Русь изначальная краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Валентин Дмитриевич Иванов был достаточно известным писателем, молва о котором широко разнеслась после трёх его исторических романов, объединённых затем в трилогию - "Повести древних лет" (1955), "Русь великая" (1961) и "Русь изначальная" (1966), действие которых рассказывало о жизни древних языческих славян. По мотивам романа "Русь изначальная" впоследствии в 1973 году был поставлен мультфильм "Детство Ратибора", а в 85-м - двухсерийный полнометражный фильм "Русь изначальная".

Вопрос исторической полноты описываемых событий и их достоверности может быть оспорен, но кто действительно знает, как жили славяне в шестом веке нашей эры ? Возможно писатель провёл много времени за изучением исторических документов и писаний, возможно что-то добавил своё и придумал. Но, так или иначе, жанр художественного исторического романа, а тем паче художественного исторического фильма, в какой-то мере предполагает всё-таки может где-то приукрашивание, а где-то отступление от имевшей место реальности. В это плане это даже, наверное, верно, ибо автор более создаёт художественность, чем документально оформляет реальность - для этого есть другие источники. Поэтому, истинность отражённых мотивов безусловно отрицать не стоит, но в каких-то вещах может быть не правда. Просто не стоит воспринимать данный фильм целиком как учебное пособие по жизни и быту древних славян.


Но историчность историчностью, а эта историко-приключенческая драма создана с завидным усердием и самоотдачей. Почти сказочный колорит древних воинов, своеобразная речь, запоминающиеся образы и типажи, красота с ширью русской природы делают фильм крайне смотрибельным и приветливым. Это лучше всяких американских исторических блокбастеров с огромными бюджетами. Здесь присутствует определённая духовность и душевность, язычники кажутся чуть ли ни идеализированным отображением своих реальных прототипов - доблесть, честь, героизм, гордость, свобода, любовь к родной земле и устою, жизнь в мире с природой, кажется, что сквозят из каждого кадра. Вот вопрос с природой также полновесен и, хотя авторы прямо вроде не говорят об этом (за исключением может начального монолога бородатого старейшины), её широким видам радуешься и даже приучаешься её ценить и наблюдать за ней. Также в картине видится немалый потенциал и для подрастающих зрителей, но вот только в этом смущают небольшие сцены "обнажёнки". Первоначально я вообще и думал, что фильм ориентирован именно на такое поколение, но сверкающей груди красавицы-хазаринки всё-таки можно было избежать.




VI век нашей эры. В землях славянских царствует язычество, а роды племенные ещё разрознены, объединяясь лишь для совместного отбития наступающей общей угрозы. Суровая жизнь и природа научает народ жить в содружестве и чуткости с окружением и быть сильными не только мужчинами, но и женщинами (вспоминаем вторую серию, сцену, когда Всеслав просит стариков, женщин и детей уйти в лес, опасаясь нападения на город хазар, но те остались и защищались). Ратибор растёт сильным, ловким и смелым ратником. Но однажды, в местах здешних и родных, случаем он встречает красавицу-хазаринку, в которую влюбляется с первого взгляда, а затем крадёт из стана хазарского, но шальная стрела смертельно ранит девушку. Ратибор решает сжечь тело иноземки в общем погребальном костре, что вызывает негодование у соплеменников. С этой личной трагедией приносится и другая нехорошая весть - хазары близко и что-то замышляют. Ратибор не находит успокоения в жене-красавице-славянке, но под давлением могучего Всеслава и родной матери мысли о хазаринке вскоре улетучиваются.

В это же время византийский император Юстиниан испытывает серьёзное давление мятежников, которое вскоре хитроумным планом было подавлено. В его интересах продвижение своей власти и сфер влияния на языческий север, к варварам-славянам, как он их называет. Для этого сооружается христианская экспедиция в качестве миссионера, которая предстаёт перед зрителем и язычником озлобленной, жёсткой и жестокой, а также на Русь натравливаются три хазарских хана. В непримиримой битве хазары пали, войско Ратибора в негодовании за отравленного Всеслава направляется на Константинополь. Юстиниан снова, как и при мятеже, показывает свою трусость. Стороны получают пакт о мире.

Снятый в 1985-м году фильм, мне кажется, смотрится более лучше и интереснее современных исторических блокбастеров, он затягивает и в нём есть энергетика, присутствует нечто родное и близкое. Здесь героизм и доблесть созданы без широкоэкранного пафоса и громкости, но они ещё более выглядят настоящими. Когда языческое войско начало разъезжать на лошадях и снимать с себя одежду, а на вражеский вопрос "что они делают ?" последовал ответ "готовятся к смерти", это было действительно круто. Ратиборское войско применяет тактические приёмы и приводит врага врасплох, как в случае защиты родного града, так и осады византийской крепости. При этом высокозрелищными эти действия трудно назвать и в фильме нет серьёзных постановочных боёв, но это как-то и не замечается, это даже и не особо требуется.

Что глубоко запомнилось и запало в душу - это музыка, она чудесна и полностью соответствует и соотносится с текущими кадрами. Это был какой-то ориентированный на природные образы эмбиент. Несколько восторженных, но далеко не пафосных эпизодов, наблюдаются превосходно - речь Феодоры на пике мятежа в этом красном свете, который отражает близкий, но ещё не свершившийся конец, царствования Юстиниана передаёт атмосферно; смерть матери Ратибора словно гипнотический ритуал, я таких раздирающих смертей вообще не припомню; совет глав языческих племён в лесном капище пред идолами языческими; хождения и речи склизкого и трусливого Юстиниана, за которым движется его вылизывающая зад свита (у него даже специальный человек есть, который с своим посохом всегда молча указывает на определённую формальность - где надо остановиться перед августейшим и божественным, а где преклонить колено). Наконец кадры природы взывают к чему-то родному, к знакомому ощущению, к успокоению и величию. Даже смена окружения на степи и византийские скалы изменяет и атмосферную обстановку.

В общем-то фильм можно было бы назвать наивным и слишком идеализированным к образу языческих славян, но в этом и есть его притягательность и привлекательность. Добро, любовь к природе, а вместе с этим величие и доблесть язычников, притягивают. На фоне простого ратника из дружины Ратибора христианский миссионер кажется злым и отягчающим жизнь, несущим что-то скользкое и увиливающее. Да и лица героев как на подбор - словно сошли со сказочных сказаний. Ещё бы немного и "Русь изначальная" превратилась бы в сказку.

Был в моей жизни длительный период увлечения историческими трудами Льва Николаевича Гумилева. Параллельно с этим я штудировала различные книги, посвященные эволюционной теории, а также энциклопедии по астрономии и геологии. Художественную литературу мне тогда читать не хотелось, я относилась к ней скептически - в соответствии с началом переходного возраста. Недавно нашла у себя аналитическую работу, посвященную книге Валентина Иванова "Русь изначальная". Это художественное произведение исторической тематики, которое было обязательным к чтению в списке литературы 8го класса. Мой отзыв выглядит довольно любопытно и весомо с точки зрения проработки материала, несмотря на то, что написан в 2001 году, в 13 лет. Специально не меняла слог, не боролась с речевыми повторами и крайне категоричным тоном, чтобы не терялся возраст, соответствующий времени и возрасту написания.
Возможно, этот текст не только мне покажется интересным и познавательным.

Произведение наполнено любовью к предкам, патриотизмом, который захватывает и передается читателю. Писатель очень живо рисует сцены битв и сражений, а также быт и нравы людей того времени. Возможно, именно поэтому книга читается на одном дыхании. Мне очень интересна история нашей Родины. Патриотизм Валентина Иванова, ярко выраженный в книге, не мог не найти отклика в моей душе.

В романе события больших исторических масштабов переплетаются с судьбами героев. Главным героем повести является молодой воин Ратибор, недавно вступивший в слободу. На протяжении повествования мы видим становление личности Ратибора и превращение впечатлительного юноши в закаленного битвами мужчину. Немалую роль в судьбе Ратибора сыграл слободской воевода Всеслав. Этот герой являет собой былинный идеал воина, защитника своего племени и рода. Он обладает даром предвидения, чувствует врага даже в тихую, благоухающую ночь, способен победить смерть благодаря своей жажде жизни и отчаянной мечте сплотить вместе разрозненные славянские племена. Выжить, выстоять во имя единства, воспитать достойных преемников, которые продолжат начатое дело и доведут его до конца – вот цель и сущность описанного Ивановым персонажа, перенесенная и на всю книгу в целом.

Во-вторых, по берегам реки Рось живет племя росичей, самое воинственное, почему-то все мужчины в слободе, а не как обычно в деревнях. И помыслы росского воеводы простираются вплоть до образования государства, тогда как у славянских старейшин других, более богатых племен такие мысли отсутствуют.

Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. Они, кстати, селились слободами, и существует много фактов, что славянами не были. Добычей русов становилось все ценное, а ценным тогда были меха, мед, воск и дети – их продавали в рабство. Борьба между полянами и русами длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик.

А теперь подведем итоги. И опять по Гумилеву, с выводами которого я полностью согласна.

Творчество людей многолико. Наука – только один из его вариантов и далеко не самый популярный. В науке цель – эмпирическое обобщение, в литературе – вымысел, в мифотворчестве – вымысел, выдаваемый за истину; это-то наиболее понятно и близко массовому восприятию. То, что выдумано с расчетом на уровень читателя, легко усваивается.

Завершая работу, хочется сказать следующее.
Есть большой соблазн изучать историю России по произведениям Иванова и Пикуля, историю Франции по романам Дюма, Британии – по разным адаптациям легенд о короле Артуре, а историю Ближнего Востока – по романам Фейхтвангера.
Но стоит помнить, что знание подлинной истории своей страны – одно из немногих качеств, отличающих человека от антропоморфных приматов".

Валентин Иванов - писатель весьма своеобразный. Классиком его не назовёшь, выдающимся писателем - тоже. Может быть, он графоман? Точно, нет. Я читал его достаточно, и сформировал о нём своё мнение. Он - "искатель истины".
Долгое время Валентин Иванов работал ревизором, поэтому о тёмных сторонах жизни он был прекрасно осведомлён. И когда он пошёл в литературу, ему тоже постоянно хотелось найти тёмную сторону и разоблачить её. Подсознательно. Сознательно-то он хотел совсем другого - воспеть идеал. То есть то, как должно быть. Как автор думает. А что получалось на выходе?

Возьмём, скажем, самый скандальный роман Иванова - "Жёлтый металл" (1956). В своё время по этой книге жахнули из всех орудий. Дошло даже до конфискации выпущенного тиража. За что? Официальная позиция - "за разжигание межнациональной розни". По факту - за практически хроническое отсутствие в книге положительных персонажей. На протяжении всей книги автор показывает целую толпу народа, которая живёт при советской власти, но эту самую власть люто ненавидит. А думает только об одном - как бы набить свои карманы ворованным с приисков золотом. Только несколько подростков, причём все разных национальностей (это насчёт упрёка в адрес Иванова по поводу разжигания ксенофобии), не подвержены греху накопительства. То есть светлая сторона всё-таки есть, но она ещё слишком молода. Пока ещё подростки вырастут. То есть идеал находится в будущем. А в настоящем и прошлом - мрак.

"Русь изначальная" вышла 9 лет спустя после "Жёлтого металла". Очевидно, к этому времени Иванов окончательно разочаровался в будущем и отправился за поиском идеала в прошлое. И где же он его нашёл? Перед глазами читателя проходят три предполагаемых модели - ранняя Русь эпохи обособленных племён, Византия эпохи Юстиниана и Королевство Остготов Теодориха Великого.

Русь. Идиллические картинки патриархального житья-бытья, которому мешают злобные кочевники. Князь Всеслав собирает мощную дружину и громит степняков. А дальше? Разойдёмся по домам? Ан нет! Разойдёмся - это значит, обратно по своим избам. Есть войско, и его надо пристроить к делу. Чтобы дружинники не бездельничали, русичи идут набегом на Византию.

Византия. В изображении Иванова - это, как говорится, "жизнь после смерти". Государство-зомби. Идея Римской империи рухнула, но Юстиниан, выжимая из страны последние соки, пытается возродить то, что развалилось и в прежнем виде уже не сможет существовать. Но ведь хочется! И плевать, что жители бывшей империи не желаю возвращаться в прошлое - заставим! И византийцы идут воевать с Королевством Остготов.

Королевство Остготов. Как это не странно, но именно оно описано с наибольшей симпатией. Остготы восстановили развалившуюся систему имперского управления, придерживаются веротерпимости, поощряют науку и искусство. Ксенофобия отсутствует как класс. Конечно, остготы находятся на более высоком уровне, по сравнению с остальными. Но никто не мешает тем же пришлым варягам делать карьеру. Если ты достоин быть выше, чем ты есть - ты будешь таким! Главное - это человек, а не его умение ползать на брюхе и лизать начальственные сапоги.

Итог. Византия, путём неимоверных усилий, сокрушает остготов, восстанавливая в Италии имперское правление. И народ, благоденствовавший при остготах, попадает под жесточайшую эксплуатацию византийцев. Цветущая Италия превращается в пустыню. Народ вымирает, Рим разрушается. Но какое это имеет значение? Главное - Империя восстановлена!

. А пока Византия громит остготов, русичи разорят Византию. И в качестве трофеев везут с собой не только золото, но и знатных византиек, которых они уже начинают задаривать тем же отнятым золотом. И ради того, чтобы женщины были довольны, да и для собственного тщеславия, они и дальше будут воевать. Не за свободу Родины, а исключительно ради наживы.

Не знаю, что именно хотел сказать Валентин Иванов своим романом. С учётом его реноме (писатель был одним из членов так называемого "Русского Клуба") он должен был, по идее, воспевать Русь и русских богатырей. Но по факту получается совсем другое! Русь, громя Византию, подхватывает от неё "имперскую бациллу", чтобы впоследствии Третий Рим полностью заменил Второй Рим. На место одной империи приходит другая. Но Иванов-то эту самую империю Второго Рима рисует крайне беспощадно и нелицеприятно, всеми силами стараясь вызвать у читателя отвращение к ней. Так чему же хорошему у неё можно научиться?

Так что же, выходит путь один - назад в лес, в патриархальную идиллию, туда, где находится потерянный рай? Этот посыл мог бы быть и впрямь признан, если б не одно "но" - наличие в сюжете третьего полюса - Королевства Остготов, описанного автора с нескрываемой симпатией. И хотел автор того или нет, но именно оно и становится в романе символом "великого последнего шанса".

Поэтому расценивать "Русь изначальную" как хроникально-исторический роман всё-таки не следует. Может, Иванов и думал, что писал именно исторический роман, но профессиональные навыки бывшего ревизора, обязанного докопаться до истины, помешали. Правда, в дальнейшем Иванов утратил эти навыки. Два его следующих романа - "Повести древних лет" и "Русь великая" - уже не содержат никаких разночтений и "ресинхронизаций" авторского замысла с тем, что получилось в итоге. Что задумывалось - то и написалось. Ушла непосредственность - пришли заданность и скука.

Вы абсолютно правы!
Меня тоже в свое время очень удивило, что Иванов в романе линчует Византийскую империю, а наш "Рим"-то непосредственный преемник. И действительно, куда идти в таком случае?
"Русь великую" я не читала. Мне как-то после "Руси изначальной" не захотелось больше погружаться в Иванова. Из Вашего комментария вижу, что, наверно, и не потеряла ничего.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 апреля 2012.

В.Антоник, А.Лицитис, В.Епископосян, М.Кокшенов, И.Смоктуновский и др.

В основе сюжета фильма — жизнь восточных славян-антов в VI веке, их борьба с хазарами и Византией.

Тем временем раздробленные племена язычников-славян становятся объектом интриг Византийской империи, натравливающей на них трёх хазарских ханов. В жестокой войне воинственным славянам удаётся отразить нашествие кочевников, но их вождь Всеслав становится жертвой византийского посла, коварно отравившего его во время переговоров. Возмущённый Малх дезертирует и присоединяется к славянам, найдя их простые обычаи мудрыми и справедливыми.

По совету Малха новый вождь славян Ратибор собирает войско и берёт штурмом пограничную византийскую крепость.

Изложение идёт от лица византийского историка Прокопия Кесарийского — очевидца и летописца описываемых событий.

Содержание

В ролях

    ВсеславРатиборТрибониан
  • Анвар Кенджаев — Хан Суника ЭрмияХан Эжган СаолХан Шмуэл ЗаролАрсиньяКолотПрокопий КесарийскийМлаваМалхИоаннРепартийимператор Юстинианимператрица ФеодораИпатий (англ.)ДеметрийАнеяэпизодкомес базилевсаДубок-Росич
  • Евгений Марков — придворный Юстинианапридворный Юстинианаэпизод
  • Алла Плоткина — хазаринкаВелизарийэпизод

Сюжет

Действие происходит в VI веке. Фильм повествует о первых победах славян над кочевниками, а затем объединившихся россичей во главе с Ратибором, над Византией.
В начальных кадрах фильма показано взросление росского мальчика Ратибора. Став юношей, воспитанный воеводой Всеславом, Ратибор становится воином. В одном из дозоров юноша встречает хазар, с первого взгляда его поражает красота хазаринки. Ратибор выкрадывает девушку, но она умирает у него на руках, сраженная стрелой преследователей. Ратибор сжигает ее на костре по росскому обычаю.
Мать Ратибора — Анея, просит Всеслава уговорить сына жениться, воевода выполняет ее просьбу.
Параллельно развивается сюжет Византийских событий. Базилевс Юстиниан приговаривает к смерти нескольких заключенных (в их числе Малх). Разгневанный его жестокостью народ поднимает мятеж. Напуган базилевс, напуганы придворные, только Феодора сохраняет хладнокровие. По её совету базилевсом назван Ипатий — племянник Юстиниана. После того как Ипатий с восставшими приходит во дворец, восставших убивают, а Ипатия замуровывают в стену. Малх продан в рабы и плывет на Торжок-остров. Юстиниан платит хазарам за нападение на славян. Малх убегает. Зимой Всеслав призывает славян объединиться перед надвигающимся вторжением хазар, но князья отказывают ему. Млава — жена Ратибора — рожает сына. Летом приходят хазары. Всеслав велит жителям града уходить в лес, но те решают остаться. Хазары разоряют град, гибнет Анея — мать Ратибора. Приходит отряд Ратибора и уничтожает хазар. Оставшиеся хазары, под предводительством хана Суника Ермия, хотят уйти без боя, но не дают клятвы не приходить больше, и Всеслав им отказывает. Славянам удается разбить хазар, Ратибор находит семью.
Напуганный появлением у славян сильного полководца, базилевс посылает своего комеса отравить Всеслава. Разгневанные вероломством славяне идут войной на Византию. Ратибор, вставший во главе росских воинов, берет неприступную крепость — ворота империи, после чего Византия заключает с ним мир.

Создатели фильма

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Русь изначальная кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Русь изначальная (1985): смотреть онлайн
Русь изначальная (1985): смотреть онлайн

информация о фильме

Геннадий Васильев

Геннадий Васильев , Михаил Ворфоломеев

Александр Гарибян

Алексей Рыбников

Альфред Таланцев

Владимир Антоник , Людмила Чурсина , Борис Невзоров , Иннокентий Смоктуновский , Маргарита Терехова , Елена Кондулайнен , Арнис Лицитис , Игорь Дмитриев , Владимир Талашко , Анвар Кенджаев , Виктор Гоголев , Александр Карин , Ирина Юнссон , Сергей Плотников , Дмитрий Орловский , Владимир Трещалов , Михаил Кокшенов , Капитолина Ильенко , Андрей Зайков , Ксения Турчан , Алла Плоткина , Владимир Епископосян , Мухтарбек Кантемиров , Саттар Дикамбаев , Евгений Стеблов , Григорий Лямпе , Юрий Катин-Ярцев , Элгуджа Бурдули , Василий Куприянов , Михаил Светин , Игорь Кашинцев , Александр Яковлев

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Валентин Иванов Русь изначальная

Русь изначальная: краткое содержание, описание и аннотация

Валентин Иванов: другие книги автора

Кто написал Русь изначальная? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Валентин Иванов: Русь изначальная

Русь изначальная

Валентин Иванов: Повести древних лет

Повести древних лет

Валентин Иванов: Русь Великая

Русь Великая

Валентин Иванов: Русь изначальная. Том 2

Русь изначальная. Том 2

Валентин Иванов: Повести древних лет. Хроники IX века в четырех книгах

Повести древних лет. Хроники IX века в четырех книгах

Валентин Иванов: Русь изначальная. Том 1

Русь изначальная. Том 1

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Александр Асов: Русь изначальная. Праистория Руси

Русь изначальная. Праистория Руси

Игорь Можейко: 1185 год. Восток – Запад. Русь. Запад. Запад против Востока

1185 год. Восток – Запад. Русь. Запад. Запад против Востока

Валентин Иванов: Русь изначальная. В 2 томах. Том 2

Русь изначальная. В 2 томах. Том 2

Валентин Иванов: Русь изначальная. Том 1

Русь изначальная. Том 1

Валентин Иванов: Русь изначальная. Том 2

Русь изначальная. Том 2

Русь изначальная — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Сменяясь, чтобы заклинания звучали без перерыва, Колот и Анея нашептывают нужные слова: зарок удваивает силу трав.

Нынче ночью никто из слободских не спит. Все на работе, все выбирают в лесу сухие деревья и тащат их, готовя погребальный костер. Опыт научил, сколько надобно дров для сожжения тела. Сколько тел – в два раза больше сажен сухих дров.

Семь тел ждут погребения.

Ни охладевший ночной воздух, ни горячее дыхание костров, ни пар от варящихся снадобий не приносят облегчения Всеславу. Ему кажется, что узкая трубочка, подобно соломинке, вставлена в затвердевшее горло. Лицо воеводы синее, опухоль обезобразила губы и щеки. На голой груди и шее вены надулись веревками. Дышать! Невыразимо страданье не боли – бессилья.

Снадобье готово. Остужая, Колот и Анея переливают черную жидкость из горшка в горшок. Навар меняет цвет, светлеет; или это только кажется при неверном свете костров?

Остывшее снадобье сливают в турий рог, служивший еще отцам и дедам. Тонко отполированная, каменно-твердая кость успела покрыться сеткой трещинок, истерлась серебряная оковка – от древности рог сделался еще дороже.

Срез рога – две четверти в обхвате, внутрь может пройти кулак. С матерого тура сняли этот рог. Изнутри края окружает серебряная бахрома, ее волоски загнуты вниз, чтобы задержать травинки, плавающие в целебном отваре.

Ведун и ведунья пробуют снадобье и передают рог воеводе.

– Испей за здравие, Сварожий внук, чтобы тебе была долга жизнь, чтобы сто пар сапог истоптал, пока не взойдешь на костер! Испей силы Сварога!

И на ухо Всеслава Колот шепчет:

– Пей во имя Черного Перуна!

Нет, не входит в горло напиток. Тщетны попытки глотнуть. Всеслав возвращает рог. Не могут помочь травы, не помогло и заклятие, написанное на роге причудливыми черточками, кружочками, углами.

Всеславу видится, что он плавает в громаде воды. То опускается в зеленую глубину, то поднимается, расталкивает руками серо-грязные тяжкие льдины, видит сизо-черное небо. Потом опять уходит в неподвижную зелень глубин и вновь поднимается к безрадостной поверхности, не удивляясь тому, как мягки льдины, как тепла вода, в которой плавает лед.

Воевода не хочет лечь; закинув для опоры руки за спину, он смотрит в небо, которого не видит. Свистящий хрип кажется почти криком. Он обречен. Ведуны переглядываются: завтра на погребальный костер взойдет восьмое тело.

Анея скорбно глядит, как серый пепел гасит угли ненужного костра. Тем уголком сердца, где женщина и в старости целомудренно хранит понимание тайн любви, она горестно жалеет Всеслава. В нем соединяются высшие качества мужчины, и племя теряет во Всеславе лучшего защитника, который еще не свершил великого подвига.

Неподалеку, рядом со своей злосчастной добычей, лежит сын Анеи. Мать в заботах о вожде слобожан забыла неразумного сына. Добыча его никому не нужна, никто не оспорит ее у воина. Ратибор не развязал ткани, закрывшие тело хазаринки. Смерть уже потушила очи – пусть они останутся такими, как он увидел их впервые.

Живой с живыми! Всеслав разбросал мертвые льдины. Нет, не умереть, не умереть! Ничто не совершено из замыслов, которые он таит. Страшна не смерть, – горько, как сок болиголова, сознание несвершения желанного.

Удушье усиливается. Нет, живи! Воевода дрожит в ознобе. Смерть – противник. Он хочет смять смерть, схватить. Он тоже душит, ломает. Черные когти впиваются в горло, он отрывает их. Ему кажется, что под его пальцами ломаются чьи-то кости.

Он делает шаг, другой, третий, наступает! Даже холодный Колот испуганно глядит на борьбу с невидимым. Всеслав хрипит, слышатся непонятные слова. Кажется, что он срывает с себя нечто. Вот он берется за голову, обеими руками поворачивает ее вправо, влево. Ладони сползают, жмут ребра. От черноты тела волосы на груди кажутся золотыми.

Дышит воевода, дышит! Он отплевывает черно-смолистую кровь и дышит. Он говорит:

Анея подает зачарованный рог. Крупный орех ходит под кожей горла. Воевода пьет… Пьет!

Читайте также: