Финансирование спортивных школ проблемы

Обновлено: 05.07.2024

В современном футболе наблюдается целый ряд определенных новшеств: видеоповторы, система автоматической фиксации гола, введение новых турниров, таких как Лига наций и тд. однако в своей работе мы хотели бы остановиться на таком набирающем обороты явлении как частные финансы в футболе. Целью работы является сравнение государственного и частного финансирования футбольных клубов, выделение преимуществ и недостатков в обоих способах.

Современный футбол, как видится, требует новых поворотов, направлений развития и в финансах, и в менеджменте, и в цифровизации. Частные деньги, на наш взгляд, являются неплохим подспорьем для ряда команд при наличии грамотного менеджмента и управления. С целью подтверждения или опровержения данного тезиса приведем аргументы, подчеркивающие как сильные, так и слабые стороны частного финансирования деятельности футбольных клубов.

В первую очередь, выделим положительные аспекты:

3) В странах с развитой экономикой организация деятельности спортивного клуба является одной из форм ведения бизнеса. Одним из главных источников дохода является привлечение спонсоров, при этом подобное взаимодействие должно быть выгодно обеим сторонам. В настоящее время, титульным спонсором многих клубов России являются промышленные компании, возникает вопрос, какая польза компаниям от данного спонсорства, если, например, их сфера деятельности не позволяет создать спрос, так как очевидно, что посетители футбольных матчей не являются напрямую клиентами данных компаний. При наличии частных инвестиций со стороны владельцев клуба, по нашему мнению, растет и мотивация по привлечению действительно заинтересованных в долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве партнеров.

Однако у частных финансов в футболе есть и ряд недостатков:

2) Существенная зависимость от главного спонсора. Не секрет, что в России государственная структура или госкомпания обладает большей финансовой и экономической стабильностью, нежели бизнес, даже крупный. При таких обстоятельствах частные финансы ставятся под зависимость как от экономической ситуации в стране в целом, так и конкретного бизнеса.

Определенные плюсы государственного финансирования были приведены выше. Но хотелось бы выделить определенные негативные факторы и тенденции этого института.

 Ранее, при более стабильной экономической обстановке в стране, оно не вызывало сомнений у властей, то сейчас, когда урезается все, что только можно, финансирование региональных спортивных клубов и спорта в целом сильно сокращается. Вот что сказал по этому поводу вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев: “Мы посылали запрос в субъекты с целью узнать, сколько тратится средств на футбольные клубы. Могу сказать, что в целом по стране это миллиарды рублей. Наши клубы преимущественно живут за счет бюджетных средств, а в ситуации, когда бюджеты субъектов трещат, выделять деньги на покупку дорогостоящих бразильцев — необдуманная трата, наши клубы должны переходить на коммерческую основу”.

Зачем государство содержит футбол?

Разумеется, у обоих путей финансирования футбольных клубов есть много иных положительных и отрицательных сторон. Однако в рамках существующего формата сложно изложить все имеющиеся доводы. Пожелать можно лишь одно – создание все более разнообразной и привлекательной для инвестиций футбольной среды, что в свою очередь, позволит привлекать как государственные, так и частные вложения.

По вопросам местного значения, к которым относится содержание и развитие учреждений, находящихся в муниципальной собственности, органы власти местного самоуправления самостоятельно разрабатывают нормативы расходов.

Однако нехватка денежных средств в местных бюджетах приводит к вынужденному отказу от финансирования большинства бюджетных расходов, не относящихся к сфере жизнеобеспечения. Эта проблема особенно остро чувствуется в финансировании учреждений физической культуры и спорта.

При существующем подходе к формированию государственных минимальных социальных стандартов включение в них услуг массового спорта не подразумевается. Так, к социальным гарантиям относятся гарантии в области здравоохранения, образования и культуры. Отсутствие единого механизма формирования важнейшей ресурсной составляющей массового спорта – финансовой – зачастую приводит к неэффективному, научно не обоснованному выделению средств, создает возможности для злоупотреблений и лоббирования чьих-либо интересов, а в итоге – к отсутствию развитой спортивной инфраструктуры, к неравномерному распределению ресурсов среди учреждений физической культуры и спорта.

В данном аспекте ясно видны недостатки современного состояния бюджетной системы Российской Федерации. Централизация основной доли финансовых ресурсов страны в федеральном бюджете снижает экономические возможности региональных и местных бюджетов в решении своих социально-экономических функций. В территориальных и местных бюджетах незначительна доля собственных доходов и высока доля трансфертов. Явно проглядывается практика перекладывания расходов вниз по бюджетной системе без подкрепления соответствующими доходами.

Отказ федерального бюджета от финансирования многих мероприятий и повышение роли местных и региональных органов власти и жизнедеятельности общества обусловили рост нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне. Региональные и местные бюджеты поставлены в крайне тяжелое положение постоянных просителей у вышестоящих органов. Кроме того, существуют проблемы межбюджетных отношений на уровне субъектов РФ и местных бюджетов.

Перераспределение в ходе реформы местного самоуправления доходных полномочий между региональными и муниципальными властями привело к значительному расширению сфер ответственности последних за социально-экономическое развитие территорий.

Поэтому важно оценить объективные потребности каждого уровня бюджетной системы в финансовых ресурсах, т.е. провести вертикальное выравнивание, чтобы обеспечить все уровни бюджетной системы источниками финансирования, отвечающими их ответственности и функциям.

Все уровни власти должны иметь реальную бюджетную самостоятельность и ответственность за финансирование расходов на территориях.

Таким образом, для преодоления существующих проблем в финансировании отраслей социальной сферы требуется предпринять целый ряд, в большей своей части правовых мер.

Как уже было отмечено ранее бюджетные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность, приносящую доход. Однако в сфере физической культуры и спорта не созданы необходимые условия для развития предпринимательства, получения прибыли. Нередко свойственные физической культуре и спорту движущие силы развития берут верх над стремлением получить прибыль как определяющий мотив деятельности. Подобное явление объясняется социальной ролью физической культуры и спорта в жизни общества, в формировании здорового образа жизни людей. Неслучайно процесс приватизации и разгосударствления не охватил всю сферу физической культуры и спорта. Продолжают работать физкультурно-спортивные объекты, находящиеся в собственности государственных органов и ставящие своей целью получение прибыли. Ряд физкультурно-спортивных организаций не берут в собственность спорткомплексы, предвидя банкротство из-за непомерно больших расходов на их эксплуатацию.

В современных условиях снижается бюджетная обеспеченность социально-культурной сферы, в результате чего особенно актуальными становятся вопросы оптимизации основных принципов процесса планирования и расходования средств социально-культурной сферы муниципалитета. Основным направлением реформирования бюджетного процесса является переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами муниципальной политики.

Однако для решения проблем финансирования учреждений социальной сферы требуется проработка правовых основ региональных целевых программ, устранение пробелов в их нормативно-методическом обеспечении.

Так, например, выполнение правительственной целевой программы о развитии физической культуры и спорта, а также реализация федерального закона в настоящее время в муниципальных образованиях затруднено, чему способствуют следующие причины:

– неготовность большинства городских и сельских поселений взять на себя финансирование инфраструктуры физкультурно-спортивной сферы в необходимых объемах, что отрицательно скажется на проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий и показателях вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом;

– недостаточная проработка механизма договорных отношений по организации работы по физической культуре и спорту между муниципальными образованиями различного уровня;

– отсутствие механизма решения вопросов обеспечения спортивной подготовки, выходящей за рамки массовой физической культуры, деятельности учреждений спортивной направленности системы дополнительного образования, отнесенных к компетенции муниципальных образований, поселений и округов.

Таким образом, в современных социально-экономических условиях России финансирование организаций массового спорта во многих муниципальных образованиях сопровождается многочисленными проблемами. Поэтому здесь на первое место выходят косвенные формы финансовой поддержки: льготные тарифы на коммунальные услуги; выделение земельных участков на льготных условиях; предоставление инвентаря и спортивного оборудования бесплатно или на льготных условиях; помощь в поиске спонсоров; организация обмена информацией, организация тематических семинаров, построение информационной инфраструктуры; частичное финансирование работы высококвалифицированных специалистов; содержание центров научного, медицинского обслуживания сферы спорта и пр.

Заключение

В курсовой работе рассмотрены источники финансирования учреждений физической культуры и спорта.

В современном обществе многие отрасли социальной инфраструктуры предоставляют населению бесплатные услуги, которые гарантированы Конституцией. Основными источниками финансирования социальных расходов являются средства бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов социального значения. Также существуют внебюджетные источники в виде доходов получаемыми учреждениями социальной инфраструктуры в результате предпринимательской и иной деятельности приносящей доход. Доходы от предпринимательской деятельности в отраслях социальной сферы в отдельных случаях замещают недостающие бюджетные ассигнования, в других бюджетные средства дополняются новыми источниками. Так как основная цель деятельности бюджетных учреждений оказание государственных услуг, законодательство регламентирует виды предпринимательской деятельности, которые могут осуществлять данные учреждения. Разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собственника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ.

2. Бюджетный кодекс РФ.

3. Налоговый кодекс РФ.

11. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 703 с.

12. Бурлачков В.К., Голубовский Д.В. О развитии муниципальных финансов // Финансы и кредит. 2008. №28. С. 40-44.

14. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.

15. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. И.Д. Маукуляка. – М.: Изд. РАГС, 2004. – 680с.

16. Завъялов Д.Ю. Стандартизация планирования целевых межбюджетных трансфертов // Финансы. 2009. №3. С. 21-24.

17. Завъялов Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы. 2008. №6. С. 15-19.

18. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика РФ: учебное пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – 208 с.

Приложение А

бюджетный финансирование физический культура

В статье проанализированы финансовые аспекты развития физической культуры и спорта в зарубежных странах и России, а также указаны возможности по привлечению дополнительных источников финансирования спорта.

Состояние физической культуры и спорта напрямую зависит от эффективности используемой организационно-экономической системы, в том числе, принятой стратегии развития финансирования, формирования положительного имиджа спортивных сооружений, маркетинга спортивных услуг [1].

Современные тенденции развития экономики в настоящее время не могут ограничиться внутри спортивных клубов и сообществ. Во всем мире они приобрели межгосударственные и внешнеэкономические связи.

Анализ системы развития спорта в разных странах позволяет сделать вывод, что в мире существуют две основные модели финансирования физкультуры и спорта – американская и европейская. Общим признаком для всех существующих моделей является поддержка детско-юношеского спорта и оздоровительного движения из местных бюджетов (табл.1).

В России большую часть финансовой ответственности за развитие физкультуры и спорта берёт на себя государство [1]. Сфера физической культуры и спорта в Росси в абсолютных суммах финансируется по нарастающему тренду, ежегодно бюджетные ассигнования увеличиваются в среднем на 47,0%. При общих тенденциях увеличения финансирования сохраняется небольшой удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете и относительная неизменность доли отрасли на уровне 0,17 - 0,2% от ВВП, что примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах [5, 6].

Модели развития физической культуры и спорта

Страна

Национальная система физкультуры и спорта

Детский и юношеский спорт

США

70 национальных спортивных федераций финансируются за счёт членских взносов, благотворительных пожертвований, взносов для участия в соревнованиях, продажи спортивной одежды, инвентаря, оборудования и атрибутики

финансирование родителей; спортивные федерации спонсируют краткосрочные спортивные лагеря для особо выдающихся юных спортсменов

финансируется за счёт пожертвований частных лиц и делового сообщества; 50% финансирования - гранты Олимпийского комитета от инвестиционной деятельности Олимпийского комитета

Великобритания

в государственных школах занятия финансируются государством

финансируется государством; из фонда лотерей; неправительственными организациями; коммерческими организациями; частными лицами

Испания

государственный совет по вопросам спорта; спортивные федерации.

национальная программа помощи детскому спорту (ADЕ); система отбора талантливой молодёжи за счёт средств Государственного совета по вопросам спорта;

стипендии талантливой молодёжи

целевая программа олимпийских видов спорта (ADO) - привлечение частного капитала, государственное финансирование;

финансируется крупнейшими ТНК взамен налоговых льгот и права использования логотипа и размещения рекламы на атрибутах, принадлежащих Испанскому олимпийскому комитету

Австралия

австралийская спортивная комиссия (ASC);

агентства, ответственные за спорт и физкультуру в штатах; ASF – государственная организация финансирования спорта

финансируется ASC через гранты на проведение программ и мероприятий;

спортивные клубы за счёт местных бюджетов;

программа SSA - Школьный спорт Австралии (30 мероприятий национального масштаба) финансируется за счёт региональных бюджетов

за счёт государственных поступлений в ASC и поступлений от бизнеса

Сложившийся объём финансирования государством не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта.

Принято считать, что государственное финансирование в сфере физкультурно-спортивных услуг должно осуществляться там, где присутствие государства необходимо: детский спорт, массовый спорт, адаптивные программы. Другие виды деятельности физической культуры и спорта должны предоставляться на коммерческой основе и находится под воздействием косвенного государственного регулирования (корпоративный спорт, спорт высших достижений, др.) [4, 7].

Мировой опыт свидетельствует о том, что сфера спорта может приносить доходы, так в Австрии доходы от спортивно-оздоровительных услуг составляют около 2% от ВВП, в Швейцарии – 1,8%, а в нашей стране этот показатель составляет всего 0,06%.

Важнейший фактор обеспечения доступности населению услуг спорта – финансирование. В 2019 г. расходы в сфере физкультуры и спорта РФ составили 150,1 млрд. руб., что на 28,6% больше, чем в 2018 г. (таблица 2). Несмотря на экономический кризис, из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований в 2019 г. выделено на цели развития спорта больше, чем в 2018 г. вместе с тем, следует отметить, как положительное явление, увеличение доли внебюджетных источников.

Источники финансирования физической культуры и спорта Российской Федерации

Многие спортивные организации не попадают в реестры Минэка, потому что вообще не могут получать поддержку как СО НКО. Где им искать помощи в кризис?


Физкультурно-спортивные организации во время пандемии оказались самой уязвимой категорией СО НКО. Большинство из них не могут рассчитывать на помощь государства из-за трудности определения социальной составляющей их деятельности.

Обычно организации, развивающие массовый спорт и пропагандирующие здоровый образ жизни, вырастали из команд или формировались вокруг отдельных активистов, просто любящих свое дело. В отличие от организаций социального обслуживания или защиты прав человека, спортивные НКО не воспринимаются как организации системной помощи на институциональном уровне.


Роман Ольховский. Фото из личного архива

СО НКО в спорте

Существует четкое разделение среди спортивных СО НКО, часто по одному названию можно понять, насколько крупная и состоятельная это структура.

Самые маленькие — физкультурно-спортивные, физкультурно-оздоровительные организации на местах. Это могут быть небольшие клубы, созданные для привлечения людей в спорт. Их достаточно много в России, но поддержка им практически не оказывается.

Частные академии, например академия футбола или гимнастики, чаще всего имеют форму АНО. Такая форма удобна тем, что можно выбирать вид деятельности: либо в области дополнительного образования детей, либо физкультурно-спортивную работу с населением. В качестве АНО выступают и предпринимательские проекты, но на социальной основе. Они регистрируются так, чтобы получать гранты и привлекать средства от спонсоров.

Более крупные — спортивные федерации — уполномочены законом на развитие разных видов спорта. Их основная деятельность — подготовка к соревнованиям разного уровня: чемпионатам области, России, Европы, мира. Федерация — совокупность людей, которые работают в спортивных или общеобразовательных школах, хотя в составе федераций могут быть и представители частных школ, которые отдельно развивают определенное направление в спорте. Федерации интересует именно область спорта высших достижений. Однако по закону они должны привлекать к занятиям и массовое население.

Есть и исключения среди федераций. Например Федерация спортивного туризма работает от обратного: прежде всего люди ходят в походы и их интересуют занятия туризмом. А уже в меньшей степени последствия — чемпионские звания и медали.

И еще одна категория — объединяющие организации, напрямую не занимающиеся работой с населением: фонды поддержки и развития спорта, ассоциации, союзы. Обычно они организуют соревнования, финансируют события, помогают инвентарем, дают другие ресурсы.

Никуда не попали

Небольшие клубы, которые не получают субсидии, не оказывают услуги по перечню социальных услуг (потому что в нем нет социальных услуг в сфере спорта), не являются благотворительными организациями, никак не могли попасть в реестры Минэка. А вот профессиональные спортклубы, учрежденные администрациями и имеющие постоянные источники финансирования, — попали и теперь получают еще и господдержку по поручениям Путина.

Также на антикризисные меры смогут рассчитывать спортивные ИОПУ и победители конкурса президентских грантов. Но и тех, и других — единицы.

Общественный совет при Минспорте предлагал ввести такой критерий для формирования реестров, как использование организацией УСН. Это помогло бы пройти в списки небольшим СО НКО в сфере физкультуры и массового спорта, исключив дополнительные преференции для профессиональных спортивных НКО. Но пока эта инициатива не прошла.

Еще один реестр

После объявления президента о социальной ориентированности национальных целей, здоровье граждан и приоритете повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет) решено было сформировать реестр физкультурно-спортивных НКО. Минспорт должен создать такой реестр в третьем квартале 2020 года. Ведомство еще только прорабатывает критерии отбора НКО в свой список.

Техника самопомощи

Пока централизованной поддержки нет, организации пытаются выкрутиться в кризис сами и ищут помощи на местах.

Воронежская Академия футбола в дни самоизоляции провела онлайн-марафон: пригласила тренеров и педагогов на тематические беседы, начала онлайн-тренировки.

Читайте также: