Отношение ребенка к сверстникам в доу

Обновлено: 02.07.2024

Как помочь ребенку наладить общение со сверстниками?

Общение играет важную роль в развитии малыша. В ходе общения со взрослыми ребенок получает большинство знаний о мире и учится новому, а также получает внимание и заботу. Желание найти общий язык со сверстниками и завести друзей обычно возникает у детей в районе 3 лет. Совместные игры приносят дошкольникам массу положительных эмоций, дают возможность выразить свою индивидуальность, научиться сотрудничеству. Если малыш имеет трудности при установлении контактов, родителям необходимо поддержать его и помочь научиться общаться со сверстниками.

Особенности общения в дошкольном возрасте

Известный советский психолог М. И. Лисина выделяет следующие этапы развития общения детей со взрослыми:

6 месяцев – 3 года

В этом возрасте ребенок обычно начинает осваивать различные игры с предметами и нуждается в помощи и поддержке взрослых. Коммуникации, в основном, происходит в процессе предметной игры. Активно развивается речевая форма общения.

Темой для общения являются уже не только объекты, которые находятся в поле зрения ребенка или действия, связанные с ними. Взрослый выступает в роли источника информации о мире. Наряду с потребностью во внимании, в этом возрасте возрастает потребность в уважении.

Ценность приобретают человеческие отношения. Старшие дошкольники учатся у взрослых анализировать поведение, узнают о добре и зле, формируют представление о себе как о личности.

Предложенная периодизация носит условный характер, так как на практике возраст прохождения той или иной стадии развития общения индивидуален.

Особенности общения в дошкольном возрасте

Общение со сверстниками и взрослыми сильно отличаются друг от друга. Если взрослый воспринимается ребенком, в большей степени, как учитель, судья и объект для подражания, то общение со сверстниками происходит на равных. Оно более эмоциональное и насыщенное. Нормы общения между детьми менее жесткие, поэтому малыши чувствуют себя раскованно.

Стадии развития общения со сверстниками у детей:

Особенности общения со сверстниками

Происходит формирование основы для будущего общения. Сверстник воспринимается ребенком как кто-то новый и интересный, но малыши этого возраста не стремятся привлечь к себе внимания друг друга. Как такого общения со сверстниками и совместных действий с ними в этом возрасте еще нет.

В данном возрасте дети обычно уже умеют играть вместе и, следовательно, между ними происходит ситуативное общение. В лице сверстника ребенок видит единомышленника, который может участвовать в его шалостях и играх. При этой наибольшую ценность для малыша имеет само действие, а не процесс коммуникации.

В этом возрасте общение со сверстниками является одной из сильнейших потребностей ребенка. Вместе дети играют в сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учатся договариваться, сотрудничать, прислушиваться друг к другу. Для малышей важно признание со стороны сверстников.

Старшие дошкольники обладают уже достаточно хорошо развитыми навыками общения. Они искренне стараются заботиться о своих друзьях, сопереживать им, учитывать интересы сверстников во время коллективных занятий. Шестилетние дети могут подолгу рассказывать друг другу о своих впечатлениях, мыслях, желаниях.

Если ребенок дошкольного возраста по каким-либо причинам не получает необходимого ему чувства уважения и признания со стороны своих сверстников, то зачастую это приводит к усугублению ситуации в будущем и нежеланию участвовать в совместной деятельности.

Стадии развития общения со сверстниками у детей

Возможные причины проблем в общении у дошкольника

Существует несколько личностных качеств, которые могут восприниматься окружающими негативно и создавать проблемы в сфере межличностного общения.

Агрессивность. Дошкольники обычно сторонятся детей, которые могут их ударить или постоянно отбирают у них игрушки.

Застенчивость. Излишняя робость, нерешительность, скромность мешает малышу завести друзей и чувствовать себя уверенно в детском коллективе.

Эгоизм. Если ребенок руководствуется только своими интересами и не считается с мнением сверстников, дети могут потерять интерес к общению с ним.

Пассивность. Детям дошкольного возраста нравится играть и общаться с теми, кто проявляет инициативу и способен увлечь за собой.

Чаще разговаривайте с малышом о его друзьях, о том, комфортно ли ему среди сверстников, интересуйтесь, чем они занимаются вместе, во что играют. Если Вы обнаружите какую-либо проблему в общении, то не стоит пускать все на самотек. Ребенку важна Ваша поддержка.

Возможные причины проблем в общении у дошкольника

Чему стоит научить малыша?

Чтобы ребенок мог чувствовать себя в обществе благополучно и уверенно, необходимо научить малыша таким навыкам, как:

Вступление в диалог;

Поддержание и завершение беседы (умение слушать, ясно высказывать свои мысли, объяснять);

Навыки речевого этикета (ребенок должен знать, какие слова существуют для знакомства, приветствия, прощания, отказа и так далее);

Невербальное общение (умение выразить свои эмоции с помощью жестов и мимики).

Основы навыков общения у детей закладываются в семье. Взрослые выступают для ребенка в роли ориентиров и примеров для подражания.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Чтобы создать для малыша основу для формирования социокоммуникативных навыков, родителям рекомендуется придерживаться следующих принципов:

В семье будьте открыты и искренни. Уважительные отношения между членами семьи, взаимопомощь, вежливость являются замечательным примером для ребенка. Наблюдая за взрослыми, он многое узнает о том, как люди общаются, и будет стараться копировать эту модель взаимоотношений.

Чаще разговаривайте с крохой. Тема чувств и эмоций очень важна и актуальна для дошкольников.

Прививайте уважение к окружающим. Малыш должен понять, что помимо его личных интересов, существуют мнения и желания других людей. Это не означает, что ребенок должен всегда идти на уступки (например, делиться своими игрушками, если он этого не хочет), ведь в будущем ему точно когда-нибудь придется отстаивать свои интересы, а значит этому нужно учиться. Объясните, как можно договариваться и аргументировать свою точку зрения.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

По возможности, не вмешивайтесь в детские конфликты, если в данный момент ничего не угрожает здоровью детей и их окружению.

Поощряйте инициативу в общении.

Не критикуйте личность ребенка, особенно в присутствии посторонних.

Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям.

Регулярно посещайте с ребенком места, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости).

Ребенок, который испытывает трудности в общении со сверстниками, нуждается в особом внимании и заботе. Но Ваша помощь не должна быть навязчивой, не стоит делать за малыша то, на что он способен сам.

Помочь малышу разобраться в сложном мире человеческих отношений могут:

Ролевые игры на тему дружбы. Игры – это самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста. Используя игрушки, которые есть у Вас дома, разыграйте с малышом простые сюжеты, связанные с процессов общения. Например, Мишка знакомится с Зайцем и предлагает ему дружить, Котенок обижается на Щенка, потому что тот его дразнит и так далее. Малыш, поглощенный игрой, обязательно запомнит модели поведения, которые Вы ему покажете.

Книги и мультфильмы о дружбе;

Личный пример близких взрослых.

Выводы

Основы общения дошкольников формируются в семье. Ребенок наблюдает за взаимоотношениями взрослых и, во многом, копирует их модели поведения. С младенчества и до школьного возраста развитие общения проходит несколько стадий, которые имеют свои характерные особенности. На каждом этапе ребенком движет определенная потребность, которая реализуется в общении: веселье, признание и привлечение внимания, сотрудничество для реализации цели и так далее. Чтобы чувствовать себя уверенно и иметь возможность максимально проявить себя, малыш должен быть хорошо адаптирован к социуму. Именно поэтому одна из важных задач воспитания – научить ребенка общаться.

Выводы

Заключение

Отдавая ребенка в детский сад, многие родители вздыхают с облегчением и надеются на то, что ребенок без их помощи сможет овладеть искусством общения со сверстниками. Найдет себе новых, а может быть даже первых друзей, с которыми будет играть и учиться строить общение.

дети в детском саду

В развитии малыша одну из важнейших ролей выполняет общение. С младенчества дети учатся общению со взрослыми, в ходе которого получают знания об окружающем его мире, совершенствуют полученные навыки, получают заботу и любовь. До трёх лет малышу достаточно общения с родителями и близкими людьми, а дальше появляется потребность в общении со сверстниками. Игры с друзьями приносят массу удовольствия, учат выстраивать взаимоотношения, а также помогают выразить свою индивидуальность. Вот тут-то мы, взрослые, должны научить ребенка общению со сверстниками, если у него возникают проблемы - помочь ему их решить и поддержать.

Общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми. Ребенок воспринимает родителя или другого взрослого как учителя или кумира и общение с ним строится из позиции ведомого, а с друзьями он общается на равных. Это общение приносит массу положительных эмоций, а также нет четко установленных границ, поэтому малыш может быть более раскрепощенным.


Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте:

Возраст 0,5 – 1,5 года. Малыши этого возраста воспринимают другого ребенка как кого-то нового и неизвестного. Они не стремятся к взаимодействию друг с другом, не организуют совместных игр. В этом возрасте ребенку достаточно общения с родителями.

Возраст 2 – 4 года. В данном возрасте детки учатся взаимодействовать друг с другом, находят общие игры и шалости. Но для ребенка важным остается не коммуникация, а само действие.

Возраст 4 – 6 лет. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно–ролевая игра, а она не может быть без партнёра. Поэтому в этом возрасте игра с друзьями выходит на первый план и общение со сверстниками занимает главную роль в жизни ребенка. Для них становится важным признание со стороны сверстников.

Возраст 6 – 7 лет. В подготовительной группе у деток уже сформированы навыки общения. Они заботятся о своих друзьях, сопереживают им, стараются учитывать их интересы во время игр или занятий. В семь лет дети уже умеют делиться своими переживаниями или впечатлениями и обязательно делают это со своими друзьями.

Родителям нужно не забывать, что все дети разные по характеру и типу темперамента. Так холерикам легче и проще находить новых друзей, потому что они заводные и бойкие, тогда как меланхолику, который больше привязан к матери, в новом коллективе намного сложнее, они более робкие и застенчивые. Поэтому им завести новых друзей гораздо сложнее.

Одно из причин неумения заводить друзей может стать микроклимат в семье. Если родители часто конфликтуют или спорят на глазах у ребенка, это может послужить его замкнутости, пассивности и недружелюбию. Таким деткам сложно выстраивать добрые взаимоотношения, так как перед их глазами совсем другой пример.

Чтобы у ребенка не возникало проблем в общении со сверстниками, ему нужно объяснить несколько простых правил:

Внешний вид. Никто в детском саду, да и во взрослой жизни не захочет общаться с неухоженным, грязным и плохо пахнущим человеком. Нужно объяснить малышу, что следить за своим внешним видом - это обязательное правило.

Грубость. Расскажите ребенку про волшебные слова, с помощью которых он сможет легко и просто найти общий язык даже со взрослым. Ведь никто не любит, когда с ним разговаривают грубо и в приказном тоне.

Эрудированность. Старайтесь обсуждать с малышом как можно больше разных тем по разным направлениям, чтобы его словарный запас был многогранным и ярким, с таким ребенком приятно будет поговорить даже воспитателю.

Также одной из проблем общения со сверстниками могут стать личностные качества ребенка:

Агрессивные дети редко находят себе друзей среди сверстников, так как никто не желает быть обиженным или остаться без своей любимой игрушки, потому что ее могут отобрать.

Чересчур стеснительные дети также испытывают проблемы в общении, так как они чувствуют себя неуверенно в коллективе сверстников.

Эгоистичные дети, которые зациклены только на себе, могут потерять своих друзей, так как им будет не интересно общаться с эгоистами.

Пассивные дети могут остаться без друзей, так как не способны проявить инициативу, которая больше всего ценится в этом возрасте.

Что же делать родителю, если с его ребенком не хотят дружить в детском саду. Конечно, первое что нужно сделать – это поговорить с ребенком и выяснить причину у него, далее пообщаться с воспитателем. Желательно сделать это в отсутствии ребенка. Выяснив причину, постараться совместными усилиями ее решить, но иногда бывает так, что проблема скрыта и на первый взгляд не видна. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Мы хотели бы рассказать о двух самых распространенных причинах нежелания дружить с детьми и привести варианты их решения.

дети в детском саду

1. Плохие отношения с неформальным лидером:

Повышайте самооценку, хвалите малыша, помогите ему приобрести навык, который будет интересен его сверстникам, например, научите играть в самую актуальную игру.

Если проблема не решается и ребенок продолжает жаловаться на обидчика, то поговорите с воспитателем и родителями.

2. Если причина в самом ребенке: его робости и застенчивости, то работаем над его самооценкой:

Конструктивное выражение своих негативных чувств. Ругайте поступки, а не личность ребенка.

Снижайте планку требований к ребенку.

Хвалите даже за самые незначительные достижения и поступки, говорите о том, что любите его любым, несмотря ни на что.

Разговаривайте с ребенком дружелюбно и вежливо – это даст понять и ощутить его важность и нужность.

Позволяйте принимать самостоятельные решения – это позволит малышу быть более решительным в общении со сверстниками.

Советы родителям, как научить ребенка общению со сверстниками:

Искренние и открытые взаимоотношения в семье помогут ребенку понять, как можно с помощью простых и вежливых слов или оказание помощи построить общение со сверстниками.

Разговаривайте с малышом о тех эмоциях, которые вы испытываете, будь то печаль или радость. Учите ребёнка выражать свои эмоции с помощью слов.

Учите ребёнка уважать интересы других людей, но при этом не идти на поводу у них. Говорите о том, что его интересы тоже важны.

Учите выходить из конфликтных ситуаций и отстаивать свое мнение словесными аргументами и доводами, а не дракой.

Не влезайте в детский конфликт, если это не угрожает здоровью детей.

Относитесь положительно к новым знакомствам.

Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних или на улице.

Не высказывайтесь негативно о других детях, особенно о его друзьях.

Как можно чаще посещайте места скопления детей его возраста (детские клубы, площадки и пр.)

Уважительно общайтесь с родителями его друзей, даже если Вам неприятен этот человек.

Не забывайте, что основы общения закладываются в семье. Ребенок с рождения наблюдает за взаимоотношениями между мамой и папой, а в дальнейшей копирует их. Одной из важнейшей задачи родителей является научить ребенка общению с обществом.

Читайте также: