Ритмические палочки для детского сада

Обновлено: 07.07.2024

Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально -дидактических играх .

Можно использовать разные формы работы, чтобы добиться нужного результата. Главное, чтобы это проходило в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм работы является игра с клавесами. Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом.

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу педагога, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.

Цель: Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр.
Задачи:

- развитие речевых интонаций голоса,

- развитие чувства ритма,

- развитие координации движений,

- развитие мелкой и крупной моторики,

- развитие творческих способностей.

Игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей.

Комплекс ритмических игр с палочками (клавесами)

Задача – учить детей реагировать на смену движений.

Варианты игры:

- стучать основаниями палочек;

-стучать палочками над головой;

- прятать палочки за спиной.

Методические рекомендации:

Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.

Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.

Игра может сопровождаться звучанием музыки.

Методические рекомендации:

Игрой на палочках можно раскрасить исполнение небольших стихов, что тренирует у детей память, чувство ритма, развивает тембровый слух и детское творчество: умение создать собственную модель.

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ножки, ножки, вы шагали? (задаёт вопрос педагог)

Мы шагали, мы шагали. (дети стучат палочками поочерёдно)

Ножки, ножки, вы бежали? (спрашивает педагог)

Мы бежали, мы бежали. (дети отвечают и стучат быстрее)

Ножки, ножки, вы плясали? (спрашивает педагог)

Мы плясали, мы плясали. (дети вращают палочками в воздухе)

Ножки, ножки, вы устали? (спрашивает педагог)

Мы устали, мы устали. (дети катают палочки в ладошках)

Ножки, ножки, отдыхали? (спрашивает педагог)

Отдыхали, отдыхали. (дети катают палочки по полу)

И опять всё начинали! (стучат палочками одновременно по полу)

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Маленькие ушки (поставить палочки на голову)

Превратились в мушки, (вращать палочками в воздухе)

А потом в лягушки, (стучать палочками справа – слева по полу)

И в колотушки, (стучать палочкой о палочку)

И в топотушки, (стучать палочками по полу)

И в потягушки. (потянуться руками)

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Вот гвоздь, молоток. (показать палочки поочерёдно)

Мы построили мосток. (стучать палочкой о палочку)

И друзей себе найдём. (стучать палочками по полу одновременно)

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Посмотри-ка: по дорожке

Ходят маленькие ножки, (стучать палочками поочерёдно по полу)

На головке гребешок, (стучать палочками над головой)

Кто же это? (развести руки в стороны)

Петушок! (стучать полочками одновременно по полу)

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ручки помыли, (перекатывать палочки в ладонях)

Тесто замесили. (катать палочки по полу ладонями)

Станем без спешки

Стряпать пельмешки. (стучать палочками поочерёдно по полу)

Слышишь, баба? (стучать у правого уха)

Слышишь, дед? (стучать у левого уха)

Приходите на обед! (стучать палочками одновременно по полу)

Задача: развитие координации рук.

Буратино – длинный нос, (одну палочку приставить к носу)

Задаёт один вопрос: (другой по ней стучать)

Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек)

Знаю, это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно)

Задача – манипулировать палочками, передавать содержание игровыми действиями.

Педагог предлагает детям поиграть:

Давайте представим, что наши палочки волшебные.

Методические рекомендации:

Игрой на деревянных палочках можно озвучить увлекательный рассказ, необыкновенную историю.

Задача – уметь передавать ритм ударов движением ног при ходьбе.

Вождь (педагог) задаёт ритм шагов ударами в бубен. Индейцы идут друг за другом в ритме ударов и помогают себе игрой на палочках.

Педагог передаёт бубен ребёнку, стоящему за ним. Ритм шагов придумывает ребёнок. Все идут в заданном ритме. Ребёнок передаёт бубен второму ребёнку. Игра продолжается.

Возможно музыкальное сопровождение.

Тише, тише, палка спит. (палочка лежит на столе, указательный пальчик

Палка – палочка лежит. правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать (хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)
Методические рекомендации:

Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)
Летом - серенький, зимой - беленький.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность)

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять
(сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,
(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)
По - козлиному кричит: Бе-е-е!
(сделать рожки на голове)

(Играем с одной палочкой)

Цель: учить детей передавать не сложный ритмический рисунок.

Тише, тише, палка спит.

Палка – палочка лежит.

(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)

А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать

(хлопают в ладоши)

Пляшет палка у меня –

(стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)

Примечание. Ритм задает ведущий игры:

(Играем с двумя палочками)

Цель: развитие выразительности и эмоциональности речи.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять

(сделать рожки на голове)

Козлик ножками стучит,

(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)

По — козлиному кричит: Бе-е-е!

(сделать рожки на голове)

(Играем с двумя палочками)

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

(стучать торцом палочек поочередно)

А потом он побежал:

(стучать торцом палочек поочередно)

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

(положить палочки на стол)

Отряхнулся и сказал: Ух!

(поставить палочки на торец)

(Играем с двумя палочками)

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.

Аты-баты шли солдаты

(стучать торцом палочек поочередно)

(стучать торцом палочек поочередно)

(стучать палочками друг о дружку — крест на крест)

Аты-баты, что купили?

(стучать торцом палочек поочередно)

(стучать торцом палочек поочередно)

(стучать палочками друг о дружку — крест на крест)

Назначение: упражнения рассчитаны на детей 4-5 лет (средняя группа). Материал может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям.

Цель: развитие творческих способностей детей

Задачи:
- развивать творческое воображение
- развивать ритмический слух
- развивать и совершенствовать речь дошкольников


Важное значение в музыкальном развитии дошкольников играет чувство ритма. В своей деятельностия уделяю ему большое внимание и стараюсь систематически использовать ритмические упражнения на музыкальных занятиях с детьми.
Развитие чувства ритма происходит в игровой форме на основе детских стихов, потешек. Детям очень нравится выполнять эти упражнения с различными предметами, которые помогают воспроизводить ритмические рисунки. Это могут быть кубики, палочки, ударные музыкальные инструменты (ложки, бубны, барабаны, музыкальные молоточки).
Ритмические упражнения способствуют речевому развитию дошкольников, развивают координацию движений, коммуникативные качества (ребёнок легче идёт на контакт).

Предлагаю вашему вниманию ритмические упражнения

Упражнения с палочками



(сидя на корточках, в каждой руке по палочке)

Зашагали ножки по прямой дорожке, - ударять поочерёдно палочками по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Побежали ножки по прямой дорожке, - быстро ударять поочерёдно палочками по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Поскакали ножки по прямой дорожке, - ударять двумя палочками справа-слева по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Заплясали ножки на прямой дорожке,-ударять по очереди разными концами палочек о пол
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Отдыхают ножки на прямой дорожке, - положить палочки на пол, ручки под щёчки
Больше ножки не стучат, потому что крепко спят.



Дождь по улице идёт – ударять по очереди палочками по полу
Кап-кап, кап-кап. – стучать палочкой о палочку
Громко песенку поёт: – ударять по очереди палочками по полу
Кап-кап, кап-кап. – стучать палочкой о палочку
Дождик, дождик, подожди, – стучат палочкой справа
Ты в окошко не стучи! – стучать палочкой слева
Ты нас, дождик, не пугай! - ударять по очереди палочками по полу
Пошалил и перестань! – стучать палочкой о палочку
В конце поднять палочки вверх


Аты-баты, аты – баты, – стучать палочкой о палочку на каждый слог
По дороге шли солдаты! – ударять по очереди палочками по полу
Вместе весело шагали , – стучать палочкой о палочку на каждый слог
Дружно ножки поднимали! – ударять по очереди палочками по полу


Вышел козлик погулять, – стучать по очереди палочками по полу
Свои рожки поразмять. – приложить палочки к голове
Он копытцами стучит, – стучать палочкой о палочку
По козлячьи говорит:
Бе-бе-бе, бе-бе-бе, – стучать на каждый слог палочкой о палочку
Очень весело мне! – стучать двумя палочками по полу

1. Побежали по дорожке (в ритм музыке ударяем палочкой о палочку).

Спрятался за кочку

2. Побежали по дорожке

Аты, аты –баты, (ударяем тыльной стороной палочки по полу).

Смело шли солдаты.

3. Побежали по дорожке

Тесто помесили (катаем палочки в руках).

4. Побежали по дорожке

Барабан играет (имитируем игру на барабане).

5. Побежали по дорожке

Вот плывут утята (волнообразные движения палочками).

6. Побежали по дорожке

Рыжая собачка, вредная кусачка (соединяем палочки, как пасть).

Бегает и лает, всех она кусает! (стучим палочками друг об друга)

7. Побежали по дорожке

У слона огромный нос (соединить палочки, как хобот).

Он до неба и до звезд.

8. Побежали по дорожке

Вот летит синичка (показать крылышки).

9. Побежали по дорожке

Встали по порядку (махи палочками).

10. Побежали по дорожке

Так бежит лошадка

По дорожке гладкой.

11. Побежали по дорожке

Дождик, дождик пуще, (ударяем палочкой по ладошке).

Будет травка гуще.

12. Побежали по дорожке

Маленькие ушки (поставить палочки на голову)

Превратились в мушки, (вращать палочками в воздухе)

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.

(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)

Летом - серенький, зимой - беленький.

(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)

По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.

(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)

Под кусточком присел, схорониться захотел.

(палочки положить на поверхность)

Ножками затопали: топ, топ, топ!

(стучать торцом палочек поочередно)

Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп!

(стучать палочками друг о дружку)

(положить палочки на стол, поднять)

(опять положить палочки на стол)

А потом всю кашу съели!

(имитировать движение ложек).

Вы скачите, палочки, - стучат по полу двумя палочками одновременно,

Как солнечные зайчики. отмечая каждую четверть

Прыг –прыг, стучат палочкой о палочку

Прискакали на лужок, - стучат по полу палочками по очереди восьмыми

Правой ножкой топ-топ, -стучать правой палочкой на каждую четверть

Левой ножкой топ-топ. - стучать левой палочкой на каждую четверть

Песенку запели. - стучать палочкой о палочку на каждую четверть

Кто там топает по крыше? - стучать палочкой о палочку

Топ-топ-топ. – стучать по полу одновременно двумя палочками

Чьи шаги всю ночь я слышу? - стучать палочкой о палочку

Топ-топ-топ. - стучать по полу одновременно двумя палочками

Я теперь усну едва ли. - стучать палочкой о палочку

Топ-топ-топ. - стучать по полу одновременно двумя палочками

Может кошек подковали? - стучать палочкой о палочку

Топ-топ-топ. - стучать по полу одновременно двумя палочками

Что ты ждешь? - стучать поочередно концами палочек по полу

Эй, сапожки все в пыли! - водить концами палочек по полу вправо, влево

Топ-топ – ударить два раза концами палочек по полу

Каблучок! - поставить палочки на пол

Ай да танец Казачок! -быстро стучать палочками по пол

Раз! Два! Три! Четыре! - Ритмичные удары палочкой о палочку

По дорожке я скачу – Стучать поочередно об пол

Раз! Два! Три! Четыре! -Ритмичные удары палочкой о палочку

Башмачок скакать учу. – Стучать об пол правой палочкой затем левой

Раз! Два! Три! Четыре! - Ритмичные удары палочкой о палочку

Обломился каблучок. – Держа левую за середину стучать правой по

то по одному, то по другому концу левой

Раз! Два! Три! Четыре! - Ритмичные удары палочкой о палочку

Заблудился башмачок. – Держа левую за середину стучать правой по

то по одному, то по другому концу левой

Ножки, ножки, вы шагали? - задаёт вопрос педагог

Мы шагали, мы шагали. - дети стучат палочками поочерёдно

Ножки, ножки, вы бежали? - спрашивает педагог

Мы бежали, мы бежали. - дети отвечают и стучат быстрее

Ножки, ножки, вы плясали? - спрашивает педагог

Мы плясали, мы плясали. - дети вращают палочками в воздухе

Ножки, ножки, вы устали? - спрашивает педагог

Мы устали, мы устали. - дети катают палочки в ладошках

Ножки, ножки, отдыхали? - спрашивает педагог

Отдыхали, отдыхали. - дети катают палочки по полу

И опять всё начинали! - стучат палочками одновременно по полу

Маленькие ушки - поставить палочки на голову

Превратились в мушки, - вращать палочками в воздухе

А потом в лягушки, - стучать палочками справа – слева по полу

И в колотушки, - стучать палочкой о палочку

И в топотушки, - стучать палочками по полу

И в потягушки. - потянуться руками

Вот гвоздь, молоток. - показать палочки поочерёдно

Мы построили мосток. - стучать палочкой о палочку

И друзей себе найдём. - стучать палочками по полу одновременно

Посмотри-ка: по дорожке

Ходят маленькие ножки, - стучать палочками поочерёдно по полу

На головке гребешок, - стучать палочками над головой

Кто же это? - развести руки в стороны

Петушок! - стучать полочками одновременно по полу

Ручки помыли, - перекатывать палочки в ладонях

Тесто замесили. - катать палочки по полу ладонями

Станем без спешки

Стряпать пельмешки. - стучать палочками поочерёдно по полу

Слышишь, баба? - стучать у правого уха

Слышишь, дед? - стучать у левого уха

Приходите на обед! - стучать палочками одновременно по полу

Задача – манипулировать палочками, передавать содержание игровыми действиями.

Педагог предлагает детям поиграть:

Игрой на деревянных палочках можно озвучить увлекательный рассказ, необыкновенную историю.

Картотека игр и упражнений с мячом для детей дошкольного возраста Игры с мячом развивают у детей координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер, помогают в.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Песни для детей. Сценарии детских праздников

Песни для детей. Сценарии детских праздников

Песни для детей. Сценарии детских праздников запись закреплена
Музыкальное развитие детей. МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНА.

Читайте также: