Мужество творить краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Написанная в 1975 году, книга одного из основателей экзистенциальной психологии откликается на самые современные события.

Написанная в 1975 году, книга одного из основателей экзистенциальной психологии откликается на самые современные события. Например, наше общество горячо обсуждает, нужно ли охранять религиозные святыни от посягательств, а Ролло Мэй дает свой ответ: «Большинству людей трудно принять истину о связи бунта и религии. И здесь содержится. парадокс. Ведь в итоге не будет вознагражден ни тот, кто поет гимны религии, ни тот, кто более всех набожен. Скорее, награды удостоится бунтарь… Иисус был бунтарем, и за это его распяли. Жанна Д’Арк была бунтовщицей, и за это ее сожгли на костре. Эти люди, как и сотни им подобных, подверглись остракизму своих современников, но последующие поколения их уважали и почитали за тот творческий вклад, который они внесли в развитие культуры – философии, этики, религии…. Их знание, которое стало причиной их смерти, подняло уровень духовности и этики современного им общества.

Перевод c английского Станислава Плотникова.

Материалы по теме

Новое на сайте

Сегодня читают

Psychologies приглашает

Psychologies в cоц.сетях

iPhone/iPad-версия журнала

Интерактивная версия журнала для iPad, iPhone, iPod и Android

Журнал Psychologies

Ваш любимый журнал в обычном и travel-форматах

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-82353, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 23.11.2021 г.

Все права защищены. Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается. 16+

Ролло Мэй - Мужество творить

Ролло Мэй - Мужество творить краткое содержание

В своей книге известный психоаналитик и один из ведущих представителей американской экзистенциальной школы анализирует сложный психологический механизм создания произведений искусства.

Мужество творить - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Приветствую тебя, жизнь!

Я ухожу, чтобы в миллионный раз

познать неподдельность опыта

и выковать в кузнице моей души

несотворенное сознание моего народа.

Всю жизнь меня волновал вопрос о природе творчества. Почему оригинальные идеи в науке и искусстве "выскакивают" из бессознательного в то, а не иное мгновение? Какова связь между талантом и творческой деятельностью или между творчеством и смертью? Почему мы получаем удовольствие, когда смотрим пантомиму или танец? Как удалось Гомеру облечь в поэтическую форму столь монументальное событие, как Троянская война, и сделать свою поэму этическим руководством для всей греческой цивилизации?

Я задавал себе все эти вопросы не как посторонний, а как человек, который сам причастен к науке и искусству. Я задавал их себе из чистого любопытства, наблюдая, например, как художник, смешав два цвета, вдруг получает третий цвет. Благодаря какому уникальному свойству человек на мгновенье отвлекся от убийственной эволюционной гонки для того, чтобы на скальных стенах пещеры Ласко или Альтамиры нарисовать прекрасных красно-коричневых оленей и бизонов, которые через столько лет продолжают вызывать у нас восхищение и трепет? На минуту предположим, что чувство красоты само по себе является путем к достижению истины. Предположим, что красота — этим словом пользуются физики, описывая свои открытия, — ключ к истинному пониманию реальности. Тогда, может быть, прав был Джойс, говоря, что художники создают "несотворенное сознание своего народа"?

На страницах этой книги я изложил некоторые свои размышления. Первоначально это был цикл моих лекций, прочитанных в различных университетах. Я всегда сомневался, стоит ли их публиковать, потому что они создают впечатление незавершенности: тайна творчества всегда остается неразгаданной. В конце концов я понял, что этой "незавершенности" нельзя избежать, поскольку она имманентна творческому процессу. Кроме того, многие из тех людей, которые слушали мои лекции, советовали мне их опубликовать.

Названием я обязан книге Пауля Тиллиха "Мужество быть", которому выражаю свою признательность и искреннюю благодарность. Но быть нельзя в пустоте. Наше бытие выражается в творчестве. Творчество — необходимый результат бытия. Творчество требует мужества. На этот факт редко обращают внимание при обсуждении проблемы творчества, а еще реже пишут об этом.

В завершение я хотел бы выразить благодарность тем своим друзьям, которые прочитали рукопись и с которыми мы обсудили ее в деталях и в целом. Это Эн Хайд, Магда Денес и Элинор Роберте.

Работа над этой книгой доставила мне необыкновенное удовольствие — ведь у меня была возможность еще раз поразмышлять над всеми содержащимися в ней вопросами. Надеюсь, что и читателям чтение этой книги доставит такое же удовольствие.

МУЖЕСТВО ТВОРИТЬ

Мы живем в такое время, когда умирает старая эпоха, а новая еще не родилась. Это становится очевидным, если присмотреться к радикальным изменениям, происходящим в сексуальных нравах, в институте брака, в модели семьи, в образовании, религии, технике и во многих других областях человеческой жизни. А за всем этим маячит угроза атомной катастрофы, которая хотя и отдалилась, но никуда не исчезла. Для того, чтобы сохранить восприимчивость в этом веке неопределенности, действительно требуется мужество.

Нам приходится выбирать. Если мы поддадимся панике и страху, ощущая, что основы нашей жизни рушатся, то, потрясенные потерей привычных точек опоры, мы будем вынуждены покориться охватившему нас параличу и апатией закамуфлировать недостаток собственной активности. При этом мы добровольно откажемся от шанса участвовать в формировании будущего. Мы потеряем существенное свойство человечества — возможность сознательно влиять на развитие общества. Тем самым мы капитулируем перед слепой машиной истории и потеряем шанс на создание в будущем эгалитарного и гуманного общества.

А может быть, перед лицом радикальных перемен мы должны решиться на мужество непременно сохранить свою восприимчивость, сознание и ответственность? Может быть, нам все же следует хотя бы попытаться сознательно участвовать в создании нового общества? Надеюсь, что мы решимся поступить именно так, — и на этом убеждении основываются мои выводы.

Жизнь заставляет нас все время создавать что-то новое, вступать на ничейную землю, входить в лес, где нет проторенных тропинок, откуда до сих пор никто не возвращался, а значит, некому стать нашим проводником. Такое состояние экзистенциалисты называют страхом перед ничто. Жить будущим — значит совершить прыжок в неизвестное, а это требует определенного мужества, на которое решатся лишь немногие.

Что такое мужество

Понимаемое так мужество не является противоположностью отчаянию, перед лицом которого мы нередко оказываемся — как и многие в нашей стране в последние десятилетия. Кьеркегор, Ницше, Камю, Сартр утверждали что мужество — это не отсутствие отчаяния, это, скорее, способность действовать вопреки отчаянию.

Мужество состоит не только в том, чтобы проявить настойчивость — ведь творить нам предстоит совместно с другими. Но если мы не выразим своих собственных аутентичных идей, если не вслушаемся в себя, то предадим самих себя — и свое сообщество, поскольку не сможем внести своего вклада в общее дело.

Более того, мужество не следует путать с лихостью. То, что считается мужеством, нередко оказывается просто фанфаронством, маскирующим бессознательный страх, и попыткой доказать свое бесстрашие — как это было у летчиков-смертников во время Второй мировой войны. В итоге такой смельчак позволяет убить себя или становится жертвой полицейской дубинки — что трудно считать адекватным способом доказательства мужественности.

Мужество — это не просто одно из достоинств наряду с другими ценными личностными качествами — такими, как любовь или верность. Мужество — это основа всех других добродетелей и ценностей и условие их проявления. Без мужества наша любовь тускнеет и превращается в обыкновенную зависимость. Без мужества наша верность перерождается в конформизм.

Периодически в портфеле чтения нужно художественную литературу чередовать с научно-популярной. Это дает примерно такой же эффект, как на утренней гимнастике, после пробежки, занимаешься на кольцах.

В книге "Мужество творить" психотерапевт Ролло Рис Мэй

приводит Сонет 64 Шекспира :

"Все говорит, что час пробьет -

И время унесет мою отраду. "

О чем говорит Шекспир?

Дальше я наталкиваюсь на интересную версию автора.

Вот прочтите ее внимательно:

"Каждого хотя бы раз в жизни переполняли чувства щемящей тоски при виде ослепительно красивого осеннего пейзажа или прослушивания музыки. В этот момент в наше сознание проникала трусливая мысль, что было бы лучше не видеть и не слышать всего этого. так нам не пришлось бы столкнуться с пониманием неизбежного. - все что мы любим, умрет".

Осознавая свою любовь к кому-то или чему-то, мы сразу испытываем потрясение от сожаления скорой потери - жизнь быстротечна, как ни крути.

Далее автор говорит , что предшествует этому встреча, да, наша встреча с тем человеком, явлением или предметом, который определит нашу судьбу.

Именно так произошли все научные открытия и были созданы все шедевры.

Что удивило в книге? Там происходит то, что делаем мы на нашем канале "Напиши шедевр" - а именно, показываем как листок с дерева или само дерево, или фотография, или какая-то персона вызывают у нас вкус к жизни.

Автор подводит к тому, что каждого из нас ждет творчество, только вопрос, хватит ли нам мужества им заниматься. Но встреча обязательно состоится, она и решит нашу судьбу. Фатально, но доказательно.

Вот посмотрите, к чему привели встречи Сезанна и Мондриана с деревом.

1. Сезанн

"Сезанн смотрит на дерево . В его сознании начинает рождаться образ. " - пишет Мэй.

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 15 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Сама по себе эта книга - уже большое творение. Наполненная глубокими мыслями и простом и сложном, текст автора так спокойно произносится в вашей голове. Научно популярная литература в этом случае оставляет такой же эффект как художественная.

Мужество создавать себя. Мужество творить. Мужество чувствовать. Говоря о мужестве, он описывает те чувства, которые испытывает творческий человек.

Автор подводит к тому, что каждого из нас ждет творчество. Сталкиваясь с тем или иным творчеством, человек, проникающийся им, сам уже становится творцом, так пишет Ролло Мэй. Вопрос в том, хватит ли нам мужества им заниматься. Встреча творца и мира - импульс, в результате чего всегда рождается что-то новое. Творческий человек для автора - это тот, кто действует, а творчество - не просто приятно проведенное время, а способ познания. А каждое творческое открытие - это новый опыт, который требует мужества, поэтому возникает чувство "начала с нуля". Добавить абстракции (творчеству) форму - попытка сделать ее реальной и не сойти с ума.

Довольно необычное и глубокое видение творчества, которое мало с чем сравниться. Будет понятно не всем, как и любое творение, однако поистине творческий человек обязательно оценит.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Ролло Мэй Мужество творить

Мужество творить: краткое содержание, описание и аннотация

В своей книге известный психоаналитик и один из ведущих представителей американской экзистенциальной школы анализирует сложный психологический механизм создания произведений искусства.

Ролло Мэй: другие книги автора

Кто написал Мужество творить? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Ролло Мэй: Мужество творить

Мужество творить

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Ирвин Ялом: Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы

Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Ролло Мэй: Сила и невинность: в поисках истоков насилия

Сила и невинность: в поисках истоков насилия

Ролло Мэй: Любовь и воля

Любовь и воля

Александр Богданов: Приключения одной философской школы

Приключения одной философской школы

Ипполит Тэн: Философия искусства

Философия искусства

Мужество творить — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Перед нами возникает удивительный парадокс, характерный для всех видов мужества. Мы усматриваем, казалось бы, явное противоречие в том, что, начав действовать, мы должны полностью отдаться делу и в то же время осознавать, что можем совершить ошибку. Это диалектическое противоречие между убежденностью и неуверенностью свойственно высшим уровням мужества и разоблачает наивное представление, отождествляющее мужество с обыкновенным развитием.

Люди, претендующие на абсолютную истинность своих аргументов, опасны. Такая убежденность лежит в основе как догматизма, так и родственного ему, но более разрушительного фанатизма. Эта убежденность не только препятствует усвоению новой истины, но и невольно выявляет собственные бессознательные противоречия. В результате необходимо удваивать сопротивление, чтобы одолеть не только противников, но и свои бессознательные сомнения.

Каждый раз, когда я слышал от политиков из Белого Дома — например, во время слушания нашумевшего дела "Уотергейт" — фразу типа "я абсолютно убежден" или "хочу расставить все точки над i", я настораживался, поскольку эмоциональная подчеркнутость этих выражений выдавала их неискренность. Удачно написал об этом Шекспир: "По-моему, леди [т. е. политик] слишком много обещает". В подобной ситуации я чувствую ностальгию по таким лидерам, как Линкольн, который открыто признавался в своих сомнениях и так же открыто защищал свои убеждения. Мы чувствуем себя намного безопаснее, когда людей на вершинах власти, так же, как и нас, гложут сомнения, однако у них хватает мужества идти вперед. В противоположность фанатику, который отгородился от нового опыта, человек, который не боится одновременно верить и признаваться в своих сомнениях, более гибок и более скрыт для нового знания. Поль Сезанн был уверен, что открыл новый способ изображения пространства, который совершит переворот в искусстве, но все же его переполняли боль и постоянные сомнения. Отношение между самоотдачей и неуверенностью не антагонистично. Самоотдача более естественна, когда существует не без, а несмотря на сомнение.

Верить и в то же время сомневаться — это вовсе не противоречие: скорее, это залог большего уважения к истине, это осознание того, что истина всегда первична по отношению к тому, что может быть сказано или сделано. Следовательно, поиски истины — это вечный процесс. Вспомним известное высказывание, которое приписывают Лейбницу: "Я прошел бы двадцать миль, чтобы выслушать моего злейшего врага, если бы таким образом мог чему-то научиться".

Мужество творчества

Перейдем к наивысшему из всех видов мужества. Если нравственное мужество способствует уничтожению зла, мужество творчества, наоборот, направлено на создание новых форм, новых символов, новых принципов, на основе которых можно строить новое общество. Каждая профессия может требовать — и, как правило, требует — творческого мужества. В наше время и техника, и дипломатия, и бизнес, и, конечно, образование, — все находится в процессе радикальных изменений и требует отважных людей, которые смогут их оценить и определят направление их развития. Потребность в творческом мужестве прямо пропорциональна степени изменений, которым подвергаются эти профессии.

И все же непосредственно и намного раньше других открывают новые формы и символы художники: драматурги, музыканты, живописцы, хореографы, поэты, а также религиозные живописцы и поэты, которых мы называем святыми. Они представляют новые символы в виде образов: поэтических, музыкальных, пластических или драматических, — соответствующих той сфере творчества, которой они занимаются. Эти образы ими выстраданы. Символы, которые у большинства людей лишь смутно присутствуют в воображении, художники выражают в доступных восприятию образах. Воспринимая произведение искусства — допустим, квинтет Моцарта, — мы становимся его сотворцами. При этом мы создаем свой образ — что очень важно, хотя и трудно, особенно если это касается современного искусства, — и ощущаем новые эмоции. Контакт с каждым новым образом вызывает у нас впечатление, что в нас самих рождается нечто неповторимое. Поэтому восприятие музыки, живописи или других произведений искусства — такой же творческий акт, как и их создание.

Если, воспринимая художественные символы, мы хотим понять их, то мы должны отождествить себя с ними. В пьесе С. Беккета "В ожидании Годо" не содержится никаких интеллектуальных размышлений на тему невозможности взаимопонимания в наше время. Эта невозможность просто показана. Особенно ярко она видна в сцене, где Люки приказывают: "Размышляй!" — и он произносит длинную речь, которая по сути не более чем набор слов, хотя по форме напоминает философский монолог. Глубже погружаясь в пьесу, мы видим полную неспособность людей к настоящему взаимопониманию, что на сцене гораздо заметнее, чем в жизни.

Читайте также: