Лай школа действия краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Другой представитель экспериментальной педагогики, А. Лай (1862 — 1926), полагал, что лабораторный эксперимент, благодаря которому, в частности, был открыт скачкообразный характер стадий физиологического развития ребенка, дал ценный материал для определения новых путей воспитания. А. Лай исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и обычных условиях. Углубленное изучение детской физиологии, сенсорики рассматривалось как главный ориентир воспитания.

А. Лай утверждал, что детские интересы формируются прежде всего на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребенка, которого Лай рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо его деятельность является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей. Среди детских рефлексов особое значение придавалось "инстинкту борьбы", наличие которого, как писал А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобный инстинкт, считал Лай, имеет положительные и отрицательные последствия. Скажем, продиктованные им стремления быть сильным, ловким служат педагогической задаче привести ребенка в состояние гармонии с природой. Дурное в таком инстинкте, в частности жестокость, в процессе воспитания следует глушить.

Концепция А. Лая — важная ступень в познании ребенка и педагогической теории. А. Лай справедливо ставил в зависимость от психолого-биологического фактора результаты воспитания. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребенка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.

Представители реформаторской педагогики сыграли заметную роль в обновлении дидактической теории.

Так, А. Лай выдвинул идею создания школы действия вместо школы учебы, опираясь на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения, что должно составлять основные элементы обучения. Это положение А. Лай рассматривал прежде всего исходя из природы ребенка, т.е. как "реакции, моментальное приспособление к окружающим условиям".

Американские и английские просветители о воспитании.

В XVII — XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

Таблер Ксения Юрьевна
студентка 1 курса факультета Истории и права

Сидоров Сергей Владимирович
к.п.н., доц.

Педагогическая деятельность представляет собой передачу накопленных духовных и материальных знаний, социального опыта от одного поколения к другому поколению. Многие мыслители прошлого приложили усилия для ее развития. Один из них – немецкий деятель образования Вильгельм Август Лай (1862-1926).

В педагогической концепции Лая значительную роль сыграла экспериментальная педагогика. Он полагал, что именно эксперимент даст ему необходимые материалы для определения нового пути воспитания. Согласно его представлениям, в основе всех детских поступков лежат приобретенные или врожденные рефлексы, а потому их нужно тщательно изучать в лабораторных, а также в обычных условиях. В качестве главного условия успешного воспитания он выделял глубокое изучение детской физиологии и сенсорики.

С помощью дидактического эксперимента Лай старался определить оптимальные условия для хорошего обучения и обосновать средства и методы обучения. Огромное значение он придавал химическому, физическому эксперименту, моделированию и рисованию. В гражданском воспитании ведущую роль Лай отводил религии, считая, что школа обязана готовить лояльных, благонадежных, законопослушных граждан буржуазного государства [2].

Основываясь на биологических и психологических знаниях, Лай старался создать новую, неповторимую педагогику – педагогику действия. Основным способом реализации педагогических действий выступала сама жизнь ребенка с её всесторонними, разнообразными реакциями. В основе всего обучения естественным образом лежит последовательность действий, таких, как восприятие, понимание воспринятого, выражение представлений при помощи описания, опытов и иных средств. Таким образом, ключевыми механизмами в развитии ребенка выступают происходящие в его сознании восприятие, переработка и выражение информации.

На основе индивидуальных особенностей каждого ребенка должны создавать учебный план и своеобразные методы преподавания. Он считал необходимым формировать в стенах школы социальную микросреду, в которой учащиеся согласовывали бы свои действия с природой и с мнением других людей, чтобы ребенок смог научиться правильно реагировать на различный воздействия и оценивать окружающую обстановку [1].

Педагогическая концепция В.А. Лая, несомненно, была шагом вперед для педагогических воззрений конца XIX – начала XX в. Однако она не свободна и от ряда недостатков, которые особенно отчетливо проявляются сегодня, при рассмотрении ее с позиций гуманной педагогики. Критики Лая отмечают, в частности, присущую ему чрезмерную биологизацию обучения, механистичность воспитательного воздействия, низведение сложного процесса освоения личностью культурных норм да уровня выработки условных рефлексов.

Тем не менее, подводя итог изучения его педагогического наследия, мы выделим те идеи, которые представляются актуальными и в нынешних условиях.

1. В обучении и труде В.А. Лай признает наличие природных способностей учеников.

2. По его убеждению, в основе обучения должны лежать следующие процессы:
- восприятие жизни всей природы и самого человека;
- переработка умственного отражения;
- внешнее выражение: художественное, физическое, мораль.

3. Главное свойство личности ребёнка, на которое должен опираться педагог – это способность людей приспосабливаться к окружающей среде.

4. Среди условий эффективности учебного процесса он выделял следующие:
- использование разнообразных методов обучения в зависимости от особенностей ученика;
- приоритетная роль практических занятия в мастерских и лабораториях, а также прочих занятий, требующих внешних действий (лепка, рисование, спорт);
- включение ученика в создания материальных ценностей в процессе ручного труда как условие глубокого понимания роли труда в жизни человека и общества.


Использованные источники

1. Вильгельм Лай. Школа действия // История социальной педагогики : хрестоматия-учеб.: учеб. пособие / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 544 с. С. 280-285.

2. Лай В. Школа действия / Вильгельм Лай // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М. : Просвещение, 1971. – С. 534-558.

Средства выражения (действия) могли быть самыми разнообразными – рисование, лепка, черчение, музыка и танцы, пение, уход за животными и растениями, естественно-научные опыты и моделирование. При этом ручной труд выступал у В.А. Лая не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Руч­ной труд, считал В.А. Лай, должен вводиться в школу как средство умственного, физического и духовного развития учащихся.

Педагогический процесс (по В.А. Лаю)[13]

Принципы школы действия в начале XX в. использовались в школах и дошкольных учреждениях многих стран.

Эдуард Торндайк и педология

Возникновение экспериментальной педагогики послужи­ло важным импульсом развития науки о детях – педологии, которая представляла собой синтез психологических, био­логических и социологических знаний о ребенке и основы­валась на представлении о нем как о субъекте, судьба кото­рого предопределена наследственностью и влиянием обще­ственной среды. До возникновения педологии ребенок выступал в качестве объекта познания отдельных наук, ко­торые подходили к его изучению каждая со своих позиций. Педология пыталась разработать такие методы, которые помогли бы получить знание о ребенке в целостном виде.

Наибольший вклад в развитие педологии внес психолог Эдуард Торндайк (1874-1949 гг.). Э. Торндайк сводил процесс воспитания ребенка к развитию желательных реакций на стимулы.

Он разработал систему количественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка с помощью стандартных тестов. Э. Торндайк отмечал, что на педагогику как научную дис­циплину можно опираться только по мере усвоения ею коли­чественных методов исследования. Любые стимулы, согласно его теории, могут быть заранее разработаны в соответствии с целями воспитания, а ответные реакции классифицированы и подвергнуты количественному измерению.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вильгельм Август Лай Выполнили: студентки ФСО 1 курса 11 группы Козулина Ев.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вильгельм Август Лай Выполнили: студентки ФСО 1 курса 11 группы Козулина Ев.

Вильгельм Август Лай
Выполнили:
студентки ФСО 1 курса 11 группы
Козулина Евгения и
Игнатьева Анастасия

Вильгельм Август Лай – немецкий педагог,теоретик экспериментальной педагогики.

Вильгельм Август Лай – немецкий педагог,теоретик экспериментальной педагогики.

Родился 30 июля 1862 в Бётщшген в Брайсгау. Был сельским учителем, затем учил.

Родился 30 июля 1862 в Бётщшген в Брайсгау. Был сельским учителем, затем учился в Высшей технической школе в Карлсруэ и в университете Фрайбурга. С 1892 преподаватель в учительской семинарии в Карлсруэ, доктор философии (1903). Последователь взглядов психолога Эрнста Мёймана. Умер 9 мая 1926 в Карлсруэ.

Основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, он попытался с.

Согласно его представлениям, в основе всех детских поступков лежат пр.

Согласно его представлениям, в
основе всех детских поступков лежат
приобретенные или врожденные
рефлексы.
Врожденные рефлексы, реакции и инстинкты, которые проявляются в играх ребенка, должны стать основой и исходным пунктом всего воспитания. Это биологическая сторона воспитания.

По Лаю, сфера деятельности самого ребенка является центром воспитательног.

По Лаю, сфера деятельности
самого ребенка является
центром воспитательного
процесса, а детские интересы
формируются на основе
спонтанных рефлексов.

Представлял педагогический процесс следующим образом. Воздействие на р.

Представлял педагогический процесс следующим образом. Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география, естественная история. Воздействие на ребёнка через выражение: изобразительно-формальное преподавание – словесное изображение ,художественное изображение, эксперименты, физическое изображение, математическое изображение, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной общине. Труд в системе Лая - не учебный предмет, а принцип преподавания. Лай биологизировал педагогику.[2] Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия в понятие, которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение.

На основе индивидуальных особенностей каждого ребенка должны создавать у.

На основе индивидуальных особенностей каждого ребенка должны создавать учебный план и своеобразные методы преподавания.
Он считал необходимым формировать в стенах школы социальную микросреду, в которой учащиеся согласовывали бы свои действия с природой и с мнением других людей.

Основные идеи В.А. Лая В обучении и труде В.А. Лай признает наличие природных.

Основные идеи В.А. Лая
В обучении и труде В.А. Лай признает наличие природных способностей учеников.
По его убеждению, в основе обучения должны лежать следующие процессы:
- восприятие жизни всей природы и самого человека;
- переработка умственного отражения;
- внешнее выражение: художественное, физическое, мораль

3. Главное свойство личности ребёнка, на которое должен опираться педагог – э.

3. Главное свойство личности ребёнка, на которое должен опираться педагог – это способность людей приспосабливаться к окружающей среде.

4. Среди условий эффективности учебного процесса он выделял следующие:
- использование разнообразных методов обучения в зависимости от особенностей ученика;
- приоритетная роль практических занятия в мастерских и лабораториях, а также прочих занятий, требующих внешних действий (лепка, рисование, спорт);
- включение ученика в создания материальных ценностей в процессе ручного труда как условие глубокого понимания роли труда в жизни человека и общества.

Основные труды 1.«Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы.

Читайте также: