Наедине с осенью айпин краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Еремей Айпин — известный хантыйский писатель, который гордится своей Родиной и своим краем. Но на его долю выпало пережить необыкновенное событие, когда в Сибири открыли нефть.

Страшно болит сердце у Еремея Айпина, но сделать он ничего не может…

Как бы хотелось нам, чтобы геологи, добытчики нефти по-хозяйски относились бы к природе, потому что за ними остаются неисправимые последствия: уничтоженные ягодники, заваленные мусором маленькие речушки и озёра. Когда же наша природа-мать залечит эти раны, когда на месте просек вырастут новые деревья и кустарники. Что же мы оставляем потомкам? Выжженные леса, пустоты после выкаченной нефти?!

Я все понимаю, но ведь в этом тексте есть ещё одна скрытая проблема: для чего мы всё это делаем? «И хотя труба на востоке, нефть на юге, железная дорога на западе.

Нефть даёт нашей стране возможность процветать, строить красивые города, мосты и дороги, осуществлять Национальные проекты…

И кто же прав? Еремей Айпин, переживающий за Осенние Селение, Древесную, Сидящую или же те, кто хочет добывать нефть и изменять благосостояние страны.

Я думаю, что правы все, но как хочется доброго отношения к природе!

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Светлана Ивановна Лунина,

учитель русского языка и литературы

сельское поселение Унъюган

Октябрьского района ХМАО-Югры

Изучение творчества Еремея Даниловича Айпина как одно из средств духовно-нравственного воспитания обучающихся

на уроках русского языка и литературы

Ключевые слова. Еремей Айпин, духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы, воспитание обучающихся.

«… все, что делаешь,

надо делать с сознанием –

В наше время подрастающее поколение очень открыто, оно искренне спешит верить всему тому, что происходит вокруг. Сложные политические, экономические, социальные процессы в сегодняшнем в мире повлекли за собой духовные проблемы, которые выражаются в обесценивании многих жизненных идеалов, в результате образуется идеологическая пустота.

Мы, учителя, должны защитить детей от жестокости окружающего мира, сделать их устойчивыми и невосприимчивыми к злу, способными совершать добрые поступки на благо людей. Эту задачу возможно решить через духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.

Этот искренний интерес заставил утвердиться в том, насколько важен к раеведческий материал, насколько вносит он в преподавание убедительность, вызывает интерес учащихся. Ценность этого материала в том, что он помогает на живых, близких примерах показать личность писателя, жизненную основу произведения, связь литературы с реальной действительностью. Сопоставление литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию законов художественного творчества, способствует проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности. Занятия, на которых мы обращались к творчеству Еремея Айпина и других современных писателей Югры, на мой взгляд, способствовали углублению представлений учащихся об исторических и культурных связях родных мест с жизнью всей страны. Обращение к произведениям Е. Айпина, обогащая и расширяя знания школьников о родном крае, прививает им уважение и любовь к истории, культуре родного края, помогает ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Каким образом я пытаюсь на своих уроках реализовать духовно-нравственное воспитание ?

Лексика произведений Еремея Аймина чрезвычайно богата, а слово несет большую смысловую нагрузку. В старших классах я предлагаю ребятам при повторении лексики такое задание:

Первопроходцы, первопроходимцы (Секлетиния Ивановна)

Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Что скрывается за словесной оболочкой слова? Что значит эмоционально окрашенная лексика?

Данное задание заставляет учеников взглянуть на слово не только с точки зрения его состава, его этимологии, но заставляет размышлять. Дети не были знакомы с произведением и стали обмениваться мнениями о том, что бы значили эти названия, почему жена главного героя могла так называть людей, пришедших покорять эти места. Каково отношение местных жителей к первопроходцам? (Произведение о том, как менялось отношение к людям у хозяина угодий Ефрема, о том, как вели себя пришедшие искать горючий жир земли). И, конечно же, хочется узнать, почему герои-первооткрыватели получили такие названия.

Как относится известный писатель к нашей земле?

Дидактический материал единой тематики, выдержки из произведений писателя-земляка воздействуют на чувства учащихся, формируют чувства милосердия, совести, любви к Родине, к человеку, и т.д. В конце урока, после проработки всего материала, мы непременно возвращаемся к словам писателя и к вопросам, прозвучавшим в начале урока.

Определите тему, основную мысль текста, стиль.

Укажите тип речи.

Пользуясь словарем, объясните значение слов: марь, волглый, чернолесье, урман.

Подберите синонимы к словам: рифленые (листья), светлобородые (сосны), пурпурный.

Привести примеры олицетворений

Привести примеры эпитетов

Привести примеры метафор

Привести пример использования однородных членов предложения

Привести пример анафоры

Привести пример сравнения

Привести примеры синтаксического параллелизма

Привести пример назывного предложения

Привести пример безличного предложения

Привести пример риторического восклицания

Я убеждена, что величие русской литературы заключается в том, что она дает основу воспитания. Этот предмет формирует ценности, необходимые душе, поэтому он очень благодатен для воспитания духовных ценностей. Говоря о духовном совершенствовании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Практически любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. И вот здесь произведения Айпина Е.Д. становятся тем благодатным материалом, который позволяет ученикам увидеть взаимосвязь времен, поколений, понять, как одна и та же тема может раскрываться разными писателями. И сколько вариантов их раскрытия не было бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.

В последнее время нет-нет да и стали появляться публикации, в которых рассказывается о жестоком обращении с животными. В чем причина? Конечно, в воспитании. А также, на мой взгляд, в последнее время укрепился взгляд на приобретение определенного животного как на признак некой элитарности, избранности. Покупают не друга, а вещь, как машину, телефон и так далее. А когда надоел – выбрасывают. Естественно, что в этом случае ни о какой душе животного и не думают. Однако школьная литература всегда обращала и обращает внимание детей на братьев наших меньших. Именно на братьев, а следовательно, наделенных теми самыми чувствами, которые способны испытывать и мы люди.

«Медведица немного постояла над убитым оленем, будто размышляла, прикидывала. То ли добычу тащить к детям, то ли детей привести к добыче. Как лучше сделать? Постояла еще немного и вернулась к деткам. Но что такое?! Медведица подняла валежину — а детки-то не шевелятся. С небольшим шумком, похожим и на бормотание, и на мольбу, она давай их тормошить и обнюхивать. Движения все быстрее, шум — все громче. Она неприкаянно туда-сюда, влево-вправо, вперед-назад. Что-то неладное случилось. Детки все неподвижны, все безмолвны. И тут медведица-мать заревела на весь лес:

Какой это был рев!

Деревья, показалось мне, и то заплакали.

А у меня аж сердце упало. И ноги пропали, будто убежали куда. Словно окаменел я, шелохнуться не могу. Только глаза мои все видят да ум все это укладывает в память.

А медведица-мать вихрем крутанулась по лесу туда-сюда и бросилась на дерево. Как полоумная, ломая сучья, полезла на большую сосну. Что затеяла?!

Возможные вопросы и задания:

Сравните главных героев произведений Васю и старого охотника. Что общего между ними? Что их отличает? (учащиеся отметят, что герои смотрят на представителей животного мира как на равных себе, способных испытывать сильные чувства; герой Платонова только вступает в этот мир, познает его, он более эмоционален и открыт в своих чувствах, а герой Е. Айпина – взрослый человек, который переживает внутри себя).

Что объединяет животных? (и в рассказе Платонова, и в рассказе Е. Айпина рассказывается о трагедии Матери, потерявшего своего Дитя).

Примечательно, что в данном рассказе можно рассмотреть более глубокую идею, а именно – борьбу человека со страстями. Семь смертных грехов: гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. По количеству волков. Страсти могут загнать нас на вершину кедра, где мы будем умирать от холода и голода. Но есть выход: бороться с ними, идти на них. Что и предпринимает герой. Это рассказ о силе духа, о противостоянии, о единении человека с природой.

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

Данилюк, А.Я., Кондаков, A.M., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.


Проходите, не стесняйтесь, этот желто - красный, яркий ковер я расстелила для вас.

- Да, представьте себе, я созрела, не оставаться же вечно молодой.

Главное – суметь преподнести себя… - Я не умею, не получается - много проблем и в сердце боль.

- Наполни сердце осенью, и тогда душа твоя успокоится – озарится золотом моего огня и согреется.

- Точнее, сгорит дотла.

- Нет, Осень – вдохновение!

- Мне не до вдохновения.

Ведь ты – зрячая.

- Трудно быть “зрячей” среди “слепцов”.

- Да… трагедия… - Вот, и ты согласилась со мной.

- Трагедия для “слепцов”.

- Но, они счастливы и без тебя – самодостаточны, зажиточны, у них довольные дети, гламурные жены и любовницы.

Они не нуждаются в твоем фальшивом, тленном золоте.

Ты не убедила меня!

Мое золото настоящее - оно вечно!

Как закружу, обворожу, околдую, сожгу в своем рыжем костре все твои сомнения и боль, чтобы ты, наконец, перестала спорить со мной.

Пойми, я везде – в твоем сердце, душе, в твоих мыслях и снах, в сокровенных мечтах.

И не видеть меня – грех.

Я - богатство души!

Без меня – никуда!


Напешите сочинение на тесу характеристика героев рассказа : фотография на которой меня нет?

Напешите сочинение на тесу характеристика героев рассказа : фотография на которой меня нет.


Напешите план к рассказу путешествие алисы кустики?

Напешите план к рассказу путешествие алисы кустики.


Паустовский наедине с осенью вопрос : опиши осенний лист?

Паустовский наедине с осенью вопрос : опиши осенний лист.


Краткий рассказ на тему осень?

Краткий рассказ на тему осень.


Осень краткое содержание рассказа "Гамлет" У?

Осень краткое содержание рассказа "Гамлет" У.


Сочинение на тему "Человек наедине с природой " из рассказа" Васюткино озеро" 5 класс?

Сочинение на тему "Человек наедине с природой " из рассказа" Васюткино озеро" 5 класс.


Напешите пожайлуста в двух словах, о чем рассказ Гоголя "Тарас Бульба"?

Напешите пожайлуста в двух словах, о чем рассказ Гоголя "Тарас Бульба".


Рассказ о осени кратко, но чтобы передать смысл и описать яркие краски этого времени года?

Рассказ о осени кратко, но чтобы передать смысл и описать яркие краски этого времени года.


Напешите кратко свою любимую сказку самое главное?

Напешите кратко свою любимую сказку самое главное.


Пожалуйста напешите краткое содержание коззета☺☺?

Пожалуйста напешите краткое содержание коззета☺☺.


Ну по главам прям не помню могу. Вобщем этот дон кохот отправился в рыцарские приключения вместе с санчо и он по дороге увидел ветряные мельницы и напал на них думая что это злые в5ликаны и в итоге сломал копье. Потом они пошли дальше и потеряли ос..


3 головы, большой рост, жуткий взгляд, ядовитая смесь, текущая из его огромной пасти, змеиный хвост.



Поэзия бросает лучи свои во все стороны, И один из них проходит сквозь правду и освящает ее изнутри. Такая правда редкая, светит для всех наравне со светилами, искусство Какого художника является личным его поведением.


Мне кажется, что эта повесть очень поучительная и очень мудрая. Она рассказывает нам о верности людей, о благородстве. Она побуждает нас быть верными, , чтобы мы никогда никого не придавали, а относились к людям с добром, быть не злопамятными и пом..


Автор поднимает проблему воспитания детей и проблему отношей между родственниками. В наши дни эти проблемы так же актуальны. Многие родственники ссорятся из - за денег, многте матери не замечают, что их дети растут грубыми и ленивыми.


Отечество мое молчать не будет, Превыше пирамид и крепче меди, аквилон сотреть не может.


Можно в принципе, почему бы и нет.


Мой любимый герой это Иван который женился на лягушке . Потому что он смелый, добрый , умный, но есле бы не волк он бы умер.


Привіт напиши : Стимулом для вивчення зарубіжної літератури в мене є бажання дізнатися більше про літературу різних країн. Думаю допомогла тобі в якому ти класі.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

В статье проводится сравнительное изучение особенностей повествовательной структуры в рассказах Е.Д.Айпина. Отмечается, что тенденция к индивидуализации, субъективности изложения наблюдается в произведениях, относящихся к позднему периоду творчества хантыйского прозаика. Данный факт связан с постсоветским состоянием художественного сознания, обусловленным процессами развития младописьменных литератур севера Западной Сибири.





сказов позволяет говорить об определенном типе повествователя в данных текстах. Это человек, выросший или живущий в недрах родной хантыйской культуры, бесконечно преданный своей земле и народу.

2. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М.: Искусство, 1970. - 225 с.

3. Адаев В.Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев. - Тюмень: Вектор Бук, 2007. -240 с.

4. Лагунова О.К. Онтологические повести В. Распутина и А. Неркаги: национальная идентичность и проблемы типологии // Проблемы национальной идентичности в русской литературе XX века: Коллективная монография / Науч. ред. Т.Л.Ры

бальченко. - Томск: Издательство Томского университета, 2011. - С.109 - 124.

6. Лагунова О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети ХХ века (Е.Айпин, Ю.Вэлла, А.Неркаги). - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 260 с.

7. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. -Спб.: Наука, 1994. - 239 с.

8. Айпин Е.Д. Клятвопреступник: Избранное. - М.: Наш современник, 1995. - 423 с.

9. Лукина Н.В. Предисловие // Мифы, сказки, предания хантов и манси. - М.: Наука, 1990. - С. 5 - 58.

10. Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. - Новосибирск: Наука, 1991. -155 с.

11. Николина Н.А. Филологический анализ текста. -М.: ACADEMIA, 2003. - 256 с.

12. Лагунова О.К. Введение // Русский мир в отечественной литературе: этнофилологический аспект: Коллективная монография / Под ред. С.А.Комарова. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2011. - С.4 - 12.

The comparative study made it possible to highlight the features of the narrative structure in the stories of Eremey Aipin. The trend towards individualization, subjectivity of presentation is found in the later works of the Khanty writer and is related to the post-Soviet state of the artistic consciousness determined by the development of the newly created written literatures in northern West Siberia.

Читайте также: