Розетки в детских садах нормы

Обновлено: 05.07.2024

ГОСТ IEC/TS 62850-2016

Требования к безопасности электрооборудования для проведения измерений, управления и лабораторного использования. Общие требования к оборудованию, предназначенному для использования детьми в образовательных учреждениях

Safety requirements for electrical equipment for measurement, control, and laboratory use. General requirements for equipment intended to be used in educational establishments by children

Дата введения 2017-09-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2016 г. N 91-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2017 г. N 300-ст межгосударственный стандарт ГОСТ IEC/TS 82850-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному документу IEC/TS 62850:2013* "Требования к безопасности электрооборудования для проведения измерений, управления и лабораторного использования. Общие требования к оборудованию, предназначенному для использования детьми в образовательных учреждениях" ("Safety requirements for electrical equipment for measurement, control and laboratory use - General requirements for equipment intended to be used in educational establishments by children", IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Международный документ IEC/TS 62850:2013 подготовлен Техническим комитетом 66 "Безопасность измерительного, контрольного и лабораторного оборудования" Международной электротехнической комиссии (IEC).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт включает в себя следующие существенные изменения по сравнению с IEC 61010-1:2010, а также другие изменения:

a) добавлена маркировка, чтобы указать возраст детей, для использования которыми предназначено оборудование;

b) усилены требования доступности, учитывая склонность детей вставлять посторонние предметы во всевозможные места;

c) уменьшены температурные пределы с учетом большей чувствительности кожи детей;

d) сокращены размеры механического доступа с учетом меньших размеров тела ребенка;

e) введены нормы для неколлимированного оптического излучения;

f) снижены нормы для ионизирующего излучения;

g) запрещены малые съемные части меньше определенных размеров;

h) указано, что производители должны принимать во внимание общую непредсказуемость поведения детей.

Электрооборудование, рассматриваемое в настоящем стандарте, используется для обучения детей в возрасте до 16 лет в образовательных учреждениях.

Детям нравится засовывать предметы и материалы через отверстия внутрь электрооборудования. Следовательно, для учебного оборудования должны быть установлены более строгие критерии для доступа к опасным токоведущим проводникам, чем для обычного лабораторного использования. Кроме того, температура деталей, до которых могут дотронуться дети, должна быть ниже, чем в оборудовании, эксплуатируемом только взрослыми. Вопросы эргономики и механических повреждений должны быть рассмотрены с учетом антропоморфных размеров детей, а не взрослых людей. Требования к оборудованию, предназначенному для использования детьми, должны также принимать во внимание обоснованно прогнозируемое неправильное использование и непредсказуемое поведение детей.

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к оборудованию в объеме IEC 61010, которое будет использоваться детьми в возрасте от 3 до 16 лет в образовательных учреждениях, под присмотром ответственного органа.

Для некоторых видов оборудования эти требования дополнены или изменены путем введения одного или нескольких специальных требований, дополняющих требования части 2 стандарта МЭК 61010, который должен применяться совместно с требованиями настоящего стандарта.

1 Область применения и назначение

1.1 Область применения

1.1.1 Оборудование, включенное в область

Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности для следующих видов оборудования и его комплектующих, предназначенного для использования в образовательных учреждениях лицами в возрасте от 3 лет до 16 лет под руководством ответственного органа.

Если все оборудование или его часть подпадает под действие одного или нескольких стандартов части 2 IEC 61010, равно как и под действие настоящего стандарта, такое оборудование должно также соответствовать требованиям этих других стандартов части 2.

Примечание 1 - В некоторых странах возрастные границы могут отличаться от тех, которые используются в настоящем стандарте, или требования могут быть заменены сообразно внутренним условиям.

a) Электрическое оборудование для испытания и измерений

Это оборудование, которое с помощью электромагнитных средств испытывает, измеряет, отображает или регистрирует одну или несколько электрических или физических величин, а также не измерительное оборудование, такое как генераторы сигналов, измерительные эталоны, источники питания, предназначенные для использования в лабораториях, приемники, передатчики и т.д.

Примечание 2 - В их число входят настольные источники питания, предназначенные для вспомогательных функций при проведении испытаний или измерений на другой части оборудования. Источники питания, предназначенные для силового оборудования, относятся к области распространения IEC 61558 (см. 1.1.2, перечисление h).

Настоящий стандарт также распространяется на испытательное оборудование, используемое в процессах производства и предназначенное для испытаний изготавливаемых устройств.

Примечание 3 - Производственное испытательное оборудование может быть установлено рядом с промышленным оборудованием и взаимосвязано с ним,

b) Электрическое оборудование для контроля технологических процессов при производстве

Это оборудование, предназначенное для контроля значения одного или более выходных параметров по отношению к установленным значениям, каждое из которых задается вручную, локальным или дистанционным программированием или с использованием одной или более входных переменных.

c) Электрическое лабораторное оборудование

Это оборудование, предназначенное для измерения, отображения, регистрации, проверки или анализа свойств материалов, или используемое для приготовления материалов, а также оборудование, предназначенное для диагностики в лабораторных условиях (IVD).

1.1.2 Оборудование, на которое не распространяется настоящий стандарт

Настоящий стандарт не распространяется на оборудование, которое относится к области применения следующих стандартов:

a) IEC 60065 Audio, video and similar electronic apparatus (Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура);

b) IEC 60204 Safety of machinery - Electrical equipment of machines (Безопасность машин. Электрооборудование машин);

c) IEC 60335 Household and similar electrical appliances (Бытовые и аналогичные электрические приборы);

d) IEC 60364 Electrical installations of buildings (Электрические установки в зданиях);

e) IEC 61439-1 Low-voltage switchgear and controlgear assemblies (Комплекты низковольтных коммутаторов и контроллеров);

f) IEC 60601 Medical electrical equipment (Медицинское электрооборудование);

g) IEC 60950 Information technology equipment Including electrical business equipment, except as specified in 1.1.3 (Оборудование информационных технологий, включая электрическое оборудование для бизнеса, кроме указанного в 1.1.3);

h) IEC 61558 Power transformers, power supply units and similar (Силовые трансформаторы, блоки питания и подобные устройства);

i) IEC 61010-031 Hand-held probe assemblies (Щупы электрические ручные);

j) IEC 61243-3 Live working - Voltage detectors - Part 3: Two-pole low-voltage type (Работа под напряжением. Индикаторы напряжения. Часть 3. Низковольтные индикаторы двухполюсного типа).

1.1.3 Вычислительное оборудование

Настоящий стандарт распространяется только на те компьютеры, процессоры и т.д., которые являются частью оборудования, относящегося к области применения данного стандарта, или разработаны исключительно для использования с таким оборудованием.

Примечание - Вычислительные устройства и подобное оборудование, относящиеся к области применения IEC 60950 и соответствующие его требованиям, рассматривают как подходящие для использования с оборудованием, на которое распространяется настоящий стандарт. Тем не менее, некоторые требования IEC 60950 по устойчивости к воздействию влаги и жидкостей менее жесткие, чем требования настоящего стандарта (см. 5.4.4).

1.2 Назначение

1.2.1 Аспекты, включенные в область применения

Назначение настоящего стандарта - это уменьшение опасностей для оператора и окружающей среды до допустимого уровня.

Требования по защите от отдельных типов опасностей установлены в разделах 6-13, а именно:

a) поражение электрическим током или ожог (см. раздел 6);

b) механические опасности (см. разделы 7 и 8);

c) распространение огня за пределы оборудования (см. раздел 9);

d) высокая температура (см. раздел 10);

e) воздействие жидкостей, в том числе жидкостей под давлением (см. раздел 11);

f) воздействие излучений (включая лазерное излучение), давление звука и ультразвука (см. раздел 12);

g) выделение газов, взрывы, в том числе направленные внутрь (см. раздел 13).

Требования по защите от опасностей, возникающих от обоснованно прогнозируемого неправильного использования и эргономических факторов, приведены в разделе 16.

Оценка риска опасностей или условий окружающей среды, не указанных выше, определена в разделе 17.

1 Необходимо обратить внимание на наличие дополнительных требований, которые могут определяться национальными органами, отвечающими за здоровье и безопасность в сфере образования. В частности, могут быть ограничения по использованию радиоактивных материалов, рентгеновского и лазерного оборудования, а также опасных веществ.

2 Следует также обратить внимание на наличие дополнительных требований, которые могут быть определены национальными органами, отвечающими в сфере образования за здоровье и безопасность детей с особыми потребностями.




Помимо того, что детские дошкольные учреждения относятся ко II категории надёжности, они ещё и наиболее контролируемые общественные помещения, поэтому проект электроснабжения детского сада разрабатывается не только в полном соответствии с нормативами ПУЭ и СНИП, но и с применением дополнительных мер по обеспечению электротехнической и пожарной безопасности.

Кроме соответствия техническим нормам, такие проекты должны обеспечивать реализацию эргономических и санитарных рекомендаций, что значительно усложняет их разработку и предполагает высокую квалификацию проектировщика.

Рассмотрим основные отличия проекта электрики детского сада от аналогичных проектов для помещений другого типа.

Нормы установки для различных помещений

Высота монтажа устройства для каждого помещения регулируется ПУЭ. Этот документ предписывает устанавливать эти электротехнические устройства следующим образом:

    Производственные помещения — устанавливать элементы электротехнической арматуры следует на высоте 0,8 — 1,0 метра. Если есть возможность осуществить подводку кабеля сверху, то высота установки может составлять 1,5 м.



Для подключения мощных электроустановок в производственных помещения используются только розетки, предназначенные для такого вида приборов.



Правильная подводка электрического кабеля, при таком варианте размещения, осуществляется по наружному кабель-каналу.





Кроме этого, необходимо соблюдать удалённость этого элемента от водозаборной арматуры, от водопроводных труб и стояка, а также полностью исключить вероятность попадания на элемент электротехнической арматуры водяных брызг.

Эргономика

В отличие от обычных общественных зданий, для детских дошкольных учреждений рекомендована особая схема освещения, учитывающая особенности психологии ребёнка и утверждённая министерством здравоохранения.
Прежде всего, везде, где это возможно, должна присутствовать естественная подсветка через окна.

Искусственное освещение проектируется таким образом, чтобы в игровых зонах световой поток был направлен сверху и обеспечивал создание реалистичных теней, а также создавал хорошую цветопередачу. Светильники должны быть безбликовые, хорошо рассеивающие свет и обладающие минимальным коэффициентом пульсации.

Важно учитывать, что перечисленные в этом разделе нормы и рекомендации должны соблюдаться не только в игровых залах, но и в других помещениях детского сада, включая лестничные клетки и прилегающие строения.

При расчёте интенсивности светового потока следует исходить из назначения функциональной зоны помещения:

  • максимальная интенсивность устанавливается для игровых помещений (не менее 400 люкс);
  • в спальных комнатах – 100 люкс;
  • в подсобных помещения и медицинских комнатах – 300 люкс.

Существенное влияние на рабочий проект электроснабжения оказывает тип светильников, применяемый для создания внутреннего и наружного освещения.

На текущий момент для этих целей могут быть использованы светильники двух типов:

  • на базе люминесцентных ламп;
  • лампы накаливания.

Ещё одним отличием электротехнического проекта детсада является необходимость соблюдать специальные нормативы при проектировании наружного освещения. Горизонтальная освещённость на внешних игровых площадках (создаваемая искусственно) должна быть не менее 10 люкс, а соотношение между минимальным и средним уровнями освещённости – не менее 0.3.

Учитывая вышесказанное, проектирование электроснабжения детских дошкольных учреждений следует выполнять на базе готового архитектурного и дизайн проектов и только в лицензированных проектных организациях, поскольку несоблюдение эргономических требований также может стать причиной отказа в согласовании.

Высота установки розеток в спальне и кабинете

В спальне можно устанавливать розетки на высоте не более 1 метра, исключением является только установка телевизора на стене, когда высота установки прибора превышает 1 метр. Для удобства подключения различных электрических приборов в спальне можно использовать монтаж электротехнического устройства непосредственно возле кровати на высоте 0,6- 0,7 метра. Рекомендуется установить по 1 розетке, по обе стороны кровати.


Размещённые на этой высоте элементы электроарматуры позволяют легко подключить светильники, которые устанавливаются на прикроватной тумбе, или любые другие электрические приборы. Высота розеток для телевизора, который планируется установить в спальне рассчитывается по следующей формуле: H= A + B/2 В данной формуле H — высота установки розетки; А — высота установки телевизора на стене; В — высота телевизора. Розетка для телевизора размещается непосредственно за электронным устройством. Если совместно с телевизором устанавливается дополнительное оборудование, которое потребует наличия дополнительной розетки, то на той же высоте, которая была рассчитана с помощью формулы, устанавливается двойная евророзетка.



Другие розетки, которые монтируются в спальне, рекомендуется размещать на высоте 30 — 40 см от уровня пола. Такой способ монтажа позволяет скрыть элементы электрической арматуры. Розетки и выключатели не добавляют помещению эстетики, поэтому размещение их в нижней части стены значительно улучшает интерьер спальни. Если розетки были установлены в советское время, то можно оставить розетки на прежней высоте, заменив, при необходимости накладные модели, внутренними устройствами. В этом случае, значительно улучшится внешний облик спальни или любой другой комнаты.

Для установки розеток в кабинете действуют такие же правила, как и для монтажа электротехнических элементов в спальне. Не рекомендуется устанавливать розетки на высоте более 1 метра. Размещать устройства следует возле рабочего стола. Если используется ИБП для компьютера, то розетки следует размещать на небольшой высоте, чтобы установленный на полу источник бесперебойного питания, можно было поместить без значительного натяжения рабочего провода, который, в большинстве случаев не превышает длины 1 метра.

Для подключения сплит-системы, наоборот, рекомендуется размещать данный элемент электротехнической арматуры на высоте около 1 метра, непосредственно под прибором.

Евростандарты на высоту установки розеток

  1. Располагаются низко и не портят интерьер комнаты.
  2. Выключить свет, при необходимости, может даже ребёнок 4 — 5 лет.

Можно сделать розетку ниже уровня стола. В этом случае очень удобно подключать электрические приборы выполняя, какие либо действия на рабочем месте. Нижнее подключение, также позволит использовать, при необходимости, удлинители меньшей длины. Устройства, установленные на небольшой высоте по стандарту евро, при наличии маленьких детей в доме, должны быть оборудованы защитными шторками. Такие устройства, после извлечения штепселя, надёжно перекрывают доступ к внутренней части розетки. Евростандарт распространяется только на жилые комнаты, если необходимо установить современные розетки на кухне, то в этом случае высота расположения элемента электротехнической арматуры должна составлять около 1 метра от уровня пола. Вне зависимости от места установки, розетки не должны располагаться ближе 10 см от дверных и оконных проёмов, а также от углов комнаты.

Как правильно устанавливать розетку видео смотрите ниже:

Какие бывают розетки и выключатели

Прежде чем говорить о местах установки розеток и выключателей, давайте рассмотрим их вид и типы исполнения. Ведь в зависимости от этого во многом меняется не только способ установки, но и требования к данным электрическим приборам.

Виды розеток

В зависимости от конструкций и номинальных параметров розетки разделяются на множество видов и типов. Эти параметры следует учитывать при покупке и монтаже розеток.



Виды розеток

  • В первую очередь, это тип розетки по способу установки. Могут быть розетки, предназначенные для скрытой и открытой проводки, а также изделия, предназначенные для наружной установки. Обычно розетки для наружной установки выпускаются для монтажа с открытой проводкой.
  • Также важным аспектом является разделение по номинальному току розетки. Обычно этим пренебрегают и в итоге получают выгоревшие розетки, а то и пожар. На данный момент выпускаются розетки под номинальный ток в 6, 10, 16 и 25А. Также можно встретить розетки на 32А, но они применяются редко, да и цена их значительно выше.
  • Ну и последним важным аспектом является наличие или отсутствие заземляющего контакта. Тут конечно выбор обусловлен вашими предпочтениями, но если вы ратуете за безопасность вашей электрической сети, то лучше выбирать розетки с подключенным заземляющим контуром.

Виды выключателей

Выбор выключателей значительно больше. Во многом это обусловлено большим разнообразием принципов включения, но и номинальные параметры при выборе отключающих устройств следует учитывать.

  • Так, если вы собрались своими руками устанавливать выключатель, обратите внимание на его номинальный ток. Он может быть 4, 6 и 10А. Более мощные выключатели встречаются значительно реже. Ведь они уже должны иметь дугогасящие контакты, что значительно усложняет их конструкцию, а если вам предлагают более мощный выключатель без оных, то долговечность такого выключателя должна у вас вызвать сомнения.

Обратите внимание! Номинальный ток выключателей в 4, 6 и 10А обусловлен не только конструктивными особенностями. Согласноп.6.2.3 ПУЭ, каждая линия группового освещения должна содержать не более 20 светильников. При этом многоламповые светильники заводского изготовления рассматриваются как один светильник. Исходя из этой нормы, выключатели на больший номинальный ток для одной группы и не нужны.



На фото представлены разнообразные розетки и выключатели

На какой высоте устанавливаются розетки в помещениях пребывания детей?

Ответ :

Согласно 6.6.30 ПУЭ, 6.6.30. Штепсельные розетки должны устанавливаться :

3. В школах и детских учреждениях (в помещениях для пребывания детей) нa высоте 1,8 м.

Согласно пункту 3.18 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89*":

3.18. Электротехнические устройства общественных зданий, а в необходимых случаях - резервные источники электроснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями СП 31-110, ГОСТ Р 50571.28 и ПУЭ.

Согласно пункту 14.35 СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий":

14.35. В школах и детских дошкольных учреждениях в помещениях для пребывания детей выключатели и розетки должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.

Коллеги!
В чем суть вопроса. Допускается ли монтаж штепсельных розеток для уборочных механизмов в коридорах д/садов, школ на высоте 0,3 м от пола? Про группы, раздевалки, учебные классы, т.е. места с постоянным пребыванием детей - все понятно, строго 1,8 м.


coverart



Vict


6.6.30. Штепсельные розетки должны устанавливаться:

2. В административно-конторских, лабораторных, жилых и других помещениях на высоте, удобной для присоединения к ним электрических приборов, в зависимости от назначения помещений и оформления интерьера, но не выше 1 м. Допускается установка штепсельных розеток в (на) специально приспособленных для этого плинтусах, выполненных из негорючих материалов.

все таки коридор, а не помещение для пребывания детей.

Речь о том, что уже все смонтировано и есть замечание по высоте установки розеток от инспектора Ростехнадзора.
Сейчас два варианта:
1. Доказать (разъяснить) инспектору, что допускается устанавливать розетки в коридорах на 0,3 (если это действительно не противоречит действующим нормам и правилам).
2. Переносить розетки на высоту 1,8. (не желательно, т.к. уже выполнена чистовая отделка)

Р.S. Работы выполнены по проекту, проект прошел все необходимые согласования и экспертизу, но все-равно, есть человеческий фактор, могли и не заметить эту ошибку. Или не ошибку? Вот в чем вопрос.


Const82


детскозащищенную - т.е. со шторками? Безусловно! Это не можно, это нужно.

Почему-то не густо с ответами.
Господа проектировщики! Неужели я ввел Вас своим вопросом в затруднительное положение?


mic


Коридор тоже место пребывания детей и ответ однозначен - 1,8 м. Во вторых: нет в ПУЭ такого понятия как детскозащищённая розетка.


kdu


практикующий инженер со стажем.

Я бы поставил на коридорные розетки УЗО с током отсечки 10мА, даже если влезть в розетку подключенную через такое УЗО даже не успеешь почувствовать ток через тело - срабатывает УЗО! Только надо УЗО выбрать не дешманское, а фирменное+розетки с заземляющим контактом+подключить УЗО по грамотной схеме. Тогда всё пучком будет.


Павел Волков


Я бы поставил на коридорные розетки УЗО с током отсечки 10мА, даже если влезть в розетку подключенную через такое УЗО даже не успеешь почувствовать ток через тело - срабатывает УЗО! Только надо УЗО выбрать не дешманское, а фирменное+розетки с заземляющим контактом+подключить УЗО по грамотной схеме. Тогда всё пучком будет.

УЗО не спасение. Вернее спасение частичное. От "два пальца в розетку" не спасает оно.

В СП сказано 31-110
14.35 В школах и детских дошкольных учреждениях в помещениях для пребывания детей выключатели и розетки должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.

а по хорошему, яб убрал, все-же заботиться о детках надо.

Проект прошедший экспертизу, скорее стадия "П" и к нему большая записка в которой, видать и указано что все розетки на высоте 1.8м.

Речь не о том, чтобы завуалировать замечание, розетки, конечно поднимем. Просто хочется докопаться до истины. Получить конкретный ответ на конкретный вопрос.
Экспертизу походил проект стадии "Р", указание ставить розетки в коридорах на h=0,3 м, было не в пояснительной записке, а в сноске на чертеже. Ошибка проектировщиков, хотя они категорически это отрицают ссылаясь на СанПин 2,4,1,1245-03:
П.2.5.11. В помещениях с постоянным пребыванием детей закрывающиеся штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола.
Типа, коридоры не являются пом. с пост. пребыванием детей.

По большому счету, мое мнение, что розетки с защитными шторками безопасны для детей. Убирать розетки, т.е. подымать на 1,8 - тоже двояко, т.к. скрыто уже никто делать не дает (сделана полностью чистовая отделка), а подымать, исполюзуя кабель-канал не этично во-первых, во-вторых, дети будут ковырять крышки коробов быстрее, чем розетку, могут пальцы прищемить.

Читайте также: