему обществу..

Это случай исследования, проведенного Jaspers, Lubbers and Ultee (2009), в котором анализируется влияние первичной и вторичной социализации на видение брака между двумя людьми одного пола через два года после его утверждения в Нидерландах..

Исследование сфокусировано на первичной позиции, концептуализированной из дома и вторичной позиции, которая обычно варьировалась в зависимости от контактов в школах и влияния средств массовой информации, в которых отражались различные политические позиции..

Читайте также: