Рылеев войнаровский краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Поэма Рылеева создавалась на волне стремительного подъема освободительного движения, непрерывного роста революционного самосознания и художественного мужания самого Рылеева. Это придало ее содержанию дух мятежности и бунтарства, а форме — блистательность, очаровавшую Пушкина. Основная тема поэмы — борьба за национальную независимость Украины. Сюжетом поэмы послужила жизнь Войнаровского, племянника и сподвижника Мазепы, его борьба за свободу родины и ссылка. В сюжет включен и любовный мотив — женитьба Войнаровского на простой казачке, разлука, а потом неожиданная встреча с ней в Сибири. Но определяющий пафос произведения гражданский.

Во имя пропаганды идей патриотизма и свободы Рылеев пренебрег историческими фактами и представил Войнаровского последовательным борцом против самодержавной тирании, каким он не был, а Мазепу показывал в двойственном свете, окутывал таинственностью неразгаданности. Ложному освещению Мазепы способствует в поэме и то, что он выступает в восприятии Войнаровского, которому автор передоверил все права повествователя.

Романтический характер структуры поэмы подкрепляют резко антитетичные характеры (благородный Войнаровский и коварный Мазепа) и необычные ситуации: стремление Войнаровского к подвигам и его участие в коварном замысле Мазепы, идиллия любви Войнаровского с казачкой, разлука с ней и встреча через много лет в снегах Якутии и т. п.

Лирическую непосредственность и живость исповеди Войнаровского сообщают разговорный четырехстопный ямб и вольный размерее строф, то кратких, то длинных, в зависимости от характера воссоздаваемого эпизода.

Свободолюбивый и мятежный дух Войнаровского однажды приводит его к политической ссылке. Борец за правое дело анализирует свою жизнь и поступки и недоумевает. Он так и не разобрался до конца, служил ли он интересам своего государства.

Желая свергнуть тирана с престола, Войнаровский во всем подчинялся идеям Мазепы. Со временем герой сам признается, что шел вслепую и действовал без желания отделять правое дело от откровенного предательства. Его мотивы были светлыми, но безоглядное выполнение приказов Мазепы сделало Войнаровского отступником и предателем в глазах народа. Герой удивляется, что до сих пор не может постигнуть истинных мотивов поступка Мазепы. Он чтил своего правителя, считал его борцом за украинский народ, но тот, возможно, всего лишь хотел усесться на престол.

Патриот становится заложником собственных неправильно скоординированных действий. Войнаровский считает, что все совершал во благо народа, но лишь отступничество Мазепы помешало совершиться справедливости. Но вспоминая об осуждении народом действий гетмана, Войнаровский прозревает. Он понимает, что вслепую выполнял приказы, не понимая мотивов, которые двигали его идейным вдохновителем.

Главными героями поэмы являются: автор, Бестужев, Войнаровский - сын родной сестры Мазепы, гетман Украины, повелитель Малороссии, атаман казаков.

В своём предисловии автор рассказывает другу Бестужеву про пребывание его в Аравии и о слепой дружбе с ним. Писатель доверяет ему личные труды, говоря так: "Я не поэт, а гражданин!"

В 1 части произведения сосланный Петром 1 в Якутск главный герой вместе с семьёй вспоминает Родину и берега рек Лены с Днепром. В Сибири он ходит с глубочайшей тоской, дичась от людей, проводя свободное время за охотой. В Якутии однажды охотясь на зверя, его встречает Миллер, приехавший сюда жить, вдохновлённый его рассказами о подвигах, наблюдая за красотами местной природы. Главный персонаж чаще всего продолжает скучать в ссылке.

Однажды, охотясь на оленя, Миллер слышит выстрел и видит появившегося Войнаровского. Они познакомились в юрте, где тот рассказал немцу историю всей собственной жизни. Он был родственником гетмана Мазепы и воевал за Украину с поляками и крымчанами. Вскоре дядя вызвал его на разговор, в котором гетман раскрыл ему тайну измены личной Петру 1 и предстоящему бою против него, где Войнаровский тоже должен был принять участие.

После этой беседы он поклялся Мазепе стоять за Украину до конца. В битве с врагами Войнаровский почти победил, но войска крымчан заметно увеличились и ему пришлось спасаться бегством. Он упал с обессилившим конём у могилы рядом с лесом. Скоро его спасла одна казачка, дочь гетмана, приведя его к себе домой, она в результате вылечила главного персонажа травами. У них начался роман. Её отец, узнав об этом, не оказал сопротивление, переманив молодых в Батурин.

Войнаровский чувствовал себя абсолютным счастливцем до похода Карла 6 на Русь и своей ссылки в Якутск, где смерть стала ему ненавистна, так как Родина была слишком далеко!

Во 2 части поэмы главный герой продолжил рассказ. Пётр 1 победил и им с Мазепой и Карлом 6 пришлось бежать с поля боя. Они все остановились переночевать у берегов Днепра. К гетману привели 2 пленных, повествующих о разорении имущества Войнаровского и мире Петра 1. Мазепа не стал падать духом, веря в будущие победы. Его просто обожали большинство казаков!

Проезжая мимо Украины, главный персонаж зарыдал, не смог больше сдерживать эмоций и забрал немного родной земли. Ближайшее будущее увенчалось болезнью Мазепы. Он впал в безумие, частенько представляя перед собой бесконечные казни и злое лицо императора. На 9 день гетман умер. Вместе с ним похоронили и свободу страны.

Войнаровский уехал на чужбину с родной земли и схваченный врагами, был отправлен в ссылку в Якутск, где его отрадой оказались лишь местные леса да непогода, которая сильно нравилась украинцу. Однажды, когда он бродил в тоске рядом с юртой, то увидел вдруг неподалёку от реки Лены и гор закутанную в шубу женщину, несущую дрова. Он сразу же узнал в ней свою супругу и радость вновь посетила его душу. Она сказала, что очень долго искала его, но всем запретили выдавать место его пребывания!

В результате главному персонажу удалось ненадолго вернуться к нормальной жизни с появлением жены, но счастье оборвалось из-за её смерти. Войнаровский сильно затосковал в изгнанье чужой страны. Миллер разделил с ним его страдания, превратившись в его лучшего друга. Однажды немец приехал прямо в юрту Войнаровского на олене с вестью о его прощении, но не застал его там. Главный персонаж в итоге умер от отчаянии пребывания на чужбине и огорчаясь в связи со смертью жены. Он скончался прямо на могиле супруги зимой. Фабула данного произведения содержится в противопоставлении выдающихся, душевно сильных, героических и даже порой титанических личностей, таких как Войнаровский с Мазепой, самому обществу.

Этот успех показывал, что жанр романтической поэмы был созвучным художественной потребности эпохи. К этому новому для русской поэзии стихотворному жанру Рылеев подошел уже в "Думах". В них явственно проявились характерные для романтической поэмы тенденции к построению лирического повествования, сосредоточенного вокруг личности героя, его внутренних переживаний, которые доминируют над действием, окрашивают собою фабулу и саму обстановку рассказа и вместе с тем путём эмоционального отождествления становятся лирическим выражением внутренней жизни поэта.

Одновременно "Думы" связаны и с поэтикой классицизма (ораторский пафос, "высокая" лексика, назидание). Обращаясь к романтической поэме и сознательно отталкиваясь от её пушкинского образца, Рылеев ищет самостоятельный творческий путь. Разочарованному герою Байрона и Пушкина он противопоставил страдающего гражданина, борца с тиранией за права народа.

В "Войнаровском" описание природы также реалистично и естественно включает приметы местного колорита - изображение быта далёкой Сибири. Тема природы в поэме имеет самостоятельное значение и также, как сюжетное действие, несёт в себе гражданскую нагрузку.

Это первая в русской литературе попытка дать описание "места" и "нравов" страшного края, невольного места обитания многих поколений русских вольнолюбцев, края, где ломались их сильные характеры, рушились надежды, терялась вера в себя и людей.

"Войнаровский" был завершен в первой половине 1824 года. В это время Рылеев уже представлял собой одного из руководителей Северного общества. На совещании в декабре 1823 года он внёс предложение о создании агитационной литературы. Конституционные чаяния, выраженные в его первых гражданских стихах, ушли в прошлое.

Малороссийская тематика, представленная в поэме, пользовалась особой популярностью в русской литературе первой половины XIX в., особенно в 1810-1820-е гг. Малороссийские мотивы присутствуют в произведениях Михаила Погодина, ФаддеяБулгарина, Нестора Кукольника, Федора Глинки, и др.

Проблема историзма:

Особенности построения:

2. Стихотворный текст, который распадается на три части:

- вступление, где описывается место действия (побережье р. Лены и Якутск, куда сослан Войнаровский);

- основная часть, представляющая собой монолог Войнаровского, описывающего свои злоключения историку Миллеру;

- заключение, где сообщается о смерти Войнаровского на могиле жены.

Но не в этих жанрах развернулось художественное дарование Рылеева: его поэзия приобрела ярко выраженную оригинальность, когда он обратился к сатирическому обличению самодержавно-крепостнического произвола и воспеванию свободолюбия.

Думы Рылеева сыграли огромную роль в гражданско-патриотическом воспитании современников и последующих поколений. Но эта их роль ослаблялась эстетической недовершенностью, выразившейся в той или иной доле абстрактности действующих лиц, в схематичности портретных и пейзажных зарисовок.

Поэма Рылеева создавалась на волне стремительного подъема освободительного движения, непрерывного роста революционного самосознания и художественного возмужания самого Рылеева. Это придало ее содержанию дух мятежности и бунтарства, а форме - блистательность, очаровавшую Пушкина. Основная тема поэмы - борьба за национальную независимость Украины. Сюжетом поэмы послужила жизнь Войнаровского, племянника и сподвижника Мазепы, его борьба за свободу родины и ссылка. В сюжет включен и любовный мотив - женитьба Войнаровского на простой казачке, разлука, а потом неожиданная встреча с ней в Сибири. Но определяющий пафос произведения гражданский.

Романтический характер структуры поэмы подкрепляют резко антитетичные характеры (благородный Войнаровский и коварный Мазепа) и необычные ситуации: стремление Войнаровского к подвигам и его участие в коварном замысле Мазепы, идиллия любви Войнаровского с казачкой, разлука с ней и встреча через много лет в снегах Якутии.

Лирическую непосредственность и живость исповеди Войнаровского сообщают разговорный четырехстопный ямб и вольный размер ее строф, то кратких, то длинных, в зависимости от характера воссоздаваемого эпизода.

Рылеев, как и другие декабристы, пришел к понимаю того, что без опоры на народ вожди бессильны. Но он остановился перед признанием народа как основной и решающей силы истории.

Незавершенные произведения.Чем более вовлекался Рылеев в сферу социально-политической деятельности, тем крупнее и богаче становились его творческие замыслы. Зреющее революционное мировоззрение поэта оплодотворяло и повышало присущее ему художественное дарование.

По приговору Верховного уголовного суда Российской Империи К.Ф. Рылеев был казнен (повешен) 13 (25) июля 1826 года.

Читайте также: