Россия на новых рубежах 7 класс краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Историческое развитие России на переломе 19 – 20 веков резко меняется, переходя к процессам индустриализации и рационализма. В фокусе интереса труды К. Маркса, основанные на теории эксплуатации. Теория В. Ленина, сконцентрирована на переделе ценностей и отмены эксплуатации.

История страны принимает трагический характер, поскольку полна идейных и классовых противоречий.

В данную эпоху были созданы причины для страшнейших войн и катаклизмов в истории человечества, поскольку большинство мировых монополистов достигли такого развития

На переломе двух веков в России подобный процесс осложнился и тем, что формирование капитала было поздним, земли осваивались и обрабатывались неравномерно, рабоче-крестьянские слои населения было бесправным, классовая разница была весьма значительной.

В России политика и общественность претерпевали очень медленные, но верные изменения. В стране господствовал сословный строй, распределение материальных благ было крайне неоднородным и неравномерным. Власть дворянства пошатнулась, поскольку к власти начали приходить крупные капиталисты, обладающие

В стране большую часть населения составляло крестьянство. Однако, под влиянием общинного землевладения, которое не приносило прежних доходов, большинство крестьян предпочло бросить земли и перейти на заработки в город. Лишь отдельные представители крестьянства выбивались в крупные землевладельцы.

Крестьянство занимало наиболее пассивную роль в политических изменениях России на рубеже 19 – 20 веков, поскольку из-за налогов и пошлин были поставлены в условия выживания, не имели образования, были привязаны к земляным наделам, которые обрабатывались без особых технических приспособлений.

Роль мелкой и средней буржуазии также была невелика, так как большинство из них была заинтересована в демонстрации лояльности самодержавной власти, кроме того, политические реформы и преобразования их мало касались.

На рубеже веков сформировалась конституционно-демократическая партия, идеей которой было создание парламента, проведение реформы судебной системы, реформы землевладения, в основу которой должна была лечь отмена выкупного платежа, отмена ненормируемого рабочего дня трудового элемента, введении норм охраны труда, регулируемых уголовным правом.

На границе 19 – 20 веков происходило столкновение интересов политических партий. Особого внимания заслуживает монархия в России в данный период. Абсолютизм уже не отвечал политическим и общественным требованиям страны, поскольку безнадежно устарел. Поскольку в стране требовались значительные изменения, большие надежды возлагались на севшего в конце 19 века на престол Николая II.

Однако и этот правитель не поддержал чаяния общественных деятелей, касающиеся ограничения власти монархии и начала демократического правления. Данный факт сформировал отрицательный образ правителя в сознании мыслящих кругов общества, что подкрепилось и той ролью, которую сыграла Россия в Первой мировой войне.

Негативные мнения общественности утвердились за счет таких явлений, как Ходынская трагедия, случившаяся накануне коронации последнего царя, Кровавое воскресенье, распутинщина, склонностью супруги императора к мистицизму.

Необходимо подробно остановиться и на таком явлении, как земства, так назывались местные органы управления. Местные общественные деятель пытались создать настоящие больницы, в сфере их внимания находились такие проблемы, как борьба с эпидемиями, создание аптек и родильных пунктов.

Интересы крупной власти и земств не совпадали, поскольку отдать под их начало все управленческие функции она не могла, из страха перед либеральным движением. Именно с земских органов управления и началась революционная деятельность, на их основе создавались полулегальные и нелегальные политические организации.

В 1917 году в России произошла революция, которая была отмечена не только переделом собственности, но и навсегда изменила общественный и политический облик страны.



5627003 5552668 5552665 5333323 5274606 4996377 4508337 4480935 4423128 4341438 4341419 4339073 4317679 3998058 3671872 3671865 3625494 3625290 3547179 3127892

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Россия занимала первое место в Европе по численности населения.


В чём проявилось вступление России в новый этап своей истории в XVII в?

В чём проявилось вступление России в новый этап своей истории в XVII в?


Что принципиально нового появилось в экономическом развитии России в XVII в?

Что принципиально нового появилось в экономическом развитии России в XVII в?


Новые явления в экономике России XVII века?

Новые явления в экономике России XVII века.


Смута в России начало XVII в?

Смута в России начало XVII в?


Что принципиально нового появилось в экономическом развитии россии в xvii в?

Что принципиально нового появилось в экономическом развитии россии в xvii в.


На рубеже XIX - XX для России были характерны экономические и социально - политические противоречия между традиционными структурами и новейшими формами капитализма?

На рубеже XIX - XX для России были характерны экономические и социально - политические противоречия между традиционными структурами и новейшими формами капитализма.

Каковы были пути их преодоления.


Назовите самые большие по численности населения страны и крупнейшие города на рубеже XVII - XVIII в?

Назовите самые большие по численности населения страны и крупнейшие города на рубеже XVII - XVIII в.


Можно ли сказать , что на рубеже 20 века в России завершилось модернизация?

Можно ли сказать , что на рубеже 20 века в России завершилось модернизация?


Ответьте на вопросы?

Ответьте на вопросы.

1)в чём проявилось вступление России в новый этап своей истории в XVII в?

2)Какие новые явления в экономике России возникли в XVII в?

3)В каком направлении развивалась политическая жизнь России в XVII в?


ПОМОГИТЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕНазовите основные направления внешней политики России на рубеже ХVI - XVII веков?

Назовите основные направления внешней политики России на рубеже ХVI - XVII веков.


Ответ : Как сравнить эти цивилизации? Выделить сходства (важность рек в развитии этих цивилизаций и развитии хозяйства) и различия (роль фараона и царя в Месопотамии, уровень самоуправления и так далее) Объяснение : Древние цивилизации Месопотамии и..


Мне кажется, что годы первой гражданской войны это с 1917 по 1922 годы.


1 смутное время было вызвано ряжом причин и фактов. Историки выделяют следующие из них пересечение династии Рюриковичей 2 царь обратился за помощью к швеции( швеция и польша тогда враждовали). Это стадо для польши удобным поводом начать открытые во..


1. Понятие 2. Причины 3. Значение 4. Итоги 5. Последствия.


21 марта - 20 апреля : людям, родившимся в этот период, покровительствует Еж, символизирующий бесстрашие. 21 апреля - 20 мая : людям, родившимся в этот период, покровительствует Слон, символизирующий упорство. 21 мая - 21 июня : людям, родившимся в..


Вальпургиева ночь. (праздник ведьм).


7. "Сон в летнюю ночь" Композитор : Феликс Мендельсон Хореограф : Фредерик Аштон. 8. "Спящая красавица" Композитор : Петр Чайковский Хореограф : Мариус Петипа.


М. Козловский Ф. Щедрин.


Речь идет о народно - освободительной войне в Казахстане, верно? В таком случае, причины будут следующими : - усиленная колонизация Казахстана Россией - активное переселение русских на территорию Казахстана - Переселенческий фонд лишал казахов земли..


Умер в 1475 г. , г. Смоленск, Смоленское княжество, Великое княжество Литовское.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

1) большая часть Правобережной Украины оказалось под властью России; 2) Османская империя признала переход в состав России Левобережной Украины и Киева; 3) были захвачены турками крепость Чигирин и город Киев; 4) прекратились набеги крымских ханов на русские земли

4. Согласно Андрусовскому перемирию:

1) к России отошла Левобережная Украина; 2) Швеция возвращала России Новгородские земли; 3) Россия получила выход в Балтийское море; 4) Россия присоединила побережье Азовского моря

5. Итоги русско-польской войны 1654-1667 гг. подвёл

1) Поляновский договор 2) Андрусовский договор 3) Зборовский мир 4) Бахчисарайский договор

6. Укажите имя казака, в 1648 г. впервые открывшего пролив между Азией и Америкой?

1) В.Д. Поярков; 2) М.В. Стадухин; 3) С.И. Дежнев; 4) Е.П. Хабаров.

7. С какой страной осложнились отношения в результате освоения русскими Приамурья?
1) Япония 2) Польша 3) Турция 4) Китай.

8. Продвижение русских в Сибирь в 17 веке связано с именем

1) Ермака Тимофеевича 2) Семена Дежнева 3) Степана Разина 4) Витуса Беринга

9. Как назывался натуральный побор, взимаемый в XVII – XVIII вв. с коренных народов Сибири и Дальнего Востока? 1) соха 2) тягло 3) пожилое 4) ясак

10. Боярин А. Л. Ордин-Нащокин был одним из известных политических деятелей в царствование 1) Бориса Годунова 2) Михаила Романова 3) Алексея Михайловича 4) Петра I

11. Первое высшее учебное заведение называлось:

1) Дворцовая академия 2) Славяно-греко-латинская академия

3) школа при Заиконоспасском монастыре 4) школа при Андреевском монастыре

12. Фактическая власть в стране после смерти царя Федора принадлежала:

1) матери Петра царице Наталье Нарышкиной 2) наставнику Петра Никите Зотову

3) родственникам Ивана Милославским 4) царевне Софье

13. Кто из перечисленных ниже художников был круп­нейшим мастером живописи XVII в.:

1) Симон Ушаков 2) Василий Поярков 3) Борис Огурцов 4) Симеон Полоцкий

14. Укажите имя знаменитого поэта XVII в.:

1) Анисим Михайлов 2) Симеон Полоцкий 3) Симон Ушаков 4) Андрей Рублев

15. В период 1687 – 1689 гг.:

1) шла Смоленская война; 2) произошло присоединение Левобережной Украины;

3) осуществлялись крымские походы; 4) разрабатывалась церковная реформа.

1) опричниками 2) самозванцами 3) воеводами 4) землепроходцами

1) появление парсуны 2) принятие закона об обязательном начальном образовании

3) начало книгопечатания 4) открытие Академии наук

18. Для русской архитектуры второй половины 17 века характерен новый тип храма:

1) в стиле московского барокко; 2) крестово-купольный; 3) в стиле рококо; 4) шатровый.

19. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII в.?

20. Какой из архитектурных памятников появился в России в 17 веке?

1) Собор Покрова на рву 2) Церковь Покрова в Филях

3) Успенский собор Московского кремля 4) Софийский собор Новгорода Великого

21. Какую должность занимал известный иконописец 17 века С.Ф. Ушаков?

1) глава Монастырского приказа 2) мастер царской Оружейной палаты

3) специалист Пушечного двора 4) мастер Монетной палаты

В1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в ответ.

А) открытие Славяно-греко-латинской академии; В) подписание Нерчинского договора с Китаем; Б) включение Левобережной Украины в состав России; Г) отмена местничества

В2. Установите соответствие между деятелями науки и искусства XVII века и их достижениями.

1) Основание Славяно-греко-латинской академии А) Симеон Полоцкий

2) Написание иконы "Спас Нерукотворный" Б) Семён Дежнёв

3) Составление первого "Чертежа реки Амур" В) Ерофей Хабаров

4) Открытие пролива между Азией и Америкой Г) Симон Ушаков

1) ясак 2) кормление 3) казак 4) острог 5) коч

В4. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков:

А) изразец б) парсуна в) слюда г) стекло д) парча

В 17 веке много нового появилось в повседневном быту богачей. Дом боярина представлял собой комплекс деревянных построек. В окна домов были вставлены пластины из _______1____. Если в первой половине 17 века главным украшением помещения была печь, выложенная разноцветными ____2____, то во второй половине века на стенах появились картины голландских и немецких художников. Посуда в богатых домах была преимущественно золотой и серебряной. Однако не меньше ценились венецианские изделия, сделанные из ___3___. Расширялся ассортимент тканей, из которых шили одежду. С Востока привозили такие ткани, как тафта и ___4___, а из западных стран поступало практичное и добротное сукно.

С1-С3. Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

С1. Назовите стиль архитектуры, о котором идёт речь в отрывке и фамилию боярского рода, в честь которого был назван данный архитектурный стиль.

С2. На основе текста назовите не менее трёх отличительных особенностей данного архитектурного стиля.

С3. Назовите два здания, построенные в XVII веке в данном архитектурном стиле.

1. Проведение какой войны относится к царствованию Михаила Федоровича?

1) Ливонской 2) Крымской 3) Семилетней 4) Смоленской

2. Какое событие из названных произошло в 1654 г.?

1) восстание раскольников в Москве 2) Переяславская рада
3) Андрусовское перемирие 4) поход В.В. Голицына на Крымское ханство

3. Руководителем национально-освободительного движения на Украине был

1) Михаил Пожарский 2) протопоп Аввакум 3) Степан Разин 4) Богдан Хмельницкий

4. Что было причиной русско-польской войны 1654-1667 гг.?

1) стремление России вернуть Ям, Копорье, Ивангород; 2) сохранение претензий Владислава на русский престол; 3) присоединение части Украины к России; 4) смерть Сигизмунда III

5. Какой из перечисленных договоров XVII в. Россия заключила со Швецией?

6. Нерчинский договор урегулировал границы России с

1) Польшей 2) Китаем 3) Турцией 4) Японией

7. Какой географический объект назван именем первопроход­ца, путешественника, казачьего атамана Семёна Дежнёва?

1) пролив между Африкой и Аравийским полуостровом; 2) пролив между Северной и Южной Америками; 3) мыс, крайняя северо-восточная оконечность Азии; 4) пролив между Азией и Северной Америкой

8. Главное развлечение царя и его двора:

1) театральные постановки; 2) выступления скоморохов; 3) ловчая и соколиная охота; 4) кулачные бои

9. В XVII в. появился новый литературный жанр:

1) летописи 2) исторические сказания 3) сатирические повести 4) жития

10. Симон Ушаков был:

1) знаменитым зодчим; 2) летописцем; 3) выдающимся мастером живописи; 4) автором русских пьес

11. Какой архитектурный стиль был распространен в России в XVII веке?

1) нарышкинское барокко; 2) ампир; 3) классицизм; 4) модерн.

12. Переяславская Рада - это:

1) орган правления присоединенными землями; 2) собрание, принявшее решение о вхождении Украины в состав России; 3) праздничное собрание, посвященное военным победам России; 4) законодательный орган, избравший на царство Михаила Романова.

13. В результате восстания стрельцов 1682 г.:

1) пришла к власти царевна Софья; 2) Петр Алексеевич стал единоличным правителем; 3) вновь на Руси стали созывать Земские Соборы; 4) подушная подать перестала распространяться на стрельцов.

14. Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров — это

1) архитекторы, приглашённые в Россию; 2) землепроходцы, открывшие новые земли;

3) основатели книгопечатания в России; 4) руководители первого ополчения во время Смуты

15. Что из перечисленного относится к внешней политике Софьи:

1) подписание Поляновского мира 2) Крымские походы В.В. Голицина

3) Андрусовское перемирие с Речью Посполитой 4) Ништадтский мир со Швецией

1) архитектурный стиль 2) живописный портрет

3) артиллерийское оружие 4) документ о наделении землей

17. Как назывались русские суда, на которых С. Дежнёв прибыл на самый восточный мыс Азии?

1) ладьи 2) кочи 3) корабли 4) парусники

18. Назовите современника царевны Софьи Алексеевны:

1) И.И. Болотников; 2) Григорий Отрепьев; 3) патриарх Филарет; 4) Симеон Полоцкий

20. В 1682-1696 гг. существовало двоевластие Петра I и ……

1) Ивана Алексеевича; 2) царицы Натальи Кирилловны;

3) царевны Софьи Алексеевны; 4) Екатерины I

21. В чье правление в России впервые появился театр?

1) М. Романова 2) Алексея Михайловича

3) Федора Алексеевича 4) в период регентства царевны Софьи

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) Смоленская война Б) Андрусовское перемирие с Речью Посполитой

В) Крымские походы Голицина Г) Столбовский мир со Швецией

В3. Установите правильное соответствие:

1) Симеон Полоцкий А) автор первой печатной азбуки

2) Василий Бурцев Б) писатель, ученый, переводчик, воспитатель царских детей

В4. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков:

А) изразец б) парсуна в) слюда г) стекло д) парча

В 17 веке много нового появилось в повседневном быту богачей. Дом боярина представлял собой ком-плекс деревянных построек. В окна домов были вставлены пластины из _______1____. Если в первой половине 17 века главным украшением помещения была печь, выложенная разноцветными ____2____, то во второй половине века на стенах появились картины голландских и немецких художников. Посуда в богатых домах была преимущественно золотой и серебряной. Однако не меньше ценились венецианские изделия, сделанные из ___3___. Расширялся ассортимент тканей, из которых шили одежду. С Востока привозили такие ткани, как тафта и ___4___, а из западных стран поступало практичное и добротное сукно.

С1-С3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.
В продолжение царствования двух первых Романовых русские подчинили себе почти всё пространство северо-восточной Азии. С необыкновенно малыми военными силами и с ничтожными затратами от государства это дело было совершено вольными удальцами, носившими вообще название казаков. По мере движения русских к востоку правительство строило остроги, которые при увеличении русского населения переименовывались в города, а в городах назначались воеводы. Сибирские туземцы не имели огнестрельного оружия, жили вразбивку и потому не могли противостоять казакам. Воеводы и подведомственные им начальники острогов имели приказание приглашать к себе туземных князьков, ласкать их, поить вином, которое чрезвычайно нравилось сибирским туземцам, и давать подарки раз-ными безделицами, особенно металлическими вещами, чтобы заохотить их вступать в подданство царю и платить ясак, состоявший в мехах.
С1. Объясните, что такое ясак.
С2. Почему, по мнению автора, народы Сибири не могли оказать достойного сопротивления казакам? Укажите две причины.
С3. Каковы были положительные последствия для народов Сибири и Дальнего Востока освоения Россией этих территорий в XVII в.? Укажите два последствия.

Читайте также: