Школьный историко краеведческий кружок

Обновлено: 04.07.2024

Пояснительная записка. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Давлекановской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Масалимовой Ирины Сергеевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в Школьной библиотеке и в школе № 7 города Давлеканово Республики Башкортостан. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 14-16 лет. Программа реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю, в течение восьми месяцев году. Итого 30 часов в год и 90 часов за три года.

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Давлекановского района Республики Башкортостан;
  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
  • Изучение прошлого и настоящего Давлекановского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Активизация поисковой деятельности учащихся.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
  • Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

  • Экскурсия.
  • Экспедиция.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Уроки.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 30 часов в год.

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей, в дом музей имени Ахияра Хакимова;
  • пешие экскурсии по городу;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • организация этнографических экспедиций по деревням Давлекановского района;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экспедиции;
  • создание и оформление этнографического уголка в школе;
  • организация работы в Центральном историческом архиве РБ и архиве общественных организаций РБ;
  • участие в российских и республиканских краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты: Программа “По малой родине моей” проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ул.Центральная, 73, с.Старый Кавдык, Ялуторовский район, Тюменская область, 627037,

тел./факс (34535) 45-135.

Руководитель: Долинская А.С.

Пояснительная записка

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческим – это сложная социально-педагогическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, сохранению и приумножению лучших традиций народа, его культурных ценностей. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории села, региона, окружающей природы, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп: 1-9 классов.

Цель музейной кружковой деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

- формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

- передача жизненного опыта от поколения к поколению;

- активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Основные направления и содержания деятельности программы

*Экскурсионное: экскурсии в музеи, по историческим местам своего района, Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

*Исследовательское: сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в районных конференциях, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях

*Архивное: ведение летописи школы, оформление и учёт материала об экспонатах, ведение архивной документации;

*Экспозиционная: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных стендов и витрин;

*Культмассовая работа: проведение мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов;

*Нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе экспозиционной, экскурсионной и научно — просветительской деятельности музея;

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.

Предметом изучения являются культура, быт и духовн ые традиции, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей села .

Возраст занимающихся – 6-15 лет.

Методы обучения

Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.

Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально- познавательной деятельности.

Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Формы организации работы :

литературные и исторические гостиные;

встречи с интересными людьми;

исторические игры, викторины;

проектная и исследовательская деятельность;

использование интернет – технологий;

посещение школьных музеев и музеев города;

оформление выставок, обновление экспозиций;

встречи с ветеранами войны.

Прогнозируемые результаты:

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории села, района, области, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3 ) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.

Связи с общественностью: работа со СМИ, сотрудничество с музеями других учебных заведений района, а так же с музеями города Ялуторовск.

Социальные партнеры:

Школьные музеи школ района;

Администрация с. Старый Кавдык;

Сельский Дом Культуры;

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия в музее.

Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаний подхода невозможна.

Новое время требует от учреждения форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа.

Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества.

Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. Данная программа расчитана на учащихся 5-9 классов. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач.

ВложениеРазмер
programma_kraevedcheskogo_kruzhkavozrozhdenie_na_2013-2014g.docx 30.56 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. Наше село Малое Перекопное хранит богатую историю: в нем родился и провёл детство заслуженный художник РФ Заутренников М.М, жил знаменитый соратник В.И.Чапаева –Потапов Ф.К, творили историю села замечательные люди

Учащиеся должны знать:

даты событий, термины, понятия истории родного края; исторические памятники и культовые места села; сведения о жизни и деятельности земляков уметь: анализировать исторические источники, документы; описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними; высказывать собственное суждение владеть компетенциями: коммуникативной; информационно-поисковой; рефлексивной; ·учебно-познавательной; трудовой. Кружок рассчитан на учащихся 7-9 классов. Срок реализации программы: 2013-2014 годы. Время проведения кружка среда 14.00-15.00

1 . Приобщать учащихся к истории Малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.

Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:

*Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.

*Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.

*Изучение истории и культуры России и родного края.

*Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.

-встречи с интересными людьми

-участие в конкурсах

-уход за памятниками

1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи,).

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность

Формы и методы проведения занятий:

- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1час Вводное занятие, знакомство с программой кружка .

1.Письменные источники. 4 часа

Письменные источники-знания о прошлом.

Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники.

Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

2.Школьный музей.7 часов

Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение.

Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.

3.Изучение родного края. 11 часов

Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития.

Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Работа с документами школьного музея.

4 . Военно-патриотическая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Куркинской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

ИМЕНИ В.А. КАЗАНСКОГО КУРКИНСКОГО РАЙОНА

Заместитель директора по ВР

_________ Исаматова В.Г.

__________ Страшко Е.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Киряева Людмила Анатольевна,

учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Куркинской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.

Данная программа является образовательной, имеет туристско-краеведческую направленность.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю, в год 68 часов. Возраст учащихся 11-16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные

Цели программы:

Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;

сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

Изучение прошлого и настоящего Куркиского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.

Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.

Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

Активизация поисковой деятельности учащихся.

Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

краеведение в области литературы и искусства.

Формы проведения занятий:

Работа с архивными данными, получение информации через архивы.

Работа с документами.

Методы работы:

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство

“малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий:

Программа реализуется в течение одного года: 2 часа в неделю (68 часов в год).

Механизм реализации программы:

организация экскурсий в краеведческие музеи;

пешие экскурсии по селу;

оформление собранных материалов;

участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах.

Что должен знать и уметь учащийся:

Знать:

- основные даты, связанные с историей села, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.

Уметь:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

- проводить экскурсии по музею;

- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;

-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;

- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- работать с техническими средствами;

Прогнозируемые результаты:

В процессе работы кружка накопится определенный опыт, материал в виде стендов, фотоматериале, разработок по проведению вечеров. Итогами работы кружка на отдельных этапах является выпуск исторических газет, карт, схем, рукописных материалов по истории родного края, которые будут использоваться в школе и находится в краеведческом музее, использоваться в учебно-воспитательной работе.

Читайте также: