Эвристическая беседа в начальной школе по истории

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях обучения выдвигаются высокие требования к учащимся. Растут нагрузки, из-за чего часто наблюдается снижение учебной активности у учеников старшего и даже среднего звена. Это можно объяснить рядом причин, но это не поможет решить проблему. Как поддержать учебную активность и снять эмоциональные нагрузки у учащихся?

Применение методов эвристики способствуют не только поддержанию интереса к учебе, но и формированию основ саморазвития учащихся.

Эвристический метод в обучении истории позволяет учащимся наиболее полно реализовать свои возможности творческого саморазвития. Обучение через методы эвристики не сводится только к приобретению знаний, умений и навыков, но оно еще и ориентирует на внутреннюю мотивацию обучения, обеспечивает самодвижение, саморазвитие и самовоспитание ученика. Эта методика позволяет достигнуть решения ряда воспитательных и учебных задач, создать условия для воспитания и развития свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Невозможно сегодня добиться максимальной реализации в обучении без тесного доверительного контакта с детьми.

Поэтому преподаватель обязан формулировать главную цель в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы обучение предмету стало средством развития личности, а не самоцелью, т.е. не только стремиться к приобретению знаний, умений, и навыков учащимися, а обеспечивать самодвижение, саморазвитие и самовоспитание ученика.

История, как ни какой другой предмет, подходит для применения в процессе обучения методов эвристики.

Главный принцип эвристики – поиск, первоначально дает учащемуся желание искать и находить решения, добиваться итога. Более всего это желание проявляется в начальном звене, на подсознательном уровне, и выражается в том, что ученик “любит предмет”, считает его не сложным, а значит не скучным. У него нет страха что-то не понять, утерять какое-либо звено в учебном материале. Именно этот период наиболее благоприятен для создания условий для индивидуального продвижения учащегося в усвоении предмета и накоплении умений и навыков. Поэтому эвристика позволяет через различные методы продолжить работу по развитию творческого потенциала. То есть, даже в обыденном учебном материале ученик может найти интересное для себя и подняться на новую ступень саморазвития. Занимательность мира игры делает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации живой, а игровая ситуация активизирует все психические процессы и функции учащихся.

В настоящее время роль игры повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой школьниками информации, и ее разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет исследовательская работа, которая служит своеобразной практикой для накопления и использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Возможности у исследовательского направления работы среди учащихся огромны. Во-первых, это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством такого вида деятельности гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Во-вторых, в исследовании активизируются психические процессы участников этой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В процессе поисково-исследовательской работы интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Основой успешного усвоения любого учебного предмета, в том числе истории, у учеников является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Школьный возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Все школьникам без исключения нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, разнообразие видов деятельности. В процессе исследовательской работы проходит огромная воспитательная работа по формированию гражданственности и патриотизма. Особенно благодатной сферой для исследовательских работ является изучение истории малой Родины.

Конечно, использование игры не означает, что уроки превращаются в сплошное игровое шоу. Или обучение в игровой форме не дает учащимся реально видеть и достигать поставленные учебные цели без специальной, искусственно созданной атмосферы праздничности.

Игра имеет две составляющие: деятельностную и условную, которые могут наполняться разным содержанием и делать одну игру не похожей на другую, но эти два компонента просматриваются в каждой игре. Деятельностный аспект без условного – это труд, упражнение. Условный аспект без деятельностного проявляется при восприятии произведения искусства. Значит, игра может стать дидактической, если учебный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий – содержанием деятельностного компонента. Упражнения и задачи из школьных учебников – это не игра, так как ученикам может быть неинтересно содержание задачи или упражнения, но если занимательной условности придается большое значение, то учебное задание становится игровым заданием, а иногда превращается в настоящую игру.

Игра – это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету и в тесной связи с другими видами учебной работы. Именно через развитие интереса к урочной деятельности появляется интерес у учащихся к творческой, проектной работе.

Особенно этот метод эффективен при изучении сложного материала. Например, при изучении по Всеобщей истории в 9 классе темы “Международный экономический кризис и пути выхода из него” (Приложение 1) урок проходит как практикум. “Установление фашистской диктатуры в Германии” (Приложение 2) урок построен в форме лабораторного занятия на основе групповой работы. Это дополнительный урок, так как одного часа для изучения темы “Фашизм в Германии” не достаточно. При проведении этих уроков применяются и творческие домашние задания и работа с документами и киноматериалами. “Предвоенный политический кризис 1939 года” проходит в форме ролевой игры, как пресс- конференция (Приложение 3). А повторно-обобщающий урок по теме “Германия: ФРГ и ГДР. Международные отношения” проходит в виде соревнования команд (Приложение 4). Групповые виды работ дают возможность выработать у каждого участника группы ответственность, инициативность, дисциплинированность, проявить организаторские способности. В целом же группа сплачивается, учится работать коллегиально, вырабатывать коллективные решения.

ВложениеРазмер
evristicheskoe_zanyatie_v_3-4_klasse.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное

бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижневартовского района Тюменской области

Конспект эвристического занятия в 3- 4 классе

учитель начальных классов

Усенко Елена Сергеевна

  1. Методы эвристического обучения – метод эвристических вопросов, сравнения (сравнение версий учеников с культурно-историческими аналогами), самоорганизации обучения (работа с реальными объектами), рецензий, рефлексии.
  2. Цели урока: 1) расширение представлений учащихся о древнерусском быте, знание основных понятий, терминов, входящих в изучаемую тему; 2) преобразование текста на древнерусском языке в текст на современном языке; 3) познание объектов окружающей реальности; 4) развитие навыков работы в группе.

3. Основные этапы эвристической образовательной ситуации.

Учитель говорит о жизни людей в прошлом, о важности знаний быта, питания, одежды своих предков. Определяются хронологические рамки вопросов: с древнейших времён, со времени восточного славянства до петровских преобразований, т.е. с VI по конец XVII века.

Образуются в классе 3 малые группы.

Для каждой группы учеников формулируются проблемы, проходит обсуждение (10 мин).

1 группа. - Что ели в Древней Руси?

На столе лежат продукты питания (список прилагается). Ученики после обсуждения должны выбрать то, что употребляли в пищу предки и объяснить, почему они не взяли оставшиеся продукты питания.

Учащиеся при обсуждении задают друг другу вопросы: - Какая пища занимала главное место у древнерусских людей (растительная или животная)?

- Как готовили хлеб?

  • Какие напитки приготавливали?
  • Какие фрукты и овощи известны из древности и какие появились поздно?
  • хлеб белый * горох
  • хлеб чёрный * греча
  • чай - * просо
  • кофе - * рис -
  • сахар - * перец
  • соль * макароны -
  • пиво * картофель -
  • морковь * дыня
  • огурцы * подсолнух -
  • помидоры - * вяленая рыба
  • капуста

Справка о питаниии . В питании древнерусских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль играла продукция зернового хозяйства: рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, просо. Многие из них перемалывали и из муки делали чёрные и белые хлеба, варили различные каши, приготавливали напитки (браги и пиво, кисели, с добавлением мёда или хмеля – сбитни).

Такие продукты, как картофель, подсолнечник, помидор появились сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь в XIX веке. Поэтому вместо подсолнечного масла в древности использовали льняное и конопляное.

Широк был ассортимент и молочных продуктов. Сыром называли сыр в современном значении этого слова и творог.

Мясо употребляли по праздникам, причём в деревне чаще и обильнее, чем в городе. Это говядина, телятина, баранина, на юге ещё и свинина. Конина крайне редко шла в пищу, лишь в исключительных обстоятельствах. Это связывают с важным значением лошади в хозяйстве, в военных делах, откуда и особое отношение к этому животному.

Кроме продуктов своего производства, были и привозные. Среди фруктов известны с древности лимоны, виноград, знатные люди потребляли пряности, практически все их виды были знакомы и использовались для приготовления острых приправ и при засолке овощей.

(Ученик-консультант готовит справку об одежде заранее).

3 группа. - Чем пользовались наши предки?

а) Предметы быта.

Показаны черпак и лопатник, нужно объяснить, как они употреблялись в быту. Предметы могут быть выбраны по усмотрению и возможностям учителя.

Справка. Черпак – это большая деревянная ложка, которая использовалась на пирах, братчинах, где ею разливали хмельные напитки. Просуществовали черпаки до начала XX века. Лопатник – это футляр, сплетённый из лыка. В нём хранили первоначально узкую лопатку, которой точили косы, отсюда и его название. Затем в этом футляре носили бруски для тех целей. Лопатники брали на покос, привешивали к поясу, поэтому в нём есть специальное отверстие.

б) Вещи из сказок.

Могут быть показаны самые разные, в том числе и современные предметы, из которых нужно выбрать то, что упоминаются в русских сказках и объяснить, в чём их волшебная сила.

Например, клубок указывал дорогу, пояс или полотенце превращались в реку, ковёр использовался как воздушное транспортное средство и т. п.

Нужно выбрать те предметы, которые защищали человека и объяснить их назначение. Например, гребень защищал от болезней, ложка – символ сытости, ключ – символ богатства и т.п.

II. Уточнение образовательного объекта.

- После обсуждения вопросов учащиеся дают версии-ответы и заслушивают историческую справку, которую даёт учитель или подготовленный ученик-консультант.

III. Конкретизация задания.

- Как говорили в Древней Руси?

Каждой группе даётся текст на древнерусском языке, предлагается при обсуждении их прочитать вслух и дать перевод на современный язык. Тексты должны быть отобраны заранее; оформлены так, чтобы легко было их читать, т.е. шрифт должен быть крупным и разборчивым.

IV. Решение ситуации.

Групповая работа – решение образовательной ситуации с помощью обсуждения, дискуссии в группе.

V. Демонстрация образовательной продукции.

Организация рецензии текстов.

VI. Систематизация полученной продукции.

Красочное оформление текстов в форме летописи, организация выставки.

VII. Работа с культурно-историческими аналогами.

Чтение исторических текстов на современном языке учениками-консультантами.

Сравнение аналогов с текстами (образовательного продукта) учащихся.

Перевод. «Наказывай своего сына в юности, и тогда он успокоит твою старость и даст красоту твоей душе. И не ослабляй своей руки, наказывая младенца: ибо от наказания жезлом он не умрёт, но здоровее будет, ты же избивая его тело, душу его избавляешь от смерти.

  1. Епифаний Славинецкий . Гражданство обычаев детских. (XVII век)

О нравах на сретени. «Что творити имать детище, аще кто е а пути чести достойный срящет?

  • С пути уступити, шапку честно сняти, аще же славный человек или достоинства яковаго будут имать, тому поклонитися.

Како беседовати детище с болшими?

Перевод. О правилах при встрече. «Что делать ребёнку, если он встретит на пути уважаемого человека?

Цель : Создать условия для практической отработки умения разрабатывать сценарий эвристической беседы.

Развёрнутый план эвристической беседы Сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.

1. Какие вопросы, относящиеся к сегодняшней теме, вам хочется особенно глубоко выяснить? (основные действующие лица, оружие, итог битвы, герои, значение). – Вопросы о вопросах.

2. Что вы считаете наиболее важным? - На уточнение.

3. В ходе сегодняшнего урока нам необходимо будет выяснить, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (выделить причины победы русского войска) - Диагностический вопрос.

4. Отсчет движения Руси к Куликовской битве можно начать с 1362 года. (Что это за дата, почему не 1359 год) - На применение полученных знаний.

5. На великом княжении окончательно утвердился Дмитрий Иванович и в это время летописцы заметили в Золотой Орде темника Мамая (что вам известно об этом человеке) - На применение полученных знаний.

6. Развитие русско-ордынских отношений во 2-й половине XIV в. свидетельствуют о приближении решительного сражения между Русью и Золотой Ордой. В чем заключалась сложность этих отношений? (отказ Дмитрия в уплате дани, разгром татар в битве на реке Воже) – Диагностический вопрос.

7. Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского, каково значение его деятельности. - Вопрос на обобщение, выделение важного.

8. Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле?- Диагностический вопрос.

9. Как вы думаете, почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча? – На формулировку собственных суждений.

10. Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.

11. Победа русского войска под командованием великого князя Дмитрия над ордынским войском была полной и блестящей. В честь этой победы народ прозвал Дмитрия - Донским, князя Владимира - Храбрым. Как вы думаете, за какие заслуги Владимир получил свое прозвище? – Вопрос на применение знаний.

12. Что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? – Вопрос на обобщение, выделение важного.

13. Какова роль Дмитрия Донского в Куликовской битве? Кто еще на ваш взгляд внес неоценимый вклад в исход битвы? – Вопрос на применение знаний.

14. Сделайте прогноз: Что было бы, если бы победа оказалась на стороне Мамая и войска литовского князя Ягайло и Олега Рязанского принимали участие в битве? – Прогностический вопрос.

15. Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань.

Так каково же тогда значение Куликовской битвы? –Вопрос на формулировку выводов.

Итак, подведем итог.

Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.

Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков.

Ожидаемые результаты, какие компетенции будут совершенствоваться (развиваться) в ходе эвристической беседы.

1. Получение учащимися глубоких и прочных знаний.

2. Побуждение к установке связей и закономерностей.

3. Развитие высокой активности и сознательности учеников, формирование познавательной самостоятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эвристический метод обучения во внеклассной работе по истории

Важное место в преподавании истории занимает частично-поисковый, или эвристический, метод. Смысл его заключается в том, что учитель, поставив проблему, малодоступную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы и серией взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач, включает учащихся в процесс выполнения отдельных шагов хода решения. Происходит поэтапное обучение решению исследовательской задачи. Свое выражение этот метод находит в эвристической беседе. Суть ее в том, что для поиска учениками решения какой-либо проблемы учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов. Все или большинство этих вопросов представляют собой небольшие проблемы, решение которых ведет к решению основной проблемы [15] .

Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

Излагая учебный материал методом эвристической беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска.

Здесь можно использовать интеллектуальные или логические задания, которые направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно-логического мышления. Например, выдержка, взятая из источника после изучения экономического развития России XVIII века, поможет ученикам выявить характерные черты экономической политики Петра I и Екатерины II.

Однако не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Учитель должен возвращаться к пройденному материалу, задавать учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Такая беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Но все вопросы ее обращены лишь к памяти учащихся. Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.

В случае, когда ученики затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, учитель направляет мысль учащихся по нужному руслу.

Метод эвристической беседы может и должен применяться на внеклассных занятиях как на стадии начала изучения истории, в средних классах, так и в старших классах настолько, насколько это необходимо для максимальной эффективности обучения. Различными же на разных ступенях являются цели применения данного метода. В первом случае основной целью применения метода эвристической беседы является поддержание устойчивости внимания, а уже в 9-11 классах на первое место выходит развитие мышления учащихся.

Вообще нужно отметить, что решение исторических задач и сам ход эвристической беседы требуют от ученика активизации всех познавательных процессов – мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. Для применения метода эвристической беседы учитель должен обладать довольно высоким уровнем мастерства, чтобы вовлечь в беседу весь класс.

Читайте также: